рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Эксплуатация автомобильных дорог рефераты

5.1 Защита дороги от снежных заносов с помощью
 деревянных щитов

Наиболее медленно заносятся снегом щиты с неравномерно расположенным заполнением, при котором решетка сгущена в верхней части и  разрежена в нижней. Благодаря этому такие щиты приходится переставлять значительно реже, чем щиты с равномерно заполненной решеткой.

В зависимости от объема снегоприноса и скорости ветра  применяются четыре типа щитов с разреженной нижней частью. Согласно [1, стр.141] и объему снегоприноса на участках автомобильной дороги принимаем щит типа IV (рисунок 5.1).

Щиты обычно устанавливают с кольями, привязывая к ним. На каменистом или скальном грунте щиты ставят в “козлы”, прочно связывая верхние концы.

Наиболее эффективно задерживают снег щиты, установленные сплошной линией. При недостатке щитов вместо сплошной линии можно ставить щитовые линии с разрывами в один щит через каждые три щита. Максимальное удаление одиночных щитовых линий от дороги должно быть не более 100м.

Рисунок 5.1 – IV Тип снегозащитного щита

В случаях интенсивных метелей щиты ставят в несколько рядов. Необходимое количество рядов можно определить по следующей зависимости:

,                                                                                         (5.1)

где К  - Коэффициент накопления снега у наружных рядов многорядной защиты, К=9;
Н  - Высота щита, м;

Lp -

Расстояние между рядами щитов, Lp » 20*Н,м;

Кр -

Коэффициент заполнения снегом пространства между рядами, Кр = 0.6¼0.8.

Произведем расчет и сведем его в таблицу 5.1.

Таблица 5.1 - Количество рядов снегозащитных щитов по участкам автомобильной дороги

Wп , м3/м

Н,м

Lp,м

Расчет N Принято

1

26,07 1.5 30

26,07-9×1,52

0,7×1,5×30

0,18 1

2

6,65 1.5 30

6,65-9×1,52

0,7×1,5×30

-0,43 0

3

19,73 2.0 40

19,73-9×22

0,7×2×40

-0,29 0

4

34,62 2.0 40

34,62-9×22

0,7×2×40

-0,02 0

Ближайший к дороге ряд щитовых линий не должны быть ближе 30м. Щитовые линии обычно располагаются параллельно дороге, но при косых ветрах на первом и втором участках рекомендуется ставить перпендикулярно к основной щитовой линии короткие звенья щитов с таким расчетом, чтобы концы их подходили к дороге не ближе чем на 10-15 метров.

Место перехода из выемки в насыпь ограждаются (рисунок 5.2). Концы щитовых линий снабжают разветвленными отводами под углом 135° (в сторону дороги) и 170° (от дороги к основной щитовой линии). Между отводом и основной линией делают разрыв в 4 метра.

Рисунок 5.2 - Ограждение мест перехода из выемки в

                                         насыпь

Рисунок 5.3 - Схема установки щитов

5.2 Защита дороги от снежных заносов путем установки снегозащитного забора

Надежным средствам защиты дорог от снежных заносов служат высокие снегозащитные заборы.

Снегозащитные заборы бывают двухпанельные с просветностью решетки 50% и однопанельные с просветностью решетки до 70%. Однопанельные заборы в основном применяют для вторых и третьих рядов многорядных линий заборов, двухпанельные — при устройстве заборов в один ряд или в ближайшем к дороге ряду многорядных линий заборов.

Расчет высоты снегозащитного забора следует производить по формуле:

,                                                                                              (5.2)

где

Н­п -

Средняя высота снежного покрова, м.

Произведем расчет высот снегозащитного забора для каждого участка дороги и сведем его в таблицу 5.2.

Таблица 5.2 - Расчет высот снегозащитного забора по  участкам автомобильной дороги

Wп , м3/м

Расчет

Нз , м

26,07

2,35

Заборы строят из дерева или сборные из железобетона. Для обеспечения эффективной работы заборов по снегозадержанию их следует располагать по возможности перпендикулярно к направле

нию господствующих ветров так как при этом отложения отодвигаются от забора. Наименьшее допустимое расстояние между забором и дорогой определяется протяженностью зоны действия забора на ветровой поток , направленный нормально к забору и составляет 15 высот забора.

