Реферат: Социология
Реферат: Социология
Методичка
по Социологии
.
Чеб.Кооп.Институт
МУПК
Тема
1. Социология
как наука ( 4 ч.
)
Занятие
1. Предмет социологии
( 2ч )
1. Определение
понятия социологии
как науки.
Социология
и обществознание.
2. Социология
и социологическое
знание.Уровни
социологического
знания.
3. Законы,
категории,
функции и методы
социологии.
Социология
( от лат. общество
и греч. -слово,
понятие, учение)
-
наука о
закономерностях
становления,
функционирования
и развития
общества,
социальных
отношений и
социальных
общностей. В
настоя-
щее время
социология
трактуется
как одна из
составных
частей об-
ществознания.
Если считать,
что социология
- наука об обществе,
социальных
общностях и
отношениях
и механизма
их формирования
и
их деятельности.
Большинство
социологов
различают три
уровня социологического
знания:
общесоциологическая
теория, специальные
(частные) социо-
логические
теории, электрические
социологические
исследования.
Социальные
законы - необходимые,
существенные,
устойчивые,
пов-
торяющиеся
отношения
между социальными
явлениями и
процессами.
Социологические
категории -
наиболее общие
понятия социологии,
обращающие
объективную
социальную
реальность
в обобщенном
виде,
в ее появлении,
развитии и
функционировании.
Метод в социологии
(от греч. - путь
к чему-либо) -
способ построения
и обоснования
социологического
знания, совокупность
приемов, процедур
и опера-
ций эмпирического
и теоретического
познания социальной
реальнос-
ти. Функция
( от лат. - исполнение,
совершение)
-роль, которую
выполняет
тот или иной
элемент социальной
системы в ее
организа-
ции как целоги,
в осуществлении
интересов
социальных
групп. В
своих ответах
приведите
примеры социальных
законов, категорий,
методов и
функций.
Темы
рефератов и
докладов.
Исторические
предпосылки
возникновения
социологии.
Социологические
взгляды Огюста
Конта.
Э.Дюркгейм
О правилах
социологического
метода (По книге
"О раз-
делении
общественного
труда. Метод
социологии".-М.:1990)
Учение М.Вебера
об идеальных
типах.
П.Сорокин
О предмете
социологии
(Охарактеризуйте
социологию
как науку на
основе реферирования
соответствующего
раздела работы
П.Сорокина
"Структурная
социология"
(по книге: П.А.Сорокин
Человек.Цивилизация.Общество-М.:Политиздат,1992.-С.156-175).
Что изучает
современная
социология.
Социология
в системе
обществознания.
Роль социологии
в профессиональной
подготовке
специалиста
и руководителя.
Литература.
1. Гуров Ю.С.
Основы социологии.
Конспект лекций.-
Чебоксары:
Изд-во Чувашского
госуниверситета,
1996,-С.5-20.
В список
в основном
включена только
та литература,
которая имеется
в г. Чебоксары.
2. Зооровский
Г.Е. и др. Введение
в социологию.-Екатеринбург
:Изд-во
Урал. ун-та,
1992.-С.9-70.
Кравченко
А.И. Введение
в социологию.-М.:
Новая школа,1995.-
С.5-15.
4. Краткий
словарь основных
социологических
понятий.\\Социология.Практикум-М.:Социально-политический
урнал,1993.- С.133-139.
5. Лавриненко
В.Н. и др. Основы
социологических
знаний.-М.: Изд-во
Мос. ун-та менеджемента
и коммерции,1995.-С.5-21.
6. Основы
социологии.
Курс лекций.
В 2-х ч.-М.:Знание,1994.Ч.1.-С.5-20.
7. Радугин
А.А. и др. Социология.
Курс лекций.-М.:Владос,1995.-С.4-12.
8. Смелзер
Н. Социология.-М.:
Феникс,1994-С.14-39.
9. Социология.-М.:Знание,1995.-С.4-25.
10. Социология.
Наука об
обществе.-Харьков:ХГУ,1996.-С.9-28.
11. Социология
- студенту в
вопросах и
ответах.-М.: Изд-во
Москов. уе-та,
1992.-С.7-22.
12. Тадевосян
Э.В. Словарь-Справочник
по политологии
и социологии
-М.: Знание,1996.
13 Тощенко
Ж.Т. Социология:
общий курс.М.:
Прометей,
1994.-С.8-40.
