Реферат: Влияние транспорта на окружающую среду
Реферат: Влияние транспорта на окружающую среду
Реферат выполнила студентка Сулацкая Е.
ГОУ ВПО
Ростовский Государственный Экономический
Университет « РИНХ»
Кафедра рег. Экономики и природопользования
Ростов- на- Дону
2003
Против природы на авто. Авиация и ракетоносители. Загрязнение
окружающей среды судами. Декларация и Общеевропейская программа по транспорту, Охране
окружающей среды и здоровья.
Введение
Транспортный комплекс , в частности в России, включающий
в себя автомобильный, морской, внутренний водный, железнодорожный и авиационный
виды транспорта, - один из крупнейших загрязнителей атмосферного воздух его
влияние на окружающею среду выражается, в основном, в выбросах в атмосферу
токсикантов с отработавшими газами транспортных двигателей и вредных веществ от
стационарных источников, а также в загрязнении поверхностных водных объектов,
образовании твердых отходов и воздействии транспортных шумов.
К главным источникам загрязнения окружающей среды и
потребителям энергоресурсов относятся автомобильный транспорт и инфраструктура
автотранспортного комплекса.
Загрязняющие выбросы в атмосферу от автомобилей по объему
более чем на порядок превосходят выбросы от железнодорожных транспортных
средств. Далее идут ( в порядке убывания) воздушный транспорт, морской и
внутренние водный. Несоответствие транспортных средств экологическим
требованиям, продолжающееся увеличение транспортных потоков,
неудовлетворительное состояние автомобильных дорог-все это приводит к
постоянному ухудшению экологической обстановки.
Так как автотранспорт по сравнение с другими видами
транспорта приносит наибольший вред окружающей среде, мне бы хотелось подробней
остановиться именно на нем.
Против природы на авто
Мысль о том , что с автотранспортом нужно что- то
делать, крутиться в голове каждого сознательного человека. Страшный уровень
загазованности воздуха, по сумме вредных газов ПДК, например, в Москве в 30 раз
превышает предельно допустимую норму.
Жизнь в мегаполисах стала невыносимой. Токио, Париж,
Лондон, Мехико, Афины… задыхаются от избытка автомобилей. В Москве более 100
дней в году смог. Почему? Никто не хочет понять, что энергия, которую
потребляет автомобильный транспорт, превышает во много раз все экологические
нормы. Об этом много сказано и написано, но вопрос остается нерешенным, так как
никто не вникал в суть проблемы. И поэтому автотранспорт – самый энергетически
невыгодный.
Избыточное количество воздуха от автомобильного
выхлопа вызвало европейский потоп летом 2002 года: наводнение в Германии,
Чехословакии, Франции, Италии, в Краснодарском крае, Адыгее. Засуха и смог в
центральных областях европейской части России, в Московской области. Потоп
можно объяснить тем, что к атмосферным течениям и флюктуациям воздушных потоков
добавились мощные потоки горячего воздуха от автомобильного выхлопа CO2 и
паров H2O отработанных газов из Центральной и Восточной Европы,
где рост количества автомобилей превысил все допустимые нормы. Числшо
автомобилей на трассах и городах у нас возросло в 5 раз . от этого резко
увеличились тепловое нагревание воздуха и его объем от паров автомобильного
выхлопа. Если в 1970-е годы нагрев атмосферы автомобильным транспортом был
значительно меньше нагрева поверхности Земли от солнца, то в 2002 году
количество двигающихся машин возросло во столько раз, что нагрев атмосферы от
автомобилей становится соизмерим с нагревом от солнца и резко нарушает климат
атмосферы. Нагретые CO2 и пар H2O от автомобильного выхлопа дают избыток воздушной
массы в центре России, эквивалентный потокам воздуха с Гольфстрима, и весь этот
избыточный нагретый воздух повышает атмосферное давление. И когда ветер дует в
сторону Европы, здесь сталкивается два потока с Атлантического океана и из
России, дающие такое избыточное количество осадков, которое ведет к
Европейскому потопу.
Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу, в
составе отработавших газов, зависит от общего технического состояния
автомобилей и особенно от двигателя – источника наибольшего загрязнения. Так,
при нарушении регулировки карбюратора выбросы СО увеличиваются в 4 – 5 раз.
Применение этилированного бензина, имеющего в своем
составе соединения свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма
токсичными соединениями свинца. Около 70% свинца, добавленного к бензину с
этиловой жидкостью, попадает в атмосферу с отработавшими газами, из них 30%
оседает на земле сразу, а 40% остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль
средней грузоподъемности выделяет 2,5 – 3 кг свинца в год. Концентрация свинца
в воздухе зависит от содержания свинца в бензине:
Содержание свинца в бензине, г/л…………0,15 0,20 0,25 0,50
Концентрация свинца в воздухе, мкг/м3…..0,40 0,50 0,55 1,00
Доля участия автомобильного транспорта в загрязнении
атмосферного воздуха крупных городов мира составляет, %:
Оксид углерода
Оксиды Азота Углеводороды
Москва 96,3 32,6 64,4
Санкт-Петербург 88,1 31,7 79
Токио 99
33 95
Нью-Йорк 97
31 63
В некоторых городах концентрация СО в течении коротких
периодов достигает 200 мг/м3 и более, при нормативных значениях
максимально допустимых разовых концентраций 40 мг/м3 (США) и 10 мг/м3
(Россия).
В Московской области ОГ (отработанные газы автомобилей)
CO,CH, CnHm - создают смог, и высокое давление приводит к тому,
что дым горевших торфяников стелется по земле, не уходит вверх, суммируется с
ОГ, в результате ПДК в сотни раз превышает допустимую норму.
Это приводит к развитию широкого спектра заболеваний
(бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма, сердечная недостаточность, инсульты,
язвы желудка, через который эти газы выделяются…) и увеличению смертности людей
с ослабленным иммунитетом. Особенно трудно приходится детям6 бронхиты, бронхиальная
астма, кашель, у новорожденных нарушение генных структур организма и
неизлечимые болезни, в итоге увеличение детской смертности на 10% в год.
У здоровых людей организм справляется с отравленным
воздухом, но на это уходит так много физиологических сил, что в результате все
эти люди теряют работоспособность, производительность труда падает, а мозг
работает совсем плохо.
Для уменьшения скольжения при езде автомобилей зимой
улицы посыпают солью, создавая при этом невероятную грязь и лужи. Эта грязь и
сырость переносится в троллейбусы и автобусы, в метро и переходы, подъезды и
квартиры, обувь от этого портится, засоление почвы и рек убивает все живое,
губит деревья и травы, рыба и вся водяная живность- разрушается экология.
В России на 1 км автомобильных дорог приходится от 2
до 7 га. При это не только изымаются сельскохозяйственные, лесные и другие
земли, но и происходит расчленение территории на отдельные замкнутые участки, что
нарушает обитания популяций диких животных.
Около 2млр тонн нефти потребляет автомобильный и
дизельный транспорт6 автомобили, трактора, суда, комбайны танки, самолеты.
Разве это не безумие, 2млр тонн нефти выбрасывать на
ветер и только 39млн тонн использовать для перевозки грузов. При этом ,
например, в США нефть закончится через 10 лет, через 20 лет останется военный
резерв через 30 лет черное золото будет стоить дороже желтого.
Если не изменить расход нефти , то через 40 лет не
останется ни капли. Без нефти цивилизация погибнет, не достигнув зрелого
возраста, способности возродить цивилизацию в другом месте.
Меры предпринимаемые в России для уменьшения
отрицательного влияния автотранспорта на окружающую среду :
Принимаются меры для улучшения качества отечественного
автомобильного топлива: растет выпуск высокооктанового бензина российскими
заводами, организовано производство экологически более чистого бензина в АО
«Московский нефтеперерабатывающий завод». Однако импорт этилированных бензинов
сохраняется. В результате в атмосферу от автотранспорта поступает меньше
свинца.
