Реферат: Теоретическая социология
Поведение человека определяется
структурой его личности, его соц. ролью. Важной заслугой Мида является
разработка им ролевой теории личности, согласно которой сущность личности, ее
богатство и своеобразие определяются и проявляются прежде всего через
выполняемые ею соц. роли, а сама соц. деятельность личности представляется как
совокупность ее соц. ролей, зафиксированных в систеие языковых и других
символов. Через процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность
людей
представлять себя в качестве объектов
своей собственной мысли. Социолог различает 2 аспекта формирования самости:
1)я (соотв. английскому "i") -
спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя
2)я (соотв. английскому "me") - это
то, как люди видят себя, но глазами других.
2 стадии развития самости:
1)стадия игра (play) - ребенок
играет роли, которые не являются собственно его (отец, доктор);
2)стадия соревнования (game) - принимая
участие в соревновании (футбол), дети видят себя со стороны других участников.
Любое организованное сообщество,
которое обеспечивает индивиду организованность, Мид называет обобщенным другим.
Индивиды видят себя с точки зрения обобщенного другого. (труд "Сознание,
самость и общество").
Ученик Мида американский социолог и соц.
психолог Герберт Блумер развил дальше исходные основы символического
интеракционизма. По Блумеру С.И. покоится на 3 базовых посылках:
1) Люди скорее
действуют на основе значений, которые они придают
предметам и
событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как
соц. силы. С.И.
предлагает детерминизм значений.
2) Значения
являются не столько фиксированными, сформулированными
заранее, сколько
создаются, развиваются и изменяются в интеракционных
ситуациях.
3) Значения
являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены
в интеракционных
контекстах.
Значительное место в работах Блумер
уделил коллективному поведению людей. Основу коллективного поведения составляют
общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако часто
можно наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые
страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся
значений, привычных форм существования. Блумер выделяет такие формы
спонтанного поведения, как:
-- толчея,
-- коллективное
возбуждение,
-- соц.
инфекция,
которые при опр. условиях способны
вылиться в новые формы группового и институционального поведения:
-- действующая
толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений
и ожидании, нет
признанного лидерства);
-- экспрессивная
толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные
танцы - как
эмоциональная разрядка от тревожащих значений);
-- масса
(спонтанное коллективное группирование людей, которые
возбуждены
значением какого-либо события);
--
общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды
взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические
действия). Наряду со спонтанными группами Блумером были исследованы и
устойчивые, фиксированные формы соц. поведения - общие и специфические соц.
движения, экспрессивные движения, а также возрожденческие и националистические
движения, которые имеют структурную организацию и формируются на основе общепризнанных
значений.
Феноменология А. Шюца и П. Бергера
Феноменология - социологическая
парадигма, основанная на философии Э.Гуссерля (1859-1938), согласно которой
индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных значений,
приобретенных в процессе социализации. Отсюда следует, что общество - часть
человеческого творения. Основателем этого соц. направления был
австро-американский философ и социолог Альфред Щюц (1899-1959), разработавший
своеобразную разновидность "понимающей социологии". Его основные
труды:
--
«Феноменология соц. мира» (1932),
--
"Возвращающийся домой".
Считая, что позитивизм искажал природу
соц. явлений, отождествляя их с явлениями природы, Щюц разработал концепцию
интерсубъективного мира. Суть этих представлений в том, что позиции, взгляды
на соц. реалии одного индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек
оказывается в своем особом мире повседневной жизни. Шюц считал, что адекватная
коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих интерсубъективного
мира, т.е. привычного соц. мира, который в конечном счете обусловлен
интеракциями между людьми, принадлежащими к одной весьма узкой соц. группе,
которую социолог
называет "домашней" группой.
Концепция дома. Особый интерес для Шюца
вызывает проблема реадаптации индивида к своей "домашней" группе
после того, как они ее покинули по тем или иным причинам и какое-то время жили
в иных соц. группах, неизбежно усваивая новые знания и новые измерительные
линейки ценностей, типичные для этих групп. Здесь положение возвращающегося
отлично от положения чужестранца, поскольку последний готов к тому, что этот
мир организован иначе, чем тот, из которого он прибыл. Возвращающийся же
ожидает встретить то, что ему хорошо знакомо, но ситуация полностью меняется
для возвращающегося домой индивида (пример с солдатом). Шюц приходит к выводу,
что "поначалу не только родина покажет возвращающемуся незнакомое лицо, но
и он покажется странным тем, кто его ждет".
Питер Бергер (1929) - американский
социологи, австриец по происхождению – также представитель феноменологической
школы социологии. Его основные работы:
-- "Шум торжественных
ансамблей";
-- "Приглашение в социологию";
-- "Социальное конструирование
реальности"
-- "Священная завеса" и т.д.
