рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Специфика количественных и качественных методов изучения аудитории рефераты

Реферат: Специфика количественных и качественных методов изучения аудитории

Дагестанский государственный университет

Дипломная работа

На тему: «Специфика количественных и качественных методов изучения аудитории»

Выполнил:    студент 5 курса, 2 группы заочного    отделения

                           

       Поремолев  Александр Викторович

       Научный руководитель:

       Эмирова Гури Абдурагимовна

Заведующий  кафедрой                              

Арухов З.С.

____________(подпись)

Допущено к защите:

«____»____________2004 г.

Махачкала, 2002 г.


                                                 Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 Количественные методы изучения аудитории. 5

ГЛАВА 2. Качественные методы изучения аудитории. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47

Список использованной литературы.. 51


                                 Введение

Современные российские средства массовой информации и СМИ Дагестана как никогда ранее нуждаются в объективных и систематических исследованиях на различных уровнях: федеральном (общенациональном), региональном и местном, а также и в анализе зарубежных исследователей.

Впервые в истории массовых коммуникаций СМИ в 1988-1992 годах выступили против системы, являясь частью этой системы, и сыграли решающую роль в крушении СССР и коммунизма, проведении глубоких реформ во всех областях жизни России и СНГ. Создался новый тип СМИ переходного общества, который до сих пор мало изучен.

Существующие проблемы постсоветских СМИ стимулируют рост исследований, которые направлены на поиск выхода из  системного кризиса, в котором находятся СМИ России и стран СНГ. Этот кризис охватывает ее экономические,  профессионально - творческие, этические и организационные стороны. Характер процессов, происходящих в российских СМИ крайне противоречив и неоднозначен. Произошла неконтролируемая обществом монополизация и коммерциализация СМИ, возросла ангажированная зависимость журналистов не только от медиаолигархов, но и властных чиновничьих структур, особенно на региональном и местном уровнях. Но имеются и позитивные моменты. Одновременно возросла роль СМИ в социализации масс, особенно молодежи, в усвоении новых норм жизни, утверждении демократических принципов свободы слова, плюрализма, толерантности и т.д. СМИ становятся фактором формирования гражданского общества. Нельзя не обратить внимание на интерактивную роль СМИ, диалогическую модель отношения с аудиторией, компьютерную демократию.

     За последнее десятилетие значительно изменилась направленность интересов исследователей российских СМИ. Раньше, для  советского периода были весьма характерны историко-описательные работы (с очень сильным идейно-политическим уклоном), а также изучение мастерства, поэтики, форм журналистской деятельности. В период перестройки (1985-1991 годы) и в период пост-перестройки 1990-х годов усилился интерес к социальному статусу, общественным связям и эффектам прессы.

     Традиционным направлением социологических исследований для большинства исследовательских  центров СМИ Российской Федерации является исследование свободы слова и печати, взаимоотношений журналистики с институтами власти и гражданского общества, соответствия модели СМИ потребностям социальной системы, исследование журналистских кадров, новой типологии СМИ, процессов коммерциализации прессы, телевидения и радиовещания, исследование текстов прессы, телевизионных и радиопередач и эффективности их воздействия на аудиторию, исследование и обучение новым технологиям и их внедрение в деятельность СМИ, обеспечение рекламных кампаний и кампаний паблик рилейшнз, исследования аудитории СМИ, определение ее типологии, состава, читательских и зрительских интересов, тенденций развития.

     Достоверность фактов и выводов, полученных ис­следователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда бо­лее тщательной разработке. В повседневной жизни, например, мы, легко используем понятия «всегда», «никогда» или «очень часто», но такого рода оценки остаются субъективными и относительными, пока они полностью зависят от того, кто оценивает и какие события подвергаются оценке. Частота «один случай из двадцати» будет оцениваться как «очень часто», если речь идет о неудачных исходах хирургической операции (особенно если оценку производит пациент), и как «почти никогда», если эта частота соответствует шансам конкретного абитуриента поступить в университет. Чтобы сделать такого рода оценки более сравнимыми и объективными, в науке используются статистические критерии и методы статистического оценивания, позволяющие судить о вероятности реализации определенного события, о сугубо случайном или, наоборот, закономерном характере полученного результата.

