рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Таможенное право Российской Федерации рефераты

10. Для производства по делам о нарушениях таможенных правил характерен также принцип двухступенности, заключающийся в том, что закон предусматривает возможность обжаловать постановление таможенного органа как вышестоящему таможенному органу (должностному лицу) по отношению к вынесшему постановление, так и в судебном порядке. При этом постановления таможенных органов РФ о наложении взыскания на физическое лицо или должностное лицо могут быть обжалованы альтернативно: либо в административном порядке (в вышестоящий таможенный орган), либо в судебном порядке - в зависимости от усмотрения указанных лиц
и их представителей.

Что же касается обжалования постановлений таможенных органов о наложении взыскания на предприятие, учреждение или организацию, а также на лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, то здесь действует определенная последовательность в
подаче жалобы, которая подается сначала в вышестоящий таможенный орган, после чего она может быть подана в арбитражный суд.

2.4. Стадии производства по делам о нарушениях
таможенных правил и их рассмотрения

Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение проходит ряд стадий, или этапов, которые, будучи самостоятельными процессуальными частями административного производства по этим делам, тесно взаимосвязаны друг с другом, хотя имеют свои специфические процессуальные функции, цели и задачи.

Административный процесс по делам о нарушениях таможенных правил включает следующие стадии:

1.   заведение дела и его административное расследование;

2.   рассмотрение дела и вынесение постановления по делу о нарушении таможенных правил;

3.   обжалование, опротестование и пересмотр постановления по делу о нарушении таможенных правил;

4.   исполнение  постановления таможенного органа РФ наложении взыскания за нарушение таможенных правил.

2.4.1. Стадия заведения дела о нарушении таможенных
правил и его административного расследования

Эта стадия состоит в проведении первичных процессуальных действий, вытекающих из официальной констатации совершенного правонарушения. При этом дело о нарушении таможенных правил считается заведенным, а производство по нему - начатым с момента составления протокола о нарушении таможенных правил или об административном задержании физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил.

Поводами к заведению дела о НТП могут быть:

·     непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного   органа   РФ   признаков   нарушения   таможенных правил;

·     сообщения и заявления российских и иностранных лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;

·     материалы,   поступающие  от других правоохранительных,   контролирующих   и   иных   государственных   органов,   а также от других таможенных органов;

·     информация, поступающая от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств и международных организаций.

В процессе производства по делам о нарушении таможенных правил указанные сообщения, заявления или иная информация о нарушениях таможенных правил подлежат проверке.

Основным документом, являющимся процессуальным основанием для заведения дела о нарушении таможенных правил является протокол о нарушении таможенных правил. В нем должны быть отражены следующие сведения:

первая группа сведений касается материалов и обстоятельств совершения нарушения таможенных правил. Сюда входят данные о месте, времени и существе совершенного правонарушения. В протоколе должна быть ссылка на конкретную статью закона, предусматривающую ответственность за рассматриваемое нарушение таможенных правил, т. е. должна   быть   дана   соответствующая   квалификация   таможенному правонарушению;

вторая  группа  сведений  касается  обстоятельств, характеризующих нарушителя таможенных правил: фамилия, имя, отчество, возраст, род занятий, место жительства и работы, документ, удостоверяющий личность;

третью группу образуют сведения, относящиеся к форме протокола и к его составителю. В нем указывается дата  и   место   его   составления,   фамилия  и должность лица, оформившего протокол, фамилии и адреса свидетелей, если они имеются.

При составлении протокола о нарушении таможенных правил привлекаемому к ответственности лицу должны быть разъяснены его права, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФОРМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

3.1. Ответственность за преступления,
отнесенные к компетенции таможенных органов

К числу преступлений, дознание по которым отнесено компетенции таможенных органов, отнесены:

·     контрабанда;

·     незаконный   экспорт   технологий,   научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники;

·     невозвращение  на территорию  Российской Федерации предметов художественного,  исторического и археологического  достояния  народов   Российской Федерации  и   зарубежных стран;

·     невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и уклонение от уплаты таможенных платежей.

3.1.1. Контрабанда

Под контрабандой практически во всех странах принято понимать незаконное перемещение через границу государства товаров или иных предметов, признаваемое преступлением. В Российской Федерации уголовная ответственность контрабанду установлена ст. 188 Уголовного кодекса.

