Реферат: Проблемы использования энергоресурсов в Украине
Реферат: Проблемы использования энергоресурсов в Украине
Реферат
на тему: Проблемы
использования энергоресурсов
ученика 11-Б класса
Третяка Станислава
Днепропетровск
2002
Содержание
стр.
Вступление ………………………………………………………………………….. 3
Барьеры на пути
достижения эффективного энергоиспользования …………….. 4
Что необходимо
предпринять прежде всего ? ……………………………………. 7
Системная
стратегия энергосбережения ………………………………………….. 8
Надёжность
энергоснабжения ……………………………………………………... 8
Политика цен и
тарифов …………………………………………………………… 9
Законодательство
и нормативная база …………………………………………... 10
Эффективность
использования энергии ………………………………………… 12
Охрана окружающей
среды ……………………………………………………… 14
Вступление
В последние годы вопросы реализации политики
энергосбережения и повышения энергоэффективности в Украине приобрели особую
актуальность и напрямую связаны с энергобезопасностью страны. Ученые и
специалисты из различных отраслей (а особенно из отраслей, связанных с
топливно-энергетическим комплексом) в ходе многочисленных семинаров, конференций,
выставок и других, как отраслевых, национальных, так и международных
мероприятий, активно обсуждают различные аспекты этой проблемы. Предлагается
большое количество технических решений, законодательных инициатив,
экономических и социальных преобразований. Все эти предложения направлены на
решение конкретных задач, отражающих один из факторов, препятствующих
достижению поставленной цели. В настоящей работе сделана попытка провести
комплексный анализ препятствий (барьеров) на пути реализации политики
энергосбережения и достижения энергоэффективности в Украине, их классификация,
а также намечены стратегические направления для их преодоления.
Понятия "энергосбережение" и
"энергоэффективность" очень взаимосвязаны. Действительно, само по
себе "энергосбережение" в дословном понимании этого слова не является
самоцелью. Никто сейчас не ставит задачу сберечь энергию любой ценой, ведь
можно было бы ее тогда совсем не тратить, а закрыть все, погасить свет и
остановить всю технологию или снизить потребность в энергии до минимума. Это
было бы равнозначно призыву к прекращению развития человечества. А кроме того,
если рассматривать энергию с философской точки зрения, то энергия -
"...общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов
материи. Энергия не возникает из ничего и не исчезает, она может только
переходить из одной формы в другую...". То есть, энергия подчиняется
закону сохранения, а, следовательно, ее нельзя сберечь. Тем не менее, понятие
"энергосбережение" широко используется в мировой практике – “Energy
Saving”, “Energy Conservation” (англ.), “Energieeinsparen” (нем.), но в это
понятие вкладывается более общий смысл. Например, снижение удельного расхода
твердого топлива на единицу выработанного 1 кВт.ч в обобщенном виде приводит к
“сохранению” топлива в недрах земли, которое будет израсходовано для этой же
цели, но в более долгосрочной перспективе, тем самым показывается сохранение
этого энергоресурса на определенный период времени. В таком именно понимании и
используется термин “энергосбережение”.
В
Украине приняты и действуют Закон "Об энергосбережении", целый ряд
ГОСТов в области энерго- и ресурсоиспользования, работает Государственный
Комитет по энергосбережению, и тем не менее сохраняется тенденция к росту
энергоемкости продукции, которая появилась в Украине после экономического спада
1989 г. Даже в сравнении со странами СНГ и другими странами с переходной
экономикой, этот показатель продолжает расти. Следует отметить, что показатели
валового внутреннего продукта (ВВП) в странах с переходной экономикой искажены
множеством статистических и методологических неточностей, т.к. значительная
часть экономической деятельности в Украине, России и других странах СНГ
проводится через теневую экономику, поэтому данные о ВВП не фиксируются в
официальных документах. В странах же с развитой экономикой большая часть
материальных ценностей создается неэнергоемкими отраслями, такими как сфера
услуг (например, банки и торговля). А что касается энергоемких секторов
экономики, то они в развитых странах отличаются высокой энергоэффективностью. В
этой связи сравнение показателей энергоэффективности в Украине с аналогичными
показателями в странах с развитой экономикой не может быть объективным. Более
целесообразно такое сравнение проводить со странами с переходной экономикой, в
том числе и странами СНГ, где, кроме того, используется аналогичное
оборудование. Так, даже по сравнению со странами СНГ и другими странами с
переходной экономикой, эти показатели для Украины выглядят не лучшим образом –
энергоемкость продукции продолжает расти. Поэтому, прежде всего, необходимо
найти причины (барьеры), из-за которых в Украине нет ощутимых результатов в
энергосбережении.
