рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Таможенное оформление: понятие, правовая основа, стадии, цели, участники рефераты

1.2.    Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

Основные принципы выделены законодателем в отдельные статьи таможенного кодекса Российской Федерации (глава 3 Таможенного Кодекса Российской Федерации "Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств").

Рассмотрим их:

1.    Принципы права на ввоз и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств. Право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу предоставляется всем лицам и на равных условиях, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности  [7], но только в соответствии с требованиями таможенного законодательства. Это означает, что существующие запреты и ограничения (статья 20, 21 Таможенного кодекса Российской Федерации) устанавливаются или могут устанавливаться исходя из интересов Российской Федерации и на основании актов законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации. Причем вводимые запреты и ограничения распространяются равным образом на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Так, например, если несколько организаций пожелают вывозить товары, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования,1 то они обязаны получить необходимые разрешительные документы. Положим, одна из этих организаций получила необходимые документы, а другая нет. Это вовсе не означает, что принцип, указанный в статье 19 Таможенного кодекса действует избирательно. Просто, для вывоза отдельных категорий товаров существуют дополнительные требования, соблюдение которых распространяется на всех лиц и на равных основаниях. Что касается лиц, перемещающих товары  и транспортные средства, то, на мой взгляд, целесообразно их подвергнуть дальнейшему делению на участников внешнеэкономической деятельности и физических лиц, перемещающих товары не для предпринимательской деятельности. Необходимость такой детализации основана на том, что специальный статус участника обусловлен, как правило, целями, количеством и стоимостью перемещаемых товаров и транспортных средств.

2.   Следующим принципом, на мой взгляд, следует отметить принцип обязательности таможенного режима.

Так статья 22 Таможенного Кодекса Российской Федерации определяет, что перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации производится в соответствии с их таможенными режимами.1  В настоящее время существуют 18 разновидностей таможенных режимов. Следовательно, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров и транспортных средств  либо вывозе за ее пределы, необходимо выбирать (заявлять) наиболее подходящий режим в зависимости от цели перемещения. Заявление избранного режима является одним из обязательных условий перемещения, поскольку именно положения таможенного режима указывают на особенность таможенного оформления, контроля и уплату таможенных платежей.

Принцип изменения режима закреплен статьей 25 Таможенного Кодекса Российской Федерации: "Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств".  Таким образом, выбор режима, равно как и его последующее изменение,  находится в зависимости от волеизъявления лица, перемещающего товары и транспортные средства. Однако и здесь на выбор режима влияют особенности последнего. Так, например, российская организация ввезла на таможенную территорию Российской Федерации оборудование, поместив его под режим выпуска для свободного обращения.1 Спустя несколько месяцев у этой организации возникла потребность  в вывозе данного оборудования, которое так и не удалось использовать в производственном процессе. Можно ли в такой ситуации изменить ранее примененный режим выпуска для свободного обращения на режим реэкспорта,2 тем более что при реэкспорте ввозные таможенные платежи могут быть возвращены (часть 1 статьи 10 Таможенного Кодекса Российской Федерации). В этом случае изменить режим уже не удастся ввиду того, что условия реэкспорта предусматривают вывоз специально предназначенных для этого иностранных товаров (статья 100 Таможенного Кодекса Российской Федерации), к которым товар, выпущенный в свободное обращение,  не относится (пункт 2 статьи 18 Таможенного Кодекса Российской Федерации). Важно еще раз отметить, что реализация принципа свободы выбора либо изменения режима зависит одновременно от волеизъявления лица, так и от особенности режима.

Рассмотренные выше принципы перемещения имеют отношение в основном к диапозитивным началам. Одновременно с этим в сочетании с диапозитивностью, основы перемещения товаров содержат и императивные (обязательные) принципы, достаточно жестко устанавливающие, что:

а) перемещаемые товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и контролю  (статья 26 Таможенного Кодекса Российской Федерации).

б) пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации, и во время их работы. Иное возможно только по согласованию с таможенными органами (статья 27 Таможенного Кодекса Российской Федерации).

в) никто не вправе пользоваться и распоряжаться  товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено (статья 28 Таможенного Кодекса Российской Федерации).

г) пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляется в соответствии с их таможенными режимами (статья 28 Таможенного Кодекса Российской Федерации).

Подводя итог, на мой взгляд, необходимо отметить, что Таможенный Кодекс Российской Федерации достаточно четко определяет диапозитивность перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, получившую закрепление в таких признаках как: по кругу лиц; свободе выбора таможенного режима; количества перемещаемых товаров и транспортных средств, частоты перемещения.

