рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социология рефераты

•юлее 3 тысяч эмпирических исследований. Сейчас их количество позросло на два порядка. Социологические исследования базируют-гя на большой финансовой основе. В настоящее время на проведение | оциологических исследований ассигнуется до 2 миллиардов долла-I юв. Причем примерно половину этой суммы ассигнует правителъст-'ю США, а половину - частный бизнес. В стране имеется около 100 | ьюяч специалистов по социологии, которые объединяются в ряд ас-'•оциаций. Правительство и предприниматели рассматривают сопи-' |логию как важный инструмент преодоления социальных конфлик­та и обеспечения социальной стабильности, как инструмент соци­ального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. Благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методо­логии, использованию математического и статистического аппарата, моделирования и эксперимента социология в США превратилась в

•[•очную науку.

Эмпирические социологические исследования диктовались чб.-цественньми потребностями. Большое место в них занимают про­блемы социализации различных социальных групп, адаптация к но-11Г.1М для людей социальным и культурным условиям. В эи"ом плане 'наибольшее влияние на разработку социологии в США оказало вы­шедшее в 1918 г. двухтомное исследование Ф. Знанецкого и У. Тома-Са "Польский крестьянин в Европе и Америке», где рассматрива­лись проблемы адаптации эмигрантов к условиям США. В этой рабо­те были вычленены основные принципы методологии и методики )нкретно-социологических исследований.



Значительное развитие в США получили исследования по со­циологии труда и управления. Еще в 90-х годах американский ученый Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 — 1915) произвел комплексные ис­следования на предприятиях и создал первую в мире систему НОТ (научная организация труда). Тейлор подробно изучил социально-экономическую организацию предприятия и пришел к выводу, что технические и организационные нововведения сами по себе неэффек­тивны. Они упираются в так называемый «человеческий фактор", в материальное и моральное стимулирование, в искусство администра­ции управлять предприятием. Тейлор первым из ученых раскрыл и объяснил явление рестрикционизма (от авт. геэШстюп— ограниче­ние), т. е. феномен «работы с прохладцей», сознательное ограничение рабочими выработки. По Тейлору, в основе этого феномена лежит ме­ханизм группового давления и блокирования формальных норм с по­мощью неформальных, для того, чтобы воспрепятствовать стремле­нию предпринимателей увеличивать эти нормы выработки через по­нижение расценок. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер — хронометрию, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной ин­формации, новую структуру функционального администрирования.

Огромное влияние на развитие американской социологии труда, организации, планирования и управления оказали знаменитые Хо-торнские эксперименты, проводимые под руководством Э. Мэйо в 1927—1932 гг. Хоторнские эксперименты проводились в условиях жес­точайшего экономического кризиса, потрясшего США и страны Запад­ной Европы, и их главной задачей было стремление изыскать до-полни-тельные факторы повышения эффективности производства. Ученые-экспериментаторы в начале эксперимента разбили испытуемых на две группы: экспериментальную и контрольную. Они изменили условия работы экспериментальной группы: освещение рабочих мест, темпера­туру в помещениях, влажность воздуха, число пауз на перерывах и другие внешние факторы. Но в ходе эксперимента было установлено, что эти факторы играют весьма незначительную роль. Главное же вли­яние на производительность труда оказывают психологические и соци­ально-психологические условия трудового процесса. В данных экспе­риментах было открыто явление неформальной организации трудо­вых коллективов. Любая группа рабочих разделяется на подгруппы (клики), но не по профессиональным, а по личным признакам. В этой группе выделялись лидеры, аутсайдеры и независимые. Каждая под­группа придерживалась особых правил поведения. Неформальные нормы, регулирующие отношения в данной подгруппе, распространя­лись и на трудовую деятельность. В частности, эти непредписанные нормы регулировали выработку отношений с руководством и т. д.

