рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове рефераты

Заметная роль свободных экономических зон в социально – экономическом развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли производства, в привлечении иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики. Степень влияния функционирования специальных экономических зон на остальную территорию развивающихся стран является довольно ограниченной. Для промышленно развитых стран, как правило, и не ставится специальной задачей распространение такого влияния. Организация СЭЗ играет строго определенную роль в оживлении предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитии той или иной отрасли экономики. Кроме того, образование свободных экономических зон сопряжено, как правило, со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без строго определенной централизованной поддержки они практически нежизнеспособны.   (№1, стр. 95).

    


5. Становление СЭЗ в Молдове

Свободные экономические зоны широко распространены в мире. Эти точки экономического роста привлекательны для иностранного капитала с точки зрения налогообложения, гарантий о неизменности нормативной базы, а также упрощение бюрократических процедур и надежной безопасности. Они оказывают на экономику страны как прямое, так и косвенное благоприятное влияние. Это имидж страны, новые рабочие места с возможностью обучения новым технологиям и новой культуре производства. К этому необходимо добавить и отчисления в бюджет, возможность получения деловых услуг на современном международном уровне, производство импортозамещающих товаров, увеличение экспорта, высокие темпы развития конкретной территории, объявленной свободной экономической зоной.

Именно это послужило основой для принятия в 1995 году закона «О Зоне свободного предпринимательства «Expo-Business-Chisinau». Был еще один фактор, повлиявший на это решение - территория бывшей ВДНХ приходила в страшный упадок, на ее содержание только 30-50% необходимых для этого средств. Последние инвестиции на развитие были направлены еще в 1984 году. Поэтому было решено отработать новую для нашей республики форму хозяйствования именно на этой территории.

Организация свободной экономической зоны классического типа требует на этапе ее создания серьезных затрат на развитие инфраструктуры. Однако если по каким-либо причинам не могут быть выделены такие средства, то используются иные варианты организации зоны с целью создания особой привлекательности для капитала. В период становления применяются отличные от «классики» виды деятельности, например, розничная торговля. Подобного рода зоны действуют во многих странах Латинской Америки.

Наше государство выбрало именно такой путь для создания первой СЭЗ, в том числе по причине прозрачности молдавских границ, высокого уровня теневой экономики и т.п.

Другое отличие от классической схемы заключается в том, что резиденты свободной Зоны, обязательно должны были стать резидентами РМ. Таким образом, они включались в существующую в стране систему контроля за соблюдением действующего законодательства. А за Администрацией свободной Зоны оставался, в основном, контроль за исполнением специфических положений законодательства. При этом государство предоставило инвесторам гарантии того, что законодательство о свободной экономической зоне не будет меняться в течении 10 лет. Это все дало большой импульс для предпринимательской инициативы. В Молдову пошли инвестиции, ЗСП «Expo-Business-Chisinau» в условиях всеобщей депрессии стало точкой экономического роста.

За два года резидентами ЗСП стали 64 иностранные фирмы, представляющие 22 страны. По состоянию на 30 сентября 1998 года было инвестировано почти 62 млн. леев, причем из них 1/5 безвозмездно в развитие инфраструктуры зоны. К концу 1998 года ожидалось получение инвестиций на 100 млн. леев. Активно осваивались новые виды деятельности. Производство товаров достигло уже 11% от общего объема оборота в свободной Зоне. Наладился выпуск компьютеров, электронных газовых горелок для табакосушилок, телевизоров, кассовых аппаратов и др.

Объем поступлений в бюджет с этой территории с учетом ряда совместных предприятий, ранее работавших в РМ и прошедших по конкурсу в свободную Зону, увеличился в 15 раз. Интересна динамика. Так, если в первом полугодии 1997 года платежи в бюджет составили 2,4 млн. леев, то во втором полугодии уже 6,5 млн. леев. За это время было создано почти 1500 новых рабочих мест. К ним можно прибавить около 400 новых рабочих мест, созданных у подрядчиков.

Благодаря целенаправленной работе порядка 150 местных производителей реализовали товары через торговую сеть свободной Зоны, довольно успешно конкурируя с импортерами.

Организация ЗСП изначально рассматривалась как способ, модель выхода экономики республики из глубокого экономического и социального кризиса.

Первая задача – приостановить разрушительный процесс на территории ВДНХ – была решена буквально за полгода. Далее, в соответствии с утвержденной концепцией и генеральной схемой развития была заложена основа создания в ЗСП бизнес – центра.

Вторая задача – организация производства товаров, в первую очередь, на территории субзон. В первом полугодии1998 года (до внесения поправок в законодательство) восемь резидентов собирались открывать производство в субзонах, закупали оборудование.

