рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социологическая концепция П. Сорокина рефераты


Левяш И.Я.   К.Маркс и П.Сорокин : поиск интегративной парадигмы. //Соц.-гумонитарные знания.-1999.-№5.-С.203-222.

Маркс и Сорокин – ракурс рассмотрения

Время переоценки ценностей - это всегда взаимопревращение, а нередко и отождествление идолов и идеалов. Выйти из этого коловорота можно лишь путем ассимиляции мирового духовного опыта и реанимации распавшейся связи времен отечественной интеллектуальной традиции. Вместе с тем недопустимы новые разрывы и забвение других, но по-своему укорененных на российской почве традиций. Для нас, вышедших из "шинели" марксизма, это прежде всего вопрос об отношении к его социальной философии иных значимых систем, возможности их взаимной дополняемости в более емкой и плодотворной миросистемной картине.

Одна из траекторий такого синтеза и его оснований -отношение к марксизму заметного представителя российско-американской социальной философии Питирима Сорокина. О нарастающем интересе к этому мыслителю свидетельствуют не только выход в свет достаточно репрезентативного сборника его работ, но и российско-американский симпозиум, посвященный 110-летию со дня рождения философа, и принятое на симпозиуме решение осоздании Международного фонда П. Сорокина – К.Кондратьева.

Избранный нами ракурс - Маркс и Сорокин - заведомо лишен соблазнов компаративного анализа однотипных интеллектуальных систем или духовных квинтэссенций одного исторического периода. В координатах физического времени задачу можно было бы упростить ссылкой на то, что Сорокин как-то "относился" к Марксу, но последний был лишен такой возможности. Однако это значало бы утрату ариадниной нити их смысловой коммуникации в едином и неделимом социально-историческом времени не только "заката Европы", но и "конца"

одной истории и проблематичного восхождения к другой. Предмет нашего анализа - прежде всего такие смыслы, и это обстоятельство (не говоря уже о жанре статьи) взыскует "бритвы Оккама" как принципа лаконичной интерпретации практически необъятного наследия обоих мыслителей. Следуя этому принципу, необходима реконструкция "узловой линии мер" - ключевых идей духовной эволюции Сорокина, которая в явном или имплицитном виде формировалась как притяжение/отталкивание от марксизма.

«Не очарованный марксизмом»

Единственный момент, облегчающий наш анализ, заключается в том, что, в отличие от Н. Бердяева, С. Булгакова, Н. Михайловского, П. Струве, Сорокин никогда не "очаровывался" марксизмом, и у него не было оснований разочаровываться в нем. Уже в 1963 г., описывая эволюцию своего мировоззрения, он отмечает, что оно изначально и последовательно представляло собой альтернативную марксизму систему взглядов. "В отличие от марксистского материализма и экономической интерпретации человека и истории философия и социология эсеров были в большей степени интегральными и

идеалистическими. Они особо подчеркивали роль творческих идей... Этой близостью и объясняется мой выбор в пользу эсеровской, а не социал-демократической партии и, собственно, поэтому на протяжении всей последующей жизни я так и не был заражен марксистской идеологией". В работе "Главные тенденции нашего времени" он вновь подчеркивал, что "всегда был очень критичным по отношению к основным принципам всех видов материалистической философии".

Маркс и Сорокин: три парадокса общности

Во-первых, оба мыслителя, в особенности "поздний" Сорокин - ярко выраженные "интеграторы", сторонники интегративной парадигмы содостаточность все более специализирующегося знания или реализация кантовского импульса к "системосозиданию". Прежде всего она обусловлена масштабами мировоззрения обоих мыслителей.

Во-вторых, Маркс и Сорокин - личности, для которых мысль не тождественна созерцанию. Маркс изначально избрал деятельностную ориентацию уже в "Тезисах о Фейербахе", упрекал предшествующий материализм в дефиците "субъективности" и сформулировал назначение философии - объяснять мир для того, чтобы изменить его. Сорокин же определил свой выбор, по его словам, под прямым воздействием партийного, идеологического противостояния эсеровской и социал-демократической альтернатив русской революции. Уже в 1947 г., как бы оспаривая будущих трубадуров "деидеологизации", он вполне прозрачно утверждал, что "в большинстве всех социальных революций, реформ и реконструкций именно социология того или иного рода была ведущей идеологией и направлением"  .                        

 Общность Маркса и Сорокина обнаруживается и впроблематичности оценки их ролей на исходе XX столетия. Одному из ведущих западных социологов, еще недавно президенту Международной социологической ассоциации П. Валерстайну имя Сорокина-социолога ничего не говорит, зато ему ясен вопрос, "кого мы называем в качестве мыслителей, сформировавших нас профессионально. Стандартный набор для социологов наших дней - это Дюркгейм, Маркс и Вебер" было бы счесть авторитетной, но все же приватной, если бы она (включая недвусмысленное "мы") не вызвала никаких возражений участников XIV Всемирного социологического конгресса (Монреаль, 1998). Однако слишком многим аргусам марксистского  учения с недавних пор удобнее снимать с себя историческую ответственность, возлагая ее на "основоположника".

