рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Угрозы экономической безопасности рефераты

Проблема обнищания населения признается, но совершенно игнорируется при проведении социально-экономической политики. Хотя и официально декларировалась «неприемлемость чрезмерной социальной цены ре­форм», недопустимость еще большего снижения жиз­ненного уровня населения. Однако, прави­тельство не раз отказывалось от соблюдения социальных га­рантий, произвольно секвестрировало установленные законом социальные расходы, допускало резкое ухуд­шение качества образования и здравоохранения, бро­сало на произвол судьбы нетрудоспособное население, включая миллионы детей из необеспеченных семей.

Сейчас приоритетность государственных расходов на цели социальной поддержки неуклонно снижается.  По всем отраслям социально-культурной сферы реальное финансирование сократилось за последние 7 лет в 3-4 раза, причем уменьшение расходов на эти цели опережает общие темпы экономического спада и сжатия государственного бюджета. Так доля расходов на здравоохранение в ВВП снизилась до 2.5% по сравнению с 8% в других европейских странах.

В этих социально-экономических условиях естественной реакцией населения стало снижение рождаемости. Свыше 40% семей с двумя и более детей живут в бедности, а вероятность для многодетной семьи оказаться в нищете составляет 50%. Неудивительно, что за последние 10 лет родилось почти на 6 миллионов детей меньше, чем за предшествующее десятилетие.

Из всех статей расходов федерального бюджета неуклонный и быстрый рост наблюдается лишь по одной  - расходам на обслуживание государственного долга, которые (как уже упоминалось выше) достигли четверти всего федерального бюджета.

Как видим, сохранение сверхприбылей олигархических кланов, контролирующих часть банков и сырьевых монополий, доходов алкогольной мафии представляется для правительства делом более важным, чем обеспечение национальной безопасности, минимальных социальных гарантий, спасение от голода и деградации детей, защита здоровье население и образование молодежи.

5. Физическое и духовное здоровье нации.

В бедственном положении оказались системы образования, культуры и здравоохранения вследствие резкого сокращения бюджетных ассигнований. Снизилось качество обучения в государственных общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. Наметилась тенденция к уменьшению числа студентов на тысячу населения.

Наблюдается нечто вроде культурной революции наоборот . Число театров и музеев возросло, но посещать их стали примерно вдвое меньше. Тираж книг и брошюр упал почти втрое, газет - в пять, журналов - более чем в пятнадцать раз. Сказываются приспособление населения к режиму выживания, коммерциализация культуры, размывание культурных ценностей в общественном сознании.

Здоровье нации подрывается не только в духовном, но и в прямом физическом смысле. При общем росте числа заболеваний, превысившем в 1995 году сто миллионов, произошли вспышки туберкулеза (с 50,6 до 85 тыс.), сифилиса (с 7,9 до 261,9 тыс.). Быстро нарастает потребление алкоголя, число состоящих на учете наркоманов возросло за пять лет более чем вдвое, а по сравнению с 1980 г. - вчетверо и составило в 1995 г. 72,6 тыс. человек.

Доля затрат на здравоохранение в ВВП в 5 раз ниже аналогичной доли в США. Прежняя система здравоохранения полуразрушена, новая, основанная на медицинском страховании, не создана. Ее материально-техническая база перестала развиваться, падает обеспеченность медучреждений техникой, лекарствами, средним и младшим медицинским персоналом.

6. Имущественная дифференциация населения и массовая безработица

Не снижается имущественная дифференциация населения. Доходы 10% наиболее богатых в 15  раз выше, чем у 10 процентов наиболее бедных (а в Москве в 50 раз). Для сравнения заметим, что в США и наиболее развитых странах этот показатель колеблется в пределах 1:6-8.

Стремительный раскол страны на узкий круг богатых людей и огромную массу бедных,  не уверенных в своем будущем, создает два поляризованных класса общества с разным представлением о социальной справедливости. Расстояние между ними увеличивается, а социальная база реформ укрепляется. Очевидно, что это приводит к тому, что постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов. Также предпосылки социальной напряженности создает растущий уровень безработицы. Пороговым уровнем принято считать до 10% от числа трудоспособных. По официальным данным, Россия приближается к этому порогу, но с учетом скрытой безработицы (отпуск без оплаты, неполная рабочая неделя и т.д.) реальный ее уровень составляет 13-15%.

