Реферат: Проблемы определения таможенной стоимости
В п.2.10. Положения
определены условия обеспечения уплаты начисленных таможенных платежей, что
соответствует п. 3 ст. 15 Закона "О таможенном тарифе" и ст. 122 ТК
РФ:
•
под залог имущества,
•
под гарантии уполномоченного банка,
•
с внесением сумм на депозит таможенного органа.
Отсутствие необходимых
документов на дату таможенного оформления в
подтверждение - заявленной таможенной
стоимости дает право должностному лицу
таможенного поста произвести условную (временную)
таможенную оценку товаров и
запросить дополнительные сведения в
пределах установленного срока (но не более 60 дней). Данное право таможенного
органа закреплено Таможенным кодексом РФ: "...для проверки информации,
содержащейся в таможенной декларации, должностное лицо таможенного органа
вправе запросить дополнительные сведения и установить сроки для их
представления".
В качестве согласия,
принятым решением таможни, декларант предоставляет письменное заявление по
конкретным ГТД с просьбой предоставить товар в свое пользование, и указывает
гарантию уплаты доначисленных платежей под конкретные условия обеспечения (т.е.
залог имущества, гарантию банка или депозит таможни). Данное заявление,
подписанное распорядителями кредитов предприятия, является официальным
юридическим документом, поскольку в
заявлении указываются согласованные сроки представления документов, от которых
зависит принятие окончательного решения по оценке товаров. В случае если клиент
не предоставляет документы в определенные сроки,
таможня оставляет за собой право
считать таможенную оценку окончательной и не
возвращать доначисленные в связи с
этим платежи.
Как показала практика работы Томской
таможни и по мнению декларантов, наибольшее количество корректировок с условным
выпуском товара впоследствии становятся окончательными без предоставления
декларантом дополнительных документов в течение определяемого срока.
Данную ситуацию можно объяснить
следующими причинами:
а) нежелание участника ВЭД затрачивать
дополнительное время для повторной работы с таможенным учреждением;
б) предположение, что декларируемая
таможенная стоимость даже с учетом условно-
таможенной оценки удовлетворяет
клиента, т.к. часто в действительности реальная стоимость товара несколько
выше. Однако данные факты можно подтвердить только в ходе проверки
финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД по данным бухгалтерского
учета. Поэтому подобные участники ВЭД ставятся на особый учет для последующей
проверки силами таможенной инспекции;
в) элементарная халатность лиц,
уполномоченных организацией - декларантом, при исполнении своих обязательств
перед таможенными органами.
В случае условного выпуска
товаров по заявлению клиента в соответствующих графах ДТС, КТС И ГТД таможенным
органом делается отметка о сроке корректировки и форме обеспечения уплаты
таможенных платежей. После представления всех дополнительных документов, но до
истечения установленного срока, осуществляется пересчет таможенной стоимости и,
соответственно, таможенных платежей с заполнением нового бланка КТС.
Установленный порядок
ориентирован на предотвращение необоснованного увеличения общих сроков
таможенного оформления товаров и задержку их выпуска, чем может быть нанесен
значительный ущерб коммерческой деятельности. При этом вся процедура таможенной
оценки должна укладываться в сроки в соответствии со ст. 194 ТК РФ не позднее
10 дней с момента принятия ГТД к таможенному оформлению.
На практике основными причинами
корректировки являются не включение в расчет таможенной стоимости транспортных
расходов в соответствии с условиями поставки, коммерческих услуг,
предусмотренных по контракту, а также технические ошибки. Во всех случаях
оплата доначисленных сумм таможенных платежей и сборов производилась путем
внесения денежных средств на депозит
таможни в ходе таможенного оформления.
Другие формы обсечения
уплаты таможенных платежей не пользуются популярностью среди участников ВЭД,
что объясняется:
во-первых, недостаточным знанием
нормативной базы таможенного дела и полной неосведомленностью о существовании
подобных форм, особенно "под залог имущества";
во-вторых, незначительностью
доначисленных сумм таможенных платежей и сборов в ходе корректировок, которые
оплачивались клиентами тотчас в ходе таможенного оформления;
в-третьих, до сегодняшнего дня в
перечень уполномоченных банков, имеющих право
выдавать гарантии по согласованию с
ГТК РФ, входили, в основном, столичные банки, что
затрудняет использование этой формы, к
примеру, участниками ВЭД г. Томска.
