|
Реферат: Расчет коробки скоростей
Рис. 4.
Структурный график или график частот вращения для коробки
Z=7 = 21
´ 22´ 23
|
|
|
|
|
|
030501.080602.041.000 ПЗ
|
Лист
|
|
|
|
|
|
|
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
9. Определение передаточных
отношений
Частные передаточные
отношения определяют по графику частот вращения. Их выражают через
знаменатель геометрического ряда j:
i = j ±k
где к - число интервалов
между смежными валами, которые пересекает данный луч на графике частот
вращения.
Знак «плюс» принимается для
ускоряющей передачи, «минус» - для замедляющей передачи, для горизонтальных
лучей к = 0, i = 1
Используя график частот
вращения (рис. 3) определяем передаточные отношения:
i1=j0 = 1,26 0 =
1 i4=j-2 =
1,26 -2 = 7 : 11
i2=j-1 = 1,26 -1 =
4 : 5 i5=j0 = 1,26 0 =
1
i3=j0 = 1,26 0 =
1 i6=j3 =
1,26 -3 = 1 : 2
|
|
|
|
|
|
030501.080602.041.000 ПЗ
|
Лист
|
|
|
|
|
|
|
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
10. Расчет чисел зубьев
Числа зубьев
рассчитываем отдельно для каждой группы передач, используя частные
передаточные отношения, найденные по графику частот вращения.
При расчете
необходимо соблюдать следующие условия:
-
минимальные числа зубьев ведущего колеса 18-20, максимальные для ведомого
колеса - 100.
- для
обеспечения постоянства межосевого расстояния суммы чисел зубьев сопряженных
колес должны быть равными, т.е.
Z1 +
Z2 = Z3 + Z4 = Z5 + Z6
= … =
const
где Z1,
Z3, Z5, …- числа зубьев ведущих зубчатых колес
элементарной двухваловой передачи; Z2, Z4, Z6,
…- соответствующие им числа зубьев ведомых зубчатых колес.
|
|
|
|
|
|
030501.080602.041.000 ПЗ
|
Лист
|
|
|
|
|
|
|
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Определим
фиктивные числа зубьев для колес коробки методом наименьшего общего кратного
(НОК)..
Для основной группы они определяются
исходя из равенства:
A : B = Z1 :
Z2 =j 0 = i1 ; C :
D = Z3 : Z4 =j -1 = i2 ;
Для первой переборной группы
исходя из равенства:
E : F
= Z5 :Z6 =j 0 = i3; G : H = Z7
: Z8 =j -2 = i4
;
Для второй переборной группы
исходя из равенства:
K : L
= Z9 : Z10 =j 0 = i5;
M : N = Z11 : Z12 =j -3 = i6,,
где
А, В, C, D, E,
F, G, H,
K, L, M,
N – простые целые числа, которые являются фиктивными
числами зубьев.
Для основной группы передач
получаем:
А = 1, В = 1, C = 4, D = 5,
Для первой переборной группы
передач:
E =
1, F = 1,G = 7, H =11,
Для второй переборной группы
передач:
K = 1, L = 1, M = 1, N =
2
|
|
|
|
|
|
030501.080602.041.000 ПЗ
|
Лист
|
|
|
|
|
|
|
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Определим наименьшее общее
кратное Sz
Для определения Sz используем
правило: «Sz равно наименьшему общему кратному сумм
простых целых чисел для данной группы передач»
Для основной группы передач
A + B
= 1+1 = 2
C + D = 4+5 =9 , следовательно Sz = 18
Для первой переборной группы передач
E + F = 1+1
= 2
G + H = 7+11 =
18, следовательно Sz = 18
Для второй переборной группы передач
K + L = 1 + 1 =
2
M + N = 1+2 = 3,
следовательно Sz = 6
Вычислим расчетные числа зубьев:
Для основной группы передач:
Z1
= Sz × A / (A + B) = 18× 1 / (1 + 1) =9
Z2
= Sz× B / (A + B) = 18 × 1/ (1 +1) = 9
Z3
= Sz × C / (C + D) = 18× 4 / (4 + 5) = 8
Z4
= Sz × D / (C + D) = 18 × 5/ (4 + 5) = 10
|
|
|
|
|
|
030501.080602.041.000 ПЗ
|
Лист
|
|
|
|
|
|
|
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Для второй переборной группы передач:
Z5 = Sz × E / (E + F) = 18×
1 / (1+ 1) = 9
Z6 = Sz × F / (E + F) = 18×
1 / (1 + 1)= 9
Z7 = Sz× G / (G + H) = 18× 7
/ (7 + 11) = 7
Z8 = Sz× H / (G + H) = 18 ×
11/ (7 + 11) = 11
Для третьей
переборной группы передач:
Z9 = Sz× K / (K + L) = 6× 1 /
(1 + 1) = 3
Z10 = Sz× L / (K + L) = 6 ×
1/ (1 + 1) = 3
Z11 = Sz × M / (M + N) = 6
× 1 / (1+ 2) = 2
Z12 = Sz × N / (M + N) = 6
× 2 / (1 + 2)= 4
Определим действительные
числа зубьев колес коробки скоростей
Так как минимальное число зубьев колес должно быть не
меньше 18, то увеличим количество рассчитанных чисел зубьев в 2,5 раза для
основной и первой переборной группы, и в 10 раз для второй переборной группы.
