Реферат: Многопартийность и политические партии (статус)
Реферат: Многопартийность и политические партии (статус)
Содержание
Введение.............................................................................................................. 2
1 Политические партии и
многопартийность.................................................... 4
1.1 Юридическое понятие
политической партии.......................................... 4
1.2 Задачи, функции, права и
обязанности политических партий................. 6
2 Этапы правового развития российской
многопартийности........................ 14
2.1 Становление многопартийности в
Российской Федерации.................... 14
2.2 Постсоветский период развития
многопартийности.............................. 19
Заключение........................................................................................................ 30
Список использованной литературы............................................................... 32
Введение
Многопартийность — существенная характеристика демократического
правового строя. У каждой страны свой путь к демократии, парламентаризму и
многопартийности; Особенность нашего пути была обусловлена долгим господством
тоталитарной однопартийной системы, а также форсированными темпами демократических
преобразований.
После преодоления монополии КПСС в обществе бурно пошли процессы
становления политического плюрализма, формирования политических партий и движений.
Первоначально эти процессы в значительной мере были инициированы самим
обществом и намного опережали правовое регулирование в данной сфере. Позднее
укрепившаяся после октября 1993 г. демократическая власть, заинтересованная в
многопартийности парламентского типа, предприняла ряд важных шагов по
стимулированию ее развития. Главный из них — введение смешанной
пропорционально-мажоритарной избирательной системы со значительной долей
пропорционального представительства (когда половина депутатов Государственной
Думы избирается по партийным спискам).
Однако объективные сложности постсоциалистических преобразований,
а также ошибки в правовом регулировании процессов развития многопартийности
привели к тому, что к настоящему времени вместо многопартийной системы
парламентского типа мы имеем несистемную множественность партий, не объединенных,
общей приверженностью принципам идеям и ценностям действующей Конституции РФ.
После выборов в Государственную Думу 1995 г. стал вполне очевиден тот факт,
что широкое демократическое движение, преодолевшее монополию КПСС и добившееся
установления реального политического плюрализма, в конечном итоге получило от
режима многопартийности гораздо меньше своих основных оппонентов. Политические
партии не стали заметной движущей силой демократических преобразований. На
современном этапе задача состоит в том, чтобы на основе анализа достижений и
ошибок в данной сфере разработать стратегию правового регулирования,
способного переломить негативные тенденции в развитии российской
многопартийности и направить процесс в русло формирования многопартийной
системы парламентского типа, являющейся существенным фактором нормального
функционирования гражданского общества и правового государства. Этим целям и
посвящена настоящая работа.
В работе рассматриваются история и этапы формирования
многопартийности в России, раскрывается роль права в этом процессе, анализируется
правовой статус избирательных объединений и особенности участия политических
объединений в выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ,
предлагаются концепция и основные положения нового закона о политических
объединениях, исследуется участие политических объединений в парламентском
процессе.
1 Политические партии и
многопартийность
Естественно, что ни в странах англосаксонской системы права, ни в
тоталитарных государствах законодатель не уделял внимания выработке
юридического понятия политической партии. Напротив, в странах романо-германской
системы права такое определение часто дается. Правда, оно обычно не имеет
«строгого» характера, является в определенной мере описательным, но указывает
на главные отличительные черты политической партии как особого общественного
объединения. В таких определениях нет политологических характеристик, в
значительной мере навеянных марксистским подходом: передовой, наиболее
организованный отряд класса и т. п. В них названы юридические признаки[1].
