Реферат: Уголовное наказание
Реферат: Уголовное наказание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Уголовного права и процесса
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Уголовное
право»
На тему: Уголовное наказание
Автор работы Анчев
А. А.
Специальность: «Юриспруденция»
Группа: ЮР-06
Руководитель работы:
Работа защищена:
_______________оценка____________
Члены комиссии: ______________
______________
______________
Курск 2003
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
Глава I.
Понятия и признаки уголовного наказания
Глава II.
Система наказаний
Глава III.
Классификация наказаний
Глава IV.
Отдельные виды наказаний
Заключение
Библиографический список
Введение
Уголовное наказание является
одним из важнейших институтов уголовного права, интерес к которому проявляют не
только профессиональные исследователи, но и широкие слои населения,
материальные и процессуальные вопросы уголовного наказания регулируются
совокупностью предписаний многих отраслей права уголовного,
уголовно-процессуального, судоустройственного, гражданского,
гражданско-процессуального, уголовно-исполнительного, международного права и
т.д.). Многие вопросы понимания самого института наказания, принципов и процессуального
порядка его назначения, права и обязанности лиц, участвующих в сфере уголовного
судопроизводства, получили достаточно широкое освещение в современной
литературе. Однако, вопросам рассмотрения уголовного наказания как комплексного
института, затрачивающего различные отрасли права, уделялось незаслуженно мало
внимания. Чем более важным представляется этот вопрос в условиях действия
Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации, которые
значительно более гуманные и демократичные решают вопросы назначения и
отбывания наказания.
Наказание в уголовном праве –
явление социально-правовое. Социальное назначение наказания состоит в том, что
оно на протяжении многих лет рассматривается как одно из средств борьбы с
преступностью, специфический и весьма жесткий регулятор поведения людей,
вступающих в конфликт с уголовным законом. На различных этапах развития
человеческой цивилизации государство с помощью уголовного наказания пытается
решить по сути одно и ту же задачу – защитить общество от преступных
посягательств на наиболее важные социальные ценности, охраняемые уголовным
законом.
Социальная функция наказания
заключается в том, что в случае его применения к лицу, совершившему
преступление, может быть восстановлен нарушенный общественный порядок, заглажен
нанесенный потерпевшему вред, удовлетворена общественная потребность в
наказании виновного, устранено чувство страха и неуверенности, возникшие у
граждан в связи с совершением преступления, укреплена вера в способность
правоохранительных органов бороться с преступностью и надежно защищать интерес
человека, общества или государства.
Тема «Система и виды наказаний»
достаточно актуально в настоящее время. Эта тема очень широко обсуждается в
трудах Красикова Ю. А., Игначова А. П., Кузнецова Н. Ф., статьях Т. Чернова, В.
К. Дуюнова и другой литературе.
Глава I. Понятие и признаки уголовного наказания.
Преступление и наказание тесно
связаны. Наказание – это естественная реакция государства на совершенное
преступление. Если общественно опасные деяния не влечет за собой наказания, оно
не может считаться преступлением. Признак уголовной наказуемости – обязательный
признак понятия преступления.
В юридической литературе понятие
уголовного наказания используется в самых разных значениях: как правовое
воздействие на виновного в совершении преступления; как способ (форма)
уголовной ответственности ; как средство (орудие, инструмент) уголовно-правовой
борьбы с преступлениями; как кара (воздаяние) виновному за содеянное; как форма
(мера) государственного принуждения, применяемого в отношении виновного; как
боль (лишения, страдания), некий ущерб, причиняемый на основе судебного
приговора виновному в совершении преступления и т.д.
Согласно ст. 43 УК наказание есть
мера государственного принуждения назначаемая по приговору суда. Другими
словами наказание рассматривается как ответ государства на совершение преступления
и регламентируется… как уголовно-правовой, специфический способ правового
регулирования на преступление.
