рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Участники налоговых правоотношений, их защита и ответственность рефераты

об изменении своего места нахождения - в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом.

В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами – сборщиками налогов и сборов.

Налоговые и таможенные органы.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Государственная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные подразделения в РФ.

В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Непосредственное руководство осуществляется ГТК России, являющимся центральным органом федеральной исполнительной власти.

Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий (взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и т.д.) создаются специальные таможенные органы.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством РФ и Налоговым кодексом.

Права вышеуказанных органов устанавливаются Налоговым и Таможенными кодексами РФ, Законом «О Государственной налоговой службе».

К числу основных обязанностей налоговых органов относятся:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым Кодексом и иными федеральными законами.

Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в трехдневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Федеральные органы налоговой полиции выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции».

Защита и ответственность участников налоговых правоотношений.

Налоговое правонарушение в соответствии со ст.106 Налогового кодекса РФ – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Налоговым Кодексом установлена ответственность.

Налоговый кодекс РФ гарантирует административную и судебную защиту их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков определяется Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

Однако, говоря об ответственности участников налоговых правоотношений, нельзя сводить ее только к ответственности налогоплательщиков за правонарушения, предусмотренные Налоговым кодексом, хотя они являются основным массивом налоговых нарушений.

Можно выделить следующие группы налоговых правонарушений в зависимости от направленности противоправных деяний (ст.ст. 116-136 Налогового кодекса РФ):

·     Правонарушения против системы налогов;

·     Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;

·     Правонарушения против исполнения доходной части бюджета;

·     Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;

·     Правонарушения против контрольных функций налоговых органов;

·     Правонарушения портив порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности;

·     Правонарушения против обязанностей по уплате налогов.

Вопрос о конкретных видах и размерах ответственности участников налоговых правоотношений решается в целом ряде нормативных актов. Помимо Налогового кодекса Российской Федерации это Закон РФ «О Государственной налоговой службе Российской Федерации», Кодекса об административных  правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ. Особые составы в отношении налогов, уплачиваемых на таможне при экспортно-импортных операциях, содержатся в Таможенном кодексе Российской Федерации. В ряде законов, посвященных отдельным налогам, рассматриваются специфические вопросы ответственности за налоговые правонарушения.

Развитие законодательства об ответственности за налоговые правонарушения происходило путем принятия новых актов, без учета содержания ранее принятых и без их отмены. Поэтому в действующем законодательстве содержится противоречивые, дублирующие нормы ответственности за нарушения налогового законодательства. В то же время ряд общественно опасных деяний в налоговой сфере остался вне рамок ответственности.

Безусловно, наиболее серьезным видом ответственности является уголовная ответственность. При этом исчерпывающий перечень правонарушений в налоговой сфере, признаваемых законодателем преступлениями, перечислен в Уголовном кодексе Российской Федерации.

Виды административных правонарушений содержатся в Налоговом кодексе РФ, КоАП, Таможенном кодексе.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена и гражданско-правовая ответственность участников налоговых правоотношений.

Так, налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействий, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. При этом причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

Задача:

ООО «Талан» занимается розничной торговлей. За 2-й квартал 1998 года приобрело товаров на сумму 200,0 тыс.рублей со ставкой налога на добавочную стоимость (НДС) 20% и полностью их реализовало на общую сумму 320,0 тыс.рублей. И приобрело товаров на сумму 100,0 тыс.рублей со ставкой налога на добавочную стоимость (НДС) 10% и полностью их реализовало на общую сумму 210,0 тыс.руб.

Определите размер и сумму НДС, подлежащий уплате бюджеты соответствующих уровней.

Ответ на задачу: Налог на добавленную стоимость (НДС) – основной косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг).

В соответствии с Законом Российской Федерации «О налоге на добавочную стоимость» НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения (статья 1).

Данный налог на добавленную стоимость относится к числу косвенных налогов: фактическим его плательщиком является конечный потребитель товаров (работ, услуг), оплачивающий их цену. Получая в выручке от реализации товара (работ, услуг) налог на добавленную стоимость, продавец товара перечисляет в бюджет не всю сумму налога, поступившую по совершенным оборотам, а только разницу между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Устанавливает две ставки налога (статья 6 данного закона): стандартную (20%) и пониженную (10%). Последняя применяется при налогообложении основных продуктов питания и товаров детского ассортимента.

Уплата налога производится ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20-го числа следующего месяца.

Предприятия, отнесенные Федеральным Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» к малым предприятиям, уплачивают налог ежеквартально в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала.

Существующая система взимания НДС, используемая в России, не предусматривает непосредственного определения добавленной стоимости, т.е. суммы, добавленной производителем товара к стоимости сырья, материалов, некоторых других затрат, понесенных в связи с производством. Вместо этого ставки применяется к компонентам добавленной стоимости: стоимости реализованного товара и стоимости производственных затрат. Налогоплательщик выписывает счет покупателю товара, увеличивает его цену на сумму налога (указывается отдельно). Из полученного от покупателя налога налогоплательщик вычитает сумму налога, в свою очередь уплаченного им при приобретении необходимых для производства товаров. Разница вносится в бюджет.

