Реферат: Таможенное оформление: понятие, правовая основа, стадии, цели, участники
1.2.
Принципы перемещения товаров и транспортных средств через
таможенную границу Российской Федерации
Основные принципы выделены законодателем в отдельные
статьи таможенного кодекса Российской Федерации (глава 3 Таможенного Кодекса
Российской Федерации "Основные принципы перемещения товаров и транспортных
средств").
Рассмотрим их:
1.
Принципы права на ввоз и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных
средств. Право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную
границу предоставляется всем лицам и на равных условиях, в том числе при
осуществлении внешнеэкономической деятельности [7], но только в соответствии с
требованиями таможенного законодательства. Это означает, что существующие
запреты и ограничения (статья 20, 21 Таможенного кодекса Российской Федерации)
устанавливаются или могут устанавливаться исходя из интересов Российской
Федерации и на основании актов законодательства Российской Федерации и
международных договоров Российской Федерации. Причем вводимые запреты и
ограничения распространяются равным образом на всех лиц, перемещающих товары и
транспортные средства. Так, например, если несколько организаций пожелают
вывозить товары, в отношении которых применяются меры нетарифного
регулирования,1 то они обязаны получить необходимые
разрешительные документы. Положим, одна из этих организаций получила
необходимые документы, а другая нет. Это вовсе не означает, что принцип,
указанный в статье 19 Таможенного кодекса действует избирательно. Просто, для
вывоза отдельных категорий товаров существуют дополнительные требования,
соблюдение которых распространяется на всех лиц и на равных основаниях. Что
касается лиц, перемещающих товары и транспортные средства, то, на мой взгляд,
целесообразно их подвергнуть дальнейшему делению на участников
внешнеэкономической деятельности и физических лиц, перемещающих товары не для
предпринимательской деятельности. Необходимость такой детализации основана на
том, что специальный статус участника обусловлен, как правило, целями,
количеством и стоимостью перемещаемых товаров и транспортных средств.
2.
Следующим принципом, на мой взгляд, следует отметить принцип обязательности
таможенного режима.
Так статья 22 Таможенного
Кодекса Российской Федерации определяет, что перемещение товаров и транспортных
средств через таможенную границу Российской Федерации производится в
соответствии с их таможенными режимами.1 В настоящее время существуют 18
разновидностей таможенных режимов. Следовательно, при ввозе на таможенную
территорию Российской Федерации товаров и транспортных средств либо вывозе за
ее пределы, необходимо выбирать (заявлять) наиболее подходящий режим в
зависимости от цели перемещения. Заявление избранного режима является одним из
обязательных условий перемещения, поскольку именно положения таможенного режима
указывают на особенность таможенного оформления, контроля и уплату таможенных платежей.
Принцип изменения режима
закреплен статьей 25 Таможенного Кодекса Российской Федерации: "Лицо
вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой,
независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров
и транспортных средств". Таким образом, выбор режима, равно как и его
последующее изменение, находится в зависимости от волеизъявления лица,
перемещающего товары и транспортные средства. Однако и здесь на выбор режима
влияют особенности последнего. Так, например, российская организация ввезла на
таможенную территорию Российской Федерации оборудование, поместив его под режим
выпуска для свободного обращения.1 Спустя несколько месяцев у этой
организации возникла потребность в вывозе данного оборудования, которое так и
не удалось использовать в производственном процессе. Можно ли в такой ситуации
изменить ранее примененный режим выпуска для свободного обращения на режим
реэкспорта,2 тем более что при реэкспорте ввозные
таможенные платежи могут быть возвращены (часть 1 статьи 10 Таможенного Кодекса
Российской Федерации). В этом случае изменить режим уже не удастся ввиду того,
что условия реэкспорта предусматривают вывоз специально предназначенных для
этого иностранных товаров (статья 100 Таможенного Кодекса Российской
Федерации), к которым товар, выпущенный в свободное обращение, не относится
(пункт 2 статьи 18 Таможенного Кодекса Российской Федерации). Важно еще раз
отметить, что реализация принципа свободы выбора либо изменения режима зависит
одновременно от волеизъявления лица, так и от особенности режима.