Сущность наказания состоит в его
свойстве быть материализованным выражением (формой) реагирования государства на
акт преступления поведения виновного формой осуждения, порицания виновного и
совершенного им преступления, формой, содержанием которой являются
установленные законом правоограничения, возлагаемые по приговору суда на
осужденного с целью о4казать на него требуемое психологическое и иное
предупредительное воздействие и тем вызвать положительные изменения в его
личности, чтобы в дальнейшем это лицо не совершало преступлений.
Можно выделить несколько
специфических признаков, сочетание которых и образует понятие наказания.
1. Наказание – это особая мера
государственного принуждения, отличающаяся от иных мер государственного
принуждения, отличающаяся от иных мер государственного принуждения как реакции государства
на совершение лицом правонарушения, не являющеюся преступлением
(административное, гражданско-правовое правонарушение, дисциплинарный проступок
и т.д.). Особый характер этой меры проявляется в следующем:
- наказание может быть
назначено лишь за те действия, которые предусмотрены уголовным законом в
качестве преступления (ч.с ст3, ст.14 УК РФ). Основанием применения к лицу
наказания может быть только совершение преступления. Если же лицо не совершало
преступления, то наказание не должно к нему применяться ни при каких условиях.
- наказание назначается
только по приговору суда и от имени государства. Так, в соответствии с ч.1
ст.43 Конституции РФ «каждый обвиняемый в совершении преступления считается
невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным
законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
Согласно же ч.1 ст.118 Конституции РФ « правосудие в Российской Федерации
осуществляется только судом».
Обвинительный
приговор, вынесенный от имени государства и определяющий наказание лицу,
виновному в совершении преступления, означает официальную государственную
оценку совершенного преступления и самого преступления. В связи с этим
«наказание есть государственное порицание лица, совершившего преступление».
- наказание, в отличие от
других мер государственного принуждения, влечет за собой особое правовое
последствие – судимость, которая погашается или может быть снята при
определенных условиях, указанных в уголовном законе (ст. 38 УК РФ).
2. Наказание носит строго личный
характер. Оно применяется лишь в отношении самого преступника и ни при каких
обстоятельствах не может быть переложена на других лиц (например, на родителей
несовершеннолетнего преступника).
3. Наказание всегда связано с
ограничением прав и свобод лица совершившего преступление, причиняет (или по
крайней мере способно причинить) ему определенные моральные страдания и лишает
его определенных благ (свободы, имущественных прав и т.д.). То есть по своему
объективному содержанию «наказание является уголовной карой». Любое наказание в
той или иной степени должно иметь карательное содержание.
Тяжесть наказания должна
соответствовать тяжести совершенного преступления, а в связи с этим – и
личности виновного. При этом лишения и тяготы наказания, испытываемые
осужденным, в определенной мере являются искуплением его вины «Без кары
наказание – потеряло бы всякое предупредительное значение.
Указанные признаки позволяют
отличать наказание от иных мер государственного принуждения. Так, наказание
имеет сходство с принудительным исполнением решения по гражданским делам
(последние также выносятся судом от имени государства и реализуются в
принудительном порядке). Однако взыскание по гражданскому делу выносится,
во-первых, не связи с совершением преступления, а по поводу споров
имущественного или личного неимущественного характера и, во-вторых, не влечет
уголовно-правовых последствий (например, судимости).
Содержание наказания (вид –
размер) зависит от характера притупления и степени его общественной опасности.
Характер преступления – величина постоянная. Он определяется объектом
преступления. Потому-то считается, что убийство является более тяжким
преступлением, чем причинение тяжкого вреда здоровью или изнасилование. Степень
общественной опасности преступления имеет переменный характер, хотя и является
объективной категорией. Она зависит от размера причиненного вреда.
Законодатель сам определяет
тяжесть преступления и степень общественной опасности и выражает это в санкции
– части нормы, посвященной наказанию. Кроме того, закон представляет суду право
определять степень общественной опасности конкретного преступления. Для этого
он вводит санкции с одним наказанием, но с большим диапазоном от минимума до
максимума.
