Реферат: Шпаргалка
Реферат: Шпаргалка
1Понятие и предмет
политология.
Политология-наука о политике. Изучает
полит.сферу жизнидея-ти чел.об-ва, общетеор.деят-ть, служит основой для част-х
полит.наук: пол.истор, пол.геогр, теор.гос-ва и права и т.д.
Политика решает ? о власти. Полит-я
связ. с социол. Полит.стала формироваться с 1880г.в Колумбийском унив-те США в
Нью-Иорке появ.отделение политич.наук.1923г. в Чикагском ун-те еще 1
отдел.полит-и возглав. Чарльз Мерриам “Новые аспекты политики”
1925г.опред.2 основ.цели
кот.должна решать политика:
1.Свести к мин.негативные
последствия полит.действий.
2.Найти, высвободить полит.
возмож-ти в полит. природе.
Предмет полит-я-общест.отношен. и
закономер-ть по поводу:1.преобретания 2.осуществления 3.удерживание полит
власти.Отвечает на ?? Как приобрести власть? Как власть осуществить? Как власть
удержать?
Шехнозоров, Бурлацкий- основатели
полит-и в России.
Предметом полит-и явл.власть, те
законом., кот. возникают в сфере властных отношений.
2Методология, функция и
значение политологии.
Метод-способ познания.
Метод-я- совокупность методов с
помощью кот. специолисты исле.науку: диалек-ий,общенаучный, эмперический.
Методы:
Институциональный.
Внимание: ф-ие и взаимод полит институтов: права, гос-ва, полит партий.
Анализирует офиц стр-ры и формальные правила принятия решений.
Исторический.
Внимание: полит процессы во времени и простр-ве. Анализ изменений политических
норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего.
Социологический. Внимание:
зависимость политики от социальных факторов: экономики, социальной
структуры, культуры и т.д. Анализ политики как сферы целенаправленных
взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы.
Бихевиористский. Внимание:
На личностном измерении политики, поведении отдельного человека. Анализ
систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его
мотивации.
Психологический. Внимание:
На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания,
страсти и т.д. Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных
психических процессов, влияющих на политическое поведение.
Системный. Внимание: На
целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Анализ
характера внутренних связей между составляющими политику элементами.
Функции:1)Определ. целий и
задач об-ва. 2)Выработка программ жизнедея-ти об-ва в соответствии с
интересами. 3)Мобилизация ресурсов об-ва. 4)контроль за распред-м ценностей в
об-ве. 5)интеграция об-ва вокруг общих социально-полит. ценностей.
14Социальная политика.
Соц.полит-ка – транспорт,
медицина, досуг.1)Развитие соц.сферы оказ-т обратн-е воздейст-е ''Мы не только
живем как работаем, но и работаем как живем”.2)Развитие экономической сферы
опред-ся развит. экономич. сферы. 3) При решении хоз-х ? надо думать и о соц.
сфере.(дом в тундре- надо школа…).4) Эконом. многообразие (плюролизм) порждает
соц-ы плю-м.
Соц.полит-ка стоит на 2 месте
после эконом. полит.
Соц.полит-ка- это д-сть соотв.
пол. субъектов по регалир-ю соц. отношений в заданном направлении.
3. Политическая элита и полит.
лидерство.
Полит.элита – составляющая
меньшинство об-ва группа лиц (или совокупность групп) в большей или
меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению
управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных
институтах и/или непосредственно влияющих на принятие властных решений в об-ве.
Это относ-но привилегированная, полит-ки господствующая группа, претендующая на
представительство народа и в демократическом об-ве в большей или меньшей степени
подконтрольная массам и относ-но открытая для вхождения в ее состав любых
граждан, обладающих необходимой квалификацией и активностью.
В постиндустриальном гос-ве
нет единой господствующей П.Э., а сущ-ют функциональный элиты,
кот.составляют лица, обладающие образованием, квалификаией, навыками и
спос-тями , необходимыми для управлен. деят-ти.