14. Фролов С.С.
Социология
.Изд-во 2-е.М.:Логос,1996.-С.19-41
15. Энциклопедический
социологический
словарь.-М.: ИСПИ.
Дополнительная
литература.
1. Краткая
фмлософская
энциклопедия.-М.:
Прогресс,1994.
2. Политологический
словарь.- М.: Высшая
школа.1995.
3. Политология.
Энциклопедический
словарь.-М.:Изд-во
,1993.
Занятие 2.
Социология
общества и
личности.
Социальные
институты (2ч.)
1. Общество
как система.
Социальная
структура.
Социологическая
характеристика
современного
российского
общества.
2. Сущность
социальных
институтов.
Человек как
субъект и объект
общественных
отношений.
Общество
- исторически
развивающаяся
совокупность
отношений меж-
ду людьми,
складывающихся
в процессах
их совместной
деятельнос-
ти. Социальная
система (система
от греч.-составленное
из частей,
соединение)
- определенное
целостное
образование,
основными эле-
ментами
которого являются
люди, их нормы
и связи. Сфера
(от
греч. - шар) -
область, пределы
распространения
чего-либо; об-
щественное
окружение,
среда. Кроме
социальной
сферы, какие
сферы
жизнедеятельности
общества Вы
знаете ?
Социальная
структура (от
лат. - строение)
- совокупность
взаимосвязанных
социальных
групп, а также
социальных
институтов
и отношений
между ними.
Социальная
связь - понятие,
обозначающее
любые социокультурные
обязательства
индивидов
(групп индивидов)
по отношению
друг к другу.
Приведите
примеры социальных
связей в
студенческой
группе.
Студенческая
группа относится
к малым группам.
Малая группа
- такая социальная
группа, между
всеми членами
которой
имеются непосредственные
контакты. Бывают
и большие со-
циальные
группы (классы,
слои, сословия,
нации, народности
и
т.д.)
Между социальными
группами
устанавливаются
социальные
отно-
шения - отношения
между группами
людей, занимающими
разное поло-
жение в обществе,
принимающими
неодинаковое
участие в его
жизни,
различающимися
менталитетом,
уровнем и
источниками
доходов,
структурой
потребления.
Кроме общества
и его составных
частей, социология
изучает
также социальные
институты.
Социальный
институт (институт
от
лат. - установление,
учреждение)
- исторически
сложившиеся,
ус-
тойчивые
формы организации
совместной
деятельности
людей. Пере-
числите
социальные
институты.
Социология,
кроме общества
и социальных
институтов,
изучает
и человека
как субъекта
и объекта
общественных
отношений. В
ка-
ком аспекте
философия,
психология
и другие науки
исследуют чело-
века?
Темы
рефератов и
докладов.
Современные
проблемы развития
общества и
личности.
Общество
и место личности
специалиста
и руководителя
в нем.
Смысл жизни
в зеркале социологии.
Социология
и общество :
пути и цели
использования
социологических
знаний.
Место и роль
социальных
институтов
в жизни общества.
Современная
Россия: переходное
общество.
Социальный
кризис в современной
России и пути
его разрешения.
Социальные
конфликты в
современной
России.
Литература.
1. Гуров Ю.С.
Основы социологии
-С.21-33.
2. Зборовский
Г.Е. и др. Введение
в социологию.-С.120-148,178-198.
3. Кравченко
А.И.Введение
в социологию
-С.16-31,56-139.
4. ЛавриенкоВ.Н.
идр. Основы
социологических
знаний -
С.99-113,158-167,188-196.
5. Радугин
А.А. и др. Социология.-С.41-50,61-129.
6. Основы
социологии.В
2-х ч. Ч.1-С.65-134;Ч.2-С.47-93.
7. Смелзер
Н.Социология
- С.70-167,273-303.
8. Социология
-М.:Знание,1995.-С.141-199,226-263.
9. Социология:
Наука об
обществе.-С.198-489.
10. Социология
- студенту в
вопросах и
ответах.-С.33-37,42-46,53-55.
11. Тощенко
Ж.Т. Социология.-С.107-134,227-240.
12. Фролов
С.С.Социология
-С.129-344.
13. Тадевосян
Э.В.Словарь-Справочник
по политологии
и социологии.
Энциклопедический
социологический
словарь.
