рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Технология социальной работы рефераты

Реферат: Технология социальной работы

          ВВЕДЕНИЕ

1.       СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

          1.1. Социальный статус человека в старости

          1.2. Особенности психологического характера

                 пожилых людей

          1.3. Социальная защита пожилых людей и

                 модели социального обслуживания

          1.4. Центры социального обслуживания

          1.5. Социальное обслуживание

2.       НАВЫКИ И УМЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

          В РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

          2.1. Значение общения в социальной сфере, функции и роль      

          2.2. Общение, как инструмент социальной работы

          2.3. Этическая ответственность перед профессией

3.       ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛИЕН-

          ТАМИ: БЕСЕДА, ОЦЕНОЧНЫЙ АНАЛИЗ, ВЕДЕНИЕ

           ЗАПИСЕЙ

          3.1. Беседа с клиентами

          3.2. Оценочный анализ

          3.3. Ведение записей

4.       ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ..   

          ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Переходный период в России характеризуется не только сложной экономической и политической ситуацией, но и своеобразным “шоком”, крушением надежд и чаяний большой части населения. И, в первую очередь, это касается пожилых людей, т.к. люди молодые и среднего возраста живут более активной и разнообразной жизнью. Пожилые же люди, обретая статус пенсионера, лишь частично участвуют в жизни общества. Традиционное ограничение ролью воспитателя внуков - не всегда справедливо, потому что многие из них еще могут активно и плодотворно трудиться.

Немаловажно и то, что в специфических российских условиях старшее поколение в связи с периодом перестройки и отрицанием всех ценностей и достижений доперестроечного периода испытывает чувство глубокой обиды и разочарования: вся их жизнь и работа, посвященные труду на благо общества, нередко признаются бесполезными, ненужными.

Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить дефицит общения и, разумеется, как обеспечить удовлетворение  его потребностей в социальном и медицинском обслуживании - все эти вопросы волнуют не только социальные службы и исследователей проблем социальной работы в России, но и общественность всего мира. Человечество стареет и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться и на глобальном уровне.

Однако следует отметить, что экономическая ситуация в России такова, что обстоятельства побуждают пожилых людей активизировать свою позицию, жить более насыщенной жизнью, продолжать работу и после пенсионного возраста.

Поэтому очень важно, чтобы общество, учитывая все экономические, политические и демографические факторы, способствовало продлению активной трудовой деятельности пожилых людей.

В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно больше. Многие социальные работники полагают, что им достаточно житейского опыта, чтобы работать с пожилыми людьми. Однако это не так. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической  социальной работе. Следовательно, можно как вывод говорить о важности знания теории и практики социальной работы.

1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

1.1. Социальный статус человека в старости

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых  людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире. Достаточно сказать, что в настоящее время пенсии и пособия в Российской Федерации получают 35,5 миллиона человек. И если в 1957 г. на 1000 человек населения приходилось 89 пенсионеров, то в 1993 г. - 239 человек. А на нужды социального обеспечения в 1995 г., например, расходовалось менее 5% национального дохода страны, в 1990 г. уже 13,5%. В 1993 г. на выплату пенсий было израсходовано 9,7 триллиона рублей, или, по существу, каждый четвертый рубль от фонда заработной платы поступал и поступает в Пенсионный фонд РФ.

Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества, особенно сейчас, в условиях перехода к рыночной  экономике.

В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные  возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности.

Следует отметить, что к проблеме старости и ее определения, ученые и практики подходили и подходят с разных точек зрения биологической, физиологической, психологической, функциональной, хронологической, социологической и др. А отсюда и специфика решения проблем общественного и социального положения, роли и места в семье, а организации социального обеспечения и обслуживания, социальной реабилитации, социального попечительства над пожилыми людьми и т.д.

Нельзя забывать и о том, что процесс старения у отдельных групп населения и индивидов происходит далеко неодинаково.

Таким образом, характеризуя категорию пожилых людей как социальную или вернее, как социально-демографическую, необходимо принимать во внимание возрастные особенности внутри смой группы людей.