Существование П.Э. обусловлено
действием основных факторов:
1.психол. и социал. неравенством
людей, их неодинаковыми спос-тями, возможностями и желанием участвовать в
политике;
2.законом разделения труда,
кот.требует профес-ого занятия управленческим трудом как условия его эффект-ти;
3.высокой общественной
значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
4.шмирокими возможностями
использования управл-й деят-ти для получения социальных привилегий, т.к.
политико-управл-й труд прямо связан с распределением ценностей;
5.практической невозможностью
осуществления всеобъемлющего контроля за полит.руководителями;
6.полит.пассивностью широких масс
населения, главные интересы кот. обычно лежат вне политики.
П.Э. неоднородна. Она
делится на:
правящую, кот. обладает
госуд. властью и оппозиционную (контрэлита);
открытую – воспроизводящаяся
из об-ва и закрытую – воспр-ся из собственной среды (дворянтсво).
Внутри самой элиты на:
высшая – непосредственно
влияет на принятие решений, значимых для всего госуд-ва.
средняя – около 5 %
населения, кот.выделяются одновременно по 3-м признакам: доходу, профес.статусу
и образованию.
Полит.лидерство – прямо
связано с руководящим местом, должностью в общественной иерархии, с обладанием
властью. В соврем.об-ве необх-мым условием становления П.Л. явл-ся не только
занятие властных должностей, но и доступ к СМИ, особ-но к телевидению,
обладание др.ресурсами , прежде всего финансовыми; спос-ть выполнять роль
лидера, умение повести за собой др.людей.
П.Л. играет важную роль в жизни
об-ва: могут выражать его потребности, потребности отдельных групп, формировать
цели полит.действий, брать на сеья ответ-ть за их реализацию.
Политическое лидерство -
личностная способность влиять на политическое поведение и политическую
деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и
психологических взаимоотношений и ориентаций в группе, организации,
обществе.
Функции полит лидера
5. Консерватизм как идеология.
Консерватизм –
разновидность полит. идеологии. Гл. требование к власти – сохранение морального
порядка и естественно правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии и об-ва.
Прошлое как исходный принцип К. рассматривается в кач-ве символа морального
долга, исторических обязательств перед будущими поколениями.
Кризисное развитие индустриальных
держав в 20 веке вызвало появление разл-х реакционных консервативных
течений: антисемитизм, расизм, шовинизм и др., кот. отрицали идеи
демократии и выступали за социальную и этническую дискриминацию. Новые явления
в экономике, соц. и полит. жизни (развитие акционерных об-тв, демократизация)
способстовали сближению К. с либеральными идеями (неоконсерватизм).
Общая установка К на
сохранение традиционных ценностей ч-ка в постиндустриальном об-ве, ориентация
на эволюционность изменений и бережное готношение к сложившемуся порядку вещей,
резкое неприятие общественных потрясений и искусственных реформ обуславливают
его авторитет и влияние в мире.
6. Либерализм как идеология.
Либерализм –
полит.идеология, базирующаяся на требованиях обеспечения свободы личности,
гражданских и полит.прав индивида и ограничении сферы деят-ти гос-ва.
Ведущие полит. ценности Л. – идеи
правового равенства граждан, договорной природы гос-ва, полит.плюрализма и
конституционализма.
Характерными для Л. явл-ся
требования невмешательство гос-ва в экономику, чтобы снять все препятствия на
пути реализации свободы частных собственников и проявления их инициативы.
Многие классич. идеи Л.
утрачивают свое влияние в тех странах, где люди предпочитают более тесные и
ответственные отношения м/д гос-вом и населением.
Во 2-й половине 20 века развитие
Л. привело к возникновению неолиберализма, более терпимо относящегося к
гос-ному вмешательству и усилившего этические требования к полит. поведению
граждан и правительства.
Либерализм -
идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно –
парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за его экономической
и духовной деятельностью со стороны светской и церковной власти.