Смена есть. А вехи? На пленарном заседании, посвященном юбилею Сорокина, "основоположником" называли теперь уже его. Ранее американский социолог Э.Тириакьян определил своего учителя как "социологического Достоевского". Своеобразную оценку Сорокину дали А. Ю. Согомонов, определив его работу «Социальная и культурная динамика» как "беспрецедентный по объему и по эмпирическому охвату сопревосходящий в этом смысле даже "Капитал" Маркса" Как раз в этом смысле можно напомнить научный идеал "раннего" Сорокина в его "Программе преподавания социологии": "Хорошая статистическая диаграмма стоит гораздо больше, чем обширный социально-философский трактат" . Эта идея позднее была реализована в его работах, но она не очень согласуется с их "беспрецедентным объемом". В свою очередь, отрекаясь от марксизма, Н. Михайловский все же счел необходимым подчеркнуть, что марксовский "Капитал" - это "Монблан" эмпирической информации. Но кто-то заметил, что и его двухстраничные "Тезисы о Фейербахе" стоят целых томов. Так что оба мыслителя вполне релевантны как энциклопедические ученые мужи.

Сорокин не анализирует работы Маркса ни в одной из своих главных работ

Сорокин действительно обнаружил феноменальную эрудицию, неоднократно апеллируя буквально к сотням духовно близких ему источников. Исключение – и в это верится с трудом - составляют труды Маркса! Во всяком случае среди дюжины ключевых работ, которые будут представлены в статье, нет ни одной прямой ссылки на этот источник. "Капитал" ни разу даже не упомянут, есть лишь одна  ссылка на Энгельса (строка о социальном равенстве как уничтожении классов - по "Анти-Дюрингу" (см. там же. с. 263), Это почти невероятно, но приходится констатировать, что подлинного, аутентичного Маркса Сорокин не знал и довольствовался версиями его учения "из вторых рук". Это как-то объяснимо ранним выбором Сорокина не в пользу марксизма, горечью срыва эсеровской альтернативы революции, "жизнью среди смерти", как писал он о своей горькой доле личного секретаря Керенского в это лихолетье, в особенности - изгнанием и забвением официальной "марксистской" России. Но и гораздо позднее, когда философ признал, что первая треть XX столетия - это "время-моды на марксизм" (там же. с. 179) и даже назвал Маркса среди своих предтеч , он никогда предметно не анализировал марксовские тексты. Если этот загадочный феномен не поддается рациональному объяснению, остается апеллировать к прецедентам с Гегелем, который не упомянул своего предшественника Зико. или Гете. который третировал Фихте. Возможно, объяснение этому та ницшеанская страсть, о которой сам Сорокин писал, что "рано стал... лидером социалистов-революционеров в школе и прилежащих регионах". Со временем масштаб притязаний существенно изменился и среди предтеч и современников Сорокина достойным оспаривать духовное лидерство был, пожалуй, только Маркс.

Это не более чем версия. "Тайна велика сия", но понятным образом она на порядок усложняет решение поставленной нами задачи. Выбора нет, и остается воспроизвести отношение Сорокина к Марксу, "сконструированному с подачи" иных имен.

Реконструкции мировидения обоих мыслителей в пределах поиска ими интегративной парадигмы

Принято считать, что в творческом пути Сорокина было два этапа - "традиционный" и "гарвардский", но в этой двузвенной схеме духовной биографии мыслителя есть двойное упрощение: между исходным и гарвардским этапами было еще весьма специфическое для Сорокина десятилетие. Но главное в том, что вопреки более заметному "традиционализму" он изначально обнаружил тенденцию к интегративному способу рефлексии о человеке и его мире.

Основные факторы воздействия на формирование своего духовного облика Сорокин определял по уровнями направлениям наличного знания. Он считал, что, с точки зрения философии, складывающаяся система была больше разновидностью эмпирического неопозитивизма и критического реализма, основанного на логических и эмпирико-научных методах, социологически - разновидностью синтеза конто-спенсеровской социологии эволюции и прогресса, дополненной теориями Н. Михайловского, М. Ковалевского, Г. Тарда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М, Вебера, К. Маркса, В. Парето и других' западных обществоведов, политически - видом социальной идеологии, основанной на этике солидарности и свободы. В этих поздних воспоминаниях Маркс далеко не случайно назван среди известных социологов, а не философов, к тому же не "основополагающих" (Конт, Спенсер), а лишь "дополняющих" и "корректирующих" сорокинские взгляды. Позитивизм и его сиамский близнец -саентизм были восприняты Сорокиным как мировоззрение принципиального неприятия всякой "метафизики" и требования "придать социологии ясные и точные очертания". Оказавшись правленность - не только реакция на  этой почве, автор "Программы преподавания социологии" в бихевиористском духе полагал, что социология -  это "наука о поведении людей, а не наука о едином обществе"

Означает ли это отрицание объективной целостности ; общества как метафизической химеры? Если быть последовательным, да. Но позитивизм никогда не обладал ;таким достоинством и в то время еще не отказывался ясно формулировать исходный пункт своего мировоззрения: "О. Конт был прав: идеи управляют миром и вертят его... Единственное отличие человека от животных – это его интеллект" . Поскольку Сорокин осознанно и почти неизменно апеллировал к этой deus ех  machina, к этому краеугольному камню его мировоззрения нет смысла специально возвращаться.