Но вместе с тем над принципами диапозитивного характера все – таки преобладают принципы императивного характера, такие как: запрещения ввоза (вывоза) товаров и транспортных средств; ограничение на ввоз (вывоз) товаров и транспортных средств; соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств; обязательного выбора таможенного режима; обязательности таможенного оформления места и времени пересечения таможенной границы России, пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами.

2.  Структура таможенного оформления при перемещении товаров и транспортных средств через Таможенную границу

Российской Федерации

2.1.       Общие положения таможенного оформления

В соответствии с пунктом 15 статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление представляет собой установленный порядок помещения товаров и транспортных средств под избранный таможенный  режим  [5] и завершения этого режима.

Рассматривая установленный порядок, как совокупность мероприятий, направленный на достижение определенного результата, таможенное оформление можно представить в ином более развернутом виде, как совокупность последовательно осуществляемых мероприятий, направленных на обеспечение перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

При этом совокупность мероприятий представляет собой:

-    во-первых: действия лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации по подаче уведомлений [54] (о перемещении товаров и транспортных средств), документов и сведений, необходимых для таможенных целей [54], действия по уплате таможенных платежей [54], а также фактическое представление перемещаемых товаров и транспортных средств для производства таможенного досмотра [54].

-    во-вторых: адекватные действия таможенных органов по приему уведомлений (о перемещении), проверке  документов и сведений, необходимых для таможенных целей, взиманию таможенных платежей, досмотру товаров и транспортных средств, а также действия по принятию решения о допустимости применения заявленного таможенного режима, включая документальное отражение принятого решения.

Согласно статьи 126 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление производится в порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации и актами законодательства Российской Федерации, в том числе нормативными актами Государственного таможенного комитета России.

В качестве основополагающих источников, регулирующих установленный порядок таможенного оформления, можно выделить такие, как раздел 4 Таможенного кодекса Российской Федерации1, приказ Государственного таможенного комитета России от 16 мая 2001 г. № 442 "Об утверждении типовых правил таможенного оформления и таможенного контроля,"2 приказ Государственного таможенного комитета России от 25 января 1999 г. № 38 "Об утверждении инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности".3 Кроме указанных источников существует множество других приказов, распоряжений и указаний Государственного таможенного комитета России, в большинстве своем  устанавливающих особенности таможенного оформления либо отдельных категорий товаров (драгоценные камни, металлы, иностранная валюта, электрическая энергия и др.), либо товаров, перемещаемых определенными видами транспорта (воздушный, трубопроводный, морской).

Таможенное оформление, будучи установленным, порядком, может быть разделено на несколько стадий: предварительного таможенного оформления и основного таможенного оформления.

Основания для такого разделения содержатся как в Таможенном кодексе Российской Федерации (статьи 137, 138, 143 Таможенного кодекса Российской Федерации), так и в подзаконных документах [57] Государственного таможенного комитета России (приказ Государственного таможенного комитета России от 7 октября 1993 г. № 388 "Об утверждении Положения о временном хранении (складах временного хранения)",1 приказ Государственного таможенного комитета России от 16 мая 2001 г. № 442 "Об утверждении типовых правил таможенного оформления и таможенного контроля" и др.)

Стадия предварительного таможенного оформления включает в себя производство предварительных операций, то есть действий предшествующих основному таможенному оформлению (статья 137 Таможенного кодекса Российской Федерации). Основным назначением  предварительных операций является способствование производству основного таможенного оформления и его ускорение, что получило закрепление в части 1 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В настоящем разделе нет необходимости в перечислении всех возможных видов предварительных операций, так как этому посвящен отдельный раздел моей работы, достаточно лишь заметить, что существует несколько предварительных действий, включающих в себя операции, предшествующие основному таможенному оформлению. Это временное хранение и доставка товаров под таможенным контролем. Именно действие временного хранения и доставка товаров под таможенным контролем составляют основное содержание стадии предварительного таможенного оформления.

Вторая стадия таможенного оформления имеет название основного таможенного оформления. Содержанием данной стадии служат действия по подаче и проверке таможенной декларации, то есть таможенное декларирование [5]. Таможенное декларирование и есть действие, непосредственно направленное на помещение товаров под избранный таможенный режим [5] перемещения, поскольку только в таможенной декларации [5] лицо, перемещающее товар, указывает конкретный таможенный режим перемещения.

Рассмотрим общие положения, относящиеся к таможенному оформлению как к установленному порядку в целом.

