Реферат: Формы государства
·
монархи;
·
народное собрание;
·
совет старейшин.
Во главе государства стояли два царя, обладавшие ограниченной и
непрочной, хотя и считавшейся пожизненной властью:
·
являлись военачальниками;
·
осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей
общины;
·
ведали делами культа.
Народное собрание в силу существовавшей в нем процедуры играло
меньшую, чем в Афинах, роль, но все же преуменьшать ее не следует. Оно
занималось:
·
принятием законов;
·
избранием должностных лиц;
·
решением вопросов войны и мира, союза с другим государством;
·
определением порядка наследования должности царя.
Совет старейшин обладал следующими полномочиями:
·
рассмотрение вопросов, выносившихся на обсуждение народного
собрания;
·
мог воспрепятствовать решению народного собрания, покинув его;
·
участие в переговорах с другими государствами;
·
рассмотрение уголовных дел и государственных преступлений.
Важнейшими государственными органами Римской республики являлись:
·
народные собрания;
·
сенат;
·
магистратура.
В компетенцию народных собраний в основном входило:
·
принятие законов;
·
избрание должностных лиц (консулов, преторов, цензоров);
·
объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной
казни.
Избираемые народными собраниями цензоры составляли списки членов сената,
который обладал, не смотря на свой формально совещательный характер, обширными
полномочиями:
·
контроль законодательной деятельности народных собраний,
выражавшийся сначала в утверждении их решений, а в последствии в
предварительном рассмотрении (с правом отклонения) законопроектов;
·
контроль избрания народными собраниями должностных лиц (вначале
утверждением избранных, впоследствии - кандидатов);
·
право распоряжаться казной, устанавливать налоги и необходимые
финансовые расходы;
·
утверждение договоров о мире и союзе;
·
назначеине командующих войсками;
·
принятие решения об установлении диктатуры.
Магистратурами в Риме именовались государственные должности, в
компетенцию которых входило:
·
высшая военная власть и право заключать перемирие;
·
право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в
них;
·
право издавать приказы и принуждать к их исполнению;
·
право суда и назначения наказания.
Обвинять Римскую республику в ее чрезвычайном “аристократизме” было бы,
видимо, не справедливо, поскольку в своем арсенале она имела многие реальные
демократические институты народовластия, а ее государственная жизнь в основном
обеспечивала:
·
выборность и срочность полномочий должностных лиц;
·
их подотчетность народным собраниям;
·
коллегиальное устройство государственных учреждений.
Феодальные республики, складывающиеся в результате укрепления могущества
и самостоятельности крупных городов, возникают в средние века наряду с
феодальными монархиями. Эта форма государственного правления является следствием
перерастания городского самоуправления в суверенитет. Структура власти в таких
городах в основном включала:
·
городского главу;
·
собрание жителей города;
·
совет, состоящий из представителей аристократии.
Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя,
Новгород и Псков. Вольные города складывались также в Германии, Франции,
Англии, где основную роль играли не землевладельцы, а купцы и ремесленники.
Поскольку в современном цивилизованном обществе принципиальных различий
между парламентарной и президентской формами правления не существует, то можно
отобразить их общие и отличительные черты в одной сводной таблице:
Признак
|
Парламентская
республика
|
Президентская
республика
|
Определение термина |
“Разновидность современной
формы государственного правления, при которой верховная власть принадлежит
парламенту”[10]
|
“Одна из разновидностей
современной формы государственного правления, которая, наряду с
парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и
главы правительства”[11]
|
|
|
|
Какая ветвь власти сильнее |
Законодательная |
Исполнительная |
|
|
|
Основные функции парламента |
Законодательная деятельность и
контроль за исполнительной властью |
Законодательная деятельность |
|
|
|
Метод избрания главы государства |
Глава государства избирается
парламентом или парламентской коллегией. Реже - всем населением страны
(Австрия) |
Глава государства избирается
всем население страны непосредственно (Франция, Россия) или косвенно, т.е.
через коллегию выборщиков (США) |
|
|
|
Полномочия главы государства |
Имеет право роспуска парламента
Назначает главу
правительства
|
|
Обнародует законы |
Утверждает законы,
подписывая их |
|
Издает декреты |
- |
|
Является
главнокомандующим вооруженными силами |
|
- |
Объявляет
чрезвычайное положение |
|
- |
Председательствует
в правительстве |
|
- |
Назначает глав
судебной власти |
|
|
|
Принцип формирования правительства |
Правительство формируется парламентским
путем из числа депутатов, входящих в те партии, которые располагают
большинством голосов в парламенте |
Правительство формируется победившим
на выборах президентом из лиц, входящих в его партию |
|
|
|
Ответственность правительства |
Правительство ответственно
перед парламентом |
Правительство ответственно
перед президентом |
|
|
|
Неотъемлемые особенности |
Правительство правомочно
исполнять свои полномочия, только пользуясь доверием парламента |
Президент либо совмещает полномочия
главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо
непосредственно назначает главу правительства (Франция, Индия) |
|
|
|
Эффективно действующий механизм противовесов и сдержек, существующий в
современных цивилизованных государствах, способствует возможности гармоничного
функционирования всех ветвей власти, основанного на принципе разделения их
полномочий, что позволяет избежать произвола какой-либо одной из них.