Безработица для России явление новое, поэтому следует иметь ввиду ее моральное воздействие на население и его поступки. По данным американских ученых, рост безработицы на 1% увеличивает заполняемость тюрем на 5-7%.

7. Криминализация.

Как угрозу экономической безопас­ности России необходимо выделить криминализацию хозяйственной деятельности, вызванную ростом безработицы, сращи­ванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государ­ственного контроля.

Преступность поразила практически все сферы хо­зяйственной жизни: отношения собственности; произ­водство и распределение произведенного продукта; фи­нансовую и банковскую деятельность, сферу государ­ственного управления и внешнеэкономическую дея­тельность. Уже первый год так называемой «либерализации» экономики стал годом свободы для криминального сообщества  Годовой оборот теневой экономики в 1992 году возрос по сравнению с 1991 годом в 25 раз и превысил триллионный рубеж. Однако, тогда удельный вес теневого сектора экономики был сопоставим с аналогичными по­казателями большинства стран с развитой рыночной экономикой. А к 1996 году он уже составил 45%.

К настоящему времени рухнули последние романтические надежды либералов на возможное облагораживание «черного» рынка.

Средне­годовой прирост преступлений в сфере экономики составляет 12, 5%. С теневой экономикой в качестве рабо­тодателей и рабочей силы так или иначе связали себя примерно 60 млн. человек.

По данным на 1998 год,  в стране сохранялась сложная оператив­ная обстановка. Общий массив зарегистрированных преступлений возрос на 7, 7% и составил 2 млн. 582 тыс.

Отмечаемый в прошлом году рост зарегистрирован­ных экономических преступлений связан не только с ак­тивизацией деятельности правоохранительных органов, но и достаточно объективно отражает общую тенденцию дальнейшей криминализация финансово-хозяйственно­го комплекса. Как и в предыдущие годы, доминировали уклонения от налогообложения, противоправные сделки по вывозу сырьевых, энергетических и других невосполняемых ресурсов за рубеж.

Более половины (60, 3%) уголовно наказуемых пра­вонарушений в экономической сфере составили посяга­тельства на собственность. Треть выявленных преступ­лений против государственной власти, интересов го­сударственной службы и службы в органах местного са­моуправления связана со взяточничеством.

Медлительность и незавершенность в создании ме­ханизмов контроля и защиты новых экономических от­ношений от криминального проникновения способ­ствовали стремительному росту и качественному изменению экономической преступности.

В 1998 году выявлено 252,4 тыс. (+15,3%) экономи­ческих преступлений. Размер причиненного материального ущерба превысил 20 млрд. рублей.

Тенденции криминализации экономики наблюда­ются практически во всех ее отраслях. Наиболее уязви­мой перед преступной экспансией оказалась кредитно-финансовая сфера. Здесь выявлено 34, 1 тыс. преступле­ний (+17, 1%), причиненный ими ущерб оценивается в 7, 9 млрд. рублей.

Более 3 тыс. (+29, 4%) преступлений вскрыто во внешнеэкономической сфере. Общий ущерб, нанесенный контрабандой, составил 74, 3 млн. рублей.

На потребительском рынке вскрыто более 22,3 тыс. (+22, 7%) преступлений. Зарегистрировано почти 3, 8 тыс. преступлений, связанных с незаконным предпри­нимательством, их прирост по России составил 33%.

Выявлено 118 фактов незаконного получения кредита, 1003 — легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (1997 г. — 207).

Возросло количество фактов фальшивомонетниче­ства. Выявлено 9, 5 тыс. случаев изготовления, сбыта поддельных денег или ценных бумаг. Вскрыто 1, 6 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней.

Во исполнение Указа Президента Российской Фе­дерации «Об усилении государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта и алко­гольной продукции» и одноименного Постановления Правительства России начиная с 6 октября 1998 г. пре­кращена деятельность почти 3 тыс. подпольных цехов по производству спиртового суррогата. Из незаконного оборота изъято около 4, 5 млн. декалитров фальсифици­рованного алкоголя.

По экспертным оценкам, в сфере криминального влияния находится более 40 тыс. хозяйствующих субъектов с различными формами собственности, в том числе 1, 5 тысячи государственных предприятий, 4 тыся­чи акционерных обществ, свыше 500 совместных пред­приятий, 550 банков, почти 700 оптовых и розничных рынков. Ежегодно организуется и ликвидируется десят­ки тысяч предприятий с одноименными названиями, ложными сведениями об учредителях, владельцах, ус­тавных фондах, что позволяет им бесконтрольно осуще­ствлять нелегальные хозяйственные и финансовые опе­рации, укрывать доходы от налогообложения, не возвра­щать кредиты и т. п.

