Изложение: Книга моего деда Коркута
Изложение: Книга моего деда Коркута
Поэтическая
эпопея (1482)
Первая
поэма. ПЕСНЬ О БУГАЧ-ХАНЕ, СЫНЕ ДИРСЕ-ХАНА
Абдаллах
ибн Фарадж XV в.
Туркменская
литература
X. Г. Кероглы
Байындыр-хан
по давно установившейся среди огузов традиции устроил пир для беков. При этом
он приказал поставить белые шатры для тех, у кого есть сыновья, красные для
тех, у кого нет сыновей, но есть дочь, и черные шатры для бездетных беков.
Чтобы сильнее унизить последних, он велел подавать им пищу из мяса черного
барана и посадить их на черный войлок.
Так
поступили с видным беком Дирсе-ханом, который прибыл со своей дружиной на
церемонию. Он в гневе покинул ставку Байындыр-хана. Дома по совету жены
Дирсе-хан устроил пир, накормил голодающих, раздал щедрую милостыню, вымаливая
таким образом у Бога сына. У него родился сын, которого стали воспитывать так,
как было принято у знати. В пятнадцатилетнем возрасте, играя со своими
сверстниками, он вдруг увидел свирепого ханского быка, которого вели на
площадь. Его товарищи бросили игру и спрятались. Но смелый юноша ударом кулака
заставил отступить бросившегося на него разъяренного быка, а затем отрезал ему
голову. При бурном восторге огузских беков Коркут нарек его именем Бугач (Бык).
По огузской традиции отец выделил сыну наследство и дал ему бекство. Однако
дружинники Дирсе-хана, завидуя смелости юноши и власти, которой он достиг,
начали плести вокруг него интриги. Кончилось тем, что Дирсе-хан на охоте
смертельно ранил своего Бугача. Мать с трепетом ждала возвращения сына из
первого выезда на охоту; готовилась даже, по обычаю огузов, устроить пир по
этому случаю. Встретив одного лишь мужа, она бросилась к нему с расспросами и
упреками. Не получив ответа, она взяла своих сорок девушек-воительниц и
отправилась искать сына,
Юноша
лежал в крови, еле отгоняя от себя стервятников. Появился Хызыр и предупредил
его, что лекарством от ран может быть сок горных цветов, смешанный с молоком
матери, и тут же исчез. Приехала мать, увезла сына, вылечила, но все это
держала в тайне от мужа. Юноша окончательно выздоровел. Тем временем сорок
дружинников Дирсе решили покончить с самим ханом: сговорились связать его и
передать в руки врагов. Узнав об этом, жена хана обратилась к сыну, рассказала
ему о случившемся и попросила выручить отца. Бугач отправился один навстречу
злоумышленникам и настиг их на стоянке. Дирсе-хан не узнал сына, попросил у
изменников разрешения вступить в бой с юношей, с тем чтобы в случае победы они
освободили его. Те согласились. Но юноша вступил в бой с сорока изменниками,
часть из них убил, часть взял в плен, а отца освободил. Бугач-хан получил
бекство от Байындыр-хана, а Коркут сложил о нем поэму-огузнаме.
Третья
поэма. ПЕСНЬ О БАМСЫ-БЕЙРЕКЕ, СЫНЕ КАМ-БУРЫ
Увидев
сыновей беков, несущих службу на приеме у Байындыр-хана, Кам-Бура-бек сильно
загрустил: ведь у него не было сына. Присутствующие на пиру помолились Богу,
чтобы он ниспослал ему сына. Тут же другой бек сказал о своем желании иметь
дочь. Беки помолились и за него. При этом оба бека условились поженить своих
будущих детей. И вот у Кам-Бура родился сын, которого назвали Бамсы-Бейрек.
Мальчик
быстро рос и мужал. В пятнадцать лет он стал богатырем, Однажды со своими
сверстниками он отправился на охоту. К нему обратились купцы с жалобой на
разбойников. Юноша разгромил отряд разбойников и вернул купцам товары.
Примечательно
в этом эпизоде то, что юноша, проявив геройство, обрел право на инициацию по
древнейшему обычаю огузов.
Охотясь
в другой раз, Бамсы-Бейрек заметил в степи шатры, которые принадлежали
помолвленной с ним сверстнице. Деде-Коркут был послан сватом. Сыграли свадьбу,
но в первую же брачную ночь правитель крепости Байбурд напал на ставку юноши и
увел его в плен. Семнадцать лет Бамсы-Бейрек провел в темнице. Тем временем
распустили слух о его смерти, а жену вынудили согласиться на брак с другим
молодым беком. Дав согласие, она, однако, отправила купцов на поиски мужа.
