Реферат: Джон Локк. Государство и право
Реферат: Джон Локк. Государство и право
Учение Локка
о государстве
и праве.
Джон Локк (1632-1704)
изложил свое
политико-юридическое
учение в труде
“Два трактата
о государственном
правлении”.
Локк полностью
разделял идеи
естественного
права, общественного
договора, народного
суверенитета,
неотчуждаемых
свобод личности,
сбалансированности
властей, законности
восстания
против тирана.
Дж. Локк развил
эти идеи, видоизменил,
дополнил новыми
и интегрировал
в целостное
политико-правовое
учение - доктрину
раннебуржуазного
либерализма.
Эта доктрина
начиналась
с вопроса о
возникновении
государства.
По Дж. Локку,
до возникновения
государства
люди пребывали
в естественном
состоянии. В
предгосударственном
общежитии “нет
войны всех
против всех”.
Господствует
равенство ,”при
котором всякая
власть и всякое
право являются
взаимными,
никто не имеет
больше другого”.
Однако, в естественном
состоянии
отсутствуют
органы, кот.
могли бы беспристрастно
решать споры
между людьми,
осуществлять
надлежащее
наказание
виновных в
нарушении
естественных
законов. Все
это порождает
обстановку
неуверенности,
дестабилизирует
обычную размеренную
жизнь. В целях
надежного
обеспечения
естественных
прав, равенства
и свободы, защиты
личности и
собственности
люди соглашаются
образовать
политическое
общество, учредить
государство.
Локк особенно
акцентирует
момент согласия
: “ Всякое мирное
образование
государства
имело в своей
основе согласие
народа”.
Государство
представляет
собой, по Локку,
совокупность
людей, соединившихся
в одно целое
под эгидой ими
же установленного
общего закона
и создавших
судебную инстанцию,
правомочную
улаживать
конфликты между
ними и наказывать
преступников.
От всех прочих
форм коллективности
(семей, господских
владений) государство
отличается
тем, что лишь
оно воплощает
политическую
власть, т.е. право
во имя общественного
блага создавать
законы для
регулирования
и сохранения
собственности,
а также право
применять силу
общества для
исполнения
этих законов
и защиты государства
от нападения
извне.
Строя государство
добровольно,
прислушиваясь
только к голосу
разума, люди
предельно точно
отмеряют тот
объем полномочий,
кот. они затем
передают государству.
О каком-нибудь
полном, тотальном
отказе индивидов
от всех принадлежащих
им естественных
прав и свобод
в пользу государства
у Локка нет и
речи . право на
жизнь и владение
имуществом,
свободу и равенство,
человек не
отчуждает
никому и ни при
каких обстоятельствах.
Эти неотчуждаемые
ценности -
окончательные
границы власти
и действия
государства,
преступать
которые ему
заказано.
Целью деятельности
государства
, по Локку, должны
быть охрана
собственности
и обеспечение
гражданских
интересов.
Средствами,
призванными
содействовать
осуществлению
данной цели,
Локк выбрал
законность,
разделение
властей, оптимальную
для нации форму
правления,
право народа
на восстание
в связи с злоупотреблениями
властью.
На закон и законность
Локк возлагал
очень большие
надежды. В
установленном
людьми общем
законе, признанном
ими и допущенном
по их общему
согласию в
качестве меры
добра и зла для
разрешения
всех коллизий,
он усматривал
первый конституирующий
государство
признак. Закон
в подлинном
смысле - отнюдь
нелюбое предписание,
исходящее от
гражданского
общества в
целом или от
установленного
людьми законодательного
органа. Титул
закона имеет
лишь тот акт,
который указывает
разумному
существу поведение,
соответствующее
его собственным
интересам и
служащее общему
благу. Если
такой нормы-указания
предписание
в себе не содержит,
оно не может
считаться
законом. Кроме
того закону
должны быть
присущи стабильность
и долговременность
действия.
Ратуя за режим
законности,
он натаивал
на следующем
положении: кто
бы конкретно
ни обладал
верховной
властью в
государстве,
ему вменяется
“ управлять
согласно
установленным
постоянным
законом, провозглашенным
народом и известным
ему, а не путем
импровизированных
указов”. Законы
тогда способствуют
достижению
“главной и
великой цели”
государства,
когда их все
знают и все
выполняют. В
государстве
абсолютно
никто, никакой
орган не может
быть изъят из
подчинения
его законам.
Высокий
престиж закона
проистекает
из того, что
он, по Локку,
решающий инструмент
сохранения
и расширения
свободы личности,
который также
гарантирует
индивида от
произвола и
деспотической
воли других
лиц. “Там, где
нет законов,
там нет и свободы.”