При учете характера и степени
общественной опасности преступления надлежит исходить из того, что характер
общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта
посягательства, формы вины и отнесения уголовным кодексом преступного деяния к
соответствующей категории преступлений (ст.13УК РФ), а степень общественной
опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например,
степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления,
размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при
совершении преступления в соучастии).
Таким образом, уголовное
наказание – это мера государственного принуждения которая содержится в
уголовно-правовой норме и может быть применена судом только к лицу признанному
виновным в совершении преступления. Если лицо совершило не преступление, а
какое-либо иное нарушение к нему применяются другие меры правового воздействия.
Уголовное наказание является естественным последствием совершенного
преступления и должно, по общему правилу, соответствовать его тяжести и
общественной опасности.
Наказание имеет следующие
признаки:
1.
Наказание есть особая мера
государственного принуждения, которая:
- может быть назначена только за совершение лицом
деяния, предусмотренного уголовным законом в качестве преступления;
- назначается только по приговору суда и от имени
государства;
- влечет особое уголовно-правовое последствие
судимость.
2.
Наказание носит строго личный
характер.
3.
Наказание связано с ограничением
прав и свобод лица, совершившего преступление.
Глава II. Система наказаний
Реализация целей наказания в
правоприменительной деятельности суда осуществляется с помощью предусмотренного
уголовного закона перечня наказаний, которые различают по своему содержанию
характера оказываемого ими воздействия, пределом и порядку применения.
Наказания, предусмотренные в Уголовном кодексе, образуют собой определенную
систему.
Система наказаний – это
установленный уголовным законом и обязательный для суда исчерпывающий перечень
наказаний, расположенных в определенном порядке по степени их тяжести.
Систему наказаний образуют
конкретные их виды, в совокупности составляющие целостное правовое явление.
Система наказаний характеризуется следующими признаками:
1.
Система наказаний
состоит только из тех наказаний, которые предусмотрены уголовным законом.
Никакая другая мера государственного принуждения, сколь бы строгой она ни была,
не может быть отнесена к уголовному наказанию, если она не предусмотрена
уголовным законом. Ни одно наказание не может определяться произвольно; его
вид, размеры, основания и порядок применения могут быть указаны только в уголовном
законе.
2.
Перечень
наказаний, образующих систему, обязателен для суда. Осуществляя правосудие по
конкретным уголовным делам, суд связан системой наказания и не может выйти за
ее пределы, произвольно изменив основания, условия или порядок назначения тех
или иных наказаний.
3.
Наказания,
входящие в систему расположены в определенном порядке, образуя собой «лестницу
наказаний». В Уголовном кодексе РФ наказания располагаются по принципу от менее
строгого к более строгому. По этому же принципу наказания располагаются и в
альтернативных санкциях норм особенной части УК.
4.
Перечень входящих
в систему наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на каждый дынный
может система наказаний представляет собой заверенное единство. В действующем
российском уголовном законодательстве этот исчерпывающий перечень наказаний
установлен в ст. 44 УК.
Все виды наказаний обладают рядом
как общих, так и специфических черт, позволяющих классифицировать их по
различным основаниям. Вопрос о классификации – один из важнейших в проблеме
наказания: во-первых, для науки это прием, который не только вносит в изучение
систему и порядок , но и предопределяет полноту и правильность выводов
изучения; во-вторых, это существенно для разработки проблем
уголовно-исполнительного права и применения положений педагогики, психологии и
экономической науки в процессе исполнения наказания и эффективного достижения
целей. К сожалению, действующее уголовное законодательство, как и прежнее, не
дает единой классификации существующих наказаний, а в юридической литературе
этот вопрос дискутируется уже многие годы. Ряд авторов классифицируют
наказания:
- по способу сочетания наказаний – на
основные и дополнительные;
- по особенности субъектов – на
общие, назначаемые любым лицеем и специальные, назначаемые определенному кругу
лиц;
- по близости содержания – на
связанные с исправительно-трудовым воздействиям и не связанные с ним.
