Реферат: Готическая культура Франции
Реферат: Готическая культура Франции
ФРАНЦИЯ
— это государство в Западной Европе. Территория 552 тыс. км2., население 50
млн. человек. Столица Франции – город Париж. Две ты-сячи лет назад на месте Парижа
был лишь маленький посёлок Лютенция, расположенный на острове Сите, посередине
реки Сены. Франция высоко-развитая с большим количеством мировых культурных
достопримечатель-ностей страна. Одним из культурных периодов развития Франции
является – художественный стиль Готика.
В
середине 12 века в городах Северной Франции зародилась культур-ное течение –
готика (Готический стиль).
Слово
Готика происходит от названия германского племени готов.
Что такое готика
Готический
стиль — это художественный стиль, явившийся завер-шающим этапом в развитии
средних веков искусства стран Западной, Цен-тральной и частично Восточной
Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху
Возрождения как уничижительное обозна-чение всего средневекового искусства,
считавшегося «варварским». С нача-ло 19 века, когда для искусства был принят
термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней
выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.
Готика
развивалась в странах, где господствовала католическая цер-ковь, и под её
эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеоло-гии и культуре эпохи
Готики. Готическое искусство оставалось преимущест-венно культовым по
назначению и религиозным по тематике: оно было со-отнесено с вечностью, с «высшими»
иррациональными силами.
Для
Готики характерны символико — аллегорический тип мышления и условность
художественного языка. От романского стиля Готика унаследо-вала главенство
архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое
место в искусстве Готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры,
скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком
пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры
ритмам динамичности архитек-туры, многоцветное сияние витражей оказывали
сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Развитие
искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового
общества: начало формирования централизован-ных государств, рост и укрепление
городов, выдвижение светских сил, тор-говых и ремесленных, а также
придворно-рыцарских кругов. По мере разви-тия общественного сознания, ремесла и
техники, ослабевали устои средне-вековых религиозно-догматических
мировоззрений, расширялись возможно-сти познания и эстетического осмысления
реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы.
Интенсивно развива-лись градостроительство и гражданская архитектура.
Городские
архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления,
мосты, колодцы. Главная городская площадь часто об-страивалась домами с
аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади
расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трёх — этажных домов с
высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались
мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки постепенно
превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений.
Обыч-но в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор,
ста-новившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с богослужением
устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания
горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского),
символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное
величие со страстной динамикой, изобилие пла-стических мотивов со строгой
иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой
общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее
самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике — пучка колонн) и
опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из
прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые
вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного
облегченными небольшими сводами — распалубками.
Боковой
распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на
наружные столбы — контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках
между столбами прорезаются арочными ок-нами. Нейтрализация распора свода за
счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать
ощущение лёгкости и творче-ское величие усилий человеческого коллектива.
Готика
зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середи-не 12 в. и достигла
расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции
свою классическую форму. Как правило, это 3—5 — нефные базилики с поперечным нефом
— трансептом и полукруго-вым обходом хора («деамбула-торием»), к которому
примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер
озарен цвет-ным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к
алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконеч-ных
стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (три-фория).
Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых не-фов возникает
живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.
На
фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые
архитек-турно-пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краб-бы
и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной
галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн
образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и
эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения
готической пластики — декор, статуи фаса-дов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене,
Страсбуре проникнуты одухотво-рённой красотой, искренностью и благородством.
На
главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней
(ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превраща-лись в величеств. дворцы с
богатым внутренним убранством (комплекс пап-ского дворца в Авиньоне), строились
особняки («отели») богатых горожан.
Смелая
и сложная каркасная конструкция готического собора, вопло-тившая торжество
дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность
романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство
внутреннего пространства.
В
Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, рас-ширение системы
сюжетов, в которой отразились средневековое представ-ления о мире. Основным
видом изобразительного, искусства была скульп-тура, получившая богатое
идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и
замкнутость романских статуй смени-лись подвижностью фигур, их обращением друг
к другу и к зрителю. Со вре-менем возник интерес к реальным природным формам, к
физической красо-те и чувствам человека. Новую трактовку получили темы
материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости
человека.
В
Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аф-фекты,
возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гро-теск и
фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху рас-цвела книжная
миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высо-кого подъёма
декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем разви-тия цехового
ремесла.
В
поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптур-ные алтари в
интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и по-золоченную скульптуру и
темперную живопись на деревянных досках. Сло-жился новый эмоциональный строй
образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией,
особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского
готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости,
серебрянные реликва-рии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.
Для
поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напо-минающий языки
пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились росписи на светские
сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр.
часословах) наметилось стремление к оду-хотворённой человечности образов, к
передаче пространства и объёма. Воздвигались светские постройки (городские
ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру
соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и
монументаль-ность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов
украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями
фанта-стических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены
труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения).
