рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Молдавское прикладное искусство рефераты

от Кишинева, у села Новые Русешты.

В конце пятого — начале четвертого тысячелетия до нашей эры в результате ассимиляции буго-днестровских племен, племен культуры линейно-ленточной керамики, а также племен культуры Боян, проникших на эти земли с Нижнего Дуная, зарождается новая жизнеспособная культура — трипольская. Просуществовала она полтора тысячелетия и достигла за это время высокого развития, каждая ступень которого характеризовалась особыми чертами.

Трипольцы были прекрасными строителями. Они сооружали не только землянки, но и наземные двух- и трехэтажные дома. Возводили их из дерева и глины. Если поселения располагались на мысах с крутыми склонами, трипольцы сначала сооружали террасы, а затем уже строили на них дома.

Кроме орудий из кремня, кости, рога, трипольские племена знали изделия из меди. Они получали ее от своих балканских соседей — племен культуры Гумельница. Мотыгами и ралами из оленьего рога трипольцы обрабатывали большие участки земли, на которой выращивали пленчатые и голозерные виды пшеницы и ячменя, просо, бобовые, виноград, абрикос, сливу. Водился у них крупный и мелкий рогатый скот, были и домашние лошади. На охоту трипольцы ходили с собаками.

Большого мастерства достигли они в изготовлении керамики. У ранних трипольцев она нарядна, украшена сложным, имеющим определенное смысловое содержание рисунком. Орнамент углубленный; часто состоит из поясов с квадратами, вырезанными в шахматном порядке, в сочетании с проглаженными линиями, спиралями, точками. Особенно красива керамика, украшенная пальцево-ногтевыми защипами. Излюбленный элемент орнамента—каннелюры, покрывающие горло и тулово сосудов.

Не могут не вызвать интереса статуэтки великой богини-матери с гипертрофированными бедрами и рогатые креслица с чертами быка — рогатого небесного божества. Такие находки встречаются при раскопках раннетрипольских поселений повсеместно. По представлению древних, великая богиня-мать и солнечный небесный бык были в браке, от которого и произошли все земные блага. Не от этих ли

древнейших верований берет начало прелестный миф о похищении Европы Зевсом?

Раннетрипольские «поселения известны по всей Молдавии, кроме южной ее части. Есть они на Днестре — у Солончен, Голеркан; на Реуте и его притоках — у Путинешт, Александрова, Флорешт, Рогожан; на Пруте и его притоках — у Ларги, Перерыты, Скулян, Унген; близ Кишинева — у Данчен, Новых Русешт, Бардара.

Особой известностью пользуется поселение у села Карбуна Кутузовского района. Здесь был найден уникальный клад. Он состоял из топоров, браслетов, плоских женских фигурок и бус из меди. Трипольцы украшали себя также бусами из клыков оленя, горного хрусталя и красного кварцита, залежи которого известны лишь в Малой Азии. Вызывает удивление тот факт, что они владели искусством сверления пород, уступающих по твердости лишь алмазу. Найдено в этом кладе и множество нашивок из средиземноморских раковин. Эти находки свидетельствуют о тесных связях ранних трипольцев со Средиземноморьем и Балканами.

Высокого уровня достигла трипсльская культура на среднем этапе своего развития, что подтверждается раскопками трипольских поселений. У Старых Куконешт сохранились остатки домов с массивными межэтажными перекрытиями из глины, нанесенной на деревянные настилы.

В этот период появляются новые приемы орнаментирования керамики. Углубленный узор уже сочетается с расписным, нанесенным черной, красной и белой краской.

Обжигая сосуды в печах с доступом кислорода, гончары добиваются оранжевого цвета, тогда как изделия ранних трипольцев темно-серые или черные.

Особенно красивы сосуды с крышками, найденные археологами у Дуруитор и Старых Радулян. Взгляните на них — и вы залюбуетесь волнистой лентой или спиралью, которая отождествлялась нашим далеким предком с образом доброго ужа, хранителя небесной влаги — дождя.

Те же элементы присутствуют и на бомбовидном сосуде, найденном в Старых Радулянах. Прекрасным вкусом обладал мастер, создавший изящный кубок, на оранжевом фоне которого выделяется черная роспись. Не могут не вызвать восхищения и сосуды конца среднего Триполья, найденные у села Брынзены.

