Реферат: Студенчество и его социальная роль в жизни общества
Социально значимой чертой студенчества является также
напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным
преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором.
Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в
оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики
недостатков могут переходить к бездумному критицизму.
Психологом Ю.А.Самариным были отмечены следующие противоречия,
присущие студенческому возрасту:
1.
Социально-психологическое. Это
противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил студента и
жестоким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения
возросших потребностей.
2.
Между стремлением к
самостоятельности в отборе знаний и довольно жесткими формами и методами
подготовки специалиста определенного профиля. Это противоречие дидактического
характера, оно может вести к неудовлетворенности студентов и преподавателей
результатами учебного процесса.
3.
Огромное количество информации,
поступающее через различные каналы, расширяет знания студентов и вместе с тем
обилие этой информации при отсутствии достаточного времени, а подчас и желания
на ее мысленную переработку может вести к известной поверхности в знаниях и
мышления и требует специальной работы преподавателей по углублению как знаний,
так и умений и интересов студентов в целом.[6]
Для наиболее полной характеристики студенческого
возраста необходимо учитывать и некоторые наиболее полные общие
социально-психологические особенности, присущие молодежи. Так, например,
И.И.Мечников указывает на две главные отличительные черты юности. Во-первых, в
юности при нормальных условиях жизни инстинкт самосохранения не достаточно
обнаруживается. Поэтому юноши часто рискуют из-за пустяков, не заботясь о
последствиях своих поступков. Часто в основе этих поступков лежат возвышенные
мотивы, но не менее часто юноши растрачивают себя на поступки, достойные
всякого осуждения. Молодость – это возраст бескорыстных жертв, но и
разнообразных злоупотреблений.
Недооценка жизни как блага приводит к тому, что в
юности у человека могут возникнуть пессимистические настроения. И.И.Мечников
пишет, что, «подведя итоги ощущениям счастья и горя… юношество уменьшает
ценность первых и преувеличивает тяжелые ощущения вторых»[7].Во-вторых,
юности свойственна некоторая природная дисгармония. Так, желания и стремления
развиваются ранее, чем воля и сила характера, и в таких условиях юноша не
всегда способен подавить некоторые чрезмерные и лишние устремления и желания. И
в этом плане он схож с ребенком, который стремится взять все, что видит перед
собой. «Молодые люди, - замечает Мечников, - Формируют свои требования от жизни
рано, когда еще не способны судить о реальном соотношении явлений жизни, они не
понимают, что силы их далеко не достаточны для осуществления их стремлений, так
как воля есть одна из наиболее поздно развивающихся способностей человека»[8].Поэтому
некоторые молодые люди чувствуют себя несчастными от бессилия удовлетворить свои
желания. Отсюда нередко возникает упомянутый выше скептицизм.
Очень широки и многообразны социальные роли, присущие
ранней юности. 15-17 лет: старшеклассник, выпускник школы, слушатель
подготовительных курсов при вузе, абитуриент, студент вуза, учащийся техникума
или профессионально-технического училища. Юношеский возраст – это период
наиболее интенсивного созревания личности. В это время начинается переход от
детства к зрелой и ответственной позиции взрослого человека.
Положение о том, что основным критерием социальной
зрелости выступает достижение экономической самостоятельности, приобретение
стабильной профессии, является еще не достаточным. Формирование социальной
зрелости – это многомерный процесс постепенного включения молодежи в социальную
жизнь: завершение образования, приобретение стабильной
профессии, трудовая активность, возможности выполнять организаторские и
руководящие функции, исполнение воинской обязанности, наличие политических
прав, ответственность перед законом, возможность заключать брак и воспитывать
детей и т. д.
Это один из завершающих этапов процесса формирования
личности, в ходе которого индивид, усваивая социальный опыт, приобретает
соответствующие социальные качества и подготавливается к вступлению в
общественную жизнь в качестве ее активной силы. Достижение социальной зрелости
личности есть показатель ее способности выполнять в обществе необходимые
социальные функции. Социальная зрелость – это главная стадия человеческой
жизни, включающая в себя период наиболее активной трудовой и общественно-политической
деятельности, стадия максимального проявления творческой активности личности.
