рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Сущность культуры и ее структура рефераты

Помимо общих ценностей, определяющих функционирование  произ-

водственных организаций, существует еще целый набор внутриоргани­зационных ценностей. Организация хорошо выполняет предписанные ей


                               - 21 -

цели лишь при соблюдении в ней  определенного  функционального  и структурного порядка, который является фактором ее  стабильности. Порядок в организации поддерживается трудовым поведением работни­ков, соблюдением ими трудовой и технологической дисциплины.  Дис­циплина и представляет собой одну из  важных  внутриорганизацион­ных ценностей. Сюда же относится такая черта трудового поведения, как исполнительность, высокое чувство ответственности за выполне­ние  своих  профессиональных  и  статусных  обязанностей,                  ста-

бильность поведения как отдельного работника, так и целых коллек­тивов.

    Способность предприятия создать  ключевые  ценности,  которые объединят усилия всех структур того  или  иного  предприятия,  по мысли американских специалистов по  организационной  культуре  П. Питерса и Р. Уотермана являются одним из самых глубоких  источни­ков успешной деятельности предприятия.

    Формирование ключевых ценностей  или  принципов  деятельности предприятия имеет своей главной целью создать в окружающей  среде и в глазах сотрудников предприятия, его предельный образ, или как принято сейчас выражаться, "имидж предприятия". Эти принципы гро­могласно провозглашаются в речах основателей или президентов ком­паний, различного рода информационных документах, включая и  рек­ламные ролики, вывески, табло и т. д. Эти принципы,  объединенные в систему, определяются как "кредо" предприятия, его "символ  ве­ры". Совокупность таких принципов зачастую называют  "философией" данного предприятия.  Так  знаменитая  американская  компания  по производству электронной техники IBM в качестве важнейших принци­пов своей деятельности особо выдвигают  три:  1)  Каждый  человек заслуживает уважения. 2) Каждый покупатель имеет право  на  самое лучшее обслуживание, какое только возможно. 3) Добиваться  совер­шенства во всем. По свидетельству заместителя главного  менеджера Дж. Роджерса, эти принципы были провозглашены основателем  компа­нии Томасом Дж. Уотсоном-старшим и неуклонно претворялись в жизнь на протяжении всей истории существования этой компании.

    Большое внимание , по мнению, крупнейшего американского  спе­циалиста по проблемам менеджмента и социологии организаций И. Оу­чи должно уделяться бюрократической культуре на предприятии.  Бю­рократическая культура основывается на  системе  власти,  осущес­твляющей регламентацию всей деятельности предприятия в форме пра­вил, инструкций и процедур. Источником власти в данной  организа­ции является компетентность. Данная культура  эффективна  в  ста­бильных, хорошо прогнозируемых ситуациях. В ситуации  возрастания неопределенности, в моменты кризиса ее эффективность падает.


                               - 22 -

    4.1   МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА

   Особенности производства и  потребления  культурных  ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существова­ния культуры: массовую культуру и  элитарную  культуру.  Массовой культурой называется такой вид культурной продукции, который каж­додневно производится  в  больших  объемах.  Предполагается,  что массовую культуру  потребляют все люди,  независимо  от  места  и страны проживания. Это культура повседневной жизни,  представлен­ная самой широкой аудиторией  по  различным  каналам,  включая  и средства массовой информации и коммуникации.

    Когда же появилась массовая культура? По поводу истоков  мас­совой культуры в культурологии существует ряд точек  зрения. При­веду в качестве примера, наиболее часто встречающиеся  в  научной литературе:

      1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рож­дения человечества, и уж, во всяком случае ,  на  заре  христиан­ской цивилизации. В качестве примера обычно  приводятся  упрощен­ные варианты Священных книг (например, "Библия для  начинающих"), рассчитанные на массовую аудиторию.

