рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Подбор цвета в керамике и металлокерамике рефераты

Авторы статьи считают оправданным изготовление зубным техником дополнительной (для индивидуального использования) шкалы расцветок по наиболее часто применяемым им комбинациям керамических масс.

Установленный цвет должен быть продемонстрирован пациенту и согласован с ним. Это необходимо по этическим нормам и в определенной степени обеспечит клиницисту юридическую независимость при условии возникновения в последующем дискуссий относительно цвета керамического покрытия готового протеза.

Пациенты при совместном обсуждении цвета, как правило, склоняются к более светлым тонам с оговорками “брошу курить”, “буду отбеливать зубы” и т.д. Клиницист обязан принять оптимальное решение с учетом имеющихся условий и реальных пожеланий пациента. Но при необоснованности пожеланий последнего необходимо убедить его в принятии правильного совместного решения.

При сложной цветовой позиции Абакаров С.И., Абакарова Д.С. (2001) считают оправданным изготовление диагностического керамического образца и изучение его в сравнении с естественными зубами пациента.

В клинической практике наблюдаются случаи, когда на этапе припасовки и определения  соответствия цвета готовой керамической коронки заданному, устанавливается гармоничное цветосочетание, однако после ее фиксации постоянным цементом, который был использован произвольно определяется расхождение в цвете. Поэтому при изготовлении цельнокерамических протезов, используемый для фиксации цемент, авторы статьи рекомендуют дифференцировать по цветовым оттенкам.

3. ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦВЕТА.

Профессия врача-стоматолога такова, что приходится сочетать умственный труд с физическим,  где имеется зависимость от факторов производственной среды. Известно, что значительная часть трудовых операций (до 90%) в стоматологии выполняется под контролем зрения. При этом определенный процент проводимых манипуляций совершается на грани различительной способности глаза (Абакаров С.И., Абакарова Д.С., 2001).

Высококвалифицированное выполнение миниатюрных операций возможно только при сохранении высокой зрительной и общей работоспособности клинициста на протяжении всего рабочего периода. Ряд авторов справедливо отмечает, что для сохранения высокого рабочего потенциала специалиста требуется не только создание общих условий освещения, а необходимо правильное  цветовое оформление производственного кабинета и рациональное освещение конкретного рабочего места.

 Во многих источниках встречаются различные мнения авторов по поводу условий для оптимального определения цвета при протезировании металлокерамическими и цельнокерамическими конструкциями.

 Эрнст А. Хегенбарт (1993) считает, что для оптимального восприятия цвета зубов предпочтителен    

Ø  нейтральный дневной свет, падающий с северной стороны: он принят за стандарт. Причем уровень освещенности зуба не должен превышать 1500 лк (Абакаров С.И., Абакарова Д.С., 2001). В соответствии с этим стандартом разработаны искусственные источники освещения для рабочих мест врача-стоматолога и зубного техника.

Установлено, что гигиенический минимум естественной освещенности для помещений с длительным пребыванием людей составляет 200 лк. Это определило допустимую степень снижения норм естественного освещения в помещениях с совмещенным освещением – не менее 60% значений коэффициента естественного освещения (Абакаров С.И., Абакарова Д.С., 2001). Безусловно, предпочтение следует отдавать естественному освещению, хотя в последние годы разработаны искусственные источники света, соответствующие стандартным показателям светопередачи и обеспечивающие необходимое освещение рабочих мест. Сравнительная оценка влияния различных источников искусственного освещения (люминесцентная лампа, лампа накаливания, дуговая ртутная лампа) на цветовосприятие позволила выявить зависимость изменения цветовых характеристик основных цветов спектра от условий освещения их источниками света различного спектрального состава. Установлено, что люминесцентные лампы (типа ЛД, ЛХЕ, ЛДУ) с физиолого-гигиенических позиций наиболее благоприятны к использованию в учреждениях, где работа связана с цветоразличием (Абакаров С.И., Абакарова Д.С., 2001).

Ø  Важно также рассчитать количество света, падающего на исследуемые зубы.

Избыточное количество света также дезориентирует специалиста, который в своей работе будет склоняться к более светлым тонам. Большое увеличение интенсивности света вызывает значительные изменения в цветовом зрении. Исследования Ж. М. Кудряшовой и Э.С.Котовой (1971) (по Абакарову С.И., Абакаровой Д.С.,2001) показали, что снижение у нормальных трихроматов цветовой и яркостной контрастной чувствительности, уровня функциональной хроматической устойчивости ведет к снижению и потере цветоразличия.

