рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Конкуренция как механизм саморегулирования рыночной экономики рефераты

Для начала поясним, что же такое конкурентоспособность. Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующего степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке или конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка.

Понятие конкурентоспособности товара не вызывает ни у кого сомнений. Тем более, что в первой части определения говорится об объекте, который удовлетворяет потребности, а потребность удовлетворяется только товаром, работой или услугой. Для доказательства того, что конкурентоспособность продукта реально оценивается, можно привести несколько параметров, которые позволяет (конечно, не с абсолютной точностью) оценить конкурентоспособность того или иного товара.

Для начала несколько слов о том, какие же показатели используются. Существует три группы основных параметров: технические параметры, которые отражают потребительские свойства товара; нормативные показатели, которые характеризуют соответствие товара обязательным нормам и стандартам; и наконец экономические параметры, говорящие о величине затрат, связанных с эксплуатацией или потреблением данного товара, которые еще называют ценами потребления. Как известно, конкурентоспособность товара или иного объекта - понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. Поэтому при расчете показателей конкурентоспособности товара в качестве сравниваемого объекта обычно берут или товар-аналог (прямой метод), или образец (косвенный метод), который уже пользуется спросом. Затем эти показатели собираются в один интегрированный показатель, который по смыслу отражает различие в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат потребителя на их приобретение и использование.

Иными словами мы с помощью цифр можем охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению к другим товарам. А как на счет конкурентоспособности фирмы? Интересный вопрос. Ведь существуют определенные экономические, финансовые показатели, которые показывают прибыльность, производительность, оборачиваемость, деловую активность, ликвидность. И на мой взгляд, эти показатели тоже ведь характеризуют деятельность фирмы, от них просто так отмахнуться нельзя, это так же результат, который поддается анализу. Действительно, если объем продаж позитивен, то в большинстве случаев экономические параметры говорят о хорошем положении дел. Пусть у фирмы на какой-то определенный момент, например в момент составления годового, баланса показатели финансового состояния и экономической деятельности говорят о том, что организация работает успешно. Но получается вот какая ситуация: несмотря на благополучные данные экономического анализа, некоторые товары идут на рынке хорошо, а некоторые плохо. В данном случае мы с полным правом можем сказать, что первая группа товаров конкурентоспособна, а вторая нет. Но можно рассмотреть и иное положение вещей. Положение предприятия на рынке весьма устойчиво, конкурентов не много, продукция продается хорошо, но показатели финансового состояния, к сожалению, говорят о наличии проблем в части платежеспособности.

Так же в качестве объективного показателя конкурентоспособности предприятие можно привести его имидж. Имидж (по словарю) - образ товара, услуги, предприятия и совокупность впечатлений о них, складывающихся в сознании людей. Казалось бы имидж фирмы складывается из имиджа товара, но не всегда это так. Например, если фирма добросовестно выполняет все условия сделок, если в части деловых отношений она отличный партнер, то и имидж у нее соответственный.

В качестве заключения мне хотелось бы сказать, что на счет данного вопроса спорить можно достаточно долго, но как мне кажется, эти два понятия имеют право на существование. Еще необходимо добавить, что эти два понятия очень тесно связаны. Докажем это на примере того же самого имиджа. Конечно, сначала имидж формируется товаром, а уже потом самим положение фирмы в деловом мире. То есть одно понятие вытекает из другого.

Таким образом, продукция Daimler Benz и BMW является конкурентоспособной. Между ними возникает на рынке такая ситуация, при которой фирмы независимо друг от друга борются за покупателей, необходимых для достижения определенных хозяйственных целей, таких, как получение прибыли, осуществление продаж и/или увеличение доли рынка. Конкурентное соперничество между Daimler Benz и BMW имеет место в отношении цены, качества продукции, предоставления услуг или совокупности всех этих и других факторов, важных для покупателя.

    Экономика все больше становится зависимой от знаний. Поиск новых путей в производстве всегда служил основным источником долгосрочного роста экономики. В нашем случае новым является то, что в современной экономике все большая доля продукции носит неосязаемый характер и основывается на эксплуатации идей, а не материальных предметов — так сказать, “невесомая экономика”. В 1900 году лишь одна треть американских рабочих была занята в сфере услуг, а в настоящее время уже две трети . Все больше товаров, от “Мерседесов” до спортивной обуви, несут в себе наукоемкие составляющие — в конструкции или в обслуживании клиентов.

