Реферат: Шпаргалка по общей теории права
64 и 65. Правовое государство.
Главная
идея: правовое государство - государство справедливости. Признаки ПГ:
Верховенство права, закона, Разделение властей, Взаимная ответственность гос-ва
и личности, реальная защита прав и свобод граждан., создание
антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению власти в чьих
бы то ни было руках; установление в законе и осуществление на деле
суверенности государственной власти; формирование законодательных органов
обществом на основе норм избирательного права; соответствие внутреннего
законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
правовая защищенность всех субъектов общества от произвольных решений
кого-либо.
Теория
правового государства сформировалась на основе естественно-правовых воззрений
(универсальный характер естественного права: все норма апеллируют к человеку;
договор - изначальная основа деятельности государства: некоторые естественные
права неприкосновенны; подчиненность «положительного» права естественному;
постоянство норм естественного права).
|
32. Понятие норм права
Норма
права – содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное,
структурно-организованное, государственно-властное веление субъектов
правотворчества, регулирующее общественные отношения.
Т.е.
норма права - это элемент («частичка») права, составляющий право в целом,
обладающий теми же признаками, что и право в целом.
С
другой стороны, норма права – самостоятельное правовое явление, имеющее свои
признаки, не присущие праву в целом.
Признаки
нормы права: регулирует общественные отношения, создается (принимается)
субъектами правотворчества (т.е. теми, кто наделен правотворческими полномочиями),
в НП выражена воля государства, исполнение НП общеобязательно, исполнение НП
обеспечивается гос. принуждением, НП «формально определена», т.е. содержится
в нормативно-правовом акте или иной форме права, НП структурно организована
(т.е. представляет собой микросистему, состоящую из взаимосвязанных гипотезы,
диспозиции и санкции).
|
33.
Структура нормы права (2х и 3х элементная).
Позитивное
право состоит из норм права - первоэлементов права) Норма права - конкретное
правило поведения общего характера. 3 элемента - гипотеза (условие действия
нормы), диспозиция (правило поведения) и санкция (наказание за неправильное
поведение). Специализированные нормы - декларации, дефиниции, коллизии,
технические. В некоторых нормах санкция и диспозиция совпадают (2х элементная
норма). С.С.Алексеев выделяет четыре элемента (Г & Д) or (Г & не Д
& C). Другие авторы все нормы делят на нормы позитивного регулирования (Г
& Д) и правоохранительные (не Г & С). Словесная формулировка НА не
всегда содержит все элементы нормы, некоторые могут подразумеваться. Один НА
может содержать несколько норм, одна норма может определятся в разных НА
«ЕСЛИ»
- гипотеза – описание конкретных жизненных обстоятельств, при наличии или
отсутствии которых начинает действовать правило, изложенное в диспозиции
(т.е. «привязка» правила поведения к конкретной жизненной ситуации, без чего
в норме права не будет предметного смысла),
«ТО»
- диспозиция – описание собственно правила поведения участников правовых
отношений,
«ИНАЧЕ»
- санкция – описание неблагоприятных последствий, возникающих в результате
неисполнения диспозиции (без санкции норма права утрачивает государственно-властный
характер).
Без
гипотезы («ЕСЛИ») норма бесполезна, без диспозиции («ТО») норма бессмысленна
(по сути не является нормой), без санкции («ИНАЧЕ») норма бессильна.
Такую
структуру имеют логические нормы – выявляемые логическим путем общие правила,
в которых воплощены связи между нормой предписания, обладающие полным набором
свойств, раскрывающих их государственно-властную структуру.
Норма
предписания – элементарное логически завершенное государственно-властное
нормативное веление, непосредственно выраженное в тексте нормативно-правового
акта.
|
53.
Пробелы права. Аналогия закона и права.
Пробелом
права называют отсутствие в законе норм, регулирующих конкретные общ. отношения.
Виды
причин возникновения пробелов в праве:
причины
субъективного характера (связаны с
волей законодателя, его компетентностью); причины объективного характера
(связаны с изменчивостью общественных отношений).
Средства
устранения:
Аналогия
права – применение к неурегулированному отношению общих принципов права:
гуманизма, справедливости.
Аналогия
закона – прим. сходной по обстоятельствам юр. нормы. Запрещены в угол. и
административном праве.
|
34. Виды норм права.