Таким образом, после умножения получаем:
Z1
= 22,5 Z3 = 20 Z5 = 22,5 Z7
= 17,5 Z9 = 27 Z11 = 18
Z2
= 22,5 Z4 = 25 Z6 = 22,5 Z8
= 27,5 Z10 =27 Z12 = 36
Подачи (Z1
: Z2 ) ; (Z5
: Z6 ) ; (Z7
: Z8 ) необходимо корригировать
Произведем проверку на
равенство сумм чисел зубьев, с целью обеспечения одинакового межосевого
расстояния для всех передач в одной группе.
Для основной группы:
Z1
+ Z2 = Z3 + Z4 = 22 + 23 = 20 + 25 = 45
Для первой переборной группы:
Z5
+ Z6 = Z7 + Z8 = 27+ 27 = 21+ 33= 54
Для второй переборной группы:
Z9
+ Z10 = Z11 + Z12 = 27+ 27 = 18 + 36 = 54
Условие постоянства суммы SZ
соблюдается.
|
|
|
|
|
|
030501.080602.041.000 ПЗ
|
Лист
|
|
|
|
|
|
|
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
11. Расчет
энергосиловых параметров коробки скоростей и выбор электродвигателя
Выбор электродвигателя.
Принимаем электродвигатель по ближайшей частоте вращения.
n = 750 об\мин
Определим, что подача от
электродвигателя на первый вал коробки скоростей ременная. При выборе
ременной передачи общий КПД коробки скоростей определяется по формуле:
hо = hрп
× hпк,
× hзк
где к – количество пар подшипников качения в коробке
скоростей.
hо = hрп × hпк × hзк = 0,96×0,994×0,973
= 0,84
Рассчитаем потребляемую мощность на электродвигателе
станка:
Рэд = Рст
/ hо = 4,8
/ 0,84 = 5,71 кВт,
где Рст - мощность станка, кВт; hо - общий КПД
коробки скоростей.
Принимаем электродвигатель. 4А160S8
Мощность Рэд = 7,5 кВт, асинхронная частота
вращения ротора
nа
= 730 об\мин
|
|
|
|
|
|
030501.080602.041.000 ПЗ
|
Лист
|
|
|
|
|
|
|
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Рассчитаем передаточное число
ременной передачи с учетом коэффициента скольжения по формуле:
i рем = n1
/ (na ´ 0,985) = 500 / (730 х 0,985) =
0,695
Рассчитаем диаметр ведущего шкива по формуле:
d1= k ´ T0
где T0 - крутящий момент на валу электродвигателя, Н
´ м;
к = 40 для клиноременной
передачи
T0 = 9550 Рэд / na
Для
нашего примера T0 = 9550 ´ 7,5 / 730 = 98,12 Н ´ м
Диаметр ведущего шкива
равен
d1= k ´ T0
= 40 ´ 98,12 = 184,5 мм
Расчетный диаметр шкива округляем до ближайшего
стандартного значения по ГОСТ 17383 - 73.
d1= 180 мм.
3.8.6 Рассчитаем диаметр ведомого шкива:
d2 = d1 / iрем = 180 / 0,695 = 258,99 мм
Округлим d2 до стандартного
значения из
ряда по ГОСТ 17383 - 73
d2 = 250 мм.
|
|
|
|
|
|
030501.080602.041.000 ПЗ
|
Лист
|
|
|
|
|
|
|
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
3.8.7 Рассчитаем фактическое передаточное отношение
ременной передачи:
iф рем
= d1 ´ (1 - e) / d2
= 180 ´ (1 –
0,015) / 250 = 0,71.
где e
- коэффициент скольжения, для ременных передач e = 0,015
В нашем случае погрешность
составляет менее 1%, поэтому значения диаметров шкивов принимаем d1. = 160 мм, d2.=
230 мм.
