Реферат: Человек в мегаполисе
Реферат: Человек в мегаполисе
Большие города- одна из характерных особенностей прогресса че-
ловечества:здесь
значительно выше производительность труда,лучше
используются
материальные и духовные ресурсы,активнее развиты
культура,
наука и образование.Поэтому и растут большие города
быстрее
других городских поселений ,особенно в последнем столетии.
Но давайте взглянем на другую сторону медали:как большие горо-
да
влияют на природу, на организм человека- жителя таких городов
-
мегаполисов.Для начала несколько цифр.
Так среди 94 крупнейших столичных городов мира Москва по рож-
даемости
находится на 62 месте, по смертности жителей - на
71.Средняя
продолжительность жизни - этот основной показатель,
показывающий
здоровье населения ,- сегодня в столице нашего госу-
дарства
на 2-3 года меньше, чем в Будапеште, Софии; на 3,5-5 лет
меньше,чем
в Вене,Париже,Стокгольме.
Негативное воздействие мегаполиса на здоровье населения начи-
нается
еще до рождения:исследования, проведенные как по линии
Всемирной
организации здравоохранения,так и по заданию Моссове-
та,показали
,что именно в период зарождения и вынашивания плода
будущего
гражданина,когда развитие клеток организма происходит
очень
быстро, факторы окружающей среды в мегаполисах действуют
хотя
и опосредовано,но неумолимо, создавая предпосылки будущих
болезней,уродств,
неправильного формирования личностных характе-
ристик,а
то и угрожая самой жизни.Дело в том, что накопление ге-
нетических
изменений в наследственном аппарате под воздействием
загрязненной
атмосферы может сделать процесс вырождения людей
необратимым.Ведь
если в какой-либо популяции 30% ее членов приоб-
ретут
генетические изменения,то популяция может выродится,исчез-
нуть.
Угарный газ и окислы азота,столь интенсивно выделяемые напер-
вый
взгляд невинным голубоватым дымком из глушителя автомобиля
или
заводской трубы,- вот одна из основных причин наших головных
болей,усталости
немотивированного раздражения,низкой трудоспособ-
ности.Сернистый
газ способен воздействовать на генетический аппа-
рат,
способствуя бесплодию и врожденным уродствам,а все вместе
эти
факторы,включая шум,безжалостно проникающий во все помещения
и
мешающий нашему производительному труду и отдыху,ведут к стрес-
сам,нервным
проявлениям,стремлению к уединению,безразличию даже к
самым
близким людям - родителям,супругам,а то и детям.Стоит ли
после
этого удивляться,что в мегаполисе Москва распадается каж-
дый
второй брак,в то время как в небольших городах - только 3-4?
В
больших городах также более широко распростанены заболевания
органов
кровообращения и дыхания,инфаркты,гипертоническая, бо-
лезнь
и новообразования.
Однако вернемся к общему состоянию экологической обстановки в
Москве,рассмотрим
более подробно причины и источники загрязнения
окружающей
среды.Прежде всего оно связано с промышленными пред-
приятиями.В
результате хаотичной промышленной застройки,недостат-
ка
экологически чистых технологий столичная агломерация стала од-
ной
из самых загрязненных в Центральном экономическом районе.В
городе
и пригороде размещается более 4 тысяч промышленно-произ-
водственных
объектов,из которых 930 постоянно выбрасывают в ат-
мосферу
более 200 вредных веществ,некоторые из них относятся к
первому
классу опасности:свинец,медь,кадмий,ртуть и др.А улавли-
вается
только около 70 % выбросов.Не благополучно и с организа-
цией
санитарно-защитных зон:их размеры не выдерживаются у 356
предприятий.В
итоге более двух миллионов москвичей вынуждены жить
в
экологически неблагополучных условиях.
Далее.Ежегодно в Москве образуется около 6 миллионов отходов
производства,из
которых вторично используется немногим более по-
ловины,
треть вывозится на свалки и полигоны,а остальная часть
либо
скапливается на каких-то территориях,либо поступает в кана-
лизационные
или ливневые сети.Прогнозы показывают,что накопление
отходов
может идти быстрее,чем их утилизация,и тем ухудшить си-
туацию.
Пищевые отходы и сточные воды предприятий оказывают негативное
влияние
на реки Москвы.Хотя за последние 20 лет построено более
1000
очистных сооружений,но что делать с образующимися на них
осадками,не
решено,и до тех пор они,необезвреженные,сбрасываются
в
те же водоемы,канализацию или овраги,загрязняя тем самым поч-
вы,воду
и артезианские горизонты.Могло бы помочь оборотное водос-
набжение,но
оно охватывает в мегаполисе только 60 % от возможно-
го,что
в 1.5 раза меньше,чем в среднем по стране.В итоге в реку
Москву
сбрасываеся в сутки до полумиллиона кубометров недостаточ-
но
очищенных сточных вод.
Такое огромное количество отходов объясняется уровнем техноло-
гии:столичная
промышленность вывозит своей продукции (в тоннах)
втрое
меньше,чем получает сырья и полуфабрикатов.Сами собой нап-
рашиваются
основные решения проблемы - вывод из Москвы опасных в
экологическом
отношении промышленных предприятий,по меньшей мере
их
реконструкция - внедрение современных малоотходных технологий.