     Экономисты испытывают со знанием проблемы, поскольку, на их взгляд, оно противоречит основному экономическому закону дефицита. Если продается материальный предмет, скажем, лопата, продавец перестает быть его собственником. Однако если продается идея, продавец остается ее владельцем и может продавать ее снова и снова. Сколько бы знание ни использовалось, оно не перестает быть полезным. Рыночная же система, описанная Адамом Смитом двести лет назад, была основана на понятии дефицита и содержала такую структуру ценообразования, по которой производство двух предметов всегда оказывается дороже производства одного такого предмета.

Традиционная экономическая теория предполагает, что большинство отраслей в какой-то момент подходит к точке “убывающей доходности”, поскольку себестоимость единицы продукции начинает расти, и поэтому ни одна отдельная фирма не может захватить весь рынок.

        В идее “растущей доходности” нет ничего нового. Альфред Маршалл, британский экономист, рассматривал ее еще в 1890 году. Газ, электричество и железные дороги демонстрировали рост доходности задолго до информационной революции. Однако в информационных продуктах рост доходности может проявиться в большей степени из-за структуры их себестоимости. Кроме того, эффект масштаба стал заметно сильнее. Во времена “Стандарт Ойл” в начале XX века, если фирма была вдвое крупнее своих соперников, ее средние издержки на единицу продукции могли быть на 10% ниже. В наши дни, если программистская фирма в два раза крупнее своего конкурента, ее средние издержки на единицу продукции могут оказаться на 50% ниже. Это сильно затрудняет выход на рынок новых действующих лиц.

    Из этого следует, что антимонопольным органам скучать не придется. Однако многие аналитики отмечают, что старые правила конкуренции в условиях информационной экономики становятся неуместными. В частности, они утверждают, что правительству следует ослабить вожжи в работе с высокотехнологичными компаниями. При быстрых темпах технологического прогресса и яростной конкуренции, говорят они, текущая доля рынка практически ничего не значит; ни одна монополия не продержится долгое время. Кроме того, раздел монополии может пойти во вред потребителям. Традиционная монополия наращивает свои прибыли за счет ограничения предложения и взвинчивания цен.

       Пол Ромер, главный сторонник идеи о важности технологического прогресса для развития, твердо убежден в том, что конкуренция в большей степени способствует прогрессу, чем монополия. Ромер не приемлет идеи о том, что ввиду высоких скоростей технологических изменений антимонопольные законы в наше время становятся менее актуальными. Эта идея, говорит он, основана на ложной посылке экзогенности технологических новшеств, то есть на утверждении их внеземного происхождения. Будь это так, быстрые технологические изменения и вправду подрывали бы силу монополии быстрее, а обществу это стоило бы дешевле. Напротив, говорит он, на темпы технологического развития оказывают влияние экономические стимулы. А поскольку новые технологии подрывают монопольное положение существующей технологии, у нее появляется гигантское искушение душить все новшества в зародыше, защищая свое монополистское положение, то есть всячески не поощрять инновации со стороны новых фирм. Если Ромер прав, политика конкуренции приобретает в условиях быстрых технологических изменений не меньшую, а большую важность, поскольку здесь создается больше условий препятствовать инновациям.

             Большинство предшествующих технологических революций приводили к увеличению оптимального размера фирм либо за счет снижения производственных издержек и увеличения эффекта масштаба, как это произошло в случае с внедрением электричества и пара, либо за счет снижения транспортных издержек, как в случае с железными дорогами, что привело к повышению концентрации производства. Интернет же, напротив, в отраслях, не связанных непосредственно с цифровыми технологиями, как, например, создание программ, в большинстве случаев сокращает эффект масштаба за счет увеличения возможностей поиска внешних источников (аутсорсинга) и сокращения постоянных издержек.

   

 

Список использованной литературы:

 

1.  Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и М.,Центр экономики и маркетинга  

 2. Додан Э. Дж., Линдеей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель

      СПб., 1992. Гл.7, 8, 9.