      Современная наука — это коллективное предприятие, требующее к тому же немалых затрат. В силу этих обстоятельств, а также в силу присущих человеку стремления к истине  и способности к критической оценке существующих точек зрения проблема научного метода, позволяющего получить достоверные и надежные результаты и на их основе прийти к объективным и хорошо обоснованным выводам, неизменно пользуется вниманием ученых.

     Хотя по мере развития науки у ученых оставалось все меньше оснований верить в существование единого и универ­сального метода, пригодного для решения всех без исключения научных за­дач, они, тем не менее, стремились разработать все более точные и надежные методы опытной проверки теоретических гипотез, а также определить крите­рии для оценки объективности и обоснованности нового знания, получаемого в результате проводимых ими исследований.

Сегодня журналисты все чаще используют в своей работе качественные и количественные методы изучения аудитории. Это в свою очередь требует от них овладения техникой социологических измерений. Но не все журналисты, к сожалению, способны правильно использовать эти методы в своей работе. Выше изложенное свидетельствует об актуальности темы дипломной работы: «Специфика количественных и качественных методов в изучении аудитории».

     Выбор темы определяется интересом к развитию и внедрению самых современных методов изучения аудитории.

     Научная новизна дипломного сочинения заключается в том, что здесь делается попытка обобщить накопленный многими исследователями материал, посвященный методам изучения аудитории, выделив при этом наиболее популярные, доступные и не требующих особых технических навыков.

     Целью исследования является выявление специфики количественных и качественных методов используемых для изучения аудитории СМИ. Разработка цели предполагает решение ряда задач: отобразить в дипломной работе классификацию количественных и качественных методов, сравнить количественные и качественные методы, дать им развернутую характеристику, обосновать мотивы обращения большинства журналистов к качественным методам изучения аудитории и определить возможности количественных методов.

     Объектом исследования дипломной работы является рынок российских СМИ, как электронных, так и печатных и их аудитория.

     Степень изученности темы достаточно высока. В последние годы значительно возрос интерес к вопросам изучения аудитории. Они изучаются в учебных программах  по общей социологии, социологии журналистики. Вместе с тем многие вопросы требуют более тщательного изучения и еще найдут своего исследователя. Наша работа не претендует на всесторонний анализ методов  изучения аудитории в силу узких рамок дипломной работы.

     Методологической и теоретической основой нашей дипломной работы послужили труды известных социологов: Грушина Б.А.[1], Фомичевой И.Д.[2], Левады Ю.А.[3], Федотовой Л.Н.[4], Ядова В.А.[5], Девятко И.Ф.[6] и др.

     Работа Фомичевой И.Д. «Методика конкретных социологических исследований и печать» рассказывает о масштабных социологических исследованиях отечественной прессы прошлых десятилетий. Здесь дается обзор методик и процедур комплексных социологических исследований СМИ. Работа изложена ясным и доступным языком, содержит много примеров. В работе Федотовой Л.Н. «Анализ содержания - социологический метод изучения СМК» также раскрываются механизмы изучения средств массовых коммуникаций современными социологическими методами. Автор знакомит с новой терминологией, передовыми направления изучения аудитории СМИ. В работе Девятко И.Ф. «Методы социологического исследования» рассматриваются ведущие методы социологического иссле­дования — опрос, эксперимент, включенное наблюдение, биографический ме­тод, а также специальные процедуры, применяемые для сбора, анализа и оценки качества социологических данных. Логика и методы социологического исследо­вания рассматриваются в контексте более широких исследовательских перспектив и моделей теоретического объяснения, предопределяющих выбор кон­кретных методических решений.

