рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Деятельность таможенного брокера рефераты

   Этот коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств должна покрываться за счет ликвидных активов.

3     Коэффициент текущей ликвидности - это обобщающий показатель, который определяется как отношение всех оборотных средств  к текущим обязательствам:

В общем случае коэффициент текущей ликвидности означает сколько раз можно покрыть краткосрочные обязательства, если ликвидировать все мобильные активы.

К числу критериев для оценки ликвидности можно отнести и показатель собственного оборотного капитала или, как его еще называют, работающего капитала. Он определяется как разность  между текущими активами и текущими пассивами предприятия.

    Предприятие ликвидно до тех пор, пока текущие активы превышают текущие пассивы, иными словами, пока оно обладает собственным оборотным капиталом. При этом минимальная величина собственного оборотного капитала должна быть не меньше величины краткосрочных обязательств.

 Оценка ликвидности ГУП «Желдорэкспедиция»  за 1999 год представлена в приложении 14.

По данным таблицы коэффициент абсолютной ликвидности = 0, что не соответствует нормативному значению, то есть предприятие не способно погасить свои срочные обязательства за счет денежных средств и других краткосрочных финансовых вложений.

По данным таблицы следует вывод, что предприятие можно считать условно ликвидным при условии активного погашения дебиторской задолженности, замедляющей оборачиваемость средств и снижающей коэффициенты ликвидности до уровня ниже нормативного.

В финансовые результаты «Желдорэкспедиции» свой вклад вносит и организованный в ее структуре отдел таможенных услуг, т.е. таможенный брокер. Как показано в приложении 15, каждый из четырех декларантов, работающих в отделе, за год увеличил объемы прибыли, приносимой предприятию. Этот рост обусловлен тем, что предприятия-участники внешнеэкономической деятельности, которые ранее пользовались услугами декларантов, числящихся в штате, или прибегали к услугам других таможенных брокеров, стали обращаться за помощью в декларировании и прохождении таможенных процедур к декларантам таможенного брокера «Желдорэкспедиция». Произошло это потому, что данное предприятие обладает значительным преимуществом перед конкурентами, а именно: имеет собственный склад временного хранения, что значительно снижает стоимость услуг по размещению груза на период таможенного оформления.

Обобщая результаты проведенного анализа можно сказать, что в 1999 году финансовое состояние предприятия «Желдорэкспедиция» было относительно устойчиво. Несмотря на близкие к критическим показатели, предприятию удалось сохранить стабильность и даже достичь некоторого роста. В течение года наблюдался прирост чистых активов, говорящий о том, что предприятие имеет надежную базу для привлечения инвестиций. Кроме того, произошел прирост ликвидных активов, и, несмотря на то, что обусловлено это, отчасти увеличением дебиторской задолженности, этот факт так же свидетельствует об увеличении ликвидности предприятия. В основном, обязательства предприятия обеспечиваются за счет собственных средств, о чем говорит коэффициент автономии, значение которого находится в допустимых пределах, но привлекает внимание рост кредиторской задолженности в течение анализируемого периода, что ослабляет финансовую устойчивость предприятия.  Не следует упускать из внимания и наличие задолженности по отгруженным товарам и услугам, говорящей о нарушении финансовых взаимоотношений с контрагентами, наличие дебиторской задолженности  тормозит развитие предприятия, так как средства, которые могли бы быть использованы для получения прибыли изъяты из оборота. Кроме того, настораживает уровень коэффициента текущей ликвидности, который ниже нормативного значения, чтобы не оказаться в кризисном состоянии предприятию необходимо разработать меры по повышению ликвидности. Для укрепления своего финансового состояния предприятию, в первую очередь, необходимо разработать меры по устранению дебиторской задолженности и по ускорению оборачиваемости оборотных средств.

2.3 Проблемы и перспективы деятельности таможенных брокеров

Деятельность современных таможенных брокеров должна, в скором будущем, произвести своего рода революцию на рынке таможенных услуг. На смену тысячам старых декларантов придут лишь несколько сотен новых брокерских структур. На первоначальном этапе в некоторых районах может даже возникнуть некий вакуум, когда не брокер ищет для себя клиентов, а клиенты сами становятся в очередь к брокеру.

