рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Наказание по уголовному праву рефераты

Следует иметь в виду, что запрет занимать должности на госслужбе или в муниципальных органах либо заниматься определенной деятельностью не лишает осужденного возможности вообще работать в данном ве­домстве или в системе. Речь идет лишь о лишении права находиться на конкретных должностях (например, связанных с ответственностью за материальные ценности) или продолжать выполнять конкретные профес­сиональные функции (к примеру, врача).

Уголовный закон содержит также и указания относительно начала исчисления срока данного вида наказа­ния как дополнительного. При условном осуждении (ст. 73 УК) этот срок начинает течь с момента вступления приговора суда в законную силу. Если основным наказанием были обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, содержание в воинской дисциплинарной части либо лишение сво­боды, срок этого дополнительного наказания исчисляется с момента отбытия основного вида наказания (часть четвертая ст. 47 УК).

В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ исполнение данного вида наказания возложено на уголовно-исполнительные инспекции органа внутренних дел по месту жительства осужденного. Если же данное наказание назначено в качестве дополнительного к основному, оно исполняется той же инспекцией после отбытия основного наказания. Инспекция ведет учет осужденных, контролирует соблюдение преду­смотренного приговором запрета, проверяет выполнение предписаний приговора администрацией предпри­ятий (учреждений, организаций) по месту работы осужденного, организует проведение воспитательной рабо­ты.

Уголовно-исполнительное законодательство подробно регламентирует обязанности администрации орга­низаций по исполнению приговора, органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие определен­ными видами деятельности, исчисление сроков отбывания этого наказания и обязанности осужденных (выполнять предписания приговора, предоставлять документы, связанные с исполнением наказания, сооб­щать о месте работы или его изменении, являться в инспекцию и т.п.).

В случае злостного неисполнения должностными лицами приговора суда, применившего данное наказание, они подлежат уголовной ответственности (по ст. 315 УК).

7. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступ­ления с учетом личности виновного суд может лишить его специаль­ного, воинского или почетного звания, классного чина и государствен­ных наград.

  Суть этого вида уголовного наказания состоит, таким образом, в том, что с учетом тяжести преступления и личности осужденного суд своим приговором считает необходимым лишить осужденного либо специально­го, воинского или почетного звания, которые были присвоены ему в соответствии с профессией, занимаемом должностью, особыми заслугами в определенной области, либо государственных наград (орденов, медалей, почетных знаков и т.п.), которыми государство удостоило его за прежние достижения, заслуги, за проявлен­ные мужество и отвагу в период Великой Отечественной войны или в условиях других военных действий, или при выполнении особо важных специальных заданий. Таким своим решением суд констатирует, что осужденный совершением тяжкого или особо тяжкого преступления дискредитировал имеющиеся у него специальное или воинское звание либо государственные награды, недостоин их и должен быть их лишен. Одновременно лицо лишается и тех преимуществ или льгот, которые были связаны со званиями или награ­дами.

К специальным относятся звания, установленные в ряде ведомств и служб, осуществляющих, как правило, властные функции и полномочия: таможенная, налоговая служба, органы внутренних дел (кроме погранич­ных войск).

Складывавшаяся в период действия прежнего УК РСФСР судебная практика не относила к специальным ученые звания и ученые степени (доцент, профессор, кандидат наук, доктор наук и т.п.). По отдельным конкретным делам высшие судебные органы признавали необоснованным лишение осужденных ученой степени и внесение соответствующего представления в ВАК. В подобных случаях судам рекомендовалось направлять в ВАК лишь информацию об осуждении лица, имеющего степень или звание.

Воинскими являются звания, установленные в Вооруженных Силах Российской Федерации. На практике речь идет о лишении офицерских званий. Почетными следует считать звания, присвоенные за большие за­слуги в науке, искусстве, в конкретной сфере производственной или иной общественно-полезной деятельно­сти (например, «народный художник республики», «заслуженный деятель науки», «народный артист респуб­лики», «отличник высшей школы», «заслуженный строитель» и т.д.).

Классные чины, определяющие должностное положение и его место в служебной иерархии, установлены в некоторых специальных ведомствах (например, в прокуратуре: от младшего юриста до действительного государственного советника). В настоящее время в связи с принятием Закона «О государственной службе и го­сударственных служащих» классные чины (от референта государственной службы до действительного госу­дарственного советника РФ) вводятся для лиц, состоящих на государственной службе.

Лишение указанных в законе званий, чинов и государственных наград может применяться только как дополнительное наказание, усиливающее действие основного наказания и связанное прежде всего с моральным воздействием на осужденного.

