рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Теневая экономика как особенность российского капитализма рефераты

Реферат: Теневая экономика как особенность российского капитализма

Теневой экономический рост в России?

Хотя процесс формирования капиталистического общества в Рос­сии находится в самом начале, некоторые черты российского капита­лизма уже определились. Можно сказать, что в стране возникает "тене­вой капитализм". Одними из его важнейших характерных черт являют­ся институционализация теневой экономики, превращение ее в устой­чивый элемент экономической системы, тесное переплетение с легаль­ной хозяйственной деятельностью, а также огромные ее масштабы. Взрывной рост теневой экономики оказался совершенно неожиданным последствием перехода России к капиталистической системе. В эпоху горбачевской перестройки общепринятым было мнение, что теневая экономика - это порождение присущих советской системе особеннос­тей, дефектов, которые можно устранить либерализацией и введением частной собственности в рамках "перехода к рынку". Поэтому счита­лось, что по мере продвижения страны к капитализму масштабы тене­вой экономики будут сокращаться, а легальной - возрастать.

Произошло же все наоборот. По данным МВД РФ, в 1990-1991 гг. в теневой экономике производилось 10-11% ВВП. В 1993 г. эта доля составила 27%, в 1994 г. - 39, в 1995 г. - 45, в 1996 г. - 46%. По тем же данным, с теневой экономикой так или иначе связаны примерно 58-60 млн. человек.

Заметно меньшую и, возможно, более реалистичную оценку дает Госкомстат России. За первые годы реформ (1992-1994 гг.) доля те­невой экономики в ВВП составляла примерно 9-10%, в 1995 г. - 20, в 1996г. - 23%2. При этом, по оценкам МВД, 41 тыс. предприятий, половина банков и более 80% совместных предприятий могут иметь свя­зи с организованными преступными сообществами.

Рост теневой экономики был настолько значительным, что при­близительно в 1996 г. перекрыл сокращение ее легальной части. Этим объясняются те признаки экономического роста, кото­рые наблюдались в российской экономике в 1996-1997 гг. Компенса­ция падения производства в легальной экономике за счет увеличения ее теневой части имела место даже в сфере ВПК. Так, сравнивая ре­зультаты выборочных обследований с официальными данными о динамике производства в оборонном секторе, можно сделать вывод о том, что, например, в 1996-1997 гг. рост теневой сферы (связанный с производством гражданской продукции) в ВПК составил 15-20% в год. Возможно, аналогичная ситуация складывалась и в других секто­рах экономики. Однако в целом утверждение о компенсации падения легального производства за счет роста теневой экономики является лишь гипотезой и нуждается в дальнейшей апробации.

Хотя приведенные данные могут быть преувеличенными, ясно одно - масштабы теневой экономики в России сейчас весьма велики, они зна­чительно возросли с момента начала экономической либерализации и продолжают расти. Для того чтобы понять причины неожиданного ро­ста теневой экономики при переходе к рынку, нужно обратиться: во-первых, к анализу традиций теневой экономики в советской системе и, во-вторых, к описанию особенностей рыночных реформ в России.

Теневая экономика в советском обществе

В советское время теневая экономика охватывала такие виды хозяйственной деятельности, которые осуществлялись вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов управления: партийных комитетов разного уровня, включая ЦК КПСС и его исполнительные органы; администрации предприятий; советов разного ранга и их исполнительных комитетов; министерств и ведомств; правительств страны и союзных республик. К числу распростра­ненных теневых видов деятельности относились: бартерные обме­ны; несанкционированное совместительство (дополнительная заня­тость); поставки продукции "неприкрепленным" потребителям; неплановое строительство; выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий; запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов; деятельность "фарцовщиков"; оказание за пла­ту или "по блату" услуг, которые должны были оказываться бес­платно; взятки при поступлении в вуз и за принятие любых дру­гих решений; валютные операции и т.п.