Тема
2. Из истории
социологии
1. Этапы развития
социальной
мысли:
а) Становление
статистики
(Политическая
арифметика
В.Петти.Университетская
статистика
А.Конринга и
социальная
статистика
А.Кетле).
б) Становление
социологии
: Социология
Маркса.Социология
О.Конта, Г.Спенсера
и Э.Дюркгейма.
2. Современная
социология:
а) Позитивистская
социология.
Социология
структурно-функционального
анализа.
б) Фрейдистская
социология.
"Понимающая
социология".
в) Русская
классическая
социология
1 Для самостоятельного
изучения.
Тематика
рефератов и
докладов.
О.Конт о
взаимосвязи
эволюции общества
и развития
отдельного
индивида.
Органическая
социология
Г.Спенсера
Субъективна
социология
П.Л.Лаврова
Социологические
взгляды П.А.Кропоткина
Теория
социокультурной
динамики П.Сорокина
Марксизм
и современная
социологическая
мысль
Психоаналитическая
ориентация
социальных
идей З.Фрейда.
Литература.
1.Антология
русской классической
социологии.Тексты.-М.:ИМзд-во
Москов. ун-та,1995.
2.Арон Р. Этапы
развития
социологической
мысли. М.:"Прогресс-Универс",1993.
3.Вебер М.
Избранные
произведения.-М.:Политиздат,1990.
4.Дюркгейм
Э.Оразделении
общественного
труда.Метод
социологии.-М.:Наука,1990.
5.Зборовский
Г.Е. и др. Введение
в социологию.-С.71-119.
6.Конт О.//Мир
философии.В
2-х ч.-М.:Политиздат,1991.ч.1.-С.57-64;ч.2.-С.153.
7.Кравченко
А.И. Социология:справочное
пособие.М.:Московский
лицей,1996.-С.203-208,316-327.
8.Лавриенко
В.Н. и др. Основы
социологических
знаний.-С.22-98.
9.Основы
социологии.В
2-х ч. Ч.1-С.33-64.
10.Петти В.У.Трактат
о налогах и
сборах.// Антология
экономической
классики. В 2-х
т.-М.: Экономключ,1993.Т.1.-С.5-78.
11.Петти У.
/В/. Экономические
и статистические
работы.-М.,1940
12.Плашко Б.Г.
и др. История
статистики.-М.:Финансы
и статистика,1990.-С.7-39.
13.Радугин
А.А. и др. Социология.-С.13-40.
14.Сорокин
П.А. Человек.Цивилизация.Общество.-М.:Политиздат,1992.
15.Социология.-М.:Знание,1995.С.25-140.
16.Социология
- студенту в
вопросах и
ответах.-С.23-32.
17.Тадевосян
Э.В. Словарь-Справочник
по политологии
и социологии.
18.Фрейд З. "Я"
и "Оно". В 2-х кн.
- Тбилиси: Мерани,1991.
19.Фролов
С.С.Социология.-С.9-18.
20. Энциклопедический
словарь.
Тема
3. Социология
труда (2ч.)
1. Становление
социологии
труда. К.Маркс,
Ф.Энгельс, Г.Зиммель,
Э.Мейо,Мак-Грегор
о труде.
2. Труд и типы
отношений в
процессе труда.
3. Трудовое
поведение.
Мотивация
труда. Социология
трудовых
организаций,
трудовых конфликтов
и безработицы.
Труд - фундаментальная
форма деятельности
человека, созида-
ющая всю
совокупность
предметов,необходимых
ему для удовлетворе-
ния его
потребностей.
Социология
труда изучает
трудовые отноше-
ния и социальные
процесы в труде.
Социология
учебы в себя
вклю-
чает отношения
обучающихся
между собой
и изменения,
происходящие
между ними
в ходе учебы.
С точки зрения
марксихма
существовали
(существуют)
следующие типы
отношений в
процессе труда:
перво-
бытный,
абовладельческий,феодальный,капиталистический.
Какие немарксистские
концепции
типологии
трудовых отношений
Вы знаете?
Трудовое
поведение -
внешнее проявление
отношения к
труду.
Мотивация
же труда есть
внутреннее
проявление
отношения к
труду.
Проведем
письменный
анкетный опрос
о Вашем отношении
к учебе.
Коллектив
( от лат. - собирательный)
- организованная
общ-
ность людей,
обьединенных
конкретным
видом деятельности,
осу-
ществляемой
в рамках той
или иной формы
собственности,
складыва-
ющимися в
ходе этой
деятельности
отношениями
ответственности,
интересами,
ценностями,
установками
и нормами поведения.