Барьеры
на пути достижения эффективного энергоиспользования
Проведенный
анализ показывает, что препятствия (барьеры) на пути эффективного
энергоиспользования можно условно классифицировать на финансовые,
управленческие, административные, юридические и рыночные. Рассмотрим более
подробно каждый из этих классов.
Финансовые
– наиболее часто упоминаются при
обсуждении проблем энергосбережения. К ним относятся:
- отсутствие капитала,
особенно оборотных средств;
- высокие банковские ставки
на кредиты;
- большие расходы на
наращивание капитала по причине высоких кредитных ставок (период
окупаемости инвестиций для проектов по энергосбережению становится слишком
продолжительным);
- использование не денежных
форм взаиморасчётов (бартер, векселя);
- неплатежи за использованную
энергию (приводит к нехватке топлива для электростанций и ТЭЦ, дефициту
тепловой и электрической энергии, и сводит идею функционирования
энергорынка на нет);
- недостаток инвестиций,
включая внешние — главное препятствие в нынешнем “экономическом климате”.
Социальные – связаны с уровнем образования, информационным
обеспечением и менталитетом нации:
- низкая информированность:
руководство предприятия, да и просто отдельные граждане не знают о
возможностях экономии энергии или не информированы о действительной
стоимости энергии, не знают о возможных (порой альтернативных) вариантах
поставок энергии, энергоэффективного оборудования;
- мало используются
ИНТЕРНЕТ-технологии в поисках фирм-производителей, энергоконсалтинговых и
энергоаудиротских компаний, создании баз данных;
- низкий уровень образования
в сфере энергосбережения - начиная от школ, высших учебных заведений, и до
повышения квалификации специалистов программы подготовки (в большинстве
своем) не отвечают требованиям по освещению проблемы энергосбережения;
- не сформирована потребность
в консультационных пунктах по вопросам оценки энергоэффективности тех или
иных приборов, технологий, оборудования, строительства или реконструкции
жилого сектора и др. Потребитель не может сделать правильный выбор;
- “проблема не затрагивает
моих интересов”, т.е. “это не мое дело” - таково мнение большинства
населения.
Производственные - для промышленности эффективность
энергоиспользования зачастую не рассматривается как важная составляющая
бизнеса. Существует так называемая “производственная специфика”, поэтому к
данным барьерам можно отнести:
- приоритет инвестиций на
повышение производительности труда или качества продукции перед
инвестициями, направленными на повышение энергоэффективности – “сначала
произвести, а как - это уже второй вопрос”. (Однако стоит помнить, что
реализованные программы энергосбережения позволяют снизить стоимость
выпускаемой продукции и соответственно повысить ее конкурентоспособность).
- технологические потери:
- вследствие высокой
зольности поступающего угля ТЭС работают со слишком низкими КПД;
- электроснабжение
осуществляется на недопустимо пониженной частоте, вследствие чего у
большинства потребителей возникает ущерб из-за снижения производительности
машин и механизмов;
- существенные потери энергии
и энергоносителей при их транспортировке и распределении, которые связаны
с несовершенством технологии, оборудования, ошибками при проектировании и
эксплуатации;
- внезапные отключения
потребителей электрической энергии или, в меньшей мере, отключения с
предупреждением приносят значительные ущербы промышленным предприятиям (которые
иногда исчисляются не только финансовыми потерями, но и порчей
технологического оборудования. Часто это приводит к нарушению правил
безопасности на рабочих местах, на конкретных технологических процессах,
что является недопустимым. Эти же проблемы касаются и частного потребителя
- населения (в зимнее время в часы прохождения максимума нагрузки в
объединенной энергосистеме Украины мощность отключения составляла до 4
млн. кВт)).