Стремление к высшему
образованию характерно для всех социальных групп молодежи. Не случайно в высшей
школе встречаются группы молодежи из семей служащих, рабочих, интеллигенции. В
вузе происходит своеобразная «переплавка» социального состава в слой
инженерно-технической, естественно-научной и гуманитарной интеллигенции. Однако
это не означает, что не следует принимать мер к регулированию социального
состава студенчества. Существуют определенные различия в возможностях
приобретения знаний у жителей городов и сел, в уровне подготовки к конкурсным
экзаменам, в жизненном опыте, общей культуре, устойчивости интереса к
специальности.
«Путь в студенты»
начинается значительно раньше, чем студенческая жизнь. Социологи постоянно
фиксируют широко развитое стремление стать студентом в жизненных планах
молодежи, оканчивающей среднюю школу. Конечно, жизнь внесет поправки в эти
планы. Однако, это свидетельствует о том, что доминирующей ориентацией является
ориентация на умственный труд и связанное с этим стремление получить высшее
образование. Для молодежи продолжение образования является большой социальной,
моральной и психологической ценностью.
Профессиональные планы у
молодежи возникают под влиянием различных средств воздействия – мнения
родителей, учителей, друзей, книг, передач и т. д.
С другой стороны,
массовое стремление к высшему образованию и среднему специальному образованию
приводит к тому, что собственные возможности, склонности и способности
оцениваются порой не в соответствии с избранной профессией, а по принципу «лишь
бы с дипломом». И где уж тут думать о том , чтобы избираемая профессия
соответствовала твоим склонностям и способностям, когда главным и определяющим
становится принцип: «Не важно в какой вуз поступать,
лишь бы поступить».
Сейчас вуз для
большинства школьников представляется очень высокой ценностью. Стремление
молодежи в вузы, сопровождается столь высоким конкурсом, что он немедленно
выявляет все огрехи в преподавании, особенно в сельской школе.
Несомненно, что успех
работы вуза по подготовке высококвалифицированных специалистов во многом
зависит от качественного набора пополнения студентов. Однако следует учитывать,
что у принятого в вуз молодого человека многие разочарования возникают в
результате его недостаточной осведомленности о будущей специальности, характере
деятельности, необходимых способностях и умениях, социальных и психологических
требованиях, предъявляемых специалисту.
Несомненно, что
выпускникам школ очень важно знать спрос на различные профессии в ближайшие
10-20 лет.
Ведь было бы неправильно
выбирать вуз или техникум, исходя лишь из конъюнктуры, сложившейся в момент
поступления, ибо спрос на те или иные профессии может резко измениться. В
результате дефицитные и избыточные, более престижные профессии могут частично
или даже полностью поменяться местами.
Социальный опыт молодежи,
оканчивающей среднюю школу, нередко оказывается еще узким и ограниченным. Не
секрет, что даже самая совершенная система образования и воспитания не в
состоянии подготовить молодого человека к реальной жизни в такой степени, чтобы
он без иллюзий и колебаний усвоил комплекс функций взрослого человека.
Несомненно, что более глубокое знакомство с жизнью меняет сложившиеся у
молодого человека представления: то, что совсем недавно
представлялось обыденным и неинтересным, оказывается на самом деле важным и
привлекательным, и , наоборот, то поверхностное, наносное, что казалось
главным, начинает постепенно отходить на задний план и теряет первоначальный
ореол.
В этот период идеалы и
жизненные планы теряют присущую юношескому возрасту некоторую абстрактность и
становятся более надежным (хотя и несколько «приземленным») ориентиром,
необходимым для конкретной практической деятельности. И по мере того, как
человек утрачивает непомерные притязания, он начинает ценить реальную красоту и
радость жизни.
Вот почему в более зрелом
возрасте нередко происходит пересмотр юношеских стремлений и мечтаний,
переосмысливание жизненных планов. И этот процесс, хотя он происходит довольно
болезненно и не без потерь, в принципе закономерен.
Однако часть абитуриентов
при выборе специальности не затрудняет себя тем, чтобы поглубже познакомиться с
теми возможностями, которая сулит избираемая профессия. И дело не только в том,
что на некоторые редкие специальности и специализации очень большой прием, но и
в поверхностном знакомстве абитуриентов с ними.
Очень важно уже с I курса при организации воспитательной работы формировать у
студентов глубокое, заинтересованно-положительное отношение к своей профессии,
устойчивую социальную ориентацию.
