Реферат: Связь института семьи с другими социальными институтами и организациями
Существует способ
определения сообщества через его место в социальной структуре. Что касается
"Системы", то ее типичный представитель находится в промежутке
между позициями социальной структуры.
Неформаля говорят, что в
"Системе" к кому не подойди, такой же промежуточный считает себя
художником, среди друзей известен как художник, а работает в котельной
кочегаром; поэт (дворник), философ (бродяга без определенного места
жительства). В неформалах таких большинство. Статус в собственных глазах не
совпадает со статусом в глазах общества. Принимаемые нормы и ценности иные,
нежели предписанные обществом. Система, объединяющая таких людей, оказывается в
результате сообществом, находящимся в промежутках социальной структуры, вне
ее. Процитируем еще раз упоминавшегося уже Мадисона, раз уж он сам взял на
себя роль хипповского историографа и теоретика : " Хиппизм, заявляет
он, не вступает во взаимоотношения с конституцией, его неуправляемые владения
начинаются там, где нет и в помине границ государственных. Эти владения
повсюду, где горит огонь творящей независимости".
Все без исключения
"пиплы" настаивают на своей непринадлежности к обществу, или иначе -
независимости. Это - важная черта "Системного" самосознания.
Откуда же и почему
появляются "выпавшие" люди ? Здесь два направления. Первое: в этом
выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек
оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной
структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает
постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. Такие
рассуждения заложены в основе концепций В.Тернера,Т.Парсонса,Л.Фойера.
По Парсону,
например, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых -
"нетерпение" занять места отцов в социальной структуре. А они
некоторое время еще остаются заняты. Но дело кончается втиранием нового
поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством. Второе
направление объясняет появление выпавших людей сдвигами в самом обществе. У
М.Мид это выглядит так : " Молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир,
к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится.
Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура
уже другая, тех позиций в ней нет ".
Новое поколение
ступает в пустоту. Не они выходят из имеющейся социальной структуры, а сама
структура ускользает из-под их ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных
сообществ отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат
пребывания в лоне контр-культуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю
структуру, а строительство новой. В ценностной сфере смена культурной
парадигмы: ценности контр-культуры "всплывают" и ложатся в основу
организации "большого" общества. А прежние ценности опускаются в
подземный мир контр-культур. На самом деле эти два направления не отвергают
друг друга, а дополняют. Речь идет просто о разных периодах в жизни общества,
или его разных состояниях. В стабильные периоды и в традиционных обществах
выпавшие люди - это действительно те, кто в данный момент, но временно,
находится в процессе перехода. В конце концов они входят в общество, там
устраиваются, обретают статус.
В периоды перемен
выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это
задевает чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят через
контркультурное состояние.
Ни одна
"Система" не может охватить все без остатка. Неизбежно что то из нее
выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация проникающая от
чужих и не вписывающаяся в основной миф. Все это оседает в сфере экстернальной
культуры.
Неопределенность и
самоорганизация: и так, "Система" - пример сообщества, куда
стекаются выпавшие из социальной структуры. Эти люди не имеют определенного положения,
прочной позиции - их статус неопределен. Состояние неопределенности играет
особую роль в процессах самоорганизации.
Сфера
неопределенности - те социальные пустоты, где мы можем наблюдать процессы
зарождения структур сообществ, превращение бесструктурного состояния в
структурное, т.е. самоорганизации.
Итак, в неформальные
объединения попадают, или если можно так выразится, стекаются, те молодые люди,
подростки, которые в своей семье остаются не понятыми, лишенными внимания
родителей, постоянно наталкивающиеся на стену неодобрения и резкого осуждения
жизненного выбора и позиций. Исходя из сказанного можно сделать следующий
вывод, что неудовлетворенной семейной жизнью, лишенные тепла и внимания дети
проходят свою социализацию не в таких организациях как школа, институт,
спортивные секции, клубы по интересам, а в неформальных организациях, которые
как правило настроены достаточно антисоциально и наносят существенный вред
психике ребенка.
III.3.Семья и религия
Как мы уже неоднократно
повторялись выше роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими
другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и
развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями,
необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает
как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на
протяжении всей своей жизни.