- отсутствие мотивации (поскольку
невозможно получить прямую выгоду от внедрения программ энергосбережения,
ставки налогообложения не позволяют заниматься реинвестированием в
энергосбережение, при этом существует мнение, что не следует осуществлять
материальное стимулирование персонала за экономию энергии);
- коммерческие потери (отсутствие
автоматизированных систем учета энергии и расчетов за потребленную энергию
на оптовом и розничном рынках, несовершенство тарифов на энергоносители,
отсутствие практики их выбора и использования приводит к значительным
“коммерческим” потерям мощности и энергии);
- стимулирование энергосбережения
(Стимулирование энергосбережения достаточно часто осуществляется за
рубежом посредством субсидий. В Украине же, например, бюджетные и
внебюджетные субсидии направляются на производство и введение в
эксплуатацию ветрогенерирующих установок, а не передаются пользователям
установок нетрадиционной энергетики, как это делается в других странах.
Кроме того, в этих странах субсидии выделяются при условии, что
используется только сертифицированное оборудование. Сертификация
удостоверяет оборудование на соответствие государственным стандартам и
дает право на монтаж оборудования и получение государственных субсидий.
Выдача субсидий должна стимулировать использование технологий
нетрадиционной энергетики, а не производителей ветрогенерирующих
установок);
- отсутствует возможность
выбора поставщика и/или типа энергоносителя (потребитель не может
поменять поставщика ни при каких условиях (к примеру, в Германии
потребитель не может поменять поставщика только в течении трех месяцев,
после этого срока он волен в выборе нового поставщика), потребитель
затруднен при выборе тарифов на поставку энергии, поскольку отсутствует
система критериев выбора и согласования тарифов на электрическую энергию
между поставщиками и потребителями);
- существует скрытая
монополия поставщиков энергии, заключающаяся в прямом или косвенном
диктате при реализации программ энергосбережения ( например, поставщик
энергии: указывает потребителю какие конкретные типы приборов учета
энергии он должен установить на своем объекте; предлагает конкретную
фирму, которая будет устанавливать системы учета энергии, при этом эти
фирмы являются наиболее “приближенными” к поставщикам, поэтому даже при
проведении “тендеров” они являются победителями; препятствует переходу
потребителей на другую систему тарифов и пр.)
Административные – в основном связаны с наследием
административно-командной системы управления:
- цена на энергию
определяется административными решениями, прежде всего политическими
соображениями, и только потом – затратами;
- нормативная база плановой
экономики переносится на рыночную экономику Украины – диктат среднего
управленческого звена, они привыкли мыслить теми категориями, которые были
раньше, и пытаются их перенести в сегодняшний день
- “Правила пользования
электрической энергии” остались без существенных изменений;
- документы энергоснабжающих
организаций и практика их применения не учитывают прав потребителя,
отсутствует механизм защиты этих прав;
- групповое, технологическое
и общезаводское нормирование переносится из плановой экономики, что не
позволяет раскрыть и в полном объеме использовать потенциал
энергосбережения;
- приоритет руководителей
отдается ликвидному на внешнем рынке товару с высоким уровнем энергозатрат
(с высоким удельным расходом, например, производство стали, цемента и
др.), а не вложению инвестиций в энергосберегающее оборудование, которое
позволило бы снизить себестоимость и соответственно повысить
конкурентоспособность продукции. (Однако этот путь не является
очевидным, поскольку выпускаемая продукция идет на экспорт и является
товаром, приносящим стране валюту, но продаваемым зачастую по более низким
ценам по сравнению с товаром из других стран. Следует отметить, что для
производства этого товара в конкурирующих странах тратится значительно
меньше энергии (почти в два раза - см. далее). Необходимую энергию мы
покупаем за валюту по мировой цене, а товар продаем ниже мировых цен. Если
добавить и экологические аспекты, вызываемые производством этих товаров и
сжиганием энергии на энергозатратном оборудовании, то напрашивается теперь
уже очевидный ответ: “а не пора ли все это подсчитать”. Возможно, всё
население Украины, даже не подозревая, субсидирует эти производства);
- отключения потребителей
(ограничения) зачастую осуществляются по административным признакам - одно
предприятие отключить нельзя, даже если оно имеет задолженности по оплате
за энергию, потому что существуют административные рычаги (действует
“телефонное право”), а другое предприятие, не имеющее долгов, отключить
(ограничить) можно.