    2. Истоки массовой культуры связаны с появлением  в  Европей­ской литературе XVII-XVIII веков приключенческого,  детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию  читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят  в  качес­тве примера творчество двух писателей: англичанина  Даниэля  Дэфо (1660-1731) - автора широко известного романа "Робинзон Крузо"  и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т.д. и нашего  сооте­чественника Матвея Комарова (1730 - 1812) - создателя  нашумевше­го бестселлера XVIII-XIX веков "Повести о приключениях английско­го милорда Георга" и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.

    3. Большое влияние на развитие  массовой  культуры  оказал  и принятый в 1870  году  в  Великобритании  закон  об  обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид  ху­дожественного творчества XIX века - роман.

   И все-таки все выше  изложенное  -  это  предистория  массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила  себя в США на рубеже XIX-XX веков.  Известный  американский  политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со време­нем расхожей: "Если Рим дал миру право,  Англия  -  парламентскую деятельность, Франция - культуру и  республиканский  национализм,


                               - 23 -

то современные США дали миру научно-техническую революцию и  мас­совую культуру".

    Феномен появления массовой культуры представляется  следующим образом. Для рубежа XIX-XX веков стала характерной  всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы экономику и  поли­тику, управление и общение людей. Активная роль  людских  масс  в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философ­ских сочинений XX века.

    Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы  ста­ли образованными, информированными. Кроме того, субъектами массо­вой культуры сегодня являются не просто  масса,  но  и  индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают  однов­ременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как  члены массовых  социальных  общностей,  постольку  субъект             "массовой

культуры" может рассматриваться как двуединый, то  есть  одновре­менно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие "массо­вая культура" характеризует особенности  производства  культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное  на массовое потребление этой культуры. При этом  массовое  производ­ство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индус­трией.

4.2.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ "МАС-

          СОВОЙ"  КУЛЬТУРЫ

    Каковы же экономические предпосылки становления и  социальные функции массовой культуры? Истоки широкого распространения массо­вой культуры в современном мире кроются в  коммерциализации  всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в "Капи­тале". В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму  понятия "товар" все многообразие социальных отношений в буржуазном общес­тве.

    Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в соче­тании с мощным развитием средств массовой коммуникации  и привело к созданию нового феномена - массовой  культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство  -  все  это  во многом означает перенесение в сферу художественной культуры  того же финансово-индустриального подхода, который царит  и  в  других отраслях индустриального производства. К тому же многие  творчес­кие организации тесно связаны с банковским и промышленным капита­лом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн,  ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции - это массовое  потребле­ние, ибо аудитория, которая воспринимает данную  культуру  -  это


                               - 24 -

массовая аудитория больших залов,  стадионов,  миллионы  зрителей телевизионных и киноэкранов.

    В социальном плане массовая культура формирует  новый  общес­твенный слой, получивший название "средний класс".  Процессы  его формирования и функционирования  в области культуры наиболее кон­кретизированно изложены в книге французского философа и  социоло­га Э. Моренга "Дух времени"  (1962г.).  Понятие  "средний  класс" стало основополагающим в  западной  культуре  и  философии.  Этот "средний класс" стал и стержнем жизни  индустриального  общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.

   Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мисти­фицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человечес­ком обществе. Происходит отказ от рационального начала  в  созна­нии. Целью массовой культуры является не столько заполнение досу­га и снятие напряжения  и  стресса у человека  индустриального  и постиндустриального  общества,  сколько  стимулирование  потреби­тельского сознания у реципиента (то есть  у  зрителя,  слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип -  пассивного, некритического восприятия этой культуры у  человека.  Все  это  и создает личность, которая достаточно легко поддается  манипулиро­ванию. Другими словами, происходит  манипулирование  человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной  сфе­ры чувств человека, и  прежде  всего  чувств  одиночества,  вины, враждебности, страха, самосохранения.

    4.2.2 ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

    Одной из старейших философских школ прошлых веков  была  гре­ческая школа - киренаиков, основанная в V  веке  до  н.э.  другом Сократа - Аристипом. Эта школа создала этическое течение -  гедо­низм. Гедонисты  утверждают,  что  чувство  наслаждения  является целью всего поведения человека.