Разумеется, в разных странах эти определения не совпадают, не во
всех из них перечислены все наиболее существенные черты, но в синтезированном
виде такое понятие включает следующие признаки:
1) объединение граждан государства (в России это установлено ст. 2
Федерального закона «О политических партиях»), достигших совершеннолетия, как
правило, 18 лет, пользующихся политическими и гражданскими правами. В
некоторых странах, однако, натурализованные граждане не сразу могут основывать
партии и быть их членами, например, в Бенине и Тунисе — через 10 лет после
получения гражданства. Лица без гражданства и иностранные граждане, как
правило, членами партии быть не могут. В некоторых странах запрещено коллективное
членство в партии (ФРГ), в других — в партиях есть коллективные члены, в
Лейбористской партии Великобритании они (профсоюзные организации) составляют
подавляющее большинство ее членского состава — четыре пятых;
2) устойчивая организация, объединяющая членов на длительной или
постоянной основе на базе идеологических факторов, прежде всего, общности
политических убеждений и целей, что концентрированно выражается в программных
документах партии: идеологический фактор, как обязательный признак членства,
отличает партию от других общественных объединений — профсоюзов, женских организаций,
обществ культурного характера и др.;
3) партии — некоммерческие организации, извлечение прибыли не
является их целью. Правда, партия может создавать какие-то организации,
примыкающие к ней, которые занимаются даже производством, но такое
производство должно соответствовать направлениям деятельности партии, например,
изготовление членских билетов, партийных документов и т. д., можно получать
прибыль также от лекционной и иной творческой работы;
4) партия имеет своей целью завоевание политической власти,
участие в формировании органов государства, прежде всего — правительства.
Главное в деятельности партии — достижение политических целей,
даже если она создана для участия в политической жизни общества (как сказано в
ст. 2 ФЗ «О политических партиях»), а не защита социальных и иных интересов
своих членов, как, например, у профсоюзов. Это нашло свое отражение и в
упомянутом законе СССР 1990 г. об общественных объединениях, где говорилось
об участии партий в формировании органов государственной власти и управления,
в том числе через избираемых в Советы представителей. Основным путем к
завоеванию политической власти считают участие партии в выборах, особенно общегосударственных.
Согласно Закону ФРГ о политических партиях 1967 г., который много раз
дополнялся и изменялся, партия утрачивает свой статус и связанные с ним права,
если она в течение шести лет не выдвигает своих кандидатов на выборах в
парламент или ландтаги, местные представительные органы земель — субъектов
федерации.
Специального закона о политических партиях, как это имеет место во
многих самых разных государствах, в СССР и РСФСР не было, с чем связаны многие
проблемы становления многопартийности в России. Правда, в СССР в период
«перестройки» в 1990 г. был принят Закон об общественных объединениях, где
содержалось несколько норм, специально относящихся к партиям. Но эта тенденция
не была поддержана позднейшим российским законодательством: в Законе об
общественных объединениях 1995 г. партии особо не выделяются и в отличие от
закона СССР 1990 г., некоторые положения которого (ст. 6 и 9) в соответствии с
российским законом 1995 г. остаются действующими, не упоминаются. Так, ст. 7
Закона об общественных объединениях 1995 г. среди «организационно-правовых
форм общественных объединений» называет: общественные организации,
общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы
общественной самодеятельности.
Между тем, в политологии, теории конституционного права партии
выделяют особо, учитывая их исключительную роль в обществе, участие в
формировании государственного аппарата и деятельности парламентов и
правительств, отличая их от других общественных объединений и различных групп
давления. В связи в этим развитие зарубежного законодательства, хотя и не во
всех странах, в целом идет по пути дифференциации: отдельно регулируются
объединения коммерческого характера (товарищества, акционерные общества и
др.), отдельно — некоммерческие организации, среди которых партии выделяются
особо. Помимо других реквизитов, в том числе количества членов партии и
процента собранных голосов, важнейшим требованием, предъявляемым законом к
национальной партии, является публичный, а не частный интерес, преследуемый
ею в своей деятельности.
Уже отмечалось, что в современном
законодательстве существует множество разнообразных определений политических
партий. Все их, однако, можно свести к двум основным группам в зависимости от
подхода законодателя к трактовке общего предназначения политических партий в
обществе и государстве.
В одних странах законодательные определения их предназначения
отражают традиционный для политико-правовых доктрин XIX
в. взгляд на политические партии лишь как на главный субъект избирательного
процесса, что в целом соответствовало их действительной роли. Политические
партии представляли собой организации, предназначенные преимущественно для проведения
выборов, и не проявляли заметной активности в периоды между выборами
("избирательные машины"). Американские партии, - писал, например, М.