В 1966 году Бергер с в соавторстве с
Т.Лукманом написал сою самую известную работу "Соц. конструирование
реальности", в которой излагалась теория феноменологической социологии
знания, ориентированная на реальность "жизненного мира", на
"повседневное знание", предшествующее научному и любому другому.
Смысл теории в том, что общество создается благодаря деятельности индивидов,
которые обладают знанием в виде субъективных значений или коллективных
представлений. Следовательно, соц. реальность конструируется конкретными субъективными
значениями людей в процессе их деятельности. Созданный в процессе социализации
интерсубъективный мир продолжает существовать, но его необходимо поддерживать.
Эту функцию выполняет легитимация, т.е. способы объяснения и оправдания соц.
реальности. Главные агенты поддержания - значимые другие. Субъективная
реальность по Бергеру всегда зависит от специфического соц. базиса и требуемых
для ее поддержания соц. процессов. Важнейшим средством поддержания здесь
является общение и употребление одного языка. Через общение индивиды сохраняют
в памяти реальности. Но субъективная реальность может трансформироваться
(напр., при прекращении общения или контакте с альтернативной реальностью).
Концепция совместимости Э. Гидденса
После 2 мировой войны возникла проблема
роста и развития социологического знания. Ряд авторов вышел с критикой всех
парадигм социологии, с обвинением в однобокости и субъективности. Сторонники
интерпретивной парадигмы попытались соединить исследование общества с помощью
институтов с исследованиями, отталкивающимися от поведенческой стороны
индивидов. Как следствие возникло и название – «объединительная парадигма». Э.
Гидденс является ее наиболее видным представителем. В своих работах
«Конструирование общества», «Последствия современности», «Модерн и
самоидентичность» Гидденс проводит мысль о том, что современное общество
чрезвычайно сильно отличается от других, а человек в нем имеет специфические
особенности. Гидденс выделил черты современного общества:
ü Выросшая
скорость изменений
ü Глобальность
изменений
ü
Появление
новых форм развития материального производства, основанных на использовании
неживых источников энергии.
ü Постдиффицитная
экономика
ü
Особое
положение индивида, привязанности его к месту жительства, к родственникам
(«чистая связь»).
ü
Возрастание
рисков, человек ежедневно попадает в нетрадиционные ситуации.
Гидденс исследует трансформацию
индивидов под влиянием государственных институтов и влияние самих индивидов на
институты. Он обвиняет предшествующую социальную науку в том, что она трактует
процессы трансформации с позиций повышения организации общества, единой для
всех стран (Прерывистая интерпритация).
Теория
стуктурации Гидденса.
Структурация
– подход к понятию структура. Структура – 1 знач. Уяснение сложившихся явлений
и отношений в обществе (множество классов, которые взаимодействуют и т.д.). 2
знач. – понимание того, как меняется положение дел в обществе.
Гидденс
считает что структуры не принуждают индивида действовать так, как обязывает
группа, являясь лишь границами и предпосылками.
Социальная практика – действие
индивида в рамках социальных структур (Государства, партий и т.д.). Каждый
индивид отслеживает течение общественной жизни (мориторинг) в рамках структуры
и обретает компетентность. Правила жизни в обществе – это далеко не
материальные принципы (их нельзя рассчитать). Это очень гибкие процедуры,
которые осуществляет индивид в связи со своим видением дела в часто меняющихся
обществах. В этих обстоятельствах главное – адекватность и гибкость. Индивиду
постоянно нужны ресурсы: деньги, др. люди, земля, недра, орудия труда, знания и
т.п.
Структура общества – дуальна, т.е. она
имеет 2 основных начала. Она допускает преемственность и инновацию. Вывод
Гидденса: История предполагает преднамеренные сознательные действия, но последствия
у нее всегда непредвиденные. Она как бы ускользает от попыток повести ее по
заранее выдуманному или задуманному пути. Как следствие анализ должен строится
из формулы общество + поведение индивидов. Гидденс видит 2 выхода для каждого
человека (2 «пика»): т.е. 1 индивид должен решать вопросы по своему усмотрению.
2 Индивид обязан вписаться в существующую структуру, быть «рефлексирующим»
индивидом. Гидденс меняет привычное понятие «субъекта» на понятие «агента». Ри
этом он рассматривает власть в данной схеме как сдерживающий механизм для
индивидов но с другой стороны Гидденс видит, что она всегда увеличивает свободу
тех, кто ею обладает. Агент – тот кто вмешивается в события.
Действие
Власть
СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ
КОСТРУКТИВИЗМ П. БУРЬЕ
Учение Бурье строится исходя из трех
основных позиций:
- Социальное неравенство –
источник конфликта в обществе (неравенство = скрытое господство, силовые
отношения, имеющие глубокие основы).