Оставаясь верным своему философскому кредо, Сорокин очень рано обнаружил озабоченность "факторами социальной эволюции"  - от географических до интеллектуальных - и среди них постоянно обращал внимание на "экономические и классовые (марксизм)". Судя также по другим -работам этого времени , он склонялся к осознанию взаимодействия этих факторов как основного принципа, которому уже тесно на прокрустовом ложе отрицания "единого общества". Философ отмечает "специфические признаки этого общемирового и в этом смысле родового у  процесса" .

Ом полагает "одинаково метафизическими" сторонников индетерминизма и фатализма, среди последних отмечает марксизм как "экономический детерминизм"  и вопрошает: "Что составляет необходимое и главное условие истории человечества . таким необходимыми достаточным условием является сам человек... человек был всегда творцом истории.. закономерность в истории означает то, что не может быть ни одного исторического факта, который противоречил бы свойствам человека или совершался помимо его" .

Эта гуманистическая установка реализуется путем преодоления эмпирического бихевиоризма, но не продвительный признак чисто социального (человеческого) явления" . Это чистопородное, хотя и освобожденное от мистического ореола гегельянство, и именно в таком контексте социология определяется Сорокиным как "наука о родовых свойствах и основных закономерностях социально-психологических явлений". Иными словами, социально = психическому.

В этом вполне определенном пункте Сорокин впервые проходит рубикон, который отделяет его от своих духовных предтеч. Для них мир идей, духовная культура были чем-то "отдельным от общества". "Неужели, - сомневается он, - миром понятий ограничивается культура и цивилизация!". Нет, все, что предметно существует (техника, быт, политическое устройство и пр.) - это, выражаясь удачным термином Г. Тарда, "застывшая форма".

Видение общества как интегрированного бытия культуры и цивилизации, их взаимосвязи как "своего другого", становится генерализующей идеей Сорокина. В ней не оказалось места марксистской концепции социума, понимаемой Сорокиным как биологизаторская теория "борьбы за существование", т. е. одна из разновидностей неприемлемого материализма. Он сожалеет, что в ней биологическое, досоциальное не отделено от надбиологического, социального=психического. Для него "основные категории политической экономии вроде "хозяйства",

"ценностей", "капитала", "труда" есть психосоциальные категории... Все эти явления принадлежат к категории социальных фактов лишь потому, что они суть символы психических переживаний и, иначе говоря, они суть реализовавшаяся психика. Храм. статуя Венеры Милосской - это "застывшая психика"; они суть социальные ценности лишь благодаря тому, что объективируют собой субъективную психику" .

Произошла концептуализация известной ранее идеи. У Сорокина она обрела форму базового и интегративного видения двуединства субъективированной духовной культуры и объективированной материальной цивилизации. Но последняя - лишь отраженный свет первой.

Здесь - творческая вершина российского этапа Сорокина и вместе с тем источник более поздних затруднений его мысли. Кристаллизация этих взглядов происходила путем однозначного отталкивания от утрированного "марксизма", и такая позиция еще не составляла проблемы. Однако в обстановке втягивания мира в омут :первой глобальной военной катастрофы и в преддверии 1917 г., когда, по признанию Сорокина, марксизм становнтся  ведущим интеллектуальным направлением" (там же, с. 172), новые императивы потребовали выхода за пределы стационарных социальных моделей и рефлексии социологии, которая, как теперь утверждает Сорокин. ,"рассматривает циклы и флуктуации как родовой признак я социальных явлений" .                

Впрочем, этот вызов для "традиционного" Сорокина остается во многом непонятым, и он сосредоточивается :на концепции социальной эволюции. В отличие от саентистов, философа  удовлетворяет ее интерпретация как ;"двустороннего процесса дифференциации и интеграции".

В таком понимание, обоснованно утверждает он, нет ;социальной специф. Прогресс - "один из наиболее достоверных в социальной жизни законов". Понятие прогресса включает в себя не только сущее, но и должное – оценку с позиций определенного критерия. Каков же он "Так или иначе критерии прогресса вынуждены считаться с принципом счастья... они

утверждают причинную связь между объективным критерием и счастьем", но, сведенные к последнему, "лишают себя почвы" . Проблема поставлена, но не решена.

