рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Многопартийность и политические партии (статус) рефераты

Реферат: Многопартийность и политические партии (статус)

Содержание

Введение.............................................................................................................. 2

1 Политические партии и многопартийность.................................................... 4

1.1 Юридическое  понятие политической  партии.......................................... 4

1.2 Задачи, функции, права и обязанности политических партий................. 6

2 Этапы правового развития российской многопартийности........................ 14

2.1 Становление многопартийности в Российской Федерации.................... 14

2.2 Постсоветский период развития многопартийности.............................. 19

Заключение........................................................................................................ 30

Список использованной литературы............................................................... 32

Введение

Многопартийность — существенная характеристи­ка демократического правового строя. У каждой стра­ны свой путь к демократии, парламентаризму и много­партийности; Особенность нашего пути была обуслов­лена долгим господством тоталитарной однопартийной системы, а также форсированными темпами демокра­тических преобразований.

После преодоления монополии КПСС в обществе бурно пошли процессы становления политического плю­рализма, формирования политических партий и дви­жений. Первоначально эти процессы в значительной мере были инициированы самим обществом и намного опережали правовое регулирование в данной сфере. Позднее укрепившаяся после октября 1993 г. демокра­тическая власть, заинтересованная в многопартийнос­ти парламентского типа, предприняла ряд важных шагов по стимулированию ее развития. Главный из них — введение смешанной пропорционально-мажори­тарной избирательной системы со значительной долей пропорционального представительства (когда половина депутатов Государственной Думы избирается по партий­ным спискам).

Однако объективные сложности постсоциалисти­ческих преобразований, а также ошибки в правовом регулировании процессов развития многопартийности привели к тому, что к настоящему времени вместо многопартийной системы парламентского типа мы име­ем несистемную множественность партий, не объеди­ненных, общей приверженностью принципам идеям и ценностям действующей Конституции РФ. После выбо­ров в Государственную Думу 1995 г. стал вполне очеви­ден тот факт, что широкое демократическое движе­ние, преодолевшее монополию КПСС и добившееся установления реального политического плюрализма, в  конечном итоге получило от режима многопартийности гораздо меньше своих основных оппонентов. Полити­ческие партии не стали заметной движущей силой де­мократических преобразований.  На современном этапе задача состоит в том, чтобы на основе анализа достижений и ошибок в данной сфе­ре разработать стратегию правового регулирования, способного переломить негативные тенденции в разви­тии российской многопартийности и направить процесс в русло формирования многопартийной системы пар­ламентского типа, являющейся существенным факто­ром нормального функционирования гражданского об­щества и правового государства. Этим целям и посвя­щена настоящая работа.

В работе рассматриваются история и этапы фор­мирования многопартийности в России, раскрывается роль права в этом процессе, анализируется правовой статус избирательных объединений и особенности уча­стия политических объединений в выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ, предлагают­ся концепция и основные положения нового закона о политических объединениях, исследуется участие по­литических объединений в парламентском процессе.

1 Политические партии и многопартийность

1.1 Юридическое  понятие политической  партии

Естественно, что ни в странах англосаксонской системы права, ни в тоталитарных государствах зако­нодатель не уделял внимания выработке юридического понятия политической партии. Напротив, в странах романо-германской систе­мы права такое определение час­то дается. Правда, оно обычно не имеет «строгого» характера, является в определенной мере описа­тельным, но указывает на главные отличительные черты политичес­кой партии как особого обществен­ного объединения. В таких опреде­лениях нет политологических ха­рактеристик, в значительной мере навеянных марксистским подходом: передовой, наиболее организован­ный отряд класса и т. п. В них на­званы юридические признаки[1].