Рисунок 5.4 - Конструктивная схема снегозащитного забора


Рисунок 5.5 - Схема установки щитов

5.3 Защита дороги от снежных заносов с применением снежных траншей

Снежные траншей прокладывают в снежном покрове проходами двухотвальных тракторных снегоочистителей или бульдозеров. Cнегосборная способность траншеи (объем снега, который может задержать 1м траншеи) при глубине 1.5м и ширине, создаваемой за один проход двухотвального тракторного снегоочистителя, составляет в среднем 12 м3/м.

Снегозащитные траншеи прокладывают в несколько рядов параллельно дороге. Число работоспособных траншей, которые необходимо иметь для надежной защиты дороги, назначают с учетом объема снегоприноса.

Оптимальное расстояние, которое следует назначать между осями соседних траншей составляет 12-15м. Ближайшая к дороге траншея должна быть расположена не ближе 30м и не далее 100м.

Объем снега, который может задержать одна траншея, рассчитывается по формуле:

 ,                                                              (5.3)

Где

В­ср -

Средняя ширина траншеи, Вср=4м;

Lт -

Расстояние между осями траншей, м.

Необходимое количество траншей:

.                                                                                                               (5.4)

Для прокладки такого количества траншей необходимое число бульдозеров определяется следующей зависимостью:

,                                                                                                    (5.5)

где L - длина участков, на которых прокладываются траншеи, км;
m -

число одновременно прокладываемых траншей, принимается в зависимости от Wп, до 100 м3/м - не менее 3; до 200 м3/м – не менее 4;

n - количество проходов машин по одной траншее, n=2;

Vp -

рабочая скорость бульдозера, Vp =10 км/ч;

Ки -

коэффициент использования машины во времени, Ки=0.7;

tb -

возможное время работы по прокладке траншей в течение промежутка между метелями, tb=48ч.

Произведем необходимые расчет объема снега, который может задержать одна траншея :

.

Рассчитаем необходимое количество траншей и количество бульдозеров на каждом участке и расчет сведем в таблицу 5.3.

Таблица 5.3 - Расчет количества траншей и количества бульдозеров

Wп , м3/м

n L,км m Расчет

1 26,07 2 20.5 3

0.36 » 1
2 6,65 2 16 3

0.28 » 1
3 19,73 2 11 3

0.19 » 1
4 34,62 2 15.5 3

0.27 » 1


Рисунок 5.6 - Схема защиты автомобильной дороги с помощью снежных траншей

5.4 Защита дороги от снежных заносов с помощью лесопосадок

Снегозащитные лесные полосы — рационально подобранные по составу и концентрации насаждения вдоль дороги, выполняющие ветрозащитные, декоративные и некоторые другие функции.

Преимущество снегозащитных полос перед другими видами защиты состоит в том, что они требуют меньше затрат, надежны в работе, гасят силу ветра и служат одновременно эстетическим оформлением дороги.

Снегозащитные полосы обычно состоят из нескольких рядов древесных пород и кустарниковой опушки, расположенной с полевой стороны лесополосы.

Расстояние от бровки земляного полотна до полосы, ширина полосы и другие параметры зависят от объема снегоприноса и составляют по рекомендации Союздорнии:

при Wп£25 м3/м удаление от бровки земполотна 15¼25м при ширине лесополосы 4м;

при Wп£50 м3/м удаление от бровки земполотна 30м при ширине лесополосы 9м;

при Wп£75 м3/м удаление от бровки земполотна 40м при ширине лесополосы 12м;

при Wп£100 м3/м удаление от бровки земполотна 50м при ширине лесополосы 14м.

Необходимое число рядов живой изгороди можно определить по формуле:

,                                                                                                    (5.6)

где Q -

снегоемкость однорядной живой изгороди , м3.