Уже под занавес российского этапа в работе "Проблема социального равенства" (1917) Сорокин приветствовал революцию 1905-1907 гг., видел неотвратимость новой революции, стал пассионарием революционной весны 1917 г., но полемизировал с Энгельсом, шире – с марксистской теорией классовой борьбы и противопоставлял ее наличному сущему доктринерское должное - смену "естественного" закона борьбы за существование "искусственным" законом взаимной помощи и солидарности (см.: там же, с. 263, 521). Это исход с позиций популярной в предреволюционное время позитивистской "теории равновесия" Оставаясь на прежде всего пересмотреть свое отношение к "ведущему интеллектуальному направлению" - марксизму. И не только потому, что для него "все кошки" марксизма и Торжествующего большевизма были одинаково серы (см.: Левяш И. Я. Русский коммунизм: альтернативы, драма духа, трагедия воли//Социс, 1997, № 11), и он потерпел политическое поражение и личную катастрофу

("Лицом к лицу - 'лица не увидать"). Глубинный источник этой драмы - в достаточно эклектичной системе взглядов "первого" Сорокина, в его стремлении вместе "запрячь коня и трепетную лань". Позднее в "Долгой дороге" он признал себя в то время "телком, который смотре" на мир сквозь розовые очки". Но Сорокин так и не понял, почему не его идеи овладели массами.

Достойны уважения отмеченные А. Ю. Согомоновым жизнелюбие и стойкость Сорокина в пустыне изгнания.

Сразу после вынужденного отъезда из России в "Листках из дневника" он пишет уже не о "солидарности" и "счастье", а о самоценности жизни, следовании долгу и отвращении к насилию . Однако это не отменяло жестких эмпирических реалий. Впереди была долгая дорога "высоколобого"эмигранта, который явился со своим уставом в чужой монастырь, и, по оценке одного американского социолога, "злопамятного и не извлекшего никаких уроков" .

Основные причины дискомфорта Сорокина - не только в преследующих его кошмарах политического разгрома и изгнания, в мучительном процессе натурализации.

Они - в знакомой каждому эмигранту-интеллектуалу "фигуре умолчания", неявном требовании принять правила игры, прежде всего господствующую в американской

науке парадигму прагматизма, чуждого каких-либо метатеорий и взыскующего лишь "пользы" и "успеха". Пришлось выживать вопреки обстоятельствам, как оставленным позади, так и тем, в которые он был погружен. Такое уникальное переплетение факторов привело к синдрому, о котором писал Гейне: "Если из моей бочки вытекает вода, значит пришел всемирный потоп".

Еще в России Сорокин писал, что человек – это существо, создающее богов. В контексте его эмигрантской доли становится понятнее, почему он дрогнул и отступил от своего всемогущего дореволюционного "бога" - "духа", его закономерной эволюции и прогресса. Философ порвал пуповину, соединяющую его с конто-спенсеровской традицией и в "(методологической ремар-

ке" к своей работе "Социальная и культурная мобильность" (1927) писал: "Со второй половины XIX века под влиянием эволюционной теории социальные науки уделяют значительное внимание т. н. "тенденциям", "эволюции", "историческим закономерностям", "законам исторического развития"... все они превратились в прах" . В том же году в "Обзоре циклических концепций социально-исторического процесса" Сорокин воспроизвел этот вердикт, более отчетливо объяснив его причину: "Общественная мысль второй половины XIX века отмечена линейной концепцией социально-исторических перемен... В этих

теориях общественный процесс рисовался как нечто движущееся к определенной цели... Так линейная концепция приобрела характер эсхатологической интерпретации социально-исторического процесса" .

Этот приговор вполне понятен как сублимация по-своему пережитого социально-исторического и личного опыта начала XX в. Озадачивает лишь одно - какая-то отстраненность, если не отрешенность, от всего того, к чему философ десятилетиями был теоретически и практически сопричастен. С этой ментальной особенностью Сорокина нам еще предстоит встретиться.

Еще откровеннее Сорокин писал: "Несмотря на нашу склонность видеть во всем определенные закономерности, несмотря на наше желание верить в неизвестные силы, которые создают историю человечества и ведут нас к определенной цели... "коммунистического"... социалистического рая, предписанного историей, разумом или абсурдом  "теоретиков прогресса".., мы вынуждены заключить, что такому "финализму" и "эсхатологии" нет серьезных оснований" .

Итак, "прощай, оружие" детерминизма, эволюции,

прогресса, в том числе и некогда естественной для

бывшего эсера социалистической идеи, к которой он еще

относился серьезно (в тексте без кавычек, в отличие от

ироничного "коммунизма"), но уже не разделял. Чем же

Сорокин заполнил идейный вакуум?

"Исторический процесс, - писал он, - скорее напо-

минает мне человека, который вращается во всех направлениях без определенной цели и пункта назначения...

вопреки моему желанию видеть в истории этапы посту-

пательного, прогрессивного развития, я неизбежно терп-

лю неудачу... я вынужден удовлетвориться более коррек-

тной концепцией бесцельных исторических флуктуации".