Как показывает, анализ
документов, представленных к таможенному оформлению в Томской таможне, чаще
всего случаи проведения корректировки таможенной стоимости и таможенных
платежей встречаются:
•
при выявлении и исправлении в форме ДТС-1, ДТС-2 арифметических ошибок,
повлиявших на цену сделки;
•
при выявлении несоответствия величины и структуры таможенной стоимости
предъявленным в подтверждение документам и уточнении цены;
•
при необходимости осуществление временной условной оценки;
•
при окончательном определении таможенной стоимости в случае предоставления
декларантом дополнительной информации.
•
при проведении таможенной оценки таможенным органом.
Следует отметить, что нормативными
документами ГТК строго определено проведение корректировки только в процессе
таможенного оформления. В частности, указанием ГТК РФ' № 01-12/835 запрещено
таможенным органам принимать к рассмотрению документы по вопросу корректировки
таможенной стоимости в связи с отклонением по количеству и качеству после
выпуска товаров в свободное обращение и предписано руководствоваться только
пунктами, оговоренными в приложении N 3 и приказе N 1, т.е. только в ходе
таможенного оформления. Однако п.3.1 в "типе корректировки" указано
на возможность проведения корректировки после выпуска товаров в свободное
обращение, что возможно в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности
участников ВЭД, по результатам которой возможна корректировка таможенной стоимости
с начислением платежей. В других случаях разрешение подобной ситуации возможно
только по решению ГТК РФ, куда предоставляется весь пакет документов для
принятия окончательного решения.
Отделом таможенной
стоимости и валютного контроля Томской таможни, особое внимание уделяется
определению условно-таможенной оценки ввозимых физическими лицами транспортных
средств. При наличии оснований полагать, что заявленная стоимость не является
достоверной, отдел самостоятельно определяет стоимость ввозимых транспортных
средств на основании имеющейся в отделе ценовой информации и каталогов "Super Schwacke" с учетом времени изготовления
транспортного средства, страны его происхождения, пройденного километража и
других технических характеристик.
В отделе, на таможенных постах ведется
сбор ценовой информации по переоцененным
транспортным средствам. Получаемая
ценовая информация по новым и подержанным автомашинам необходима и полезна в
работе, постоянно используется при переоценке автомашин.
Однако названный каталог и
ряд других каталогов иностранных фирм-поставщиков транспортных средств, которые
рекомендованы ГТК России как базовые для определения
таможенной стоимости автомобилей ,
определяет продажную цену автомобилей с учетом стоимости предпродажной и
сервисной подготовки, вследствие чего в отдельных случаях в 2-4 раза завышается
таможенная стоимость товара по сравнению с реальной таможенной стоимостью.
В целях применения методов
определения ТС необходимо уточнить, что в нормативных документах понимается под
определением "стоимость". Ранее, в соответствии с Приказом ГТК N 283
понятие "фактурной" и "таможенной" стоимости были
идентичны, что создавало проблемы для целей валютного контроля. С введением в
действие с 01.08.94 Приказа ГТК России N 162 в таможенном отношении стали
применяться два принципиально разных термина:
•
таможенная стоимость;
•
фактурная стоимость - цена товара фактически уплаченная или подлежащая оплате. Следовательно,
фактурную стоимость можно расценивать, как цену сделки. Основой для таможенной
стоимости является цена, документально подтвержденная счетом-фактурой (или
счетом-проформой для условно стоимостных целей). При этом счет-фактура должен
быть уплачен или предъявлен к оплате. Тем не менее, анализ применения метода
1 убеждает, что для полной достоверности применения данного метода
необходимо иметь однозначно оплаченный счет и выписку из лицевого счета
(подтверждение оплаты). В противном случае неоплаченные счета в дальнейшем
могут вызывать сомнения в полноте оплаченной суммы. Поэтому, при определенных
обстоятельствах, здесь для определения таможенной оценки товара наиболее
применим метод 6 на базе гибкого использования метода 1.
При определении ТС в цену
сделки включаются все расходы, связанные с доставкой товара до границы РФ, если
они не были ранее в нее включены (п.1 ст. 19 Закона) в зависимости от условий
поставки.