За пос-
леднее время
вместо категории
"трудовой
коллектив"
все чаще
употребляется
категория
"организация".
Социальная
организация
(
от французского
- сообщаю стройный
вид,устраиваю),
в узком смыс-
ле слова -
социальная
подсистема
организации.
Социальный
конфликт ( конфликт
от лат. - столкновение(
-
столкновение
сторон, мнений,
сил; высшая
стадия развития
проти-
воречий в
системе отношений
людей, социальных
групп, социальных
институтов,
общества, которая
характеризуется
усилением
противо-
положных
тенденций и
интересов
социальных
общностей и
индивидов.
Наиболее
распространенной
формой социального
конфликта в
совре-
менной российской
действительности
является трудовой
конфликт (
в основном
виде стачки,
забастовки).
Расскажите
о социальной
стороне жизни
студенческого
коллек-
тива ( организации
), об имеющихся
конфликтах
в нем, а, также
о
путях выхода
из конфликтных
состояний.
В настоящее
время идет
бесплановая
подготовка
специалистов
по престижным
профессиям.
(Попутно заметим,
что многие
учебные
заведения
при этом не
имеют ни квалифицированных
кадров препода-
вателей, ни
научно - производственной
базы). Не приведет
ли та-
кое положение
вещей в будущем
к перепроизводству
этих специалис-
тов и к возможной
безработице?
О социологии
безработицы
см. Ю.С. Гуров
"Основы социоло-
гии. Конспект
лекций". - г.Чебоксары,
изд-во Чуваш.
университе-
та,1996 г.- с.42-56.
Литература.
1. Генкин В.М.
Основы экономики
и социологии
труда. В 3-х ч.
Ч.1.-Спб.,1994.
2. Гуров Ю.С.
Основы социологии.
- С.42-56.
3. Зиммель
Г. Избранное.
В 2-х т.-М.:Юристь,1996.
4. Кравченко
А.И. Прикладная
социология
и менеджимент.-М.:Изд-во
Москов.ун-та,1995.
5. Лавриненко
В.Н. и др. Основы
социологических
знаний. -С.177-187.
6. Мак-Грегор
Д. Человеческий
фактор и производство.//
Социс.,-1995- 1.-С.146-151.
7. Радугин
А.А. и др. Социология.-С.155-176.
8. Социология:
Наука об
обществ5е.-С.390-414.
9. Социология
труда.-М.:Изд-во
Москов.ун-та.1993.-Разд.П
10. Тощенко
Ж.Т. Социология.
С.61-73.
11. Кравченко
А.И.Социология.-
Справочное
пособие.-С.121-202.
12. Тадевосян
Э.В. Словарь-справочник
по политологии
и социологии.
13. Энгельс
Ф. Роль труда
в процессе
превращения
обезьяны в
человека.-М.:Политиздат,
1986.
14. Энциклопедический
социологический
словарь.
Дополнительная
литература.
1. Дворецкая
Г.В. и др. Социология
труда.-Киев:
Выща школа,1990.-С.21-37.
2. Дикарева
А.А. и др. Социология
труда.-М.:Политиздат,1989.-С.29-34,54-58.
3. Комозин
А.Н. и др. Популярная
социология.-М.:Профиздат,1991.-С.7-20.
4. Политология.
Энциклопедический
словарь.
5. Философский
энциклопедический
словарь.-М.:Советская
энциклопедия,1989.
ТЕМА
4 СОЦИОЛОГИЯ
МОЛОДЕЖИ И
ОБРАЗОВАНИЯ
(4ч).
Занятие
1. Социология
молодежи (2ч.)
1. Молодежь
как социальная
группа и демографическая
группа. Молодежные
движения и
организации.
2. Специфические
проблемы
студенчества.
3. Проблемы
взаимодействия
поколений.
Занятие
2. Социология
образования
(2ч.)
1. Предмет,
метод и функции
образования.
2. Содержание
и роль образования
в жизни общества.
Молодежь
- социально -
демографическая
группа, выделяемая
на основе
совокупности
возрастных
характеристик,
особенностей
социального
положения и
обусловленных
тем и другим
социально-
психологических
свойств.
