рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Преимущества международной торговли рефераты

Реферат: Преимущества международной торговли

                  Министерство общего и профессионального образования

                                                    Российской Федерации

                         Санкт- Петербургская государственная инженерно-

                                                 экономическая  академия.

                     Институт экономики и менеджмента в промышленности

                                                                                     

                                                                                      Кафедра общей

                                                                                      экономической теории

                                                               РЕФЕРАТ

                                                           по дисциплине:

                                                 “Экономическая теория”

                                                                 на тему:

                                           “Сравнительные преимущества

                                             в  международной торговле”.      

                                                                                   Выполнила:

                                                                                   студентка 1 курса, гр. 7081

                                                                                   Гусева И.В.

                                                                                   Проверила:

                                                                                   доцент, к. э. н.

                                                                                   Пшеничникова С.Н.

                                                           Санкт-Петербург

                                                                     1999

                                                              Cодержание:

Введение.

1.       Роль международной торговли.

1.1. Объем и структура.

1.2. Важные особенности.                                                                                                    

2. Экономическая основа торговли. Специализация и сравнительные преимущества.

3.     Условия торговли. Выигрыш от торговли.

4.     Торговые барьеры.

4.1. Мотивация.

4.2. Экономические последствия введения тарифов.

5.      Международная торговая политика.

5.1. Закон о взаимной эквивалентной торговле и ГАТТ.

5.2. Экономическая интеграция.

Заключение.

Введение.

Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда другие направления экономической теории не были разработаны.

Современные теории международной торговли имеют свою историю. Вопрос - почему страны торгуют друг с другом? - был поставлен экономистами одновременно с возникновением в начале XVII века первых школ экономической мысли, которые стали уделять внимание развитию внешней торговли.

Международная торговля занимает особое место в сложной системе межхозяйственных связей. Хотя в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, все же международная торговля по своим масштабам и функциям в общем комплексе международных экономических отношений сохраняет исключительно важное значение. Оно включает практически все виды международного сотрудничества, совместную производственную деятельность разнонациональных субъектов, международный трансферт технологий и т.п.

Первая попытка теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендации в этой области явилась доктрина меркантелизма. Ранний меркантелизм возник в конце XV в. и был основан на стремлении к увеличению денежного богатства. Ранние меркантелисты придерживались взглядов, согласно которым государству следует продавать на внешнем рынке как можно больше новых товаров, а покупать как можно меньше. При этом должно накапливаться золото, отождествлявшееся в то время с богатством. Поздний меркантелизм развивался со второй половины XVI в. до середины XVII в. Центральным положением позднего меркантелизма была система активного торгового баланса.

И исторически, и логически интернационализация хозяйственной жизни началась со сферы обращения. От эпизодической меновой (без посредства денег) торговли развитие шло к локальным рынкам. Эпоха великих географических открытий привела к энергичному развитию заморской торговли (что явилось одной из важнейших предпосылок становления капитализма в Англии и на Европейском континенте). В XVI - XVII вв. , в эпоху так называемого первоначального накопления капитала, произошло стягивание, перерастание локальных центров международной торговли в единый мировой рынок.

Вводом понятия сравнительных преимуществ объясняется, почему международная специализация и торговля могут быть взаимовыгодными для участвующих в них государств.

1. Роль международной торговли.

1.1. Вопрос, на который нам предстоит ответить, заключается в следующем: достаточно ли велик объем международной торговли и являются ли ее характерные черты столь специфическими, чтоб уделять им особое внимание?

В таблице 1.1 приведены приблизительные показатели международной торговли для ряда стран. Многие государства, имеющие ограниченную ресурсную базу и узкий внутренний рынок, просто не в состоянии производить с достаточной эффективностью все товары, необходимые для внутреннего потребления. Для таких стран экспорт выступает способом получения желаемых товаров, и поэтому он может достигать 25-35 % от их ВНП. Другие страны, например США и СНГ обладают богатой и широкой диверсифицированной ресурсной базой и емким внутренним рынком и поэтому менее зависимы от международной торговли.

Объем международной торговли США увеличился как в абсолютном, так и относительном выражении. Таблица 1.2 отражает существенный рост объемов экспорта и импорта в долларах за последние 4 десятилетия. С 1960 г. американские экспорт и импорт товаров и услуг выросли более чем вдвое (в % к ВНП).