,                                                                                                  (5.7)

где Н - высота деревьев, Н=2¼3 м.

Ширина лесополосы определяется по формуле:

,                                                                                         (5.8)

где

Нср -

средняя высота снежных отложений, Нср=1¼2.5м.

Необходимое удаление лесополосы от бровки земляного полотна определяется по формуле:

.                                                                                        (5.9)

Определим параметры лесопосадки:

снегоемкость однорядной живой изгороди

       Q = 7*32 = 63 м3;

необходимое число рядов живой изгороди

       ,

      

на всем участке принимаем по 1 ряду;

ширина лесополосы

      

      

удаление лесополосы от бровки земляного полотна

      

      

Рисунок 5.5 - Схема защиты автомобильной дороги

лесополосой

5.5 Обоснование выбора снегозащитных устройств

Выбор основывается на расчете и сравнении снегоемкостей отдельных видов защит отдельно для каждого участка.

Объем снегоемкости деревянных однорядных щитов можно определить по формуле

.

где Н - высота щита, м.

Объем снегоемкости снегозащитного забора можно определить по формуле

,

где Н - высота забора, м.

Объем снегоемкости снежной траншеи можно определить по формуле

,

где Н - высота забора, м.

Объем снегоемкости лесной полосы можно определить по формуле

,

где Н - высота лесопосадки, м.

Произведем расчет и сведем его в таблицу 5.4.

Таблица 5.4 - Расчет снегоемкости отдельных видов защит, м3/м

Вид защиты Участок автомобильной дороги
1
Деревянные щиты

9*1.52 = 20.25

Снегозащит­ный забор

8*42 = 128

Снежная траншея

10*0.592+2*4*0.59 = 8.2

Лесная полоса

7*202 =2800

Живая изгородь

7*32 = 63

На основе расчетов объемов снегоемкости снегозащитных сооружений, назначаем их виды на участках автомобильной дороги:

1) первый участок (длина 20,5 км, объем снегоприноса – 26,07 м3/м) — лесная полоса и ряд деревянных щитов высотой 2м (общая снегоемкость 99,65 м3/м);

Данные меры полностью обеспечивают снегозащиту дороги и придают ей эстетический вид на участке.


6 Технология расчистки снежных отложений

Цель снегоочистки — полностью удалить выпадающий снег или в кратчайшие сроки убрать с проезжей части и обочин уже выпавший снег. Снегоочистка состоит из двух технологических операций — резание и транспортировка снега. Основным процессом, определяющим производительность снегоочистки, является процесс резания, то есть отделение от снежного массива пластов режущим органом очистительных машин.

Наиболее широко распространена патрульная снегоочистка. Технология патрульной снегоочистки сводится к следующему: при небольших снегопадах или малой интенсивности метели снег очищают одноотвальными скоростными плужными снегоочистителями типа Д-666. При скорости движения 30¼40 км/ч снег отбрасывают отвалом без образования на проезжей части валов. С увеличением скорости движения до 60¼80 км/ч снег отбрасывают отвалом на расстояние 10¼20 м, и эффективность патрульной очистки возрастает, поскольку на обочинах не образуются снежные валы.

Патрульную очистку ведут продольными проходами, смещаясь от оси к обочинам. Если снегопад не превышает 3-5 см в час, то возможно применение одиночной машины. В противном случае, а так же при интенсивном движении, работу ведут отрядом снегоочистителей: машины движутся в одном направлении в 30¼60 м друг от друга и c перекрытием следа на 30¼50 см. За один проход снег удаляется со всей полосы движения.

На рисунке 6.1 представлена схема движения машин при движении снегоочистительного отряда, очищающего дорогу от оси к обочине. При данной технологии необходимы очистители с поворотным отвалом.

Необходимое число машин для патрульной очистки автомобильной дороги определяется по формуле

,                                                                                            (6.1)

где L - длина обслуживаемой автомобильной дороги, км;
n - число проходов снегоочистителей, необходимое для полной уборки снега с половины ширины дорожного полотна, n=3;
V - рабочая скорость снегоочистителя, V=30¼40 км/ч;

Ки -

коэффициент использования машины в течение смены, Ки=0.7;

tn -

время между проходами снегоочистителей, tn=5 ч.

