рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Теоретическая социология рефераты

Поведение человека определяется структурой его личности, его соц. ролью.  Важной заслугой Мида является разработка им ролевой теории личности, согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею соц. роли,  а сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее  соц. ролей, зафиксированных в систеие языковых и других символов. Через процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность людей

представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. Социолог различает 2 аспекта формирования самости:

1)я (соотв. английскому "i") - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя

2)я (соотв. английскому "me") - это то, как люди видят себя, но глазами  других.

2 стадии развития самости:

1)стадия игра (play) - ребенок играет роли, которые не являются собственно его (отец, доктор);

2)стадия соревнования (game) - принимая участие в соревновании (футбол), дети видят себя со стороны других участников.

 Любое организованное сообщество, которое обеспечивает индивиду организованность, Мид называет обобщенным другим. Индивиды видят себя с  точки зрения обобщенного другого. (труд "Сознание, самость и общество").

Ученик Мида американский социолог и соц. психолог Герберт Блумер развил дальше исходные основы символического интеракционизма. По Блумеру С.И. покоится на 3 базовых посылках:

1) Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают

предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как

соц. силы. С.И. предлагает детерминизм значений.

2) Значения являются не столько фиксированными, сформулированными

заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных

ситуациях.

3) Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены

в интеракционных контекстах.

Значительное место в работах Блумер уделил коллективному поведению людей. Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно  наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования. Блумер выделяет  такие формы спонтанного поведения, как:

-- толчея,

-- коллективное возбуждение,

-- соц. инфекция,

которые при опр. условиях способны вылиться в новые формы группового и институционального поведения:

-- действующая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений

и ожидании, нет признанного лидерства);

-- экспрессивная толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные

танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений);

-- масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые

   возбуждены значением какого-либо события);

-- общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия). Наряду со спонтанными группами Блумером были исследованы и устойчивые,   фиксированные формы соц. поведения - общие и специфические соц. движения, экспрессивные движения, а также возрожденческие и  националистические движения, которые имеют структурную организацию и формируются на основе общепризнанных значений.

Феноменология А. Шюца и П. Бергера

Феноменология - социологическая парадигма, основанная на философии  Э.Гуссерля (1859-1938), согласно которой индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных значений, приобретенных в  процессе социализации. Отсюда следует, что общество - часть  человеческого творения. Основателем этого соц. направления был австро-американский философ и социолог Альфред Щюц (1899-1959), разработавший своеобразную  разновидность "понимающей социологии". Его основные труды:

-- «Феноменология соц. мира» (1932),

-- "Возвращающийся домой".

Считая, что позитивизм искажал природу соц. явлений, отождествляя их с явлениями природы, Щюц разработал концепцию интерсубъективного мира.  Суть этих представлений в том, что позиции, взгляды на соц. реалии одного индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни.  Шюц считал, что адекватная коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих интерсубъективного мира, т.е. привычного соц. мира, который в конечном счете обусловлен интеракциями между людьми, принадлежащими к одной весьма узкой соц. группе, которую  социолог называет "домашней" группой.

Концепция дома. Особый интерес для Шюца вызывает проблема реадаптации  индивида к своей "домашней" группе после того, как они ее покинули по  тем или иным причинам и какое-то время жили в иных соц. группах, неизбежно усваивая новые знания и новые измерительные линейки ценностей, типичные для этих групп. Здесь положение возвращающегося отлично от положения чужестранца, поскольку последний готов к тому, что этот мир организован иначе, чем тот, из которого он прибыл. Возвращающийся же ожидает встретить то, что ему хорошо знакомо, но ситуация полностью меняется для возвращающегося домой индивида (пример с солдатом). Шюц приходит к выводу, что "поначалу не только родина покажет возвращающемуся незнакомое лицо, но и он покажется странным тем, кто его ждет".

Питер Бергер (1929) - американский социологи, австриец по происхождению – также представитель феноменологической школы социологии. Его основные работы:

-- "Шум торжественных ансамблей";

-- "Приглашение в социологию";

-- "Социальное конструирование реальности"

-- "Священная завеса" и т.д.

