Реферат: Профсоюзы как субъекты трудового права
он выражен в упоминавшемся
выше их праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю
внутреннюю деятельность.
Третий
принцип - добровольность объединения в профсоюзы закреплен как законодательством о
профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных объединениях».
Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, равноправие
профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все
профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от
численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел
отражение и профсоюзный
плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов.
Пятый принцип - законность создания
и деятельности вытекает из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен
Федеральным законом «Об общественных объединениях».
Законодательство о
профсоюзах состоит
из норм Конституции РФ и КЗоТ, Федерального закона «О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», принятого
Государственной Думой 8 декабря 1995 года и подписанного Президентом РФ 12
января 1996 года, норм ряда других федеральных законов (законов РФ, РСФСР),
указов Президента РФ.
В систему
законодательства о профсоюзах входит также принятый Федеральный закон от 19 мая
1995 года «Об общественных объединениях» (СЗ, 1995, № 21,
ст. 1930) в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты и свойства со
всеми другими общественными организациями. Особенности, связанные с созданием,
деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов регулируются
специальными законами (ст. 4 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
В отдельных субъектах
РФ уже приняты свои законы о профсоюзах, например, республиках Саха
- Якутия, Татарстане, Башкортостане.
Законодательство о
профсоюзах направлено на регулирование их отношений:
1) с работодателями, их объединениями и
представителями;
2) с органами государства, органами местного
самоуправления;
3) с другими
субъектами общественных отношений (например, имущественных, налоговых).
Следует иметь в виду,
что в правовую основу деятельности профсоюзов входит как собственно
законодательство о них, правах и гарантиях их деятельности, так и трудовое
законодательство в целом, поскольку оно используется профсоюзами для защиты
прав и интересов работников.
Определяющее правовую
основу деятельности профсоюзов законодательство меняется, совершенствуется в
зависимости от развития общественных отношений, в которых они участвуют, но
прежде всего, от основных экономических отношений - от отношений собственности,
социально-политической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр
прав профсоюзов. Возвращаются государству, его органам государственные
полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении органы
(например, государственно-властные полномочия правовой и технической инстанций
профсоюзов). Укрепляются и расширяются права, направленные
на защиту интересов работников (например, по вопросам занятости). На
содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние
оказали конвенции и
рекомендации Международной организации труда (МОТ) - Конвенции № 87, 135, 144
и др.
Таким образом, основные
тенденции развития и совершенствования законодательства о профсоюзах, их
правах и гарантиях состоят в том:
во-первых,
что оно приводится в соответствие с существующими общественными отношениями;
во-вторых,
в отказе от несвойственных профсоюзам как общественной организации полномочий;
в-третьих, в
сохранении, укреплении и расширении прав, позволяющих профсоюзам надежно
отстаивать социально-трудовые права и интересы работников.
В
сферу трудового права входят связанные с трудом отношения профсоюзов с
работодателями, их объединениями и представителями, а также с государственными
органами местного самоуправления. Эти отношения входят в предмет трудового
права как тесно связанные с трудовыми отношениями.[3]
Участие
профсоюзов в регулировании трудовых отношений (в установлении и применении
условий труда), в контроле за соблюдением законодательства о
труде и об охране труда, в разрешении трудовых споров - одна из черт метода
трудового права.
2. Общая характеристика
правового статуса профсоюзов в сфере труда
Права профсоюзов в
сфере труда - основная часть их правового статуса, т.е. совокупности
прав и обязанностей во всех областях.
Помимо прав в сфере
труда профсоюзы обладают обширными правами в сфере действия других отраслей
права: правами юридического лица, правом собственности, участия в управлении
государственными социальными фондами, в области экологии, приватизации и др.
Наличие у профсоюзов
правового статуса не противоречит их общественной природе. Сохраняя это
качество, профсоюзы пользуются определенными правами, установленными
государством.
Законодательно
закрепленное положение профсоюзов в сфере труда (трудо-правовой
статус) представляет собой общую меру юридических возможностей данной
организации и ее органов в указанной сфере, служит источником субъективных прав и
обязанностей профсоюзных органов в правоотношениях. Как базовая категория он
характеризует пределы юридических значений деятельности профсоюзов в этой
области, служит эталоном правомерности действий профсоюзных органов, полноты
осуществления предоставленных им юридических полномочий.
Содержание труда
правового статуса профсоюзов характеризуется объемом закрепленных за ними
юридических возможностей.
Статус профсоюзов в
сфере труда (труда правовой статус) как часть их совокупного статуса
(многоотраслевой общности) на современном этапе сочетает в себе стабильные
черты их правового положения с особыми, характерными именно для данного этапа.
Стабильность,
преемственность содержания труда правового статуса профсоюзов обусловлены
самим существованием трудовых отношений между работниками и работодателями,
необходимостью защиты прав и интересов работников в этих отношениях.
Наиболее стабильная
часть статуса - права профсоюзов по представительству интересов трудящихся,
участию в регулировании трудовых отношений, контролю за соблюдением
законодательства о труде, охране труда.