Международная торговля в других странах росла значительно быстрее, чем в США. Однако, с точки зрения абсолютных объемов импорта и экспорта, США являются самой крупной торговой державой мира.Не может быть никаких сомнений относительно того, что США зависят от мировой экономики. США почти полностью зависят от импорта из других стран таких продуктов, как бананы, какао-бобы, кофе, специи, чай, шелк-сырец, никель, олово, натуральный каучук, алмазы. Проводимые время от времени наблюдения отражают наличие жесткой конкуренции импортных товаров на внутреннем рынке: японские телекамеры и видеомагнитофоны, французские и итальянские вина, английские велосипеды, японские мотоциклы и автомобили - это лишь некоторые примеры, подтверждающие данное положение. Таблица 1.3 показывает ряд основных статей товарного экспорта и импорта США.

Структура международной торговли обычно рассматривается с точки зрения ее географического распределения и товарного наполнения. Географическая структура международной торговли представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура торговли обычно обобщает данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света (Африка, Азия, Европа), либо к укрупненной группе стран (индустриальные страны, развивающиеся страны), (таблица 1.4). Основной объем международной торговли приходится на развитые страны, хотя их доля несколько сокращалась в первой половине 90-х годов за счет роста удельного веса развивающихся стран и стран с переходной  экономикой. В большинстве случаев крупнейшие экспортеры являются и крупнейшими импортерами на мировом рынке.

Данные о товарной структуре международной торговли в мире в целом очень неполные. Обычно для классификации отдельных товаров в международной торговле используется либо гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГСОКТ), либо стандартная международная классификация ООН (СМТК). Наиболее значимой тенденцией являются рост удельного веса торговли продукцией обрабатывающей промышленности и сокращение удельного веса сырья и продовольствия, занимающих примерно 1/4 (таблица 1.5).

1.2. Международная торговля обладает некоторыми специфическими чертами, которые заслуживают того, чтобы им было уделено особое внимание.

1)  Различия в мобильности.

Следует отметить, что мобильность (способность к перемещению) ресурсов между странами существенно ниже, чем внутри страны. Различия в налоговых законодательствах, других мерах государственного регулирования, в деловой практике и ряд прочих институциональных барьеров ограничивают миграцию реального капитала через национальные границы.Международная торговля выступает в качестве заменителя международной мобильности ресурсов. Если человеческие и материальные ресурсы не могут свободно перемещаться между странами то движение товаров и услуг способно эффективно восполнить этот пробел.

2)  Валюта.

Каждая страна использует различную валюту. В связи с этим американская фирма, занимающаяся сбытом автомобилей “хонда” и “ягуар” в США, должна приобретать иены или фунты стерлингов для того, чтобы расчитаться с японскими и британскими производителями.

3) Политика.

Международная торговля подвергается политическому вмешательству и контролю, которые заметно отличаются по степени и характеру от тех, что применяются в отношении  внутренней торговли.

2. Экономическая основа торговли. Специализация и сравнительные преимущества.

Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образос увеличивать общий объем производства.

В основе более углубленного исследования вопроса: “Почему страны торгуют?”,- лежат 2 обстоятельства.

1) Экономические ресурсы - природные, человеческие, инвестиционные товары - распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами.

2) Эффективное производство различних товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов. Характер и взаимодействие этих двух обстоятельств можно легко проиллюстрировать. Япония, например, обладает большой и хорошо образованной рабочей силой, квалифицированный труд стоит дешево, поскольку имеется в изобилии. В связи с этим Япония способна эффективно производить (с низкими издержками) разнообразные товары для изготовления которых требуется большое количество квалифицированного труда. Напротив, Австралия обладает обширными земельными пространствами, но недостаточными людскими ресурсами и капиталом, и поэтому может дешево производить “землеемкие” товары, как пшеница, шерсть, мясо.

Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может измениться со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах. По мере эволюции национальных экономик  могут изменятся количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала, возникать новые технологии. Могут претерпеть изменения, даже масштабы и качество земельных и природных ресурсов. По мере того, как происходят эти изменения, относительная эффективность, с которой страны производят различные товары, будет также изменятся.

Понятие сравнительных преимуществ можно применить для анализа основ международной специализации и торговли.

Основная идея, лежащая в основе концепции сравнительных преимуществ отражена в том, что концепция сравнительных преимуществ указывает на то, что специализация повышает производительность. Специализация и торговля снижают издержки при получении необходимых продуктов и услуг. Регионы и страны также могут сократить свои издержки на получение необходимых им продуктов путем специализации на основе относительных или сравнительных преимуществ.