Существующее законодательство не позволяет ограничить
ввоз в страну старых автомобилей с низким эксплуатационными характеристиками, и
количество иномарок с большим сроком службы, не отвечающих нормам
государственных стандартов.
Контроль за соблюдением экологических требований при
эксплуатации автотранспорта осуществляют региональные отделения Российской
транспортной инспекции Минтранса в тесном взаимодействии с Госкомэкологии
России. В ходе широкомасштабной операции « Чистый воздух», в которой приняли участие
все отделения Ространсинспекции, установлено, что практически во всех субъектах
РФ доля автомобилей, эксплуатируемых с превышением действующих нормативов по
токсичности и в отдельных регионах достигает 40%. По предложению отделений
Ространсинспекции на большинстве территорий субъектов РФ введены талоны
токсичности для автомобилей.
В последние годы, несмотря на рост числа автомобилей,
в Москве наметилась тенденция стабилизации объема выбросов вредных веществ.
Основные факторы, позволяющие поддерживать такую ситуацию внедрение
католических нейтрализаторов отработавших газов; ввод в действие обязательного
экологического сертифицирования автомобилей, принадлежащих юридическим лицам;
существенное улучшение топлива на АЗС.
В целях снижения загрязнения окружающей среды продолжается
перевод предприятий дорожного хозяйства с жидкого топлива на газ. Принимаются
меры для улучшения экологической ситуации в районах размещения асфальтобетонных
заводов и асфальтосмесительнх установок6 модернизируется очистное оборудование,
совершенствуются мазутные горелки.
Авиация и ракетоносители
Применение газотурбинных двигательных установок в
авиации и ракетостроении поистине огромно. Все ракетоносители и все самолеты
(кроме пропеллерных на которых стоят ДВС) используют тягу этих установок. Выхлопные
газы газотурбинных двигательных установок (ГТДУ) содержат такие токсичные
компоненты, как СО, NОx, углеводороды, сажу, альдегиды и др.
Исследования состава продуктов сгорания двигателей,
установленных на самолетах «Боинг-747», показали, что содержание токсичных
составляющих в продуктах сгорания существенно зависит от режима работы
двигателя.
Высокие концентрации СО и CnHm (n –
номинальное число оборотов двигателя) характерны для ГТДУ на пониженных режимах
(холостой ход, руление, приближение к аэропорту, заход на посадку), тогда как
содержание оксидов азота NOx (NO, NO2, N2O5) существенно возрастает при работе на режимах близких
к номинальному (взлет, набор высоты, полетный режим).
Суммарный выброс токсичных веществ самолетами с ГТДУ
непрерывно растет, что обусловлено повышением расхода топлива до 20 – 30 т/ч и
неуклонным ростом числа эксплуатируемых самолетов.
Наибольшее влияние на условия обитания выбросы ГТДУ
оказывают в аэропортах и зонах, примыкающих к испытательным станциям.
Сравнительные данные по выбросам вредных веществ в аэропортах показывают, что
поступления от ГТДУ в приземный слой атмосферы составляют:
Оксиды углерода – 55%
Оксиды азота – 77%
Углеводороды – 93%
Аэрозоль – 97
остальные выбросы выделяют наземные транспортные
средства с ДВС.
Загрязнение воздушной среды транспортом с ракетными
двигательными установками происходит главным образом при их работе перед
стартом, при взлете и посадке, при наземных испытаниях в процессе их
производства и после ремонта, при хранении и транспортировке топлива, а так же
при заправке топливом летательных аппаратов. Работа жидкостного ракетного
двигателя сопровождается выбросом продуктов полного и неполного сгорания
топлива, состоящих из O, NOx, OH и др.
При сгорании твердого топлива из камеры сгорания выбрасываются
H2O, CO2, HCl, CO, NO, Cl, а также твердые частицы Al2O3 со средним размером 0,1 мкм (иногда до 10 мкм).