Динамика статуса, его
развитие происходит за счет изменения форм реализации предоставленных
профсоюзам прав, включения в статус прав, которых раньше не было, в связи с
развитием экономических и социальных отношений, исключения из него некоторых
прав, не отвечающих современным условиям. Радикальные изменения в статусе
профсоюзов происходят в связи с переходом на новые экономические рельсы,
внедрением новых принципов управления экономикой в условиях многообразия видов
собственности и организационно-правовых форм предприятий.
В статус субъектов
права, в том числе профсоюзов, помимо прав входят и юридические обязанности.
Права и обязанности
профсоюзов в сфере труда имеют особенности:
во-первых,
юридические обязанности прямо не возлагаются государством на профсоюзы, они
вытекают из защитной функции этой общественной организации, опираются на их
уставы и неразрывно связаны с правами. В результате предоставленные профсоюзам
права одновременно означают и их обязанности. Это - особая юридическая
категория - права-обязанности, где право и обязанность находятся в неразрывном
единстве;
во-вторых, это
обязанности не перед государством, а перед работниками, чьи интересы профсоюзы
должны представлять и защищать;
в-третьих,
юридические обязанности профсоюзов заключаются в необходимости реализации
предоставленных им прав. Иначе они не смогут защитить работников;
в-четвертых, выполнение
такого рода обязанностей обеспечивается, прежде всего, силой общественного,
морального (внутри профсоюзного) воздействия.
Профсоюзы как
общественная организация не отвечают перед государством за реализацию своих
прав-обязанностей. (Исключением является имущественная ответственность по суду
за проведение забастовки, признанной судом незаконной. Но здесь юридическая
ответственность, вытекая из нарушения норм трудового законодательства, носит
все же гражданско-правовой характер). Государство оказывает воздействие на
осуществление профсоюзами их прав-обязанностей путем содействия реализации
предоставленных им прав, создания гарантий для их успешной деятельности.
К
юридической (дисциплинарной) ответственности могут быть привлечены
освобожденные от основной работы в организации работники профсоюзных органов,
виновные в том, что права профсоюзов не используются. Юридическая
ответственность таких лиц наступает по воле профсоюзных органов как
работодателей. Права-обязанности профсоюзов как особая категория содержат
одновременно юридическую возможность и долженствование. В нормативных правовых
актах содержатся права, а не требования к профсоюзам. Права приобретают
признаки обязанностей в силу потребности в их осуществлении. В них заложена
социальная необходимость. Так как без предоставления права не может быть
обязанности его реализации, оправдано пользование термином «права профсоюзов»,
подразумевая под этим как собственно права, так и единую категорию
прав-обязанностей.
Концепция
неразрывности прав и обязанностей профсоюзов имеет практическое значение: если
осуществление прав зависит от воли субъекта, то юридические обязанности надо
всегда соблюдать. Следовательно, при наличии соответствующей ситуации
профсоюзы должны использовать предоставленные им права.
Глава II Закона о
профессиональных союзах посвящена правам профсоюзов. В этом законе закреплены
следующие права:
1) право на
представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (закреплено
в ст.226 КЗоТ РФ и Законом «О коллективных договорах и соглашениях», в
частности, ст.11 Закона закрепила более широкое право профсоюза представлять не
только членов своего профсоюза, но и всех работников, если не члены профсоюза
уполномочили его представлять их интересы).
В
названном Законе говорится о том, что законодательные и иные правовые акты в
области труда должны приниматься с учетом мнения соответствующих профсоюзов,
которые представляют как индивидуальные, так и коллективные права работников.
Раньше
в Конституции РСФСР было закреплено право профсоюзов на законодательную
инициативу. Сейчас благодаря профсоюзам в государственной Думе не прошел ни
один из проектов Трудового кодекса. Но с другой стороны, возникает вопрос:
может ли профсоюз обратиться в суд за защитой прав и интересов работника,
заявив о том, что у него такие полномочия (представительство и защита
интересов) есть. Верховный Суд РФ разъясняет по этому поводу – может обратиться
в суд, но на основании доверенности, выданной гражданином.
2) Право профсоюза на
содействие занятости.
Это
право включает в себя уведомление соответствующих профсоюзов при ликвидации
организации, при ликвидации подразделений организации, при изменении форм собственности
организации, при полной или частичной приостановке производства. Кроме того,
профсоюзы в установленных законодательством случаях дают согласие на
увольнение своих членов.
3) Привлечение и
использование иностранной рабочей силы осуществляется с учетом мнения
соответствующих профсоюзов.