Таким образом, продавец товара не несет никакого экономического бремени, связанного с уплатой НДС при покупке сырья, материалов и др., так как компенсирует эти затраты за счет покупателя своего товара, перекладывает налог. Процесс переложения налога завершается, когда товар приобретает конечный его потребитель. Поэтому НДС относят к налогам на потребление.

При решении нашей задаче сначала определим какую сумму НДС, ООО «Талан» подлежащую перечислению в бюджет.

а) Покупная цена = 200 000 рублей (по товару, закупленному), и 320 000 рублей (по товару реализованному) со ставкой НДС 20% сумма налога составит:

(320 000 руб.-200 000 руб.)*20%/120%=20 000 рублей

В бюджет будет перечислено 20 000 рублей.

б) Покупная цена=100 000 рублей (по товару, закупленному), и 210 000 рублей (реализованному) со ставкой НДС 10% сумма налога составит:

(210 000 рублей – 100 000 рублей)*10%/110%=10 000 рублей

В бюджет будет перечислено 10 000 рублей.

Итого в бюджет=20 000+10 000=30 000 руб.

Далее по условию задачи определим размер НДС, распределяемый по бюджетам соответствующих уровней.

Для этого необходимо выяснить к какому виду налогов относится налог на добавочную стоимость. С 1 января 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ, по которому, учитывая ст.12 которая гласит «В российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской федерации (далее – региональные) и местные налоги и сборы». Какие виды налогов являются федеральными, региональными и местными определяются соответственно в ст.ст. 13,14,15 Налогового кодекса, однако учитывая федеральный закон «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» вышеперечисленные статьи вводятся в действие только со дня введения в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным для определения к какому виду налога относится налог на добавленную стоимость обратимся к Закону Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», к статье 19, в которой указывается, что налог на добавленную стоимость является федеральным налогом.

По ст.50, Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Учитывая эти пропорции распределения налога на добавленную стоимость необходимо рассматривать учитывая федеральный закон «О федеральном бюджете на 1998 год», в статье 12 которого говорится, что доходы федерального бюджета на 1998 г. формируются в том числе и за счет налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Российской Федерации, - в размере 75 % доходов, далее в соответствии со ст.21 данного закона 25% доходов от налогов НДС поступают в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Учитывая все выше изложенное, в федеральный бюджет РФ будет перечислено 75% от 30 000 рублей, что составит 22 500 рублей, а бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации 25%, что составляет 7 500 рублей.

По ст. 52 Бюджетного кодекса РФ, собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (в нашей задаче на 1998 г.) и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 7, к местным налогам и сборам относятся «часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации». Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации.

По условию задачи информация о местоположении ООО "Талан" неизвестна, поэтому менее 10% от суммы перечисленный в бюджет субъекта Российской Федерации должно будет перечислено в бюджет муниципального образования, что составит приблизительно 750 рублей от 7 500 рублей.

Слушатель:                                                                                       А.Алексеев


Список использованной литературы.

1.   Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ.

2.   Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.

3.   Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 16 июля и 22 декабря 1992 г., 21 мая 1993 г., 1 июля 1994 г., 21 июля 1997 г., 31 июля 1998 г.)

4.   Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

5.   Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5006-I "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

6.   Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" (c изм. и доп. от 24 июня, 2 июля 1992 г., 25 февраля 1993 г., 13 июня, 16 ноября 1996 г.).

7.   Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-1 (с изм. и доп. от 19 июня, 27 декабря 1995 г., 21 июля, 16 ноября 1997 г.)

8.   Закон РСФСР от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изм. и доп. от 22 мая, 16 июля, 22 декабря 1992 г., 25 февраля, 6 марта 1993 г., 11 ноября, 6 декабря 1994 г., 25 апреля, 23 июня, 7, 22 августа, 30 ноября, 27 декабря 1995 г., 1 апреля, 22 мая 1996 г., 17 марта, 28 апреля 1997 г., 31 июля 1998 г.)

9.   Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 1998 год» от 26 марта 1998 года.

10. Закон РФ «О федеральном бюджете на 1999 год» от 22 февраля 1999 года.

11. Финансовое право: Учебник\Под ред. Проф.О.Н. Горбуновой. - М.: Юристъ, 1996. – 400 с.

12. «Налоговое право и налоговая реформа в России» (Ивлиева М.Ф., "Вестник Московского университета", Серия 11, Право, 1997, N 3)


[1] «Налоговое право и налоговая реформа в России» (Ивлиева М.Ф., "Вестник Московского университета", Серия 11, Право, 1997, N 3)

[2] Финансовое право: Учебник\Под ред. Проф.О.Н. Горбуновой. - М.: Юристъ, 1996. – 400 с.

[3] Финансовое право: Учебник\Под ред. Проф.О.Н. Горбуновой. - М.: Юристъ, 1996. – 400 с.


Страницы: 1, 2