Раз-нообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, си-ние
и жёлтые тона.
Сложившаяся
готическая каркасная система появилась в церкви аббат-ства Сен-Дени (1137—44).
К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор
Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Бо-гатством ритма, совершенством архитектуры
композиции и скульптуры де-кора отличаются грандиозные соборы зрелой Готики в
Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248) с
многочисленными вит-ражами. С середине 13 века величественные соборы строились
в других ев-ропейских странах — в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте),
Ис-пании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатст-во в
Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге),
где готич. строит, приёмы получили своеобразную местную интер-претацию.
Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.
В
конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции пережи-вало кризис:
архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи по-лучили одинаковый
подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.
Особенности готики Франции
Старые
города постепенно разрастались, укреплялись, перестраива-лись, новые обычно
возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную сетку улиц,
очень плотную застройку и две главные площади — соборную и рыночную. Главным
городским сооружением остался собор, господствовавший над всей застройкой и
получивший во Франции свои классические формы. Это три — пять нефные базилики с
трансептом и по-лукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным
интерье-ром, двух-башенным фасадом с тремя перспективными порталами и
готиче-ской розой в центре. Произведения раннеготического зодчества (церковь
аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе, ок. 1140, в Париже, в Шартре) сохра-нили
массивность стен, грузность нервюр, горизонтальность композиций ли-ний фасадов,
тяжёлые двух-про-лётные аркбутаны. Подчёркнутый вертика-лизм, обилие скульптуры
и декор, деталей свойственны грандиозным собо-рам зрелой готики в Реймсе,
Амьене, часовне Сент-Шапель в Париже. В конце 13 — 14 веков в архитектуре
соборов стал преобладать обильный де-кор, скрывающий архитектурные членения,
появились искривленные линии, пламенеющего стиля (церковь Сен — Маклу в Руане).
Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне;
замок Пьерфон, 1390–1420г.). В 15 веке возник тип богатого городского дома —
отеля (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г.).
В
готической скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами, возродился
интерес к физической красоте и чувствам человека, к реальным природным формам.
В этот период были созданы подлинные шедевры скульптуры: рельефы и статуи
северного портала собора в Шартре, глубоко человечный образ благославляющего
Христа на западном фасаде собора в Амьене, высокоодухотворённые образы группы
«Посещение Марией Елиза-веты» на западном портале собора в Реймсе. Эти
произведения оказали большое влияние на развитие всей западноевропейской
скульптуры. В готи-ческой живописи главным элементом цветового оформления
интерьера стал витраж, звучный и интенсивный по цвету. Особенно выделяются
витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую
наряду с каноническими сценами включались светские сюжеты и портреты, украшала
стены дворцов и замков (росписи папского дворца в Авиньоне, 14 –15 вв.).
В
готической миниатюре усилилось стремление к достоверному вос-произведению
натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обога-тилась их тематика. Под
влиянием нидерландского и итальянского искусства появились станковые картины и
портреты. Решительный переход к правди-вому и жизненно убедительному
изображению реальной среды произошёл в творчестве Лимбург. Высоким мастерством,
тщательностью отделки отли-чались произведения искусства: мелкая пластика,
эмали шпалеры, резная мебель.
Стиль
французской Готики проявился в удобных и вместе с тем торже-ственно-импозантных
постройках королей и дворянских замков, функцио-нально продуманных и прихотливо
отделанных городских особняках. В них готически логичная конструкция,
вертикализм и живописность композиции, живой силуэт удачно сочетаются с лёгким
изящным декором и тонким чле-нением плоскостей стен. Таковы замки Амбуаз
(1492-1498), Гайон (1501—10), отель Бур-терульд и Бюро финансов в Руане.
Помимо
приглашавшихся из Италии мастеров появились многосторонне образованные
французские архитекторы — Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Ж. А. Дюсерсо.
Глубоко национальные произведения стали живо-писные, неотъемлемые от
окружающего пейзажа замки-резиденции в доли-не Луары (Азе-ле-Ридо, 1518-1529г.;
Шенонсо, 1515-1522г.; Шамбор, начат в 1519г.). Роскошная отделка парадных залов
резным деревом, фресками, стуком характерна для дворца Фонтенбло, где работали
итальянские мас-тера-маньеристы Россо Фьорентино и Приматиччо.
Жемчужиной
зрелости эпохи во Франции стало здание нового Лувра (1546—74, арх. Леско,
скульптор Ж. Гужон) в Париже. Жизнерадостный и изящный стиль французского
Возрождения в изобразительном искуссве наиболее ярко проявился в портрете
(живописном и карандашном) таких замечатательных мастеров, как Ж. Фуке
(известен также как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ, Корнеля де
Лион.
Список литературы
1.
Большая художественная энциклопедия. I – II том. 1980г.
2.
Воронцов А. И. Экскурс мировых достопримечательностей. Москва, 1983г.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/
|