Из качественных характеристик освещения, оказывающих влияние на функцию зрения, Соснова Т.Л. (1984) (по Абакарову С.И., Абакаровой Д.С., 2001) отмечает распределение яркости и наличие блескости в поле зрения. При переводе взгляда с одной поверхности на другую, резко отличающуюся по яркости, происходит адаптация глаз, поэтому перепады яркостей не должны превышать соотношение 1:3.

Ø  На определение цвета зубов также влияет цвет стен, потолка, пола и штор,

мебели и т.д.

Искаженное восприятие цвета возможно при наличии ярко насыщенных цветов вокруг рабочего места. По результатам исследований Н. И. Фроловой (2000) цвето-световая среда рабочего места врача-стоматолога должна иметь достаточный уровень искусственной освещенности: люминесцентными лампами не менее 500 лк или лампами накаливания не менее 200 лк. Стены, потолок и пол стоматологического кабинета, а также имеющееся оборудование и мебель должны иметь оптимальную цветовую гамму (желто-зелено-голубая) с коэффициентом отражения не ниже 40%. Даже отражение от цветных халатов может существенно повлиять на цвет естественных зубов и расцветки. Однако, как считает Э.А. Хегенбарт (1993),  идеальной является комбинация нейтрального серого цвета стен и освещение соответствующею уровня яркости.

Ø  Свойство взаимодействия различных ощущений обусловливает необходимость учитывать окружающую обстановку, а именно в рабочей комнате не должно быть посторонних звуков, тем более шумов, вспышек света, пыли, температурного дискомфорта, которые могут повлиять на эффективность эстетического лечения (Луцкая И.К. с соавторами, 2001).

Ø  Большая проблема при определении цвета - это его интерпретация специалистом. Даже если у всех людей была бы одинаковая по структуре сетчатка глаза, интерпретация (восприятие) цвета осталась бы субъективной из-за различий в способностях воспринимать цвет.

Определенные условия для дезориентированного восприятия цвета создаются после утомительных  предшествующих этапов ортопедического лечения (препарирования большого количества зубов, получения оттисков с ретракцией десны, припасовки сложных цельнолитых каркасов и др.). Подбор нужного оттенка цвета рекомендуется проводить при увлажненных зубах  до их препарирования (Абакаров С.И., Абакарова Д.С., 2001).

Луцкая И.К. с соавторами (2001) считают, что в оценке качеств объекта обследования должно участвовать не менее 3 наблюдателей и приниматься во внимание не менее двух совпадений мнений. Поскольку порог чувствительности анализатора зависит от длительности воздействия, то рассматривание и оценка окраски не может проводиться вскользь, второпях, однако длительное рассматривание также снижает объективность восприятия цвета. 20-30 сек для оценки каждого участка - оптимальное время.

Майстренко А.А., Толчек Л.Г. (2001) считают, что лучше если зубной техник будет определять цвет при тех же условиях освещения, в которых будет делаться та или иная работа. Тем более, что он будет видеть те нюансы цвета, которые очень трудно передать на словах. 

Наличие губной помады, ярких румян и других контрастных по цвету лицевых наложений также могут влиять отвлекающе на цветовосприятие.

Ø  Следует  считать эффективными предложения определять цвет при условии изолирования зубных рядов от окружающих тканей с помощью перфорированных салфеток, кофердама и др. При определении цвета не стоит отвлекаться на изучение других показателей ротовой полости (форма, положение зубов, пломбы и их качество, зубные отложения, состояние десен и д.р.), а сосредоточиться только на поставленной  задаче (Абакаров С.И., Абакарова Д.С., 2001).

 Луцкая И.К. (2001) предлагает использовать постоянный фон при определении цвета реставрации в полости рта.

Эталонным фоном в стоматологии принято считать серый цвет с отражающей
способностью 18%. Используется именно серый фон в связи с тем, что он не
создает резкого контраста оттенкам зуба. Серый цвет практически не форми-
рует так называемую следовую реакцию (после голубого цвета, например,
появляется ощущение оранжевого). Выпускаются специальной формы серые
карты, с вырезкой в центральной части, что позволяет сопоставить и сравнить
естественный зуб с эталоном.

Физиологическая сущность использования специальных карточек заключается в
следующем: при рассматривании и сравнении зуба и образца на сером фоне палочки и
колбочки сетчатки глаза быстро восстанавливают свои способности ощущать и
дифференцировать даже слабые оттенки цвета. Использование специальных серых
пластин (Pensler Shield) снимает много проблем при подборе нужного тона.
Независимо от угла зрения исключается влияние бликов или контрастов.