В 1966 году Бергер с в соавторстве с Т.Лукманом написал сою самую известную работу "Соц. конструирование реальности", в которой излагалась теория феноменологической социологии знания, ориентированная на реальность "жизненного мира", на "повседневное знание", предшествующее научному и любому другому. Смысл теории в том, что общество создается благодаря деятельности индивидов, которые обладают знанием в виде  субъективных значений или коллективных представлений. Следовательно, соц. реальность конструируется конкретными субъективными значениями  людей в процессе их деятельности. Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир продолжает  существовать, но его необходимо поддерживать. Эту функцию выполняет  легитимация, т.е. способы объяснения и оправдания соц. реальности. Главные агенты поддержания - значимые другие. Субъективная реальность по Бергеру всегда зависит от специфического соц. базиса и требуемых для ее поддержания соц. процессов. Важнейшим  средством поддержания здесь является общение и употребление одного  языка. Через общение индивиды сохраняют в памяти реальности. Но субъективная реальность может трансформироваться (напр., при прекращении общения или контакте с альтернативной реальностью).

Концепция совместимости Э. Гидденса

После 2 мировой войны возникла проблема роста и развития социологического знания. Ряд авторов вышел с критикой всех парадигм социологии, с обвинением в однобокости и субъективности. Сторонники интерпретивной парадигмы попытались соединить исследование общества с помощью институтов с исследованиями, отталкивающимися от поведенческой стороны индивидов. Как следствие возникло и название – «объединительная парадигма». Э. Гидденс является ее наиболее видным представителем. В своих работах «Конструирование общества», «Последствия современности», «Модерн и самоидентичность» Гидденс проводит мысль о том, что современное общество чрезвычайно сильно отличается от других, а человек в нем имеет специфические особенности. Гидденс выделил черты современного общества:

ü  Выросшая скорость изменений

ü  Глобальность изменений

ü  Появление новых форм развития материального производства, основанных на использовании неживых источников энергии.

ü  Постдиффицитная экономика

ü  Особое положение индивида, привязанности его к месту жительства, к родственникам («чистая связь»).

ü  Возрастание рисков, человек ежедневно попадает в нетрадиционные ситуации.

Гидденс исследует трансформацию индивидов под влиянием государственных институтов и влияние самих индивидов на институты. Он обвиняет предшествующую социальную науку в том, что она трактует процессы трансформации с позиций повышения организации общества, единой для всех стран (Прерывистая интерпритация).

Теория стуктурации Гидденса.

Структурация – подход к понятию структура. Структура – 1 знач. Уяснение сложившихся явлений и отношений в обществе (множество классов, которые взаимодействуют и т.д.). 2 знач. – понимание того, как меняется положение дел в обществе.

Гидденс считает что структуры не принуждают индивида действовать так, как обязывает группа, являясь лишь границами и предпосылками.

Социальная практика – действие индивида в рамках социальных структур (Государства, партий и т.д.). Каждый индивид отслеживает течение общественной жизни (мориторинг) в рамках структуры и обретает компетентность. Правила жизни в обществе – это далеко не материальные принципы (их нельзя рассчитать). Это очень гибкие процедуры, которые осуществляет индивид в связи со своим видением дела в часто меняющихся обществах. В этих обстоятельствах главное – адекватность и гибкость. Индивиду постоянно нужны ресурсы: деньги, др. люди, земля, недра, орудия труда, знания и т.п.

Структура общества – дуальна, т.е. она имеет 2 основных начала. Она допускает преемственность и инновацию. Вывод Гидденса:  История предполагает преднамеренные сознательные действия, но последствия у нее всегда непредвиденные. Она как бы ускользает от попыток повести ее по заранее выдуманному или задуманному пути. Как следствие анализ должен строится из формулы общество + поведение индивидов. Гидденс видит 2 выхода для каждого человека (2 «пика»): т.е. 1 индивид должен решать вопросы по своему усмотрению. 2 Индивид обязан вписаться в существующую структуру, быть «рефлексирующим» индивидом. Гидденс меняет привычное понятие «субъекта» на понятие «агента». Ри этом он рассматривает власть в данной схеме как сдерживающий механизм для индивидов но с другой стороны Гидденс видит, что она всегда увеличивает свободу тех, кто ею обладает. Агент – тот кто вмешивается в события.

Действие

    Структура

 


                                                        Власть

СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ КОСТРУКТИВИЗМ П. БУРЬЕ

Учение Бурье строится исходя из трех основных позиций:

  1. Социальное неравенство – источник конфликта в обществе (неравенство = скрытое господство, силовые отношения, имеющие глубокие основы).
  2. Работа механизмов воспроизводства социального неравенства, т.е. механизмы – институты в обществе. Само общество Бурье делил на 2 класса: управляющих, которые экспроприируют культурный капитал в обществе, делают его своей жертвой) и класс управляемых, которые отчасти лишены культурного капитала.
  3. Появление управляемых классов (соглашательство) – не допустимо. Бурье делит структуру общества на 3 основных класса: высший, средний и низший. 2 последних – это управляемые классы, низший класс не способен к сопротивлению, а средний класс более активен, однако потворствует социальному неравенству.