На цену могут оказывать
существенное влияние:
•
скидки;
•
несоответствие по количеству и качеству;
•
косвенные платежи, о которых наиболее подробно расписано в титульном листе ДТС.
При заключении внешнеторговой сделки
партнеры должны четко распределить между собой многочисленные обязанности,
связанные с доставкой товара от продавца к покупателю, о чем указывалось выше.
Для унификации понимания прав и обязанностей сторон контракта и были разработаны
базисные условия поставки, которые определяют распределение обязанностей между
продавцом и покупателем по доставке товаров, устанавливают момент перехода
риска случайной гибели и порчи товара с продавца на покупателя.
Базисными эти условия
называются потому, что они устанавливают базис (основу) цены в зависимости от
того, включаются ли расходы по доставке товара или нет.
В отношении стран СНГ
допускается представление, вместо счета-фактуры, подробной товарной
сертификации и платежного поручения. Однако, оба документа должны содержать все
необходимые реквизиты для таможенного оформления (наименование товара, цена за
единицу, общая стоимость, дата платежа, банковские реквизиты и др.). Но в любом
случае, при оценке товара в таможенных целях, в таможенной стоимости должны
быть учтены установленные Законом дополнительные начисления к цене:
•
комиссионные и посреднические услуги;
•
расходы на упаковку и тару;
•
стоимость товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по
сниженным ценам;
•
лицензионные и иные платежи;
•
расходы по доставке товара до места ввоза или места назначения в соответствии с
предъявленными документами.
По практике работы ОКТСиВК
Томской таможни, преобладающими дополнительными начислениями являются только
транспортные расходы и страхование.
Возможны исключения из
цены сделки расходы по доставке товара при транспортировке его по таможенной
территории РФ. Главное требование -документальное подтверждение, а в отношении
транспортных расходов - вычитание возможно только при условии официальных
расчетов, произведенных специализированными транспортными организациями.
Основными вычитаниями из ТС являются:
•
расходы по монтажу, сборке и наладке оборудования или оказанию технической
помощи после ввоза;
•
расходы по доставке товара после ввоза до места назначения;
•
расходы по уплате таможенных платежей и сборов при определенных условиях
поставок.
В случаях, когда
невозможно определить стоимость сделки по методу 1, таможенная стоимость
определяется в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" по
методам 2-6, последовательно их применяя. При этом заполняется бланк по форме
ДТС-2. Нормативными документами ГТК России подробно описаны процедуры
реализации других методов определения таможенной стоимости товаров.
Условиями использования метода
2 (по цене сделки с идентичными товарами) являются:
•
товары проданы для ввоза в РФ,
•
товары ввезены одновременно или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых
товаров,
•
товары ввезены на тех же коммерческих условиях,
•
товары ввезены примерно в тех же количествах, что и оцениваемые товары.
Наиболее влияют на цену сделки с идентичными товарами, при прочих равных
условиях, сохранение коммерческих условий и количественных элементов. Поэтому
корректировка цены сделки для придания ей идентичности производится с учетом
этих двух характеристик.
В качестве объективных доказательств
целесообразности и точности корректировок для таможенных органов могут служить
действующие прейскуранты производителя, относящиеся к различным условиям и
различным количествам. При этом должны производиться все дополнительные
доначисления, связанные с условиями поставки.
При использовании метода
3 (по цене сделки с однородными товарами) в качестве базы для определения
таможенной стоимости принимается условная единица по товарам, однородным
импортируемым. Применение метода 3 основано на тех же принципах, что и
применение метода 2, но различие между ними в физических характеристиках.
Поэтому однородные товары имеют только сходные характеристики (а не одинаковые
во всех
отношениях) и состоят из схожих
элементов, что помогает их использовать в качестве
однородных.
Практически сложность применения
второго и третьего методов при их
однотипности применения заключается в
следующем:
•
ограниченность по времени в применении оцениваемых товаров в качестве
идентичных или однородных;
•
жесткие параметры определения идентичности или однородности товаров. Согласно
п.2 ст. 18 Закона при невозможности использования методов 2-3 при определении
таможенной стоимости можно перейти к применению методов 4 или 5. Методы
вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности в
системе иерархичности применения методов.