Есть у трипольцев и свои загадки. На среднетрипольских поселениях встречаются тысячи так называемых сосудов-биноклей без дна. Для чего создавали их древние гончары? Пока лишь ясно, что изделия эти не утилитарного назначения. Видимо, они связаны с культом парной семьи и обрядами-заклинаниями о благополучии  и долголетии.

На трипольских поселениях, в частности у села Брынзены, обнаружены и культовые сооружения. На полу первого этажа постройки предметы быта фактически отсутствовали. На втором этаже находился круглый алтарь из глины, над которым впоследствии был сооружен крестообразный жертвенник.

В Молдавии открыто много поселений позднего Триполья — времени наивысшего расцвета трипольской культуры. Как правило, они располагались на высоких точках рельефа. Так, у села Брынзены сохранились остатки жилищ, которые трипольцы сооружали на поверхности голых куполообразных скал — толтр.

Большой интерес представляют печи трипольцев, вылепленные из глины ленточным способом, близким к тому, каким формовались сосуды. Печи самые разные: простые, сложные с пристроенной камерой — накопителем тепла, на помосте с подпечной нишей, с углублением для хранения огня. В жилище у села Варваровка на Реуте, в нише под одной из печей, найдено 27 сосудов с крышками.

В раскопках у Брынзен, Варваровки, Старых Бадражей, на реке Чугур у Костешт обнаружены сотни орудий из кремня — стрелы, ножи, боевые клевцы и молоты из оленьего рога, костяные кинжалы.

Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольцы овладели технологией обжига керамики и в двухъярусных печах, создали новые формы керамических изделий, новые элементы орнамента, навеянного их верованиями. На керамике этого периода часто встречаются целые повествовательные сцены. Так, на сосуде, найденном у села Варваровка, орнамент состоит из овалов — символов великой богини-матери, лент с зубцами — знаками вспаханной земли. Под горлом сосуда изображены полуовалы — небесные тучи, несущие влагу. На широкой свободной полосе — олень, две собаки и две лошади. На других сосудах изображены собаки, преследующие косуль или зайцев.

Интересна роспись брынзено-костештской керамики. Круги превращаются в овалы — женские символы. На поле помещены силуэты танцующих богинь в платьях битреугольной формы, лента из ромбов — символ засеянного поля. Встречается даже силуэт быка. Знаки быка — в виде W, М или V; фигуры танцующих богинь в овале дополняют рисунок другого сосуда.

Изображены на сосудах и заклинательные сцены благополучия — богиня и корова с подпущенным теленком, богиня с древом жизни и дикими животными, лучник, охотящийся на косулю.

Чувства прекрасного не были лишены и мастера, изготовлявшие изделия из меди. Это подтверждает брынзенская находка — двухлезвийный топор-скипетр, которому придан облик птицы с хохолком.

Ковры.

Особое место в молдавском народном декоратив­ном искусстве занимает ковер — один из древних видов художественных текстильных изделий.

Архивные данные, дневники путешественников XVI— XVIII веков свидетельствуют о широком распространении ковроделия в Молдавии. Но, к сожалению, до нас дошли только некоторые фрагменты ковров, изготовленных при­мерно в середине XVIII века. Временем расцвета ковроде­лия в Молдавии считается конец XVIII — начало XIX века. Ковры этого периода отличаются высоким мастерством исполнения, гармонией цветовой гаммы, разнообразием орнаментов.

С незапамятных времен шерстяные домотканые ковры в доме молдаванина выполняли не только утилитарную, но и декоративную функцию. Дело в том, что традиционная мебель молдавского крестьянина состояла обычно из длинных деревянных лавок, расставленных вдоль стен, стола и дощатой кровати. Главными украшениями дома были ковры и полотенца. Длинные лавки устилались коврами, на пол стелили дорожки, а на кровати и сундуки — ковровые покрывала.

Для молдавских ковров характерны геометрические, растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы орнаментов. Причем растительный и геометрический орна­менты наиболее распространены. Среди растительных мотивов часто встречаются изображения деревьев, кустов, вазонов с цветами, букетов, веток, гирлянд.