На основе Хоторнских экспериментов Э. Майо и его сотрудни­ками была сформулирована так называемая доктрина «человечес­ких отношетяй». Методологической основой данной доктрины явля­ются следующие принципы: 1) человек представляет собой социаль­ное существо, ориентированное на других людей и включенное в

30



контекст группового поведения; 2) с природой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая организация подчиненности;

:!) руководители предприятий в большей мере должны ориентиро­ваться на удовлетворение потребностей людей, или на чисто техни­ческие факторы поднятия производительности труда и максималь­ное достижение прибыли. Такая ориентация способствует удовле-

-воренности индивида своей работой и благоприятствует социальной гтабильаости; 4) производительность труда будет более эффектив­ной, если индивидуальное вознаграждение будет подкреплено груп­повым, коллективным, а экономические стимулы — социально-пси­хологическими (благоприятный моральный климат, удовлетворен­ность трудом, демократический стиль руководства). Отсюда берет начало разработка новых средств повышения производительности

•-"руда, таких, как «сопричастное управление», «гуманизация труда», «групповое решение», «просвещение служащих» и т. д.

Доктрина «человеческих отношений» дала толчок разработке проблеммотивации поведения. На ее основе Абрахамом Маслоу в 1943 г. была разработана иерархическая теория потребностей. А. Маслоу классифицировал потребности личности на базисные (основные) и про­изводные (метапотребности). Базисные (в пище, в воспроизводстве, бе­зопасности, в одежде, в жилище и т. д.), производные (в справедливос­ти, благополучии, порядке и единстве социальной жизни). Маслоу рас­положил все потребности в восходящем порядке — от низших физиологических до высших духовных. Главное же в теории А. Маслоу заключается не в самом расположении потребностей, а в объяснении их движения. Потребности каждого нового уровня становятся актуальны­ми, т. е. насущными, требующими удовлетворения, лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Голод двюкет человеком до тех пор, пока он не удовлетворен. После того, как он удовлетворен, вступают в дейст­вие в качестве мотивов поведения другие потребности. На основе идей Маслоу была разработана двухфакторная теория мотивации Ф. Херц-бсрга (1950) и теория стилей управления ДМакГрегора (1957). Соглас-[ к) теории Ф. Херцберга, только внутренние факторы, т, е. содержание работы, повышают удовлетворенность трудом. Внешние же факторы, •г. е. условия работы: заработок, межличностные отношения в группе, политика компании, стиль управления и другие — Херцберг называл гигиеническими. Они могут снизить уровень неудовлетворенности тру­дом, способствовать закреплению кадров, но не окажут существенного влияния ва повышение производительности труда. Ф. Херцберг сфор­мулировал такие зависимости: удовлетворенность есть функция со­держания работы, а неудовлетворенность — функция условий труда. Обе системы являются разтгонаправленньгми плоскостями поведения.

Теория стилей управления Д. МакГрегора описывает черты трех основных стилей управления: 1) авторитарный стиль/для ко­торого характерен жесткий контроль, принуждение к труду, нега­тивные санкции, акцент на материальное стимулирование; 2) демо­кратический стиль, делающий упор на использование творческих способностей подчиненного, гибкий контроль, отсутствие принуж-



31



дения, самоконтроль, участие в управлении, акцент на моральных стимулах к труду; 3) Смешанный тип, чередующий элементы авто­ритарного и демократического стиля управления.

Д. Мак Грегор не считает необходимым рекомендовать как более предпочтительный тот или иной стиль управления. По его мнению, преж­де чем выбрать ту или иную модель на предприятии, следует провести диагностическое исследование и выяснить ряд вопросов: каковы уровень доверительности в отношениях управляющих и подчиненных, состояние трудовой дисциплины, уровень сплоченности и другие элементы соци­ально-психологического климата в коллективе. На основе этих исследо­ваний в США сформировались два общественных течения — внедрение новых форм организации труда ипрограмма улучшения качества жизни.

