Изложение: Константин Дмитриевич Воробьёв. Тётка Егориха
Изложение: Константин Дмитриевич Воробьёв. Тётка Егориха
Действие
повести происходит в 1928 г. Повествование ведется от первого лица; рассказчик
вспоминает свое детство много лет спустя. Десятилетний Санька — сирота: отец
погиб на гражданской войне, мать умерла от тифа. Он живет в деревне Камышинке с
теткой Егорихой и дядей Иваном. Тетка Егориха, Татьяна Егоровна, — не родная
ему тетка, но они очень любят друг друга, и нравится им одно и то же: шептаться
по ночам, рассказывая друг другу дневные новости; хлебать борщ из миски,
наполненной до самых краев, — иначе невесело есть; они любят, чтобы все
интересное, что случается в Камышинке, длилось подольше, и не любят однодневных
праздников; любят гулянья, гармошку, хороводы. Дядя Иван, по-уличному — Царь,
Саньке доводится родным дядей, он — брат его покойной матери, однако он — не
работник, он — «шалопутный, чокнутый», и поэтому они, наверное, самые бедные в
селе. Теперь Санька понимает, что тетка и Царь были мужем и женой, однако тогда
это ему не приходило в голову, и если б он знал об этом тогда, он, наверное,
ушел бы из Камышинки, потому что такая — Царева — тетка стала бы ему чужой.
Максим
Евграфович Мотякин, по-уличному — Момич, сосед Саньки, тетки и Царя, помогает
им выжить: приносит то муки, то окорок, то меду; весной вспахивает им огород.
Момич вдов, у него взрослая дочь Настя. Дядя Иван не любит Момича, и Санька
замечает, что шалопутничает он только тогда, когда рядом Момич: тогда он
снимает портки и, обратив к тетке оголенный зад, громко и быстро кричит:
«Дяк-дяк-дяк!»
У
Момича сгорела клуня (сарай), которую тайком поджег Царь, рассердившись в
очередной раз на тетку. Момичу потушить клуню не удается, и новую клуню строят
они вдвоем с Санькой. С верху новой клуни Момич показывает Саньке мир,
окружающий Камышинку: поля с кустарниками подлесков, луга и болота, а дальше,
на западе, — нескончаемая зубчатая стена леса, которую вместе с небом, облаками
и дующими оттуда ветрами Момич называет странным словом — Брянщина. В это лето
у Саньки с пятидесятилетним Момичом завязывается дружба.
Тетку
Егориху вызывают в сельсовет, и, вернувшись оттуда, она рассказывает Саньке,
что её выбрали делегаткой от всей Камышинки и завтра на сельсоветской бричке
повезут в Лугань. В Лугани ей предлагают переехать жить в коммуну: «Все, Сань,
под духовые трубы, и ложиться, и вставать, и завтракать, и обедать», —
рассказывает тетка. На другой день за ними приезжает телега, и в последний
момент они решают взять с собой Царя: «Что он тут один будет сычевать?»
Жизнь
в коммуне оказывается не такой замечательной, как она представлялась Саньке с
теткой. На первом этаже двухэтажного барского дома в большом зале,
разгороженном двумя рядами мраморных колонн, стоят койки: справа спят женщины,
слева — мужчины, всего девятнадцать человек. Тетку назначают поваром, и она с
утра до вечера варит горох — единственную пишу коммунаров. Через некоторое
время, устав от голодной коммунарской жизни, Санька предлагает тетке вернуться
в Камышинку, но тетка считает, что возвращаться стыдно. Однако через несколько
дней в коммуне появляется Момич, и Санька с теткой, оставив в бывшем барском
доме привезенный ими сундук со своим немудрящим добром, тайком уезжают из
коммуны на Момичевой телеге. А через несколько дней возвращается домой и Царь.
На
четвертый день масленицы камышинские бабы отправляются к церкви, с которой
накануне сняли крест и на его место поставили красный флаг. Бабы кричат и
галдят: они хотят, чтобы крест вернули на место, и вдруг Санька, который тоже
прибежал на площадь, видит, что от сельсовета прямо на баб мчится всадник — это
милиционер Голуб, про которого говорят, что он никогда не бывает трезвым. Бабы
бросаются врассыпную, и только тетка остается стоять посреди площади, подняв
руки к морде голубовского коня; конь встает на дыбы, вдруг раздается выстрел,
тетка падает. Санька с криком «Голуб тетку убил!» вбегает в дом к Момичу, они
вдвоем бегут на площадь, и рыдающий Момич несет на вытянутых руках тело тетки.
На
другой день Момич с Санькой идут на кладбище и выбирают место для могилы — под
единственным на все кладбище деревом. Санька с Царем, сидя в санях по обеим
сторонам гроба, едут на кладбище, Момич всю дорогу идет пешком. Возвратившись с
похорон, Санька прячет в сундук все теткины вещи и все вещи, с теткой
связанные. Живя вдвоем с Царем, они не метут пол, не выносят помоев, и хата
быстро паршивеет.
Под
окном Момичевой хаты висит рушник и стоит блюдо с водой: теткина душа шесть
недель будет тут летать, и надо, чтобы ей было чем умываться и утираться. Момич
каждый день куда-то ездит, возвращается поздно. Потом Санька узнал, что Момич
искал в Лугани управы на Голуба, однако Голуб ему сам повстречался. Однажды,
взглянув в окно, Санька видит во дворе подводу и конных милиционеров. Когда
Момича забрали, в Камышинке было много слухов про его встречу с Голубом, но о
чем они говорили, не знал никто. Только Голуб появился в Лугани поздно ночью
связанным, а наган и саблю ею, разломанные на кусочки, милиционеры нашли потом
в Кобыльем логу.
Наступает
лето. Царь болеет. Есть в доме совсем нечего, огороды стоят непаханые. Санька
ходит по ночам на другой конец деревни воровать лук, и они с Царем едят его,
макая в соль. Однажды, вернувшись с очередной порцией лука, Санька еще на
крыльце слышит оцепенелую тишину в доме. Выложив в чулане из-за пазухи лук, он
выходит из дома и, дождавшись на выгоне восхода солнца, уходит прочь из
Камышинки.
|