Ведущие идеологи
классического либерализма: Д. Локк (1632 – 1704 гг.), А. Смитт (1723 -1790
гг.), Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804 гг.), А. де Токвиль
(1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.)
Основные компоненты. Абсолютная
ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство
всех людей. Признание определенных неотчуждаемых прав человека (право на
жизнь, свободу, собственность). Теория и практика правового государства.
Главные условия процветания
государства:
- господство частной
собственности;
- невмешательство государства в
экономику;
- простор для личной инициативы.
Идея гражданского общества, как
общества экономического основанного на частной собственности и
рынке, и независимого от государства и политических институтов.
Концепция социального прогресса. Идея “естественного неравенства людей”. Неравенство
- естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный
неравенством способностей, талантов, трудолюбия.
7.Нацизм как идеология.
Национализм – идеология,
психология и реальная политика, основанные на противопоставлении нации,
признании исключительности и превосходства собственной нации над др. и
стремлении обеспечить ей привилегии за счет инонациональных групп.
Н. складывается на основе
реальных нац-х общностей людей, преувеличивая значение нац-х различий и
достоинств собственной нации.
Используется нац-ое самосознание,
патриотическое чувство, лингвистическое и иное этническое родство. По своей
сути Н. конфликтен, т.к. делит всех людей на «мы» и «они», чужие и свои,
противопоставляя людей по нац-му признаку. Для обоснования превосходства
собственной нации Н. использует различного рода мифы, предрассудки и
стереотипы, методы манипулирования сознанием людей.
Формы проявления Н.:
этнократизм – ущемляет
права граждан др.нац-ти под предлогом этнической чистоты.
фашизм и нацизм – безжалостное
уничтожение представителей др., якобы «неполноценной» нации
сепаратизм и изоляционизм – разрывают
естественные связи м/д народами и наносят ущерб гражданам всех наций.
8. Понятие полит.идеологии.
Взаимосвязь полит.идеологии и философии.
Полит.ид.-специфич-ая
форма полит-го сознания, совокупность систематизированных представлений той или
иной общ-ой группы, призванных выразить и защитить ее интересы и цели в сфере
полит-ой власти. Понятие иделогии ввел А.Де Траси в 17в. и означало учение об
идеях или систему идеалистических представлений о мире.
В основание ПИ могут лежать
интересы определенной общности людей (классы,нации) или полит.цели,которые не
сводятся к интересам социальных или этнических групп (напр.цели фашизма,
анархизма и т.д.). ПИ выполняет определенные функции в организации и
осуществлении власти (овладение массовым сознанием граждан; определение
критериев ориентаций полит-ой жизни, мотивация полит-го поведения граждан).
Философия политическая
изучает политику как целое, ее природу, значение для чел-ка, взаимоотношения
между личностями,общ-ва и гос.властью и разрабатывающая идеалы и нормативные
прицнипы поли-го устройства, общие критерии оценки политики. Стремится ответить
на вопр-сы, почему и зачем существуют те или иные полит.явления и каковыми они
должны быть.
Ф.П.служить общей
методологич.базой полит.исследований, раскрывает смысл разл-ых концепций,
выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества
и власти, соотношение рационального и ирацион-го в политике, ее нрав-ые
критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы гос.власти и
т.п.
Философские знания составляют
ядро мировоззрения человека и полит-ой культуры общества.
9.Политический конфликт.
-борьба двух и более сторон с
целью реализации своих интересов в сфере гос.власти. Источники ПК – в различии
статусов и ролей, исполняемых людьми в полит.жизни, в разнообразии и
несовпадении их потребностей и интересов; в принадлежности граждан к разл. общ-ым
группам, в наличии у людей разных ценностей и убеждений. ПК существуют,
проявляются в форме борьбы, игры или спора (дебаты). Каждый конфликт имеет
специфические способы урегулирования и завершения. ПК разделяют на внешние и
внутренние политические, явные и латентные, кратко-,средне-, и долгосрочные.
