рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Ответы к экзаменационным билетам по Теории государства и права рефераты

31.  ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Ценность – это определенно благо, это то, что полезно для человека. Отсюда ценность права выражается в его полезности для отдельного человека, для общества в целом и для государства. Ценность права обычно именуют социальной ценностью т.е. ценностью права для общественной жизни. Социальная ценность права обычно рассматривается с двух позиций: с точки зрения инструментально ценности и с точки зрения собственной ценности (самоценности). Инструментальная ценность права выражается в полезности права как регулятора общественных отношений. Право полезно для отдельного индивида как важнейший инструмент социального регулирования. Собственная ценность права выражается в полезности права как регулятора общественных отношений. Право полезно для государства, для общества и даже для отдельного индивида как важнейший инструмент социального регулирования. Собственная ценность (самоценность) права выражается в том. Что право как таковое являясь социально оправданной свободой определенного поведения выступает как определенная мера и как гарант свободы человека. Право призвано не только определять, но и гарантировать. Обеспечивать свободу отдельному индивиду. Социальная ценность права (как инструментальная так и собственная) обусловлена его объективными свойствами которые объективно присущи праву: 1. Нормативность: право обладает нормативностью поскольку состоит из норм правил общего характера, благодаря этому свойству право способно охватить и урегулировать неопределенное число жизненных ситуаций и поведение неопределенного числа лиц. 2. Право - общеобязательный регулятор общественных отношений, благодаря этому свойству право способно урегулировать поведение всех без исключения членов общества. 3. Системность: право это система норм, это единая система в масштабах всего государства, благодаря этому свойству право способно урегулировать единообразно поведение людей в масштабах всей страны. 4-ое свойство – формальная определенность- это свойство появляется у права  благодаря его письменной форме. Подавляющее большинство правовых норм закрепляется письменно, в определенных официальных документах называемых НПА-ми. В этой связи нормы права приобретают четкость, определенность своего содержания. Благодаря этому свойству право четко определяет круг регулируемых отношений, участников этих отношений, их юридические права и обязанности, меры ответственности и т.д. 5. Принудительность (обеспеченность) – это свойство возникает у права благодаря тому что право обеспечивается принудительной силой государства. Благодаря этому свойству право способно утвердить в обществе тот порядок  который необходим обществу или государству.

32.  СУЩНОСТЬ ПРАВА

Право построено на трёх китах - началах: нравственность, государство и экономика. Право возникает на основе нравственности. Государство придаёт праву официальность, силу, гарантированность. Экономика - основной предмет регулирования, первопричина возникновения права. Специфика права - в центре его находится отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Право имеет обще социальную сущность, служит интересам людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношение между собой - это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, т.е. право - мера свободы. Право - гарантированная, защищённая свобода.

33.  ПРИНЦИПЫ ПРАВА И ФУНКЦИИ

Принцип права – исходные определяющие идеи, начала в соответствии с которыми строится система права и которые лежат в основе её функционирования. Классификация принципов права. Принципы делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Общеправовые – характеризуют систему права в целом, они присущи всей системе права. Межотраслевые присущи двум и более отраслям права. Отраслевые принципы присущи одной отрасли права (принципы гражданского права и т.д.). ТГП изучает только общеправовые принципы, межотраслевые и отраслевые принципы изучаются отраслевыми юридическими науками. Общеправовые принципы системы права – во-первых, принцип демократизма (система права строится на демократических началах). 2-ой принцип - гуманизма. Далее принцип справедливости, принцип равенства юридических прав и обязанностей, принцип единства прав и обязанностей. Принципы права по-разному проявляются в системе права, одни формируются в виде специальных правовых норм, другие выражаются в виде определенной идеи вытекающей из содержания различных правовых норм. Как правило, межотраслевые и отраслевые принципы выражены в виде норм принципов, а общеправовые принципы выступают в форме правовых норм.

Функции права – это определенные направления воздействия позитивного права на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются сущность позитивного права, Чаще всего функции права подразделяют на общесоциальные и собственно юридические. К общесоциальным обычно относят такие функции, как экономическую, политическую, воспитательную и некоторые другие, а к собственно юридическим - регулятивную, в составе которой выделяют статическую и динамическую, и охранительную. При этом отмечается, что общесоциальные функции выражают воздействие права на различные сферы общественной жизни (экономику, политику, духовную сферу и т.д.) в единстве с другими социальными институтами и прежде всего с государством. Отсюда принято считать, что общесоциальные функции права совпадают с функциями государства. юридические функции рассматриваются в качестве таких направлений воздействия права, которые выражают его специфику как регулятора общественных отношений. Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений. Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества. Воспитательная функция связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца, своеобразного эталона поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации .информационную функцию. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.  трансляционная функция состоит в том, что право, накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру человеческого общения, достижения в области правового регулирования, передает (транслирует) все это участникам существующих общественных отношений, а также будущим поколениям людей.