4) Право профсоюзов (первичных
профсоюзных организаций) на ведение коллективных переговоров, заключение
соглашений коллективных договоров и контроль за их выполнением
(представительство осуществляется с учетом количества объединяемых ими членов;
профсоюзы могут осуществлять профсоюзный контроль за осуществлением
коллективных договоров и соглашений);
5)право на участие в урегулировании
коллективных и индивидуальных трудовых споров (организация и проведение
забастовок, собраний, митингов, шествий, демонстраций и т.д.);
6)право на зависимость от органов
исполнительной власти органов местного самоуправления, работодателей,
политических партий и общественных объединений (участие в управлении
государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского
страхования, пенсионным и другими фондами, а также осуществление профсоюзного
контроля за использованием средств этих фондов);
7)право на информацию по
социально-трудовым вопросам (от работодателей и их объединений, органов
исполнительной власти и органов местного самоуправления);
8)право на участие в подготовке и
повышении квалификации профессиональных кадров (право создавать образовательные
и научно-исследовательские учреждения, подготовку и переподготовку кадров,
финансирование деятельности образовательных и научно-исследовательских
учреждений за счет средств соответствующих бюджетов);
9)право на осуществление профсоюзного
контроля за соблюдением трудового законодательства (до недавнего времени в
ведении профсоюзов состояли правовая и технические инспекции труда, которые
были наделены соответствующими функциями, в том числе правом выдавать
обязательные для исполнения предписания и налагать штраф; сейчас их функции
переданы Минтруду РФ);
10)право на участие в осуществлении приватизации
государственного и муниципального имущества (иметь своих представителей в комиссиях
по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты
социального назначения);
11)право на социальную защиту
работников в области страхования и охраны здоровья, социального обеспечения,
улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты (участвуют в
формировании социальных программ, разработке мер по социальной защите
работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров
индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций);
12)право профсоюзов на защиту
интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (в случаях
нарушения законодательства о труде профсоюзы в праве по просьбе членов
профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с
заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры;
для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных
интересов своих членов профсоюзы могут создать юридические службы и
консультации);
13)международное сотрудничество
(сотрудничать с профсоюзами других стран, вступать в международные профсоюзы,
другие объединения и организации, заключать с ними договора и соглашения).
III. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ
ПРОФСОЮЗОВ
Классификация
прав профсоюзов возможна в зависимости от того, в каких отношениях они
реализуются, например, содействие в зависимости и трудоустройстве (предмет
трудового права).
Права
профсоюзов можно классифицировать в зависимости от того, идет ли речь о
применении уже действующих норм трудового законодательства или об установлении
или изменении каких-то новых условий труда работников. Например, в области
применения права можно привести пример, касающийся приема на работу и
установления испытательного срока. Проекты законодательных актов, затрагивающих
социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами
государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их
объединений (ассоциаций).
Кроме того,
профсоюзы, которые прошли процедуру уведомительной регистрации, в настоящее
время являются полноценным субъектом трудового права. Это связано с тем, что на
профсоюз, который организовал незаконную забастовку, может быть возложена
материальная ответственность в виде возмещения работодателю причиненных ее проведением
убытков. (Однако, если профсоюз не зарегистрирован, то на него такую
ответственность возложить нельзя. Следовательно, такой профсоюз полноценным
субъектом трудового права не является.)
Коллективным договором и социально-партнерским
соглашением может быть предусмотрено более широкая компетенция деятельности
профкома в управлении организацией, вопросах труда и быта (по сравнению с
трудовым законодательством). В частности, полномочия на представительство в
коллективных переговорах и подписании коллективного договора профсоюзы могут
получить от трудового коллектива и в этом смысле права профсоюзов в
соответствующих отношениях производны от прав трудового коллектива (работников
организации). Такая возможность, помимо самостоятельного права профсоюзов на проявление
инициативы в заключении коллективного договора, ведение переговоров и
заключение коллективного договора, предусмотрена Законом РФ «О коллективных
договорах и соглашениях», Федеральным законом «О профессиональных союзах, их
правах и гарантиях деятельности ». Связь прав профсоюзов и прав трудовых
коллективов естественна, так как профсоюзы действуют внутри трудового
коллектива, призваны представлять и защищать коллективные права и интересы.
Вместе с тем, каждый из субъектов – профсоюзы и трудовой коллектив – обладают
своими им принадлежащими правами.
Права профсоюзов в сфере труда классифицируются по ряду
признаков:
1) по их положению в системе прав данной
организации;
2) по степени общности;
3) по степени самостоятельности;
4) по формам реализации;
5) по содержанию
(кругу вопросов, решаемых профсоюзами или с их участием);
6)
по кругу лиц, чьи права и интересы вправе представлять и защищать профсоюзы.
Классификация по
положению в системе прав позволяет соотнести каждое право в зависимости от того,
каким органом (в акте какого органа) это право закреплено: в федеральном
законе или законе субъекта РФ, в соглашении или коллективном договоре.
Классификация по
степени общности позволяет
выделить общие для всех профсоюзов права и права, предоставленные определенным
профсоюзным органам. В результате появляется возможность соотнести принцип
единства в регулировании общественных отношений, в которых участвуют профсоюзы,
с принципом дифференциации.
Когда права
профсоюзов носят общий характер, ими обладают все профсоюзы и все их органы,
сформированные в соответствии с уставами для представительства и защиты прав и
интересов работников. Например, несмотря на почти полное отсутствие прямых норм
о правах средних звеньев системы профсоюзных органов (городских, областных
комитетов; городских, областных федераций профсоюзов и т.д.), они
могут пользоваться общими правами, предоставленными профсоюзам как организации.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|