На старинных коврах изображение вазонов с цветами характеризуется тонким ажурным рисунком. Рисунок ва­зона и букета считается типичным для молдавского ковра конца XIX — начала XX века. Интересна традиционная форма стилизованной гирлянды из виноградной лозы и гроздьев. До настоящего времени в орнаменте молдавско­го ковра сохранился и ряд геометрических фигур, кото­рые встречались на старинных коврах. Это ромбы, квадра­ты, крестообразные фигурки. В разных комбинациях форм и цветов они создают прекрасные орнаменты. Часто растения, фигурки людей и животных, различные предме­ты быта сильно стилизованы.

Спокойная цветовая гамма, ограниченная семью-восемью цветами — важная характерная черта молдавско­го ковра. Пряжу окрашивали растительными красителями в домашних условиях. Методы изготовления таких краси­телей и способы крашения вырабатывались столетиями и передавались из поколения в поколение.

Молдавские ковры бывают с четырехсторонней, двух­сторонней каймой и вообще без каймы. Одна из ярких отличительных особенностей молдавских ковров с каймой заключается в том, что рисунок каймы не согласуется с главным рисунком поля. Они разные по цвету, но это не мешает создавать цельную композицию, которая основы­вается не на сходстве, а на контрасте мотивов и цветовой гаммы орнаментов.

Принцип построения молдавского коврового орнамента основан на чередовании нескольких одинаковых по форме, но различных по цвету мотивов.

В конце XIX — начале XX века господствующее поло­жение почти во всех областях народного молдавского декоративно-прикладного искусства занимает раститель­ный орнамент. Под влиянием натуралистических рисунков фабричных тканей и массовой печатной продукции в домашнее ковроделие внедрялась натуралистическая тен­денция в передаче растительных мотивов. В результате несколько снизилась художественная ценность и потеря­лось неповторимое своеобразие коврового орнамента.

Наряду с прежними, прекрасными по рисунку и цвету шерстяными коврами, в конце XIX века стали появляться ковры на конопляной, льняной и даже хлопчатобумажной основе с узорами, лишенными тонкого вкуса и фантазии. Крестьяне начали окрашивать пряжу анилиновыми краси­телями в слишком яркие, порой даже резкие цвета. Преобладали ярко-розовые, красно-фиолетовые, ярко-зеленые цвета. Фон стал черным, в то время как у ковров XVIII — первой половины XIX века фон был чаще всего мягких розовых, коричневых, голубых или зеленых тонов.

Орнамент ковра отражает вкус создателя, его понима­ние сущности природных явлений, представление о красо­те окружающего мира.

Народ дал самые разные названия ковровым орнамен­там: короница кодрулуй (венок кодр), букету л (букет), георгинэ (георгина), кэприоара (косуля), жеменеле (близне­цы), жуний (юноши), кукошеий (петушки) и др.

Мотивы ковровых орнаментов не представляют собой некие застывшие формы, они изменяются и развиваются в тесной связи с материальной и духовной жизнью народа. Процесс создания художественных форм длителен и органически целостен. Новое не может полностью вытес­нить многовековые традиции. Создавая новые формы, народное искусство всегда сохраняет старые.

Богатые традиции ковроделия с интересом изучают, заботливо хранят и с успехом продолжают современные мастера Объединения народных художественных промыс­лов, в которое входят ковровые фабрики Кишинева, Комрата, Оргеева, Чадыр-Лунги и другие.

Вышивка и кружева.

Вышивка — один из видов украшения тканей — у молдаван имеет повсеместное распространение и богатые традиции. Веками создавал народ прекрасное искусство вышивки.

В   прошлом  в  Молдавии  не  было ни одного села,  и котором бы женщины с большим мастерством и художественным   вкусом   не   украшали   вышивкой   домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки и дру­гие бытовые и обрядовые изделия.

Особенно старательно украшали вышивкой одежду (чаще всего праздничную). Прекрасные орнаменты, широ­кая цветовая гамма, высокое мастерство исполнения ха­рактеризуют вышивку молдавской национальной одежды.

О молдавской национальной вышивке можно судить в основном по образцам конца XVIII — начала XX века.

Богатые коллекции народной одежды конца XVIII, XIX и начала XX века хранятся в музеях республики. Настоящим сокровищем этой коллекции являются выши­тые женские блузки. Орнаменты вышивки на женских блузках располагали обычно на рукавах, груди, иногда — на спине и по нижнему краю.