Однако такой вакуум достаточно быстро заполнится, поскольку многие солидные предпринимательские структуры в принципе готовы получить лицензии, даже с учетом больших финансовых затрат.

Главная же проблема заключается в том, что старые декларанты, так называемые «черные брокеры», не спешат сдавать свои позиции. Возникает противоестественная конкуренция, в которой легальные брокеры пока проигрывают. Преимущество действующих уже фактически нелегально декларантов на договорной основе заключается в том, что хотя они и перекладывают всю ответственность за свои действия на лицо, перемещающее товары, при этом их услуги стоят значительно дешевле.

Национальная ассоциация таможенных брокеров, представляя интересы легальных предпринимательских структур в сфере таможенного дела, даже направляла обращение на имя председателя Государственного Таможенного Комитета РФ с просьбой принять самые жесткие административные меры, в том числе и правоохранительного характера, направленные на «отсечение» от таможенного оформления «черных брокеров».

ГТК России, также понимая необходимость наведения строгого порядка в сфере брокерских услуг, издал ряд правовых актов по данному вопросу.

В распоряжении ГТК России от 17.08.99 № 01-14/994 «Об упорядочении работы таможенного органа с декларантами товаров и транспортных средств»[6] содержится предписание таможенным органам при приеме ГТД и иных документов устанавливать и фиксировать сведения о физических лицах – представителях декларанта, об их полномочиях по таможенному оформлению, а также определять существующие между такими лицами и организацией, ввозящей-вывозящей товары, отношения трудового или гражданско-правового характера.

Дело в том, что помимо таможенных брокеров полномочиями по декларированию товаров, несомненно, обладает и сама организация, перемещающая товары и транспортные средства через таможенную границу, в связи с чем, представители «черных брокеров» стали выдавать себя за сотрудников таких организаций.

Приказом ГТК России от 1 октября 1999 г. № 665 «О мерах по упорядочению деятельности в сфере оказания услуг по таможенному делу»[7] предусмотрено:

1.   Организации, имеющие свидетельства таможенных органов РФ или бывшего СССР о признании в качестве декларанта, и их работники неправомочны осуществлять декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также совершать иные операции по таможенному оформлению в качестве декларанта на основе договора;

2.   Таможенные органы в соответствии со ст. 181 ТК РФ должны запретить организациям, не являющимся таможенными брокерами и их работникам осуществлять коммерческую деятельность, связанную с оказанием услуг по проведению операций по основному таможенному оформлению в зонах таможенного контроля;

3.   Владельцам складов временного хранения (СВХ) и таможенных складов (ТС) следовало до 1 января 2000 года расторгнуть договоры о сдаче в аренду либо передаче в пользование или владение иным способом помещений декларантам на договорной основе.

Наряду с этим руководство ГТК РФ продолжает ужесточать требования к легальным предпринимательским структурам, стремясь, с одной стороны, повысить уровень и качество предоставляемых ими услуг, а с другой – сделать их деятельность совершенно прозрачной и управляемой.

Существует необходимость в наведении порядка в другом коммерческом секторе таможенной инфраструктуры – в сфере деятельности складов временного хранения (СВХ) и таможенных складов (ТС). Правом осуществления деятельности в качестве таможенного брокера должны обладать только те организации, которые имеют на своем балансе склад временного хранения, и наоборот, все владельцы складов временного хранения должны получить лицензию таможенного брокера. Таким образом система размещения товара и его декларирования будет «закольцована». Председателем ГТК России уже предпринимаются конкретные шаги к решению этого вопроса.

Существует также проблема, связанная с тем, что в силу различных причин, организации не очень охотно, на данном этапе приобретают лицензии таможенного брокера. Слишком большие деньги нужно заплатить, чтобы стать таможенным брокером. Чтобы решить этот вопрос таможенные органы разработали предложение по снижению размеров обеспечения деятельности таможенного брокера с 50% (по ныне действующему положению) среднеквартальной суммы таможенных платежей, содержащейся в его бизнес-плане, т.е. портфеле заказов, с которыми брокер работает в течение определенного времени, например года, до 25%.