Проблема криминализации экономики страны ос­тается сегодня проблемой номер один.

В основе процессов криминализации хозяйственной жизни в стране лежит теневая экономика, то есть система экономических отношений вне правового поля государ­ства. Теневой финансовый капитал является экономи­ческой основой (базисом) организованной преступности.

Теневая экономика, как и любое социальное явле­ние, имеет две стороны. С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест, производство продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, по­вышение благосостояния общества. С другой — уклоне­ние от уплаты налогов, отмывание капиталов, перекачи­вание капиталов за границу, выведение из оборота неуч­тенных доходов и валюты. Кроме того, конкурируя с официальной экономикой, теневая экономика, имея бо­лее высокую прибыль, оказывается более эффективной и тормозит развитие официальной экономики.

В России централизованная система управления со­здала совокупность условий для появления и развития те­невой экономики и теневых капиталов. В сферу действия теневой системы хозяйства оказались вовлеченными ши­рокий круг людей, ресурсов, а также чиновники разного ранга.

На сегодняшний день в России сложилась своеоб­разная система ухода от уплаты налогов. Это занижение выручки и прибыли, расчеты через третьих лиц, исполь­зование бартера и взаимозачетов, расчеты наличными, получение необоснованных льгот, создание дочерних структур и т. п. По данным Рабочего Центра экономи­ческих реформ при Правительстве РФ, всего 1,5% оп­рошенных руководителей предприятий различных форм собственности оформляют в установленном по­рядке сделки и платят все налоги.

Предпринимательские структуры, появившиеся после экономических реформ, вынуждены были подчи­няться тем правилам, которые были приняты в теневой экономике. Господствующая в хозяйственной деятель­ности преступность навязывала им эти правила, на­правляя их на путь противозаконного получения дохо­дов, ухода от налогообложения.

Однако одна лишь поддержка теневой экономики общеуголовной преступностью не давала и не дает сей­час полной гарантии безопасности.

Решающую роль во всем мире играет активное содей­ствие теневой экономике представителей властных структур всех уровней. Исследования показывают, что теневики с первых дней параллельно с рэкетирами, а иног­да и исключительно, заключали союз с представителями силовых ведомств и местной исполнительной власти. Со временем правоохранительные органы начали активно вытеснять криминал из теневой экономики, и в настоя­щее время представители этих структур совместно с нало­говыми службами «делают крышу» практически всему крупному и среднему бизнесу. Сверхкрупный бизнес стал вотчиной правительственных чиновников и депутатов са­мого высокого ранга. Сферы влияния распределены дос­таточно четко, и срывов, как правило, не бывает.

На содержании теневого финансового капитала на­ходятся многие государственные структуры и обще­ственные организации, формирующие политику госу­дарства. Коррупция проникла во все ветви государ­ственной власти и приобрела огромный размах. Так, 87 % опрошенных оперативных работников и руководи­телей управлений по борьбе с организованной преступ­ностью указали на сращивание организованных пре­ступных формирований с властными структурами, осо­бенно с органами управления на местах, 64% — на сра­щивание с правоохранительными органами, а 31 % — с органами управления на государственном уровне.

Особенность преступности России также состоит в том, что криминальные структуры внедряют своих пред­ставителей в органы законодательной и исполнительной власти различных уровней. Это позволяет создавать обста­новку хаоса в экономике, противостоять принятию либо исполнению принятых законов. Принимаемые в законо­дательном порядке нормы хозяйствования отторгаются определенными группами законодателей, находящих «веские» причины для провала предложенных проектов, способных препятствовать криминальному экономичес­кому поведению в предпринимательстве. Одним из инди­каторов противостояния многим законодательным актам в области экономических реформ является голосование де­путатов в Госдуме, где сразу становится ясно, интересы ка­ких групп населения защищают те или иные депутатские фракции. По прогнозам различных независимых экс­пертов-социологов, политологов, организованная пре­ступность активно включилась в борьбу за места предста­вительной власти в 1995 и 1996 г. и сумела провести, по са­мым скромным оценкам, 8-10% своих представителей.