В двигателях космического корабля «Шатл» сжигается как
жидкое так и твердое топливо. Продукты сгорания топлива по мере удаления
корабля от Земли проникают в различные слои атмосферы, но большей частью в
тропосферу.
В условиях запуска у пусковой системы образуется
облако продуктов сгорания, водяного пара от системы шумоглушения, песка и пыли.
Объем продуктов сгорания можно определить по времени (обычно 20 с) работы
установки на стартовой площадке и в приземном слое. После запуска высоко
температурное облако поднимается на высоту до 3 км и перемещается под действием
ветра на расстояние 30 – 60 км, оно может рассеятся, но может стать и причиной
кислотных дождей.
При старте и возвращении на Землю Ракетные двигатели
неблагоприятно воздействуют не только на приземный слой атмосферы, но и на
космическое пространство, разрушая озоновый слой Земли. Масштабы разрушения
озонового слоя определяются числом запусков ракетных систем и интенсивностью
полетов сверхзвуковых самолетов. За 40 лет существования космонавтики в СССР и
позднее России произведено свыше 1800 запусков ракет-носителей. По прогнозам
фирмы Aerospace в XXI в. для транспортировки грузов на орбиту будет
осуществляться до 10 запусков ракет в сутки, при этом выброс продуктов сгорания
каждой ракеты будет превышать 1,5 т/с.
Согласно ГОСТ 17.2.1.01 – 76 выбросы в атмосферу
классифицируют:
по агрегатному состоянию вредных веществ в выбросах,
это – газообразные и парообразные (SO2, CO, NOx углеводороды и др.); жидкие (кислоты, щелочи,
органические соединения, растворы солей и жидких металлов); твердые (свинец
иего соединения, органическая и неорганическая пыль, сажа, смолистые вещества и
др.);
по массовому выбросу, выделяя шесть групп, т/сут:
менее 0,01 вкл.;
свыше 0,01 до 0,1 вкл.;
свыше 0,1 до 1,0 вкл.;
свыше 1,0 до 10 вкл.;
свыше 10 до 100 вкл.;
свыше 100.
В связи с развитием авиации и ракетной техники, а
также интенсивным использованием авиационных и ракетных двигателей в других
отраслях народного хозяйства существенно возрос их общий выброс вредных
примесей в атмосферу. Однако на долю этих двигателей приходится пока не более
5% токсичных веществ, поступающих в атмосферу от транспортных средств всех типов.
Загрязнение окружающей среды судами
Морской флот является существенным источником
загрязнения воздушная атмосферы и мирового океана. Жестокие требования
международной морской организации ( ИМО) от 1997 года по контролю качества
выпускных газов судовых дизелей и удаляемых за борт льяльных, бытовых и сточных
вод направлены на ограничение отрицательного воздействия эксплуатируемых судов
на окружающую среду.
Для уменьшения загрязнения газов при работе дизеля
металлами, сажей и другими твердыми примесями дизеле-и судостроители вынуждены
в кратчайшие сроки оборудовать судовые энергетические установки и пропульсивные
комплексы техническими средствами по очистке выпускных газов, более эффективными
сепараторами льяльных нефтесодержащих вод, очистителями сточных и бытовых вод,
современными инсинераторами.
Рефрижераторы, танкерыгазо-и химовозы, некоторые
другие суда являются источниками загрязнения атмосферы фреонами ( окислами
азота0, используемых в качестве рабочего тела в холодильных установках. Фреоны
разрушают озоновый слой атмосферы Земли, являющийся охранным щитом для всего
живого от жестокого излучения ультрафиолетового излучения.
Очевидно, что чем тяжелее топливо используемое для
тепловых двигателей, тем больше в нем тяжелых металлов. В связи с этим применение
на судах природного газа и водорода, наиболее экологически чистых видов
топлива, является весьма перспективным. Отработавшие газы дизелей, работающих
на газовом топливе, практически не содержат твердых веществ ( сажи , пыли) ,а
также окислов серы, гораздо меньше содержат угарного газа и несгоревших
углеводородов.
