Реферат: Перспективы развития туризма в Приморье
Реферат: Перспективы развития туризма в Приморье
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Перспектива развития туризма в Приморском крае
1.1Туристский бизнес в России,
специфика его развития на современном этапе…………………………………………………………………………….6
1.2 Региональные особенности
туристского бизнеса в Приморском крае…………….………………………………………………………………13
Глава 2.Анализ и оценка конкуренции предприятий на рынке
турфирм в Приморском крае
2.1 Конкуренция как основа рыночной
организации экономики…….…...23
2.2 Анализ
конкурентной среды и характеристика качеств услуг туристского рынка города
Владивостока…….……………………..………25
2.3
Оценка конкуренции предприятий на рынке турфирм города
Владивостока…………………………………………………………….…....31
Глава 3.Каналы распределения турпродукта в Приморском крае и
за рубежом
3.1 Факторы, определяющие общие направления развития международного туризма……………………………………………………………………..…35
3.2 Национальное достояние как
основа турпродукта……...…….……..…42
Заключение…...…………………….……………………………………………..….47
Глоссарий ключевых слов………………………………………………………….50
Список литературы……………….………………………………………….……..52
Введение
В современной обстановке,
процесс расширения контактов между странами, вызванный, прежде всего
интеграционными процессами в экономике, развитием телекоммуникаций, ростом
торговли, повышением географической мобильности и увеличением туристских
потоков, инициировал рождение беспрецедентного в истории диалога культур стран
и народов.
Туризм по праву считается
одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей
экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты и
оказывает влияние на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику
многих стран, международный туризм воздействует на их социальную, культурную и
экологическую среду.
Поэтому неслучайно, что
интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее
практически все страны мира, в том числе и Россию.
Влияние туризма на Россию
пока незначительно: оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли
и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, неразвитой
туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным
количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров. Устойчивый
миф о России, как о зоне повышенного риска привел к тому, что в настоящее время
на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.
В Приморском крае
наблюдается та же ситуация, что и по России в целом. Геополитическое положение
Приморского края определяет его ориентацию на страны АТР, которые уверенно
увеличивают свою долю в туристской системе мира по числу прибытий и уровню
доходов от туризма. Страны АТР в настоящее время являются разработчиками
наиболее современных и конкурентоспособных туристских проектов. Одним из
последних проектов является проект-TREDA. Приморскому краю, и особенно Владивостоку, отводится особая роль в
совместном проекте TREDA, цель
которого-создание межрегионального туристского центра в районе реки Туманная
силами ее участников: Приморский край, Монголия, КНДР, КНР. Владивосток призван
представлять российскую культуру для туристов, прибывающих из стран АТР и
близлежащих государств. Основные идеи этого проекта совпадают со стратегией
развития туризма в крае, которая представлена в поэтапной программе развития
туризма до 2005г. Администрация Приморского Края и Комитет по туризму
выработали основную концепцию альтернативной формы туризма как наиболее
перспективное для региона[1].
Поэтому актуальность выбранной темы работы
обусловлена необходимостью достижения основной цели: формирование каналов
распределения турпродукта в Приморском крае. В связи с этим были поставлены
следующие задачи:
- Рассмотреть перспективы развития
туризма в Приморском крае,
- Проанализировать конкурентоспособность турфирм города
Владивостока.
Практическая значимость работы заключается в разработке проекта по
созданию турфирмы, который я представлю в выпускной квалификационной работе.
Методической и
теоретической основой данной работы являются работы российских и зарубежных
авторов по теории туризма, материалы Комитета по туризму Администрации
Приморского края, публикации Американской Ассоциации Индустрии туризма и
путешествий, обобщающие многолетний опыт развития культурно-позновательного
туризма, методические разработки профессорско-преподавательского состава ИМТ.
Цель исследования и
поставленные задачи определили структуру работы, которая состоит из введения,
3-х глав, заключения и библиографии.
В первом разделе
дается характеристика и оценка современного состояния туризма в России
Приморском крае.
Во втором разделе
изучается конкурентная ситуация на рынке туруслуг города Владивостока. В главе
представлены расчеты для определения уровня конкуренции турфирм города и
делаются выводы о том, что рынок услуг в области въездного туризма совершенно
не развит и небольшая конкуренция есть.
В третьем разделе
разрабатываются предложения для развития въездного туризма в Приморье.
Глава 1. Перспектива развития туризма в Приморском крае
1.1 Туристский бизнес в России,
специфика его развития на современном этапе
Туристический бизнес является
самой динамично развивающейся отраслью мировой экономики. Современные тенденции
в развитии туризма свидетельствуют о возрастании его влияния как на мировую
экономику в целом, так и на экономику отдельных стран. Мировая практика
свидетельствует, что туристский бизнес по доходности и динамичности развития
уступает лишь добыче и переработки нефти.
Для России
развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной
средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться
без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения
иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический
бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли,
сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.
Данный бизнес привлекает
предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий
спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок
окупаемости затрат.
