Доклад: Васнецов В.М.
Доклад: Васнецов В.М.
Виктор
Михайлович Васнецов (1848-1926) - русский живописец.
Мастер
исторического и мифологического жанров, представитель неорусского стиля в
русском модерне.
Творческая
биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он
следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Подъем
общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19
века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам
фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр. У
русских и зарубежных ценителей (напр., у А. А. Блока и Р. М. Рильке) творчество
нового, "эпического" Васнецова находит горячий отклик как выражение
"нового русского стиля".
Родился
в Вятке, образование получил в местной духовной семинарии, в 1868 - 73 годах
учился в академии художеств, по окончании которой ездил за границу. Выставлять
картины начал с 1869 г., сначала на академических, затем на передвижных
выставках. Творчество Васнецова обнимает жанр, народный эпос, историю и
религиозные сюжеты.
К
картинам Васнецова бытового характера принадлежат, например, "С квартиры
на квартиру" (1876, Третьяковская галерея), "Военная телеграмма"
(1878), "Книжная лавочка" (1876, там же), "Балаганы в
Париже" (1877, Музей Александра III).
Из
былинных и исторических картин Васнецова выдаются: "Витязь на
распутье" (1882, Музей Александра III), "После побоища Игоря
Святославича с половцами" (1880, Третьяковская галерея), "Иван
Царевич на Сером Волке" (1889, там же).
Наибольшей
известности достиг Васнецов в области религиозной живописи. Особенно
замечательны его работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в
Санкт-Петербурге. Акварельные рисунки и подготовительные оригиналы стенной
живописи для собора святого Владимира хранятся в Третьяковской галерее и в
Музее Александра III; в последнем хранятся также оригиналы для мозаики в храме
Воскресения, для Дармштадтской церкви, а также "Плащаница" (1896).
Религиозная
живопись Васнецова ознаменовала собою начало нового движения в этой области и
повела к созданию своеобразного "васнецовского" стиля, которому
многие стараются подражать, но большею частью безуспешно.
Не
менее велики заслуги Васнецова в области воссоздания древнерусского
декоративного искусства. Васнецов сумел проникнуться его высоким,
благородно-спокойным, монументальным, а подчас уютным и затейливым характером.
Таковы, например, его различные декоративные наброски, его узоры во
Владимирском соборе, постановки "Снегурочки" (для С. И. Мамонтова).
Главное достоинство декоративных работ Васнецова - их красочный эффект,
сказывающийся в чисто русских сочетаниях и оттенках сочных, полных и спокойных
красок.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|