Методологическая основа концепции Бурье

Прежде всего это структуралистский и конструктивистский подходы. Каждый человек имеет собственный жизненный опыт, а так же склонности и предрасположенности. Жизненная стратегия – объяснима его избирательными способностями. HABITUS (Габитус) – это совокупность прочных, приобретенных установок индивида, осознанные им возможности и невозможности, разрешения и запреты. Бурье подчеркивает, что Габитус – инертен, т.е. условия жизни меняются, а люди этого не замечают и начинают действовать невпопад. Поэтому нужно изучать проблемы субъективных ожиданий человека, т.е. изучать шансы и субъективные ожидания.

ПОЛЕ – «нечто неограниченное» - это среда для социальных отношений, социальных институтов. Поле разделено по сферам жизни общества (экономическое поле, политическое поле и т.д.). Бурье уделяет внимание степени подвижности индивида в определенном поле, которое всегда существует и нагружено нормативной социальной практикой.

Правила поля:

  1. Это обладание минимальной рациональностью
  2. Спонтанная ориентация по обстоятельствам, которым необходимо дать оценку

Знание этих правил поля – сугубо обязательно + компетентность, т.е. аргументация собственных действий в отношениях с другими людьми.

ХАБЕРМАС И ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ.

Основной идеал для Хабермаса – это социальное равенство. Он надеется на то, что оно будет получено за счет развития образования. (Стабильный капитализм в развитии правового государства и общества).Необходимо не допускать революций, сбивая накал путем публичных дискуссий, постепенно переходя к желательному состязанию.

С идеологией необходимо покончить. Хабермас выступает за социальное согласие. Многие обвиняют его в двойственности позиций. Ему свойственна теория языковых игр, «он играет в нравственность» - так утверждают о нем критики.

«Теория коммуникативного действия» включает в себя:

ü  Концепцию человека, 3 познавательных интереса личности (технический, практический (реализуется в общении), эмансипационный, направленный на освобождение от государственного диктата, на свободу и независимость положения (реализуется в политике).

ü  Науки в обществе должны быть особыми. Все они делятся на 3 группы: - естественные, - гуманитарные, - критические (социология и др). В этой позиции Хабермас схож с Контом. Наука должна конструктивно обрабатывать фактический материал.

ü  Хабермас выдвигает понятие системного мира (отношение людей на экономическом рынке и внутри государственных  институтов) и жизненного мира (Включающего службу, работу, не обязательно связанную с экономическим рынком; также в него входят семья, дружба, любовь и т.п.). В современных условиях системный мир грозит миру жизненному разрушением. Необходим баланс между мирами, который достижим – рациональностью. Умение общаться должно прейти в системный мир.

Хабермас выделяет 5 этапов мышления (близость с Контом):

1.    мифологический этап (отождествление «Я» и мира)

2.    Космологический этап (отделение человека от мира)

3.    Религиозный этап (нахождение образца)

4.    Метафизический (Жизнь и мышление в соответствии с собственной конструкцией).

5.    Современный этап (Умение человека увидеть конфликт между способами восприятия мира).

КОНЦЕПЦИЯ ТОФФЛЕРА.

В своих работах «Сдвиг власти», «Футурашок» Тоффлер делит жизнь (человечества) на жизнь поколений (За 50 тыс. лет – 800 поколений). Понимание законов функционирования и развития социальных систем (кризисы и адаптивные способности человека) – футорашок – это болезнь индивида, возникающая на почве неизбежности социальных изменений. Футурашок приводит к состоянию – апатии, эмоциональной выключенности, снижению социальной активности, тем самым порождая кризис в обществе. Футурошок – существует не всегда. Тоффлер вводит понятие Культурошок – это состояние противостояния ценностей. Для исключения этого состояние необходимо контролировать социальное развитие.

Поведение масс достаточно дифференцированно. Для его характеристики Тоффлер вводит понятие стиля жизни. Стиль жизни – это существование субкультуры, т.е. люди помещены в различные социальные группы с особым образом жизни. Необходимо налаживать взаимодействие субкультур, контролируя темп и анализируя их развитие. Также нужно производить перестройку системы воспитания и образования, выделяя стимулы развития


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8