В ряде стран
разрабатываются государственные программы стимулирования въездного туризма,
предусматривающие льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного
режима, создание благоприятных условий для инвестиций, увеличение бюджетных
ассигнований и развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках,
подготовку кадров и т.д.
Но не везде
туризм развит. Многие страны еще пытаются достичь соответствующего уровня, в
частности Россия.
Сегодняшнее
состояние российской туристической отрасли можно определить как «состояние
неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний тур бизнес существует как
«полутеневой», с нечеткими правилами взаимодействий как между профессиональными
участниками туррынка, так и с государством.
Россия
теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, теряются
сотни тысяч потенциальных рабочих мест. Известно, что для обслуживания одного
иностранного туриста требуется около девяти человек. Тем не менее, туризм -
один из немногих развивающихся видов отечественного бизнеса. Геополитическое
положение России как части европейского, так и азиатского континента является
именно тем фактором, который позволяет сохранить ее туристскую самобытность и
привлекательность для туристов всего мира. Россия сегодня интересна туристам из
любой страны, т.к. она является местом преломления и взаимопроникновения
европейской и азиатской культур. Правда, несмотря на продолжающийся рост
туристической активности в России, влияние индустрии туризма на экономику
страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной
отрасли и сдерживается в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким
уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом
квалифицированных кадров - все это привело к тому, что в настоящее время на
нашу страну приходится менее1% мирового туристического потока, в то время как
доля туризма во многих развитых странах составляет 5-15%, а в некоторых доходит
до 50%.
В России
туристский бизнес развивается преимущественно с ориентацией на выезд.
Подавляющее большинство действующих турфирм предпочитают заниматься
направлением соотечественников за рубеж, и лишь не большая их часть работает на
привлечение гостей в Российскую Федерацию. Однако за последние годы наметилась
тенденция переориентации на въездной туризм.
По данным
Госкомстата России в первом полугодии 2000 года Российскую Федерацию посетило 9
млн. 42,1 тыс. иностранных граждан, что на 26%превышает показания аналогичного периода
прошлого года. Из стран дальнего зарубежья прибыло 340,2 тыс. человек, на 10,1%
больше, чем год назад.
По
туристским прибытиям в РФ первая десятка стран выглядит следующим образом:
Польша– 353,8 тыс. (-13,8%); Финляндия – 143,1 тыс.(+9,2%); Китай – 84,5 тыс.
(48,5%); Турция – 61,8 тыс. (в 1 раз); Германия – 57,5 тыс. (+29,8%); Испания –
29,6 тыс. (в 14 раз); Италия – 22,0 тыс. (в 2,2 раза); США – 19,6 тыс.; Франция
– 20,2 тыс.(-11,8%); Монголия – 19,9 тыс.(+21,1%).
Общее число
поездок с целью туризма сократилось почти в двое (-45,8%) в сравнении с
предыдущем годом, в основном из-за резкого сокращения турпотока из стран СНГ
(таблица 1)
Таблица 1
Распределение въездного
потока по целям поездок в I полугодии 2000 г.
[14]
Цель поездки
|
1999г.
тыс.
чел.
|
2000г.
тыс.
чел.
|
2000/1999гг.
%
|
Общий
въездной поток
Деловая
Туризм
Частная
Обслуживание
транспорта
|
7178,2
2001,1
1890,9
2701,5
|
9042,1
1309,9
1024,7
6053,8
|
+26,0
-34,5
-45,8
+124,1
|
Из
стран дальнего зарубежья
Деловая
Туризм
Частная
|
3034,4
832,1
877,3
955,5
|
3340,2
927,4
991,7
1068,0
|
+10,1
+11,5
+13,0
+11,8
|
Из
стран СНГ
Деловая
Туризм
Частная
|
4143,8
1169,0
1013,6
1746,0
|
5702,0
382,5
33,1
4985,9
|
+37,6
-67,3
-96,7
+185,6
|
Современное
развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его
организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных
и количественных характеристик.
С одной
стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное,
связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских
услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным их
несоответствием потребностям населения в туристских услугах.
С другой
стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих
самым высоким мировым стандартам. Значительное увеличение выездов россиян в
зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории
России.
По прогнозу
Всемирной Туристской Организации к 2002 году Россия может войти в первую
десятку стран – самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО,
Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости
иностранцами, что составляет 2.5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в
процентном отношении в 1999 году по сравнению с 1998 годом составил 5,23%. До
кризиса туризм был одной из наиболее доходных и динамично развивающихся
отраслей российской экономики, причем развивающийся, практически, без
государственного участия. По данным Всемирной туристской организации по доходам
от туризма Россия в 1999 году заняла 15-е место в мире, опередив Грецию,
Турцию, Бельгию и Нидерланды. По усредненным оценкам разных организаций, из-за
отсутствия статистических данных по туристскому бизнесу в России за последние
годы, к началу 1998 года в России насчитывалось 9-12 тыс. туристских
организаций. Число людей прямо или косвенно занятых в системе услуг
гостеприимства (с учетом сотрудников туристских фирм, гостиниц, аэропортов,
транспортных компаний, музеев, кафе, ресторанов и т.д.), достигло 8 млн.