Исходя из положений данной статьи, контрабандой признается:

1) перемещение через таможенную границу Российской Федерации, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документ или средств таможенной идентификации, либо сопряженное недекларированием или недостоверным декларированием:

а) товаров или иных предметов;

б) наркотических средств; психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ;

в) вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения; материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

г) стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

д) деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные неоднократно либо должностным лицом с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль;

е) деяния,  предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой.

Объект контрабанды. При незаконном перемещении через таможенную границу РФ товаров и предметов нарушается порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, который в себя включает общий, а в отношении отдельной группы товаров и предметов - специальный порядок перемещения их за границу. Преступлениями, связанными с контрабандой, причиняется вред либо создается угроза его причинения:

экономической   безопасности   (при   незаконном   вывозе стратегически важных сырьевых товаров);

общественной безопасности (при незаконном перемещении наркотических средств, психотропных и др. веществ, огнестрельного оружия и т.д.);

национальной безопасности России, безопасности мирового сообщества  (при  незаконном вывозе  или ввозе  оружия массового поражения, а также материалов и оборудования, используемых при его создании);

интересам культуры (при контрабанде культурных ценностей).

Важное правовое значение для характеристики объекта контрабанды и преступления в целом имеет предмет преступления. В зависимости от него законодатель выделяет два вида контрабанды, дифференцируя наказание за них.

В качестве предмета контрабанды первого вида названы любые товары и иные предметы, находящиеся в свободном обороте: промышленные и продовольственные товары, предметы хозяйственно-бытового назначения, валюта, валютные ценности, ювелирные  изделия, транспортные средства, алкогольные напитки, табачные изделия и др.

В качестве предмета второго вида контрабанды дан исчерпывающий перечень товаров и иных предметов, изъятых полностью или частично из свободного гражданского оборота (наркотические средства; психотропные, сильнодействующие, ядовитые отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества; вооружение; взрывные устройства; огнестрельное оружие или боеприпасы; ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия
массового поражения), а также в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, стратегически важные сырьевые товары, культурные ценности).

Объективная   сторона   контрабанды   заключается перемещении через таможенную границу Российской Федерации т. е. в вывозе с территории России (экспорте) или ввозе на территорию (импорте) указанных в ч. 1 или 2 ст. 188 УК товаров или иных предметов любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. Как правило, контрабанда совершается в форме активных действий, но не исключены случаи совершения ее и путем преступного бездействия. Такие ситуации  возникают,  когда преступление выполняется усилиями нескольких соучастников, в том числе в составе организованной группы,  где роль отдельных соучастников  может быть не связана с совершением действий по непосредственному перемещению товаров через таможенную границу.

Оконченным преступлением контрабанду надлежит считать с того момента, когда товары или иные предметы были фактически перемещены через таможенную границу России, т. е. были ввезены на ее таможенную территорию либо были вывезены с нее на территорию другого государства, свободной таможенной зоны или на свободный склад.

При контрабанде возможны стадии приготовления (кроме охватываемой ч. 1 ст. 188 УК, поскольку согласно п. 2 ст. 30 УК оно уголовно не наказуемо) и покушения. Как приготовление к контрабанде надлежит рассматривать, например, действия по незаконному получению лицензии на вывоз стратегически важных сырьевых товаров, наркотических средств, свидетельства на вывоз культурных ценностей; оборудование тайников; склонение других лиц к совместному совершению контрабанды и другие действия, направленные на создание условий для совершения данного преступления. Следует, однако, отметить, что в силу большой латентности приготовительных действий и значительных трудностей их доказывания уголовные дела на данной стадии возбуждаются крайне редко.

Судебная практика признает контрабанду оконченным преступлением с момента фактического пересечения товаром таможенной границы России.

Отмеченное позволяет, таким образом, признавать контрабанду оконченным преступлением лишь после фактического перемещения предметов контрабанды через таможенную границу как при ввозе (импорте) на территорию России, так и при вывозе (экспорте) из России. До тех пор, пока такое перемещение не завершилось, содеянное содержит признаки соответственно лишь приготовления к контрабанде или покушения на нее, независимо
от места пресечения выявленного преступления.

Субъектами контрабанды могут быть физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства.

В качестве специальных субъектов одного из квалифицированных видов контрабанды признаются должностные лица, совершившие преступление с использованием своего служебного положения.

Субъективная сторона контрабанды характеризуется умышленной формой вины. Прямой умысел виновного включает сознание фактических обстоятельств преступления.

В предусмотренных законом случаях виновный должен также сознавать соответствующие отягчающие обстоятельства (ч. 3 и 4 ст. 188 УК), стадию осуществления преступного намерения (ст. 30 УК), факт совершения преступления в соучастии с другим лицом (ст. 33 УК).