    В качестве идейной основы современной массовой культуры  выс­тупает философия позитивизма. Позитивизм в  эстетике  проявляется как натурализм. Для него характерно сведение социального к биоло­гическому.

    Примером художественного (практического) решения эстетических принципов, законов биологизма в позитивизме является серия запад­ных детективных романов. В сюжетах этих произведений за совершен­ными преступлениями стоит один социальный мотив -  деньги.  Но  в финалах романов выясняется, что  преступления  организовали  пси­хи-маньяки, уголовники-шизофреники, не способные отвечать за свои поступки. Серьезный социальный мотив оказывается подмененным  мо­тивом биологическим. Зависимость социологии от биологии стала ми-


                               - 25 -

ровоззренческой платформой для многих произведений массового  ис­кусства. Принцип эскейпизма, то  есть  стремление  любыми  путями увести реципиента от противоречий реального мира, объявить их не­существующими или заставить о них забыть,  прочно  занял  ведущее место в подобных произведениях.

    В рамках позитивистской концепции социального дарвинизма реа­нимируется и так называемый "культ казенного оптимизма", перерас­тающий, порой, в настоящий национал-шовинизм. Яркий пример -  по­зитивистская концепция так называемой "американской мечты".  Аме­риканская мечта  -  это  совокупное  представление  об  "исключи­тельности" развития Америки и то,  что  каждый  американец  имеет равные возможности в достижении счастья и успеха.

    Одно  из  основополагающих  утверждений  прагматизма  требует признания истинности того, что имеет практическую  пользу.  любая идея - научная, религиозная, художественная, прогрессивная, реак­ционная - может быть оправдана, если она обеспечивает успех  дея­тельности людей. Не случайно прагматизм называют "философским вы­ражением бизнеса". Отпечаток духа делячества (а "прагма", по-гре­чески, это дело, действие) лежит на многих высказываниях предста­вителей эстетики прагматизма об искусстве. Практической  реализа­цией прагматизма в массовой культуре  является  такая  важная  ее структура - как реклама. Она реализует основное кредо  прагматиз­ма, которое заключается в том, что истинным является то, что  по­лезно, что дает удовлетворение и приводит к успеху.

    Философия З. Фрейда - фундамент современной массовой  культу­ры. В начале XX века австрийский врач-психопатолог и  философ  З. Фрейд разработал учение о врожденных бессознательных структурах ­инстинктах, которые довлеют над сознанием людей и определяют мно­гие их поступки. В своей теории бессознательного З.  Фрейд  исхо­дил из того, что сущность человека выражается в  свободе  от  ин­стинктов. Отсюда и жизнь в обществе возможна только тогда,  когда эти инстинкты подавляются. Возникает то, что Фрейд называл "фрус­трацией" - то есть неосознанной ненавистью индивида  к  обществу, которая выражается в агрессивности. Но поскольку  общество  обла­дает достаточно сильными для подавления этой агрессивности  инди­видов возможностями, человек находит свой  выход  неудовлетворен­ным страстям в искусстве. Главное влияние фрейдизма  на  массовую культуру кроется в использованиии его инстинктов страха, секса  и агрессивности.

    XX век войдет в историю человечества как век страха. В реали­зации инстинкта страха особенно преуспел  современный  кинематог­раф, производящий в огромном  количестве  так  называемые  фильмы ужасов. Их основными сюжетами являются природные катастрофы (зем­летрясения, цунами, бермудский треугольник с неразгаданными  тай-


                               - 26 -

нами); просто катострофы (кораблекрушения, авиакатострофы,  пожа­ры); монстры (к ним  относятся  гигантские  гориллы,  агрессивные акулы, жуткие пауки, крокодилы-людоеды и т.д.);  сверхъестествен­ные силы (речь идет о дьяволах, антихристах, духах, явлениях  пе­реселения души, телекинеза. Особо выделяется  в  этом  ряду  жанр "трупомании", зомбирования); инопланетяне.

