Реферат: Правовое положенние лиц, отбывающих наказание
Реферат: Правовое положенние лиц, отбывающих наказание
Введение______________________________________________________________3
Глава 1. Понятие правового
положения лиц, отбывающих наказания____________6
Глава 2. Содержание
правового статуса лиц, отбывающих наказания___________11
Глава 3. Основные
обязанности и права лиц, отбывающих наказания___________17
Заключение___________________________________________________________32
Список использованной
литературы ______________________________________36
Введение.
В Российской
Федерации активно проводится правовая реформа, в том числе реформа
законодательства, регулирующего исполнение наказаний. Основными ее этапами
являются принятие Уголовного кодекса Российской Федерации (1996 год) и
Уголовно–исполнительного кодекса Российской Федерации (1997 год),
урегулировавшего исполнение и отбывание всех наказаний, закрепленных в статье
44 Уголовного кодекса, а также иных мер уголовно – правового характера.
Принятие
Уголовно–исполнительного кодекса позволило не только расширить предмет
правового регулирования, но и кодифицировать ранее действовавшие разнородные
правовые акты, регулирующие исполнение различных видов наказания. До 1 июля
1997 года исполнение и отбывание наказания регулировали законодательные акты
бывшего СССР и РСФСР, а именно: Положение о дисциплинарном батальоне
Вооруженных сил СССР, Исправительно–трудовой кодекс РСФСР, Положение о порядке
и условиях исполнения в РСФСР наказаний, не связанных с мерами исправительно
–трудового воздействия на осужденных и другие довольно многочисленные
нормативные правовые акты министерств и ведомств.
Характеризуя новый Уголовно-исполнительный кодекс, следует отметить и то, что он разработан с учетом рекомендаций
международно-правовых актов. При противоречии между ратифицированными Российской
Федерацией международными договорами и нормами Кодекса последние должны
приводиться в соответствие с договорами.
К числу важнейших международных актов,
касающихся обращения с осужденными, относятся, в частности: Минимальные
стандартные правила обращения с заключенными, 1955 год;
Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1975 год; Концепция против
пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения
и наказания, 1984 год; Кодекс поведения должностных
лиц по поддержанию правопорядка, 1979 год; Принципы медицинской этики,
относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите
заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1982 год; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни, 1984
год; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в
отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 год; Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в
какой бы то ни было форме, 1989 год; Минимальные стандартные правила ООН в
отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), 1990
год; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990
год; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди
несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), 1990 год.
Уголовно–исполнительный
кодекс закрепил важнейшее положение уголовно – исполнительной политики
Российского государства о направленности законодательства и практики его
применения не решение задач первостепенной важности, а именно на нравственное
совершенствование личности осужденного, его исправление. Достижение именно этой
цели, при всех трудностях воспитательного процесса, позволяет с большой
степенью вероятности гарантировать правопослушное поведение осужденного во
время отбывания наказания и после освобождения от него. Именно поэтому Кодекс
расширил границы применения основных средств исправления осужденных, установив,
что они применяются практически в каждом наказании.[1]
На этом понятии основывается и перечень
основных средств исправления осужденных. К их числу относятся: установленный
порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа,
общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная
подготовка и общественное воздействие. Все это подчеркивает важность достижения
основной задачи правосудия в широком смысле - превращение бывшего преступника в
члена общества, который не будет совершать новых преступлений.
Важное значение в Уголовно – исполнительном кодексе РФ придается охране прав осужденных. Подробно
регламентируется их правовое положение, которому посвящена отдельная глава.
Законодательно закреплены как обязанности осужденных, так и их права. Детально
определяется и право на личную безопасность. Это касается также обеспечения
свободы совести и свободы вероисповедания осужденных; этого права осужденные до
недавнего времени в течение многих десятилетий вообще были лишены.
Глава
1. Понятие правового положения лиц,
отбывающих
наказания.
Лица,
попадающие в сферу регулирования отношений, возникающих при исполнении
наказания, имеют определенное правовое положение (статус). Соответственно можно
говорить о правовом положении осужденного, правовом положении персонала
учреждений и органов, исполняющих наказания, правовом положении ближних
родственников осужденного и т.д. В их числе особого внимания заслуживает
правовое положение осужденных, социально-правовое значение которого выражается
в следующем.
Лица,
отбывающие наказания, как граждане государства обладают правами и свободами
человека и гражданина, которые согласно статье 2 Конституции Российской
Федерации являются высшей ценностью. Это обуславливает наличие особых
требований к нормативным правовым актам, закрепляющим правовое положение
осужденных, к ограничениям их общегражданских прав и свобод. Кроме того, закрепление
правового положения осужденных означает одновременно установление пределов и
форм деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, иначе
говоря – гарантию обеспечения законности в деятельности персонала при
исполнении уголовных наказаний.