Рассмотренные выше
принципы перемещения имеют отношение в основном к диапозитивным началам.
Одновременно с этим в сочетании с диапозитивностью, основы перемещения товаров
содержат и императивные (обязательные) принципы, достаточно жестко
устанавливающие, что:
а) перемещаемые товары и
транспортные средства подлежат таможенному оформлению и контролю (статья 26
Таможенного Кодекса Российской Федерации).
б) пересечение товарами и
транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации допускается в
местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации, и во время их
работы. Иное возможно только по согласованию с таможенными органами (статья 27
Таможенного Кодекса Российской Федерации).
в) никто не вправе
пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении
которых таможенное оформление не завершено (статья 28 Таможенного Кодекса
Российской Федерации).
г) пользование и
распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через
таможенную границу Российской Федерации, осуществляется в соответствии с их
таможенными режимами (статья 28 Таможенного Кодекса Российской Федерации).
Подводя итог, на мой
взгляд, необходимо отметить, что Таможенный Кодекс Российской Федерации
достаточно четко определяет диапозитивность перемещения товаров и транспортных
средств через таможенную границу Российской Федерации, получившую закрепление в
таких признаках как: по кругу лиц; свободе выбора таможенного режима;
количества перемещаемых товаров и транспортных средств, частоты перемещения.
Но вместе с тем над
принципами диапозитивного характера все – таки преобладают принципы
императивного характера, такие как: запрещения ввоза (вывоза) товаров и
транспортных средств; ограничение на ввоз (вывоз) товаров и транспортных
средств; соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств;
обязательного выбора таможенного режима; обязательности таможенного оформления
места и времени пересечения таможенной границы России, пользования и
распоряжения товарами и транспортными средствами.
2.
Структура таможенного оформления при перемещении товаров и транспортных средств
через Таможенную границу
Российской Федерации
2.1.
Общие положения таможенного оформления
В соответствии с пунктом
15 статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление
представляет собой установленный порядок помещения товаров и транспортных
средств под избранный таможенный режим [5] и завершения этого режима.
Рассматривая
установленный порядок, как совокупность мероприятий, направленный на достижение
определенного результата, таможенное оформление можно представить в ином более
развернутом виде, как совокупность последовательно осуществляемых мероприятий,
направленных на обеспечение перемещения товаров и транспортных средств через
таможенную границу Российской Федерации.
При этом совокупность
мероприятий представляет собой:
- во-первых: действия
лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу
Российской Федерации по подаче уведомлений [54] (о перемещении товаров и
транспортных средств), документов и сведений, необходимых для таможенных целей
[54], действия по уплате таможенных платежей [54], а также фактическое
представление перемещаемых товаров и транспортных средств для производства
таможенного досмотра [54].
- во-вторых:
адекватные действия таможенных органов по приему уведомлений (о перемещении),
проверке документов и сведений, необходимых для таможенных целей, взиманию
таможенных платежей, досмотру товаров и транспортных средств, а также действия
по принятию решения о допустимости применения заявленного таможенного режима,
включая документальное отражение принятого решения.
Согласно статьи 126
Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление производится в
порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации и актами
законодательства Российской Федерации, в том числе нормативными актами
Государственного таможенного комитета России.
В качестве
основополагающих источников, регулирующих установленный порядок таможенного
оформления, можно выделить такие, как раздел 4 Таможенного кодекса Российской
Федерации1, приказ Государственного таможенного
комитета России от 16 мая 2001 г. № 442 "Об утверждении типовых правил
таможенного оформления и таможенного контроля,"2 приказ
Государственного таможенного комитета России от 25 января 1999 г. № 38 "Об
утверждении инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю
товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими
лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой
деятельности".3 Кроме указанных источников существует
множество других приказов, распоряжений и указаний Государственного таможенного
комитета России, в большинстве своем устанавливающих особенности таможенного
оформления либо отдельных категорий товаров (драгоценные камни, металлы,
иностранная валюта, электрическая энергия и др.), либо товаров, перемещаемых
определенными видами транспорта (воздушный, трубопроводный, морской).