 3.  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М., 1996

 4.  Кирцнер И.:  Конкуренция и предпринимательство Пер. с англ. Под                                                       редакцией проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001

     с. 94-98 

 5.  Мякконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. Т. 2. Гл. 25-28,34

 6. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции

     Пер. с англ. М., 1986

 7.  Райзберг Б.А Рыночная экономика: Учебн.пособие-2-еизд..перераб.и                          доп.,М. 1995

  8.  Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. Части 11,1

  9.  Смит Адам. Исследованиео природе и причинах богатства            народов,М.:Соцэкгиз,1962

  10. Стародубровская И. От монополии к конкуренции. М,, 1990

  11. Портер М. Международны\ая конкуренция:Пер. с англ./Под ред. И с        предисловием В.Д.Щетинина.М.:Международные отношения,1993

  12. ФишерС, ДорнбушР., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Гл.11,

       12, 14

  13. Фатхудинов Р.А.Конкурентоспособность: экономика, стратегия,       управление. - М.: ИНФРА-М.-2000.

  14. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация     теории стоимости / Пер. с англ. М., 1959.

  15. ХяйекФ. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика

       и международные отношения. 1989. № 12.

  16. ХейнеП. Экономический образ мышления. М., 1991. Гл.8,10

  17. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебн.пособие, 2-е     изд.,М.: Гном-Пресс,1998

  18. Журнал «За рулем», март 2001 г.

  19. Журнал «Автопилот», апрель 2001 г.

  20. Журнал «Мотор», ноябрь 2000 г.

  21. Журнал «Колесо», март 2001 г.

  22.Ресурсы Сети Internet :

         www.autoworld.agava.ru

         www.cardesign.ru

         www.auto.germany.ru

         www.bmw.ru

         www.maprf.ru

         www.zr.ru

Приложение 1

Сравнение технических характеристик                                                                                                                             BMW 3 и  Mercedes C-class

           

Модель

BMW 316 i Mercedes C-class
Год выпуска 1990-1998 1993-1999

Кузов

Седан Седан
Количество дверей/мест 4/5 4/5
Снаряженная масса, кг 1235 1350
Полная масса, кг 1695 1830
Максимальная скорость, км/ч 195 193

Время разгона

с места

до 100 км/ч, с

12,7 12,2
Мин. Радиус поворота, м Н/Д Н/Д
Объем багажника min/max, л 435 430
Размеры, мм
Длина 4430 4487
Ширина 1700 1720
Высота 1390 1414
Колесная база 2700 2690
Колея передняя/задняя 1420/1430 1505/1476
Дорожный просвет 110 150
Двигатель
Тип Бензиновый с распределенным впрыском топлива Бензиновый с распределенным впрыском топлива
Расположение Спереди продольно Спереди продольно
Рабочий объем, см 1596 1799
Степень сжатия 9,7 9,8
Число и расположение цилиндров 4 в ряд 4 в ряд
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 84,0х72,0 85,3х78,8
Число клапанов 8 16
Мощность л.с. при об,/мин. 102/5500 122/5500
Максимальный крутящийся момент Нм при об./Мин. 150/3900 170/4200
Трансмиссия
Тип Механическая 5-ступенчатая Механическая 5-ступенчатая
Привод На задние колеса На задние колеса
Подвеска
Передняя Независимая, пружинные стойки, треугольные поперечные рычаги, стабилизатор поперечной устойчивости Независимая, двойные поперечные рычаги, винтовые пружины, стабилизатор поперечной устойчивости
Задняя Независимая, двойные поперечные рычаги, винтовые пружины, стабилизатор поперечной устойчивости Независимая многорычажная, винтовые пружины, стабилизатор поперечной устойчивости
Размер шин 185/65 HR15 195/65 HR15
Тормоза
Передние Дисковые Дисковые
Задние Барабанные Дисковые
По нормам 93/116/ЕЕС, л/100км
Городской цикл 10,8 11,0
Загородный цикл 6,0 Н/Д
Смешанный цикл Н/Д Н/Д
Топливо Бензин А-95 Бензин А-95

Емкость топливного

бака, л

62 50
Приложение 2

Технические характеристики BMW X5 и Mercedes ML230

                                                                                                          

Модель

BMW X5 4.4i Mercedes ML 230

Год выпуска

1999… 1997-2000

Кузов

Джип Джип
Количество дверей/мест 5/5 5/5
Снаряженная масса, кг 2090 1855
Полная масса, кг 2650 2650
Максимальная скорость, км/ч 206 177