Вообще, вопрос о проблемах таможенных брокеров и таможенных органов, связанных с деятельностью таможенных брокеров, вставал уже неоднократно. Три стороны, участвующие в процессе таможенного оформления, а именно: таможенные органы, таможенный брокер и участник внешнеэкономической деятельности, заинтересованы каждый в своем:

а) таможенный брокер заинтересован в простых упорядоченных процедурах таможенного оформления и контроля, стабильности таможенных порядков и правил, их предсказуемости, приоритетности оформления и, на этой основе, в процветании своего бизнеса;

б) таможенные органы заинтересованы в сужении круга некомпетентных декларантов, в проведении операций по таможенному оформлению и контролю при взаимодействии с грамотными, специально подготовленными профессионалами, в повышении достоверности декларирования и в возможности маневра имеющимися штатными силами и средствами за счет передачи ряда функций таможенным брокерам.

в) участники внешнеэкономических связей заинтересованы в скорости оформления и выпуска без лишних затрат в их распоряжение перемещаемых ими товаров.

Существующая нормативная база носит двухуровневый характер для удовлетворения этих интересов:

а) Государственным таможенным комитетом определяются:

-     порядок получения таможенными брокерами информации и консультаций таможенных органов;

-     процедура подключения и допуска таможенных брокеров к определенным разделам информационных сетей таможенных органов для автоматической обработки информации и электронной передачи данных, необходимых для осуществления таможенными брокерами своей деятельности;

-     порядок упрощенного таможенного оформления товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенными брокерами;

-     порядок выполнения под контролем таможенных органов действий, относящихся к компетенции этих органов;

-     предел суммы сделки, при котором не требуется нотариальное удостоверение договора таможенного брокера с представляемым лицом.

б) не требуют нормативного акта ГТК России, т.е. решаются на местах следующие вопросы:

-     обеспечение приоритетного порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств декларируемых и предъявляемых таможенными брокерами;

-     учет и порядок использования сумм обеспечения ответственности таможенного брокера перед таможенными органами в процессе таможенного оформления;

-     порядок внесения таможенных платежей за представляемых физических лиц;

-     порядок доступа сотрудников таможенного брокера в зоны таможенного контроля в целях реализации ими своих прав, предоставленных действующими документами.

К сожалению, положение о нотариальном удостоверении договора брокера с представляемым лицом установленное ст. 157 ТК РФ, имеющего силу федерального закона, дискредитирует идею сокращения расходов представляемого лица за счет скорости таможенного оформления. Ставка за нотариальное удостоверение достигает 1,5% от суммы контракта представляемого лица. То есть за удостоверение договора, предусматривающего оказание услуг по контракту на $ 500 000, нотариусу следует заплатить $ 7 500. Это слишком большая и неоправданная сумма, и многие участники внешнеэкономической деятельности не готовы платить такие деньги за ускорение процесса таможенной очистки. В итоге, пока действует это положение, таможенные брокеры теряют огромный доход, а вместе с ними теряет доход и государство в части налогов и сборов.

Очередным шагом к созданию унифицированной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность таможенного брокера, можно считать изданный 31.08.2000 г. Приказ ГТК РФ № 784, утверждающий Порядок организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера. Порядок определяет комплекс контрольно-инспекционных мероприятий, проводимых в целях проверки деятельности брокера, виды, процедуру и сроки проверки, предоставляемую для проверки документацию, а также возможные санкции в случае выявления фактов нарушения брокером таможенного и иного законодательства.

Вместе с тем новый документ, по предварительной оценке, содержит ряд положений, допускающих двойное, если не тройное толкование. В частности, пункт 6 раздела I допускает привлечение к проверке деятельности таможенного брокера, помимо сотрудников таможенного органа, также специалистов других организаций, независимо от форм собственности и подчиненности. Потенциально  это может означать, что проверка деятельности брокера может осуществляться и ООО и ЗАО и т.д. Поэтому рассчитывать на то, что новый Порядок сразу позволит решить накопившиеся противоречия, не стоит.

Отсутствие четкого описания основ деятельности таможенного брокера создает сложности в работе и самих брокеров и таможни, препятствуя выработке цивилизованных правил игры на рынке таможенных услуг.