Второй источник загрязнения - автотранспорт,"вклад" которого в
атмосферу
составляет до 90 % по окиси углерода и 70 % по окиси
азота.Автомобиль
также добавляет в почву и воздух тяжелые метал-
лы
и другие вредные вещества.
Еще одна группа источников ухудшения условий жизни - физичес-
кие
факторы.Так каждого из нас преследует шум,неумолимо проникая
повсюду,мешая
нашему сну,затрудняет отдых,снижает трудоспособ-
ность,способствуя
возникновению и распространению заболеваний
нервной
системы,органов слуха.В условиях акустического дискомфор-
та
в настоящее время проживает каждый москвич.Источники шума -
промышленные
предприятия и различные виды транспорта.
Но можно ли в большом городе снизить уровень шума? Можно.С од-
ной
стороны, надо строить жилые,да и общественные здания с проти-
вошумной
изоляцией стен;при планировке внутренних помещений выво-
дить
комнаты для отдыха и занятий во дворы, а для тех окон, что
смотрят
на магистрали,предусматривать тройное остекление,- это в
2,5
раза снижает уровень шума.С другой стороны,трассы автомо-
бильного
и рельсового транспорта нужно прокладывать в тоннелях ,
озеленять
примагистральные территории,а внутриквартальные проез-
ды
делать тупиковыми,чтобы исключить постоянное движение тран-
спорта.
Немало вреда приносит и вибрация.Наиболее значимые ее источни-
ки
в городе - линии метрополитена мелкого заложения,трамвайные и
железнодорожные
пути.Максимальное влияние данных источников ре-
гистрируется
преимущественно в нижних этажах и полуподвальных по-
мещениях.Вибрация
оказывает неблагоприятное влияние на самочув-
ствие
людей, состояние нервной системы,сердце и кровеносные сосу-
ды.
Много в Москве источников инфразвука - компрессорные стан-
ции,дизель-генераторные
установки,воздухозаборные шахты мет-
ро,виброплощадки,где
уровни инфразвука достигают более 100 деци-
бел,и
автотранспорт.Особенность инфразвука в том,что его колеба-
ния
усиливаются за счет резонанса в тоннелях и помещениях малых
объемов
и неблагоприятно воздействует на человека:изменяется час-
тота
сердечных сокращений,ритм дыхания,нарушается деятельность
нервной
системы.
Мегаполис невозможно себе представить без развития радио и те-
левидения,радиолокации,расширения
сети высоковольтных линий элек-
тропередач.Но
все это привело к увеличению уровня электромагнит-
ных
излучений по сравнению с природным,естественным фоном.
Свою долю вносят учреждения,работающие с радиоактивными вещес-
твами,реакторами,электрофизическими
установками,создающими иони-
зирущее
излучение.В городе масса рентгеновских аппаратов,три
атомных
реактора,все шире применяется радиоизотопы.Общий фон в
городе
пока относительно постояннен - от 6 до 25 микрорентген в
час,
его уровень несколько выше у объектов атомной проышленности
и в
местах существовавших до 60-х годов в черте города небольших
захоронений
радиоактивных отходов.
Обобщая сказанное,нельзя не прийти к заключению,что низкий уро-
вень
здоровья населения Москвы,увядание ее природных факторов
есть
прямое следствие хаотичной,непродуманной застройки мегаполи-
са
и недостаточного учета экологических факторов.
Противостоять этому предназначена разрабатываемая в настоящее
время
программа "Экология Москвы".Она включит в себя широкомас-
штабные
оздоровительные мероприятия,а также,ряд архитектурно-пла-
нировочных
решений по борьбе с загрязнением,которые вкратце мож-
но
свести к следующему:развитие и реконструкция улично-дорожной
сети,
бестранспортные пешеходные зоны в центральной части горо-
да,организация
системы скоростных дорог и магистралей непрерывно-
го
движения,озеленение улиц,площадей и скверов,газификация автот-
ранспорта
и поиск относительно безвредных видов топлива,дальней-
шее
развитие троллейбусного парка и общественного транспорта ,
ужесточение
контроля за выхлопными газами и др.
В
центр внимания этой работы должен быть поставлен человек,
удовлетворение
его потребностей и сохранения здоровья,как это де-
лается
во многих столицах развитых стран.
Программа "Экология Москвы" должна быть вневедомственной.Имен-
но
ведомственный подход и ведомственная разобщенность - причины
дефектов
градостроительства и экологической напряженности.Ве-
домства,ведущии
строительство и реконструкцию на территории горо-
да,
имеют мощные строительные базы, но не заботятся в должной ме-
ре
об оздоровлении окружающей среды.Городские же строители не в
состоянии
обеспечить выполнение природоохранных мероприя-
тий.
Настало время создать временный или постоянно действующий кол-
лектив
для определения эколого-гигиенических приоритетов, для вы-
работки
научных основ ликвидации неблагоприятного влияния антро-
погенной
деятельности на окружающую среду и население,а также
сохранения
и рационального использования природных ресурсов сто-
личного
региона.
___
|