Теневая экономика включала в себя три части. Во-первых -"легкую", то есть хозяйственную деятельность, не контролировавшу­юся властями, прямо не связанную с нарушением законов, но балан­сирующую на его грани, или же активность в сферах, которые закон не регламентировал вообще. Во-вторых - "среднюю", представляв­шую собой нарушение советских законов, но легитимную в странах с рыночной экономикой. В-третьих - "тяжелую", связанную с прямым нарушением законов как советских, так и принятых в странах с рыночной экономикой. К "легкой" теневой экономике относились, например, широко распространенная несанкционированная допол­нительная занятость (люди, чис­лящиеся на работе, но реально не работающие, большую часть зар­платы которых получали и распределяли руководители-работода­тели) или деятельность "толкачей" - работников, выбивающих для своего предприятия дефицитные ресурсы; к "средней" - частное предпринимательство, валютные операции, бартерные сделки, оказа­ние услуг за плату в частном порядке; к "тяжелой" - торговля наркотиками, воровство, коррупция, мошенничество, рэкет.

Практически все директора предприятий и большая часть линейных руководителей (начальники цехов, участков, мастера и др.) регулярно осуществляли деятельность в рамках "легкой" и "средней" теневой экономики. Преж­де всего это относилось к таким отраслям, как агропромышленный комплекс, строительство, нефтехимия, торговля, легкая и пищевая про­мышленность, жилищно-коммунальное хозяйство. Можно сказать, что в работе руководителей этих отраслей была постоянная теневая состав­ляющая. Самыми распространенными видами теневой деятельности были бартерные обмены материальными ресурсами, продажа ресур­сов (стройматериалов, горюче-смазочных материалов, продовольствен­ных товаров и др.) "на сторону", взятки за принятие нужных "кли­енту" управленческих решений, оказание услуг в частном порядке.

В 70-е - начале 80-х годов теневая деятельность в СССР стала элементом социально-экономической системы, превратилась в эконо­мический институт советского общества. Как экономический институт теневая экономика обладала относительно стабильной соци­альной структурой, в ее рамках люди имели определенный статус и играли конкретные социальные роли ("толкачей", рыночных торгов­цев, квартирных маклеров и др.). Все знали, что такие роли суще­ствуют, что они необходимы и без них производство нормально функ­ционировать уже не может. При этом выполнявшие данные роли были определенным образом взаимосвязаны и их отношения опосредовались денежными потоками (нижестоящий платил деньги выше­стоящему, который платил своему начальству и т.д.). В результате сфор­мировалась экономика, параллельная официальной, без которой пос­ледняя в 70-80-е годы уже не могла нормально работать. Иными сло­вами, в советской хозяйственной системе теневая экономика выполня­ла важные функции. Главными из них были две.

Первая функция - экономическая, состоявшая в компенсации недостатков работы официальной советской экономики. Очевидно, что спланировать сверху всю экономическую деятельность нельзя. И чем более сложной и развитой становилась хозяйственная деятельность,

чем сильнее была потребность в технологическом обновлении, тем сложнее было осуществлять директивное управление сверху. Поэто­му в централизованном плановом хозяйстве постоянно возникали "диспропорции": на каком-то предприятии не хватало определен­ных ресурсов, другое имело ненапряженный производственный план и избыток соответствующих ресурсов. Предприятия устанавливали неконтролируемые сверху горизонтальные связи, с помощью которых подобные диспропорции преодолевались. Такая система стихийных обменов и составляла основу теневой экономики в плановом хозяй­стве. В ее рамках осуществлялись неформальные взаимодействия меж­ду руководителями и работниками различных рангов, обеспечивав­шие функционирование этой системы.