Этому способствовала торговля, и в первую очередь, розничная, которая занимала менее 40% от всего оборота в свободной Зоне. Но именно она послужила главным прикрытием начала борьбы против свободной Зоны. Согласно законодательству 1998 года, одно физическое лицо было вправе приобрести товары без НДС и таможенных пошлин на сумму 250 долларов США в месяц. Доля товаров, реализуемых в свободной Зоне, не превышала     3-4% от объема легальной торговли в республике, при этом магазины Зоны давали 35% от всех доходов в торговле республики.

Еще одна задача, решаемая свободной Зоной – это борьба с черным рынком. Наступление государства на свободную Зону на этом фронте  вызвало объединение против ЗСП сил, имеющих прямой интерес на черном рынке. А черный рынок в РМ очень значителен – более ½ количества всей торговли.

Появление торговли в ЗСП разрушило монополию черного рынка и вызвало снижение на нем цен. Но покупатели отдавали предпочтение свободной Зоне, так как здесь не было риска в качестве пищевых продуктов, а при покупке сложной техники клиент получал гарантии на последующее ее обслуживание. Заработал экономический механизм борьбы с черным рынком, но государство не воспользовалось им для дальнейшего наступления. Под воздействием влиятельных сил теневой экономики началось формирование общественного мнения на тему: «ЗСП наносит ущерб бюджету». Стал проповедоваться лозунг несправедливости различных условий для резидентов в свободной Зоне и остальных предпринимателей. К этому была подключена и легальная торговля, хотя, как показывает статистика, ЗСП на товарооборот легальной торговли не повлияла. Был найден предлог и возможности для вовлечения в борьбу против свободной Зоны и международных структур.

В результате 8 августа 1998 года поправки в закон о бюджете лишили розничную торговлю налоговых и таможенных льгот, несмотря на 10—летние гарантии, предоставленные законом. Потом последовал ряд противоречащих закону инструкций Минфина. В развитии свободной экономической зоны наступил период спада: бюджет получил на 1 млн. леев меньше, большее количество работников ЗСП ушли в принудительный отпуск или были уволены, застыли стройки, нарушились заключенные контракты, остались невозвращенными банковские кредиты, обанкротились многие резиденты и Администрация. (№9, стр16)

В течение 2,5 – 3 последующих лет в результате выжидательной и нерешительной политики правительства РМ ЗСП не развивалась, но и не умерла окончательно, так как были отменены льготы только в отношении розничной торговли. Все остальные преимущества, которые предоставляет резидентам закон о ЗСП (№3, стр.84), остались. В настоящее время деятельность и инвестиции некоторых резидентов продолжаются. ЗСП сохранила свою привлекательность для инвесторов и может стать хорошим трамплином для развития. Во многом это обусловлено сохранением ряда льгот и преимуществ при осуществлении производственной деятельности, оптовой торговли и оказании различного вида услуг. Например, товары произведенные в ЗСП при вывозе с ее территории освобождаются от акцизов и НДС, они также освобождаются от таможенных пошлин при их вывозе на таможенную территорию Молдовы. При этом примечательно, что освобождение от таможенных пошлин применяется  при временном вывозе товаров из Зоны, без их реализации, а также и при ввозе обратно в переработанном или доработанном виде, если степень переработки не превышает 50%. Такая возможность способствует стимулированию работы как резидентов, так и их партнеров за пределами Зоны, но на территории Молдовы. Полностью освобождены от уплаты таможенной пошлины и товары, вывозимые через ЗСП за пределы таможенной территории Молдовы, независимо от места их происхождения. Это способствует развитию оптовой торговли. Сохранился и порядок освобождения от уплаты НДС и акцизов на товары и услуги, ввозимых на территорию ЗСП из-за пределов Молдовы, а также происходящих из Молдовы и предназначенных для конечного потребления. Товары, произведенные в Молдове и ранее импортированные в ЗСП, могут продаваться на территории Зоны без уплаты таможенных процедур.

На территории ЗСП ведется активное строительство офисных помещений. Работа в сфере оказания услуг на территории ЗСП – одно из самых выгодных и перспективных направлений деятельности. При открытии офиса на территории Зоны фирма получает возможность оказывать услуги без НДС. Также резиденты Зоны получают налоговую льготу по уплате подоходного налога в размере 45% от установленной в Молдове ставки в течение первых пяти лет своей деятельности. Т.е. ставка подоходного налога составит всего 12,5%, всю остальную прибыль можно использовать на развитие. Кроме того, резиденты, инвестировавшие в развитие ЗСП капитал, эквивалентный не менее $250000, на  пять лет полностью освобождаются от уплаты подоходного налога.