Таможенное оформление,
будучи установленным, порядком, может быть разделено на несколько стадий:
предварительного таможенного оформления и основного таможенного оформления.
Основания для такого
разделения содержатся как в Таможенном кодексе Российской Федерации (статьи
137, 138, 143 Таможенного кодекса Российской Федерации), так и в подзаконных
документах [57] Государственного таможенного комитета России (приказ
Государственного таможенного комитета России от 7 октября 1993 г. № 388
"Об утверждении Положения о временном хранении (складах временного
хранения)",1 приказ Государственного таможенного
комитета России от 16 мая 2001 г. № 442 "Об утверждении типовых правил
таможенного оформления и таможенного контроля" и др.)
Стадия предварительного
таможенного оформления включает в себя производство предварительных операций,
то есть действий предшествующих основному таможенному оформлению (статья 137
Таможенного кодекса Российской Федерации). Основным назначением
предварительных операций является способствование производству основного
таможенного оформления и его ускорение, что получило закрепление в части 1
статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В настоящем разделе нет
необходимости в перечислении всех возможных видов предварительных операций, так
как этому посвящен отдельный раздел моей работы, достаточно лишь заметить, что
существует несколько предварительных действий, включающих в себя операции,
предшествующие основному таможенному оформлению. Это временное хранение и
доставка товаров под таможенным контролем. Именно действие временного хранения
и доставка товаров под таможенным контролем составляют основное содержание
стадии предварительного таможенного оформления.
Вторая стадия таможенного
оформления имеет название основного таможенного оформления. Содержанием данной
стадии служат действия по подаче и проверке таможенной декларации, то есть
таможенное декларирование [5]. Таможенное декларирование и есть действие,
непосредственно направленное на помещение товаров под избранный таможенный
режим [5] перемещения, поскольку только в таможенной декларации [5] лицо,
перемещающее товар, указывает конкретный таможенный режим перемещения.
Рассмотрим общие
положения, относящиеся к таможенному оформлению как к установленному порядку в
целом.
Начало таможенного
оформления. Статья 132 Таможенного кодекса Российской Федерации определяет, что
таможенное оформление начинается не позднее 30 минут после того, как
должностное лицо таможенного органа заявило о своей готовности к производству
таможенного оформления в отношении конкретных товаров и транспортных средств,
при соблюдении порядка предварительных операций. Кроме того, таможенное
оформление не ограничивается лишь действиями сотрудников таможенных органов по
проверке документов и регистрации фактов, имеющих юридическое значение [57].
Это ценный комплекс разнообразных взаимообусловленных мер как лиц,
перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, так и
таможенных органов Российской Федерации [5]. Поэтому важно сделать вывод о том,
что таможенное оформление начинается с подачи уведомлений уполномоченных лиц о
перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской
Федерации (пункты 5, 9, 11 статьи 18 Таможенного кодекса Российской
Федерации и статья 139 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Причем формы такого
уведомления могут быть различные, в зависимости от особенностей перемещения
товаров и транспортных средств (от устного сообщения до подачи таможенной
декларации).
С началом производства
таможенного оформления соприкасается место его проведения. И в том случае
Таможенный кодекс Российской Федерации дает определение места производства
таможенного оформления без учета последнего. Так согласно части 1 статьи 127
Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление производится в
определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа [5]
Российской Федерации, в котором находятся отправитель [50] или
получатель [50] товаров либо их структурное подразделение. В
тоже время такая трактовка устанавливает не место таможенного оформления в
целом, а место производства таможенного декларирования [5]. Поэтому при
определении места производства таможенного оформления, необходимо учитывать как
место производства предварительного таможенного оформления, так и место
производства основного таможенного оформления (таможенного декларирования).