Норма права зависимости от выполняемой
функции в механизме правового регулирования подразделяется на:
1. отправные нормы, 2. нормы правил
поведения.
Отправные нормы (предписания)
определяют основы правового регулирования, задачи, пределы, методы,
закрепляют правовые категории.
Их виды:
1 «нормы – начала» (конституционные
положения): закрепляют основы экономического, политического и
государственного устройства общества, 2. «нормы-принципы»: выражают и
закрепляют принципы права, 3. «определительно-установочные нормы»: определяют
цели и задачи отраслей права, правовых институтов, формы и средства правового
воздействия, 4. «нормы-дефиниции» (нормы-определения): содержат определения
понятий правовых категорий (иногда выполняют роль гипотезы), 5. «коллизионные
нормы»: устанавливают порядок разрешения противоречий между юридическими
нормами.
Нормы правил поведения непосредственно
регулируют общественные отношения.
Их виды:
по юридическим функциям права: регулятивные,
охранительные;
по отраслям права: конституционные, гражданско-правовые,
уголовные, семейные, и др.
по способу воздействия (методу правового регулирования):
императивные (следование императивным нормам должно быть строгим и точным),
диспозитивные (предоставляют субъектам правоотношений возможность регулировать
эти правоотношения через взаимные соглашения в пределах, разрешенных
законодательством: например, нормы Семейного кодекса), поощрительные
(стимулируют выбор определенного варианта поведения предоставлением льгот или
поощрений), рекомендательные (содержат описание правил поведения, целесообразных
с точки зрения государства),
по юридической силе: нормы законов, нормы подзаконных нормативных
актов,
по кругу лиц: общего действия (распространяются на
всех субъектов), специального действия (распространяются на отдельные
категории субъектов).
|
45.
Объект правоотношения – то, по
поводу чего возникает правоотношение, на что направлены субъективные права и
юр. обязанности его участников. Варианты подходов к рассмотрению объектов
правоотношения:
монолистический (один объект
правоотношений – поведение человека), плюралистический (существуют
различные объекты правоотношений: предметы материального мира (вещи),
продукты духовного творчества, личные неимущественные блага (здоровье и
т.п.), поведение участников правоотношений (действия, бездействия), результат
поведения участников правоотношений.
|
49. Акт применения норм права (правоприменительный акт) – индивидуальное
государственно-властное решение, вынесенное в результате решения конкретного
юр.дела.
Его признаки: принимается компетентным органом,
должностным лицом, уполномоченной общественной организацией, носит обязательный
характер, индивидуализирует норму права применительно к конкретным лицам и
конкретной ситуации, как правило имеет документальную форму, выступает
юридическим фактом.
Виды правоприменительных актов: по субъекту
правоприменения:
акты законодательной власти, акты
исполнительной власти, акты правосудия, акты контрольно-надзорных органов,
по отраслевой принадлежности: акты
уголовного права, акты гражданского права, и т.д.,
по форме внешнего выражения: документально
оформленные акты,
конклюдентные: действия, символы,
по наименованию: указ, постановление,
решение, и т.д.
|
39. Соотношение правовой сис-мы (ПС), сис-мы права и
зак-ва.
ПС – это конкретно-историческая
совокупность права (законодательства), юр. практики и господствующей правовой
идеологии отдельного гос-ва. Выделяю след виды прав. систем:
Романо-германская; Англо-саксонская, англо-американская или сист-ма общего
права; Религиозные и традиционные правовые системы; Социалистическая.
Критерии, по которым делятся ПС:
Источники права; Правовая идеология;
Методы и способы реализации права.
ПС включает в себя и СП и СЗ. СП и СЗ
отличаются по первичным элементым: СЗ – нормативно-правовой акт, а СП – норма
права. По времени возникновения СП вторична и базируется на СЗ. Их нельзя
назвать ни взаимопоглащающими, ни взаимосовпадающими.
|
68.
Гражд. общ-во и правовое гос-во.
Термин
гражданское об-во появился в Др. Греции. Обозначалась совокупность людей,
сообщество граждан. Гегель заимствовал и развил этот термин. Семья – тезис, гражд.
общество – антитезис, гос-во – синтез. Изначально семья, затем появляется
общество (оно имеет собственность и т.д.), гос-во – следующий этап развития,
наивысшая форма. Концепцию Гегеля Маркс использовал по-своему: общество >
гос-во > гражданское общ-во. От Маркса признаками гражд. общ-ва становятся
саморегуляция и самоуправление. Общество существует внутри гос-ва.