Как известно, на практике пожилыми людьми обычно считают людей, вышедших на пенсию. Однако, это мерило не может быть универсальным, так как пенсионный возраст в разных странах различен. Вместе с тем, женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в нашей стране, они имеют право получать пенсию по старости с 55 лет, тогда как мужчины - с 60 лет. К тому же Законом “О пенсионном обеспечении в РСФСР”предусмотрены различия в пенсионном возрасте и для разных социально-профессиональных групп. Тем не менее в подавляющем большинстве стран мира к пожилым людям относят граждан в возрасте 60 лет и старше.

Для социального работника чрезвычайно важное значение имеет также целый ряд факторов социального и психологического характера, связанных с образом и уровнем жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и др.

Практика свидетельствует о том, что пожилые - это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные;  проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и т.д.

Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, социальному работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным о достижениям науки и практики в этом направлении. Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, прежде всего негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды.

С переходом в категорию пожилых людей. пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как  смысл жизни, счастье, добро и зло и др. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения.

С возрастом изменяется ценностная иерархия самооценок.  Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше - внутреннему и физическому состоянию. Меняется временная перспектива пожилых людей. Уход в прошлое типичен лишь для глубоких стариков, остальные больше думают и говорят о будущем. В сознании пожилого человека ближайшее будущее начинает преобладать над отдаленным, короче становятся личные жизненные перспективы. Ближе к старости время кажется более быстротекущим, но менее заполненным различными событиями. При этом, люди, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные - прошлому. Первые, поэтому, более оптимистичны и больше верят в будущее.

Но возраст все-таки есть возраст. Старость приносит с собой и изменение привычных жизненных стандартов, и болезни, и тяжелые душевные переживания. Пожилые люди оказываются на обочине жизни. Речь идет не только и не столько о материальных трудностях (хотя и они играют существенную роль), сколько о трудностях психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности - все это ведет к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности. Ситуация, однако, такова, что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста и, следовательно, есть необходимость специальной организации помощи пожилому человеку.


1.2. Особенности психологического характера пожилых людей

Надо стараться понять особенности, которые определяются, по крайней мере, двумя характерными чертами стиля жизни пожилых людей.

Как правило, жизнь пожилого человека не богата  разнообразными событиями. Однако эти события заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. Так, приход врача - это событие, которое может заполнить весь день. Поход в магазин тоже событие, к которому следует тщательно готовиться, а затем не менее тщательно переживать его. Иными словами, происходит гипертрофированность, “растягивание”событий. Событие, которое воспринимается более молодыми как незначительный эпизод, для старого человека становится делом целого дня. Помимо “растянутости”событий заполненность жизни может осуществляться путем гипертрофированности какой-либо одной сферы жизнедеятельности.

Вторая особенность определяется своеобразным ощущением времени. Во-первых, пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем - отсюда запасливость, бережливость, осторожность пожилых людей. Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, его ценности. Во-вторых, бег времени в пожилом возрасте замедляется и становится более плавным.

Больше того, потенциал пожилого человека чаще всего внешне не соответствует (или соответствует очень мало) менталитету новых поколений. Но у них всех есть общая основа, куда более значимая, чем расхождения, - общечеловеческие ценности. У старшего человека они прошли все индивидуальное бытие, у молодого - чаще всего существенно иное. Нарушение преемственности поколений, предполагающей - если исходить из принципа природосообразности, что старшее существует ради младших и умирает, оставляя им жизнь, - нарушение такого единства болезненно для всех и во все времена.

В целом, невостребованность пожилого человека входит в противоречие с общественной сущностью человека. Значит, надо ее подкрепить, в том числе социально. В частности, средствами социальной работы, в доступных ей сферах, чтобы по возможности смягчить ситуацию.

Смысл социальной работы - социальная реабилитация. В данном случае такая реабилитация - это действительное восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми (пусть в меньшей мере и в иных статусах), но превращение - и это самое главное! - пожилого человека из объекта социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы, невостребованности происходит на основе собственного житейского ( в т.ч. профессионального, семейного) опыта. Важно не только давать человеку, но и помочь ему продолжать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение  доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается нужным. Очень часто пожилые люди живут отдельно от семей, и поэтому им бывает не под силу справиться со своими недомоганиями и одиночеством. И если раньше основная ответственность за пожилых лежала на  семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты населения.

