Реферат: Социально-экономические последствия безработицы и пути их преодоления
1.Трудоустройство непосредственно на
предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание
подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);
2.Организация общественных работ
(благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на
овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);
3. Поощрение частного предпринимательства и
стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества,
кооперативы, фермерские хозяйства);
4. Переподготовка и профессиональная
подготовка по дефицитным специальностям и профессиям
5. Использование гибких форм занятости (
надомный труд, неполный рабочий день, неделя);
6. Широкая информация населения о возможности
трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.
Глава II. Проблемы безработицы в России
2.1
Экономические реформы и рынок труда
Важнейшей компонентой рыночной экономики выступает
рынок труда. Развитый рынок труда позволяет наиболее полно и эффективно
использовать вещественный, научный и человеческий потенциал страны,
преодолевать сложившиеся деформации в сфере занятости, регулировать проблемы
безработицы.
Рынок труда в России в настоящее время характеризуется
следующими явлениями:
-
быстрым сокращением численности
экономически активного населения;
-
сдвигами в структуре занятости –
ее перераспределением в сферу услуг, где работает более половины занятых, и
частный сектор – 37% занятых. Вне госсектора работает 63% занятых;
-
высокой концентрацией занятости на
крупных и средних предприятиях (67% всех занятых);
-
высокой трудовой мобильностью
работающих (отношение суммы выбытий и приемов на работу к среднегодовой
численности занятых превышает 30%. Но при этом миграция по трудовым мотивам
низкая – 20% всех мигрантов);
-
несоответствием роста и
дифференциации реальной начисленной заработной платы росту и дифференциации
производительности труда;
-
преобладанием латентных процессов
над открытыми (неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска, вынужденные
переводы на режимы неполного рабочего времени, задержки с выплатой заработной
платы, неформальная занятость за счет основного времени);
-
активизацией высвобождений в связи
с сокращением численности работников (до сих пор менее 10% среди причин
безработицы);
-
увеличением средней
продолжительности безработицы.1
Безработица определяется соотношением двух основных
сторон рынка труда: спроса на рабочую силу и ее предложения.
Предложение рабочей силы, а следовательно, уровень и
структура безработицы, зависят прежде всего от воспроизводства населения,
рождаемости, смертности, миграции (определяющих численность населения в
трудоспособном возрасте в стране и регионах), а также от численности различных
демографических групп (женщин, молодежи, пожилых людей в населении трудоспособного
возраста).
Предложение рабочей силы определяется также социально
– экономическими и психологическими факторами: заработной платой и уровнем
доходов, отношениями распределения, потребностью в труде как средстве
самовыражения, уровнем образования и специальной подготовки, социальной
политикой, т.е. условиями, которые вынуждают потенциальную рабочую силу искать
место на рынке труда.
Особенно в сложном положении в переходных условиях
оказались такие демографические группы, как женщины, молодежь, многодетные
родители или родители-одиночки. Сложившийся уровень занятости женщин (всех
женщин, а также особенно многодетных и глав неполных семей) и молодежи в
производстве в нашей стране традиционно высок, что определяется низким уровнем
жизни населения, идеологическими факторами (особенно в отношении занятости
женщин), недостатками социальной политики. В настоящее время высокая
потребность в труде этих групп населения поддерживается невозможностью
существования семьи на доходы ее главы, что ведет к мультипликации спроса на
труд, поскольку один человек претендует на несколько рабочих мест при высокой
потребности в них всех групп населения.
При анализе ситуации на рынке труда и перспектив ее
изменения, при выработке приоритетов и мер государственной поддержки
безработных необходимо учитывать и потенциальные возможности домохозяйств, и
возрастающую посредническую роль семьи, членами которой являются безработные.
Государственная поддержка безработных призвана
сократить срок безработицы и поддержать уровень жизни безработного. В обоих
направлениях этой политики необходимо учитывать роль семьи (домохозяйства).
Так, рост числа детей в семье обостряет для ее членов проблему безработицы,
поскольку при относительно низком уровне жизни многодетных семей безработица
одного из кормильцев ставит членов семьи на грань выживания. В то же время
высокая безработица среди женщин не всегда серьезно обостряет проблемы членов
семьи, если муж имеет возможность содержать семью (перераспределение занятости
на уровне семьи).1
2.2 Особенности безработицы в России
Сегодня Россия переживает спад производства. Объемы производства
сокращаются в результате структурных изменений. Казалось бы, спад производства
должен сопровождаться ростом зарегистрированной безработицы и адекватным
перераспределением рабочей силы по отраслям.