Сегодня, как представляется, выделение так назы­ваемой «теневой экономики» теряет смысл, поскольку практически криминализируется вся экономическая сис­тема, сущность которой заключается в насыщении эко­номических отношений общественно опасными мето­дами и способами (как противоправными, так и не про­тивоправными) ведения хозяйственной деятельности.

Результатом криминализации экономической сис­темы явилось подчинение экономической политики го­сударства специфическим экономическим интересам криминальных структур. Теневая экономика является тем стержнем, на котором сформировалась современная криминальная структура.

Важнейшим фактором, обусловившим криминализацию экономической жизни общества, является разру­шение механизмов государственной власти, а также проводимая социально-экономическая политика.

Потенциальная опасность криминализации эконо­мики объективно усиливалась также самой направлен­ностью реформ на развитие рыночных отношении. Эта­пу первоначального накопления капитала неизбежно сопутствует обострение криминальных явлений в эко­номической жизни общества.

Несмотря на усиление активности государства в борьбе с криминалом, результаты не дают основании для удовлетворительной оценки. Наиболее опасным яв­ляется не сам темп роста различного рода экономичес­ких преступлений (как бы впечатляюще ни выглядели конкретные цифры и примеры), а переход экономичес­кой преступности в новое качество, выражающееся во все более и более реальной угрозе экономической безо­пасности Российской Федерации.

Говоря об экономической безопасности с точки зрения воздействия на нее криминальной экономики, необ­ходимо обратить внимание на то, что экономическая пре­ступность приобрела качественно новые свойства. Лиде­ры и авторитеты криминального мира создают преступ­ные сообщества, которые активно оказывают влияние на предприятия и организации, имеющие федеральное зна­чение. Этим сообществам все в большей мере свойствен­ны жесткая централизация, четкая дисциплина. Особую тревогу вызывает существование в этих сообществах та­ких атрибутов, как разведка и контрразведка, прекрасное техническое обеспечение и наличие отрядов боевиков, в то время как ранее эти атрибуты могли быть свойственны только государству Это приводит к мысли, что крими­нальные сообщества пытаются подменить собой государ­ство, взяв на себя его функции и вместе с ними властные полномочия. Такая тенденция чрезвычайно опасна, так как ставит под угрозу существование самого государства. Иначе говоря, проблема криминализации экономики должна рассматриваться и в качестве проблемы нацио­нальной безопасности.

8. Обострение дифференциации экономического и социального развития регионов. Сепаратизм ряда субъектов Федерации.

Одной из острейших проблем экономической безопасности является обострение дифференциации экономического и социального развития, входящих в его состав территорий. Российские регионы, и ранее далеко не одинаковые по своим социально-экономическим характеристикам в условиях спада производства стремительно расслаиваются на богатые и бедные. Более 60% поступлений в доходную часть федерального бюджета обеспечивается  сейчас за счет 10-12 субъектов Федерации – доноров  федерального бюджета из 89. На эти регионы приходится около 40% оставшегося промышленного производства.

Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму составляет - 5 раз (при пороговом значении 1.5)

Без сомнения, это порождает не только экономические, но и политические последствия: нарастание сепаратизма отдельных регионов (Татарстан, Башкортостан, Якутия и т.д.), популярность идеи выхода из состава России (Северный Кавказ, «Уральская республика»)  и др. Экстраполяция  этих тенденций показывает, что они ведут к окончательному развалу единого экономического пространства России (учитывая уровень интегрированности российской экономики и неконкурентоспособность большинства ее производств на мировом рынке, это неизбежно приведет к полной экономической деградации и окончательно придаст экономике «колониальную» структуру), а затем - к распаду России на множество отдельных государств.

9. Ликвидация оборонной промышленности.

Уместно привести выдержки из доклада Лиги содействия оборонным предприятиям. «Практически в России не осталось серийного производства сложных образцов вооружения и военной техники, а есть дорогостоящие производства единичных образцов вооружения и военной техники, при этом потеряны сотни технологий, создававшиеся десятки лет. Доля современных образцов вооружения и военной техники в войсках продолжает снижаться. Если в 1995 году она составляла 30%, то к 2000 году – 10%, а к 2005 будет составлять – 5-7%. Армии НАТО и США имеют современного вооружения 60-70% от общего количества вооружения и военной техники в вооруженных силах.»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5