Серный газ SO2 входящий в состав выпускных
газов, окисляясь до состояния SO3, растворяется в воде и образует серную кислоту, в
связи с чем степень вредности SO2 для окружающей среды вдвое выше, чем окислов азота NO2 эти
газы и кислоты нарушают экологический баланс.
Если принять за 100% весь ущерб от эксплуатации
транспортных судов, то, как показывает анализ, экономический ущерб от
загрязнения морской среды и биосферы в среднем составляет 405 , от вибрации и
шума оборудования и корпуса судна-22%, от коррозии оборудования и корпуса –18%,
от ненадежности транспортных двигателей –15%, от ухудшения здоровья экипажа-5%.
Правила ИМО от 1997 г. ограничивают предельное
содержание серы в топливе на ровне 4,5% , а на ограниченных акваториях (
например, в Балтийском регионе) до 1,5%. Что касается окислов азота Nox,
то для всех новых строящихся судов установлены предельных нормы их содержания в
выпускных газах в зависимости от частоты вращения коленчатого вала дизеля, что
уменьшает загрязнения ими атмосферы на 305. При этом значение верхнего предела содержания
Nox, у малооборотных дизелей выше, чем у средне и
высокооборотных, так как они располагают большим временем на сгорания топлива в
цилиндрах.
В результате анализа всех отрицательных факторов,
влияющих на окружающую среду при эксплуатации транспортных судов, можно
сформулировать основные мероприятия, направленные на уменьшения этого
воздействия:
применение более качественных сортов моторного топлив,
а также природного газа и водорода в качестве альтернативного топлива;
оптимизация рабочего процесса в дизеле на всех
эксплуатационных режимах с широким внедрением систем электронно-управляемого
впрыска топлива и регулирования фаз газораспределения и топливоподачи, а также
оптимизации подачи масла в цилиндры дизеля;
полное предотвращение пожаров в утилизационных котлах
благодаря оборудованию их системами контроля температуры в полости котла,
пожаро-тушения, сажеобдува;
обязательное оборудование судов техническими
средствами по контролю качества уходящих в атмосферу выпускных газов и
удаляемых за борт нефтесодержащих, сточных и бытовых вод;
полное запрещение использования на судах для любых
целей азотосодержащих веществ ( в рефрижераторных установках, противопожарных
системах и т д.)
предотвращение протечек в сальниковых и фланцевых
соединениях и судовых системах.
эффективное применение валогенераторных установок в
составе судовых электроэнергетических систем и переход к эксплуатации дизель-
генераторов с переменной частотой вращения.
Таким образом нельзя сказать, что вопросу загрязнения
транспортом не уделяется никакого внимания. Все больше обычные поезда
заменяются электровозами, разрабатываются и уже выпускаются автомобили на
аккумуляторных батареях, при современных темпах прогресса можно надеяться на то
что вскоре появятся и экологически чистые авиационные и ракетные двигатели.
Правительства принимают решения против загрязнения планеты. Об этом
свидетельствует и принятая декларация.
ДЕКЛАРАЦИЯ И ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ ПРОГРАММА
ПО ТРАНСПОРТУ, ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ |
В Декларации подтверждается намерение
продолжить работу в целях обеспечения развития экологически чистого
транспорта. Рамочная стратегия Общеевропейской Программы уделяет внимание
особым потребностям и проблемам новых независимых государств (СНГ), а также
экологически наиболее уязвимым районам этого региона. Представители МПС
России приняли участие во Втором совещании по вопросам транспорта, окружающей
среды и здоровья под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН)
и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которое состоялось 5 июля 2002
года в Женеве (Швейцария).
В совещании участвовали представители 39 стран, ЕЭК ООН, ВОЗ, Комиссии
Евросоюза, ряда международных правительственных и неправительственных
организаций.