Статистика
свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма
болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы
фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа
асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение
нравственных устоев семейного воспитания.
Во все века семья
испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История
свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и
навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и
буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между
поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и
воспитании детей становится одной из важных забот общества.
Чем глубже разрыв между
поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении
квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее
становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны
профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и
других специалистов. Исследования показывают, что в консультациях данных
специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные
семьи.
Современная ситуация, в
которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного
воспитания личности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня
не только родители, но и их помощники – социальный педагог, воспитатели,
учителя, общественность.
Существует несколько
определений семьи. Во-первых, семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве
малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и
ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по
отношению друг к другу.
Во-вторых семьей
называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой
взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть
по вседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная
социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и
медицинского обслуживания и т. д.
Семейно-брачные отношения
прослеживаются в истории человечества с довольно ранних эпох. Уже в неолите, к
которому относится появление человека разумного, существовали устойчивые
общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций,
совместно ведущие хозяйство, воспитывающие детей.
В глубинной подоснове
семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название
инстинкта размножения. Но кроме биологических законов, проявляющихся в
жизнедеятельности семьи, существуют и социальные законы, так как семья –
социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества
свои традиции и специфику.
При всех различиях
семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет
все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную
возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.
Все практически, что человек получает для дальнейшей своей
самостоятельной жизни, он получает в семье. Все традиции и духовные ценности
прививает человеку его семья. Интересно было бы выяснить как понимали семью и
брак наши предки-христиане. Христианское понимание сексуальности, брака и семьи
в значительной мере находилось под влиянием ветхозаветных представлений о браке
как институте, предназначенном прежде всего для продолжения рода, а не для
личного счастья партнеров. До самого периода Реформации патриархальная
структура семьи сохранялась и отстаивалась от нападок сектантских групп.
Невзирая на это, христианские представления были в корне иными, чем
ветхозаветные. /14, 32/
Трансформация прежних
представлений о семье в Новом Завете была обусловлена тем, что в христианстве,
наряду с иудейской традицией, содержатся и элементы эллинистического мировоззрения,
в котором важную роль играет половая любовь и гармония. Классическое понимание
любви, выраженное в платоническом понятии эроса, противостоит в христианстве ее
библейскому, иудейскому пониманию. Хотя эротическая любовь часто понималась
прежде всего как сексуальное влечение и страсть, в классическом религиозном и
философском смысле она интерпретировалась как идеалистическое стремление
подняться к высшим интеллектуальным и духовным ценностям. Христианская
концепция любви рассматривала как образец человеческой взаимности и самоотдачи
совершенную и безграничную любовь Бога. Вообще любовь рассматривается как
высшая ценность и добродетель.
Таким образом,
христианство тяготеет к спиритуализации брака и семьи, к углубленной трактовке
личных отношений между супругами, между родителями и детьми. Брак можно назвать
разновидностью теснейшего товарищества верующих. В раннехристианских общинах
дети были включены в это товарищество. Они крестились и причащались вместе со
своими родителями. В этот период молитвенные собрания христиан проводились в
семейных домах верующих. Брак, в котором один из партнеров был христианином, а
другой принадлежал к другому вероисповеданию, рассматривался как вероятное
средство обращения второго супруга в христианство. Но если партнер-нехристианин
не желает состоять в таком браке, церковь рекомендовала развод.
В Посланиях апостола
Павла подчеркивается отличие христианского брака от супружеских союзов,
заключаемых верующими других конфессий. Христианский брак характеризуется более
высокими этическими требованиями к обоим супругам. Семейно-брачные отношения
той эпохи, нормами какой религии они бы ни регулировались, строились на
дискриминации женщины, которая, обязана была, во всем подчиняться мужу, не
имела права расторгнуть брак по собственной инициативе, а в случае развода по
инициативе мужа должна была покинуть его дом и оставить родившихся от
этого брака детей.
Христианство не
произвело революционных перемен в социальном положении женщины; оно лишь дало
ей возможность занять новое положение в семье и религиозном сообществе. Если
бракоразводная практика иудаизма оставляла женщину на полный произвол мужа, то
Христос, запретив своим последователям расторжение брака, тем самым резко
изменил статус женщины в семье.
