рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социальная помощь личности рефераты

Вообще говоря, кризис среднего возраста неоднотипен, его различные проявления свойственны конкретным возрастным промежуткам периода «зрелости». Так, в возрасте 30-35 лет клиент обычно сталкивается с проблемой «упущенных надежд» молодости, разочарованием в семейной жизни, жилищными и бытовыми трудностями. По мере приближения к пожилому возрасту актуализируются проблемы нереализованности растраченного «впустую» потенциала, одиночества и ненужности во все более ускоряющемся темпе жизни, материальной обеспеченности в условиях приближающейся старости. Сказанное определяет и различие в методах социальной работы с такими людьми – будь то консультация, психологический тренинг, групповая работа, социально-экономическая помощь. [16]

Принимая во внимание ограниченный объем работы, рассмотрим проблемы среднего возраста на примере  социальной помощи женщинам (учитывая на фоне социально-гендерной типологии особенности возрастной периодизации).

Сложность, комплексность социальных проблем женщин, обусловленность их причин общей социально-психологической проблематикой общества определяют необходимость системного подхода к их разрешению, использования самых разнообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов.

Прежде всего, безусловно, необходимо гарантировать женщине возможность найти работу, которая позволила бы ей как обеспечить себя и (при необходимости) свою семью, так и реализовать свой личностный потенциал, включая его семейные и внесемейные составляющие. Согласно исследованиям, потребность женщин иметь работу вне дома обусловлена тремя группами мотивов:

·          необходимость второго заработка в семье,

·          работа – важнейшее средство «социальной страховки» как для женщины, так и для ее семьи,

·          работа – средство самоутверждения, саморазвития, способ получения признания, место, где можно получить удовольствие от интересного общения, отдых от однообразных домашних дел (это характерно для женщин в основном с высоким образовательным статусом).[17]

Для женщин единственным вариантом позитивного развития ситуации является необходимость быстрее изжить иллюзии о возможности чьего-то благодетельного вмешательства в их ситуацию, положение и благополучие их семей и строить свою жизнь, максимально используя принципы личностной независимости и свободы выбора.

Применительно к занятости это должно означать борьбу за достижение таких условий, когда способность к деторождению не будет дискриминирующим фактором на рынке труда. Женщине должно быть предоставлено право как сочетать материнские и трудовые обязанности (в том числе имея малолетних детей), так и всецело посвятить себя семье и детям, если такой выбор она считает наилучшим. Проницаемость границ между этими статусами, безболезненный переход от одного к другому должны обеспечиваться как законодательно, так и системой организационных мероприятий, облегчающих и обеспечивающих женщине адаптацию к изменившимся условиям рынка труда.

Независимость и свобода выбора должна обеспечиваться женщине и в семейных отношениях. Она должна сама выбирать наилучший вариант для себя и своей семьи: быть домохозяйкой, живущей на доходы мужа, или быть независимой в плане доходов, самой обеспечивать свою семью – данный выбор предусматривает изменение политики труда и занятости в стране таким образом, чтобы честный общественно полезный труд давал людям возможность получать доходы, достаточные для обеспечения жизни.

Женщина должна быть независимой и располагать свободой выбора в сфере сексуальных отношений. Это поможет уменьшить количество случаев семейного и сексуального насилия, оградить женщину от нежелаемых беременностей, внедрить основные положения планирования семьи в массовое сознание и, вследствие этого, возможно, устранить бесславное лидерство России среди всех стран по показателю количества ежегодно совершаемых абортов.[18]

В технологическом плане требуется внести серьезные изменения в систему воспитания и образования детей, что только отчасти входит в компетенцию социальной работы. Социальный работник может, во-первых, инициировать внимание к этой сфере на местном уровне путем обращения в органы принятия решений, средства массовой информации, создания объединений лиц, заинтересованных  в решении этих вопросов и имеющих возможность повлиять на органы социального управления. Во-вторых, он может осуществлять социально-терапевтическую и коррекционную работы с целью изменения неблагоприятной ситуации в конкретной семье.

Обеспечение максимальной (территориально-организационной и экономической) доступности услуг по контрацепции и прерыванию беременности, распространение достоверной информации о технологиях планирования семьи также способны оказать позитивное влияние на социальное самочувствие женщин. Организация здравоохранения и обеспечение здорового образа жизни относятся к тем видам социальной деятельности, которые осуществляются на всех трех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Медицинское просвещение, пропаганда валеологических знаний, навыков планирования семьи входят в обязанности специалиста по социальной работе, а разнообразные методики оздоровления используют центры социального обслуживания населения, основными клиентами которых являются женщины.[19]

Говоря о собственно гендерных направлениях социальной работы, можно выделить три этапа задач в области оказания помощи женщинам: спасение их жизни и здоровья, поддержание социального функционирования и социальное развитие. В конкретных индивидуальных и социальных условиях первоочередной является та или иная задача.

Для спасения жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом социальных услуг (психологическая и медицинская реабилитация, юридическое консультирование и правовая защита, содействование в подыскании другого места жительства и подходящей работы, иногда помощь в получении или восстановлении документов). Разумеется, оказание помощи в чрезвычайных обстоятельствах не разрешает социальные проблемы как таковые, однако способно иногда спасти жизнь женщины или ее детей. Острые экономические затруднения дают женщине право обращаться за адресной социальной или экстренной помощью, которая также является краткосрочной (в соответствии со своим концептуальным предназначением) разовой технологией.