Мотив и цель при контрабанде правового значения для квалификации преступления не имеют. Чаще всего при контрабанде они носят корыстный характер, желание и стремление обогатиться незаконным путем, однако могут быть и иными.

Квалифицированные виды контрабанды. Первый вид квалифицированной контрабанды (ч. 3 ст. 188 УК) включает такие признаки, как совершение ее неоднократно или должностным лицом с использованием своего служебного положения, а также с применением насилия к лицу, осуществляющему
таможенный контроль.

Второй вид квалифицированной контрабанды включает более тяжкий признак - совершение преступления организованной группой. Неоднократность означает совершение лицом единолично или совместно с другими лицами противоправных действий два раза или более, если за ранее совершенное преступление оно не было в установленном законом порядке освобождено от
уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное лицом преступление не была погашена или снята.

Совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения означает, что исполнителями преступления могут быть служащие государственного или муниципального органа (предприятия, учреждения, организации), являющиеся представителями власти, либо выполняющие исполнительно-распорядительные   или   административно- хозяйственные функции постоянно, временно или по специальному
поручению. Следовательно, субъектами квалифицированного вида
контрабанды могут быть должностные лица, в обязанности которых входит осуществление контрольных функций и иных требований   таможенного   законодательства.   Прежде   всего, должностные лица  таможенных органов,   контрольно-пропускных пунктов пограничной службы; должностные лица, деятельность которых связана с постоянным перемещением товаров,
транспортных средств, иных предметов через таможенную границу (капитаны морских судов, начальники железнодорожных поездов, командиры экипажей самолетов, директора международных выставок и т.п.), должностные лица – представители высших органов государственной власти (федеральных и субъектов федерации), пересекающие границу в связи с исполнением служебных обязанностей.

Использование своего служебного положения при контрабанде означает, что какое-либо из числа названных должностное лицо вопреки интересам службы совершает вытекающие на его  полномочий действия  по  незаконному  вывозу  или ввозу предметов  контрабанды либо  по устранению препятствий на
пути совершения данного  преступления, либо по облегчению его совершения самим или другими лицами и т.п.

Совершение  контрабанды  с  применением насилия к лицу,  осуществляющему таможенный  контроль. Для квалификации контрабанды по признаку применения  насилия важно  установить  наличие  не  только  самого  факта   насилия и его вида (физического или психического), но и степень насилия.  Физическое  насилие  может заключаться  в   нанесении одного удара или множества ударов - побоев, а также может повлечь  за  собой  причинение легкого,  средней тяжести или  тяжкого вреда здоровью потерпевшего, что охватывается  составом контрабанды. Психическое насилие заключается в угрозе причинения  физического насилия независимо от степени его тяжести.

Совершение контрабанды организованной группой признаётся   наиболее   опасным   видом  данного   преступления, влекущего самое суровое наказание. Указанное обстоятельство имеет  место, когда в совершении контрабанды участвуют два или более лица, которые заранее договорились о месте, времени и способе совершения преступления, условились выполнять одинаковые роли - были соисполнителями преступления либо перераспределили между собой преступные функции. Несмотря на наличие в таких случаях исполнителей преступления, пособников и организаторов, действия каждого из них квалифицируются по ч.4 ст. 188 УК.

Признаком организованной группы при контрабанде наряду с  распределением  ролей  между ее участниками  является также ее устойчивость, т. е. наличие у всех участников группы единого умысла на совершение ряда преступлений либо одного, но требующего длительной подготовки.

Наказание за контрабанду по статье 188 УК предусмотрено:
По части 1 - в виде лишения свободы на срок до пяти лет;
По части 2 - в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

Более строгое наказание может быть назначено за квалифицированные виды преступления:

По части 3 - лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой;

По части 4 - лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

3.1.2. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Статьей 189 действующего УК РФ предусмотрена ответственность за незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.

Объектом преступления является установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, включающей в себя государственную монополию на экспорт отдельных видов товаров и порядок перемещения их через таможенную границу России.

Предметом преступления являются технологии, научно-техническая информация и услуги, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.

Объективная сторона преступления заключается в незаконном экспорте, т. е. в совершении действий по вывозу в одно или несколько иностранных государств технологий, научно-технической информации и услуг названного выше характера с таможенной территории России за границу. Незаконными в соответствии с данной нормой признаются действия лица, совершенные с нарушением установленного специального экспортного контроля.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7