Реферат: Роль и место свободных экономических зон в Российской Федерации
Это происходило
потому, что регулирующая роль цен не работала, а другого эффективного механизма
регулирования и контроля не было. Неэффективность в использовании ресурсов,
огромные государственные затраты на оборону, дотирование неприбыльных
предприятий перенапрягали всю экономику. Понятно, что это проявлялось и в
социальной жизни. Реальный уровень затрат был ниже, чем в странах Запада и
некоторых странах Востока. Его увеличение могло привести лишь к росту денежной
массы, т.к. импорт строго регулировался, а купить что-нибудь в магазинах было
трудно из-за нехватки самой продукции. И в середине 1980-х гг. это привело к
необходимости реформирования экономики путем внедрения рыночной экономики - с
помощью хозрасчета, самоокупаемости на предприятиях и т.д. Для этого были
проведены определенные политические изменения, но они не были эффективны -
из-за огромной оппозиции со стороны консерваторов. Вследствие этого новый тип
социализма с рыночным лицом провалился. Последовавший затем развал
социалистического лагеря и самого СССР добавил проблем экономике России. Дело в
том, что экономика России и республик бывшего СССР, а также стран
социалистического лагеря были интегрированы в одну огромную систему. Поэтому ее
развал увеличил во много раз количество экономических проблем. После провала
"социализма с человеческим лицом" единственным выбором стала
"смешанная экономика. Но при переходе к решению широкого комплекса общих
проблем применительно к той или иной стране требуется тщательный учет самых
разнообразных специфических условий их национальных хозяйств. К наиболее важным
специфическим чертам России можно отнести следующие.
Во-первых,
специфические стороны менталитете значительной части населения страны на фоне
разнообразия национальных, этнокультурных традиций и особенностей в образе
мышления, связанных с ее многонациональностью:
- исторически
сложившаяся иерархичность сознания большей части населения страны, являвшейся
на протяжении многих веков империей, крестьянский менталитет значительной части
ее активно занятого населения и соответствующие ему культурные традиции
(правда, существенно искаженные в последние несколько десятилетий);
- особо
укоренившаяся нерыночность и даже в определенном смысле антирыночность
мышления;
- глубокий след
в мышлении и хозяйственной практике страны оставила практика
псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать все стороны
социальной и даже личной жизни граждан, в безразличии к социальному
расточительству, порожденному люмпенизацией населения (насильственным лишением
его реальной собственности), в значительной степени квазиинформативности
информационных систем (особенно в случаях, когда речь идет о состоянии хозяйства),
отсутствии заинтересованности существенной части населения в получении
правдивой информации, в неспособности или нежелании критического анализа и
практического использования информации.
Во-вторых,
огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-географических и
климатических условий, обусловливающие прежде всего огромную инерционность
хозяйственного потенциала.
В-третьих,
специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся в том, что, по
существу, страна представляет собой совокупность национальных этнокультурных
регионов, скрепленных единой системой самых разнообразных связей - социальных,
политических, экономических и др.
Эти три главные
черты дополняются другими, по сути, вытекающими из них производными -
особенностями условий переходного периода, заставляющими с большой
осторожностью и тщательным расчетом подходить к проблеме восстановления
естественно-национальной хозяйственной модели в России.
Среди
производных специфических черт можно выделить следующие:
- ускоренность
плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства, носящая крайне
экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская диспропорциональность в
наиболее важных аспектах: "потребление - накопление", "военная -
гражданская сферы производства", "промежуточный - конечный продукт"
и др.;
- низкие
технический и технологический уровни гражданского производства, связанные с
неповоротливостью и закостенелостью хозяйственной системы, высокая степень
обветшания основных фондов, их физический и моральный износ (последнее связано
с ресурсорасточительством и экологической безопасностью);
- доведенное до
крайней степени нищеты состояние социальной сферы, выражающееся в общей нищете
большей части населения при значительных разрывах в доходах на душу населения
по различным группам, а также и весьма опасном экологическом состоянии среды;
- политическая
нестабильность, особенно характерная для последнего времени, отсутствие
практических основ для достижения социального и национального согласия,
угрожающая социальной стабильности эрозия вертикальной ответственности в
политической, экономической и социальной сферах жизни.
Учитывая все эти
психологические, социальные и экономические особенности России, нетрудно
понять, что бросать ее в стихию рынка опасно - это может вызвать катастрофу как
в политическом, так и в экономическом плане. Но и затягивание введения реформ
чревато не меньшими опасностями.