4.3   ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА КАК АНТИПОД МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

   В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рас­сматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем эли­тарной культуры, с точки зрения представителей этого  направления в культурологии, является высший привелегированный слой общества ­элита ( от французского elite - лучшее, отборное, избранное). оп­ределение элиты в различных социологических и  культурологических теориях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михельс и Г.  Мос­ка, считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высо­кая степень деятельности, продуктивности,  активности.  Однако  в философии и культурологии получило большое распространение  пони­мание элиты как особого слоя общества, наделенного  специфически­ми духовными способностями. С точки зрения этого подхода -  поня­тием элита обозначается не просто высший слой общества,  правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе.  Элита  -  это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности,  ода­ренная высокими нравственными и эстетическими  задатками.  Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство  должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и  потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся  уже  в филофсофских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

В своем основополагающем труде " Мир как воля  и  представле-

ние", завершенном в 1844 году, А.  Шопенгауэр  в  социологическом плане разделяет человечество на две части: "люди гения" (то  есть способные к эстетическому созерцанию  и  художественно-творческой деятельности) и "люди пользы" (то есть ориентированных только  на чисто практическую, утилитарную деятельность).

В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им

в известных трудах: "Рождение трагедии из духа музыки"  (1872г.), "Человеческое, слишком человеческое"  (1878г.),  "Веселая  наука" (1872г.), "Так говорил Заратустра" (1884г.), элитарная  концепция проявляет себя в идее "сверхчеловека". Этот "сверхчеловек", имею­щий привелигированное положение в обществе, наделен, по мысли  Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.

   В XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были  резюмированы  в элитарной культурологической  концепции  Х.  Ортега-и-Гассета.  В


                               - 27 -

1925 году выходит в свет самое известное сочинение испанского фи­лософа, получившее название "Дегуманизация искусства",  посвящен­ное проблемам различного старого и нового искусства. Основное от­личие нового искусства от старого - по  Ортеге  -  заключается  в том, что оно обращено к элите общества, а не к массе. Поэтому со­вершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть  общепонятным,  общечеловеческим.  Более  того "...радоваться или сострадать человеческим судьбам, - пишет Орте­га, - есть нечто очень отличное от подлинно художественного  нас­лаждения". Новое искусство, наоборот, должно отчуждать  людей  от реальной жизни. "Дегуманизация" - и есть основа нового  искусства XX века. "Вот почему новое искусство  разделяет  публику  на  два класса - тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его,  то  есть на художников и тех, которые художниками не являются.  Новое  ис­кусство - это чисто художественное искусство".

    Элита - по Ортеге - это не родовая аристократия и не привеле­гированные слои общества, а та часть общества,  которая  обладает особым "органом восприятия". Именно эта  часть  общества  способ­ствует общественному прогрессу. И именно к ней должен  обращаться своими произведениями художник. Новое искусство и  должно  содей­ствовать тому, "...чтобы "лучшие" познавали самих себя, "... учи­лись понимать свое предназначение:  быть  в  меньшинстве  и  сра­жаться с большинством".

    Культурологические  теории,  противопоставляющие  друг  другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной  культуры  яв­ляется теория и практика "чистого искусства" или  "искусства  для искусства", которая нашла свое воплощение в ряде течений  отечес­твенной и западноевропейской художественной культуры. Так, напри­ме, в России на рубеже XIX-XX веков идеи элитарной  культуры  ак­тивно развивало и внедряло художественное объединение "Мир искус­ства". Лидерами "мирискусников" были редактор одноименного журна­ла С.П. Дягилев и талантливый художник А.Н. Бенуа. Дягилев  прямо и открыто заявлял о "самоцельности" и "самополезности" искусства, считая одновременно "правду в искусстве", декларируемую  Л.  Тол­стым, проявлением односторонности. Акцентируя внимание на челове­ческой  личности,  лидеры  "мирискусничества"  в  духе  элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили  к абсолютизации личности творца. Считалось строго обязательным  на­личие в любом живописном и мызыкальном произведении  особого  ав­торского видения действительности. Причем это  воззрение  понима­лось как совестливое понимание художественного  в  человеке.  Под совестью искусства, однако, подразумевалось лишь субъективная ис­кренность индивидуального творца в выражении им  красоты.  Именно


                               - 28 -

отсюда берет свое начало "мирискусническая" декадентская  претен­зия на внеклассовость и надклассовость своей идеологической пози­ции.