Все КП могут заканчиваться либо тупиковой ситуацией(неразрешимый), либо тем или
иным урегулированием (лишение противоречия его остроты), либо разрешением (устранение
источника конфликта), либо устранением самого конфликта(перенесение его в иную
область соц.отношений).
Мирное урегулирование – наиболее
часто встреч-ся цель управления ПК, возможно на основании копромисса сторон
(взаимные уступки, понимание прав оппонента и др.) или за счет принуждения
одной стороны др.стороной (при превосходстве имеющихся у последней ресурсов, статусов
и др.факторов).
Политический конфликт -
столкновение, противоборство различных социально-политических сил,
субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели,
связанные, прежде всего, с борьбой за обретение власти, ее
перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими
перспективами развития общества.
Ф-ии. Положительные.
- объективного выражения
неудовлетворенности;
- разрядки напряженности;
- достижения внутригрупповой
сплоченности;
- коммуникативно-информационная;
- стимуляция социальных
изменений.
Отрицательные.
- создает угрозу интеграции
общества, ликвидации данной политической системы;
- может отрицательно влиять
на авторитет и функционирование власти;
- материально-разрушительная и
жизненно-опасная;
- духовно – деградирующая.
Решение: сила, переговоры,
сотрудничество.
10.Политическое насилие.
- осуществляемое в полит.целях
преднамеренное действие, направленное на уничтожение чел-ка или др.живых существ
или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воли. Насилие м.б.
физическим, экон-им, психологич. и др. Применительно к политике имеет в виду
физич-ое насилие как средство ее осуществления. ПН отлич-ся от др.его форм не
только физич-им принуждением и возможностью быстро лишить чел-ка свободы, жизни
или нанести ему непоправимые телесные повреждения, но и организованностью,
широтой, систематичностью и эффективностью применения. В мирные времена его
осуществляют специально подготовленные люди, кот.обладают оружием и
др.средствами принуждения, объединины жесткой дисциплиной и централизованным
управлением. ПН – антипод гуманизхма и нравстенности, т.к. означает действия
направленные против чел-ка или его достоинства. Систематическое применение Н.разрушает
нравственные основы общ=ва, совместной жизни людей – солидарность,доверие,
правовые отношения и т.п. В виду несовершенства чел-ка, его коллективной
жизни,общ=во не может полностью устранить всякое насилие и вынуждено в целях
его ограничения и присечения использовать силу.
В демократич.общ-ве допускается
применение гос.насилия лишь в кач-ве ответной или предупреждающей меры по
отношению к уголовным преступникам, террористам, нарушителям законов,
сторонникам насильственного свержения демократич.строя, агрессорам и т.д.
В конце 20в. с распространением
ядерного и др.видов оружия массового поражения обострилась антигуманнпя
сушность ПН. Появились благоприятные условия для его дальнейшего ограничения.
12 Структура политической системы. общества.
В составе полит системы общества
функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы:
институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.
Институциональная подсистема
включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления
(республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный,
авторитарный и др.), органы зак-ной, исп-ной и судебной власти, политические
партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную
систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе.
Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и
границы функционирования всей политической системы.
Регулирующая подсистема
базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в
конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и
деятельность полит институтов и функционирование полит системы общества в
целом. Исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только
политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и
традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы,
воздействующие на политическую систему общества.
Коммуникативная подсистема
представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе
функционирования полит системы общества. Это прежде всего отношения по поводу
управления обществом. Субъектами этих отношений являются полит институты и
организации, полит лидеры, представители полит элиты, граждане. Это также
отношения, связанные с борьбой за полит власть: ее завоевание, удержание,
реализацию.
Политико-идеологическая
подсистема включает полит концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе
создания и развития общественно-полит институтов, политико-правовых норм,
совершенствования полит отношений и всей полит системы.
Данная структура (четыре
подсистемы) прослеживается в полит системе любого общества, однако в конкретных
условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в
различных формах. В связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что
политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем
характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных
странах.
Страницы: 1, 2
|