По мнению уральского
социолога Ф.Р.Филиппова, понятие социальной ориентации может быть рассмотрено в
различных смыслах. В самом широком смысле социальная ориентация означает
осознание индивидом самого себя как частицы элемента социальной общности. В
узком смысле социальная ориентация означает осознание индивидом своей связи со
средой происхождения и его ожидания относительно будущей социальной «позиции»,
т. е. места и роли в той социальной группе, членом которой он намерен стать[9].
Вот почему важнейшим моментом социальной ориентации являются жизненные планы.
Конечно, в юношеском
возрасте сделать правильный выбор нелегко. Тем более, если человек ничего не
знает о своей будущей профессии. Ошибки здесь неизбежны. Вот почему важным
средством регулирования выбора профессии молодежи является профессиональная
ориентация.
Очень важно знать не
только свою будущую работу, но и самого себя. Конечно, никакая наука не может
сказать абсолютно точно, что лишь эта и только эта профессия подходит человеку,
а остальные не должны быть предметом его желаний. Ведь не редко бывает, что
человек имеет неплохую способность выполнять несколько профессий. Вот почему
важно назвать одну или несколько профессий, в которых он может добиться
наибольшего успеха со своими способностями, склонностями, особенностями
характера, психическим складом. Необходимо также и предостеречь молодого
человека от выбора тех профессий, которые явно противопоказаны ему.
Студенчество в период
реформирования российского общества
Радикальные социально-экономические преобразования
в нашем обществе оказали неоднозначное воздействие на высшую школу. С одной
стороны, она получила мощный импульс к модернизации и развитию. Постепенно
преодолеваются противоречия между новыми запросами общества и высшим
образованием, его содержательной, технологической и организационными
структурами. И это имеет, безусловно, глубокий позитивный смысл. В вузах
запрещена идеологическая деятельность, расширилась их академическая свобода,
самостоятельность, модернизируются (хотя и медленно) специальности, их
номенклатура. Увеличивается выпуск специалистов по остродефицитным профессиям:
экономистов, юристов, социологов и т. д. Появились платные формы высшего
образования (что в целом поощряет здоровую конкуренцию между вузами).
Порой эти процессы протекают небезболезненно,
поскольку это вызывает переструктурирование внутри высшего образования: у одних
вузов, специальностей престиж резко повышается, у других – падает, усиливается
социальное расслоение как внутри студенчества в целом, так и между студентами
(что особенно важно) различных типов вузов, факультетов и специальностей. И это
неизбежные последствия, сопровождающие модернизацию высшей школы.
С другой стороны, отсутствие четкой государственной
политики в области образования, необходимых инвестиций в него, неоправдавшиеся
надежды на коммерциализацию вузов приводят к разрушительным дисфункциональным
последствиям для высшего образования. Можно сказать, происходит его
«обескровливание». Это и резкое сокращение численности преподавателей, научных
сотрудников вузов, вызванное катастрофически низкой зарплатой, падением
жизненного уровня, утратой некогда высокого социального престижа, старение
кадров; постепенное разрушение их трудовой мотивации,
размывание социально-статусных и профессиональных стандартов поведения. В
неудовлетворительном состоянии материальные компоненты учебного процесса:
учебные корпуса, оборудование, библиотечные фонды.
Таким образом противоречивое взаимодействие позитивных
и деструктивных процессов создают сложную , и даже драматическую ситуацию в
российском высшем образовании.
Раскрывая социальный облик студенчества, следует
учитывать и глубокие изменения, произошедшие в самом обществе: трансформацию
его основных институтов, стратификационных характеристик, основных
смыслообразующих ценностей. Все эти процессы (и в обществе в целом, и в высшей
школе) по-своему преломляются в жизнедеятельности студенчества. Меняются
взаимоотношения студентов с государством (невостребованность многих
специальностей , отсутствие обязательного распределения и «отработок» после
окончания вуза и т. д.), с преподавателями, с родителями. Это приводит к тому,
что современное студенчество становится все более разнородным.
Прилежные студенты («ботаники») мирно уживаются с
теми, кто об учебе вспоминает лишь перед экзаменами;
«предприимчивые», чьи подработки дают возможность жить безбедно уже в
студенческие годы – с «романтиками», для которых важна творческая
самореализация; почти исчез тип студента-общественника.