Именно поэтому все больше фирм, как на территории Молдовы, так и за ее пределами прибегают к услугам резидентов Зоны. Зарубежные партнеры чаще используют возможности складского хранения своих товаров с последующим их реэкспортом или оптовой продажей. Молдавские фирмы, кроме этого, стремятся и к установлению партнерских отношений с резидентами по переработке различных товаров.

Все это активизирует деятельность резидентов зоны, способствует растущему спросу на складские и офисные помещения.  (№10, стр.17).  

Выше мы подробно рассмотрели одну из свободных экономических зон Республики Молдова. Кроме этого, на территории РМ образованы и функционируют следующие зоны: "Производственный парк "Отачь-бизнес" (№11), "Производственный парк "Тараклия" (№12), зона свободного предпринимательства "Твардица" (№13), "Производственный парк "Валканеш" (№14). Все вышеперечисленные ЗСП находятся на начальном пути своего развития, т.е. на стадии становления.

    

6. Заключение

Цели, преследуемые другими странами при создании СЭЗ, преимущественно не отличаются друг от друга. Специальные экономические зоны могут служить:

·     Фактором вовлечения экономики в МРТ через развитие экспортно-ориентированного или импортозамещающего производства;

·     Стимулом развития отдельных регионов страны;

·     Средством совершенствования специальных отраслевых производств;

·     В качестве территории свободного производства, где апробируется особый механизм перехода к рынку;

·     Способом косвенного модернизирующего воздействия на экономику через демонстрационные и обучающие эффекты, выходящие за пределы зональной территории;

·     Методом образования в национальной экономике так называемых центов развития, или центров роста.

Однако все эти цели сразу не могут быть достигнуты. Да и стремиться к этому вовсе не обязательно. Молдове, как и другим странам, находящимся на стадии перехода к рыночным отношениям, в настоящее время можно сконцентрировать свои усилия на достижении всего лишь нескольких приоритетных целей. Надо избирательно проводить определенные мероприятия, которые будут способствовать привлечению иностранного капитала в страну.

Мне представляется, что на нынешнем этапе участия Молдовы в мировой экономике главной целью создания свободных экономических зон является глубокое включение республики в международное разделение труда посредством привлечения в эти зоны иностранного капитала. Хотя бы приближенное достижение этой цели предполагает решение многих важных экономических задач.

Прежде всего, необходимо разработать государственную программу организации специальных экономических зон на территории республики Молдова. При этом целесообразно саму программу развития СЭЗ составить из ряда частей.

Изначальной ее составляющей должен быть сектор регламентации условий функционирования специальных экономических зон. Зарубежные инвесторы заинтересованы иметь четкое представление о таможенных льготах, т.е. об освобождении их от импортных пошлин или их существенном снижении по сравнению с обычными. Их необходимо ознакомить с налоговыми льготами, т.е. со снижением или полным снятием налогов на добавленную стоимость и на прибыль, а также акцизов. Инвесторы должны быть информированы о предоставлении разного рода бюджетных субсидий, об упрощенном правовом режиме учреждения и регистрации своих предприятий, о банковском льготном кредитовании и полной либерализации валютных операций. Со всеми этими и другими условиями зарубежные предприниматели должны без каких-либо проволочек ознакомиться в информационном центре зональной территории.

В литературе, посвященной вопросу создания СЭЗ, большое внимание уделяется предоставлению зарубежным инвесторам различного рода льгот – таможенных, налоговых, правовых и др. Это закономерный подход, отражающий практику формирования свободных экономических зон в других странах мира. Однако этим ограничиваться нельзя. Дело в том, что, по мнению многих зарубежных экспертов, наибольший интерес для иностранных инвесторов представляют не дополнительные прибыли от предоставленной им каких-либо льгот, а скорее обеспечение доступа к национальному рынку. Видимо, это последнее обстоятельство должно находиться в центре внимания государственных программ по составлению определенных проектов СЭЗ, так как это стремление предполагает установление экономических связей предприятий СЭЗ с отечественными предприятиями на территории РМ и так или иначе затрагивает основы структуры национальной экономики и механизма ее функционирования.

Анализ зарубежного опыта создания СЭЗ, а также горький опыт функционирования зоны свободного предпринимательства «Expo-Business-Chisinau»,  показывает, что для их нормального функционирования важнейшей задачей является обеспечение страхования иностранных инвестиций. Поэтому неотъемлемой составной государственной программы организации зон на территории РМ является необходимость страхования молдавских и зарубежных капитальных вложений от различных рисков, в том числе и политических. Страхование также должно гарантировать неприкосновенность капитала, вложенного отечественными и зарубежными предпринимателями в развитие данной зональной территории.

