Реферат: Система зажигания двигателя ЗМЗ-402
Реферат: Система зажигания двигателя ЗМЗ-402
Расположение
ОСНОВНЫХ агрегатов. В МОТОРНОМ Отсеке: 1 - труба подвода охлаждающей жидкости к
радиатору; 2 - воздушный фильтр; 3 - крышка головки блока цилиндров; 4 -
датчик-распределитель; 5 - катушка зажигания; 6 - вакуумный усилитель тормозов;
7 - пробка маслоналивной горловины; 8 - топливный фильтр тонкой очистки; 9 -
термостат 10 — кожух радиатора 11 — радиатор
Описание конструкции
Двигатель
ЗМЗ-402 карбюраторный, четырехцилиндровый. Блок цилиндров изготовлен из
алюминиевого сплава. Гильзы цилиндров чугунные, съемные. Крышки коренных
подшипников и картер сцепления обработаны в сборе с блоком и поэтому они не
взаимозаменяемы.
Коленчатый
вал двигателя чугунный, пятиопорный, динамически отбалансирован с маховиком и
ведущим диском сцепления. Осевое перемещение вала ограничено двумя упорными
шайбами, расположенными по обеим сторонам переднего коренного подшипника.
Распределительный
вал с пятью опорными шейками разного диаметра установлен в блоке цилиндров. На
валу нарезана шестерня привода датчика-распределителя зажигания и масляного
насоса.
Привод
распределительного вала осуществляется через текстолитовую или полиамидную
шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней коленчатого вала. Кулачки
распределительного вала воздействуют на толкатели. Штанги толкателей через
коромысла приводят в действие клапаны.
Система
смазки двигателя — комбинированная. Для охлаждения масла установлен масляный
радиатор. При давлении в системе 0,7-0,9 кгс/см2 предохранительный клапан
открывается и масло поступает в радиатор, а затем сливается в картер двигателя.
Для отключения масляного радиатора предусмотрен кран. При положении ручки вдоль
шланга - он открыт.
Система
охлаждения — жидкостная, закрытая. Перед радиатором установлен дополнительный
электровентилятор.
Впускной
трубопровод подогревается отработавшими газами. Регулятор подогрева имеет два
положения - "зима" и "лето".
Сопротивление
бегунка, кОм 5-8
Сопротивление
наконечника
свечи,
кОм 4-7
Сопротивление
центрального контакта крышки*, кОм 8-13
Сопротивление
обмотки
статора,
кОм 0,4-0,45
*
На части датчиков вместо сопротивления установлен угольный контакт.
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-402
Система
зажигания - бесконтактная. Она состоит из датчика-распределителя коммутатора,
катушки зажигания, свечей зажигания и проводов высокого и низкого напряжения.
Датчик-распределитель зажигания (1908.3706) -бесконтактный, с датчиком
(генератором) управляющих импульсов и встроенным вакуумным и центробежным
регуляторами опережения зажигания.
Датчик-распределитель
выполняет две функции: задает момент искрооб-разования, распределяет импульсы
высокого напряжения по цилиндрам в соответствии с порядком их работы. Для этого
служит бегунок, надетый на вал датчика-распределителя. В бегунке установлен
помехоподавительный резистор с сопротивлением 8000-13000 Ом.
Коммутатор
(1313734) размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания,
преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.
Техническая
характеристика системы зажигания
Порядок
работы цилиндров 1-2-4-3
Направление
вращения против
ротора
распределителя часовой
стрелки
Угол
опережения зажигания
max,
град:
центробежный
регулятор 15-18
вакуумный
регулятор 8-10
Свечи
зажигания А14ВР
Зазор
свечи зажигания, мм 0,8-0,95
Датчик-распределитель
зажигания:
1
- корпус; 2 - грузик центробежного двигателя; 3 - винт крепления подшипника; 4
- вакуумный регулятор; 5 - пружина вакуумного регулятора; 6 - диафрагма; 7 -
штуцер; 8 - магнитопровод ротора;9 - постоянный магнит ротора; 10 - ротор; II -
крышка; 12 – помехоподавительный резистор; 13 - центральный вывод; 14 -
центральный контакт; 15 - бегунок;16 - фильц; 17 - винт крепления ротора; 18 -
обмотка статора; 19 - винт крепления статора; 20 - статор; 21 – магнитопровод
обмотки статора; 22 - опора статора;23 - подшипник; 24 - пружина грузика; 25 -
упорные шайбы; 26 - втулка;27 - валик; 28 - октан-корректор; 29 - упорная
шайба;30 – стопорное кольцо; 31 - штифт; 32 - муфта привода.
