рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпаргалка рефераты

Реферат: Шпаргалка

1Понятие и предмет политология.

Политология-наука о политике. Изучает полит.сферу жизнидея-ти чел.об-ва, общетеор.деят-ть, служит основой для част-х полит.наук: пол.истор, пол.геогр, теор.гос-ва и права и т.д.

Политика решает ? о власти. Полит-я связ. с социол. Полит.стала формироваться с 1880г.в Колумбийском унив-те США в Нью-Иорке появ.отделение политич.наук.1923г. в Чикагском ун-те еще 1 отдел.полит-и возглав. Чарльз Мерриам “Новые аспекты политики”

1925г.опред.2 основ.цели кот.должна решать политика:

1.Свести к мин.негативные последствия полит.действий.

2.Найти, высвободить полит. возмож-ти в полит. природе.

Предмет полит-я-общест.отношен. и закономер-ть по поводу:1.преобретания 2.осуществления 3.удерживание полит власти.Отвечает на ?? Как приобрести власть? Как власть осуществить? Как власть удержать?

Шехнозоров, Бурлацкий- основатели полит-и в России.

Предметом полит-и явл.власть, те законом., кот. возникают в сфере властных отношений.

2Методология, функция и значение политологии.

Метод-способ познания.

Метод-я- совокупность методов с помощью кот. специолисты исле.науку: диалек-ий,общенаучный, эмперический.

Методы:

Институциональный. Внимание: ф-ие и взаимод полит институтов: права, гос-ва, полит партий. Анализирует офиц стр-ры и формальные правила принятия решений.

Исторический. Внимание: полит процессы во времени и простр-ве. Анализ изменений политических норм,  отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего.

Социологический. Внимание: зависимость политики от  социальных  факторов: экономики,  социальной структуры, культуры и т.д. Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных  групп, преследующих свои интересы.

Бихевиористский. Внимание: На личностном измерении политики,  поведении  отдельного  человека. Анализ систематически  наблюдаемого  поведения индивида, возможность измерения его мотивации.

Психологический. Внимание: На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое  поведение.

Системный. Внимание: На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Анализ характера внутренних связей между составляющими политику элементами.

Функции:1)Определ. целий и задач об-ва. 2)Выработка программ жизнедея-ти об-ва в соответствии с интересами. 3)Мобилизация ресурсов об-ва. 4)контроль за распред-м ценностей в об-ве. 5)интеграция об-ва вокруг общих социально-полит. ценностей.

14Социальная политика.

Соц.полит-ка – транспорт, медицина, досуг.1)Развитие соц.сферы оказ-т обратн-е воздейст-е ''Мы не только живем как работаем, но и работаем как живем”.2)Развитие экономической сферы опред-ся развит. экономич. сферы. 3) При решении хоз-х ? надо думать и о соц. сфере.(дом в тундре- надо школа…).4) Эконом. многообразие (плюролизм) порждает соц-ы плю-м.

Соц.полит-ка стоит на 2 месте после эконом. полит.

Соц.полит-ка- это д-сть соотв. пол. субъектов по регалир-ю соц. отношений в заданном направлении.

3. Политическая элита и полит. лидерство.

Полит.элита – составляющая меньшинство об-ва группа лиц (или совокупность групп) в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и/или непосредственно влияющих на принятие властных решений в об-ве. Это относ-но привилегированная, полит-ки господствующая группа, претендующая на представительство народа и в демократическом об-ве в большей или меньшей степени подконтрольная массам  и относ-но открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и активностью.

В постиндустриальном гос-ве нет единой господствующей П.Э., а сущ-ют функциональный элиты, кот.составляют лица, обладающие образованием, квалификаией, навыками и спос-тями , необходимыми для управлен. деят-ти.

Существование П.Э. обусловлено действием основных факторов:

1.психол. и социал. неравенством людей, их неодинаковыми спос-тями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2.законом разделения труда, кот.требует профес-ого занятия управленческим трудом как условия его эффект-ти;

3.высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4.шмирокими возможностями использования управл-й деят-ти для получения социальных привилегий, т.к. политико-управл-й труд прямо связан с распределением ценностей;

5.практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за полит.руководителями;

6.полит.пассивностью широких масс населения, главные интересы кот. обычно лежат вне политики.

П.Э. неоднородна. Она делится на:

правящую, кот. обладает госуд. властью и оппозиционную (контрэлита);    

открытую – воспроизводящаяся из об-ва и закрытую – воспр-ся из собственной среды (дворянтсво).

Внутри самой элиты на:

высшая – непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего госуд-ва.

средняя – около 5 % населения, кот.выделяются одновременно по 3-м признакам: доходу, профес.статусу и образованию.