1.3. Социальная защита пожилых людей и модели

                         социального обслуживания.

Социальная защита пожилых людей на современном этапе осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.

В соответствии с действующим законодательством социальное обеспечение престарелых граждан направлено на защиту материального положения, оказание денежной и натуральной помощи, укрепление системы социального обслуживания людей.

Однако несмотря на постоянный рост минимального размера пенсий, на 1 ноября 1994 г. он составлял всего 34440 руб., тогда как прожиточный минимум, например, только в г.Москве составлял в ноябре 1994 г. 60 тыс.руб. Статистика показывает, что свыше 80% пенсионеров получают пенсию в размере 1,0-1,5 минимума, а каждый десятый пенсионер - в размере только минимального размера пенсий. Предполагалось, что в 1994 г. пенсия должна была возрасти на 250-280%, а практически же была увеличена всего на 150%, т.е. в 2 раза меньше. В то же время число пенсионеров только за первое полугодие 1994 г. увеличилось на 0,5 млн.человек.

Правительство РФ совместно с органами социальной защиты населения принимает конкретные меры для того, чтобы обеспечить постепенный переход к формированию системы пенсионного обеспечения на основе более полной реализации принципов социального страхования, введения механизма учета трудового вклада работающих граждан, развития негосударственных пенсионных фондов и др.

Значительную помощь пожилым людям оказывают местные органы власти.

Так, например, правительство Москвы с 1 июля 1993 г. увеличило дифференцированные доплаты неработающим пенсионерам. Установлены льготы различным категориям престарелых по оплате жилья, бесплатному отпуску лекарств по рецептам врачей, по оплате телефона и др.  Ежегодно дополнительно к федеральным бюджетным средствам выделяется около 10 млрд.рублей из средств Москвы на социальное обеспечение. Органы социальной защиты Москвы обслуживают 2,4 млн. получателей пенсий, пособий.  Правительство столицы ежегодно утверждает и реализует программы по социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, в т.ч. пенсионеров.

В Российской Федерации сложилось и действуют несколько моделей социального обслуживания пожилых людей.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях.

Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются: предоставление государственных гарантий; обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступности; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан; приоритет мер по социальной адаптации и др.

Важнейшими моделями  социального обслуживания стали такие, как социальное обслуживание на дому; полустационарное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; предоставление жилой площади в специальных ломах для престарелых и т.д.

В 1994 г. в системе социальной защиты РФ действовало 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 9000 отделений социальной помощи на дому, а также  целый ряд других учреждений социальной помощи, в том числе  и психолого-педагогической и экстренной психологической помощи и т.п.


1.4. Центры социального обслуживания

Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания и реабилитации инвалидов и престарелых.

В соответствии с Положением, центры могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания: отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др.

В задачи центра входит выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке; определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания населения; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.

К примеру, центры социального обслуживания пенсионеров имеются сейчас в каждом административном округе г.Москвы и их организация продолжается. В 1993 г. в 34 таких центрах и созданных при них 647 отделениях социальной помощи на дому обслуживалось 52 тыс.пенсионеров. В 13 центрах социального обслуживания функционировали отделения дневного пребывания, в 27 - пункты  срочной социальной помощи, а задачу последних входило оказание экстренной помощи медикаментами, продуктами, одеждой и обувью, бесплатным питанием и ночлегом нуждающихся в этом граждан и т.д.

Важнейшей частью работы центра является социальной обслуживание на дому одиноких пожилых людей: закупка и доставка продуктов, обеспечение лекарствами, организация  уборки в квартире, различные социально-бытовые услуги и их оплата (сдача белья в прачечную, одежды в чистку, утепление оконных рам и дверей и т.п.), информирование и консультирование и др.

Страницы: 1, 2, 3