Однако ожидаемые процессы не происходят. Предприятия, находящиеся в
кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить свой коллектив.
Практикуется система длительных административных отпусков и использование
частичной занятости. Фактически сформировалась скрытая безработица. Масштабы ее
возрастают по мере свертывания производства.
Следует иметь в виду, что квалифицированные работники с таких предприятий
уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных
коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую
общество за них платит. А она говорит о себе сразу же, ибо первые шаги перехода
к рынку значительно снизили уровень потребления населения. Продвижение в
направлении реформ ставит и другую проблему сопоставления: во что обходится
поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица по
сравнению с финансированием содержания безработных, их переобучения и
содействия в трудоустройстве.
По данным Росстатагентства, общая численность безработных в 1992-1999гг.
возросла почти втрое, составив в августе 1999г. 9,1 млн. чел. Уровень
безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, увеличился за тот же период с 5,2
до 12,4%. Таким образом, сегодня можно констатировать, что Россия перешла в
категорию стран с высокой безработицей.
Обострение проблемы безработицы выражается в: усилении ее региональной
дифференциации; углублении очаговой безработицы; увеличении продолжительности
безработицы; расширении масштабов скрытой безработицы и снижение эффективности
системы государственной помощи безработным.
Однако, некоторое оживление российской экономики привело в тому, что в
1999г. впервые за последние 9 лет отмечается рост численности занятых. Она
увеличилась на 1,8 млн. чел. и составила 65,1 млн. чел. (в 1998г. численность
занятых уменьшилась на 1,1 млн. чел.). Началось постепенное сокращение общей
численности безработных. Она уменьшилась в течение года до 8,7 млн. чел.
Численность официально зарегистрированных безработных совратилась за этот
период на 34,5% и составила к концу года 1,26 млн. (1,7% экономически активного
населения).
Таблица 1.
Уровень
безработицы по экономическим регионам РФ (апрель 2000г.).
Северный |
более 3,5% |
Восточно-Сибирский |
от 2,5 до 3,5% |
Дальневосточный |
от 2,5 до 3,5% |
Волго-Вятский |
от 2 до 2,5% |
остальные |
менее 2% |
Коэффициент напряженности на рынке труда снизился с начала года с 6,6
до 2,5 чел.
Как и в 1998г., в наиболее кризисной ситуации на регулируемом рынке
труда находилось 15 регионов России, где уровень официальной безработицы
превысил средне российский в 2 и более раза.1
2.3
Основные демографические группы безработных в регионах России
Степень напряженности ситуации на рынке труда можно
охарактеризовать соотношением спроса и предложения рабочих мест со стороны
предприятий. В качестве показателя предложения рабочих мест используется
заявленная
предприятиями потребность в рабочей силе. Показателем
спроса на рабочие места является численность безработных.
Если сгруппировать регионы России по показателю соотношения
числа безработных к числу вакансий, то в конце 1992 г., когда безработица стала
заметным явлением (численность безработных составила около 600 тыс. человек,
ищущих работу – чуть более 920 тыс. человек), картина была следующей.
Первую группу, где число вакансий превышало предложение
рабочей силы, составили Москва, Читинская область и Карачаево-Черкесская
Республика.
Вторую группу (предложение превышало число вакансий до
2 раз) образовали Калужская, Тульская, Тюменская, Рязанская, Липецкая,
Волгоградская, Оренбургская области; Хабаровский край; республики – Саха
(Якутия) и Башкортостан.
Третью группу, где предложение рабочей силы превышало
число вакансий в 2–4 раза, сформировали республики – Коми,
Кабардино-Балкарская, Хакасия, Бурятия, Тыва; области – Московская, Орловская,
Рязанская, Смоленская, Курская, Ульяновская, Волгоградская, Ростовская,
Курганская, Пермская, Кемеровская, Омская, Томская, Иркутская, Амурская, Магаданская;
а также края – Краснодарский, Ставропольский, Красноярский, Приморский.
В четвертую группу, где напряженность на рынке труда
составляла от 4 до 10 раз, вошли Мурманская, Новгородская, Брянская,
Владимирская, Астраханская, Саратовская, Пензенская, Самарская, Свердловская,
Челябинская, Камчатская, Калининградская области; Санкт-Петербург; республики
– Калмыкия, Татарстан, Адыгея, Алтай.