Проведение эмпирических социологических исследований и создание различных прикладных теорий базировались на опреде­ленных методологических установках. Долгое время в США в мето­дологии социологических исследований господствовал бихевиоризм. Бихевиоризм (от англ. ЬеЬауюиг — поведение) утверждает, что со­циология — это поведенческая наука, или наука о человеческом по­ведении. Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д. Б. Уотсон, Б. Скиннер. Согласно учению бихевиористов, все пове­дение человека сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы задаете определенные реакции. Следовательно, поведение человека в значительной мере управляемо. Бихевиористы рассматривали за­дачу социологии как создание науки об управлении людьми.

Бихевиоризм абсолютизирует эмпирические методы исследо­вания. Смысл исследования социологов, с точки зрения его предста­вителей, состоит не в объяснении, а в описании поведения. Поэтому главные усилия исследователя должны быть сосредоточены на соби­рании фактов и их описании. Всякая попытка объяснения может привести только к искажению, затмению фактов, к идеологическим спекуляциям. Исходя из этой установки бихевиористы рассматри­вают наблюдение и эксперимент как основные методы исследования. При обработке данных абсолютное предпочтение отдается количе­ственным, математическим и статистическим методам-

Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точности социологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм ис­следования и количественных методов анализа ведет к упрощенно­му взгляду на общественную жизнь в целом и на личностное взаимо­действие, в частности, так как наблюдаемые объекты по многим су­щественным параметрам не могут быть измерены. Для проведения глубоких социологических исследований необходимо создание предварительных рациональных конструкций в виде научных гипо­тез, понятийного аппарата и т. д. Не менее важное значение имеет разработка методологии проникновения во внутренний интимный мир человеческой личности, познание ее ценностных, психологичес­ких и иных мотиваций. Поиски таких методологий в американской социологии привели к разработке функционализма, структурно-

32


функционального анализа и других теорий. Рассмотрение этих тео­рий будет проведено в последующих темах в связи с анализом тех или иных актуальных проблем социологии.

Развитие социологической мысли в России

[Социологическая мысль в России развивается как часть общемиро-|вой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различ-|нь1х течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает ори-[гинальные теории, в которых отражается своеобразие развития рос-:ийского общества. В развитии социологической мысли в России ^следователи выделяют три основных этапа. Первый этап — с сере-гины XIX века до 1918 года XX века, второй — с начала 20-х годов до сонца 50-х годов, третий — с начала 60-х до наших дней. Кратко оха­рактеризуем каждый из этих этапов.

Первый этап, прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михай­ловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Л. Лаврова (1870). Каки у других класси­ков теоретической социологии — О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной сопио-югии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность |бщественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, I именно: в переработке традиционных, склонных к застою обществен-[ых форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичны-|и структурами и отношениями.

Цивилизация истолковывается субъективными социологами ак сознательное историческое движение. Это движение осуществля-гся, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально :ушествляется только через действия личности, постольку, рассуж-1ют они, главной движущей силой общественного развития выступа-т критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

Личность в концепции субъективных социологов выступает ' только главной движущей силой общества, но имерилом общест-гнного прогресса. Идеалом общественного развития является со-(ание таких отношений, при которых бы были созданы предпосыл­ки для всестороннего развития ("разнородности») личности. Однако, •о мнению субъективных социологов, история до сих пор шла по ли-1ия развития «разнородности» общества, его социальной диффе­ренциации и разделения труда, что приводило к односторонности 11ПНОСТИ, к превращению ее в простой придаток общественного ме-ршизма. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных [синологов, возможно только в рамках социализма, где будут реали-


33

зованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Однако следу­ет отметить, что концепция социализма в субъективной социологии довольно существенно отличалась от марксистской концепции соци-али.чма и, тем более, от так называемого «реального социализма», ко­торый был воплощен в СССР и других странах социалистического содружества. Н. К. Михайловский определял социализм как «твор­чество личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к'социализму, при кото­ром должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективныесоциологи развивали учение о некапиталисти­ческом пути развития России, в основе которого лежала идея о пере­ходе к социализму через использование и преобразование коллекти­вистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта — общины («мира»), артели и др.