При выборе основного цвета очень важно знать и учитывать фон зубов в полости рта пациента (Полевский Г.Г., Гусев А.В., 2001). Цвет десны является важным фактором при определении цвета, поскольку из-за красновато-фиолетового оттенка этой зоны при ее анализе возникают так называемые контрастные эффекты. Этот феномен возникает, поскольку с помощью обычных цветовых индикаторов цвет определяется без учета розовых участков десны на темном фоне полости рта. При этом контрастном эффекте интенсивная красно-фиолетовая окраска десны явно способствует снижению чувстви-тельности в этом диапазоне цветового спектра. Чтобы сохранить чувствительность, наш мозг заменяет избыток красного дополнительным цветом, т.е. мы видим красно-фиолетовый и думаем о дополнительном зелено-желтом. Вследствие этого уже при определении цвета принимаются ошибочные решения, которые невозможно исправить и при изготовлении работ в лаборатории. Только при установке протеза в полость рта часто выясняется, что протез имеет зеленоватый оттенок, недостаточно насыщенный тон, воспринимается неживым, хотя цвет соответствует образцу. Цветовой индикатор Gumy®” системы “Наlо Vintage открывает возможности нивелирования этого феномена, как считают авторы статьи. Этот цветовой индикатор цвета десны, в который могут вставляться образцы из расцветки, выпускается светлого, среднего и темного оттенка, что позволяет нейтрализовать контрастный эффект при определении цвета. 

Ø  Определяя  цвет керамического и металлокерамического протеза, следует учитывать индивидуальные особенности каждой из указанных конструкций. Цвет цельнокерамического протеза при правильном его определении, как правило, соответствует заданному. Металлокерамический  протез требует более точного послойного расчета, так как неправильное соотношение толщины цельнолитого каркаса и слоев керамического покрытия может влиять на цвет готовой конструкции (Абакаров С.И., Абакарова Д.С., 2001).

Ø  Исключить явление метамеризма (влияние источника света на восприятие цветов) удается, проводя оценку оттенков при естественном, а затем уточнение при искусственном освещении (Луцкая И.К. с соавт., 2001).

4. ВОЗМОЖНОСТИ ВОССОЗДАНИЯ ЦВЕТА ЕСТЕСТВЕННЫХ ЗУБОВ.

История  развития керамических материалов

Исходным материалом для производства керамических зубных протезов стал измельченный фарфор. Это керамическое вещество характеризуется незначительной пористостью, обычно имеет белую окраску и обладает светопропускаемостью. Информация о фарфоре и методах его производства в Европе пришла в XVII веке из восточно-азиатских стран. В 1655 г. в голландском городе Делфт на королевской фарфоровой мануфактуре было основано производство фарфора. Белый фарфор появился в Европе в 1709 г, способ его производства был разработан алхимиком Иоганном Фридрихом Бетгером, а производство художественного фарфора было основано через год в саксонском городе Мишень. Из Мишени оно распространилось до французского Страсбурга (1709), австрийской Вены (1718), прусского Берлина (1750) и других городов Европы. В Чехии фарфор стали производить в 1790 г. в Равенсгрюне у Карловых Вар.

В 1755 г. во французском городе Севр Маккер разработал технологию производ-ства костяного или фосфатного фарфора. Он отличался прозрачностью и прекрасным бе-лым цветом, который достигался путем добавления костяной муки, содержащей прибли-зительно 85% Са3(РО4)2  от общего объема. Производство фарфоровых зубов было осно-вано в конце XVIII века во Франции. Первые фарфоровые зубы были изготовлены фран-цузским дантистом Николя де Шема. Технология производства была описана Г.Фанци в 1808 г. В промышленном масштабе это технология стала использоваться в Филадельфии (США). В конце 40-х годов прошлого века К.Эш и И.Корбе начали в Лондоне производ-ство штифтовых фарфоровых зубов. Зубы, снабженные металлическим штифтом, закле-пывались но металлическом базисе протеза. Первая фабрика по производству фарфоровых зубов была основана в Германии в 1893 г. Ф.А Винандом.

И по сей день замена естественных зубов искуственными  - одна из самых сложных задач ортопедической стоматологии.

Техника и материалы для воссоздания естественных зубов.