Пятую группу с особо напряженной ситуацией на рынке
труда (предложение рабочей силы в 10-20 раз превышало спрос) составили
Ленинградская, Тамбовская, Архангельская, Ивановская, Ярославская, Сахалинская
области; республики – Карелия, Марий Эл, Мордовия, Дагестан, Северная Осетия –
Ала-ния, Удмуртия; а также – Алтайский край.
По сравнению с концом 1992 г. степень напряженности на
рынке труда на конец 1997 г. возросла. В среднем, по данным Минтруда и
социального развития, она составила 5,5 (в середине 1998 г. этот показатель
достиг 5, затем он стал снижаться и осенью 1999 г. составил 2,9).
Проанализируем безработицу среди основных демографических
групп населения – женщин и молодежи.
На 1 января 1993 г. в стране насчитывалось 417 тыс.
безработных женщин, или 72,3% всех безработных. Из них 5% – женщины в возрасте
до 18 лет, 14% – 18-22 года, 20% – 22-30 лет и около 8% – женщины
предпенсионного возраста. Молодежь в возрасте до 30 лет составила в это время
38,2% всех безработных.
В конце 1997 г.,
по данным Минтруда и социального развития, в нашей стране
насчитывалось 2,37 млн. зарегистрированных безработных, или 2,7% экономически
активного населения (осенью 1999 г. соответственно 1,9 млн. человек, или 2,5%.
Общая безработица, рассчитанная по методологии МОТ, составила 9,1 млн. или 12%
экономически активного населения). Из них молодежи (16-29 лет) было 32,9%.
Безработных лиц предпенсионного возраста было 9,0%, безработных, имеющих
детей, – 48,2%, многодетных (имеющих 3 и более детей) – 4,2%, одиноких
родителей, воспитывающих детей, – 4,1 % от всех безработных.[2]
Женщины составляли 69,0% от всех безработных, в то
время как молодые женщины – 70,6% от всех молодых безработных. Таким образом,
женщины в большей степени были представлены как среди всех безработных, так и
среди молодых безработных. Женщины предпенсионного возраста составляли 40,1 %
от всех безработных этого возраста, имеющие детей – 64,8% от всех безработных с
детьми, многодетные – 74,5% от всех многодетных безработных, одинокие
родители-женщины – 66,5% от всех безработных одиноких родителей. Таким образом,
среди безработных предпенсионного возраста женщин было относительно меньше, –
в большей степени безработные были представлены молодыми женщинами, женщинами
с детьми, многодетными и одинокими родителями.
Графически безработица демографических групп населения
в общей численности безработных в соответствии с типологией регионов России по
степени напряженности на рынке труда в 1992 и 1997 гг. представлена рисунками 2
и 3.
Рисунок 2
Доля
демографических групп безработных (в %) в общей численности
безработных
по типам регионов России, 1992 г.
Расчет коэффициентов корреляции между долей женщин,
молодежи, лиц предпенсионного возраста среди безработных и долями соответствующих
групп населения трудоспособного возраста в регионах, а также между долями
соответствующих демографических групп населения и степенью напряженности на
рынке труда в конце 1992 г показывал весьма слабую связь между ними (коэффициенты
корреляции находились в пределах от 0,01 до 0,2).
Типология регионов России по степени напряженности на
рынке труда в общем и до сих пор не была непосредственно связана с социально –
демографической структурой безработных. Это подтверждается расчетом коэффициентов
корреляции между степенью напряженности на рынке труда в регионах и долей
соответствующей социально-демографической группы в общей численности
безработных региона и на конец 1997 г. Коэффициенты корреляции находились в
большинстве своем на уровне 0,01-0,02 (кроме доли безработных женщин в возрасте
18-24 лет среди безработных этого возраста – коэффициент корреляции этого
показателя со степенью напряженности на рынке труда составил 0,4).
Рисунок 3
Доля
демографических групп безработных (в %) в их общей
численности
по типам регионов России, 1997г.
В общем наблюдается некоторое снижение доли безработных
женщин с ростом напряженности на рынке труда: с 1992 г. в России доля
безработных женщин в целом несколько снизилась – с 72,3 до 69%. Это подтверждает
вывод о том, что при низкой напряженности на ранних стадиях безработицы увольнения
начинаются с женщин. При высокой напряженности на рынке труда безработице
подвержены как мужчины, так и женщины, при некотором превышении доли последних
среди всех безработных.