 Это почти дословные шпенглерианские констатации релятивистского, если не агностического, толка. Теперь Сорокин против теорий прогресса,поскольку они - "ценностные суждения - они обречены быть субъективными и, соответственно их логической природе, никогда не могут быть научными констатациями. Если социология хочет быть наукой точной, ей надо освобождаться от ценностных суждений" . Отныне философ предпочитает мудрость Экклезиаста: "Ничто не ново под Луной". Вместе с мутной водой "линейного" и "эсхатологического" прогресса из ванны выброшен еще недавно родной и вполне здоровый ребенок социального детерминизма, родовой целостности общества, возможности оценивать его с позиций противоречивой эволюции творческой природы человека, смысла его культуры и цивилизации.

Но если бы это было все, к чему пришел Сорокин,

это означало бы - по крайней мере для него - "смену

жезла на капусту", конец социологии как довольно "за-

нудного"  регистратора социальных изменений. Однако философ, который под прессингом мачехи-судьбы и холодного саентизма подавлял всегда присущее ему страстное желание быть мыслителем - идеологом не каких-нибудь обывательс-

ких "изменений", а именно социального прогресса, по

определению не мог быть последовательным. Отойдя от

принципа надбиологического, социального детерминизма

он апеллировал к иным, несоциальным типам детермина-

ции, но теперь усматривал их не в бихевиоризме, а в

отвергаемых ранее фрейдовских "базовых инстинктах".

Эта новая когнитивная возможность сполна реализо-

вана в своеобразном некрологе бурному 1917 г. - "Со-

циологии революции" (1925). Ею автор анонсировал, что

цель его анализа - "не хвала, не хула, не апофеоз, не

проклятие революции, а рассмотрение ее во всех реали-

ях" .В интерпретации Сорокина эти реалии имеют вполне

"натуралистический" характер, и причину социальных революций он усматривает в подавлении “базовых инстинктов”. "Постановка грандиозной драмы, комедии или

трагедии революции…  предопределена первым долгом

репрессированными врожденными рефлексами" . В этом "что-то слышится родное": Фейербах усматривал причину неудачи революции 1848 г. в "картофельной диете" повстанцев, а панацею - в фасоли.

Таковы, с точки зрения материализма подобного рода,

подлинные причины резолюций. Позднее Сорокин, уходя

от фрейдизма, интерпретировал социальные революции

как аномалии: Революционные прожекты - это всего

лишь утопия, возникающая в разорванном сознании де-

морализованного человека, и появляются они как побоч-

ный продукт распавшейся культуры переходного перио-

да .

В таком контексте становится понятной констатация

Сорокиным того обстоятельства, что "дорога к социальной революции открыта идеями... Маркса" , однако

"70 лет, которые пролетели со времени выпуска "Комму-

нистического манифеста" Маркса, не оправдали его про-

рочество" .

Приходится констатировать, что в противоречии с

собственным исходным принципом социологии как знания

о нэббиологическом Сорокин предложил модную на-

турфилософию революции как сублимации подавленных

и маргинальных инстинктов Ему была неведома ее со-

циальная природа и признанная им роль марксизма в

революции не стала предметом сущностного анализа. По

су. и Сорокин отказался признать закономерный характер

поражения своей "партии.) (в широком смысле). Бывший

социалист-революционер отрекся от революционной "прав-

ды", отныне усматривая в ней нечто инстинктивное, "низ-

шее", "маргинальный прожект" и противопоставив ему

эволюционную перспектнву.

Однако непоследовательный философ не был бы со-

бою, если бы наряду с сомнениями в "непрерывном

творчестве истории" не увидел в революции нечто боль-

шее, чем экклезиастову "суету сует" и бурные, хотя и

бесцельные "изменения во всех направлениях", марги-

нальное "восстание масс" Он пишет и о трех законо-

мерных фазах революции - изначальном неизбежном

насилии, последующей реакции, наконец, "нормальной"

конструктивной" фазе, которая приводит революционный

хаос в эволюционное русло. Принципиально это уже

нечто большее, чем натурализм и тем более индетерми-

низм, но и далекое от фатального, линейного, эсхатоло-

гического прогресса.

Такое движение мысли между Сциллой и Харибдой

вернуло Сорокина к идее нелинейной эволюции, которая

была периферийной для его русского этапа и выходила за пределы конто-спенсеровской парадигмы. Теперь он акцентирует внимание на "забвении иной, циклической концепции социальных перемен и исторического процесса" и

приветствует стремление уделять "большее внимание

повторениям, ритмам и циклам" . Среди предтеч этого направления философ указал на Экклезиаста, Конфуция, Платона, Сенеку, Макиавелли, Вико. Но среди них - явно избирательно и тенденциозно – нет автора энциклопедии спиралевидно восходящего "мирового духа" (Гегеля), ни буревестника концепции "великого возвращения" (Ницше), ни принципиально новой и самой влиятельной, по его признанию, марксовской циклической теории (она будет признана позднее, на закате "гарвардского" этапа). Маркс еще не вошел в эту "та-

бель о рангах", по мнению Сорокина, как автор концеп-

ции линейного, эсхатологического и к тому же "локаль-

но-темпорального", т. е. не имеющего социально-фило-

софского статуса прогресса.