В тесной связи с общесоциологической теорией находилась и методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании принципиального различия между природными и общественными явлениями. Природные — это закономерные, повто­ряющиеся явления, общественные — неповторимые, индивидуаль­ные, изменяющиеся. На основу этого разграничения утверждалась необходимость использования различных методов познания — на­учного и социологического.

Естественнонаучный метод в своей основе — объективный метод. Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии строилось по такой схеме: основной единицей обще­ства является не класс, группа, коллектив, а личность. Социаль­ную деятельность личности определяют не какие-то внешние факторы, а ее субъективные помыслы и цели. Познать объектив­ными методами эти помыслы и цели невозможно. Поэтому изуче­ние личности социологом может быть осуществлено только по принципу «сопереживания», когда, по выражению Михайловско­го, «наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого». В со­ответствии с этой установкой разрабатывается субъективная кон­цепция истины.

Истина, по Михайловскому, не есть воспроизведение объек­тивных свойств вещей самих по себе, она существует для человека и есть удовлетворение его познавательной способности. Но такой под­ход вел к отрицанию закономерности и, по сути дела, оправдывал произвольное истолкование общественного процесса. Чтобы избе­жать произвола мнений, Н. К. Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способ­ность «нормального человека», нормального не только физиологиче­ски, но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных качеств социальные условия. Кроме того, позиция «нормального человека» должна отражать интересы подавляющей части общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому социо-

34


гя должна начать с некоторой утопии, то есть с построения соци->ного идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие ^ловеческих способностей. В русле субъективной социологии шло иение конкретных проблем политической социологии, механизма [зи лидера и массы (яГерои и. толпа»), роль партии в обществен-борьбе («Исторические письма») и др.

Наряду с субъективной социологией, заметное место в соци->ной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского В51- 1916). Ведущую роль в своей социологической теории М- М. Ко-|левский отводит учению о социальном прогрессе, сущность кито-1го он видел в развитии солидарности между социальными Группа-11, классамии народом. Одной иа основных задач социологии М. М. рвалевский считал выявление сущности солидарности, описание и [ьяснение многообразных ее форм. В своих многочисленных рабо-в М. М. Ковалевский активно использовал и развивал сравчитель-1-исторический метод, с помощью которого стремился выявить об-ре и особенное в социальных явлениях, осуществить познание раз-г»ных исторических ступеней развития одного и того же явления двух разных осуществляющих явлений. М. М. Ковалевский ве-я, что с помощью сравнительно-исторического метода через «па-длельное изучение фактов и явлений обшественной эволюции на-<ов можно выявить общую форму поступательного движения об-ственной жизни».

Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология (арксизма, представленная два основными теориями. Ортодоксаль­ней марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры — '. В. Плеханов и В. И. Ленин, так называемый «легальный марк-|изм» — П. Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. рсновные принципы марксистской методологии были изложены в Предыдущем разделе, и представители ортодоксального марксизма | России в целом их разделяют.

Однако при решении конкретных проблем общественного ус-»йства между Г. В. Плехановым и В. И. Лениным существовали се-раные различия, которые в преддверии Октябрьской революции ешли в стадию непримиримой борьбы. Так называемый «легаль-1 марксизм» как течение социальной мысли носил временный, некультурный характер, связанный с увлечением либеральной еллигенции марксистскими идеями в период кануна револю-1905 - 1907 гг. После ее поражения либеральная интеллигенция цла от марксизма, и «легальный марксизм» прекратил свое су-;твование.

Следует также отметить, что в этот период в социологии Ьпливается большой фактический материал, шла отработка одов конкретно-социологического анализа с использованием гижений статистики, демографии и других смежных дисцип-В 1869 г. вышла в свет работа известного общественного деяте-В. Бе.рви-Флеровского "Положение рабочего класса в России».