Высокоразвитое общ-во называют гражданским. В этом обществе есть
демократические и правовые институты. Такое общ-во считают необходимым для
построения правового гос-ва.
|
60. Правовая культура включает в себя
правосознание, кот-е в свою очередь состоит из правовой психологии и
идеологии. Психология и идеология бывают высокого и низкого уровня. Бывает
только высокая правовая культура. По своему понятию она не может быть низкой.
Виды ПК: ПК индивида; ПК группы; ПК общества и гос-ва вцелом.
Правовая культура – обусловленное всем социальным
духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой
жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности,
юридических актов, правосознания и в целом и в уровне правового развития
субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности
государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Правовая идеология – представления взгляды, понятия,
убеждения, теории, концепции о правовой действительности. Представляет собой
систематизированные знания о конкретных правовых явлениях. Правовая
психология – оценки, чувства, эмоции, настроения людей в правовой
действительности. Так как правосознание одна из форм общественного сознания,
представляет собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств,
эмоций людей во всей юридической действительности.
|
61. Соотношение права и закона.
Неоднозначные понятия. Самое большое
различие в позитивистских и естественно-правовых концепциях. В позитивистских
конципциях право и закон практически совпадают. Право выступает как совокупность
законов. Термин «закон» употребляется как в шировом так и в узком смысле. В
широком – любой норм. акт. В узком – закон – особый вид нормативного акта,
применяемый высшим представительским органом гос-ва или народом на референдуме
и обладающий высшей юрид. силой. В естественном праве это разные понятия.
Закон выступает как акт выражения воли законодателя, который может соответствовать
праву, закреплять естественные права человека, а может иметь произвольный
неправовой, несправедливый характер.
|
12.
Форма государственного устройства -
это национальное и административно-территориальное строение государства,
которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями,
между центральными и местными органами государственного управления, власти.
В
отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки
зрения распределения государтвенной власти и государственного суверенитета в
центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
Форма
государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя
структура государства; каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения
этих органов; как строятся отношения между центральными и местными
государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы
каждой нации, проживающей на этой территории. По форме государственного
устройства все государства можно подразделить на три основные группы :
унитарное;
федеративное; конфедеративное.
3.1
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование,
состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным
органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Унитарное
государство характеризуется следующими признаками: унитарное устройство
предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные,
представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное
руководство соответствующими органами; на территории унитарного государства
действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
составные части унитарного государства (области, департаменты, округа,
провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают; унитарное
государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности,
широко допускает национальную и законодательную автономию; все внешние
межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые
официально представляют страну на международной арене; имеет единые вооруженные
силы, руководство которыми осуществляется центральными органами
государственной власти.
3.2
Федерация представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных
государственных образований в одно союзное государство.
Можно
выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства
федеративных государств. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных
субъектов : штатов, кантов, земель, республик и т.д.; В союзном государстве
верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным
государственным органам; Субъекты федерации имеют право принятия собственной
конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные
органы; В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство
федеральных единиц; При федеральном государственном устройстве в парламенте
имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
3.3
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств,
созданный для обеспечения их общих интересов.
При
конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют
свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличии
от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: конфедерация
не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в
отличии от федерации; конфедеративное устройство не имеет единой армии,
единой системы налогов, единого государственного бюджета; сохраняет
гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; государства
могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о
межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как
правило конфедеративные государства не долговечны.
|
16. Естественное право.
Учение о ЕП – это совокупность
разнообразных по содержанию концепций права, объединенных в одно целое, общее
название – ЕП. ЕП- это правовые нормы, находящиеся в согласии с моралью и справедливостью.
Исходная предпосылка согласно которой существует право: созданное людьми; вытекающее
из другого начала – природы, божественного установления. Наряду с действующим
правом существует ЕП – более высокое по своему статусу. ЕП – это совокупность
правовых принципов, исходных ценностей права, прав и свобод, других правил
поведения, обусловленных природой человека и независимых от конкретных
условий и государства. ЕП называют правовые нормы, находящиеся в согласии с
моралью и справедливостью. Есть множество версий, классификаций ЕП.