Юридические:
- отсутствие нормативных
актов для обязательного учета расходов тепловой и электрической энергии, а
также других энергоносителей на всех уровнях – от производства до
потребления;
- безнаказанность за
неплатежи за использованную энергию;
- убытки потребителей за счет
отключения и поставки некачественной энергии остаются без внимания,
поскольку отсутствуют соответствующие нормативные документы, включая
юридические.
Рыночные:
- рынок энергосберегающего
оборудования и технологий более похож на “дикий рынок”, где честная
конкуренция заменяется явным лоббированием интересов отдельных
фирм-производителей; при отсутствии информации потребитель приобретает
“то, что блестит”, не оценивая его эффективности;
- отсутствие достаточного
опыта и культуры проведения маркетинговых исследований, бизнес
планирования, менеджмента проектов, связанных с энергосбережением;
- фактические расходы,
связанные с нерациональным использованием энергии покрываются обществом, а
не виновниками;
- дополнительные расходы,
связанные с загрязнением окружающей среды, устранением экологических
последствий при производстве, передаче или потреблении энергии не
покрываются загрязнителями;
- избыточное потребление
энергии покрывается не только потребителями (через оплату энергии), но и
обществом - за счет импорта дополнительных (сверх необходимых)
энергоресурсов.
Для
решения вопросов в области энергосбережения необходимо большее вмешательство
государственных органов, активная позиция как всего населения, так и
предпринимательских структур, особенно управленческого звена. Вместе с тем, со
времени обретения независимости энергетическая политика в Украине сводилась
преимущественно к решению проблем дефицита энергоносителей и преодолению
трудностей с оплатой за импорт.
Абсолютно
очевидно, что стимулирование эффективного использования энергии является важным
фактором, обеспечивающим уменьшение дефицита национального платежного баланса,
повышающим конкурентоспособность промышленности на международном рынке, а также
снижающим вредные выбросы в окружающую среду. Анализируя барьеры на пути достижения
энергоэффективности, следует констатировать, что в Украине существует огромное
количество серьезных преград, которые по их суммарному воздействию составляют
“критическую массу” и не позволяют достичь серьезных результатов в
энергосбережении. Важнейшей задачей для достижения энергосбережения в широком
смысле этого слова является поиск необходимых этапов и построение системной
стратегии энергосбережения, которая позволит преодолеть барьеры на его пути,
т.е. необходимым условиям для достижения энергоэффективности в Украине есть
разрушение “критической массы” негативных препятствий.
Что
необходимо предпринять прежде всего ?
Первый
шаг на пути определения приоритетных
направлений состоит в анализе количественных показателей эффективности
использования энергии в конкретных секторах экономики Украины, важно адекватно
оценить “где мы находимся?”.
Транспорт (около 30% всей потребляемой энергии) сегодня
является второстепенной отраслью, однако нет сомнения в том, что она будет
быстро развиваться по мере улучшения положения в экономике и роста количества
личных автомобилей. Энергосбережение в этой отрасли может быть достигнуто за
счет конструкций и устройств, обеспечивающих оптимизацию режимов работы
транспорта: использование информационных и электронных систем (электронное
зажигание, навигационное оборудование и др.), а также силовое электронное
оборудование в железнодорожном транспорте (частотно-регулируемый тяговый и
вспомогательный электропривод).
Также
одним из приоритетных направлений является улучшение работы общественного
транспорта, что приведёт к уменьшению использования личных автомобилей. Важным
остается вопрос эко- энергомониторинга работы транспорта.
Сектор
потребления в коммунальном
хозяйстве и сфере услуг очень разносторонний и содержит большое количество
индивидуальных потребителей. По причине структурных и культурных различий (срок
эксплуатации жилищного фонда, уровень заселения жилых домов, вид
энергоносителей и т.п.), данные разных стран часто трудно сравнивать.
Существует, однако, значительный потенциал для улучшения положения в данном
секторе, если принять во внимания в целом низкие уровни изоляции конструкций
зданий, практическое отсутствие регуляторов технологических процессов
(отопления, освещения, вентиляции и других) в большинстве домов.
Очевидно,
что промышленность — приоритетная с точки зрения энергопотребления
отрасль. Это обусловлено рядом причин:
Страницы: 1, 2
|
|