Проблема воспроизводства студенческой молодежи
может рассматриваться в различных аспектах. Поскольку студенчество формируется
из молодых представителей различных слоев, то в периоды трансформации
социальной структуры общества оно может служить индикатором этих процессов.
Само оно также является их активным участником: ведь
высшее образование выполняет функцию индивидуальной и/или групповой социальной
мобильности и воспроизводства слоев, занимающихся высококвалифицированным и
сложным трудом.
Анализ социальной структуры студенчества важен и в
аспекте социальной справедливости, т. к. показывает доступность высшего
образования для различных слоев, т. е. с точки зрения «выравнивания шансов для
всех».
Но есть еще и социокультурный аспект этой проблемы: в
какой социальной среде имеются оптимальный материальные и культурные условия
для формирования комплекса личностных качеств, требуемых для получения высшего
образования? Ведь для успешного прохождения конкурса, формирования
академической дисциплины студентов, стремления хорошо усваивать изучаемый
предмет, развивать кругозор и т. д. Поэтому представители одних социальных
слоев оказываются более конкурентоспособными для системы высшего образования
(легче поступают в престижный вуз, на престижный факультет), другие – менее
конкурентоспособными.
Какие же изменения происходят в социальной структуре
студенчества в настоящее время? Каковы основные социальные источники
пополнения? Остаются ли они достаточно эгалитарными или имеет тенденцию к
элитаризации? В чем выражается наиболее существенные особенности его социальной
культуры, как осуществляется его воспроизводство?
Во-первых, среди родителей студентов сравнительно
немного незанятых (безработных, неработающих пенсионеров, инвалидов и т. д.).
Т. е. социальная структура студенчества, по сравнению с социальной структурой
общества выглядит как более благополучная, является структурой «улучшенного»
типа. Во-вторых, социальный состав студенчества достаточно пестрые: в нем
широко представлены и традиционные, и новые страты, появившиеся в ходе реформ
(владельцы собственного дела, предприниматели). В-третьих, доминирующей группой
являются студенты – выходцы из семей специалистов с высшим образованием.
В-четвертых, среди студентов значительно уменьшилась доля детей рабочих и
вспомогательного персонала. В-пятых, студенчество быстро пополняется
представителями нового для нас слоя – молодыми людьми из семей, где один из
родителей, а то и оба родителя – владельцы частных фирм в различных слоях
бизнеса.
Важной особенностью социального состава студенчества
является высокая занятость родителей в государственном или негосударственном
секторе экономики. Почему этот фактор считается дифференцирующим студенчество
признаком? Дело в том, что у людей, связанных с частным сектором, жизненные
перспективы, ожидания и установки, уровень жизни кардинально иные, чем у слоев,
«завязанных» на госсектор. Еще одна линия расслоения студенчества «пролегла»
между вузами: оказалось, что разные вузы «аккумулируют» студентов из разных
стран далеко не одинаково. Конечно, и раньше были вузы, отличавшиеся как
престижностью, так и «элитарностью» (т. е. высокой долей студентов выходцев из
рядов советской элиты). Однако сейчас список элитарных вузов пополнился.
Наряду с экономическим положением родительских семей,
с начала 90-х годов начал «работать» еще один фактор стабилизации уровня жизни
студентов: дополнительные заработки. Они приобрели настолько массовый характер,
что, по сути, можно говорить об изменении образа жизни студенчества, так как
наряду с учебной они становятся второй основной деятельностью студенчества.
Прямой связи с уровнем жизни семьи студента не наблюдается, т. е. подрабатывают
как остронуждающиеся, так и те, кто отметил высокий уровень жизни.
Вероятно, дополнительные заработки становятся новым
стандартом поведения, символизируя деловитость, предприимчивость студентов (т.
е. выполняют не только свою прямую функцию).
Социальный облик
студенчества 90-х годов
В ближайшем будущем политические настроения
молодежи, как и то, с какими политиками она будет связывать свои ожидания, во
многом станет зависеть от ее социального статуса, социокультурных установок и
ценностей. Отсюда следует необходимость изучения ее самых различных групп,
слоев и отрядов. Однако пока разные социальные группы молодежи изучаются
социологами неравномерно. Основное внимание выделяется выпускникам средней
школы и студентам педагогических вузов, и гораздо менее представлены в
исследованиях многие другие профессиональные отряды студенчества, а также
молодые выпускники вузов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|