- Работа механизмов
воспроизводства социального неравенства, т.е. механизмы – институты в
обществе. Само общество Бурье делил на 2 класса: управляющих,
которые экспроприируют культурный капитал в обществе, делают его своей
жертвой) и класс управляемых, которые отчасти лишены
культурного капитала.
- Появление управляемых
классов (соглашательство) – не допустимо. Бурье делит структуру общества
на 3 основных класса: высший, средний и низший. 2 последних – это
управляемые классы, низший класс не способен к сопротивлению, а средний
класс более активен, однако потворствует социальному неравенству.
Методологическая
основа концепции Бурье
Прежде всего это структуралистский и
конструктивистский подходы. Каждый человек имеет собственный жизненный опыт, а
так же склонности и предрасположенности. Жизненная стратегия – объяснима его
избирательными способностями. HABITUS (Габитус) – это совокупность
прочных, приобретенных установок индивида, осознанные им возможности и
невозможности, разрешения и запреты. Бурье подчеркивает, что Габитус – инертен,
т.е. условия жизни меняются, а люди этого не замечают и начинают действовать
невпопад. Поэтому нужно изучать проблемы субъективных ожиданий человека, т.е.
изучать шансы и субъективные ожидания.
ПОЛЕ – «нечто неограниченное» - это
среда для социальных отношений, социальных институтов. Поле разделено по сферам
жизни общества (экономическое поле, политическое поле и т.д.). Бурье уделяет
внимание степени подвижности индивида в определенном поле, которое всегда
существует и нагружено нормативной социальной практикой.
Правила поля:
- Это
обладание минимальной рациональностью
- Спонтанная ориентация по
обстоятельствам, которым необходимо дать оценку
Знание этих правил поля – сугубо
обязательно + компетентность, т.е. аргументация собственных действий в отношениях
с другими людьми.
ХАБЕРМАС И
ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ.
Основной идеал для Хабермаса – это
социальное равенство. Он надеется на то, что оно будет получено за счет
развития образования. (Стабильный капитализм в развитии правового государства и
общества).Необходимо не допускать революций, сбивая накал путем публичных
дискуссий, постепенно переходя к желательному состязанию.
С идеологией необходимо покончить.
Хабермас выступает за социальное согласие. Многие обвиняют его в двойственности
позиций. Ему свойственна теория языковых игр, «он играет в нравственность» -
так утверждают о нем критики.
«Теория коммуникативного действия»
включает в себя:
ü
Концепцию
человека, 3 познавательных интереса личности (технический, практический
(реализуется в общении), эмансипационный, направленный на освобождение от
государственного диктата, на свободу и независимость положения (реализуется в
политике).
ü
Науки
в обществе должны быть особыми. Все они делятся на 3 группы: - естественные, -
гуманитарные, - критические (социология и др). В этой позиции Хабермас схож с
Контом. Наука должна конструктивно обрабатывать фактический материал.
ü Хабермас
выдвигает понятие системного мира (отношение людей на экономическом
рынке и внутри государственных институтов) и жизненного мира (Включающего
службу, работу, не обязательно связанную с экономическим рынком; также в него
входят семья, дружба, любовь и т.п.). В современных условиях системный мир
грозит миру жизненному разрушением. Необходим баланс между мирами, который
достижим – рациональностью. Умение общаться должно прейти в
системный мир.
Хабермас выделяет 5 этапов мышления
(близость с Контом):
1. мифологический
этап (отождествление «Я» и мира)
2. Космологический
этап (отделение человека от мира)
3. Религиозный
этап (нахождение образца)
4. Метафизический
(Жизнь и мышление в соответствии с собственной конструкцией).
5. Современный этап
(Умение человека увидеть конфликт между способами восприятия мира).
КОНЦЕПЦИЯ
ТОФФЛЕРА.
В своих работах «Сдвиг власти»,
«Футурашок» Тоффлер делит жизнь (человечества) на жизнь поколений (За 50 тыс.
лет – 800 поколений). Понимание законов функционирования и развития социальных
систем (кризисы и адаптивные способности человека) – футорашок – это
болезнь индивида, возникающая на почве неизбежности социальных изменений.
Футурашок приводит к состоянию – апатии, эмоциональной выключенности, снижению
социальной активности, тем самым порождая кризис в обществе. Футурошок –
существует не всегда. Тоффлер вводит понятие Культурошок – это состояние
противостояния ценностей. Для исключения этого состояние необходимо
контролировать социальное развитие.
Поведение масс достаточно
дифференцированно. Для его характеристики Тоффлер вводит понятие стиля
жизни. Стиль жизни – это существование субкультуры, т.е. люди помещены в
различные социальные группы с особым образом жизни. Необходимо налаживать
взаимодействие субкультур, контролируя темп и анализируя их развитие. Также
нужно производить перестройку системы воспитания и образования, выделяя стимулы
развития
|