    5.    ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

    Культура исторически сформировалась в конечном счете как спо­соб духовного освоения действительности, как  духовное  производ­ство. Культура характеризуется прежде всего способностью продуци­ровать, сохранять и  транслировать  духовные  ценности  различных форм и типов. Главная функция культуры - сохранять и  воспроизво­дить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из по­коления в поколение и обогащать его, Для  выполнения  этих  задач возникли различные формы и способы духовной  деятельности,  кото­рые постепенно приобрели самостоятельный статус и  в  современной культуре существуют уже как институты культуры.

    Культура превратилась в сложное по деятельности,  многообраз­ное по формам духовное образование. Сюда входят,  как  отмечалось выше, нравственность,  религия,  искусство,  наука,  философия  и идеология, политика, миф, мировоззрение и т.д. Сложное взаимодей­ствие этих систем артефактов образует целостную  ткань  культуры. Развитие процессов общественного разделения труда привело к тому, что эти формы духовной деятельности  все  глубже  дифференцирова­лись и специализировались. В развитой культуре они превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и, наконец, обре­тают статус самостоятельных институтов культуры.

    Каждый из таких институтов  обладает  специфической  системой методов, особым типом ценностей и  особыми  культурогенными  фун­кциями. Понятно, что  художественные  ценности  и  художественная деятельность существенно отличается, например,  от  научной  дея­тельности, хотя они лишь различающие способы  духовного  освоения мира, способы производства различных духовных ценностей.

    В  обобщающем  смысле, однако, можно говорить о некоторых це­лостных  функциях культур. Прежде всего, это продуцирование и на­копление  духовных ценностей. Культура  постепенно  гармонизирует многообразные ценности и создает целостное пространство  духовно­го богатства человечества. Далее, духовные ценности  апробируются в массовой деятельности людей и здесь  устанавливается  норматив­ная сущность культуры. Она осуществляет нормативизацию  действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности. Практическое  ис­пользование норм культуры позволяет вскрыть их значение и  эффек­тивность. Культура оказывается  способной  реализовать  оценочную функцию. Она подразделяет действия человека  на  положительные  и отрицательные, изящные и нет, гуманные и бесчеловечные,  прогрес-


                               - 29 -

сивные или консервативные и т.д. Культура создает  методы и  кри­терии оценки действий человека и таким  образом  формирует  режим регламентированного и ранжированного  поведения  человека.  Кроме этого, культура, формируя эталонные ценности вырабатывает идеалы, которые выполняют роль стимулов и целеполагания для  формирования и отбора целей в жизнедеятельности человека.  Культура  выполняет функцию целеполагания, она типизирует цели, разрабатывает их  со­держание и делает достоянием общества.

    Практическая работа по достижению целей, по их  реализации  и воплощению в жизнь требует от человека знаний и  умений,  причем, знаний не только специально научных, то есть в основном технокра­тических, но и знаний гуманитарных, то есть нравственно-духовных.

Поэтому слудующая функция культуры - познавательная  в  широ-

ком смысле слова. Культура осуществляет различные формы познания, в культуре осуществляется художественное  познание,  религиозное, нравственное и т. д. Основным результатом познавательного отноше­ния к миру в культуре является установление смысла и значения со­держания артефактов или явлений природы, которые  стали  объектом культуры. Смыслообразующая функция культуры осуществляется с  по­мощью различных творческих приемов, особых для каждого  вида  ду­ховной деятельности, языков и знаков, специфического набора  сим­волов и образов, понятий и идей. Продуцируя и репродуцируя духов­ные ценности, культура создает определенную систему коммуникаций, которая  должна  обеспечить  обмен  и  взаимодействие  участников культурного процесса. Культура обеспечивает взаимодействие  людей через ценности, интегрирует общенство, поддерживает  и  развивает его целостность. Осуществляя эту  работу,  культура  осуществляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы,  образцы  и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных.