Изменилось также и
положение женщины в сообществе единоверцев. В иудаизме все религиозные
обязанности, совершение большинства ритуалов, даже еж дневные молитвы были
делом мужчины. Женщина настолько не принималась в расчет, что имелась даже
особая молитвенная формула, которую мужчина должен был повторять каждый день,
среди обычных молитв и которая содержала благодарность Богу за то, что Он не
создал молящегося женщиной. Роль женщины сводилась к рождению детей и
соблюдению святости домашнего очага. Она должна была только выполнять предписанные
Законом запреты, но не могла быть равноправным членом религиозного сообщества.
Для богослужения необходимо было присутствие десяти мужчин, женщины в счет не
шли. В синагоге женщины должны были сидеть отдельно от мужчин, отгороженные
плотной завесой.
В христианской общине
женщина наделялась всеми правами на общих основаниях; из Посланий апостола
Павла явствует, что женщина рассматривалась как полноценная христианка. Римские
критики христианства утверждали, что христианскими общинами управляют женщины.
В периоды гонений женщины-христианки проявляли стойкость и приверженность
религиозным идеалам наравне с мужчинами. Тот факт, что женщин почитали как
святых и мучениц, демонстрирует их активную роль в общинах и высокий
религиозный статус.
Одновременно в
христианстве сохраняется и восходящая к иудейской традиции тенденция оттеснения
женщины на второстепенные позиции и религиозной практике. В Посланиях апостола
Павла подчеркивается, что женщине не дозволяется «учить», то есть выступать с
проповедями и заниматься теологической интерпретацией Писания. Женщине
запрещено входить в алтарное помещение церкви, она не может принять сан
священнослужителя (за исключением некоторых протестантских конфессий).
Христианство
характеризуется также особой – не свойственной в такой мере другим религиям –
тенденцией к половому аскетизму и безбрачию. Идеалом верующего считается
личность, целиком преданная Христу и сохраняющая во имя него целомудрие. Отсюда
обязательное требование целибата, то есть безбрачия и абсолютного воздержания
от половых отношений, предъявляемое к священнослужителям Римской католической
церкви. Отсюда и та особая роль, которая в христианстве отводится монашеству и
отшельничеству, как мужскому, так и женскому. В отличие от иудаизма,
предписывавшего обязательное вступление в брак всем половозрелым мужчинам и
женщинам, христианство превыше всякого другого состояний оценивает
девственность; брак рассматривается как вынужденная уступка влечениям плоти,
предназначенная для тех, кто не в силах подавить их усилиями воли. Но наивысшей
доблестью для христианина является сохранение целомудрия. Вне всякого сомнения,
первоначально сильная аскетическая тенденция, преобладающая в христианстве,
была направлена против гиперсексуализма эллинистической культуры, против широко
распространенной в ней и открыто признанной педерастии, культовой и обычной
проституции, содомии и т. п. /9, 115/
В свете скорого и неизбежного наступления царствия Божия брак
рассматривался как принадлежность старого миропорядка, которая прекратит свое
существование вместе с ним. Обитатели нового мира «не женятся и не выходят
замуж, а живут подобно ангелам на небесах», как утверждает Евангелие от Марка.
Поскольку старый миропорядок доживает последние дни, уже нет необходимости
вступать в брак; это только приносит ненужные страдания, и потому, согласно
апостолу Павлу, неженатым и незамужним «лучше оставаться, как есть ».
Аскетические
тенденции, присущие христианству, особенно отчетливо проявились в мировоззрении
гностических сект, видевших в сексуальном влечении выражение демонического
начала. Сознательное отвержение христианами половой морали окружающего их
общества эллинистической эпохи поддерживало первоначальный аскетизм и
способствовало его дальнейшему закреплению в качестве официальной позиции христианской
церкви по отношению к сексуальности.
Реформация смягчила
аскетический подход римско-католической церкви к половым вопросам. Прежде всего
это выразилось в отмене целибата для лиц духовного звания, даже для
высшего духовенства. Восточные православные церкви остановились на
компромиссном решении проблемы: рядовым священнослужителям разрешается
вступление в брак, тогда как представители высшей иерархии обязаны соблюдать
целибат.