3,8,8
Рассчитаем передаваемую мощность для каждого вала коробки скоростей по
формуле:
Рi = Рэд п ´ h, кВт
где Рэд п - мощность
электродвигателя, кВт;h -
общий КПД, учитывающий потери мощности от двигателя до рассчитываемого вала.
Расчетные значения передаваемой мощности для нашего примера
приведены в табл.7.
Р1 = Рэд
п ´ hрп ´ hпк = 4,8
х 0.96 х 0,99 = 4,56 кВт
Р2 = Р1
´ hзп ´ hпк = Р1
х 0.96 х 0,99 = 4,38 кВт
Р3 = Р2
´ hзп ´ hпк = Р2
х 0.96 х 0,99 = 4,2 кВт
Р4 = Р3
´ hзп ´ hпк = Р3
х 0.96 х 0,99 = 4 кВт
3.8.9 Рассчитаем крутящие моменты на валах коробки
скоростей по формуле:
Тi = 9550 ´ Р i / n i min , Н´мм
где n i min
- - минимальная частота вращения вала, об\мин.
В качестве расчетной частоты вращения шпинделя
принимаем частоту вращения верхней ступени второй трети диапазона, т.е. n i min равную n3 = 200 об/мин.
|
|
|
|
|
|
030501.080602.041.000 ПЗ
|
Лист
|
|
|
|
|
|
|
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Т1
= 975 ´ 104 ´ 4,56 / 200 = 222,3 Н´мм
Т2
= 975 ´ 104 ´ 4,38 / 200 = 213,5 Н´мм
Т3
= 975 ´ 104 ´ 4,2 / 200 = 204,75 Н´мм
Т4
= 975 ´ 104 ´ 4 / 200 = 195 Н´мм
3,8,9 Произведем предварительный
(ориентировочный) расчет валов коробки скоростей.
Предварительный расчет диаметров валов
выполняют из расчета на кручение, так как нет данных о расстоянии между
опорами, необходимых для учета изгибных напряжений.
Предварительных расчет диаметров валов
производится по формуле:
di = 5´Тi
/ [t]
где Тi
– максимальный крутящий момент для рассчитываемого вала, Н*мм; d - диаметр рассчитываемого вала, мм;
[t]
- допускаемое значение
напряжений кручения, МПа.
Для валов из конструкционных
среднеуглеродистых марок сталей 45, 50 принимают [t] = 20 МПа
Диаметр промежуточных валов
округлим до ближайших больших стандартных значений по ряду Ra
40.
Диаметр шпинделя в переднем
подшипнике принимаем в зависимости от мощности электродвигателя (табл. 6).
|
|
|
|
|
|
030501.080602.041.000 ПЗ
|
Лист
|
|
|
|
|
|
|
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
d1
= 5´222300 / 20 = 38 мм, принимаем d1
= 38 мм
d2
= 5´213500 / 20 = 37,6 мм, принимаем d2
= 38 мм
d3
= 5´204750 / 20 = 37 мм,
принимаем d3
= 38 мм
d4
= 5´195000 / 20 = 36,5 мм,
принимаем d4
= 38 мм
|
|
|
|
|
|
030501.080602.041.000 ПЗ
|
Лист
|
|
|
|
|
|
|
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Литература
1. Анурьев В.И. Справочник конструктора –
машиностроителя: в 3т.
М.: Машиностроение, 1985. Т.2, 559 с.
2. Проектирование металлорежущих станков и
станочных систем:
проектирование металлорежущих станков;
Справочник –
учебник/под ред. А. С. Проникова._ М,
Машиностроение,1995.-448 с.
4. Проников А. С. Расчет и конструирование
металлорежущих станков.
Учеб. для ВУЗов.- М.: Высш. Школа,- 2000.-
5. Тарзиманов Г. А. Проектирование металлорежущих
станков. М.:
Машиностроение,- 1980, - 280 с.
6. Шейнблит А. Е. Курсовое проектирование деталей
машин: учебник
для техн..- М Высшая школа. – ФГИПП.- 1999.-
432 с..
7.
7. Дунаев
Леликов Курсовое проектирование деталей машин: учебник
для ВУЗов.- М Высшая школа. 1999.- 420 с.
8. Кочергин А. А, Конструирование и расчет
металлорежущих станков
и станочних комплексов: Учеб. пособие для
ВТУЗов.- Минск. –
Вышейш. школа. – 1991, 382 с.
9. Левятов Д.С. Расчеты
и конструирование деталей машин: Учеб. для
Вузов.- М.: Высш. шк. 1985. 380 с.
|
|
|
|
|
|
030501.080602.041.000 ПЗ
|
Лист
|
|
|
|
|
|
|
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
|