машин.

Принимаем 1 машину.

Рисунок 6.1 - Очистка дорог от оси к обочине


7 Борьба с зимней скользкостью

Все мероприятия по борьбе с зимней скользкостью можно разделить на три группы по целевой направленности:

мероприятия, направленные на снижение отрицательного воздействия образовавшейся зимней скользкости (повышение коэффициента сцепления путем россыпи фрикционных материалов);

мероприятия, направленные скорейшее удаление с покрытия ледяного и снежного покровов с применением различных методов;

мероприятия, направленные на предотвращение образования снеголедного слоя или ослабления его сцепления с покрытием.

В практике зимнего содержания для борьбы с зимней скользкостью применяют фрикционные, химические, физико-химические и другие комбинированные методы.

Суть фрикционного метода состоит в том, что по поверхности ледяного или стеклоледяного слоя рассыпают песок, мелкий гравий, отходы дробления и другие материалы с размером частиц не более 5-6 мм без примесей глины. Рассыпаемый материал повышает коэффициент сцепления до 0.3 но  задерживается на проезжей части короткое время.

Значительно большее распространение получил комбинированный химико-фрикционный метод, когда рассыпают фрикционные материалы с твердыми хлоридами NaCl, NaCl2.

Песчано-солевую смесь готовят на базах путем смешивания фрикционных материалов с кристаллической солью в отношении 1:4. Смеси распределяют пескоразбрызгивателями или комбинированными дорожными машинами с универсальным оборудованием типов КДМ-130, ЭД-403.

Химический способ борьбы заключается в применении для плавления снега и льда, твердых или жидких химических веществ, содержащих хлористые соли.

Комбинированный способ состоит в распределении по снежному накату твердых или жидких хлоридов, которые расплавляют или ослабляют снежноледный слой,  после чего снежную массу убирают плужными или плужнощеточными очистителями, а при их отсутствии автогрейдером.

На обслуживании дороги применяют химико-фрикционный метод. Для хранения противогололедных материалов применяют простейшую базу временного типа (рисунок 7.1). Песчано-солевую смесь готовят осенью с добавкой солей. Норма солей (от 3 до 8 %) должна обеспечить несмерзаемость чистого предварительно просеянного песка. Перемешивание бульдозерами, автогрейдерами и другими средствами создает хорошую качественную смесь. Штабель ограждают от увлажнения поверхностным стоком, сверху покрывают пленкой. Подача смеси осуществляется бульдозером в накопительный бункер с контролем взвешивания.

Необходимое количество противогололедных материалов:

,                                                                                          (7.1)

где L - расстояние между базами, L=40¼50 км;
B - ширина проезжей части, В=7м;
а -

норма распределения противогололедных материалов, м3/тыс.м2;песко-соляная смесь - 0.1¼0.2 м3/тыс.м2, песок - 0.3¼0.4 м3/тыс.м2;

n - число попыток за сезон, n=17.

Далее необходимо рассчитать потребность в распределительных машинах:

,                                                                (7.2)

где

N100-

потребность в распределительных машинах на 100 км;
Т - время, в течение которого требуется ликвидировать зимнюю скользкость, Т = 5 ч;
b - ширина распределения противогололедных материалов, м;
G - вместимость кузова, G = 4.6 м;
t - время погрузки распределителя, t = 0.4 ч;
V - средняя скорость автомобиля в груженом состоянии, V = 60 км/ч;

Vp-

рабочая скорость при распределении противогололедных материалов, Vp = 30 км/ч.

Расчитаем количество противогололедных материалов необходимое для борьбы с зимней скользкостью:

м3.

Рассчитаем потребность в распределительных машинах:

машин.

N=N100*L/100=10*20.5/100=2.05 » 2 машины.