Социология
молодежи - область
социологии,
изучающая
поведе-
ние социально
- демографической
группы, находящейся
на переход-
ной стадии
( от детства к
миру взрослых
), переживающей
этап се-
мейной и
внесемейной
социализации,
интернализации
норм и ценнос-
тей, складывания
социальных
и профессиональных
ожиданий, ролей
и
статуса.
Значительную
часть молодежи
составляет
студенчество.
Оно
означает
студентов как
социально-демографическую
группу и опре-
деленное
общественное
положение, роль
и статус.
Социальные
проблемы молодежи
- круг проблем
этой группы,
переживающей
период становления
социальной
зрелости, вхождения
в
мир взрослых,
адаптации к
нему и будущее
его становление.
Социальное
движение -
совместные
действия различных
соци-
альных,
демографических,
этнических
групп, обьединенных
общими
целями, ценностями,
нормами и др.
Среди социальных
движений вид-
ное место
занимают молодежные
движения и их
организации.
Органи-
зации и их
лидеры бывают
официальные
и неофициальные.
Поколение
- социально-возрастная
категория,
номинльня груп-
па. Молодежная
группа охватывает
юношей и девушек
примерно от
14(16) лет до 30-ти.
Какие молодежные
движения и
организации
в России и мире
Вы
знаете?
Чем неформальные
организации
молодежи отличаются
от фор-
мальных?
Кого из молодых
формальных
и неформальных
лидеров Вы
знаете?
В чем причины
существования
проблемы отцов
и детей? Какие
пути и способы
смягчения или
ликвидации
некоторых
аспектов этой
проблемы
Вы можете обосновать?
Образование
- социальный
институт,
выполняющий
экономичес-
кую, социальную
и культурную
функции в обществе.
Социология
образования
- область социологии,
изучающая об-
разование
как социальный
институт ( его
функции в обществе
и
взаимосвязь
с другими
институтами),
его учреждения
( школы, вузы
и т.д.) как
социальные
организации,
а также социальную
политику
в области
образования.
Социальная
функция образования
заключает-
ся в участии
в процессах
социализации
личности,
воспроизводстве
социально-групповой
и социально-статусной
структуры
общества.
Расскажите,
почему в современных
условиях растет
роль и
значение
образования
( в том числе и
высшего)? Какова
при этом
роль гуманитарного
образования
( в том числе
и социологическо-
го)? Какое
место занимает
в обществе Ваша
профессия?
В заключение
проведем письменный
анонимный опрос
по мотивам
Вашего поступления
в наш институт.
Тематика
рефератов и
докладов по
молодежной
проблеме:
История
поколений в
их преемственности
и конфликтах.
Современные
молодежные
движения.
Культура
досуга молодежи.
Проблемы
социолизации
молодежи в
совреиенных
условиях.
Связь поколений
как основа
непрерывности
истории и культуры.
Молодежная
субкультура:
нормы и система
ценностей.
Молодежь
в современном
обществе.
Молодежь
России и рынок.
Самодеятельные
обьединения:
истоки и тенденции
развития.
Неформальные
обьединения
молодежи вчера,
сегодня и завтра.
Истоки и
следствия
нового конфликта
"отцов и детей".
Преемственность
поколений как
социологическая
проблема.
Примерная
тематика докладов
и рефератов
о студенчестве:
Личностные
особенности
российских
и американских
студентов.
Студенчество
России на пороге
ХХIв.
Социальное
самочуствие
студенчества.
Учебная
мотивация
абитуриентов
вуза.
Инновации
в ценностных
ориентациях
студентов.
Студент -
кто он?
Ценностные
ориентации
студентов.
Российское
студенчество
в условиях
переходного
периода.
Поведенческая
типология
студенческой
группы.
Профессиональная
направленность
студентов
вузов.
Вузовское
обществоведение
глазами студентов.
Социальный
портрет современного
российского
студента.
Тематика
рефератов и
докладов по
проблемам
образования:
Образовательная
деятельность
как механизм
воспроизводства
и саморегуляции
социума.
Место и роль
образования
в системе
социолизации
личности.
Высшее
образование
как общечеловеческая
ценность.
Место социологии
образования
в системе
социально-гуманитарных
наук.
Западная
социология
образования.
Проблемы
отечественной
социологии
образования.
Престиж
профессии
финансиста
(экономиста,
бухгалтера,
юриста...).
Проблемы
гуманизации
образования.
Литература:
1. Гуров Ю.С.
Основы социологии.
- с. 126-137.