Закон содержит ограничительные условия применения данного наказания. Во-первых, оно может быть назначено только при осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление (пп. 4 и 5 ст. 15 УК). Во-вторых, закон предписывает решать вопрос о его назначении с учетом личности осужденного. Это требование закона означает, что целесообразно применение этого наказания при весьма отрицательной характеристике личности (особая изощренность или жестокость, наиболее активная роль при совершении преступления, амораль­ное поведение до привлечения к ответственности, алкоголизм, наркомания и т.п.) либо при стечении отягчающих обстоятельств, относящихся к личности виновного (ст. 63 УК).

Порядок исполнения данного вида уголовного наказания до принятия нового нормативного акта регла­ментируется положением о порядке и условиях исполнения наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. В соответствии с ним, если по приговору осужденный лишается специального или воинского звания, копия приговора направляется органу, который присвоил это звание. По получении копии приговора, которым осужденный лишен воинского или специального звания, орган, присвоивший это звание, вносит в установленном порядке в соответствующие документы запись о лишении осужденного звания и принимает меры к лишению его всех прав и льгот, связанных с этим званием, о чем сообщает суду.

Так же, очевидно, должен решаться и вопрос о лишении осужденных классного чина. В частности, если речь идет о работнике прокуратуры, копия приговора должна направляться в Генеральную прокуратуру Рос­сийской Федерации.

Применительно к ранее действовавшему Уголовному кодексу порядок лишения специальных или воин­ских либо почетных званий был различным в зависимости от уровня органа, который присваивает соответст­вующие звания. Самим приговором суда лицо могло быть лишено тех званий, которые присваиваются не высшими органами государственной власти или высшими исполнительными органами, а руководителями министерств и ведомств, которым такое право предоставлено (к примеру, суд непосредственно может ли­шить осужденного воинского звания включительно до подполковника). В названном выше Положении пре­дусматривался также и порядок лишения государственных наград и почетных званий, которыми осужденный был награжден (или ему было присвоено почетное звание) высшими органами государственной власти или управления Российской Федерации (ранее СССР и РСФСР). В этих случаях копия приговора о лишении наград или звания направлялась в орган, который наградил осужденного государственными наградами либо присвоил ему почетное звание (например, «Герой Советского Союза»)1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Обязательные работы

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных об­щественно полезных работ, вид которых определяется органами мест­ного самоуправления.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обяза­тельных работ они заменяются ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные ра­боты, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвали­дами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пяти­десяти пяти лет, мужчинам, достигшим шестидесяти лет, а также воен­нослужащим, проходящим военную службу по призыву.

  Суть этого нового вида наказания заключается, следовательно, в принудительном привлечении осужден­ного к общественно-полезным работам. При этом лицо должно выполнять свою основную работу или учить­ся в соответствующем учебном заведении (школе, колледже, вузе и т.п.), а к работам привлекаться во время, когда оно не занято на основной работе или на учебе. Обязательные работы могут назначаться только в ка­честве основного наказания. Кроме того, они могут быть назначены взамен штрафа в случаях злостного ук­лонения осужденного от его уплаты. Содержание данного наказания является предметным проявлением принципа гуманизма, свойственного современному российскому уголовному праву. Осужденный не изолиру­ется, остается дома, в кругу семьи, на прежней работе, сохраняются все его социальные связи, что должно способствовать достижению целей наказания.

Осужденный к данному виду наказания принудительно привлекается к работе, не требующей, как прави­ло, специальной подготовки или квалификации (уборка улиц, дворов, использование осужденных в качестве разнорабочих и т.п.).

Признаками данного вида наказания являются, во-первых, обязательность работ, то есть принудительное их выполнение. Во-вторых, такие работы выполняются бесплатно, то есть осужденный не получает за неё никакого денежного вознаграждения. И, в-третьих, выполняются они в свободное от основной работы или учебы время (вечером либо в нерабочие дни, исключая государственные праздники) и по месту жительства осужденного.

Уголовный закон определяет продолжительность обязательных работ: они устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день (часть вторая ст. 50 УК).

Уголовно-исполнитсльный кодекс РФ возлагает исполнение этого наказания на уголовно-исполнительный инспекции органов внутренних дел по месту жительства осужденного. Эти инспекции ведут учет осужден­ных, согласовывают с местными органами самоуправления объекты обязательных работ, контролируют пове­дение осужденных, ведут суммарный учет отработанного времени. Осужденные обязаны соблюдать установ­ленный порядок и условия отбывания наказания, добросовестно трудиться, работать на определенных для них объектах и отработать установленный судом срок работ, ставить в известность инспекцию о перемене места жительства. Предоставление осужденному очередного отпуска по основному месту работы не приоста­навливает исполнения обязательных работ. В случаях признания осужденного инвалидом 1-й или 2-й группы либо при наступлении беременности у осужденной женщины инспекция направляет в суд представление об освобождении их от дальнейшего отбывания наказания.