Что же мешает
России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не действуют потому, что
существует монополия государства почти во всех отраслях. Конечно же, существуют
и многие другие причины, например, неотработанность ценового механизма
регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья и
пр. Это не может не оказывать влияние на эффективность производства и сбыта
продукции. Но проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в
российской экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода
к рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества и
фондов. Если это передать предпринимателям, конкурируя между собой в борьбе за
покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на производство товаров
потребления, будут направлять ресурсы в наиболее эффективные отрасли. В
результате установится регулирующая роль цен, что будет способствовать
повышению значения рынка для экономики.
Но для того,
чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать гораздо больше, чем
просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать определенные условия со
стороны государства для помощи этим людям: льготные кредиты, эффективное
налогообложение и др. Нужно обуздать инфляцию и укрепить национальную валюту,
отрегулировать банковское дело как основной источник кредитов в рыночной
экономике. Следует выработать эффективную внешнеторговую политику, которая не
сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы
приток капитала из-за рубежа. А чтобы ресурсы распределялись эффективно,
необходимо стимулировать развитие бирж - как фондовых, так и сырьевых, и биржи
труда.
Перечисленные
пункты должны были быть включены в программу перехода к рыночной системе.
Однако политическая нестабильность сильно повлияла на проведение экономических
реформ, и их ход замедлился.
Одним из направлений реформирования экономики России
может стать внедрение в практику теории «полюсов роста», которая уже
апробирована в Индии и принесла ощутимые результаты. Своеобразными полюсами
роста в России могут стать свободные экономические зоны.
2. Роль и место
свободных экономических зон в экономике Российской Федерации
2.1
Сущность и принципы функционирования свободных экономических зон
В соответствие с документами международной конвенции
по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 год) под
свободной зоной (или «зоной – франко») понимается часть территории страны, на
которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами
национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности»)
и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.
Иными словами, свободная экономическая зона (СЭЗ) – это часть территории страны
с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное
законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в
СЭЗ, охватывая следующий круг вопросов: таможенное регулирование;
налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность;
имущественные и залоговые отношения (в том числе – касающееся прав
собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной.
Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального
законодательства.
В современном мире
понятие СЭЗ отражает различные формы либерализации экономики, приоритетные
направления которой исторически изменялись. Когда основы международных
экономических отношений была торговля, это способствовало развитию зон
беспошлинной торговли (порто – франко), вольных городов и торговых союзов
(Ганза), где создавались условия для высокой оборачиваемости капитала.
Например, зона порто – франко Триест (Италия) – долгожительница в Европе,
насчитывающая свыше 270 лет. В настоящее время в мире свободный порт находится
в Вольном и Ганзейском городе Гамбурге.
С середины XX века в международных экономических отношениях на первое
место вышло совместное предпринимательство, что обусловило создание СЭЗ,
осуществляющих производственную деятельность, в том числе
экспортно-промышленных зон. Смешанный капитал усиливает взаимосвязь
национальных экономик и служит гарантом мирового сосуществования государств.
Экспортно-промышленные зоны создаются, как правило, в развивающихся странах,
где основными факторами размещения является низкая арендная плата за землю,
дешевая рабочая сила и отсутствие экологических ограничений. В связи с
ужесточением экологического законодательства в развитых капиталистических
странах, расходы на охрану окружающей среды, например, в черной и цветной
металлургии США составляют примерно 15% общего объема капиталовложений, тогда
как в развивающихся странах – в несколько раз меньше.
В связи с
возрастанием роли финансового капитала в международных экономически отношениях
получили развитие банковские зоны и оффшорные центры, где на первом месте уже
не производство, а коммерческая, финансовая, управленческая, страховая
деятельность.
В эпоху
научно-технического прогресса появилось следующее поколение СЭЗ, соединивших
науку и производство высоких технологий – научно-технические зоны или
технополисы (технопарки, технологические деревни, инновационные центры). Первый
технополис был создан вблизи Сан-Франциско в кремниевой долине (Силикон-Велли).
В Японии реализуется проект технополиса третьего тысячелетия, где предпринята
попытка соединить стратегию интеллектуализации хозяйства с национальными
культурно-историческими традициями.
Усиливается
роль культурно-исторических традиций в общественном развитии и экономическом
росте, что проявляется в тенденциях создания новых центров технологического
развития, таких как Кордова, Севилья, Гуанджоу, Стамбул.
Таким образом,
СЭЗ- своеобразные локальные модели мирохозяйственного процесса, где в первую
очередь проявляются тенденции будущего развития экономики. Восхождение к
будущему исторически шло от свободного торгового капитала к промышленному,
финансовому и, наконец, к высоким технологиям с опорой на духовный мир, традиционную
модель.