Расположение орнаментальных композиций на народ­ной одежде не является произвольным, а неразрывно связано с покроем одежды и пропорциями человеческой фигуры. Большую роль тут играет и традиция. Природное художественное чутье помогало мастерицам подчеркнуть вышивкой конструктивные особенности вещи.

Вышивка, расположенная в верхней части рукава блузки—алтица—всегда содержит определенный мотив, который обычно на этой блузке больше не повторяется. Алтица — плотная, почти ковровая вышивка, лежит квад­ратом поперек плеча. От алтицы вниз по рукаву полоса­ми расходятся узоры. Геометрический или растительный орнамент, расходящийся полосками от алтицы, в народе называют речки, цветы, звездочки.

Обычно орнамент вышивок состоит из прямых, волно­образных, ломаных линий и геометрических фигур, кото­рые образуют рисунок зигзагообразной, ромбовидной, звездообразной или крестовидной формы. Каждый орна­мент, созданный той или иной вышивальщицей, отличает­ся неповторимым сочетанием форм и цветов. Создавая композиции орнаментов, мастерицы изображали природу, фигурки животных, людей...

С древних времен пришли в молдавскую вышивку изображения петуха, курицы, змеи, которые были симво­лами семейного счастья и благополучия. Изображение коня встречается в декоративном искусстве многих наро­дов, и у молдаван оно имеет довольно широкое распро­странение. Часто в орнаментах вышивок женские фигуры, символизирующие плодородие, чередуются с изображени­ями цветов, деревьев, фруктов, птиц и др.

Орнаментальные мотивы молдавской вышивки носят разные названия: рыурь (реки), лучеферь (звезды), клопо-цей (колокольчики), пуй (цыплята), флутурашь (бабочки), фурникуце (муравьи), лэбуце (лапочки), коарнеле бербеку-луй (бараньи рога), каля чобанулуй (дорожка чабана) и др. Народные названия позволяют раскрыть замысел вышивальщиц разных времен, а также установить традиционные черты вышивки. К настоящему времени большая часть названий орнаментальных мотивов не сохранилась. Из-за сильной стилизации порой трудно узнать даже знаки солнца, древа жизни, коня, птиц. Может быть, поэтому нередко случается, что один и тот же орнамент даже в одном селе называется по-разному.

В XIX веке вышивали шерстяными нитями, крашенными естественными красителями, а в конце XIX — начале XX века — яркими шелковыми нитями и мулине, что несколько снизило художественный уровень традиционной молдавской вышивки.

Известно множество способов вышивания: по счету нитей, точка, цепочка, косичка, лестница, крестики, с бусинками или с блестками, мережка... Техника вышивки определила во многом геометрический характер орнамен­та.

В конце XIX — начале XX века и в орнаменты вышивок проникают мотивы, заимствованные из фабричной печат­ной продукции, отмечается тенденция к натуралистическо­му изображению мотивов. В это время преобладает и более простая техника вышивок, шерстяные нитки заме­няют шелковыми.

Орнамент молдавской вышивки отличается небольшим количеством цветов. Довольно редко встречаются орна­менты, вышитые нитями пяти-шести цветов. Очень краси­во сочетание ярких цветов (красный, золотистый, синий) с черным. В этнографической коллекции Государственного Историко-краеведческого музея МССР хранятся женские блузки, вышитые нитями только одного цвета — красными, черными или синими.

В последнее десятилетие сфера распространения вышив­ки несколько сузилась. Тем не менее и в наши дни многие с большим мастерством вышивают женские блузки и мужские рубахи.

Наряду с вышивками большой интерес представляют и кружева, которыми украшали одежду, полотенца, скатер­ти, покрывала, наволочки. Иногда женщины вязали из белых хлопчатобумажных ниток скатерти, занавеси, сал­фетки и др.

Узоры кружев обычно изображают растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы, геометрический характер которых продиктован во многом техникой испол­нения. Не забыты и геометрические мотивы, которые образуют прекрасные орнаментальные композиции.