Генератор
1631.3701:
1
- ротор; 2 - втулка; 3 - передний подшипник; 4 - втулка; 5 - шайба с гайкой; 6
- шпонка; 7 - шкив; 8 - вентилятор; 9 - передняя крышка; 10 - статор; 11 - обмотка
ротора; 12 - щеткодержатель; 13 - пружины щеток; 14 - щетки; 15 - задний
подшипник; 16 - крышка; 17-вал; 18- контактные кольца; 19- вывод обмотки
статора; 20- пластины-держатели; 21 - задняя крышка; 22 - набор статора; 23 -
обмотка статора.
Генератор 1631.3701 двигателя ЗМЗ-402
Генератор
1631.3701 - трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным
возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах. Ротор генератора
приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя клиновым ремнем.
Статор
и крышки генератора стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в шариковых
подшипниках, установленных в крышках. Смазка в подшипники заложена на весь срок
службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора и поджимается задней
крышкой через пластмассовую втулку. Передний подшипник установлен с внутренней
стороны передней крышки и поджат шайбой с четырьмя винтами.
В
статоре генератора две трехфазные обмотки, выполненные по схеме «звезда» и
подключенные параллельно друг другу. Выпрямитель - мостовой схемы, состоит из
шести диодов. Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые
пластины-держатели. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный
внутри задней крышки генератора.
На
роторе расположены обмотки возбуждения генератора. Выводы обмоток припаяны к
двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к ним подводится через
две угольные щетки, установленные в щеткодержателе.
Генератор
работает совместно с регулятором напряжения, который закреплен на брызговике
правого лонжерона под расширительным бачком. При выходе регулятора из строя,
его заменяют.
Для
защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе
зажигания, а также для снижения радиопомех, между"+" и
"массой" генератора включен конденсатор.
Внутренние
обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются воздухом через окна в
крышках от центробежного вентилятора, установленного на валу ротора.
Техническая
характеристика генератора 1631.3701
Напряжение
номинальное, В 14
Максимальный
ток, А 65
Регулируемое
напряжение, В 13-15
Сопротивление
обмотки
возбуждения, Ом 2,5
СТАРТЕР
Стартер
- четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с
возбуждением от постоянных магнитов, роликовой муфтой свободного хода и
двухобмоточным тяговым реле.
Крутящий
момент от вала якоря передается на ведущую шестерню привода через роликовую
обгонную муфту.
Стартеры
двигателей ЗМЗ-4062 и ЗМЗ-402 принципиально не отличаются. Стартер 42.3708-10
установлен на двигатель ЗМЗ-4062 с правой стороны, СТ203-Б4 -на двигатель
ЗМЗ-402 слева.
Техническая
характеристика стартера 42.3708-10 (СТ230-Б4)
Номинальная
мощность, кВт 1,7(1,0)
Номинальное
напряжение, В 12
Потребляемый
ток
в
заторможенном состоянии,
не
более, А 700 (550)
Крутящий
момент,
не
менее кгс-м 1,6(2,0)
Потребляемый
ток в режиме
холостого
хода, не более, А 80 (85)
Стартер:
1 - колпак защитный; 2 - шайба запорная; 3 - щетка; 4,5 - выводы; 6 - крышка
тягового реле; 7 - контактная пластина; 8 - тяговое реле; 9 - обмотка реле; 10
- шток; 11 - возвратная пружина; 12 - сердечник; 13 - рычаг; 14 - крышка; 15-
ось рычага; 16- удлинитель крышки; 17- ролик; 18 - ведущая (приводная)
шестерня; 19 - втулка; 20 - кольцо пружинное; 21 - втулка упорная; 22 - вал; 23
- обгонная муфта; 24 - пружина; 25 - полумуфта включения; 26 - опора
промежуточная; 27-статор; 28 - обмотка статора; 29 - ротор (якорь); 30 -
коллектор; 31 - крышка; 32 - щеткодержатель.
В
стальном корпусе стартера установлены четыре обмотки возбуждения. Корпус и крышки
стартера стянуты двумя шпильками. Вал якоря вращается в двух бронзографитных
втулках, установленных в крышках и промежуточной опоре.
На
валу привода установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной
шестерней. Она передает крутящий момент только в одном направлении - от
стартера к двигателю, разобщая их после запуска двигателя. Это необходимо для
защиты якоря стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.
Тяговое
реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика
коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера. При
повороте ключа зажигания в положение "стартер", напряжение подается
на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). После замыкания
контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.
Напряжение
срабатывания реле должно быть не более 8 В при 20±5°С. Если это не так, в реле
или приводе имеется неисправность. Исправность привода определяется осмотром
деталей после разборки стартера. Неисправное реле заменяют.
|