Разумеется, в разных странах эти определения не совпадают, не во всех из них перечислены все наиболее существенные черты, но в синтезированном виде такое по­нятие включает следующие при­знаки:

1) объединение граждан государ­ства (в России это установлено ст. 2 Федерального закона «О политических партиях»), достигших совершеннолетия, как правило,  18 лет, пользующихся политическими и гражданскими правами. В некоторых странах, од­нако, натурализованные граждане не сразу могут основывать партии и быть их членами, например, в Бенине и Тунисе — через 10 лет после получения гражданства. Лица без гражданства и иностранные граждане, как правило, членами партии быть не могут. В некоторых странах запрещено коллективное членство в партии (ФРГ), в других — в партиях есть коллективные члены, в Лейбористской партии Великобритании они (профсоюзные организации) составляют подавляющее большинство ее членского состава — четыре пятых;

2) устойчивая организация, объе­диняющая членов на длительной или постоянной основе на базе иде­ологических факторов, прежде всего, общности политических убеждений и целей, что концент­рированно выражается в программ­ных документах партии: идеологи­ческий фактор, как обязательный признак членства, отличает партию от других общественных объедине­ний — профсоюзов, женских орга­низаций, обществ культурного ха­рактера и др.;

3) партии — некоммерческие организации, извлечение прибыли не является их целью. Правда, партия может создавать какие-то организации, примыкающие к ней, которые занимаются даже произ­водством, но такое производство должно соответствовать направле­ниям деятельности партии, напри­мер, изготовление членских биле­тов, партийных документов и т. д., можно получать прибыль также от лекционной и иной творческой ра­боты;

4) партия имеет своей целью за­воевание политической власти, участие в формировании органов государства, прежде всего — пра­вительства.

Главное в деятельности партии — достижение политических це­лей, даже если она создана для участия в политической жизни общества (как сказано в ст. 2 ФЗ «О политических партиях»), а не защита социальных и иных интересов своих членов, как, например, у профсоюзов. Это на­шло свое отражение и в упомяну­том законе СССР 1990 г. об общественных объединениях, где гово­рилось об участии партий в фор­мировании органов государственной власти и управления, в том числе через избираемых в Советы пред­ставителей. Основным пу­тем к завоеванию политической власти считают участие партии в выборах, особенно общегосудар­ственных. Согласно Закону ФРГ о политических партиях 1967 г., ко­торый много раз дополнялся и из­менялся, партия утрачивает свой статус и связанные с ним права, если она в течение шести лет не выдвигает своих кандидатов на вы­борах в парламент или ландтаги, местные представительные органы земель — субъектов федерации.

Специального закона о полити­ческих партиях, как это имеет место во многих самых разных го­сударствах, в СССР и РСФСР не было, с чем связаны многие проблемы становления многопартийности в России. Правда, в СССР в период «перестройки» в 1990 г. был принят Закон об общественных объедине­ниях, где содержалось несколько норм, специально относящихся к партиям. Но эта тенденция не была поддержана позднейшим российс­ким законодательством: в Законе об общественных объединениях 1995 г. партии особо не выделяют­ся и в отличие от закона СССР 1990 г., некоторые положения ко­торого (ст. 6 и 9) в соответствии с российским законом 1995 г. остают­ся действующими, не упоминают­ся. Так, ст. 7 Закона об обществен­ных объединениях 1995 г. среди «организационно-правовых форм общественных объединений» назы­вает: общественные организации, общественные движения, обще­ственные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.

Между тем, в политологии, те­ории конституционного права партии выделяют особо, учитывая их исключительную роль в обществе, участие в формировании го­сударственного аппарата и деятель­ности парламентов и правительств, отличая их от других общественных объединений и различных групп давления. В связи в этим развитие зарубежного законодательства, хотя и не во всех странах, в це­лом идет по пути дифференциации: отдельно регулируются объедине­ния коммерческого характера (то­варищества, акционерные обще­ства и др.), отдельно — некоммер­ческие организации, среди кото­рых партии выделяются особо. Помимо других рекви­зитов, в том числе количества чле­нов партии и процента собранных голосов, важнейшим требованием, предъявляемым законом к нацио­нальной партии, является публич­ный, а не частный интерес, пресле­дуемый ею в своей деятельности.

1.2 Задачи, функции, права и обязанности политических партий

         Уже отмечалось, что в современном законодательстве существу­ет множество разнообразных определений политических партий. Все их, однако, можно свести к двум основным группам в зависимости от подхода законодателя к трактовке общего предназначения поли­тических партий в обществе и государстве.