Актуальной задачей государственной программы организации и развития свободных экономических зон на территории РМ является разработка эффективной системы управления зонами в центре и на местах. С одной стороны, эта система должна учитывать потребности местных территорий в привлечении иностранных капиталов, заинтересованность местных властей в развитии управляемых ими территорий, в обеспечении их успешного выхода на мировой рынок. С другой стороны, предоставляя финансовые ресурсы в пользу зональных территорий, правительство заинтересовано не только в удовлетворении местных, но и общенациональных  интересов. Поэтому ключевым вопросом создания СЭЗ является определение баланса этих взаимосвязанных интересов. Однако на каком бы уровне – макроэкономическом или местном – ни разрабатывалась система управления специальными экономическими зонами, во всех случаях она должна придерживаться основополагающего принципа – быть эффективным инструментом для инвестора при решении всех организационных вопросов. (№7, стр.204-208).

Рассматривая свободные экономические зоны как важную составную часть современной рыночной экономики, не следует преувеличивать их роль и значимость. Опыт функционирования СЭЗ во многих странах мира свидетельствует об ограниченной возможности их влияния на развитие национальной экономики. Вряд ли и в Молдове образование и функционирование спецзон следует поднимать до уровня самостоятельного направления социально-экономических преобразований. При «блочном» поэтапном строительстве рыночной экономики свободные экономические зоны  будут длительное время оставаться «вещью в себе», а отнюдь не «полюсами роста», распространяющими свое влияние  на остальное экономическое пространство. В условиях «широкозахватного» метода строительства рыночной экономики свободные экономические зоны не могут не привлекать, помимо позитивного предпринимательства, многочисленный криминогенный элемент, оставаясь также достаточно длительный период образованиями анклавного характера.

Свободные экономические зоны призваны выполнять свою специфическую роль, концентрируя экспортоориентированное и импортозамещающее производство, стимулируя внешнеэкономические связи, представляя «ловушки» для иностранных инвестиций. Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования. (№1, стр. 101). 

 


Список литературы:

1.   Е. Ф. Авдокушин «Международные экономические отношения»,

Москва, Учебное пособие, Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997

2.   А. И. Балабанов, И. Т. Балабанов «Внешне – экономические связи»,

Москва, «Финансы и Статистика», 1998

3.   «Бухгалтерские и налоговые консультации», №9, 2000

Кишинев, Периодическое издание журнал

4.   А. Р. Горбунов «Оффшорный бизнес и создание компаний за рубежом»,

Москва, Издательское объединение «Анкил», 1995

5.            В. П. Максаковский «Географическая картина мира», часть 1,

Ярославль, Верхне - Волжское книжное издательство, 1996

6.   Д.М. Михайлов «Внешнеторговый контракт»,

Москва, «Закон и право», Издательское объединение «Юнити», 1997

7.   К.А. Семенов «Международные экономические отношения»,

Москва, 1999

8.    «Социально-экономическая география зарубежного мира»,

под редакцией В. В. Вольского, Москва, Крон-пресс, 1998

9.    «Экономическое обозрение «Логос – Пресс», №1, 1999,

Кишинев, Еженедельник

10.  «Экономическое обозрение «Логос – Пресс», №10, 2001,

Кишинев, Еженедельник

11.          О зоне свободного предпринимательства "Производственный парк "Отачь-бизнес" Закон Республики Молдова N 1565-XIII от 26 февраля 1998 года (Monitorul Oficial N 36-37 от 23 апреля 1998 года)

12.          О зоне свободного предпринимательства "Производственный парк "Тараклия" Закон Республики Молдова N 1529-XIII от 19 февраля 1998 года (Monitorul Oficial N 36-37 от 23 апреля 1998 года)

13.  О зоне свободного предпринимательства "Твардица" Закон Республики Молдова N 626-XIII от 3 ноября 1995 года (Monitorul Oficial N 73 от 28 декабря 1995 года)

14.          О зоне свободного предпринимательства "Производственный парк "Валканеш" Закон Республики Молдова N 1527-XIII от 19 февраля 1998 года (Monitorul Oficial N 36-37 от 23 апреля 1998 года)


[1] Анклав – территория или часть страны, окруженная со всех сторон территорией другого государства.

[2] Экспансия экономическая – расширение сферы экономического влияния, экономических действий страны, концерна, фирмы посредством вытеснения других стран, фирм, захвата рынков.

[3] Резидент – юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны.

[4] «Бухгалтерские и налоговые консультации», №2, февраль 2001 года, стр.92

[5] Юрисдикция – правовая сфера, на которую распространяются полномочия данного государственного органа. 

[6] Паушальный налог – общая сумма начисленных налогов без разделения на их отдельные виды.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5