Уголовным и уголовно-исполнительным законом предусмотрена также ответственность осужденных к данному виду наказания, нарушающих порядок и условия отбывания наказания и за злостное уклонение от их отбывания.

В первом случае инспекция предупреждает осужденного об ответственности за нарушение, во втором - направляет в суд материалы для привлечения к уголовной ответственности. Злостным нарушением порядка отбывания данного наказания уголовно-исполнительное законодательство признает: а) невыход на обяза­тельные работы более двух раз в течение месяца без уважительных причин; б) когда осужденный скрывается с целью уклонения от отбывания наказания.

   

 9. Исправительные работы

1. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного.

2. Из заработка осужденного к исправительным работам произво­дятся удержания в доход государства в размере, установленном приго­вором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

3. В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

     Этот вид наказания может быть назначен только в качестве основного. Исправительные работы применя­ются, как правило, когда данный вид наказания предусмотрен в санкции статьи Особенной части УК.

Сказанное в отношении обязательных работ, их социальной роли в значительной мере относится и к ис­правительным работам. И в содержании этого наказания предметно реализуется принцип гуманизма уголов­ного права. Осужденный не лишается свободы, не отрывается от дома и семьи, продолжает работать в той же организации (учреждении, предприятии), где он работал до осуждения. Это позволяет осуществлять контроль за осужденным со стороны администрации и трудового коллектива, а при благоприятных семейных условиях и со стороны близких. В то же время данный вид наказания обладает несколько большей репрессивностью сравнительно с обязательными работами, главным образом за счет ущемления материальных интересов осужденного путем удержания в доход государства части его заработка. Таким образом, карательные элементы исправительных работ состоят, во-первых, из обязательности труда осужденного в прежней или иной органи­зации. В период отбывания наказания труд осужденного носит принудительный характер. Во-вторых, как уже было сказано, это материальное воздействие - удержание части его заработка.

Указание уголовного закона на то, что исправительные работы отбываются по месту работы осужденного, не означает оставления его в прежней должности. Преступления нередко бывают связаны именно с зани­маемой должностью. Поэтому лицо может быть, а в ряде случаев и должно быть, переведено на другую должность, на иное место работы. Важно лишь то, чтобы приговор исполнялся там, где работает осужденный.

Уголовный закон устанавливает предельные сроки исправительных работ - от двух месяцев до двух лет (часть первая ст. 50 УК).

Регламентируются в законе и размеры удержаний из заработка осужденного: они установлены в пределах от пяти до двадцати процентов (часть вторая ст. 50 УК). В уголовном законе предусмотрена также ответст­венность за злостное уклонение от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам: суд в таких случаях может заменить неотбытую часть наказания ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ (часть тре­тья ст. 50 УК).

Как видно из текста закона, при замене исправработ другими, более строгими наказаниями соотношение их (кратность) определяется степенью тяжести того наказания, которым они заменяются. Поскольку наибо­лее суровым из них является лишение свободы, закон устанавливает соотношение один к трем.

Исполнение наказания в виде исправительных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции органов внугренних дел. Порядок их исполнения регулируется уголовно-исполнительным законодательством. Приговоры к исправработам обращаются к исполнению не позднее 10 дней со дня поступления в инспекцию распоряжения суда.

Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных, контролируют соблюдение ими условий от­бывания наказания и исполнение предписании приговора. Администрации по месту работы осужденного осуществляют контроль за поведением осужденных, принимают решения о приводе осужденных, не являю­щихся на регистрацию, проводят первоначальные мероприятия по розыску, применяют меры поощрения и взыскания.

Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать установленный порядок и условия отбывания наказания, добросовестно трудиться, выполнять дополнительные обязанности и запреты, наложенные на них уголовно-исполнительными инспекциями. Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться само­стоятельно либо встать на учет в центре занятости. Он не вправе отказываться от предложенной центром за­нятости работы.

Осужденный обязан сообщать в инспекцию об изменении места жительства и работы. Во время отбывания наказания осужденному администрацией предприятия, где он работает, по согласованию с инспекцией предоставляется очередной отпуск продолжительностью 18 дней. Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает возможность возложения на осужденных к данному виду наказания дополнительных обя­занностей и запретов. К их числу относятся (с учетом степени и характера опасности преступления, лично­сти осужденного, его поведения в период отбывания наказания): запрещение уходить из дома в определен­ные часы, выезжать с места жительства в выходные дни, а также в период отпуска, пребывать в определенных местах города (округа), обязанность до двух раз в месяц являться в орган внутренних дел на регистра­цию (обязанности и запреты устанавливаются на срок до 6 месяцев). В срок отбывания наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам; при длитель­ной болезни (свыше 4 месяцев) инспекция входит с представлением в суд об отсрочке исполнения наказания или освобождении от него.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6