2. Збровский
Г.Е. и др. Введение
в социологию.
- с. 160-168.
3. Кравченко
А.И. ВВедение
в социологию.
- с.46,67-79.
4. Основы
социологии
в 2-х ч. Ч.27 - с. 118-132.
5. Смелзер
Н. Социология.
- с. 427-459.
6. Социология:
Наука об обществе.
- с.376-389, 541-576.
7. Социология
молодежи.Учебник.
Сиб.:изд-во
С.-Петербург.
университета,1996
год.
8. Социология
- студенты в
вопросах и
ответах. - с.59-62,76-81.
9. Тадевосян
Э.В. Словарь-Справочник
по политологии
и социологии
10. Тощенко
Ж.Т. Социология.
- с.241-253.
11. Философский
энциклопедический
словарь.
12. Энциклопедический
социологический
словарь.
ТЕМА
5. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ
( 2ч.)
1. Этносы -
субьекты
исторического
развития.
2. Социальные
проблемы национальных
отношений.
ЭТНОС (с греч.
- племя, народ)
- исторически
сложившаяся
на
определенной
территории
устойчивая
совокупность
людей, обладаю-
щих общими
чертами и стабильными
особенностями
культуры ( вклю-
чая язык) и
психологического
склада, а также
сознанием
своего
единства
и отличия от
других подобных
образований
( самосозна-
ние). Этносоциология
- область социологии,
изучающая
генезис,
сущность,
функции, общие
закономерности
развития этносов,
межэт-
нические
( межнациональные
) отношения и
разрабатывающая
методо-
логические
принципы из
исследования.
Наряду с
категорией
"ЭТНОС", мы
часто встречаем
категорию
"НАЦИЯ". Нация
( от лат. - народ)
- тип этноса,
характерный
для
развитого,
классового
( капиталистического)
общества.
Среди социальных
отношений
видное место
принадлежит
нацио-
нальным и
межнациональным
отношениям.
Почему важно
изучение
этносоциологии
в современных
условиях
вообще, в
национальных
регионах в
особенности?
В чем причина
национальных
конфликтов
в мире и в Российской
Федерации?
Какие проблемы,
стоящие перед
чувашской
культуров и
языком
Вы можете
назвать?
Темы
рефератов и
докладов:
Этносоциология
как отрасль
социологической
науки.
Возможно
ли окончательное
решение национального
вопроса?
Исторические
и географические
условия как
факторы формирования
этнических
групп.
Этнические
процессы в
Российской
Федерации.
Межнациональные
конфликты:
причины и следствия.
Взаимосвязь
социально-экономических,
политических
и национальных
отношений.
Динамика
социальных
изменений
внутри этноса.
Проблемы
самоопределения
народов.
Национальные
движения за
возрождение
и развитие
национальной
культуры.
Основные
направления
гармонизации
национальных
отношений.
Литература:
1. Кравченко
А.И. Введение
в социологию.
- с.48-49
2. Лавриненко
В.Н. и др. Основы
социологических
знаний. - с. 114-130.
3. Смелзер
Н. Социология
- с. 324-327.
4. Социология.
- М: Знание, 1995 г.
- с. 259-262
5. Социология:
Наука об обществе.
- с. 431-449
6. Тадевосян
Э.В. Словарь-справочник
по политологии
и социологии.
6. Тощенко
Ж.Т. Социология.
- с. 135-146
7. Энцеклопедический
социологический
словарь.
Дополнительная
литература:
1. Из истории
Евразии [Очерк].
- М.:Искусство,1993г.
2. Политология.
Энциклопедический
словарь.
- с. 195-213
3. Философский
энциклопедический
словарь.
ТЕМА
6. СОЦИОЛОГИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО
МНЕНИЯ (2ч.)
1. Общественное
мнение как
социальный
феномен. Функции
общественного
мнения.
2. Социология
Общественного
мнения и методы
его изучения.
Общественное
мнение - специфическое
проявление
общественно-
го сознания,
выражающееся
в оценках ( как
в устной, так
и в
письменной
форме) и характеризующее
явное ( или скрытое)
отноше-
ние больших
социальных
групп ( в первую
очередь большинства
на-
рода) к актуальным
проблемам
действительности,
представляющим
общественный
интерес. Социология
общественного
мнения - область
социологических
исследований,
где предметом
анализа выступают
содержание
высказываний
общественного
мнения, активность
его
функционирования
и всеобщие (
характеризующие
данный тип
общест-
ва) и специфические
( связанные с
развитостью
демократических
гарантий)
мнения.