Последние смогли сообщить Бамсы-Бейреку о случившемся. Бамсы-Бейреку удалось
бежать. Недалеко от темницы он обнаружил своего коня и пустился в путь. По
дороге встретил певца, который шел на свадьбу, обменяв своего коня на
музыкальный инструмент, он пришел на свадьбу, притворившись юродивым. Своими
выходками Бейрек начал забавлять людей, а потом принял участие в состязаниях по
стрельбе из лука и вышел победителем. Его выходки понравились Казану. Последний
назначил Бейрека беком свадьбы. Пользуясь этим, Бейрек отправился на женскую
половину и потребовал, чтобы невеста станцевала для него. Увидев свой перстень
на ее пальце, он открылся жене. Свадьба расстроилась. В финале Бейрек нападает
на крепость Байбурд и освобождает тридцать девять своих соратников.
Пятая
поэма. ПЕСНЬ ОБ УДАЛОМ ДУМРУЛЕ, СЫНЕ ДУХА-КОДЖИ
Некий
Делю Думрул, сын Духа-коджи, построил мост над безводным руслом реки и взимал
по тридцать три деньги с тех, кто проходил по мосту, и по сорок — с тех, кто не
проходил по нему. Он похвалялся, что нет и не было человека, равного ему по
силе. Однажды у моста остановилось кочевье. И был среди пришельцев больной
джигит, который вскоре скончался. Поднялся плач по нему. Прискакал к кочевью
Делю Думрул и спросил, кто убийца джигита. Узнав, что юношу лишил жизни
«краснокрылый Азраил», он расспросил о нем и потребовал от Бога, чтобы тот
послал к нему Азраила помериться с ним силой. Он хотел наказать его так, чтобы
тот больше не осмеливался лишать молодых людей жизни.
Богу
не понравилась дерзость Делю Думрула, и он приказал Азраилу отнять у Делю
жизнь. Как-то Делю Думрул сидел со своими сорока джигитами и распивал вино.
Вдруг появился Азраил. Вне себя от ярости, бек заорал на него, вопрошая, как
это он, такой безобразный, явился к нему без предупреждения. Узнав, что перед
ним Азраил, Делю Думрул приказал запереть двери и бросился на него с мечом.
Азраил, превратившись в голубя, выпорхнул в окошко. Это еще больше распалило
Делю Думрула. Он взял своего орла и поскакал за Азраилом. Убив пару голубей, он
вернулся домой. И здесь перед ним вновь предстал Азраил. Испуганный конь свалил
своего седока. Тут же Азраил сел Делю на грудь и готов был лишить его жизни. На
мольбу Делю Думрула пощадить его Азраил ответил, что он всего лишь посланник
всемогущего Бога, только Бог дарует и отбирает жизнь. И это было откровением
для Делю Думрула. Он попросил Бога сохранить ему жизнь за то, что покорился.
Бог велел Азраилу оставить его в живых, однако взамен потребовал жизнь кого-то
другого. Делю Думрул отправился к своим престарелым родителям с просьбой, чтобы
кто-либо из них пожертвовал собой за него. Родители не согласились. Тогда Делю
Думрул попросил Азраила выполнить последнее его желание: зайти с ним к его
жене, чтобы отдать распоряжения перед смертью. Прощаясь с женой, Делю Думрул
велел ей выйти замуж, чтобы дети не росли без отца. Жена готова была отдать
жизнь за него. Бог, однако, не принял ее душу, а велел Азраилу лишить жизни
родителей Делю Думрула, верным же супругам обещал по сто сорок лет жизни.
Шестая
поэма. ПЕСНЬ О КАН-ТУРАЛЫ, СЫНЕ КАНГЛЫ-КОДЖИ
В
век огузов жил мудрый муж по имени Канглы-коджа. Задумал он женить своего сына
Кан-Туралы, а тот предъявил необычные требования к невесте: она должна вставать
с постели раньше, чем муж, седлать коня и садиться на него раньше, чем муж, и
прежде чем муж нападет на гяуров, она должна напасть на них и принести их
головы. Канглы-коджа предложил сыну самому искать себе невесту. Юноша объездил
весь огузский мир, но тщетно: он не обнаружил невесты по своему вкусу. Тогда на
поиски отправился его отец вместе со старейшинами, и тоже безрезультатно. И вот
старики решили отправиться в Трапезунд, у правителя которого была красавица
дочь богатырского сложения, способная натянуть двойной лук. Отец девушки
объявил, что выдаст дочь за того, кто сумеет одолеть трех зверей: льва, черного
быка и черного верблюда.
Услышав
о таких страшных условиях, Канглы-коджа решил все это рассказать сыну. «Если он
найдет в себе достаточно мужества, то пусть претендует на руку девушки, если
нет, то пусть удовлетворится девушкой из огузов», — подумал он.
Кан-Туралы
не испугали эти условия. В сопровождении сорока соратников он отправился в
Трапезунд и был принят с почестями. Юноша победил зверей. Сыграли свадьбу, но
жених решил немедленно вернуться домой и сыграть свадьбу по своим обычаям и
только тогда соединиться с возлюбленной.