Вторая функция - социальная. Она заключалась в обеспече­нии социальной ниши для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах, не создававших в рам­ках общественной собственности ни мотивации, ни условий для работы многих людей в СССР, стремившихся самореализоваться, владеть собственностью и получать адекватное вознаграждение за свой труд. Даже если доля таких людей составляла всего лишь не­многим более 1% населения страны, то их число превышало милли­он человек. В действительности их было намного больше - к ним в той или иной мере относились большинство хозяйственных и партий­ных руководителей как внизу (на уровне предприятия), так и на­верху (на уровне республиканских и союзных органов власти). Безусловно, дух предприимчивости и развитые потребительские ори­ентации этих людей не соответствовали официальной советской уравнительной идеологии, а их экономическое поведение нередко вступало в противоречие с требованиями финансовой дисциплины и законов СССР, что для многих из них заканчивалось тюремным сроком. Теневая же экономика предоставляла определенную отду­шину для самой предприимчивой части советского общества и пусть в уродливой форме, но выполняла функцию обеспечения ее саморе­ализации. Большая часть теневых операций осуществлялась для ре­шения критических проблем предприятия, предотвращения остано­вок производства, удержания людей на том или ином участке, внед­рения нововведений, которые не были санкционированы сверху. И естественно, теневые операции проводились для того, чтобы полу­чить такие доходы, которые не могла предоставить официальная экономика. В результате у хозяйственников под влиянием теневой деятельности сформировалась весьма разнородная совокупность мо­тивов, выступавшая дополнением к "официальной" мотивации и включавшая как более "высокие", так и более "низкие" мотивы, которые подавлялись официальной экономикой.

Так как теневая экономика была сформировавшимся экономи­ческим институтом советского общества, она не могла в одночасье исчезнуть даже при самых благоприятных условиях. Однако, что­бы понять, почему ее масштабы не только не уменьшились, но и существенно возросли, надо остановиться на особенностях рыночных преобразований в России.

Виды теневой экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в России

Главной причиной роста теневой экономики в России, по мнению многих исследователей, была "незавершенная либерализация". Иначе говоря, из всего набора "экономических свобод" (свобода конкуренции, свобода ценообразования и др.) одни были введены, другие - нет, одно делать было можно, а другое (также необходимое для нормальной работы рыночного механизма, например, продавать и покупать землю) - нельзя. В тех сферах, где свободу формально разрешили, отсутствовали ее гарантии, защита со стороны государства. Наоборот, преобразования были проведены так, что  у населения и деловых людей России появилась боязнь привлечь к себе, своей деятельности и своей орга­низации внимание государства и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушений правил и законов не было. С начала преобразова­ний возник раскол между государством и обществом, раскол, которого не было во времена горбачевской перестройки. Люди перестали дове­рять власти, у них возникло стремление полностью исключить какие-либо контакты с государством и чиновниками. Население и деловые люди России стремились вступать с чиновниками прежде всего в не­формальные отношения, как с частными лицами, а с государством -иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из кото­рых обладает определенной властью и может оказать частные услуги. Эта атмосфера, в свою очередь, благоприятствовала развитию теневой экономики и явилась следствием определенных особенностей реали­зованной в России реформы. Можно выделить из них шесть важнейших.

Первая особенность - возникновение делового тандема чинов­ника и предпринимателя. Преобразования были проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников. Произошла приватизация функций государства отдельными группами чиновни­ков. Рыночные реформы предполагали резкое повышение частной хозяйственной активности людей и соответственно сокращение власт­ных полномочий государства в экономике. В то же время эти преоб­разования способствовали значительному усилению неопределеннос­ти функций, прав, возможностей и ответственности государственных чиновников разного ранга. Они же как люди, обладавшие самыми значительными по сравнению с другими социальными группами деловым опытом и инициативностью, сумели с наибольшей выгодой для себя воспользоваться открывшейся экономической свободой. Они фактически приватизировали свои рабочие места и стали выполнять должностные обязанности (или не выполнять их), насколько это от­вечало их частным экономическим интересам. В результате, когда пред­приниматель обращается к государству за защитой своих интересов, он ее от органа власти не получает. Тогда деловой человек нанимает в частном порядке сотрудников какой-нибудь государственной спецслуж­бы или правоохранительных органов и напрямую платит им деньги, как другим работникам своей фирмы. В своей деятельности люди фактически стремятся игнорировать государство и действуют так, как будто его не существует. Уплата же налогов рассматривается на­селением как двойное налогообложение, поскольку все покупают го­сударственные услуги в частном порядке, в конкретном объеме, кото­рый требуется тому или иному предпринимателю или другому част­ному лицу. В обществе формируется соответствующая социально-пси­хологическая атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов - норма, следование которой не осуждается.