Выгода от специализации и последующей торговли для страны- экспортера, обладающей сравнительним преимуществом, будут тем больше, чем менее эластичны внутренние спрос и предложение по рассматриваемому товару по сравнению  с более эластичным спросом и предложением на международном рынке. Если даже первоначально между двумя рассматриваемыми странами не существовало феномена сравнительних преимуществ, можно привести определенные аргументы в пользу специализации и развития торговли, которая в конечном счете будет способна принести взаимную выгоду странам - участницам. К их числу следует прежде всего отнести:

1) возможность возникновения в результате включения страны в систему международного разделения труда, феномена экономии от увеличения масштабов производства;

2) стимулирующее воздействие, которое может оказывать включение в систему международной торговли на уровень конкуренции, обуславливающей поведение отечественных производителей.

3) неэкономические (политические, военностратегические, социальные) преимущества, которые могут быть получены в результате развития торговых связей между странами.  

3.  Условия торговли. Выигрыш от торговли.

Взаимозависимость, основанная на изменении относительности цен, выражается через понятие условия торговли.

Условия торговли – это соотношение экспортных цен определенного товара, страны в целом, группы стран.

Соотношение цен может быть выражено через соотношение экспортных и импортных цен на определенный товар, если интерес представляет только данный товар, или через соотношение индекса экспортных и индекса импортных цен в целом, если изучается внешняя торговля всеми товарами.

Условия торговли отражают соотношение взаимного спроса и взаимного предложения на экспорт и на импорт каждой страны. Они рассчитываются на базе соотношения индекса экспортных и импортных цен каждой страны и являются важнейшим ориентиром для их внешнеэкономической политики в целом и внешнеторговой политики в частности (таблица 3.1). Соотношение относительного спроса и предложения справедливо и для любого конкретного товара, и для страны в целом. Очевидно, что любые сдвиги кривых относительного спроса и относительного предложения приведут к изменению параметров, либо экономического роста, либо перераспределения доходов между странами. Поэтому условия торговли, как экономический показатель, могут принимать следующие формы:

   1) Товарные или чистые бартерные условия торговли – это соотношение экспортных и импортных цен определенного товара или индекса экспортных и импортных цен в целом.

      2)  Доходные условия торговли – это индекс, показывающий потенциал страны импортировать товары за счет выручки, получаемой от экспорта в целом.

      3)  Факторные условия торговли – это индекс, связывающий импортные цены с производительностью одного или нескольких факторов производства и показывающий, какое количество импорта может быть получено на единицу роста производительности в экспортных условиях.

Тенденции развития различных индексов условий торговли могут не совпадать. Например, если рост экспортных цен сопровождался по каким-либо причинам более сильным сокращением физических объемов экспорта, то товарный индекс условий торговли по доходу – уменьшаться.

  В случае, если страны специализируются на торговле теми товарами, в производстве которых они имеют относительное преимущество, возникает закономерный вопрос: как подсчитать насколько выгодна такая торговля каждому из ее участников?

  Выигрыш от торговли – это экономический эффект, который получает каждая из участвующих в торговле стран, если каждая из них специализируется на торговле тем товаром, в производстве которого она имеет относительное преимущество.

  Выигрыш от торговли возникает в результате того, что страна в состоянии получить за свои товары больше необходимых ей иностранных товаров из-за рубежа, нежели у себя на внутреннем рынке. Можно посмотреть на выигрыш от торговли с двух сторон: со стороны экономии затрат труда и со стороны увеличения потребления. Объем выигрыша от торговли определяет также размер, на который увеличится потребление товаров 1 и 2 в каждой из стран.

  Если взять две страны, которые специализируются на производстве тех товаров, в которых у них есть сравнительное преимущество. Поэтому для страны I наиболее эффективный способ получать товар 2 заключается в том, чтобы производить больше товара 1 и обменивать его на товар 2. Для страны II, напротив, наиболее рациональный способ получить больше товара 1, заключается в том, чтобы произвести больше товара 2 и обменять его на товар 1.

  В последние десятилетия, и особенно в конце 80-х гг., общей тенденцией стало ухудшение условий торговли развивающихся стран и улучшение условий торговли большинства развитых стран, и прежде всего Японии (таблица 3.1).

          4.  Торговые барьеры.

          Несмотря на всю убедительность аргументов в пользу свободной торговли, в действительности на пути свободной торговли стоит большое количество барьеров.

1)  Пошлины.

Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они могут

вводиться с целью получения доходов для защиты. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны (например, для США - это олово, кофе и бананы). Ставки фискальных пошлин в основном невелики, и их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями. Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя, протекционистские пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке.

2)  Импортные квоты.

Страницы: 1, 2