“Социалистическая
республика -
особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в
результате социалистической революции и, по утверждению основоположников
марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой,
обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его
партией”.[12]
Особенности социалистической республики:
·
законодательная и исполнительная власти соединяются в лице
работающих представительных учреждений;
·
ведущая роль принадлежит представительным органам, составляющим
основу государственного аппарата;
·
исполнительно-распорядительные органы подотчетны и подконтрольны
органам законодательной власти;
·
высшие и местные ораны объединяются в единую
представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;
·
сочетание политического, хозяйственного и культурного
руководства общественной жизнью в едином государственном механизме для
того, чтобы государственная власть могла суверенно распоряжаться
обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать
распределение материальных и духовных благ;
·
руководящая роль в общественной и государственной жизни
принадлежит рабочему классу и его партии.
Изначально выступая как государственная форма диктатуры пролетариата,
социалистическая республика, не приемля ни одной буржуазной формы правления, в
корне отличается от республики буржуазной, которая для такой диктатуры не
пригодна.
Различают три разновидности социалистической формы государственного
правления:
·
Парижская коммуна;
·
Республика Советов (Советская республика);
·
народно-демократическая республика.
“Парижская
коммуна (18 марта - 28 мая 1871г.) - первая пролетарская
революция и первое правительство рабочего класса...”[13]
Считаясь примером новой формы государственного правления, прообразом
будущего социалистического государства, она отличилась следующим:
·
реализован принцип всеобщего избирательного права;
·
отменены привилегии депутатов и введено право их отзыва;
·
осуществлена выборность и сменяемость должностных лиц;
·
полностью разрушен старый государственный аппарат, и сформирован
новый (вместо армии и полиции - национальная гвардия; новый суд; высший орган -
Совет коммуны, избиравших десять комиссий);
·
полностью отвергнут парламентаризм и связанный с ним принцип
разделения властей (Коммуна - законодательный, исполнительный и одновременно
судебный орган);
·
церковь отделена от государства;
·
принят ряд мер по улучшению материального положения широких слоев
населения.
Выводы, сделанные на основе опыта Парижской коммуны Марксом и Энгельсом,
были восприняты, развиты и реализованы на практике путем революций
последователями марксистско-ленинского учения.
“Республика
Советов - разновидность социалистической формы государственного правления,
возникшая в новых исторических условиях в России”.[14]
Разработавший теоретические основы советской республики В.И.Ленин видит
однотипную с Парижской коммуной организацию власти и выделяет следующие ее
признаки:
·
слом старого государственного аппарата и образование таких
органов власти, которые обеспечивали бы защиту себя как завоеваний революции
при помощи вооруженной силы рабочих и крестьян;
·
совмещение в Советах как в политической основе государственного
строя функций законодательного и исполнительного органа;
·
формирование Советов по принципу открытого классового
представительства как Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов;
·
обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении
государством, где руководящая роль принадлежит партии рабочего класса.
В ходе исторического развития Республика Советов, представляющая собой
по сравнению с буржуазным парламентаризмом шаг вперед всемирно-исторического
значения (В.И.Ленин), провозгласила себя в Конституции СССР 1977г. обществом
“развитого социализма”, а советское государство “общенародным”, юридически
наделила Советы более широкими полномочиями, но последние, как и раньше,
продолжали быть декоративным придатком всемогущественной “партии рабочего
класса”. Таким образом, Республика Советов превращается в тоталитарное
государство, построенное на принципах антидемократического управления обществом
и где вся власть принадлежит партийному аппарату, т.е. его немногочисленным
руководителям.
Народно-демократическая
республика - разновидность социалистической формы государственного
правления, возникшая в исторических условиях Второй мировой войны и после нее в
ряде стран Европы и Азии при решающем участии СССР и Советской Армии.[15]
Как говорится, чем богаты - тем и рады. Именно по такому принципу
осуществляется послевоенное преобразование государств, подпавших под влияние
СССР (Польша, Венгрия, Болгария, Чехословакия и др.), на основе соответствующих
принципов слома..., совмещения..., классовой борьбы и, естественно,
руководящей и направляющей... Поэтому см. п. “Республика Советов”.