С конца 1992 г. до конца 1997 г., т.е. за 4 года
коэффициент эластичности роста безработицы среди женщин (отношение темпов
прироста безработицы женщин к темпам прироста всей безработицы) составил 0,84,
молодежи – 0,74 и лиц предпенсионного возраста около – 1. Это значит, что
безработица среди женщин и молодежи росла относительно медленнее, а безработица
среди лиц предпенсионного возраста – примерно так же, как и безработица всего
населения.1
2.4
Проблема безработицы в Челябинской области
Состояние рынка
труда Челябинской области в решающей степени определяется положением дел в
экономике региона. В 1999 г. отчетливо проявилась тенденция к оживлению
промышленного производства, объем которого по сравнению с 1998 г. увеличился
на 14%. В результате снизился уровень вынужденной неполной занятости и
уменьшилось высвобождение рабочей силы. Потребность в работниках, заявленная
предприятиями в службу занятости, выросла с 2851 до 5498 человек, т.е. почти в
два раза, что привело к уменьшению числа незанятых граждан, претендующих на
одну вакансию, с 13,4 до 4,5 человека.
В качестве
негативных моментов следует отметить увеличение средней продолжительности времени
поиска работы с 6,4 до 6,7 месяца, а также доли безработных, состоящих на учете
более года – с 9 до 12.5%.
Продолжился
процесс сокращения численности зарегистрированных безработных, темпы которого
существенно опережали рост объемов производства на предприятиях области.
Уровень регистрируемой безработицы по сравнению с 1998 г. снизился в два раза
и составил 1,1% экономически активного населения региона. Вместе с тем в ряде
городов и районов уровень безработицы в несколько раз превышает средний
показатель. Так в Катав-Ивановске он составил 6,2%, Еманжелинске – 6,3,
Карабаше – 8,9, в Кусинском и Нязепетровском районах – 5 и 12,6%
соответственно. Здесь значительно выше среднеобластного и коэффициент
напряженности на рынке труда. Например, в Нязепетровском районе на одну
вакансию приходилось 167 незанятых граждан, в Карабаше – 32,6, в Еманжелинске –
23,8 человек. Причины такого положения кроются прежде всего в моноотраслевой
специализации городов (Карабаш – цветная металлургия. Еманжелинск – добыча
угля и т.д.), низкой мобильности экономически активного населения,
обусловленной непрерывно растущими транспортными тарифами, отсутствием рынка
жилья. Очаги хронической безработицы достаточно устойчивы, и попытки снизить ее
уровень без вмешательства извне (перераспределения капиталовложений на
региональном уровне в пользу этих городов и районов, ликвидации сложившейся
моноотраслевой специализации, создания существенных льгот в сфере
налогообложения для привлечения инвестиций) в значительной степени бесперспективны.
Контингент
безработных пополняется по-прежнему в основном за счет увольняющихся по собственному
желанию – 42,4%; работников, высвобожденных с предприятий, – 25,5; выпускников
учебных заведений – 8,4%.
Ощутимо
увеличился дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Так, доля
женщин в составе безработных за прошлый год выросла с 66 до 71%, удельный вес
"женских" вакансий в структуре заявок работодателей существенно
меньше. Кроме того, спрос не адекватен предложению и по качественным
параметрам, среди безработных служащих женщины составляли 74%, в то время как
86% вакансий были рассчитаны на рабочих. Как следствие, средняя
продолжительность поиска работы у женщин (7,4 месяца) превысила этот
показатель у мужчин (5,7 месяцев). В составе безработных увеличился удельный
вес лиц с высшим и средним специальным образованием – с 36 до 38,4%. Объясняется
это качеством вакансий, заявленных предприятиями в службу занятости,
большинство которых предназначены для лиц, имеющих низкую квалификацию и
невысокий образовательный уровень. Особенно велик удельный вес безработных с
высшим образованием в Челябинске – 23,1% и Магнитогорске – 17,7% (при
среднеобластном показателе 10,5%). Удельный вес безработных с начальным
профессиональным образованием практически не изменился – около 30%; доля
безработных с законченным средним образованием и не имеющих его снизилась на
2,6% и составила 38,7%.1
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|