Рисунок 7.1 - База упрощенного типа

1 - соляная смесь;

2 - песчано-соляная смесь;

3 - контора;

4 - бункер выдачи;

5 - подпорная стена;

6 - бункер загрузки.


8 Определение потерь, вызванных зимней сколзкостью

Потери, вызвнанные удорожанием перевозок из-за скользкости автомобильной дороги составляют:

,                                                               (8.1)

где N - средняя часовая интенсивность движения, авт/ч;
q - средняя грузоподъемность автомобиля, q » 8 т.;

Kn-

коэффициент эффективности использования пробега, Kn=0.9;

Kr-

коэффициент использования грузоподъемности, Kr=0.9;

С1-

стоимость одного т-км перевозок при хорошем состоянии покрытия, млн.руб;

С2-

стоимость одного т-км перевозок при скользком состоянии покрытия, млн.руб / т-км.

Стоимости С1 и С2 определяется по номограмме [4, рис 4.1] в зависимости от скоростей движения автомобиля на покрытии в хорошем и скользком состояниях.

Сорости движения автомобилей определяются из соотношения:

,                                                                                                (8.2)

где

V1-

скорость движения автомобиля на дороге в хорошем состоянии, V1=80 км/ч;

V2-

скорость движения автомобиля на дороге в скользком состоянии, км/ч;

j1-

коэффициент сцепления покрытия в хорошем состоянии, j1=0.4¼0.5;

j2-

коэффициент сцепления на обледенелом  покрытии, j2=0.3¼0.15.

Расчитаем потери, вызвнанные удорожанием перевозок из-за скользкости автомобильной дороги. Для этого определим скорость движения автомобиля по мокрому покрытию:

 км/ч,

по номограмме опрделяем С1=0 млн.руб. и С2=0.018 млн.руб.

 млн. руб.


9 Организация работ по зинему содержанию

автомобильной дороги

Производительность труда и эффективность использования материально-технической базы во многом зависит от применяемой организации производства работ. При содержании автомобильной дороги зимой могут быть использованы различные методы организации работ.

Существуют методы: поточный, участково-поточный, нормальный, участково-нормальный и комбинированный. Для организации работ по зимнему содержанию автомобильных дорог применяется поточный метод на всей дороге.

Поточный метод имеет ряд преимуществ:

- выполнение работ специализированными отрядами, что повышает культуру и качество работ;

- хорошее использование средств;

- ритмичность;

- концентрация работ на малых участках.

При высоком уровне механизации работ в дорожностроительной отрасли работы по содержанию дорог механизированы недостаточно. Для этих целей применяют главным образом общестроительные машины. Для работ в зимнее время промышленность специально выпускает только снегоочистители.


Общие выводы

В результате проведения расчетов  были определены способы защиты участка автомобильной дороги от снежных заносов с помощью лесопосадок, снегозащитных щитов и снегозащитного забора. В качестве метода борьбы с зимней скользкостью принят фрикционный метод. В качестве противогололедного материала принята песчаная смесь, а метода уборки снега с дорожного покрытия — метод патрульной очистки.

Расчет затрат, вызванныхудорожанием перевозок из-за скользкости автомобильной дороги составляет 95.64 млн рублей.

В качестве метода организации работ по зимнему содержанию участка автомобильной дороги принят поточный метод.


Список использованных источников

1. Ремонт и содержание автомобильных дорог : Справочник инженера-дорожника/ А. П. Васильев, В. И. Баловнев и др. П/р А. П. Васильева. — М.: Транспорт, 1989. - 287 с.

2. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги / Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. — 52 с.

3. Зимнее содержание автомобильных дорог / Г. В. Бялобжесский, А. К. Дюнин и др. П/р А. К. Дюнина. 2-Е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, — 1983. 197 с.

4. Эксплуатация автомобильных дорог. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине ” Эксплуатация автомобильных дорог ” для студентов специальности 29.10 “Строительство автомобильных дорог и аэродромов”. Могилев: ММИ, 1994. — 30 с.

5. Строительная климтология / НИИ СР. — М.: Стройиздат, 1990. — 86 с.


Страницы: 1, 2