Функции
общественного
мнения:
результативно-воспитательная
(моральная0,
контрольная,
нормативная,
аналитическая,
консульта-
тивная, оценочная
и др.
Почему в
современных
условиях растет
роль общественного
мнения?
Методы изучения
общественного
мнения см.
последующую
тему.
Темы
рефератов и
докладов:
1. Роль общественного
мнения в социальном
управлении
и жизни людей.
2. Механизм
формирования
и функции
общественного
мнения.
3. Мнение о
мире и мир мнений.
4. Роль СМИ
в формировании
общественного
мнения.
5. Сплетни
как социальное
явление.
6. Слухи как
форма оценок
и ожиданий
населения.
7. Каналы
восприятия
и распространение
слухов.
8. Слухи как
социальный
феномен.
9. СМИ как
инструмент
формирования
"политики
слухов".
Литература:
1. Кравченко
А.И. Введение
в социологию.
- с.87
2. Лавриненко
В.И. и др. Основы
социологических
знаний. - с. 207-215
3. Социология
- студенту в
вопросах и
ответах. -
с. 87-88
4. Тадевосян
Э.В. Словарь-Справочник
по политологии
и социологии.
5. Философский
энцеклопедический
словарь.
6. Энциклопедический
социологический
словарь.
ТЕМА
7. Эмпирическое
социологическое
исследование
(2 ч.)
1.Что такое
эмпирическое
социологическое
исследование.
2.Методы сбора
данных
(опрос,тестирование,анкетирование,
интервьюирование,наблюдение,эксперимент
и др.)Методы
анализа
данных.
Социологическое
исследование-один
из видов науч-
но-практической
деятельности
с целью получения
новой,достоверной
информации
об изучаемом
социальном
объекте.Различают
теоретичес-
кие и эмпирические
социологические
исследования.Последние
дают
возможность
получить первичную
информацию
об объекте(статисти-
ческие данные
и другие кличественные
характеристики
об объекте
изучения).
В заключение
дадим оценку
современной
социально-эконо-
мической
и политической
ситуации в
стране и нашем
регионе (сог-
ласно анкете).
Темы
рефератов и
докладов.
1.Прикладная
социология
в США.
2.Основные
методы сбора
социологической
информации.
3.Опрос в
социологическом
исследовании.
4.Эксперимент
в социологии.
5.Анкетирование-наиболее
распространенный
способсбора
первичной
социальной
информации.
6.Место
интервьюирования
в эмпирическом
социологическом
исследовании.
7.Наблюдение-важный
способ сбора
информации.
8.Методы
изучения документов
и контакт-анализа
в социологии.
9.Плебисцит
и референдум
в социологическом
исследовании.
Литература.
1.Кравченко
А.И. Введение
в социологию-
с.10-15.
2.Лавриненко
В.Н. и др.Основы
социологических
знаний. - с. 228-255.
3.Основы
социологии.В
2-х ч.Ч.1.-с.21-32.
4.Радугин
А.А. идр.Социология.-с.177-189.
5.Смелзер
Н.Социология.-с.638-648.
6.Социология.-М.:Знание,1995.-с.200-226.
7.Социология:Наука
об обществе.-с.649-684.
8.Социология-студенту
в вопросах и
ответах.-с.89-98.
9.Тадевосян
Э.В.Словарь-справочник
по политологии
и социологии.
10.Тощенко
Ж.Т. Социология.-с.41-60.
11.Философский
энциклопедический
словарь.
12.Энциклопедический
социологический
словарь.
Содержание:
Тема 1.Социология
как наука
стр.
Тема 2.Из истории
социологии
стр.
Тема 3.Социология
труда стр.
Тема 4.Социология
молодежи и
образования
стр.
Тема 5.Этносоциология
стр.
Тема 6.Социология
общественного
мнения стр.
Тема 7.Эмпирические
социологические
исследования
стр.
Основы
социологии
Методические
рекомендации
к семинарским
занятиям.
Подписано
в печать
Формат
60х84|16Бумага
газетная.Печать
оперативная.Усл.п.л.
Уч.-издат.л....
Тираж 250 экз.ЗаказN
Изд-во "Салика"
428015
Чебоксары,ул.Урукова,17. |