Как все иные
политические
установления,
как само государство,
позитивные
законы создаются
по воле и решению
большинства.
Локк поясняет,
что все совершаемое
каким-либо
сообществом
делается
исключительно
с одобрения
входящих в него
лиц. Всякое
такое образование
должно двигаться
в одном направлении,
и необходимо,
чтобы оно “двигалось
туда, куда влечет
его большая
сила, которую
составляет
согласие
большинства”.
Поддерживание
режима свободы,
реализация
“главной и
великой цели”
политического
сообщества
непременно
требуют, по
Локку, чтобы
публично-властные
правомочия
государства
были четко
разграничены
и поделены
между разными
его органами.
Правомочие
принимать
законы (законодательная
власть) полагается
только представительному
учреждению
всей нации -
парламенту.
Компетенция
претворять
законы в жизнь
(исполнительная
власть) подобает
монарху, кабинету
министров. Их
дело ведать
также отношениями
с иностранными
государствами.
Имея в виду не
допускать
узурпации
кем-либо всей
полноты государственной
власти, предотвратить
возможность
деспотического
использования
этой власти,
он наметил
принципы связи
и взаимодействия
“отдельных
ее частей”.
Соответствующие
типы публично-властной
деятельности
располагаются
им в иерархическом
порядке. Первой
место отводится
власти законодательной
как верховной
(но не абсолютной)
в стране. Иные
власти должны
подчиняться
ей. Вместе с
тем они не являются
пассивными
придатками
законодательной
власти и оказывают
на нее (в частности,
власть исполнительная)
довольно активное
влияние.
Вопрос о государственной
форме, традиционный
для европейской
политической
мысли со времен
Аристотеля
, тоже интересовал
Локка. Правда
он не отдавал
какого-то особого
предпочтения
ни одной из уже
известных или
могущих возникнуть
форм правления;
им лишь категорически
отвергалось
абсолютистски-монархическое
устройство
власти. Личные
его симпатии
склонялись
скорее к той
ограниченной,
конституционной
монархии, реальным
прообразом
которой являлась
английская
государственность,
какой она стала
после 1688 года.
Для Локка важнее
всего было,
чтобы любая
форма государства
вырастала из
общественного
договора и
добровольного
согласия людей,
чтобы она имела
надлежащую
“структуру
правления”
, охраняла
естественные
права и свободы
индивида, заботилась
об общем благе
всех.
Локк отлично
понимал, что
нет таких идеальных
государственных
форм, которые
были бы раз и
навсегда застрахованы
от опасности
вырождения
в тиранию -
политический
строй, где имеет
место “осуществление
власти помимо
права”. Когда
органы власти
начинают
действовать,
игнорируя право
и общее согласие,
обходя надлежащим
образом принятые
в государстве
законы, тогда
не только
дезорганизуется
нормальное
управление
страной и становится
беззащитной
собственность,
но порабощается
и уничтожается
сам народ. Ссылки
узурпаторов
таким способом
обеспечить
порядок, спокойствие
и мир в государстве
Локк парировал
указанием на
то, что желаемое
тиранами спокойствие
есть вовсе не
мир, а ужаснейшее
состояние
насилия и грабежа,
выгодное единственно
разбойникам
и угнетателям.
В отношении
правителей,
которые осуществляют
над своим народом
деспотическую
власть, у людей
остается лишь
одна возможность
- “воззвать к
небесам”, применить
силу против
“ несправедливой
и незаконной
силы”. По закону,
“изначальному
и превосходящему
все людские
законы” , народ
“обладает
правом судить
о том, судить
о том, имеется
ли у него достаточный
повод обратиться
к небесам”.
Суверенитет
народа , по Локку,
в конечном
счете (и это
явно обнаруживается
в кризисных
ситуациях)
выше, значительнее
суверенитета
созданного
им государства.
Если большинство
народа решает
положить предел
наглости нарушивших
общественный
договор правителей,
то вооруженное
народное восстание
с целью вернуть
государство
на путь свободы,
закона, движения
к общему благу
будет совершенно
правомерным.
Учение Локка
о государстве
и праве явилось
классическим
выражением
идеологии
раннебуржуазных
революций со
всеми ее сильными
и слабыми сторонами.
Оно вобрало
в себя многие
достижения
политико-юридического
знания и передовой
научной мысли
17 в. В нем эти
достижения
были не просто
собраны, но
углублены и
переработаны
с учетом исторического
опыта, который
дала революция
в Англии. Таким
образом, они
стали пригодными
для того, чтобы
ответить на
высокие практические
и теоретические
запросы политико-правовой
жизни следующего,
18 столетия -
столетия Просвещения
и двух крупнейших
буржуазных
революций
нового времени
на Западе:
французской
и американской. |