     Структура дипломной работы «Специфика количественных и качественных методов в изучении аудитории» состоит из введения, двух глав, заключения  и списка литературы. В главе I «Количественные методы» даются характеристики  количественных методов изучения аудитории (массовые опросы, анкетирование, дневники, аудио - и ТВ - метры, прессовый опрос), раскрываются границы их применимости в журналистской работе. В главе II «Качественные методы» приводятся наиболее распространенные качественные социологические методы. Дается их анализ, история возникновения, описывается сфера их использования, указывается как специфичность процедуры сбора, анализа и интерпретации данных, характерных для каждого из рассмат­риваемых методов, так и подробный анализ преимуществ и недостатков. Также дается краткий обзор, позволяющий, прежде всего, проследить взаи­мосвязь основных социологических методов с теми исследовательскими про­граммами, в рамках которых они первоначально формировались, а также с теми контекстами исследования, в которых они чаще всего используются.

       

                                 

             

                              

                                      Глава I

       Количественные социологические методы

Становление информационного рынка, который в России образовался примерно к 90-му году, изменило подоплеку интереса СМИ к своей аудитории. Теперь от отношения читателей стала зависеть судьба издания, от популярности теле и радиопрограмм – их отношения с рекламодателями.

Этап новейшей истории государств, возникших на территории постсоветского пространства после 1991 года, отмечен повсеместным внедрением западных социологических технологий и их адаптации к условиям местного рынка. Процесс этот проходил и проходит не без различной интенсивности попыток со стороны истеблишмента «приручить» социологические технологии в интересах различных групп власти-знания.

На российском рынке реальную необходимость в измерении аудитории ТВ-каналы испытали уже в 1992 году. Вполне естественно, что первопроходцами здесь стали западные фирмы, обладающие подобным опытом.

Первыми стали «Гэллап» и «Медиамэтри». «Гэллап» выиграл тендер и начал программу обучения сотрудников государственной социологической службы ВЦИОМ технологиям измерения аудитории. К 1994 году из числа сотрудников выделилось несколько самостоятельных фирм с личными предпринимательскими амбициями.

Учредители «Комкон-2»  - российской фирмы – сумели получить в клиенты «Огилви энд Мазер», «Видео Интернэшнл», «Премьер СВ», и теперь они уверенно заняли свою нишу на рынке.

Среди прочих исследовательских структур следует назвать НИСПИ (новый институт социально-психологических исследований», «Гэллап Медиа»,  НИЦ РОМИР  Агентство медиа-сервис («РосМедиаМониторинг») и других. В кругу этих структур и происходит основная ротация кадров, научных методик. Все они находятся в состоянии перманентной конкурентной борьбы, в процессе которой в качестве согласительных процедур предлагаются различные меры: создание пула исследовательских компаний, учреждение независимого индустриального комитета и т.д.

Существенной особенностью этого рынка является тот факт, что большинство из этих компаний сосредоточили свою деятельность на крупных городских аудиториях и не всегда обладали достаточно развитой региональной базой. Государственная компания ВЦИОМ занимала здесь достаточно прочные позиции. Самую оживленную полемику в начале 1999 года вызвало известие о предполагаемой выработке в России единого стандарта медиаизмерений и слиянии дневниковой и пиплметровой панелей на базе объединения двух медиа-компаний – предположительно, «Гэллап Медиа».

Болевая точка раз этих разногласий заключена в необходимости технологического совершенствования рынка исследований с помощью более точных пипл-метров (аудиометров) и обновления традиционных измерений с помощью телефонных опросов методом «CATI» и дневниковой панели, увеличении выборок. Это в свою очередь требует инвестиций.