К сожалению, цикпизм Сорокина этого периода доста-

точно неопределенный, если даже абстрагироваться от его

"фигуры умолчания" относительно названных великих

имен этого направления. Так, среди упомянутых Платон

обращен к исходному "золотому веку", а "Вико идет не

по замкнутому кругу, а по спирали, что означает не

вечное повторение одного и того же, пусть и в разных

формах, а в целом движение вперед... практически для

своего времени у него была концепция восхождения".

Адекватность такого вывода выверена специальным ана-

лизом "Оснований новой науки о природе наций" Дж.

Вико .

Впрочем, у Сорокина этого периода была идея, кото-

рая ярче других свидетельствует о его эклектизме, тя-

готении одновременно к крайностям агностицизма и фа-

тализма. В работе "Социальная мобильность" (1927) -

теоретическом апофеозе того времени - он писал: "Ве-

роятно, в истории и есть некая трансцендентная цель и

и невидимые пути движения к ней, но они еще никем неустановлены" . Это звучит вполне в духе, казалось бы,

неприемлемой для Сорокина эсхатологии, но в контексте

его мировидения означает неистребимый порыв к проры-

ву за пределы плоского саентизма и эвристически бес-

плодного, "маятникового" варианта циклических представ-

лений.

Социально-исторические и биографические циклы Со-

рокина явно не совпадали. В 1930 г., в разгар начавше-

гося в США мирового социально-экономического и идей-

но-политического кризиса, вползания мира в новую гло-

бальную катастрофу, он прощается, наконец, с уделом

эмигрантского маргинала и не только включается в аме-

риканскую интеллектуальную элиту, но и становится ее

наиболее авторитетным представителем и статусным гла-

вой социологического комплекса Гарвардского универси-

тета. В 1937-1941 гг. вышла фундаментальная четырех-

томная "Социокультурная динамика", в 1941 г. - блис-

тательный труд "Кризис нашего времени", в 1947 г. -

"Общество, культура и личность: их структура и динами-

ка", в 1957 г. - "Социальная и культурная динамика",

в 1964 г. - "Главные тенденции нашего времени",

"Современные социологические теории" - 1986 г.

Гарвардский период - это время отчетливой устрем-

ленности Сорокина к обоснованию социально-философс-

кой системы как завершенной целостности и в этой

связи - решительное дистанцирование от недавних "со-

товарищей" его трудов и... существенная коррекция от-

ношения к -своему неизменному оппоненту Марксу.

Прежде всего Сорокин сполна расплатился по счетам

своей саентистской и позитивистской "совести" в любых

ее ипостасях. Он пренебрежительно отозвался о прагма-

тизме: "Джон Дьюи. Ну, прочел одну его книгу. Прочел

другую. Прочел, наконец, третью. Но в них нет ничего

такого!" . Более того, всегда чуткий к политико-идеологичес-

кому камертону социологии Сорокин прямо обвинил праг-

матизм и его европейское "свое другое" - эмпириокри-

тицизм - в том, что их кредо - "истинно то, что полез-

но" - стало одним из идейных предтеч Сталина и Гит-

лера отверг все виды натурализма и вернулся к принципу

гуманизма. С ним, писал он, равно несовместимы "либи-

до Фрейда, экономические факторы Маркса, "реликты"

Парето и многое др. Человеческая история (в их интер-

претации. - И. Л.) оказывается ничем иным, как посто-

янным взаимодействием космических лучей, солнечных

пятен, климатических и географических изменений, био-

логических сил, стимулов, инстинктов, условных и безус-

ловных пищеварительных рефлексов, физико-экономичес-

ких комплексов. Именно эти силы, а не человек, -став-

ший лишь глиной, являются творцами всех исторических

событий и создателями культурных ценностей. Сам же

человек как воплощение надорганической энергии, мыс-

ли, совести, сознания, рациональной воли играет незна-

чительную роль в разворачивании этой драмы. В наших

"научных" изданиях его оттеснили за кулисы, чтобы он

был игрушкой в руках слепых сил... он всего лишь

марионетка... человек падает с величественного пьедес-

тала абсолютных ценностей" . По анало-

гии с критикой Сорокиным прагматизма и эмпириокрити-

цизма можно заключить, что эти "натуралистические"

направления (среди них - и марксистское) объективно

ответственны за "кризис нашего времени", "опуская

человека до уровня материи и ее составляющих", до

"экономического тела Маркса" .