Классификация по материальным источникам ЕП: природе, божественному установлению,
практическому разуму, нравственному началу. Согласно этой классификации есть
следующие версии ЕП: Космологическое право вытекающее из законов природы;
теологическое – божественное установление права; рациональное – право
установленное разумом и доступное пониманию; антропологическое – порядок
вытекающий из сущности человека; ЕП с изменяющимся содержанием – это правовые
принципы, изменяющиеся во времени и пространстве.
Позитивизм (юридический) основным
считали нормативные акты.
|
67.
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
Законодательная
власть в России принадлежит Федеральному собранию (парламент). Исполнительную
осуществляет Правительство. Эти средства отпускаются парламентом власть
соответствии с бюджетом страны, приняты ФС Если Правительство плохо осуществляет
исполнительную в, то власть парламенте может быть поставлен вопрос о доверии
правительству.
Судебная власть заключается власть наделении судов правом принимать
решения о правомерности (соответствии праву) принимаемых государственными
органами и лицами законов и решений. (Конституционный суд).
|
40. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ, ИЛИ
СЕМЬЯ "КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ПРАВА".
Включает Францию, Италию, Германию, Испанию, Румынию.
Романо-германская
правовая семья, или система континентального права имеет длительную
юридическую историю. Романо-германская правовая семья является результатом рецепции
римского права и в первой доктринальной стадии была исключительно продуктом
культуры, имела независимый от политики характер. Здесь на первый план выдвинуты
нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила поведения,
отвечающие требованиям морали, прежде всего справедливости.
Юридическая наука видит основную свою задачу в том,
чтобы определить, какими должны быть эти нормы.
Во всех странах романо-германской семьи есть писаные
конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. В
большинстве континентальных стран действуют гражданские, уголовные,
гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.
Среди источников романо-германской правовой семьи
значительна (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов,
административных циркуляров, декретов министров.
В системе источников романо-германского права своеобразно
положение обычая. Он может действовать не только в дополнение к закону, но и
помимо закона. Роль обычая вопреки законам очень ограниченна. В целом обычай
теряет здесь характер самостоятельного источника права.
Особенности: Осн. источник – нормативно-правовой акт. Судебный
источник не является источником; Право понимается как
перспективно-действующая система норм. Складывается из абстрактных правил
поведения.
Способы и методы: Правоприменение всегда носит подзаконный хар-р.
|
41. СЕМЬЯ РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА.
Название «правовые» весьма условно. Признаки:
Источник права – радиция, обычай, обычное право. Нет приоритета права над
обычаем. Низкий уровень судопроизводства.
Основной
регулятор – религия. Права вообще может не существовать. Бывают 2 осн. видов:
Канонические ПС и мусульманские ПС. Канонические в тех странах, где
христианство. Эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи,
но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается
совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах.
Мусульманское права - это система норм, выраженных в
религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе.
Ислам
исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в
определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка
Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые
подлежат правовому регулированию. Шариат означает в переводе на русский
язык "путь следования" и составляет
то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин
должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и
по отношению к Богу. Оно регулирует отношения только между мусульманами
Мусульманское право имеет 4
источника: 1. Коран - священная книга ислама; 2. сунну, или традиции,
связанные с посланцем Бога; 3. иджму, или единое соглашение мусульманского
общества; 4. кийас, или суждение по аналогии. К чертам мусульманского прав
относятся: архаичность ряда институтов и отсутствие систематизации. Это право
церкви, право общины верующих. Развитие этой системы права прекратилось в Х
в. н.э., когда отпала возможность его толкования.
|
24. Правотворчество - это деятельность уполномоченных
органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых
норм. Оно выступает в качестве одной
из форм государственной деятельности, в частности, правовой.
Можно выделить следующие виды правотворчества:
1) принятие нормативных правовых актов уполномоченными
органами государства; 2) непосредственное правотворчество народа путем
всенародного волеизъявления на референдуме; 3) санкционирование государственными
органами обычаев; 4) создание судебного прецедента.
Принятие нормативных актов является наиболее
распространенным видом правотворчества. Круг государственных органов, имеющих
право на такой вид деятельности, исчерпывающим образом закреплен в
законодательстве. Процесс создания нормативного правового акта представляет
собой совокупность последовательных стадий, каждая из которых регулируется
соответствующими юридическими предписаниями.
|
25. Правотворчество - это деятельность уполномоченных
органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых
норм. Оно выступает в качестве одной
из форм государственной деятельности, в частности, правовой.