В одних странах законодательные определения их предназна­чения отражают традиционный для политико-правовых доктрин XIX в. взгляд на политические партии лишь как на главный субъект избирательного процесса, что в целом соответствовало их действи­тельной роли. Политические партии представляли собой организа­ции, предназначенные преимущественно для проведения выборов, и не проявляли заметной активности в периоды между выборами ("избирательные машины"). Американские партии, - писал, например, М. Острогорский, - являются лишь аппаратом для производ­ства выборов и для получения тех выгод, которые дают эти выбо­ры". Этот вывод справедлив и для большинства европейских партий того периода.

В другой группе стран соответствующие определения исходят из более широкой трактовки общего предназначения политических партий. В них находят отражение современные взгляды на полити­ческие партии как на постоянно действующий институт политичес­кой системы, роль которого отнюдь не ограничена лишь участием в выборах. Именно такой подход характерен для новейшего законо­дательства о политических партиях. На конституционном уровне признается их важная роль не только в избирательном процессе (содействие формированию и выражению народной воли), но и в политическом процессе в целом, о чем уже говорилось. Соответ­ствующие конституционные положения о партиях как основных инструментах политического участия, об их участии в формирова­нии национальной политики, в организации и осуществлении госу­дарственной власти являются исходными для определения много­образных задач и функций политических партий, которые закреп­лены в некоторых специальных законах (Ангола, Гвинея, Кабо-Верде, Мексика, Португалия, ФРГ), а в ряде стран и в консти­туциях (Мозамбик, Toгo).

Нормативно устанавливаются политические, идеологические и воспитательные задачи и функция политических партий. К полити­ческим относятся: участие в формировании и деятельности государ­ственных органов и органов местного самоуправления; рекрутирование политических кадров (ст. 2 закона ФРГ; партии воспитывают граждан, способных принимать на себя ответственность за дела об­щества; ст. 2 закона Анголы: подготовка граждан к принятию ими политической ответственности в государственных органах); содей­ствие осуществлению политических прав граждан (ст. 20 закона Мексики: обеспечение социальной активности и демократического участия граждан; ст. 2 закона Португалии: содействие осуществле­нию гражданами политических прав); осуществление связи между обществом и государством, т.е. посредническая функция (ст. 2 зако­на ФРГ: забота о постоянной живой связи между народом и государственными органами; ст. 4 закона Кабо-Верде: содействие укрепле­нию связей между народом и органами государства или местных ав­таркии).

Важное значение придается идеологической функции - агита­ционно-пропагандистской деятельности, направленной на форми­рование общественного мнения (Ангола, Мозамбик, ФРГ) и поли­тического сознания граждан (Ангола, Гвинея-Бисау). Характерно, что законодательство некоторых стран признает агитационно-про­пагандистскую деятельность политических партий в качестве по­стоянной функции, проводя различие между общей и предвыбор­ной агитацией (Австрия, Бельгия, ФРГ).

Таким образом, как мы видим, определяя задачи и функции политических партий, законодательство придает им общественный характер. Как сказано в законе ФРГ, политические партии "посред­ством свободного, постоянного участия в политическом волеизъяв­лении народа... выполняют общественные задачи, возложенные на них и закрепленные за ними Основным законом"[2]. Как отмечалось, концепция "публичных функций", кото­рые осуществляют политические партии (например, в процессе выдвижения своих кандидатов на выборные государственные дол­жности), была сформулирована и Верховным судом США, указав­шим, что "действия частных актеров могут быть публичными по своему характеру".

Такая трактовка роли и деятельности политических партий об­условливает объем и характер закрепляемых законодательно их прав и обязанностей.

Предоставляемые политическим партиям права должны, с од­ной стороны, обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотренных законом общественных задач, а с другой - гарантировать существование и нормальное функционирование многопар­тийной системы. Последнее подчеркивается, например, конституци­ей Словакии, ст. 31 которой содержит общее положение о том, что "законодательное регулирование всех политических прав и свобод, их толкование и использование должны создавать возможность для свободного соперничества политических сил в демократическом об­ществе и его защиты".