Острогорский, - являются лишь аппаратом для производства выборов и для
получения тех выгод, которые дают эти выборы". Этот вывод справедлив и
для большинства европейских партий того периода.
В другой группе стран соответствующие определения исходят из более
широкой трактовки общего предназначения политических партий. В них находят
отражение современные взгляды на политические партии как на постоянно
действующий институт политической системы, роль которого отнюдь не ограничена
лишь участием в выборах. Именно такой подход характерен для новейшего законодательства
о политических партиях. На конституционном уровне признается их важная роль не
только в избирательном процессе (содействие формированию и выражению народной
воли), но и в политическом процессе в целом, о чем уже говорилось. Соответствующие
конституционные положения о партиях как основных инструментах политического
участия, об их участии в формировании национальной политики, в организации и
осуществлении государственной власти являются исходными для определения многообразных
задач и функций политических партий, которые закреплены в некоторых специальных
законах (Ангола, Гвинея, Кабо-Верде, Мексика, Португалия, ФРГ), а в ряде стран
и в конституциях (Мозамбик, Toгo).
Нормативно устанавливаются политические, идеологические и
воспитательные задачи и функция политических партий. К политическим относятся:
участие в формировании и деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления; рекрутирование политических кадров (ст. 2 закона ФРГ;
партии воспитывают граждан, способных принимать на себя ответственность за дела
общества; ст. 2 закона Анголы: подготовка граждан к принятию ими политической
ответственности в государственных органах); содействие осуществлению
политических прав граждан (ст. 20 закона Мексики: обеспечение социальной
активности и демократического участия граждан; ст. 2 закона Португалии:
содействие осуществлению гражданами политических прав); осуществление связи
между обществом и государством, т.е. посредническая функция (ст. 2 закона ФРГ:
забота о постоянной живой связи между народом и государственными органами; ст.
4 закона Кабо-Верде: содействие укреплению связей между народом и органами
государства или местных автаркии).
Важное значение придается идеологической функции - агитационно-пропагандистской
деятельности, направленной на формирование общественного мнения (Ангола,
Мозамбик, ФРГ) и политического сознания граждан (Ангола, Гвинея-Бисау).
Характерно, что законодательство некоторых стран признает агитационно-пропагандистскую
деятельность политических партий в качестве постоянной функции, проводя
различие между общей и предвыборной агитацией (Австрия, Бельгия, ФРГ).
Таким образом, как мы видим, определяя задачи и функции
политических партий, законодательство придает им общественный характер. Как
сказано в законе ФРГ, политические партии "посредством свободного,
постоянного участия в политическом волеизъявлении народа... выполняют
общественные задачи, возложенные на них и закрепленные за ними Основным
законом"[2].
Как отмечалось, концепция "публичных функций", которые осуществляют
политические партии (например, в процессе выдвижения своих кандидатов на
выборные государственные должности), была сформулирована и Верховным судом
США, указавшим, что "действия частных актеров могут быть публичными по
своему характеру".
Такая трактовка роли и деятельности политических партий обусловливает
объем и характер закрепляемых законодательно их прав и обязанностей.
Предоставляемые политическим партиям права должны, с одной
стороны, обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотренных
законом общественных задач, а с другой - гарантировать существование и
нормальное функционирование многопартийной системы. Последнее подчеркивается,
например, конституцией Словакии, ст. 31 которой содержит общее положение о
том, что "законодательное регулирование всех политических прав и свобод,
их толкование и использование должны создавать возможность для свободного
соперничества политических сил в демократическом обществе и его защиты".
Если суммировать соответствующие положения законодательства
отдельных стран, то можно выделить следующие права политических партий:
1) политические права и свободы: право участвовать в формировании
и деятельности государственных органов; свобода пропаганды своей идеологии и
программы; свобода распространения информации о своей деятельности; свобода
организации массовых мероприятий (митингов, собраний, демонстраций, шествий и
т. д.); право свободного доступа к государственным средствам массовой
информации и право учреждать свои средства (издательства, радио- и телестанции,
печатные органы); право создавать с другими политическими партиями различного
рода коалиции и блоки (избирательные, парламентские и правительственные);
право устанавливать международные связи с зарубежными политическими партиями
и их международными объединениями;
2) имущественные права: право собственности; право заниматься
разрешенной законом предпринимательской деятельностью; право получать от
государства материальную и финансовую поддержку в различных формах (прямое и
косвенное государственное финансирование, предоставление различного рода
налоговых льгот и привилегий).