Либерализация
международных экономических отношений сопровождается усилением процесса
регионализации, когда наряду с относительно ограниченными по размерам СЭЗ
формируются новые экономические пространства: территориально (например,
Европейское сообщество) и «земноводные» включающие моря и приморские
государства (Балтия, Черноморский район экономического сотрудничества,
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество), что способствует не только
решению мирохозяйственных, но и экологических проблем.
Свободные
экономические зоны – рубежные полюса либерализации международных экономических
отношений, локальные модели мирохозяйственной интеграции. Понятие СЭЗ
трансформировалось в соответствие с изменением приоритетных форм либерализации
экономики, исторически от древнегреческих полисов к средневековым вольным
торговым городам и порто – франко, к зонам совместного (производственного)
предпринимательства, финансово-банковской и высоких технологий – технополисам,
в название которых отражена историческая преемственность. В современных крупных
СЭЗ, как правило, присутствуют все эти формы либерализации экономики.
В зависимости
от конкретной общественно-политической обстановки выработалась стратегия
создания свободных зон:
-
От древнегреческих полисов и средневековых европейских вольных
городов к культуре рыночных отношений и правового открытого общества;
-
Восточная модель вольных городов в целях консолидации нации
(средневековая Япония и современный Китай);
-
Рубежные свободные зоны экономического сотрудничества между
странами различных этнокультурных регионов мира с неоднородным социальным
временем (Сингапур, Гонконг и др.)
-
Международные экономические пространства (зоны свободной торговли
и др.). (22).
Характерными
чертами свободных экономических зон являются следующие:
1.
применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:
-
внешнеторговых (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин,
упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
-
фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных
видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход,
стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные
отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых
ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
-
финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых
как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных
государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на
коммунальные услуги, снижение арендной платы за пользование земельными
участками и т.п.
-
административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий,
режима въезда – выезда иностранных граждан.
2. наличие
локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной
правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;
3.
всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.
В мировой практике существует множество
разновидностей СЭЗ. Вместе с тем, общепринятой типологии свободных зон в
настоящее время не существует. Их возможная классификация приведена в
приложении 1.
Исходя из
задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются
соответствующие требования к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:
-
благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к
внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
-
развитый производственный потенциал, наличие производственной и
социальной инфраструктуры;
-
существенный по запасам и ценностям природно-ресурсный потенциал
(в первую очередь – запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных
ресурсов и т.д.).
Поэтому территории, наиболее благоприятные для
размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к
зарубежным странам, (а в России, в том числе, - и к бывшим союзным
республикам), а также располагают морскими торговыми портами и магистральной
транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися
промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее
ценных природных ресурсов.
В отдельных
случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового
хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью,
производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные
долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической
и минерально-сырьевой базы страны и др.).
2.2
Свободные экономические зоны России и проблемы их функционирования
Свободной
экономической зоной России является территория, на которой устанавливается
особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с
иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан. Порядок
осуществления хозяйственной деятельности иностранных инвесторов, предприятий с
иностранными инвестициями и условия льготно-экспортно-импортно-таможенного,
налогового, валютного, банковского, визового, трудового и других видов
регулирования в зоне устанавливаются законодательством Российской Федерации, а
также решением соответствующих местных органов власти. СЭЗ создаются для
ускорения социально-экономического развития России и ее регионов, комплексного
освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей,
расширения производства высококачественной и импортозаменяющей продукции на
основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с
зарубежными странами.
Создание
свободных экономических зон способствует решению следующих задач:
-
• привлечению в экономику Российской Федерации иностранного
капитала, технологий, форм и методов организации труда;
-
• формированию рыночной инфраструктуры для расширения международных
экономических связей (в том числе валютно-кредитных, страховых, транспортных,
информационных), позволяющих использовать зоны как посредника между мировой
экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством;
-
• развитию экспортной базы и росту валютных поступлений;
-
• ускорению внедрения научно-технического прогресса за счет как
зарубежных, так и отечественных научных разработок и "ноу-хау" и
передачи их для широкого использования на внешний рынок и в Российскую
Федерацию;
-
• апробации на зональном уровне новых форм хозяйствования;
-
• практическому обучению отечественных специалистов приемам и
методам международного бизнеса.
Исходя из
задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и
к ее размещению. К требованиям общего порядка по размещению свободных
экономических зон относятся:
-
• благоприятное транспортно-географическое положение по отношению
к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории,
отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными
коммуникациями, особенно портовые города);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|