Полит.лидерство – прямо связано с руководящим местом, должностью в общественной иерархии, с обладанием властью. В соврем.об-ве необх-мым условием становления П.Л. явл-ся не только занятие властных должностей, но и доступ к СМИ, особ-но к телевидению, обладание др.ресурсами , прежде всего финансовыми; спос-ть выполнять роль лидера, умение повести за собой др.людей.

П.Л. играет важную роль в жизни об-ва: могут выражать его потребности, потребности отдельных групп, формировать цели полит.действий, брать на сеья ответ-ть за их реализацию.

Политическое лидерство - личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических   взаимоотношений   и  ориентаций  в группе, организации, обществе.

Функции полит лидера

5. Консерватизм как идеология.

Консерватизм – разновидность полит. идеологии. Гл. требование к власти – сохранение морального порядка и естественно правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии и об-ва. Прошлое как исходный принцип К. рассматривается в кач-ве символа морального долга, исторических обязательств перед будущими поколениями.

Кризисное развитие индустриальных держав в 20 веке вызвало появление разл-х реакционных консервативных течений: антисемитизм, расизм, шовинизм и др., кот. отрицали идеи демократии и выступали за социальную и этническую дискриминацию. Новые явления в экономике, соц. и полит. жизни (развитие акционерных об-тв, демократизация) способстовали сближению К. с либеральными идеями (неоконсерватизм).

Общая установка К на сохранение традиционных ценностей ч-ка в постиндустриальном об-ве, ориентация на эволюционность изменений и бережное готношение к сложившемуся порядку вещей, резкое неприятие общественных потрясений и искусственных реформ обуславливают его авторитет и влияние в мире.

6. Либерализм как идеология.

Либерализм – полит.идеология, базирующаяся на требованиях обеспечения свободы личности, гражданских и полит.прав индивида и ограничении сферы деят-ти гос-ва.   

Ведущие полит. ценности Л. – идеи правового равенства граждан, договорной природы гос-ва, полит.плюрализма и конституционализма.

Характерными для Л. явл-ся требования невмешательство гос-ва в экономику, чтобы снять все препятствия на пути реализации свободы частных собственников и проявления их инициативы.

Многие классич. идеи Л. утрачивают свое влияние в тех странах, где люди предпочитают более тесные и ответственные отношения м/д гос-вом и населением.

Во 2-й половине 20 века развитие Л. привело к возникновению неолиберализма, более терпимо относящегося к гос-ному вмешательству и усилившего этические требования к полит. поведению граждан и правительства.

Либерализм  -  идейно-политическое  движение, объединяющее  сторонников  буржуазно – парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за его экономической и  духовной  деятельностью  со  стороны светской   и  церковной  власти.

     Ведущие  идеологи  классического  либерализма: Д. Локк (1632 – 1704 гг.),  А. Смитт (1723 -1790  гг.), Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804 гг.), А. де Токвиль  (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.)

Основные компоненты. Абсолютная  ценность человеческой  личности  и  изначальное  (от рождения)  равенство  всех  людей. Признание  определенных   неотчуждаемых   прав  человека (право на жизнь, свободу,  собственность). Теория и практика правового государства.

Главные условия процветания государства:

- господство частной собственности;

- невмешательство государства в экономику;

- простор для личной инициативы.

Идея  гражданского общества, как общества экономического основанного   на   частной   собственности   и   рынке,  и независимого  от  государства  и  политических  институтов. Концепция  социального  прогресса. Идея  “естественного неравенства людей”. Неравенство - естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный  неравенством   способностей,  талантов,  трудолюбия.

7.Нацизм как идеология.

Национализм – идеология, психология и реальная политика, основанные на противопоставлении нации, признании исключительности и превосходства собственной нации над др. и стремлении обеспечить ей привилегии за счет инонациональных групп.

Н. складывается на основе реальных нац-х общностей людей, преувеличивая значение нац-х  различий и достоинств собственной нации.

Используется нац-ое самосознание, патриотическое чувство, лингвистическое и иное этническое родство. По своей сути Н. конфликтен, т.к. делит всех людей на «мы» и «они», чужие и свои, противопоставляя людей по нац-му признаку. Для обоснования превосходства собственной нации Н. использует различного рода мифы, предрассудки и стереотипы, методы манипулирования сознанием людей.

Формы проявления Н.:

этнократизм – ущемляет права граждан др.нац-ти под предлогом этнической чистоты.

фашизм и нацизм – безжалостное уничтожение представителей др., якобы «неполноценной» нации

сепаратизм и изоляционизм – разрывают естественные связи м/д народами и наносят ущерб гражданам всех наций.

8. Понятие полит.идеологии. Взаимосвязь полит.идеологии и философии.

Полит.ид.-специфич-ая форма полит-го сознания, совокупность систематизированных представлений той или иной общ-ой группы, призванных выразить и защитить ее интересы и цели в сфере полит-ой власти. Понятие иделогии ввел А.Де Траси в 17в. и означало учение об идеях или систему идеалистических представлений о мире.