Таким образом, культура выводит человека из мира животного  в

мир "homo sapiens", человека разумного, осознающего  свое  общес­твенно-социальное представление. Кроме этого,  культура  способна выполнить роль общественной памяти. Она создает способы  и  сред­ства сохранения и накопления опыта духовной деятельности  челове­ка. Благодаря этой роли культуры становится возможным  формирова­ние глубинных подсознательно действующих  алгоритмов  культурного поведения человека, то есть формирование архетипов, которые  зак­репляют поведенческие образцы или модели  на  психо-физиологичес­ком уровне. К. Юнг убедительно показал,  что  архетипы  действуют как врожденные психологические структурные  образования,  которые возникли, однако, в результате культурного развития человека. ар­хетипы служат питательной почвой для творчески  продуктивной  ду­ховной деятельности человека.

    И, наконец, рекреативная функция культуры, котрая  проявляет-


                               - 30 -

ся в создании способов и учреждений, где человек получает возмож­ность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилакти­ку своего духовного состояния, то, что обычно называется  "очище­нием души". Это можно делать в театре, а можно и в храме  или  на карнавале. в открытой культуре человек свободен в своем выборе  и поэтому ему доступны все формы и функции культуры.

    6.    ВЗАИМООТНОШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Наряду с действием на природу, культура влияет на  ход  исто-

рии человечества, где она взаимодействует с обществом, с социумом. История человечества - более широкая реальность, чем  культу-

ра. Культура является  продуктом  творческой  и  созидающей  дея­тельности человека. Но в историю человечества входит  и  разруши­

тельная деятельность человека, например, войны, возникновение        торых всегда сопровождается разрушением культуры. История,  таким образом, включает все виды жизнедеятельности человека - конструк­тивные и деструктивные,  прогрессивные  и  регрессивные.  Поэтому тождества между развитием культуры и историей общества  не  может быть. Однако, верно и то, что культура обнаруживает себя в  исто-


рии общества и вне этого она непостижима и  невозможна.  Смысл  и содержание культуры невозможно понять, если  рассматривать  явле­ния культуры вне конкретых исторических рамок, то  есть  абстрак­тно. Сущность исторического процесса,  конкретной стадии в разви­тии общества является контекстом, по отношению к  которому  выяв­ляется конкретный смысл и значение артефактов культуры.

    Многие исследователи считают, что  культура  возникла  прежде всего под  воздействием  общественных  запросов  и  потребностей. Прежде всего общество нуждалось в закреплении и  передаче  духов­ных ценностей, которые вне  общественных  форм  жизнедеятельности человека могли бы  погибать  вместе  с  автором  этих  ценностей. Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало ус­тойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным на­копление ценностей, культура стала приобретать  кумулятивный  ха­рактер развития. Кроме того,  общество  создало  возможности  для публичного создания и использования ценностей, что привело к воз­можности более быстрого их  понимания  и  апробиирования  другими членами общества.

    Таким образом, общество создает условия для социального  раз­вития человека, то есть человека как личности. Личность несет пе­чать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того,  об­щество создает  условия  для  массового  использования  ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в  тиражировании

                               - 31 -

и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь,  превращается в процессы воспроизведения культуры. Понятно, что вне  обществен­ных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невоз­можны. Культура своими нормами и ценностями входит во  взаимодей­ствие с другими системами саморегуляции в обществе,  такими,  как политика, право и т.п., но в отличие от них  регулятивы  культуры амбивалентны и могут использоваться на принципах свободного выбо­ра.