Принято выделять два основных этапа в процессе
правотворчества, - этап подготовки нормативного правового акта и этап
его принятия. Каждый из этапов в свою очередь делится на стадии.
Первый этап
носит неофициальный характер, и деление его на стадии весьма условно.
1. Обычно первый этап начинается с принятия решения
соответствующим органом государства о подготовке проекта нормативного правового
акта.
2. В ходе работы над проектом создаются рабочие
группы, просчитываются возможные социальные и иные последствия его действия.
Изучается аналогичное иностранное законодательство.
3. Подготовленный проект направляется на рецензирование
к независимым экспертам. Эта стадия завершается доработкой текста проекта и
принятием решения о внесении его в соответствующий правотворческий орган.
Второй этап
- официальный, поскольку процедура рассмотрения проекта нормативного
правового акта в правотворческом органе строго регламентирована
законодательством и в регламенте этого органа. Начинается второй этап со
стадии реализации права законодательной инициативы. Вторая стадия -
обсуждение проекта в правотворческом органе. Обычно оно проходит в трех
чтениях. При первом чтении заслушивается доклад о концепции проекта. На
втором чтении обсуждаются поправки и замечания ( по каждой идет голосование).
При третьем чтении окончательно согласовываются все изменения, предлагаемые в
проект нормативного правового акта.
Третья стадия - голосование.
Далее
идет подписание и обнародование.
|
35. Систематизация нормативно-правовых актов - деятельность, направленная на упорядочение всего
массива нормативно-правовых актов, с целью преодоления противоречий между
ними и сделать их более доступными для потребителя. Систематизация нормативно-правовых актов начинает
осуществляться еще на стадии их опубликования в официальных газетах, журналах
или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в
зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической
природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается
свой номер. Помимо указанной выше первичной формы, существует два
основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.
Инкорпорация
- эта такая деятельность по систематизации, когда нормативные правовые акты
обобщаются в различные сборники. Критерии, по которым в них подбирается материал,
могут быть различными: предмет регулирования (труд, семья, молодежь), хронология,
когда акты располагаются соответственно времени их принятия и т.п.
Особенность инкорпорации как формы систематизации в том, что при создании
инкорпорированных сборников, нормативные правовые акты могут подвергаться
только поверхностной обработке, содержание их изменяться не может. Вместе с
тем, допускается публикация в извлечениях, или если в текст нормативного
правового акта внесена поправка отдельным актом, то в публикуемый текст можно
включить эту поправку, указав в ссылке на ее официальный источник.
Инкорпорация может быть официальной и
неофициальной. Неофициальной инкорпорацией могут заниматься любые
субъекты, результат этой деятельности не является обязательной для
потребителя, т.е. на эти сборники нельзя ссылаться как на официальные
источники (например, каждый студент-юрист в процессе подготовки к занятиям
пользуется хрестоматиями по истории государства и права, по истории политических
и правовых учений, по праву отдельных государств). В некоторых случаях
инкорпорация может носить официальный характер, например, принятие законодательным
органом Свода законов, или официозный - инкорпорация проведена неправотворческим
государственным органом (например, Министерством юстиции РФ).
Разновидностью инкорпорации является консолидация.
В этом случае происходит объединение множества нормативных правовых актов,
связанных общим предметом регулирования, в единый укрупненный акт. Этот вид
систематизации является, как правило, этапом в переходе от инкорпорации к
кодификации.
Высшим уровнем систематизации является кодификация
- она носит только официальный характер. В отличие от инкорпорации, кодификация
осуществляется достаточно редко, она проводится тогда, когда возникает
потребность в существенном обновлении или изменении в правовом регулировании
больших сфер общественных отношений.
|
2. Методология – учение о методах. Это прежде всего область философских знаний. Между
тем отдельные науки вносят свой вклад в развитие методологии. Слово «метод»
употребляется: для обозначения особого способа мышления, позволяющего
постигнуть изучаемую реальность (эмпирический, дедуктивный, индуктивный);
для характеристики философских позиций и принципов на которых они базируются;
для обозначения технических приемов, способов, этапов исследования фактов,
судебной практики. Метод – это свод принципов, правил для построения и
обоснования научных знаний, а также совокупности приемов, операций для
изучения гос-ва и права. Метод – это прежде всего философская концепция,
определяющая отношение к познаваемой действительности.
|
14 Функции гос-ва – основные направления его
деятельности по решению стоящих перед ним задач. Понятие не только
политическое и управленческое, но и юридическое, так как оно осуществляется в
правовых формах. Признаки государства: а. Территориальная организация
населения и осуществления публичной власти в территориальных пределах; б.