Подробно все эти права рассматриваются в последующих разделах
настоящей монографии. Здесь следует подчеркнуть лишь два обстоятельства.
Первое: все права политических партий являются коллективными, ибо хотя многие
из них совпадают с индивидуальными конституционными правами граждан, они
принадлежат не отдельным индивидам, а их объединениям - политическим партиям -
как специфическим субъектам, права и могут быть реализованы только ими. Второе
- и это следует особо отметить - новый подход к правовому регулированию прав и
свобод политических партий, заключающийся в том, что некоторые из них
закрепляются конституцией, т. е. приобретают характер основных,
конституционных. Как правило, это право участвовать в формировании и
деятельности государственных органов, которое формулируется по-разному (в
одних конституциях это право ограничено лишь участием в избирательном процессе,
в других оно распространено также на участие в формировании правительства,
деятельности парламента и т. д.).
Вместе с тем в новейших конституциях все более широкое распространение
получает закрепление в качестве основных таких прав, как право на свободный
доступ к государственным средствам массовой информации (Бразилия, Беларусь,
Габон, Кабо-Верде, Молдова, Португалия) и получение государственной финансовой
поддержки (Бразилия, Аргентина, Кабо-Верде, Колумбия, Португалия, Перу и др.).
Эти основные права конкретизируются как специальными законами о политических
партиях, так и иными законодательными актами (избирательными законами,
законами о финансировании политических партий, законами о парламентских фракциях
и т. п.).
Предоставляя политическим партиям широкие права и свободы,
законодательство в то же время возлагает на них и обязанности, среди которых
также есть ряд конституционных. В одних странах обязанности политических
партий формулируются в самом общем виде. Например, согласно ст. 4 конституции
Франции политические партии и группировки "должны уважать принципы
демократии и национального суверенитета". Однако в большинстве стран
перечень обязанностей значительно шире, они носят более конкретный характер и
относятся как к организации, так и к различным сторонам деятельности
политических партий. Таковы, например, обязанности соблюдать конституцию и
законы; соблюдать в своей организации принципы демократии; соблюдать в своей
деятельности принцип гласности (ежегодно публиковать отчеты о своей
деятельности, финансовые отчеты); сообщать в государственный орган,
осуществляющий регистрацию партий, о всех изменениях устава, программы,
состава руководящих органов; не прибегать в своей деятельности к насильственным
методам.
Следует отметить, что в конкретном перечне обязанностей политических
партий, предусматриваемом законодательством отдельных стран, находят свое
отражение особенности их политического развития. Так, в освободившихся странах,
где сильны межэтническая рознь, сепаратизм и регионализм, важное значение
приобретают такие обязанности, как уважение территориальной целостности,
укрепление национального единства (Бенин, Гвинея, Конго, Камерун). В ряде
стран, совершающих переход от авторитарных режимов к демократии,
законодательство предусматривает обязанность политических партий уважать права
и свободы человека, принцип многопартийности, республиканскую форму правления
(например, Кабо-Верде, Конго, Центральноафриканская республика). Так, согласно
ст. 19 конституции ЦАР 1994 г. политические партии "обязаны уважать
принцип демократии, единство и национальный суверенитет, права человека и
республиканскую форму государства согласно законам и регламентарным
актам". В некоторых странах законы о политических партиях не
ограничиваются закреплением общей обязанности соблюдать конституцию, а
конкретизируют ее применительно к определенным статьям. Сенегальский закон о политических
партиях, например, предусматривает, что партии обязаны уважать "характер
государства", определенный ст. 2 конституции, согласно которой Сенегал
является светской и демократической республикой.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|