Исполнение
осужденными возложенных на них обязанностей и реализация принадлежащих им прав
и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания, который
составляет основу для достижения поставленных перед наказанием целей, в первую
очередь – исправление осужденных. Социально обоснованная регламентация
правового положения осужденных представляет собой важный инструмент их
правового и нравственного воспитания, привития уважения к закону, правам и
законным интересам других лиц.
Правовое
положение лиц, отбывающих наказания, в самом общем виде можно определить как
основанное на общем статусе граждан России и устанавливаемое с помощью правовых
норм положение осужденных во время отбывания уголовного наказания. Однако
приведенная формула нуждается в научном толковании, позволяющем раскрыть специфику
правового положения осужденных.
Общепринято
выделение трех видов правовых статусов личности. Это общий правовой статус
граждан, специальный правовой статус какой-либо категории граждан и
индивидуальное правовом положение гражданина. Правовое положение осужденных
представляет собой разновидность специального правового статуса, в свою очередь
подразделяемого на правовые статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний
(лишение свободы, исправительные работы и т.д.).
Отличительной
чертой специального правового статуса осужденных является то, что он базируется
на общем правовом статусе граждан России, так как осуждение лица к уголовному
наказанию не влечет лишения гражданства России и соответственно общего правового
статуса граждан нашей страны. В статье 6 Конституции прямо указывается на то,
что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или
права изменить его.
Исходя
из этого, в Законе Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от
28 ноября 1991 года не предусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к
уголовному наказанию. Более того, согласно статье 23 этого закона отбывание
уголовного наказания служит препятствием для выхода из гражданства России по
желанию осужденного.
Сохранение
гражданства Российского государства по отношению к лицам, совершившим
преступления, соответствует международным актам, закрепляющим принципы
обращения с осужденными, служит ярким примером реализации принципов
демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний. Кроме того,
его значение выражается в том, что оно, во-первых, способствует обеспечению
законности при исполнении наказания, ибо нарушения последней в любых формах их
появления неизбежно связана с ущемлением прав, законных интересов осужденных, в
том числе принадлежащих им как гражданам государства. Конкретное выражение
рассматриваемое положение находит в требовании исчерпывающего закрепления
законом ограничений общегражданских прав осужденных. В результате этого осужденным
гарантируется пользование правами граждан, не подвергшихся ограничению, в противном
случае (в случае их ограничения) – теми правами и законными интересами, которые
сохранились у осужденных в остаточном объеме.
Во-вторых,
сохраняя за осужденными гражданство, государство преследует цель повышения
воспитательного потенциала наказания, так как это позволяет не формально, а по
существу обращаться к гражданским чувствам осужденных, что усиливает
воспитательную функцию наказания. Примеры обращения к гражданским чувствам
осужденных имелись в наиболее тяжелое время для нашей страны, например, в Великую
отечественную войну. Есть такие примеры и в настоящее время. Свидетельством
этого служат случаи добровольного перечисления осужденными пожертвований в
различные благотворительные фонды, помощь во время ликвидаций последствий
стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах.
В-третьих,
сохранение гражданства означает то, что осужденный к уголовному наказанию
пользуется общегражданскими правами, а также несет обязанности, возложенные на
граждан Российской Федерации. Так, осужденные к лишению свободы пользуется без
каких-либо существенных ограничений правами в сфере наследственных,
брачно-семейных, трудовых и иных отношений.
Осужденные
– субъекты как общих, гражданских, так и специальных, присущих только условиям
отбывания наказания, отношений. В результате этого появляются специальные
права, законные интересы и обязанности осужденных. Механизм их появления
обусловлен назначением осужденному уголовного наказания – своеобразного
средства самозащиты общества против нарушений условий его существования. Наказание,
как разновидность государственного принуждения применяется к лицу, признанному
виновным в совершении преступления, в целях восстановления социальной
справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения
совершения новых преступлений (статья 43 Уголовного кодекса). Кроме этого,
государственно-принудительный характер имеют порядок и условия отбывания наказания,
а также применение к некоторым из осужденных исправительного воздействия. В
правовой форме государственное принуждение выражается в виде ограничений прав и
свобод человека и гражданина. Например, для осужденных к лишению свободы
устанавливаются ограничения в свободе передвижения, выборе места жительства и
места пребывания.
В
условиях отбывания наказания происходит не только ограничение общих прав
граждан, но и их конкретизация и дополнение. Конкретизация представляет собой
детализацию прав, свобод, обязанностей граждан в условиях отбывания наказания.
При этом конкретизация может выражаться как в уточнении субъекта прав, свобод и
обязанностей, так и в детализации их содержания. Примером могут быть права и обязанности
осужденных к лишению свободы, возникающие в связи с получением общего и
профессионального образования.
Дополнение
общих прав и свобод граждан применительно к условиям отбывания наказания
происходит за счет регулирования законом специфических отношений, не имеющих
аналога в общественной жизни и присущих только условиям отбывания наказания
того или иного вида.
По
своему содержанию правовой статус осужденных – это совокупность юридических
средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного во время
отбывания наказания. Содержание правового статуса складывается из прав,
законных интересов и обязанностей осужденных.