Форма государственного устройства
“Форма
государственного устройства - это национальное и
административно-территориальное строение государства, которое раскрывает
характер взаимоотношений межу его составными частями и между центральными и
местными органами государственной власти”.[16]
Форма государственного устройства показывает:
·
из каких частей состоит внутренняя структура государства;
·
каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их
органов;
·
в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации,
проживающей на территории данного государства.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить
на:
·
унитарные;
·
федеративные;
·
конфедеративные.
Унитарное
государство - это такая форма государственного устройства, при
которой территория государства подразделяется на
административно-территориальные единицы, подчиняющиеся центральным органам
власти и не обладающие признаками государственного суверенитета.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
·
единые и общие для всей страны высшие представительные,
исполнительные и судебные органы, которым подчинены соответствующие местные
органы. Единые вооруженные силы;
·
на его территории действует одна конституция, единая система
законодательства и одно гражданство;
·
единая экономика (обязательная для всех
административно-территориальных единиц общая денежная система, налоговая,
кредитная и финансовая политика);
·
его составные части (области, департаменты, округа, провинции,
графства) государственным суверенитетом не обладают (нет своих законодательных
органов, самостоятельных воинский формирований, внешнеполитических органов и
других атрибутов государственности);
·
если на его территории проживают небольшие по численности
национальности, то может допускаться национальная и законодательная автономия
(Монголия с Баян-Уэнэйским аймаком, Судан с Южным регионом);
·
все внешние межгосударственные сношения осуществляются
центральными органами, представляющими страну на международной арене.
То, что составные части унитарного государства не обладают
суверенитетом, не отрицает наличия у них известной, и иногда и значительной
самостоятельности. По степени их зависимости от центральных органов унитарное
государство может быть:
если во главе
местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены
местные органы самоуправления.
если местные
органы, пользуясь значительной самостоятельностью, полностью избираются населением.
Федеративное
государство (федерация) - (от позднелат. foederatio - союз,
объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав
государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные
конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.[17]
Данная форма государственного устройства является также следствием
добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных
образований в одно союзное государство.[18]
Основываясь на этом определении федеративного государственного
устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не
менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:
·
территория федерации состоит из территорий ее отдельных
субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;
·
верховная законодательная, исполнительная и судебная власть
принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и
ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;
·
субъекты федерации обладают правом принятия собственной
конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные
органы;
·
существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных
единиц;
·
основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными
государственными органами, которые официально представляют федерацию в
межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить
на:
·
территориальные (союзное государство);
·
национальные (союз государств);
·
территориально-национальные.
Основное различие между территориальными и национальными федерациями
состоит в различной степени суверенности их субъектов.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением
государственного суверенитета субъектов федерации:
·
центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим
государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают
перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые
акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов
субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза -
международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и
содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение
выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их
органов власти и управления и др.[19]
·
субъекты федерации конституционно лишены права прямого
представительства в международных отношениях;
·
конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и
запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;
·
управление вооруженными силами осуществляется союзными
государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается
содержать профессиональные вооруженные образования.
Национальная федерация характеризуется более сложным государственным
устройством вследствие многонационального состава ее населения. Можно выделить
следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:
·
субъекты федерации - национально-государственные образования,
отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно,
его культурой;
·
национальная федерация строиться на принципе добровольного
объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не
зависимо от размера территории и численности населения;
·
все субъекты современной национальной федерации обладают
признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет
министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать
дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические
политические и другие договоры;
·
высшие государственные органы формируются из представителей
субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в
необходимых случаях координировать их;
·
в основе национальной федерации лежит право наций на
самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей
государственности.
Существуют государственные устройства, где органически сочетаются
признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого
государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и
дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и
территориальных.[20]
“Конфедеративное
государство (конфедерация) - (от позднелат. confoederatio - союз,
объединение) форма государственного устройства, при которой государства,
образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют
собственные органы государственной власти и управления”.[21]
(Например: Швейцария)
Данная форма государственного устройства является также следствием
временного юридического союза суверенных государств, созданного для обеспечения
их общих интересов.[22]
В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация
характеризуется следующими чертами:
·
нет ни общих государственных органов власти, ни единой армии, ни
единой системы налогов, ни единого государственного бюджета, а специальные
объединенные органы создаются только для координации действий в определенных
целях (военных, внешнеполитических, экономических и др.);
·
сохраняется гражданство членов конфедерации, хотя режим
перемещения граждан между их территориями значительно упрощен;
·
тем не менее, возможна договоренность о единой денежной системе,
единых таможенных правилах, а также о единой кредитной политике на период
существования конфедерации;
·
конфедеративные государства недолговечны, так как они либо
распадаются по достижении общих целей (Германский союз 1815-1867гг.,
Австро-Венгрия 1867-1918), либо превращаются в федерации (США 1781-1787гг.)