Большинство исследований аудитории предполагает прямое обращение к ней с целью установить, какие и как часто источники массовой информации она использует, как их оценивает, каковы ее удовлетворенные и неудовлетворенные этими источниками интересы, как люди используют полученную информацию, обмениваются ее и.т.д. Понятно, что для таких целей надо использовать методы социологического опроса – с соблюдением требований репрезентативности и надежности информации: ведь необходимо получить вывод, касающийся массового сознания и поведении. Существенной особенностью дневника радио-теле потребителя является то, что исследователь обращается к любой семье с просьбой к каждому в ней как можно более тщательно фиксировать все случаи контактов с источником информации в течение суток. Для этого на бланке дневника  есть табличка: в колонке слева расписано, день за днем, неделя, с интервалами учетного времени в 15 минут. Телезрителю остается пометить, кто из членов семьи смотрел в это время и какую именно передачу, а за тем вписать в дневник е название и телеканал. Это довольно сложная задача, поэтому дневник не оставляют в испытуемой семье более чем на 2 недели: чистота эксперимента при такой нагрузке на большой срок будет под сомнением.

В практике медиаисследований принята следующая терминология: потенциальной аудиторией телеканала называется все население, проживающее в тех населенных пунктах, где существует техническая возможность приема того или иного телеканала. Размеры потенциальной аудитории меняются в зависимости от количества и типа телеприемников, а также от диапазона вещания телеканалов.

Телезритель – это человек, который находится в комнате с включенным телевизором. Исследования телеаудитории  - это выборочные исследования, в результате которых появляются статистические данные о количестве зрителей телеканала среди определенной группы населения в некоторый период времени в течение отдельной передачи.

Измерение аудитории – это исследования, обеспечивающее получение статистических оценок телеаудитории по фактическим замерам для определенного календарного периода.

На практике измерение аудитории осуществляется тем или иным методом опроса населения, т.е. обращения с вопросами в населению в целом или к определенной группе людей для получения как фактической информации (смотрел, \ не смотрел, читал, \ не читал и.т.д.), так и субъективной – мнений, оценок, предпочтений и др.

Лица, отобранные специальным образом для проведения опроса, называются респондентами. Они составляют выборку опроса. Выборка формируется таким образом, чтобы она полностью репрезентировала (представляла) структуру генеральной совокупности. Генеральная совокупность – это та группа населения, из которой производится выборка респондентов для исследования. В зависимости от целей исследования в качестве генеральной совокупности может рассматриваться население всей страны в целом, население отдельного региона, конкретного города, любо же специфическая группа населения, обладающая определенными социально-демографическими параметрами и.т.д. в соответствии с теорией статистики, если выборка репрезентирует генеральную совокупности (соответствует ей структурно и имеет достаточный объем), то полученные в результате исследований данные позволяют судить о генеральной совокупности в целом.

Существуют научно обоснованные процедуры построения репрезентативной выборки. Как правило, выборка должна быть случайной, респондентов следует отбирать из базы данных, имеющей достаточный охват, точность и актуальность. Случайная выборка подразумевает, что все респондента имеют равную вероятность быть отобранными.

Получить оценки охвата и частоты контакты для произвольной комбинации временных интервалов на различных телеканалах можно при помощи панельных исследований.

На основе данных, полученных в опросах, составляются рейтинги изданий, каналов, передач и т.п. Рейтинг – это место изучаемого объекта в ряду других: по популярности, оценке – симпатиям и антипатиям, величине аудитории, регулярности использования.

Нередко журналисты прибегают к так называемому прессовому опросу, когда в газете, или журнале публикуется анкета с просьбой к читателям ответить на ее вопросы. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.

Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц. Обязательные требования к методу-это предварительная апробация (пилотаж) среди всех качественно различных групп читателей данной прессы, предельная простота формулировок вопросов и инструкции к заполнению, использование разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой структуры анкеты), повторная перепечатка анкеты в той же газете через неделю-полторы после первой публикации, оглашение результатов опроса на страницах этого же издания.

Страницы: 1, 2, 3, 4