В основание ПИ могут лежать интересы определенной общности людей (классы,нации) или полит.цели,которые не сводятся к интересам социальных или этнических групп (напр.цели фашизма, анархизма и т.д.). ПИ выполняет определенные функции в организации и осуществлении власти (овладение массовым сознанием граждан; определение критериев ориентаций полит-ой жизни, мотивация полит-го поведения граждан).

     Философия политическая изучает политику как целое, ее природу, значение для чел-ка, взаимоотношения между личностями,общ-ва и гос.властью и разрабатывающая идеалы и  нормативные прицнипы поли-го устройства, общие критерии оценки политики. Стремится ответить на вопр-сы, почему и зачем существуют те или иные полит.явления и каковыми они должны быть.

Ф.П.служить общей методологич.базой полит.исследований, раскрывает смысл разл-ых концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и ирацион-го в политике, ее нрав-ые критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы гос.власти и т.п.

Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и полит-ой культуры общества.

9.Политический конфликт.

-борьба двух и более сторон с целью реализации своих интересов в сфере гос.власти. Источники ПК – в различии статусов и ролей, исполняемых людьми в полит.жизни, в разнообразии и несовпадении их потребностей и интересов; в принадлежности граждан к разл. общ-ым группам, в наличии у людей разных ценностей и убеждений. ПК существуют, проявляются в форме борьбы, игры или спора (дебаты). Каждый конфликт имеет специфические способы урегулирования и завершения. ПК разделяют на внешние и внутренние политические, явные и латентные, кратко-,средне-, и долгосрочные. Все КП могут заканчиваться либо тупиковой ситуацией(неразрешимый), либо тем или иным урегулированием (лишение противоречия его остроты), либо разрешением   (устранение источника конфликта), либо устранением самого конфликта(перенесение его  в иную область соц.отношений).

Мирное урегулирование – наиболее часто встреч-ся цель управления ПК, возможно на основании копромисса сторон (взаимные уступки, понимание прав оппонента и др.) или за счет принуждения одной стороны др.стороной (при превосходстве имеющихся у последней ресурсов, статусов и др.факторов).

Политический  конфликт - столкновение, противоборство  различных  социально-политических  сил,  субъектов  политики  в их стремлении  реализовать  свои интересы  и цели, связанные, прежде  всего, с борьбой  за обретение  власти,  ее  перераспределение,  изменение  своего  политического статуса, с  политическими  перспективами  развития  общества.

Ф-ии. Положительные.

-  объективного  выражения  неудовлетворенности;

-  разрядки   напряженности;

-  достижения  внутригрупповой  сплоченности;

-  коммуникативно-информационная;

- стимуляция  социальных  изменений.

Отрицательные.

-  создает  угрозу интеграции  общества, ликвидации данной  политической  системы;

-  может   отрицательно   влиять  на   авторитет   и функционирование  власти;

-  материально-разрушительная и жизненно-опасная;

- духовно – деградирующая.

Решение: сила, переговоры, сотрудничество.

10.Политическое насилие.    

- осуществляемое в  полит.целях преднамеренное действие, направленное на уничтожение чел-ка или др.живых существ или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воли. Насилие м.б. физическим, экон-им, психологич. и др. Применительно к политике имеет в виду физич-ое насилие как средство ее осуществления. ПН отлич-ся от др.его форм не только физич-им принуждением и возможностью быстро лишить чел-ка свободы, жизни или нанести ему непоправимые телесные повреждения, но и организованностью, широтой, систематичностью и  эффективностью применения.  В мирные времена его осуществляют специально подготовленные люди, кот.обладают оружием и др.средствами принуждения, объединины  жесткой дисциплиной и централизованным управлением. ПН – антипод гуманизхма и нравстенности, т.к. означает действия направленные против чел-ка или его достоинства. Систематическое применение Н.разрушает нравственные основы общ=ва, совместной жизни людей – солидарность,доверие, правовые отношения и т.п. В виду несовершенства чел-ка, его коллективной жизни,общ=во не может полностью устранить всякое насилие и вынуждено в целях его ограничения и присечения использовать силу.

В демократич.общ-ве допускается применение гос.насилия лишь в кач-ве ответной или предупреждающей меры по отношению к уголовным преступникам, террористам, нарушителям законов, сторонникам насильственного свержения демократич.строя, агрессорам и т.д.

В конце 20в. с распространением ядерного и др.видов оружия массового поражения обострилась антигуманнпя сушность ПН. Появились благоприятные условия для его дальнейшего ограничения.

12 Структура политической системы. общества.

В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.

Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной, исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы.

Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов и функционирование полит системы общества в целом. Исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества.

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть: ее завоевание, удержание, реализацию.

Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит институтов, политико-правовых норм, совершенствования полит отношений и всей полит системы.

Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в полит системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных странах.

Страницы: 1, 2