Становление и основные этапы исторического развития социологии    35

В этой работе автор обобщил значительный статистический матери­ал в личные наблюдения, касающиеся социального и .экономического положения рабочих и крестьян в различных губерниях России. За­метным событием в развитии социальной мысли России была двух­томная работа Ю. Янг.она. «Сравнительная статистика России и западноевропейских государств (1878 - 1880 гг.)", в которой автор представил богатый фактический материал о социальных процессах в послереформной деревне. Большое влияние на развитие социоло­гии в России оказала опубликованная в 1Й99 году книга В. И. Ленина «Развития капитализма я Россини. В первый период появляются также крупные работы российских социологов А. Богданова, В. Шу-лятикова, П. Сорокина, К. Тахтарева, посвященные проблемам соци­альной стратификации, теории классов.

Второй период развития социологической имели в России ха­рактеризуется нарастанием процесса институционализации, при­обретением социологической наукой статуса социального института. В1918-1919гг.в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социоло-гии.В 1919г.был учрежден Социологический институт.В 1920г.вПе-троградском университете при факультете общественных наук бы­ло создано социологическое отделение, во главе которого стал Пити-рим Александрович Сорокин (1889 - 1968) — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П. Л. Сорокин — один из лиде­ров правого крыла партии эсеров, после Февральской революции 1917 года — секретарь Керенского, с 1920 г. — профессор Петроград­ского университета, в 1922 г. в числе большой группы российской ин­теллигенции по решению ЦК ВКП(б) выслан из России за границу. Жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ. Один из родоначальников теории социальной стратификации и социаль­ной мобильности (об этих теориях речь пойдет позже в соответству­ющих разделах). На втором этапе продолжается развитие теорети­ческой социологии. В 20-х годах издается обширная социологичес­кая литература: Сорокин/Г. А. «Основы социологии^ (в 2-хтт., 1922г.), Хшктов В. М. «Основы социологии. Учение о закономерностях об­щественного процесса" (1928 г.), Бухарин Н. А. «Теория историчес­кого материализма. Популярный учебник марксистской социоло­гии» (1922 г.), Салынский М. С. «Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию» (1923 г.) и др. Основная направлен­ность этих работ состояла в выявлении соотношения истории рус­ской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и опреде­лить ее место в системе марксизма.

Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян. В этой области наиболее пло-дотворноработали А. К Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавскийидр. В тот

36


'период активно разрабатывались социальные проблемы города, наро-«селения и миграции (Н. Анцифиров, А. Годулов, В Смулевич и др.), со-эНЬ1епроблемь1культуры(И.Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве югической основы общества, социология была объявлена фило->ской наукой- Было провозглашено, что «исторический материа-м — это и есть социология марксизма », и, следовательно, эмнири-Ькие конкретно-социологические исследования, как несовмести-к со спецификой философской теории, выводились за пределы 1ИОЛОГИИ. Это была теоретическая предпосылка разгрома социоло-1 и ее полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упад-связана с идеологией тоталитаризма. Социологические исследова-н, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, бы-не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в ртиворечия с пропагандой так называемых «социалистических за-»ваний». Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация 1 общественной жизни, в том числе и науки. Социология как соци-дый институт полностью прекращает свое существование. От-»нь1е ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: ис-ческого материализма, демографии, статистики, психологии. Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х — на-60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению ания научно-технического прогресса на социальную и профессио->ную структуру работников, их отношение к труду. Большое распро-яение получило«социальное планирование», составление планов со-[льного и экономического развития промышленных предприятий, хозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований I накоплен богатый фактический материал; отработаны методики оо­логического исследования, приобретены навыки проведения социо-«ческих исследований большим количеством социологов-самоучек.

В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус соци-вого института. В середине 1960 года было создано первое социо-ическое учреждение — отдел социологических исследований в титуте философии АН СССР и лаборатория социологических ис-дований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была 1ана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на фи-Эфском факультете МГУ — кафедра конкретно-социологических недований. В 1969 году был создан институт конкретно-социоло-вских исследований АН СССР с отделениями в союзных респуб-ах и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибир-Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный мал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы соци-•ические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердлов-<, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд 'мических, вузовских и независимых социологических центров, вдящих широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни.


Страницы: 1, 2, 3, 4