Итак, гимн гуманизму, признание человека как само-

цели и абсолютной самоценности - такова точка опо-

ры построения новой социально-философской картины

структуры и динамики социума. С точки зрения филосо-

фа, человечество - это целостность, в которой "родо-

вой и многогранный лото одновременно и нераздельно

экономический, политический, религиозный, этический,

художественный, частью рациональный и утилитарный,

частью нерациональный и при всем этом отличающийся

непрестанным взаимодействием всех этих аспектов". Дефицит целостного, системного подхода блокирует познания социума, и в этом смысл замечания в адрес Тойнби: "Цивилизации Тойнби являются не интегральной системой, а простым конгломератом различных цивилизационных объектов, объединенных только

своего рода соседством, а не причинными и существен-

ными связями" . Сорокин пошел дальше,

рассматривая социум как "целостное социокультурное.

пространство" "логико-смыслового упорядочения хаоса...

упорядочивающим элементом служит здесь... тождество

смысла... если единообразие явлений является общим

знаменателем причинно-следственных связей, то при

логико-смысловом единстве этот знаменатель - глав-

на и смысл, или идея" (Социальная и культурная дина-

мика (главы из книги). М., 1999, с. 11).

Как видим, почти неразменный сорокинский примат

идеи обретает, наконец, характер тождества с системооб-

разующим ядром социума - его ценностно-ориентиру-

ющим смыслом. Родовой и инвариантный он разверты-

вается, как "индивидуальности", в трех основных, гос-

подствующих на различных этапах или сосуществующих

интегративных социокультурных суперсистемах - иде-

аииональной (иррациональной, трансцендентной), чув-

ственной (рациональной, имманентной) и идеалистической

(совмещающей первые два начала). Казалось бы, они и

определяют структуру и динамику социума как единого

соцг-окультурного пространства, обусловливая необходи-

мость трансформации предмета социологии в единую,

интегративную социокультурологию, или культурсоциоло-

гию.

Однако в применении этой методологии Сорокин стол-

кнулся с определенными затруднениями как структурно-

го, так и динамического характера.

Прежде всего загадочным остался феномен "неинтег-

рясованных и дезинтегрированных скоплений", в которых

"нельзя найти взаимозависимость" . Хотя Сорокин усматри-

вал в этом наблюдении "новую постановку проблемы",

но это лишь ее постановка. Пока проблема ее систем-

1-с-генетической интерпретации не решена, постулат со-

циума как целостного социокультурного пространства

остается под сомнением и не обладает достоинством

всеобщности.

Ради девственной доктринальной чистоты сзоей сис-

темы Сорокин не счел возможным прибегнуть к аргумен-

тации русского периода - различению духовной культу-

ры и ее "застывшей формы" - цивилизации, в которой

действуют "иные закономерности", в том числе и "эко-

номического тела" марксизма. Отсюда целостность как

тотальный принцип оказалась под угрозой даже в приме-

нении к западному культурно-цивилизационному комплексу. Последнее столь же тривиально, сколь неясно, что остается от целостности наличной западной социокультурной системы.

Удобно, к примеру, объявить социальные революции

"несистемным" феноменом, но этим не снимается про-

блема ее детерминации.

Вообще методология, которая доктринерски строит мир

в соответствии с априорными принципами, а не выводит

их из мира, бессильна в рациональной интерпретации до-

и несистемных объектов и процессов. Неясными остались

и детерминация специфических смыслов различных су-

перкультур, их взаимодействие, межцивилизационные

'контакты.

Немало вопросов вызывает сорокинское видение ди-

намики суперсистем. Если даже прибегнуть к его ис-

ходному положению о том, что цивилизация - это объек-

тивированная культура, в которой действуют иные, "отяг-

ченные материей" закономерности, то как объяснить ге-

незис, расцвет, упадок и гибель социокультурных систем?

Шпенглерианский цикл - детство, зрелость и смерть

культур - философ отвергает как "натуралистический"

. В негативных терминах он констатирует,

что кризис нашего времени - "не в противопоставлении

либо демократии и тоталитаризма, либо капитализма и

коммунизма, либо национализма и интернационализма,

деспотизма и свободы... этот кризис заключается в рас-

паде основополагающих форм западной культуры и об-

щества последних столетий" . Но почему

этот системообразующий смысл обусловливал восхожде-

ние Запада (Возрождение, Просвещение, промышленную

революцию и т. п.), а ныне влечет его к жалкому жре-

бию упадка и распада? Абсолютизация этого принципа?

И вновь неразрешимые на этой методологической почве

"почему".

Кажется, Сорокин не замечал этих противоречий и

пределов своей методологии. "Наша теория и диагноз, -

писал он, - не являются разновидностями ни одной из

выше описанных концепций - ни умеренно линеарной,

ни революционно прогрессивной, ни циклично-западно-

разлагающейся. Теория, построенная здесь, стоит особ-

няком безотносительно к какой-либо популярной ныне

социальной философии. Она не нуждается ни в одобре-

нии, ни в поддержке, так как ноги у нее крепче и стоит

она на более прочном основании" .