Начало таможенного оформления. Статья 132 Таможенного кодекса Российской Федерации определяет, что таможенное оформление начинается не позднее 30 минут после того, как должностное лицо таможенного органа заявило о своей готовности к производству таможенного оформления в отношении конкретных товаров и транспортных средств, при соблюдении порядка предварительных операций. Кроме того, таможенное оформление не ограничивается  лишь действиями сотрудников таможенных органов по проверке документов  и регистрации фактов, имеющих юридическое значение [57]. Это ценный комплекс  разнообразных взаимообусловленных мер как лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, так и таможенных органов Российской Федерации [5]. Поэтому важно сделать вывод о том, что таможенное оформление начинается с подачи уведомлений уполномоченных лиц о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации  (пункты 5, 9, 11 статьи 18 Таможенного кодекса  Российской Федерации  и статья 139 Таможенного кодекса  Российской Федерации).

Причем формы такого уведомления могут быть различные,  в зависимости от особенностей перемещения товаров и транспортных средств (от устного сообщения до подачи таможенной декларации).

С началом производства таможенного оформления соприкасается место его проведения. И в том случае Таможенный кодекс Российской Федерации дает определение места производства таможенного оформления без учета последнего. Так согласно части 1 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа [5] Российской Федерации, в котором находятся отправитель [50] или получатель                 [50] товаров либо их структурное подразделение. В тоже время такая трактовка устанавливает не место таможенного оформления в целом, а место производства таможенного декларирования [5]. Поэтому при определении места производства таможенного оформления, необходимо учитывать как место производства предварительного таможенного оформления, так и место производства основного таможенного оформления (таможенного декларирования).

Таким образом, можно отметить, что таможенное оформление при ввозе товаров на таможенную территорию [5] Российской Федерации начинается в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, где находится место пересечения (ввоза) таможенной границы Российской Федерации (часть 1 статьи 139 Таможенного кодекса Российской Федерации) и завершается в регионе деятельности таможенного органа [5] Российской Федерации, в котором находится получатель товаров либо его структурное подразделение (часть 1 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации).

При вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации таможенное оформление начинается в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, в котором находится отправитель товаров (часть 1 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации), и завершается в регионе деятельности  таможенного органа Российской Федерации, где находится место вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации (часть 2 статьи 139 Таможенного кодекса Российской Федерации).

В случае, если лицо, перемещающее товар (отправитель либо получатель товара), находится в регионе деятельности так называемого пограничного таможенного органа Российской Федерации, тогда место ввоза и место декларироваия товаров, либо наоборот, место декларирования и место ввоза товара, как правило, совпадают.

Кроме выделенных закономерностей существует ряд исключений, устанавливающих иные возможные места производства таможенного оформления. Таких исключений несколько, и зависеть они могут как от волеизъявления заинтересованного лица, так и от решений Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Поэтому первый вид исключений можно обозначить как исключение, носящее диспозитивный характер. Так в соответствии, с частью 2 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации по просьбе заинтересованного лица [5], за его счет и с согласия таможенного органа Российской Федерации таможенное оформление может производиться в иных местах и вне времени работы таможенного органа Российской Федерации. В этом случае возможно несколько вариантов. Либо таможенное оформление (декларирование)  будет производиться в регионе деятельности иного таможенного органа Российской Федерации, либо в этом же регионе, но в ином месте не совпадающем с обычным местном таможенного оформления (местом нахождения таможенного органа Российской Федерации, временного хранения и др.). Однако, в обоих примерах, при изменении места таможенного оформления по инициативе заинтересованного лица необходимо предварительно получить разрешение таможенного органа Российской Федерации, в котором следовало оформить товар. Порядок подачи и рассмотрение заявления установлен распоряжением Государственного таможенного комитета России от 17 августа 1998 г. № 01-14 / 894 "Об упорядочении процедуры рассмотрения обращений участников ВЭД по вопросам проведения таможенного оформления товаров и принятия по ним решений".1

При оформлении товаров в регионе деятельности этого же таможенного органа, но не в местах, определенных последним, могут иметь случаи таможенного оформления товаров непосредственно на территории лица, обращающегося в таможенный орган. Например, при наличии подъездных путей, когда товар перемещается  железнодорожным транспортом (с целью минимизации расходов по оплате простоя вагонов на грузовых дворах, станционных складах и площадках станций железных дорог). В таких ситуациях,  согласно статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации и граждане, заинтересованные в том, чтобы таможенное оформление производилось непосредственно на их территории или в иных помещениях, а не в местах нахождения таможенных органов Российской Федерации, предоставляют этим органам необходимые служебные и бытовые помещения и оборудование и средства связи  безвозмездное пользование. Кроме того, при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств вне определенного для этого места и вне времени работы таможенных органов Российской Федерации таможенные сборы [5] (сборы за таможенное оформление) взимаются в двойном размере (часть 2 статья 114 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6