По
дороге домой Кан-Туралы решил отдохнуть. Выбрали подходящее место. Юноша
заснул. Сельджан-хатун, невеста Кан-Туралы, опасаясь коварства со стороны отца,
надела на себя доспехи и стала наблюдать за дорогой, пока жених спал. Ее
опасения оправдались. Правитель Трапезунда решил вернуть обратно свою дочь и
отправил большой отряд следом за Кан-Туралы. Сельджан-хатун быстро разбудила
жениха, и они вступили в бой, во время которого она потеряла Кан-Туралы из
виду. Девушка нашла его пешего и раненного в глаз. Запекшаяся кровь ослепила
его. Они вдвоем бросились на гяуров и истребили всех. По окончании боя
Сельджан-хатун посадила на коня раненого жениха и отправилась в дальнейший
путь. По дороге Кан-Туралы, боясь опозорить себя тем, что спасся благодаря
помощи женщины, решил расправиться с Сельджан-хатун. Она, обиженная нападением
жениха, приняла бой и чуть не убила его. Затем состоялось примирение.
Кан-Туралы понял, что нашел такую девушку, которую хотел. Снова сыграли
свадьбу.
Восьмая
поэма. ПЕСНЬ О ТОМ, КАК БАСАТ УБИЛ ДЕПЕГЕЗА
Однажды
враг напал на огузов. Становище откочевало. В суматохе был обронен младенец
Аруз-коджи. Его подобрала львица и вскормила. Через некоторое время огузы
вернулись на свою стоянку. Табунщик сообщил, что ежедневно из камышовых
зарослей появляется какое-то существо, которое ходит, как человек, поражает
коней и сосет кровь. Аруз узнал в нем своего пропавшего сына, взял его домой,
но он то и дело уходил в логово льва. Наконец Деде-Коркут внушил ему, что он
человек и ему следует быть с людьми, ездить на скакунах, и дал ему имя Басат.
В
другой раз, когда огузы откочевали на летовку, пастух Аруза встретил у
источника нескольких пери, поймал одну из них, сошелся с ней, после чего пери
улетела, сообщив пастуху, чтобы тот через год пришел и забрал у нее свой
«залог». Через год, когда огузы снова прикочевали на летовку, пастух обнаружил
у того источника яркую блестящую кучу. Прилетела пери, позвала пастуха,
передала ему его «залог» и прибавила: «Ты на огузов навлек гибель».
Пастух
стал кидать в кучу камни. Но с каждым ударом она росла. У источника появились
огузские беки во главе с Байындыр-ханом. Джигиты начали бить по куче. Но она
все росла. Наконец Аруз-коджа коснулся ее шпорами, она лопнула, и из нее вышел
мальчик с одним глазом на голове. Аруз взял этого мальчика, принес к себе домой.
Пригласили нескольких кормилиц, но всех он погубил: «Раз потянул грудь, взял
все молоко, до капли; другой раз потянул, взял у нее всю кровь; третий раз
потянул, взял ее душу». Тогда стали кормить его овечьим молоком. Он рос быстро
и стал нападать на детей. Как Аруз ни наказывал его, ничего не помогало.
Наконец выгнали Депегеза из дому.
Появилась
мать-пери, надела ему на палец перстень. Вышел Депегез за пределы огузского
стана, поднялся на высокую гору и сделался разбойником. Он нападал на стада, на
людей и всех пожирал. Никто не мог сравниться с ним. Все видные огузские беки,
в том числе и всемогущий Казан, потерпели от него поражение. Тогда решили
отправить к нему Деде-Коркута для переговоров. Депегез потребовал по шестьдесят
человек ежедневно на съедение. Сошлись на том, что огузы будут давать ему по
два человека и по пятьсот баранов в день и приставят к нему двух поваров,
которые будут готовить ему пищу. Огузы отбирали людей поочередно из каждой
семьи. У одной старухи было два сына. Одного забрали, когда же очередь дошла до
второго, она взмолилась. Посоветовали ей обратиться к Басату, сыну Аруз-коджи,
который славился как богатырь. Басат согласился вступить в единоборство с
людоедом, но при первой же попытке сразиться с ним был схвачен, заключен в пещеру
и передан в руки поваров. Когда людоед спал, повара указали на единственное его
уязвимое место — глаз. Басат накалил вертел и ослепил им Депегеза. Разъяренный
людоед, чтобы поймать и наказать врага, встал у входа пещеры; выпуская баранов,
он проверял каждого из них, но Басату удалось выбраться из пещеры в шкуре
барана. Депегез еще трижды пытался побороть врага (посредством волшебного
перстня, заколдованного купола, в который он помещал Басата, и волшебного
меча), но тщетно. Наконец Басат убил людоеда его же волшебным мечом.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://infolio.asf.ru/
|