Убеждение в том, что об истинности его концепции

нельзя судить по критерию конвенции или популярности,

безусловно верно. Но скверно другое: видимо, сомнева-

ясь в крепости ее "ног", Сорокин на закате своей твор-

ческой биографии уже апеллирует к "Божественному

Абсолюту". Как культурный акт это впол-

не легитимно, но по существу означает выход за преде-

лы научной парадигмы, иной способ интерпретации мира.

Философ испытал потребность в том, в чем не нуждался

Лаплас.

Можно и должно абстрагироваться от этой драмы,

вернувшись к лейтмотиву сорокинского интеллектуально-

го труда - устремленности к построению интегративнсй

социокультурной системы. Действительно цельная в сво-

их мировоззренческих основаниях она обнаруживает лишь

тенденцию к интеграции социально-гуманитарного зна-

ния, которая блокируется односторонностью его демиур-

гической "идеи", ограничивает эвристический потенциал

системно-динамической методологии и обусловливает

скорее феноменологический, чем эссенциальный, сущно-

стный характер концепции в целом, большую ясность

относительно того, что происходит, чем почему, как и

какова направленность социальной динамики.

Возможно поэтому Сорокин, неизменно веруя в непог-

решимость своих взглядов, парадоксальным образом

обнаружил прогрессирующее "потепление" отношения к

марксизму в течение всего "гарвардского" периода. Он

уже не квалифицировал его среди "вульгаризированных

и примитивных" социологических теорий и вначале под-

черкнул его выводы наряду с Контом, Спенсером и

Гегелем как "весьма резонные", "обобщающие", воздал

ему "должное", наконец, отметил, что социальное зна-

ние оказалось "под огромным воздействием марксистс-

кой социологии" . Но теперь Сорокин утверждает,

что, хотя марксизм стал "святыней коммунистической

революции в России", его "отец" не повинен "в том, что

стал объектом религиозно-политического идолопоклонства".

В "Социальной и культурной динамике" (1957) содер-

жится признание методологической плодотворности теоре-

тического освоения "структурно-функциональной интегра-

ции" социума. Как справедливо отмечает Ю. В. Яковец,

"здесь прежде всего имеется в виду К. Маркс и его

учение о "базисе" и "надстройке" (Комментарий к "Со-

циальной и культурной динамике". Главы из книги. М..

1999, с. 22). В этом пункте Сорокин увидел в Марксе

предтечу интегративного направления в постижении со-

циума. Но он до конца отказывался признать, что его

структуру и динамику можно интерпретировать в контек-

сте иного смысла.

Наконец, в финале своего творческого пути Сорокин лучше видел обратную тенденцию - движение к собственной парадигме в... советской социологии. Вопреки царящему в ней "диаматовскому раю" (Солженицын) он обнаружил в ней "целый ряд направлений "интегральной" и "идеалистической" социально-политической мысли".  Такое признание заслуживает внимания, хотя его "расшифровка" затруднена обычной для Сорокина манерой не ссылаться на первоисточники, давшие основания для такого радикального вывода. Вероятно имеются в виду реальные сдвиги советской социально-философской мысли в таких областях, как антропология, глобалистика, всеобщая история, аксиология, культурология, этика, эстетика, семиотика и др. Было бы благодарной задачей специально проследить корреляцию между постепенным и "из-под глыб" официальной идеологии возвратом советской философии к аутентичному, не искаженному марксизму и "потеплением" Сорокина к его последователям. Но независимо от этого ясно. что "топор вой-

ны" с  марксизмом "поздний" Сорокин зарыл.

Многое, очень многое сближает нас с российско-американским мыслителем. Мы, вышедшие из шинели закрытого общества, отчасти повинны в том. что наши идеи формировались в режиме не прямого диалога, а так называемой критики буржуазной философии, не всегда что греха таить – доброжелательной.

Абстрагируясь от перипетий изначального и в принципе непреходящего отчуждения Сорокина от Маркса, его гамбургский счет последнему сводится к следующим

положениям.

• Маркс поставил, но не решил проблему "системосозядания", априорной и законченной социологической доктрины.

• Марксовский детерминизм имеет односторонне экономический характер и не способен адекватно "схватить" гуманистическую природу человека.

• Формационная методология марксистского анализа социума "работает" в структурно-функциональном измерении, но не способна выявить смыслообразующее ядро социальных систем и циклов их эволюции.

• Марксистская концепция общественного прогресса, особенно в его революционной ипостаси, это абсолютизация маргинальных состояний общества и отрицание

эволюционного прогресса.

• Марксизм - разновидность эсхатологии, наукообразного пророчества конечной цели - "коммунистического рая".

Развернутая реконструкция аутентичного марксизма по этим ключевым вопросам была бы небесполезной как для тех, кто поспешил отречься от его "краткого курса", так и для тех, кто не спешит освоить его в свободном от деформаций виде. Однако императивное "краткость - сестра редакции" вынуждает ограничиться тезисами о Марксе. Их структура изоморфна сорокинскому вердикту.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

П.Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером. 

Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе, несмотря на свою неоднозначность.


Страницы: 1, 2