человек. Объем услуг, предоставленных иностранным туристам в России в прошлом
году, оценивается, как минимум, в 1 млрд. долларов (расходы туристов на
проживание в гостиницах и других средствах размещения, питание, экскурсионное
обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и т.д.)
В настоящее
время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год (в т.ч. с целью
туризма только 2,5 млн. чел. в год- 14,3% от общего объема). В этих условиях
абсолютно правильно делать ставку на развитие туризма, как фактор, способный
решить не только многие социально-экономические проблемы страны, но и
обеспечить определенное положение России в ряду наиболее привлекательных для
туристов стран мира.
Для решения
этих проблем российское правительство 26 февраля 1996г. утвердило разработанную
ГКФТ России Федеральную программу развития туризма в российской Федерации.
Программа будет проводиться в два этапа. Первый этап рассчитан на вывод туризма
из состояния структурного кризиса, формирования правовых и организационных
механизмов его защиты, а так же предполагает развитие материальной базы в
рамках реконструкции и завершения строительства туристских объектов,
расположенных в районах с наиболее высоким туристским потенциалом.
Таким образом,
у России есть большой потенциал развития туризма, но для этого нужна огромная
поддержка государства причем, поддержка реальная в виде льгот и инвестиций.
Должна
осуществляться целенаправленная программа мероприятий по поддержке государством
туризма. Данная поддержка должна проводиться в 2-х направлениях. Первое
направление должно затрагивать систему фискальных мероприятий обеспечивающих
прямое или косвенное лоббирование экономических интересов турфирм. Второе
направление- это создание социальных условий для развития туризма.
По мнению зарубежных
экспертов, Россия могла бы принимать в год 70 - 80 млн. человек в год, что
позволило бы стране ежегодно получать около 25 млрд. долларов США, причем
большую часть в свободно конвертируемой валюте.
В иностранном туризме выделились две
составляющие:
1) обмены с бывшими
республиками СССР (страны СНГ и Балтии);
2) обмены со странами
дальнего зарубежья.
Обмены со странами СНГ и
Балтии занимают лидирующее положение в иностранном туризме РФ. Основные цели
поездок россиян в эти страны частные, т.к. сохранились родственные связи
населения. Организованный туризм развит слабо, в силу того, что в экономиках
бывших республик СССР происходят аналогичные процессы, цены на туры находятся
на уровне мировых, а качество услуг далеко от международных стандартов.
Распределение потоков по
целям в страны дальнего зарубежья и из них в Россию более равномерно.
Структура выезда и въезда
по регионам мира изменилась незначительно. Большинство обменов по-прежнему
происходит со странами Европы. Основными европейскими партнерами России по
туризму в основном являются крупные фирмы, например, немецкие TUI и LTU. TUI обслужила
8,6 млн. клиентов на 10,6 млрд. немецких марок, LTU - соответственно 6,1 млн. и
6,9 млрд. Это обстоятельство ставит отечественных туроператоров в зависимость
от иностранных партнеров, заставляет соглашаться на менее выгодные условия
сделок и на оплату услуг дополнительного звена посредников, что ведет к
повышению цен на турпродукт.
Коренные изменения произошли в
структуре потоков по странам дальнего зарубежья. До 1992 г. СССР осуществлял
туристские обмены в основном с бывшими странами СЭВ. Начиная с 1992 г.
основными и постоянными партнерами России по туризму стали Китай, Финляндия,
Польша, Турция, Германия. Независимо от целей поездок они входят в 10 основных
стран выезда граждан РФ. Необходимо отметить также, что организованные
туристские поездки в основном представляют “челночные” туры, основу программы
которых составляет посещение магазинов и оптовых баз.
Развитие “челночного”
туризма в России объясняется тем, что в сложившейся экономической ситуации в
стране в наиболее тяжелые условия наряду с отраслями инвестиционного комплекса,
производителями промышленной продукции попали и производители потребительских
товаров. В результате произошло дальнейшее нарастание дефицита товаров
народного потребления, и их импорт стал приносить большие прибыли. Кроме того,
на территории РФ действует упрощенный порядок перемещения физическими лицами
товаров через границу, не предназначенных для производственной деятельности.
Это способствует формированию значительного числа шоп-туров (60 % от всех
путешествий в страны дальнего зарубежья).
Российские “челноки”
ездят в основном в Китай, Турцию, Польшу и Финляндию, поэтому именно эти страны
лидируют в списке основных стран выезда граждан РФ с целью туризма.
За годы существования “челночный” бизнес пережил ряд
постановлений, ограничивающих его возможности. Но до сих пор остается
достаточно доходным видом деятельности. Сегодня “шоп-туры” соединяют в себе помимо
коммерческих и рекреационные цели, и это является позитивным изменением.
Туризм стал отраслью, не
мобилизующей валютные поступления в страну, а каналом утечки валюты. В
расчете на одного посетившего Россию приходится 660 долларов, а на одного
выехавшего - 1142, или в 1,7 раза больше.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|