Публичная власть (не совпадает с обществом, но выступает от его имени); в. государственный
суверенитет; г. Неразрывная связь государства и права
Внешние
(оборона страны,сотрудничество с иностр гос-вами)
Внутр (формирование и охрана правопорядка)
|
66. Верховенство права
Правовое
государство - такое гос-во, которое строится на следующих признаках:
Верховенство права. Правовая регуляция общественных отношений. Формальные
юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина. Принцип разделения
властей.
|
19. Субъективное право – мера возможного или
действительного поведения субъектов, обеспеченная юридическими обязанностями
других лиц. Субъект – индивиды или организации, которые на основании
юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями
субъективных прав и обязанностей. Объект – реальное благо, на использование
или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.
Объективное право – совокупность правил поведения,
выраженных в законах и других нормативных актах.
|
26. Термин источник права употребляется в разных
смыслах: документы, в кот-х содержаться нормы права (офиц. издания);
философские основы или социальные факторы права; как исторический памятник.
ИП- это способ установления норм права, внешнии форма нормы права.
Классификация ИП. Исторически известны след. виды ИП: обычай, обычное право,
правовой обычай; Судебный прецедент; Нормативные акты; Нормативно-правовой
договор; Доктрина.
|
27. Правовой обычай – такой обычай, соблюдение
которого обеспечивается принудительной силой гос-ва. Признаки обычая:
Давность; Непрерывность действия; Обязательность обычая; Разумность обычая.
Обычное право – это фактические и однообразно соблюдаемые, хотя гос-вом и не
предписанные, правила массового поведения. |
36. Система права – обусловленное характером общественных
отношений внутренне строение права, выраженное в объединении составляющих его
норм права в институты, подотрасли и отрасли права. Отрасль права –
регулирует однородную сферу общественных отношений (например, гражданское
право). Подотрасль права – обособленная часть отрасли права, которая
регулирует особо крупные подразделения общественных отношений, входящих в
сферу отношений, регулируемых отраслью права (например, авторское право). |
56. Система права – внутреннее строение (структура)
права, отражающее объединение и дифференциацию юридической нормы. Система
законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются
внутренние содержательные и структурные характеристики права. |
47. Реализация права – осуществление юридически
закреплённых и гарантированных государством возможностей, проведение их в
жизнь в деятельности людей и их организаций. Формы реализации права:
Соблюдение – реализация запрещающих норм права. Это пассивное воздержание
субъекта правовых отношений от совершения действий, кот-е запрещены законом. Исполнение
– совершение активных действий, предусмотренных законом в качестве
обязательных. Использование – форма реализации, при которой осущ-ся как
активная, так и пассивная деятельность по осуществлению своих правомочий.
Применение – комплексная, властная деятельность специально уполномоченных
субъектов, которая сочетает различные поведенческие акты. |
48. Признаки правоприменительного процесса:
Деятельность по применению права имеет государственный хар-р; Наличие акта
правоприменительной деят-ти; Правоприм. деят-ть осуществляют только
уполномеченные на то органы, лица; Специальная законодательно-установленная
процедура. Применение права – властная деятельность компетентных органов и
лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на
основе юридических фактов и конкретных правовых норм. Стадии: 1. Установление
фактических обстоятельств юридического дела (место, время, причинная связь –
отношение между деянием и наступившим последствием); 2. Правовая квалификация
- Выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению; 3. Толкование юр.
нормы. В зависимости от объема бывают буквальное, расширительное и
ограничительное. Принятие решения по делу и документальное оформление.