С
учетом изложенного правовой статус лиц, отбывающих наказания, можно определить
как закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через
совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во
время отбывания уголовного наказания того или иного вида.
Глава
2. Содержание правового статуса лиц,
отбывающих
наказания.
Как
уже отмечалось, осужденные не лишаются статуса гражданина и имеют
общегражданские права и свободы. В то же время они отбывают уголовное наказание,
содержание которого согласно части 1 статьи 43 Уголовного кодекса представляет
собой предусмотренные Уголовным кодексом лишения или ограничения прав свобод
этих лиц. Взаимодействие этих факторов определяет и содержание правового
статуса лиц, отбывающих наказания.
В
содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права, законные
интересы и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются в рамках, как
правило, уголовных и уголовно-исполнительных правоотношений. Однако, права,
законные интересы и обязанности осужденных могут возникать в отношениях,
регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных
отраслей права.
Права, законные интересы и обязанности осужденных –
это самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут быть
охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и
содержания.
Социально-правовое
значение прав осужденных заключается в укреплении режима законности при
исполнении наказания, поскольку мера свободы осужденного в свою очередь
означает меру несвободы государства по отношению к нему, придерживаться которой
– важнейшая обязанность его представителей, в данном случае – персонала учреждений
и органов, исполняющих наказания. Права осужденных, гарантированные
материально, политически, идеологически и организационно, способствуют развитию
личности осужденного, а в конечном итоге – его исправлению. Права осужденных,
провозглашенные лишь формально, углубляют существующий антагонизм между ним и
обществом, существенно отдаляют выполнение поставленных перед наказанием целей.[2]
Сущность
прав осужденного заключается в предоставлении управа моченному лицу возможности
определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации
такой возможности и соответственно степень притязания осужденного на
закрепленное правом поведение и блага определяется содержанием субъективного права,
включающим в себя: во-первых, возможность осужденного свободно пользоваться
социальными благами (питанием, вещественным довольствием) в рамках,
установленных правом; во-вторых, возможность требовать исполнения
корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персоналом учреждений
и органами, исполняющими наказания, другими субъектами уголовно-исполнительных
и иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях
к защите своего субъективного права. В статье 45 Конституции РФ гарантируется
государственная защита прав и свобод гражданина. Основываясь на указанном
принципе, защита прав осужденных обеспечивается с помощью прокурорского
надзора, международного, судебного, ведомственного и общественного контроля.
Исходя
из изложенного, субъективное право осужденного можно определить как
закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность
определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами,
обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов,
исполняющих наказания, других субъектов возникающих правоотношений.
В
качестве одного из элементов правового статуса лиц, отбывающих наказание,
необходимо рассматривать законные интересы осужденных. Социально-правовое
значение законных интересов заключается в том, что они позволяют обеспечить
дифференцированный подход к осужденным, стимулировать их исправление в процессе
отбывания наказания.
Содержание
законных интересов состоит из трех элементов.
Первый
– это стремление к получению предусмотренного законом социального блага, как
материального (например, получение дополнительных посылок и передач,
дополнительное расходование денег на приобретение продуктов питания и предметов
первой необходимости, премирование за лучшие показатели в работе и т.д.), так и
духовного (предоставление дополнительного свидания, телефонного разговора). Ряд
благ, выступающих объектом законных интересов осужденных могут иметь как
материальный, так и духовный характер (выезд за пределы мест лишения свободы,
проведение свидания за пределами исправительного учреждения и т.д.).
Объектом
законных интересов могут быть социальные блага, как существенно изменяющие
правовое положение осужденных (например, перевод на облегченные или льготные
условия отбывания лишения свободы, перевод в колонию-поселение), так и не
сопровождающиеся таковыми (оказание материальной помощи при освобождении из
мест лишения свободы).
Материальные
либо духовные блага, составляющие объект законного интереса осужденного, даны в
нормах права в виде цели, для достижения которой необходимы определенные
юридические факты. Однако для большинства законных интересов характерно то, что
в основе их реализации лежит (в числе других факторов) оценка поведения осужденного
(отношение к соблюдению режимных правил, труд, воспитательной работе,
обучению). Такая оценка осуществляется персоналом учреждений и органов,
исполняющих наказания, прокуратурой, судом и другими субъектами и участниками
уголовно-исполнительных правоотношений. Поэтому в качестве второго элемента
содержания законных интересов осужденных можно назвать возможность
ходатайствовать перед указанными управамоченными субъектами и участниками об их
соответствующих действиях, направленных на реализацию законных интересов
осужденных.
Третий
элемент – возможность обращаться к компетентным органам за защитой законных
интересов. И хотя такое обращение не предполагает автоматического
удовлетворения обращения осужденного, оно означает, что законные интересы осужденных,
как и их субъективные права, гарантированны государством.
Страницы: 1, 2, 3
|
|