Разнообразны названия орнаментов кружев: букеций (букеты), нучий (орехи), флоаря-арцарулуй (цветок кле­на), лилиякул (сирень), поама (виноград), пэунул ши пэуница (павлины), кукошеий (петушки), кэлуций (лошад­ки), пептенеле (гребень), скэунашеле (стульчики) и др.

Коллекции вышивок и кружев, хранящиеся в музеях республики, являются настоящим сокровищем культуры молдавского народа.

Керамика.

Молдавское народное гончарное искусство — одно из наиболее древних. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических раскопок на территории Молдавии керамические сосуды, фигурки людей и животных, отно­сящиеся к трипольской культуре (4—3 тысячелетия до н. э.)

В историко-краеведческих музеях республики можно увидеть бытовые и декоративные керамические изделия XIV—XVI, а также последующих веков.

Большинство керамических изделий изготовляли на гончарном круге, украшали орнаментом, покрывали гла­зурью и обжигали в специальных печах. Посуда, предназ­наченная для домашнего обихода, как правило, вовсе не покрывалась глазурью или покрывалась лишь частично.

Старинные керамические изделия удивляют мастер­ством исполнения, изящной простотой форм, скромным украшением. Орнамент, состоящий чаще всего из самых простых линий, точек, кругов, мастера располагали так, чтобы наилучшим образом подчеркнуть форму керамиче­ского изделия.

Высоким мастерством исполнения отличаются керами­ческие изделия и начала XIX века. Миски, тарелки, кувшины украшали обычно геометрическим и раститель­ным орнаментом. Очень редко встречаются зооморфный и антропоморфный орнаменты.

С любовью гончары украшали кувшины лепными цветами, фруктами, птицами, фигурками людей.

На кувшинах типа бурлуй орнамент более сложный. Центральный узор на плечиках составляют различные сочетания элементов геометрического, растительного и зооморфного характера. Часто встречаются стилизован­ные птицы, а также древо жизни. На молдавской керами­ке очень часто знак солнца изображали в виде спиралей, розеток, кругов.

Большой интерес вызывают глиняные игрушки конца XIX — начала XX века: свистки, копилки в виде фигурок лошадей, всадников, петушков, реже собачек, лисиц. Самыми распространенными игрушками были фигурки коня и всадника. Обычно игрушки украшали геометриче­ским орнаментом и покрывали глазурью. Краски чаще всего яркие.

Современная молдавская керамика впитала многие традиционные национальные черты. Сохранились не толь­ко форма некоторых изделий, цветовая гамма, орнамент, но и техника их изготовления.

В настоящее время в Молдавии существуют несколько центров, где еще живет древний промысел — гончарное дело. Это села Годжинешты Каларашского района, Юрче-ны Ниспоренского района, Чинишеуцы Резинского рай­она, Цыганешты Страшенского района. Причем характер орнаментов, цветовая гамма и выделка гончарных изделий в каждом селе отличаются неповторимым своеобразием.

В Чинишеуцах и Годжинештах керамические изделия изготовляют из красной и черной глины, а в Цыганештах и Юрченах — в основном из красной.

Орнамент на черной керамике обычно очень скромен и как бы образует гирлянду на плечиках сосудов из блестя­щих лощеных волнообразных линий, кругов или полукру­гов. Цвет не используется.

Цветовая гамма изделий из красной керамики состоит из зеленого, коричневого, желтого и реже — голубого цветов. Молдавской керамике вообще присуща полихро­мия орнамента.

И сегодня керамика играет большую роль в жизни молдавской семьи. Широко используются в быту улчор — кувшины для воды, молока; бурлуи — кувшины с узким и широким горлом для вина и воды; оале — горшки для приготовления пищи; гаваносы — емкости для хранения продуктов.

В этнографическом отделе Государственного Историко-краеведческого музея МССР представлены образцы современной молдавской керамики. В основном это изде­лия Унгенского завода художественной керамики, которые очень популярны и пользуются большим спросом.

Резьба по дереву и камню.

Художественная обработка дерева — одно из древних занятий молдаван. Это область мужского творче­ства.

Строя дома, изготавливая мебель, орудия труда и домашнюю утварь, народные мастера большое внимание уделяли не только практической, но и эстетической стороне.

Резьба по дереву выполнялась при помощи долота, ножа, пилки, пилы, топора. Существуют разные виды резьбы: контурная, рельефная, объемная, сквозная.