Стадии 1 и 2 – подготовительные, а 3 – заключительная (основная). Круг
обстоятельств очень широк. Сущность юридической оценки обстоятельств состоит
в том, чтобы выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна
регулировать рассматриваемую ситуацию. Содержание решения определяется его
обстоятельствами. |
58. Законность – комплексное, политико-правовое
явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической
жизни, органическую связь права и власти, права и государства. Также можно
сказать, что законность – общественно-политический режим, состоящий в
господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении
предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений,
последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности
должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе. С
понятием законности тесно связано другое понятие правопорядок, то есть
основанное на праве и законности организация общественной жизни, отражающая
качественное состояние общественных отношений на определённом этапе развития
общества. |
59. Правосознание – совокупность представлений и
чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной
жизни. Виды правосознания: а. По носителям (индивидуальное, групповое, массовое,
общественное); б. По уровню (обыденное, профессиональное, научное). |
62. Признание естественных прав человека в
деятельности государства (соответствие внутреннего законодательства
общепризнанным нормам и принципам международного права; Верховенство и прямое
действие конституции). |
63. Нормы морали (нравственности) – правила, складывающиеся
в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости,
чести и бесчестии и так далее. Соотношение норм права с социальными нормами
имеют в виду: а. Единство (содержание социальных норм обусловлено уровнем
культурного и экономического развития общества); б. Различие (устанавливаются
по критериям: по происхождению, форме выражения, сфере действия, степени
детализации, способу обеспечения, тенденциям развития); в. Взаимодействие. |
37. Подотрасль права – совокупность юр. норм,
регулирующих обособленный РОД общ. отношений. Напр-р гражданское право имеет
подотрасли: жилищное, семейное и т.д. Иногда они перерастают в отрасли.
Отрасль права – это отдельно выделившаяся КАТЕГОРИЯ общ. отношений. Они
отличаются друг от друга особым методом и предметом изучения. Предмет каждой
отрасли и есть общественные отношения. По методам правового регулирования
отрасли подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный – метод
регулирования когда отношения между субъектами строятся на основе власти и
подчинения. Диспозитивный – горизонтальный метод, когда субъекты равноправны.
В отличие от отрасли права, отрасль законодательства не имеет отдельного
предмета и отличается только особым методом. |
3. Классификация методов правовых наук.
А)1. Общенаучные методы – философские
мировоззренческие принципы, идеи, которые используются при изучении
общественных явлений. 2. Частнонаучные методы – приемы сбора, анализа, истолкования
фактического материала. Б) Философские и конкретные методы; В) Универсальные
и специальные методы. В общественных науках все классификации условны. С
древних времен используется рационалистический и эмпирический методы.
Рационализм – от латинского разум – это фил. направление, признающее
разум основой познания. Эмпиризм – опыт- направление в теории познания, который
признает основным источником знания – чувственный опыт.
Метод дедукции и индукции. Дедукция – от общего к
частному. Индукция – от частного к общему. Диалектика (вести беседу) Сократ,
Гегель, Маркс. Гегель считал, что противоположности в сознании, а Маркс – в
природе. Социологический метод – гос-во и право изучаются в связи с
общественностью. Исторический метод – рассмотрение развития во времени и
пространстве. Выделяется в общей теории права метод, выработанный в системе
юр. наук – формально-юридический или нормативно-догматический или
технико-юридический.
|
17. Позитивное право (ПП) это система
формально-определенных общеобязательных норм, установленных или
санкционированных гос-вом. Такое определение называют нормативным
определением ПП. Признаки ПП: Системность; формальная определенность (нормы
ПП должны иметь определенную форму (акты, законы)); общеобязательный хар-р;
нормативность (упорядочение общ. отношений при помощи правовых норм); обеспеченность
права принудительной силой гос-ва. ПП складывается из объективного и
субъективного права. |
44.
Субъекты ПО – это участники ПО,
которые определяются гос-вом как носители субъективных прав и обязанностей.
Субъекты ПО должны обладать след. качествами: 1) Правоспособность – установленная
законом способность лица обладать субъективными правами. Наступает с момента
рождения. 2) Дееспособность – способность лица непосредственно своими
действиями самостоятельно осуществлять субъективные права и юрид.
обязанности. 3) Деликтоспособность (разновидность дееспособности) –
способность лица нести юр. ответственность за совершенное правонарушение.
Виды СП: Физ. лица (граждане РБ, иностранцы, лица без гражданства);
Организации и социальные общности (юр. лица). Юрлицами признаются организации
имеющие обособленное имущество и несущие ответственность по своим
обязательствам. Они могут от своего имени приобретать имущественные и личные
права, быть истцом и ответчиком в суде, иметь свой баланс и смету.
|
|
|
|