 Если суммировать соответствующие положения законодатель­ства отдельных стран, то можно выделить следующие права поли­тических партий:

1) политические права и свободы: право участвовать в форми­ровании и деятельности государственных органов; свобода пропа­ганды своей идеологии и программы; свобода распространения ин­формации о своей деятельности; свобода организации массовых мероприятий (митингов, собраний, демонстраций, шествий и т. д.); право свободного доступа к государственным средствам массовой информации и право учреждать свои средства (издательства, радио- и телестанции, печатные органы); право создавать с другими поли­тическими партиями различного рода коалиции и блоки (избира­тельные, парламентские и правительственные); право устанавли­вать международные связи с зарубежными политическими партия­ми и их международными объединениями;

2) имущественные права: право собственности; право занимать­ся разрешенной законом предпринимательской деятельностью; пра­во получать от государства материальную и финансовую поддержку в различных формах (прямое и косвенное государственное финанси­рование, предоставление различного рода налоговых льгот и привилегий).

Подробно все эти права рассматриваются в последующих разде­лах настоящей монографии. Здесь следует подчеркнуть лишь два об­стоятельства. Первое: все права политических партий являются кол­лективными, ибо хотя многие из них совпадают с индивидуальными конституционными правами граждан, они принадлежат не отдельным индивидам, а их объединениям - политическим партиям - как специ­фическим субъектам, права и могут быть реализованы только ими. Второе - и это следует особо отметить - новый подход к правовому регулированию прав и свобод политических партий, заключающийся в том, что некоторые из них закрепляются конституцией, т. е. приоб­ретают характер основных, конституционных. Как правило, это пра­во участвовать в формировании и деятельности государственных ор­ганов, которое формулируется по-разному (в одних конституциях это право ограничено лишь участием в избирательном процессе, в других оно распространено также на участие в формировании правительства, деятельности парламента и т. д.).

Вместе с тем в новейших конституциях все более широкое рас­пространение получает закрепление в качестве основных таких прав, как право на свободный доступ к государственным средствам мас­совой информации (Бразилия, Беларусь, Габон, Кабо-Верде, Мол­дова, Португалия) и получение государственной финансовой под­держки (Бразилия, Аргентина, Кабо-Верде, Колумбия, Португалия, Перу и др.). Эти основные права конкретизируются как специаль­ными законами о политических партиях, так и иными законода­тельными актами (избирательными законами, законами о финанси­ровании политических партий, законами о парламентских фракци­ях и т. п.).

Предоставляя политическим партиям широкие права и свободы, законодательство в то же время возлагает на них и обязанности, сре­ди которых также есть ряд конституционных. В одних странах обя­занности политических партий формулируются в самом общем виде. Например, согласно ст. 4 конституции Франции политические партии и группировки "должны уважать принципы демократии и националь­ного суверенитета". Однако в большинстве стран перечень обязан­ностей значительно шире, они носят более конкретный характер и относятся как к организации, так и к различным сторонам деятель­ности политических партий. Таковы, например, обязанности соблю­дать конституцию и законы; соблюдать в своей организации принци­пы демократии; соблюдать в своей деятельности принцип гласности (ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности, финансовые отчеты); сообщать в государственный орган, осуществляющий реги­страцию партий, о всех изменениях устава, программы, состава ру­ководящих органов; не прибегать в своей деятельности к насильствен­ным методам.

Следует отметить, что в конкретном перечне обязанностей по­литических партий, предусматриваемом законодательством отдель­ных стран, находят свое отражение особенности их политического развития. Так, в освободившихся странах, где сильны межэтничес­кая рознь, сепаратизм и регионализм, важное значение приобрета­ют такие обязанности, как уважение территориальной целостности, укрепление национального единства (Бенин, Гвинея, Конго, Каме­рун). В ряде стран, совершающих переход от авторитарных режи­мов к демократии, законодательство предусматривает обязанность политических партий уважать права и свободы человека, принцип многопартийности, республиканскую форму правления (например, Кабо-Верде, Конго, Центральноафриканская республика). Так, со­гласно ст. 19 конституции ЦАР 1994 г. политические партии "обяза­ны уважать принцип демократии, единство и национальный суве­ренитет, права человека и республиканскую форму государства со­гласно законам и регламентарным актам". В некоторых странах законы о политических партиях не ограничиваются закреплением общей обязанности соблюдать конституцию, а конкретизируют ее применительно к определенным статьям. Сенегальский закон о по­литических партиях, например, предусматривает, что партии обязаны уважать "характер государства", определенный ст. 2 конституции, согласно которой Сенегал является светской и демократической республикой.

Страницы: 1, 2, 3, 4