Таким образом, можно
отметить, что таможенное оформление при ввозе товаров на таможенную территорию
[5] Российской Федерации начинается в регионе деятельности таможенного органа
Российской Федерации, где находится место пересечения (ввоза) таможенной
границы Российской Федерации (часть 1 статьи 139 Таможенного кодекса Российской
Федерации) и завершается в регионе деятельности таможенного органа [5]
Российской Федерации, в котором находится получатель товаров либо его
структурное подразделение (часть 1 статьи 127 Таможенного кодекса Российской
Федерации).
При вывозе товаров за
пределы таможенной территории Российской Федерации таможенное оформление
начинается в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, в
котором находится отправитель товаров (часть 1 статьи 127 Таможенного кодекса
Российской Федерации), и завершается в регионе деятельности таможенного органа
Российской Федерации, где находится место вывоза товара за пределы таможенной
территории Российской Федерации (часть 2 статьи 139 Таможенного кодекса
Российской Федерации).
В случае, если лицо,
перемещающее товар (отправитель либо получатель товара), находится в регионе
деятельности так называемого пограничного таможенного органа Российской
Федерации, тогда место ввоза и место декларироваия товаров, либо наоборот,
место декларирования и место ввоза товара, как правило, совпадают.
Кроме выделенных
закономерностей существует ряд исключений, устанавливающих иные возможные места
производства таможенного оформления. Таких исключений несколько, и зависеть они
могут как от волеизъявления заинтересованного лица, так и от решений
Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Поэтому первый вид
исключений можно обозначить как исключение, носящее диспозитивный характер. Так
в соответствии, с частью 2 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации
по просьбе заинтересованного лица [5], за его счет и с согласия таможенного
органа Российской Федерации таможенное оформление может производиться в иных
местах и вне времени работы таможенного органа Российской Федерации. В этом
случае возможно несколько вариантов. Либо таможенное оформление
(декларирование) будет производиться в регионе деятельности иного таможенного
органа Российской Федерации, либо в этом же регионе, но в ином месте не
совпадающем с обычным местном таможенного оформления (местом нахождения
таможенного органа Российской Федерации, временного хранения и др.). Однако, в
обоих примерах, при изменении места таможенного оформления по инициативе
заинтересованного лица необходимо предварительно получить разрешение
таможенного органа Российской Федерации, в котором следовало оформить товар.
Порядок подачи и рассмотрение заявления установлен распоряжением
Государственного таможенного комитета России от 17 августа 1998 г. № 01-14 /
894 "Об упорядочении процедуры рассмотрения обращений участников ВЭД по
вопросам проведения таможенного оформления товаров и принятия по ним решений".1
При оформлении товаров в
регионе деятельности этого же таможенного органа, но не в местах, определенных
последним, могут иметь случаи таможенного оформления товаров непосредственно на
территории лица, обращающегося в таможенный орган. Например, при наличии подъездных
путей, когда товар перемещается железнодорожным транспортом (с целью
минимизации расходов по оплате простоя вагонов на грузовых дворах, станционных
складах и площадках станций железных дорог). В таких ситуациях, согласно
статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации, предприятия, учреждения,
организации и граждане, заинтересованные в том, чтобы таможенное оформление
производилось непосредственно на их территории или в иных помещениях, а не в
местах нахождения таможенных органов Российской Федерации, предоставляют этим
органам необходимые служебные и бытовые помещения и оборудование и средства
связи безвозмездное пользование. Кроме того, при производстве таможенного
оформления товаров и транспортных средств вне определенного для этого места и вне
времени работы таможенных органов Российской Федерации таможенные сборы [5]
(сборы за таможенное оформление) взимаются в двойном размере (часть 2 статья
114 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|