«Согласно другому направлению
уголовные наказания следует различать в соответствии с правовыми,
психологическими критериями». В соответствии с правовыми критериями наказание
следует различать в зависимости от степени важности и порядка их назначения; степени
суровости режимных ограничений, которые наступают для осужденных при исполнении
наказаний; особенности субъектов, которым они назначаются; возможности их
замены иными наказаниями или другими мерами правового воздействия; возможности
условных наказаний, возможности назначения их на определенных срок. С точки
зрения психологических критериев; ограничивающих либо полностью лишающего
осужденного возможности осуществлять свои политические права и свободы,
гражданские, трудовые и иные права, направленные на жизнь осужденного или на
физическую свободу его передвижения. И, наконец, с точки зрения педагогических
критериев: наказания, которым сопутствует государственное воздействие;
наказания, которые исполняются одновременно и с государственным воздействием, и
с общественным; наказания, за назначение которых должно следовать общественное
воздействие.
Существуют и другие предложения
классификации, но большинству из них либо несколько ограничены, как первое,
либо хороши лишь в теоретическом плане, как второе. С точки же зрения
практической значимости вторая градация слишком громоздка и неудобна, поскольку
не дает ни юристам, ни просто гражданам четкого понятия сути того ил иного вида
наказания. Добавим, что подобную классификацию нельзя, или, по крайней мере,
затруднительно, провести в действующем законодательстве, что также снижает ее
практическую ценность.
По мнению В. Ткаченко «оптимальна
как в теоретическом, так и практическом смысле градация по: 1) правовому
аспекту и объекту карательного воздействия – на показания, связанные и не
связанные с лишением свободы; 2) юридическому содержанию – на наказания,
связанные и не связанные с исправительно-трудовым воздействием; 3) по порядку
назначения и их юридической значимости – на основные, дополнительные и меры,
применяемые как в качестве основных, так и дополнительных. Подобная
классификация существует в уголовном законодательстве некоторых западных стран
и, думается, вполне объективно было бы ввести ее уголовную систему наказаний
нашего законодательства.
Применительно к действующему
законодательству наказаниям, связанные с лишением свободы, относятся арест,
лишение свободы на определенный срок и пожизненно. Среди остальных мер
наказания есть те, которые свободу ограничивают. Объем карательного
воздействия, присущий этим наказаниям, резко отделят их от всех иных. В ряду
обширного числа мер, не связанных с лишением свободы, особое место занимают в
настоящее время имущественные санкции и наказания, связанные с
исправительно-трудовым воздействием. Данные наказания в силу экономичности их
реализации, достижения целей исправления без изоляции от общества, а значит, и
разрыва социально-полезных связей осужденного с обществом, семьей могут оказать
в некоторых случаях более эффективное воздействие, чем наказания, сопряженное с
лишением свободы.
Важное значение имеет градация
наказаний по юридическому содержанию. К сожалению, в литературе нет единого
понятия исправительно-трудового воздействия. Не углубляясь в перечисление и
анализ каждого из определений, следует заметить, что «под
исправительно-трудовым воздействием следует понимать особый процесс
воздействия, сочетающие методы убеждения, обязательным признаком которого
является постоянный, длительный труд как основа исправления.
К наказаниям, связанным с
исправительно-трудовым воздействием (в рамках приведенного определения), по
действующему уголовному законодательству относятся: обязательные работы;
исправительные работы; ограничение свободы; лишение свободы на определенный
срок; пожизненное лишение свободы. Именно эти меры уголовного наказания связаны
с особым воспитательно-трудовым воздействием длительного, непрерывного характера.
Остальные меры наказания не сопряжены с таким процессом, поскольку они либо
являются одноактными, либо хотя и рассчитаны на длительное время, но не связаны
с применением к осужденному особых методов убеждения и принуждения, обязательно
включающих труд.
Страницы: 1, 2, 3
|