Важная особенность рыночных преобразований в России состо­ит в том, что чиновники используют свои рабочие места (точнее, власть и информацию, с ними связанные) как один из ресурсов для частно­го предпринимательства. Ясно, что осуществляемое ими предприни­мательство носит теневой характер так же, как и предприниматель­ство частных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу.

Вторая особенность - чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних эко­номических и правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая часть военно-промышленного комплек­са). Осталась государственной существенная часть энергети­ки, топливно-энергетического комплекса. Естественно, госсектору тре­буются прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сек­тор теневой экономики, когда высокопоставленные чиновники через систему "дружественных" им фирм разворовывают или "прокручи­вают" государственные деньги. Далее эти деньги "отмываются", вкла­дываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д.

Во-вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмеша­тельстве государства в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударствен­ных "уполномоченных" компаний, через которые частные фирмы обя­заны выполнять какие-либо насущные функции (например, создание муниципального банка, через который все организации региона обя­заны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной до­рогой и др.). Функционирование компаний подобного типа - источ­ник теневой активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без "уполно­моченных", вынуждены им платить.

Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зави­симость от органов власти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечения теневых доходов. Достаточно распространенная практика - выдача лицензий на какую-нибудь дея­тельность частным фирмам (например, аптекам) так, что получившие их становятся монополистами в одном из районов города. Ясно, что для "обхода" этого положения конкуренты вынуждены платить. Наконец, прямое силовое подавление конкуренции органами власти в пользу "дружественных" им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, метал­лами, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов по­давляется с помощью милиции, налоговой полиции, проверок состоя­ния экологической и противопожарной безопасности, запрещения землеотвода или сдачи земли в аренду и т.п. В таком случае органы власти производят принудительное распределение рыночных ниш, отдавая самые выгодные секторы рынка "дружественным" фирмам, которые, в свою очередь, отчисляют в пользу этих органов и/или отдельных чиновников часть полученной сверхприбыли.

Вмешательство государственных органов в экономику всегда ве­дет к искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и приво­дит к потерям у других. Значит, оно стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у одних) и увеличить выгоды (у других). В российских усло­виях, когда нет общепризнанных цивилизованных законов, традиций и этики во взаимоотношениях бизнеса и государства, это неизбежно ве­дет к росту теневой активности (к подкупу чиновников или, наоборот, их заказным убийствам, если их действия могут лишить фирму дохо­дов и т.п.). В результате чрезмерное вмешательство государства в эко­номику при его слабости и зависимости от различных групп интере­сов порождает благоприятные условия для роста теневой экономики.

Третья особенность - сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность. Например, сохране­ние государственного контроля за золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.

Еще один источник монополизма - деятельность бывших мини­стерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО "Газ­пром", РАО "ЕЭС России" и т.п. - негосударственные структуры, они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфи­денциальной государственной информации. Однако сейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств. Это - "квазичастные" фирмы, представляющие собой гиб­рид частной компании и государственного ведомства. Такие компа­нии регулируют целые секторы современной экономики России. Осо­бенно много их в самых прибыльных сферах - в добыче и продаже топливно-энергетических ресурсов и во внешнеэкономической деятельности. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства. Они почти автономны и включают набор организации, позво­ляющих им реализовывать все функции, которые традиционно вы­полняют государство и общество, - от газет и телекомпаний до част­ных армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих осо­бенностей они практически закрыты от общественного и государ­ственного контроля, что дает широкие возможности для развития те­невой деятельности. К числу самых распространенных ее видов отно­сятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части ва­лютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акция­ми, выпускаемыми такими компаниями.

Страницы: 1, 2