Отдельную проблему
составляет отношение к контролю над деторождением. Раннее христианство, как и
иудаизм, видело главную рациональную цель брака в деторождении. Для
христианства всех времен принципиальный подход к вопросам деторождения всегда
состоял в отрицании какого-либо ограничения. Христианство всегда критически относилось к использованию
контрацептивов и любых методов предохранения. Прерывание беременности на любых
сроках без веских медицинских оснований рассматривается как смертный грех.
Церковь строго запрещает аборты.
Проблема контроля
рождаемости перешла в новую фазу благодаря изобретению и массовому
распространению средств контрацепции. Вторым важнейшим фактором стало
формирование в послевоенном мире нового свободного отношения к сексу,
получившее название сексуальной революции. В этой ситуации в христианстве возникло
расхождение взглядов: протестантские церкви рассматривают сознательное
планирование семьи в пределах христианской социальной этики как
жизненную необходимость. В противоположность им Римская католическая церковь в
специальных энцикликах полностью запрещает все способы контрацепции.
Современные экономические и демографические проблемы, новые возможности,
предоставляемые социальным и технологическим прогрессом, требуют более
глубокого осмысления в контексте христианской культуры проблем планирования семьи.
/16, 359/
Можно сделать следующий
вывод, что семья постоянно находилась под контролем церкви и достаточно сильно
церковь влияла на семью, можно даже сказать, что церковь «создавала» тип семьи.
На востоке, где принято мусульманство - полигамия, у христиан - моногамия,
семья всегда жила по церковным канонам, даже нынешние семьи, которые не
причисляют себя к верующим все равно подвержены влиянию той веры, которую они
впитывали с детства.
Заключение
Именно в семье
закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения,
раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья
способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека,
стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает
индивидуальность. Так сложилось, что с развитием цивилизации семья переложила
часть своих забот на другие социальные институты и организации, тем самых
родители получили больше свободного времени, а дети более широкую возможность к
социализацию в обществе.
Взаимосвязь семьи и
других социальных институтов проявляется с самого момента рождения ребенка и
чем эта связь более налажена, тем легче ребенку проходить все этапы становления
полноценной личности.
Социальная среда
способствует усвоению общественных социальных норм и культурных ценностей,
причем базисной основой является семья, где закладывается фундамент личности,
дальнейшее строительство которой затем осуществляет школа, затем следующее
учебное заведение, затем рабочий коллектив и т.д.
Целью моего исследования
была семья и социальные институты, влияние их взаимоотношений на растущее
поколение. Я считаю, что я достиг желаемой цели, так как определил роль влияния
этих институтов на семью, методы подхода работы с семьей, а также определил
роль влияния семьи на дальнейшее успешное формирование личности и ее
социализации.
Ребенок, как я уже
высказывался неоднократно, начинает свою социализацию в семье, однако семья
сталкивается с необходимостью общения с больницами, школами, детскими
учреждениями, школами, трудовым коллективом, спортивными секциями,
учреждениями культуры, с государственными ведомствами, с неформальными
объединениями, церковью, друзьями и множеством других организаций, именно во
взаимодействии всех этих организаций и учреждений и проходит становление юной
личности, и чем взаимоотношения у семьи с этими организациями лучше налажены,
тем вырастает более социализированная, более успешная личность.
Список литературы
1.
Березкина Н.П.
Педагигика общественно-политической деятельности.// Педагогика. - №7; 1990
2.
Гуров В.Н. Семья
и школа: деятельностные взаимоотношения.// Педагогика. - №7; 1992
3.
Громов А.В.,
Кузин О.С. Неформалы, кто они есть? – М.,2000.
4.
Нейл смелзер
"социология" Москва 1994 г. ст.168.
5.
Купцова В.И.
Человек и общество. Современный мир. - М.,1994г.
6.
Жарков А.Д.
Организация культурно-просветительной работы. - М., 1989.
7.
Марьенко И.С. Нравственное
становление личности. - М.,1987.
8.
Павлов Б.С. Матери. Отцы. Дети. -
М., 1984.
9.
Шевандрин Н.И. Социальная психология
в образовании. - М.,1995
10.
Щуркова Н. Ценностные отношения в
воспитании школьников. -№3; 1999.
11.
Яновская М.Г. Эмоциональные
аспекты нравственного воспитания. - М., 1979.
|