34.  ТИПОЛОГИЯ ПРАВА

Типы права и семьи правовых систем. Вопрос о понимании права имеет значительное сходство  с вопросом о типологии государства  т.к. в типологии права используется и формационный и цивилизационный подходы и др. которые используются в типологии государства. При этом типы права выделяют по аналогии с типами государства. В месте с тем в типологии права используются и такие подходы которые не применимы к типологии государства. В частности в настоящее время типология права нередко дается с учетом основных правовых систем (правовых семей). Современная наука выделяет 4ре типа основных системы: 1. Романо-германская правовая семья стран континентальной Европы, к этой же семье относится и соврем. Российское право, право стран латинской Америки. 2ая правовая система Англосаксонская. Англосаксонский тип права - общий тип. Эта система зародилась и получила распространение в Англии, но была воспринята США, Канада и т.д. 3я – религиозная правовая система - религиозный тип права: мусульманское право, индусское право и иудейское право. 4ая – традиционная правовая система – традиционный тип права. Эта правовая система распространена в странах экваториальной Африки и на Мадагаскаре. 2ой подход в типологии права выдвинул профессор Лейст О.Э. Он выделяет 3 типа права: 1. сословное, 2 социальное, 3 формальное. Данные типы выделяют особенности права на том  или ином историческом пути. Сословное право присуще государствам древности и средневековья (рабовладельческим или феодальными государствам). Сословное право четко разделяет общество на определенные сословия, касты и закрепляет разное правовое положение этих сословий. На смену сословному праву вместе с буржуазными революциями приходит формальное право и характерно также для нового и новейшего времени. Особенность – оно уравнивает всех членов общества в правах и обязанностях. Ему на смену приходит социальное право – оно как особый тип права еще полностью не сформировался, это так называемое право будущего, но процесс формирования уже начался. Социальное право призвано установить в обществе не только формальное, но и в большей степени фактическое равенство.

35.  ПРАВОСОЗНАНИЕ. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание - это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п. Структура правосознания включает в себя два элемента: 1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки права субъектами); 2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок). Правовая идеология - главный элемент в структуре правосознания. По содержанию правосознание подразделяется на: - обыденное (массовые представления людей, настроения по поводу права, возникающие под влиянием жизненного опыта); - профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики); - научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права). С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению; оно необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов). Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.

36.  ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Правовая культура - это состояние правосознания, законности, совер­шенства законодательства и юридической практики, выражающее утвержде­ние и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода “юриди­ческое богатство” общества. Разновидности проявлений правовой культуры: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения. Эти проявления правовой культуры являются, по существу, и сферами ее действия. Оценивается: а) уровень общественного и индивидуального правосознания, в том числе уровень развития юридической науки и юридического образования; б) уровень законности; в) уровень совершенства законодательства; г) уровень совершенства юридической практики, прежде всего практики судебной, то есть состояние правосудия в обществе. Данные уровни можно расценивать как элементы правовой культуры. По видам правовую культуру можно разделить, на правовую культуру об­щества в целом и правовую культуру индивида,

37.   ПОНЯТИЕ И  ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ  НОРМ

Норма - это образец, правило поведения. Упорядочивают отношения между людьми, общественными объединениями. Где есть общество там должны быть правила общежития или социальной нормы. Социальные нормы определяют поведение человека в обществе и отношение человека к другим людям. Признаки социальных норм:

n  устанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом

n  требование социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, а на всех людей

n  социальные нормы - это обязательные правила поведения. Требование норм охраняется силой общественного мнения, государственным принуждением

Виды социальных норм:

n  по сфере регулирования общественных отношений - нормы морали (правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, долге, чести, достоинстве), нормы обычаев (правила поведения, сложившееся в результате длительного повторения людьми определённых действий), нормы традиции (исторически сложившиеся и сложившиеся из поколения в поколение), политические нормы (общие правила поведения, регулирующие отношения между классами, социальными группами), экономические нормы (регулируют общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ), нормы общественных организаций (регулируют общественные отношения внутри организации между их членами)

n  по способу образования - стихийно образованные (нормы обрядов, традиций, морали) образованные в результате сознательной деятельности людей (норма права)

n  по способу закрепления  (письменные, устные)

38. ИСТОЧНИКИ  (ФОРМЫ)  ПРАВА

Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения. Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права». Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права. Выделяют четыре основные формы права: — нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.); - правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); - юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.); - нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.).

39.  ПРАВО И МОРАЛЬ

В литературе по этике мораль  определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развития общества как целого. Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

 Общие черты: а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нор­мативности; б) являются основными регуляторами поведения; в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегичес­кой задачей сохранения и развития общества как целого; г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе; д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия: 1. Мораль формируется ранее права, 2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна. 3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге. 4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. 5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали.. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулиру­ются только правом или только моралью. 6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная систе­ма, будучи относительно целостным нормативным образованием, не облада­ет такой логически стройной и достаточно жесткой структурой  как система права. 7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реа­лизации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможнос­тью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гаранти­руются силой общественного мнения. Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали.

40. ПРАВО И ПОЛИТИКА

В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются инте­ресы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп: классов; народов; национальных, религиозных, профессиональных сообществ и других социальных общностей. Политика и возникает как явле­ние вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающие своими особыми интересами. Государство представляет собой наиболее мощный, наиболее совершен­ный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъек­тов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государствен­ной власти, за приближение к ней. Политика может быть и антигосударственной (террористические организации и т. п.). Однако в любом случае она касается государства, затрагивает его интересы. Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является норматив­ной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Однако право может служить формой выражения и осуществления поли­тики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости, то есть до тех пор, пока право используется государ­ством в соответствии с его природой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6