Суть метода 4 (на
основе вычитания стоимости) заключается в том, что за основу
определения таможенной стоимости берется
продажная цена, по которой идентичные или
однородные товары продаются на
внутреннем рынке в неизменном состоянии.
В основе продажной цены лежит цена
единицы товара:
•
по которой идентичные и однородные оцениваемые товары продаются наибольшей
партией на территории РФ;
•
ввезенного не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемого товара;
•
при которой продавец и покупатель не взаимозависимы относительно друг друга.
Для возможного применения внутренней цены из нее необходимо выделить те
элементы, которые характерны только для внутреннего рынка, т.е. затраты,
произведенные после импорта данных товаров, а именно:
•
комиссионные вознаграждения, погрузка, разгрузка, страхование, транспортировка
на территории РФ после выпуска товаров в свободное обращение;
•
взимаемые импортные таможенные пошлины, сборы и налоги подлежащие уплате в
РФ в связи с ввозом и продажей
товаров.
Особенностью применения
приемлемых продажных цен является то, что при ее расчете необходимо выйти на
первую перепродажу импортных товаров. Сложность применения данного метода на
практике заключается в том, что:
•
аналогично с методами 2-3 имеется ограниченность по времени использования
оцениваемых товаров;
•
имеется сложность в определении первичного звена перепродажи при наличии целой
цепи посредников в реализации сделки;
•
имеется проблематичность в поиске полной продажной цены на внутреннем рынке
особенно в неизменном состоянии и вычитании из нее компонентов, которые
специфичны для каждого региона в зависимости от их удаленности.
Применение метода 5
(на основе сложения стоимости) регламентировано ст.23 Закона и основывается на
цене товара, рассчитанной сложением компонентов, характеризующих все издержки и
затраты на производство оцениваемых товаров с учетом предполагаемой
прибыльности получаемой иностранным партнером в результате экспорта товаров в
Российскую Федерацию.
Данная информация базируется на
бухгалтерских отчетах производителя-экспортера, соответствующего общепринятым
принципам учета и применяемым в стране производителе. В отличии от ранее
рассмотренных методов определения таможенной стоимости, данный метод
нормативными документами слабо комментируется в части практики применения, в
этом просматривается проблематичность его использования. Иностранными. партнерами
вся предоставляемая в адрес российских участников ВЭД информация расценивается
как коммерческая тайна, не говоря уже о получении конкретных бухгалтерских
отчетов, особенно касаемых вопросов прибыльности.
Для полноправного применения данного метода, даже
допустив, что клиент предоставит интересующую таможенный орган информацию
необходимо знать:
1. Правила международной торговли.
2. Общепринятые мировые принципы ведения бухгалтерского
учета.
3. Специфику таможенного законодательства, используемые
меры тарифного регулирования в разрезе конкретной страны.
Метод 6 (Резервный метод) (ст.24 Закона)
применяется в том случае, если таможенный орган аргументировано считает
невозможным использование методов 1 -5. Таможенная стоимость определяется с
учетом мировой практики, но на базе гибкого применения методов 1-5.
Данный метод не устанавливает
какую-либо исходную базу оценки. В качестве таковой для определения таможенной
стоимости могут использоваться:
а) цена сделки с оцениваемыми товарами
(на базе метода 1, например, отсутствие некоторых доказательств, подтверждающих
таможенную стоимость). Практически широко используется применение метода 6 на
базе метода 1 при условном выпуске товаров с проведением корректировки
таможенной стоимости и. определении условной (временной) таможенной стоимости.
б) таможенная стоимость идентичных,
однородных товаров (товары одного класса и вида - это товары, относящиеся к
одной отрасли промышленности и имеющие примерно одинаковую репутацию на рынке)
или товаров того же класса и вида, принятая таможенным органом и отвечающая
установленным требованиям (метод 6 на базе методов 2,3).
В данном варианте допускается гибкость
в отношении:
•
срока ввоза товаров;
•
ввоз другим производителем;
•
производство в другой стране.
в) цена оцениваемых идентичных или
однородных товаров или товаров того же класса и вида, по которым они продаются
на рынке РФ и скорректированная с учетом необходимых вычетов (метод 6 на базе
метода 4).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|