Таким образом, конфедеративное государственное устройство может служить
основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.
Форма государственного режима
“Форма
государственного режима - совокупность способов и методов
осуществления власти государством”.[23]
В зависимости от демократизма форм и методов осуществления
государственной власти режимы могут быть:
·
демократическими;
·
антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).
Не смотря на то, что идеальных демократических форм государственного
режима в реальной действительности не существует, можно, тем не менее, выделить
наиболее общие черты, присущие той или иной его разновидности.
Признак
|
Антидемократический
режим
|
Демократический
режим
|
Соотношение личности и государства |
Государство подавляет личность,
ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию. Личность лишена
каких-либо субъективных прав |
Гарантия личных прав и свобод
личности и гражданина (экономическая самостоятельность, возможность выражать
собственное мнение и т.д.) |
|
|
|
Соотношение права и государства |
Реально действует примат государства
над правом (произвол, нарушение законности, ликвидация правовых начал в общественной
жизни) |
Режим складывается в правовых государствах
и базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития
личности и общества |
|
|
|
Отношение к интересам отдельных
государственных образований (национальные меньшинства) |
Игнорирует такие интересы,
лишает членов, например, национальных федераций прав в решении своих
внутренних дел |
Учитывает интересы большинства
и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения |
|
|
|
·
полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами
общественной жизни (экономикой, политикой, культурой, идеологией, социальным
строительством и др.);
·
огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов,
молодежных объединений и др.);
·
установлением диктатуры, как правило, одной партии, обладающей не
ограниченными никакими законами полномочиями;
·
всеохватывающей милитаризацией общественной жизни;
·
наличием огромного бюрократического аппарата;
·
наличие военно-промышленного комплекса, который довлеет над
мирной экономикой.
Демократические же режимы обладают еще и следующими признаками:
·
создание эффективных механизмов прямого воздействия населения
страны на характер государственной власти (избирательная система, контроль
избирателей за деятельностью государственных органов);
·
реальное разделение властей;
·
плюрализм и многопартийность как основной принцип деятельности.
Заключение
Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве
трех составляющих ее элементов: формы правления, формы государственного
устройства и формы государственного режима. Следует также учитывать непрерывно
происходящие в современном мире изменения, чтобы дополнить изложенный выше
материал новой информацией, не забывая, тем не менее, исторического смысла уже
существующих понятий и стоящей за ними реальности.
Список использованной литературы
1. Хропанюк
В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных
заведений /Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. - М.:”Дабахов, Ткачев, Димов”.
1995.
2. Слободчиков
Н.А. Теория государства и права /в определениях и схемах/: Учебное пособие.
- Мн., 1995.
3. Канстытуцыя Рэспублiкi
Беларусь. - Мн.: Полымя, 1994.
4. Советский
энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Сов.
энциклопедия, 1989.
5. История государства и
права зарубежных стран. Ч.1./Под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. - М.:
Изд-во МГУ, 1988.
6. Хрестоматия по истории
государства и права зарубежных стран /под ред. З.М. Черниловского. - М.:Юрид.
лит., 1984.
7. Конституция Российской
Федерации. - М., 1995.
[1]
Хропанюк В.Н.
Теория государства и права. М. 1995. С.67.
[2]
Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.1440.
[3]
Хропанюк В.Н.
Теория государства и права. М. 1995. С.101.
[4]
Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.382.
[5]
Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.1071.
[6]
Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.410.
[7]
Хропанюк В.Н.
Теория государства и права. М. 1995. С.104.
[8]
Хропанюк В.Н.
Теория государства и права. М. 1995. С.105.
[9]
Хропанюк В.Н.
Теория государства и права. М. 1995. С.107.
[10]
Хропанюк В.Н.
Теория государства и права. М. 1995. С.110.
[11]
Хропанюк В.Н.
Теория государства и права. М. 1995. С.112.
[12]
Хропанюк В.Н.
Теория государства и права. М. 1995. С.113.
[13]
Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.981.
[14]
Хропанюк В.Н.
Теория государства и права. М. 1995. С.115.
[15]
см.: Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.873.
[16]
Хропанюк В.Н.
Теория государства и права. М. 1995. С.117.
[17]
см.: Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.1417.
[18]
см.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.119.
[19]
см.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М.,1984.
С.193.
[20]
см.: Конституция Российской Федерации. ст. 5, п. 3.
[21]
Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.631.
[22]
см.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.123.
[23] Хропанюк В.Н. Теория
государства и права. М. 1995. С.124.
|