Действующий на сегодня Таможенный Кодекс не обеспечивает в достаточной мере механизмов, которые, поощряя конкуренцию между лицензированными брокерами, работающими на законных основаниях и, своими отчислениями, пополняющими казну, одновременно закрывали бы дорогу на рынок таможенных услуг нелегальным и полулегальным посредникам. В результате в проигрыше оказывается как государство, так и брокеры: первое теряет бюджетные поступления, вторые – клиентов, которые соблазняются низкими ставками нелегалов. Поэтому в выработке единой нормативно-правовой базы, которая способствовала бы созданию благоприятного климата на рынке таможенных услуг, заинтересованы и сами профессиональные брокеры и государство.

Еще одной проблемой, стоящей сегодня перед таможенными брокерами, является недоверчивое, а в ряде случаев негативное отношение к брокерству сотрудников таможенных органов, вызванное недоверием к относительно новым участникам рынка таможенных услуг.

В пределах предприятия «Желдорэкспедиция» существует проблема внутреннего контроля за деятельностью декларантов, т.к. до конца не определена система отчетности декларанта по проведенным через таможню декларациям. За декларирование предприятие получает оплату как по безналичному расчету, так и в наличной форме, при которой деньги платятся непосредственно декларанту, который, несмотря на то, что он обязан сдать их в кассу предприятия, может, по своему желанию, этого не делать. Со дня введения в действие Положения о таможенном брокере прошло уже достаточно времени, допущен ряд ошибок и недоработок. В целях эффективного их устранения, на мой взгляд, необходимо воплотить в жизнь ряд мер, направленных на усовершенствование взаимоотношений таможенного брокера с участниками внешнеэкономической деятельности и с таможенными органами, а именно:

- разработать систему информирования таможенным органом  таможенного брокера о количестве проведенных за определенный период деклараций;

-     разработать и утвердить приказ, регламентирующий порядок выдачи лицензий на учреждение складов временного хранения предприятиям железнодорожного транспорта;

-     разработать порядок предъявления железным дорогам претензий таможенными органами по делам о нарушении таможенных правил;

-     поддержать инициативу создания рабочей группы МПС РФ и ГТК России по выработке новых и совершению совместных нормативно-правовых документов по взаимодействию железных дорог и таможенных органов при перевозках внешнеторговых грузов.

Выполнение этих мероприятий позволит таможне и железной дороге работать без взаимных претензий и увеличить тем самым количество внешнеторговых перевозок.

Заключение

В условиях активной интеграции России в мировое хозяйство, активизации внешнеэкономической деятельности, возникновение таможенного брокерства – необходимый шаг к цивилизованному развитию внешнеэкономических связей, а так же к значительному упрощению взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономических связей, снижению уровня нарушений и преступлений на таможне.

Введение в действие института таможенных брокеров – крупномасштабная общероссийская акция, затрагивающая как участников ВЭД, так и таможенные органы, и Государственный Таможенный Комитет РФ очень серьезно подошел к проработке поэтапного механизма интеграции создаваемых субъектов в общую систему регулирования внешнеэкономической деятельности. Механизм получения лицензии на деятельность таможенного брокера, довольно сложен, и процедуру эту по силам пройти только надежной организации, зарекомендовавшей себя  как надежного участника рынка, с устойчивым финансовым положением, имеющей в штате грамотных, аттестованных специалистов, способных максимально ускорить и рационализировать процесс прохождения таможенных формальностей. Кроме того, деятельность таможенного брокера по таможенному оформлению товаров и транспортных средств строго регламентирована и подлежит обязательному контролю со стороны таможенных органов. Это снижает вероятность правонарушений при декларировании грузов и риск участников внешнеэкономических связей пострадать от некачественно оказанных услуг.

Рассматривая деятельность таможенного брокера на примере ГУП «Желдорэкспедиция» видно, что работа с таможенным брокером  позволит  участникам внешнеэкономической деятельности  добиться  стабильного  успеха. Учитывая  прогрессивное  развитие  «Желдорэкспедиции»,  ее  филиалов,  видна реальная возможность  дальнейшего  увеличения  объемов  деятельности экспедиторской  структуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9