Время разгона

с места

до 100 км/ч, с

7,5 12,3
Мин. радиус поворота, м 6,1 6,0
Объем багажника min/max, л 465/1550 635/2020
Размеры, мм
Длина 4666 4585
Ширина 1872 1830
Высота 1707 1780
Колесная база 2819 2820
Колея передняя/задняя 1560/1560 1565/1565
Дорожный просвет 180 200
Двигатель
Тип Бензиновый с распределенным впрыском топлива Бензиновый с распределенным впрыском топлива
Расположение Спереди продольно Спереди продольно
Рабочий объем, смЗ 4398 2295
Степень сжатия 10,0 10,4
Число и расположение цилиндров V8 4 в ряд
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 92,0х82,7 90,9х88,4
Число клапанов 32 16
Мощность л.с. при об./мин. 282/5400 150/5400
Максимальный крутящийся момент Нм при об./мин. 440/3600 220/3800
Трансмиссия
Тип Автоматическая 5-ступенчатая Steptronic Механическая 5-ступенчатая
Привод Постоянный полный Постоянный полный
Подвеска
Передняя Типа McPherson со стабилизатором поперечной устойчивости Независимая торсионная, на двух поперечных качающихся рычагах  со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя Независимая многорычажная, со стабилизатором поперечной устойчивости Независимая, на двух поперечных качающихся рычагах с цилиндрическими пружинами и стабилизатором поперечной устойчивости
Размер шин 225/50 VR19 (285/45 VR19) 225/75 R16
Тормоза
Передние Дисковые вентилируемые Дисковые вентилируемые
Задние Дисковые Дисковые
По нормам 93/116/ЕЕС, л/100км
Городской цикл 18,8 17,1
Загородный цикл 11,1 10
Смешанный цикл 13,9 ---
Топливо Бензин А-95 Бензин А-95

Емкость топливного

бака, л

92 70
Приложение 3

Сравнение Mercedes SLK & BMW Z3

Технические характеристики

Модель

BMW Z3 Mercedes SLK
Год выпуска 1997… 2000 …

Кузов

Родстер Родстер
Количество дверей/мест 2/2 2/2
Снаряженная масса, кг 1270 1290
Полная масса, кг 1540 1625
Максимальная скорость, км/ч 210 (206) 223 (220)

Время разгона

с места

до 100 км/ч, с

12,6 (13,9) 8,2
Мин. Радиус поворота, м 5,0 5,3
Объем багажника 165 (л) 145/350
Размеры, мм
Длина 4050 4010
Ширина 1740 1720
Высота 1290 1265
Колесная база 2445 2400
Колея передняя/задняя 1410/1490 1490/1470
Дорожный просвет 110 150
Двигатель
Тип Бензиновый с распределенным впрыском топлива Бензиновый с распределенным впрыском топлива и турбонаддувом
Расположение Спереди продольно Спереди продольно
Рабочий объем, смЗ 1991 1998
Степень сжатия 11,0 9,5
Число и расположение цилиндров 6 в ряд 4 в ряд
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 80,0х66,0 89,9x78,7
Число клапанов 24 16
Мощность л.с. при об./мин. 150/5900 163/5300
Максимальный крутящийся момент Нм при об./мин. 190/3500 230/2500
Трансмиссия
Тип Механическая 5-ступенчатая (автоматическая 4-ступенчатая)

Механическая 6-ступенчатая
(автоматическая 5-ступенчатая)

Привод На задние колеса На задние колеса
Подвеска
Передняя Типа McPherson со стабилизатором поперечной устойчивости Независимая многорычажная со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя Независимая многорычажная, со стабилизатором поперечной устойчивости Независимая многорычажная со стабилизатором поперечной устойчивости
Размер шин 225/50 VR16 205/60 VR15
Тормоза
Передние Дисковые вентилируемые Дисковые вентилируемые
Задние Дисковые Дисковые вентилируемые
По нормам 93/116/ЕЕС, л/100км
Городской цикл 12,6 (13,9) 13,8
Загородный цикл 7,2 (7,6) 7,2
Смешанный цикл Н/Д 9,6 (9,9)
Топливо Бензин А-95 Бензин А-95

Емкость топливного

бака, л

51 60

Страницы: 1, 2, 3, 4