Российскую делегацию возглавлял первый заместитель Министра транспорта
А.П.Насонов. На встрече были рассмотрены вопросы среднесрочного обзора
Программы совместных действий, принятой государствами-членами ЕЭК ООН на
Региональной конференции по транспорту и окружающей среде (Вена, ноябрь 1997
г.) и оценки осуществления Хартии по транспорту, окружающей среде и охране
здоровья, принятой на Третьей Конференции на уровне министров по окружающей
среде и охране здоровья (Лондон, июнь 1999 г.). Также были обсуждены вопросы
принятия Общеевропейской Программы по транспорту, охране окружающей среды и
здоровья и принятие Декларации по транспорту, окружающей среде и охране
здоровья.
В ходе работы совещания было признано, что в современном мире происходит
стремительное развитие автомобильного транспорта, следствием чего является
резкое ухудшение экологической обстановки. Поэтому возникла необходимость
разработать и осуществить на международном уровне комплекс эффективных мер по
всестороннему развитию экологически чистых видов транспорта. В тоже время
отмечалось, что обеспечение экологической безопасности транспорта требует
существенных размеров инвестиций, а большинство стран мира их не имеет. В
новых независимых государствах (СНГ) и государствах Восточной Европы в
настоящее время не хватает финансовых средств на развитие и модернизацию
железнодорожного транспорта, который является экологически более чистым.
Происходит старение основных фондов и, как следствие, снижается экологическая
безопасность железных дорог, их конкурентоспособность.
В ходе работы Второго совещания по вопросам транспорта, окружающей среды и
здоровья под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН) и
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) была принята Декларация и
Общеевропейская Программа по транспорту, охране окружающей среды и здоровья.
В Декларации транспорт выделен в качестве одного из приоритетных направлений
деятельности на национальном и международном уровнях для достижения цели устойчивого
развития. Подтверждается намерение продолжить работу в целях обеспечения
развития транспорта, отвечающего требованиям охраны окружающей среды и
здоровья (экологически чистого транспорта).
Декларация содержит постановление о принятии Общеевропейской Программы по
транспорту, охране окружающей среды и здоровья, которая будет выполняться под
эгидой ЕЭК ООН и ВОЗ, состоящей из трех компонентов: рамочной стратегии;
плана работы, включающего ряд отдельных конкретных мероприятий; создания
Руководящего комитета по транспорту, окружающей среде и охране здоровья,
который будет стимулировать, контролировать, координировать выполнение
Программы.
Рамочная стратегия Общеевропейской Программы особое внимание уделяет
интеграции аспектов охраны окружающей среды и здоровья в транспортную
политику; управлению спросом на перевозки и перераспределению их по видам
транспорта в сторону экологически чистых видов; особым потребностям и проблемам
новых независимых государств (СНГ), а также экологически наиболее уязвимым
районам этого региона.
|
Заключение
Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая
социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но
до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением
цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.
Однако воздействие человека на окружающую среду
приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные
и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей
среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о
современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных
экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и
предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.
Приложение
Запасы нефти
Доказанные
запасы нефти |
1999
г (млрд.т) |
2001г
(млрд .т) |
Всего
139 |
142 |
|
Саудовская
Аравия |
35 |
35,8 |
Ирак |
15,5 |
15,4 |
Кувейт |
13,3 |
12,9 |
Абу
Даби ( ОАЭ) |
12,5 |
12,7 |
Иран |
12,3 |
12.3 |
Венесуэла |
10,0 |
10,6 |
Россия |
6,63 |
6,57 |
Мексика |
6,6 |
6,5 |
США |
3,0 |
2,9 |
Список литературы
Журнал Природа и человек. №8 2003 изд.: Наука Москва
2000г
Журнал Морской флот №11-12 2000год изд.: РИЦ
Журнал Конверсия в машиностроении № 1 2001 г изд .:
Москва « Инфромконверсия.»
Журнал Энергия : экономика, техника. Экология. №11
1999год изд.: Наука Москва 1999
Журнал «Eco News» № 5 2002г www.statsoft.ru
Информационный портал по статистике транспорту и
таможне www.logistic.ru
|