До недавнего времени одним из главных недостатков металлокерамических протезов было наличие тонкого металлического края в области контакта с десной, что вело к появлению сразу двух проблем, одна из которых связано с эстетикой, а другая — с раздражением периодонтальных тканей. Schaffer H. (по Дьяконенко Е.Е., 2001) отмечает, что тонкая черная линия металла, просвечивая сквозь десну, существенно ухудшает эс-
тетический вид металлокерамического протеза. Кроме того, прямой контакт металли-
ческого края зубного протеза с десной может вызвать раздражение последней.
По данным R. Bucher с соавт.  (по Дьяконенко Е.Е., 2001), контактная (постпротезная) гиперплазия десневого края от всех видов гиперплазии составляет 18%. Чаще  обнаружи-вается у женщин. Клиническая картина не имеет особенностей: выявляются значительная гиперемия и отечность десневого края.

Для решения этих проблем специалистами фирмы “Норитакэ” был разработан краевой фарфор, позволяющий быстро смоделировать керамический десневой край, обладающий идеальной биосовместимостью с периодонтальными тканями (Дьяконенко Е.Е., 2001). Краевой фарфор “Норитакэ” предназначен для совместного использования с супер-фарфором ЕХ-3 и обладает следующими отличительными особенностями:

1) широкий ассортимент расцветок. В каждом наборе краевого фарфора “Норитакэ” содержится 13 основных расцветок, 1 порошок для ретуширования и 1 порошок для разбавления. Кроме того, в набор входят 5 модификаторов расцветок;

2) обеспечение точного прилегания краев реставрации. Даже при многократных обжигах, независимо от выбранного режима, края коронки или мостовидного протеза не оплавляются и поэтому хорошо прилегают к штампику. Хорошему прилеганию краев способствует также малая усадка краевого фарфора при обжиге;

3) стабильное термическое расширение. Температурный коэффициент линейного расширения (ТКЛР) краевого фарфора не зависит от условий обжига. Кроме того, ТКЛР краевого фарфора соответствует коэффициентом термического расширения остальных слоев керамического покрытия, поэтому вероятность трещин и откола фарфора чрезвы-
чайно мала;

4) стойкость к позеленению, вызванному серебром. Даже при использовании полудрагоценных сплавов, содержащих серебро, вероятность позеленения краевого фарфора невелика;

5) гладкая внешняя поверхность керамического края предотвращает образование бактериального налета и предохраняет ткани десен от повреждения.

Итак, каждый естественный зуб имеет свой собственный цвет и набор индиви-дуальных и возрастных особенностей, и число вариантов окраски зубов в природе безгранично. Как считает Х.Аосима (2001), невозможно передать такое многообразие оттенков и замысловатые сочетания разных эффектов в пределах одной коронки только с помощью стандартной техники послойного нанесения керамической массы на поверхность металлического каркаса зубного протеза; такую окраску невозможно создать, пользуясь только эмалевой, дентиновой и прозрачной массами от любого известного производителя.

До недавнего времени для имитации индивидуальных и возрастных особенностей натуральных зубов пациента, после завершения работы над созданием основной анатомической формы коронки, ее поверхность раскрашивали надглазурными краси-телями.

Однако, при подкрашивании поверхности готовой коронки, трудно передать глубину эффекта естественных зубов, поэтому зубные протезы, раскрашенные по поверхности, заметно отличаются по внешнему виду от них.

Если же говорить о моделировании многослойного керамического покрытия с применением интенсивно окрашенных порошков фарфора (интенсивов) для создания глубинных эффектов, то подобный способ моделирования приводил к появлению ряда проблем, приведенных  автором статьи ниже:

1. поскольку керамическое покрытие наносили с учетом последующей усадки керамики в процессе обжига, то существовала вероятность смещения воспроизводимого эффекта после обжига с мести его первоначального нанесения;

2. шлифовка зубного протеза и нанесение дополнительных порций фарфора для кор-рекции анатомической формы могли также вызвать смещение или утрату воспроиз-водимого эффекта;

3. конденсация нанесенного слоя керамического покрытия могла привести к расплыва-нию смоделированного эффекта;

4. без проведения обжига невозможно было увидеть сочетание воспроизводимого эффекта с основной расцветкой используемого фарфора;

5. для того, чтобы получить требуемый оттенок воспроизводимого эффекта, интенсивы следовало смешивать с фарфорами основных расцветок. При выборе расцветки фарфора для смешивания с интенсивами также возникали проблемы.

Страницы: 1, 2, 3