Доклад: Ипатьевский монастырь
Доклад: Ипатьевский монастырь
Ипатьевский монастырь Святой Троицы - древнейший из
сохранившихся архитектурных ансамблей Костромы. Согласно преданию татарский
мурза по имени Чет поступил на службу к московскому князю Ивану Калите и принял
православие. Чтобы окончательно подтвердить свою приверженность этой вере, он
основал в первой половине XVI века Ипатьевский монастырь. Впрочем, некоторые
ученые считают, что обитель возникла несколько раньше - в последней четверти XIII
века. В письменных источниках монастырь впервые упомянут в 1435 г. Здесь был
подписан мирный договор между враждовавшими князьями Василием Темным и Василием
Косым.
Расцвет монастыря начинается в
XVI веке. Тогда о нем вспомнили бояре Годуновы, ведущие свою родословную от
мурзы Чета. В Ипатьевской обители находились могилы предков Годуновых. После
женитьбы царя Федора Иоанновича на сестре печально известного Бориса Ирине
Годуновы выдвинулись на посты ближайших царских помощников. И тут-то им
оказалось очень кстати подтвердить древность своего происхождения и доказать,
что родовитостью они не уступают Шуйским, Романовым и другим знатным русским
семьям. В качестве доказательства мог выступать богатый монастырь с родовой
усыпальницей. И в Ипатий рекой потекли богатые подарки и денежные пожертвования
от Дмитрия Годунова, Бориса Годунова и от самого царя Федора Иоанновича. В
результате к началу XVII века во владении монастыря было больше тринадцати
тысяч десятин пахотной земли и больше четырехсот селений. По старым описям
имущества Троицкого собора Ипатьевского монастыря, в его ризнице насчитывалось
более девяноста икон, принесенных в дар Годуновыми. Началось строительство
каменных зданий, ведь до этого почти все строения в обители были деревянными.
В смутное время монахам пришлось нелегко. В 1609 г.
Ипатьевский монастырь был захвачен сторонниками Лжедмитрия I - "тушинского
вора". Мало кому из насельников удалось спастись. Но ополчение северных
русских городов в течение полугода вело осаду монастыря и, наконец, разгромило
тушинцев. К тому времени обитель уже была обнесена высокой крепостной стеной и
победа далась нелегко.
В 1613 г. монастырь стал убежищем для молодого Михаила
Романова. Здесь он укрывался от польско-литовских интервентов. Здесь же он
находился, когда был провозглашен царем, и один из братских корпусов тогда стал
временной царской резиденцией. С тех пор Романовы стали считать Ипатьевский
монастырь фамильной святыней и на протяжении своего трехсотлетнего царствования
всячески поддерживали его.
В 1913 г., через триста лет после того, как обитель
была временным пристанищем для первого из Романовых, его в последний раз
посетил последний царь - Николай II. Как нетрудно догадаться, время расцвета
монастыря близилось к концу. Впрочем, Ипатий избежал обычной участи храмов
после революции. Он не был разрушен или превращен в складские помещения. На его
территории был устроен музей-заповедник. В его помещениях расположились музеи.
Обычный для небольших городов краеведческо-исторический музей, богатая
коллекция церковной утвари и икон и даже, как ни странно, музей естествознания.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.worlds.ru
|