    Развитие интересов и потребностей личности  может  стимулиро­вать изменение ценностей культуры и тогда они подвергаются рефор­мированию или даже замене. Общество в данной ситуации  может  иг­рать роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора.  В  це­лом здесь возможны три типичные ситуации: первая, когда  общество менее динамично и менее открыто,  чем  культура.  Культура  будет предлагать ценности, оппозиционные по смыслу,  а  общество  будет стремиться их  отторгнуть.  Сдерживается  прогрессивное  развитие культуры, общество догматизирует имеющиеся  ценности  и  в  целом возникают неблагоприятные условия для развития личности.  Возмож­на и обратная ситуация, когда общество в  силу  политических  или социальных потрясений изменяется, а культура не успевает с обнов­лением норм и ценностей. Для личностного развития вновь нет опти­мальных условий. И, наконец, возможно гармоничное, сбалансирован­ное изменение общества и культуры. В этих условиях возможно  кон­структивное, непротиворечивое и гармоничное развитие личности.

    В развитом обществе человек стремится действовать  на  основе единства, целостности и тождественности своего  "Я".  Европейская культура всегда придавала личностному началу  качество  безуслов­ности, независимости от других регулятивов общества,  устойчивос­ти и целостности личного мира человека. Только  при таком положе­нии личность способна в самой себе находить регулятивы и  ценнос­ти, которые позволяют выстоять перед вызовом обстоятельств,  при­дать вызову и обстоятельствам смысл, опираясь на собственное "Я"; только при таком положении  возможно  чувство  ответственности  в осуществлении своих целей, индивидуализм как установка на  самос­тоятельное значение человека. Эти идеалы и  ценности  личностного поведения в обществе культивируются уже  с  античности  в  первых идеях рационального и мудрого образа жизни. Затем в христианстве, в идеях и идеалах индивидуального спасения. Далее, в  эпоху  Воз­рождения - идеалы гражданского и естественного  права,  просвеще­ния и научности, рационализма в нравственных и правовых  идеалах, и, наконец, в идеалах демократии, открытого общества  и  открытой культуры, характерных для XX века.

   Культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельности и от  того,  насколько  общество  стимулирует


                               - 32 -

этот процесс, насколько оно способствует ему. В личности  ценнос­ти культуры превращаются в поведение, культура  живет  в  личнос­тном поведении человека. Общество создает условия  для  этого,  а они могут в различной степени как соответствовать, так и не соот­ветствовать превращению ценностей культуры в акты поведения  лич­ности. Общество развивается в режиме поиска  все   более  благоп­риятных условии для формирования личности как активного  субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры.

    7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В настоящее время  наблюдаются  тенденции  гуманизациии  всех сфер деятельности человека, в том числе  и  производственных.  Во главу угла ставятся  интересы каждого конкретного человека,  лич­ности. Ключевая роль в прцессе гуманитарной  подготовке  личности отводиться теперь изучению культуры. Данная работа - попытка  са­мостоятельно и с помощью компетентных авторов  изучить  и                                    понять

феномен культуры, ее роль в жизнедеятельности человека,  получить представление о способах приобретения, хранения и передачи базис­ных ценностей культуры. К сожалению ограниченность во времени  не позволяет более всесторонне  и  всеобьемлюще  рассмотреть         вопрос

культуры, как одного из величайших феноменов и  продуктов     жизне-

деятельности человека и общества.


- 33 -

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Культура, Большая  советская  энциклопедия  т.  13,  с.594-597 третье  издание, Москва,  издательство  "Советская  энциклопедия", 1974г.

2. Культурология. Под редакцией Радугина  А.А.,  Москва, "Центр", 1997, с. 304.

3. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992г.

4. Бубер М. Я и Ты М., 1993г.

5. Межуев В. М.  Культура как философская проблема // Вопросы фи­лософии. 1982г. N 10.

6. Свасьян К. А.  Человек как творец культуры //  Вопросы  филос­фии. 1987г. N 6.

7. Философия  культуры. Ответственный редактор Мжвениерадзе В. В. М., 1987г.

8. Культурология. XX век. Антология. М., 1995г.


Страницы: 1, 2, 3, 4