К сожалению, сохранилось немного старинных образ­цов художественной обработки дерева. Дерево — материал недолговечный. Кроме того, многие предметы искусства, в том числе и изготовленные из дерева, исчезли во время Великой Отечественной войны. Большинство дошедших до нас образцов художественной обработки дерева отно­сятся ко второй половине XIX века и являются элемента­ми декора жилища. Это фронтоны, столбы, капители, коньки, подзоры.

Правда, в некоторых селах еще можно найти изделия с традиционными чертами резьбы по дереву, которые не потеряли художественного значения: круглые столики со стульями, полочки, сундуки для приданого, веретена, прялки, ткацкие станки, ложки, разделочные доски.

Красивые модели декора в народной архитектуре можно встретить в селах, расположенных на берегах Реута, а также в Каларашском, Ниспоренском, Страшен-ском районах. Большой интерес представляют декоратив­ные резные капители деревянной галереи дома, где про­явилось все многообразие творческого дарования народ­ных мастеров. Имеются данные, что еще с древних времен молдаване украшали резьбой колонки дома, на которые опирался вынос кровли.

Во многих селах, особенно на юге Молдавии, фронто­ны домов украшены двумя деревянными змеями. Изображение змея встречается также и на керамических сосудах Триполья. В далеком прошлом змеи считались хранитель­ницами домашнего очага, им придавался магический смысл. Изображение змеи, а также птиц, коня — важные элементы орнаментики народной архитектуры.

В молдавских селах застекленные веранды, двери, ворота часто украшены своеобразными деревянными «кружевами». Резьба по дереву, резной камень и роспись дополняют друг друга, придают молдавскому дому наряд­ный облик.

Многие исследователи справедливо отмечают, что ор­наментика камня ведет свое начало от деревянной резьбы, что мотивы орнаментов и приемы их выполнения на протяжении веков неоднократно переходили с дерева на камень. Поэтому сохранившиеся памятники каменной ар­хитектуры можно считать прямым доказательством высо­кого уровня развития деревянной резьбы.

Особенно красивы резные деревянные ворота кресть­янских дворов в селах Центральной Молдавии, где сохрани­лись древние традиции художественной обработки дерева. Высокие, выполненные в основном из дуба, украшенные выразительным орнаментом, такие ворота являются настоящими произведениями искусства, в которых отра­жается история молдавского народа, история земли мол­давской. Ворота состоят обычно из трех столбов (деревян­ных или каменных), на которые, как правило, опирается крыша. Все элементы ворот украшены орнаментом. До настоящего времени часто встречается на воротах знак солнца, древо жизни, цветы, геометрические фигуры.

Украшением ворот является и верхняя часть створ и калитки — ажурная решетка. Она изготовляется из ряда фигурно вырезанных, вертикально расположенных досок, набранных вплотную друг к другу. При этом образуются отверстия в виде овалов, кругов, крестиков, сердечек и т. д. Ажурная решетка ворот — своеобразное деревянное кружево, орнаментальные мотивы которого разнообраз­ны, выразительны и красивы.

Столбы ворот состоят из прямоугольного или квадрат­ного тулова, заканчивающегося сложным навершием, на­поминающим пирамиду, отделенную от столба пояс­ками. Иногда столбы ворот напоминают стилизованную фигуру человека. Во всех мотивах отражена действитель­ность, чувствуется связь с традициями, богатая фантазия мастеров.

В орнаментах на деревянной мебели встречаются про­стейшие декоративные элементы. Иногда вся поверхность таких предметов украшена параллельными прямыми, вол­нистыми или пересекающимися линиями. Зигзагообразные линии носят в народе название «клык», «волчий клык».

Интересно отметить, что в старых книгах — рукописных и печатных — фронтиспис и инициалы перено­сились на бумагу с деревянных форм. Многие мотивы и элементы орнаментов перешли в резьбу именно из книг.

В настоящее время в Каларашском, Страшенском, Резинском районах есть еще мастера, которые изготовля­ют деревянные ложки, веретена, кружки, доски для разделывания продуктов и другие бытовые предметы, украшенные интересными орнаментами.

Реферат

на тему:  Молдавское

 прикладное искусство.

 

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Бендеры 2003 г.


Страницы: 1, 2