Поддержание социального функционирования носит более долгосрочный характер, и потребность в нем определяется более сложной совокупностью причин. Соответственно и технологии, применяемые при этом, более разнообразны: все адекватные виды социально-психологической, социально-экономической, медицинской реабилитации и поддержки женщин в трудной жизненной ситуации. Важнейшим средством социальной и трудовой реабилитации следует считать переподготовку или переобучение женщин более нужным профессиям. Консультации или иная правовая помощь могут содействовать защите прав женщин в случае семейных конфликтов или имущественных споров, в любой ситуации, когда в силу либо несовершенства нормативной базы, либо особенностей своего социального статуса женщины находятся в уязвимом положении.

Социальное развитие может обеспечиваться информированием женщин, обучением их прогрессивным личностным умениям и социальным технологиям, включая технологии самозанятости и самообеспечения, малого бизнеса. Большое значение имеет поддержка групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты гражданских, социальных и иных прав различных страт женского населения.[20]

Разумеется, все эти три типа задач, как правило, выполняются социальными работниками совместно с сотрудниками различных сфер социального комплекса – правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т. п.

Наиболее распространенными их типами являются центры социального обслуживания населения, а также центры социальной помощи семье и детям. Типология и названия подобных центров, их функции могут варьировать в зависимости от местных условий. Кроме того, могут функционировать учреждения социальной помощи, созданные зарубежными организациями либо с их помощью, конфессиями, частными и общественными организациями. Характерно, что большинство клиентов практически любых социальных учреждений, ориентированных на оказание самых разнообразных услуг, - женщины. Важно, чтобы деятельность этих организаций не нарушала права женщин, помогать которым они призваны, была прозрачной для контроля в плане содержания и методов работы, а также информационно доступна клиентам.

Экстренная социальная помощь – это разовое единичное содействие индивиду или семье, испытывающим трудности, путем выдачи денег, продуктов или вещей. Адресная социальная помощь оказывается малообеспеченным слоям населения и также предусматривает выдачу денег, продуктов или вещей, но может предоставляться неоднократно, даже регулярно. Этот вид помощи могут получить различные категории населения, в первую очередь представители социально неблагополучных семей.

Защита от домашней жестокости в условиях нестационарного учреждения, как правило, предусматривает сочетание деятельности работников правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания: первые пресекают насилие, а вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам.

Эффективной технологией является создание терапевтических групп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которых наилучшим образом могут поддержать друг друга, достичь более высоких результатов под руководством специалиста в социальной работе в коррекции своей личности, защите своих социальных интересов.

Более высокий уровень работы – переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, т. е. объединений клиентов, существующих в течение более длительного времени, имеющий более обширный круг проблем, развивающих личность членов группы. Содействие социального работника в создании таких групп означает перевод его клиентов из разряда объектов воздействия в разряд субъектов, которые равноправно участвуют в решении собственных проблем.[21]

2.3. Социальная защита людей пожилого возраста и инвалидов

Система социального обслуживания пожилых людей охватывает, в частности, медицинскую гериатрическую помощь, как стационарную, так и поликлиническую; содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе; протезную помощь, обеспечение транспортными средствами; трудоустройство желающих продолжать пассивную трудовую деятельность и их профессиональное переобучение; организацию труда на специально созданных предприятиях, цехах; жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание; организацию досуга и т. д.                         Попечительство над пожилыми людьми -  одно из основных направлений в социальной работе в целом. Попечительство понимается как правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Его формы весьма разнообразны, однако основной формой социального попечительства над пожилыми людьми, неспособными в полной мере (или вообще) осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, является функционирование системы домов-интернатов.[22]

Следует отметить, что в настоящее время в дома-интернаты поступают  в основном люди, полностью утратившие способность передвигаться и требующие за собой постоянного ухода. Конечно же, пожилые люди хотят жить в своем доме, в привычной обстановке. Расширяющаяся помощь на дому  (это весьма разнообразные надомные услуги: доставка продуктов на дом, помощь в оформлении документов, в приобретении товаров первой необходимости и т. д.) позволяет им отодвигать сроки переселения в дома престарелых.                        

Более того, вопреки широко распространенному мнению, большинство пожилых не испытывают ограничений в привычной деятельности и не являются зависимыми; они живут в собственных домах или в домах своих родственников. Старость сама по себе не означает, что необходима специализированная помощь социального работника. Поэтому основная помощь пожилым оказывается в рамках первичной медико-санитарной помощи. Основные мероприятия при медико-социальной реабилитации пожилых направлены на максимально возможное сохранение жизнедеятельности пожилого человека в условиях семьи. В качестве ее форм можно назвать: специализированные центры со стационарными отделениями, специализированные отделения по уходу, реабилитационные учреждения. Важнейший принцип - профилактическая направленность.[23]

Среди лиц, проживающих в домах-интернатах, можно выделить три группы: 1) желающие-одиночки; 2) желающие, проживающие с семьями; 3) нежелающие, но вынужденные обращаться в дома-интернаты по разным причинам (материальным, климат в семье и т.д.).

В домах-интернатах общего типа (то есть для престарелых и инвалидов) проводится большая работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым для них условиям. Особенно она важна в первые дни пребывания в доме-интернате. В это время изучаются особенности вновь прибывших, их привычки, интересы, установки. Такая работа, как показывает практика, необходима для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций, в частности при расселении людей на постоянное жительство. Изучаются также потребности пожилых людей в трудовой занятости, их предпочтение в содержательном досуге и т.д. Особая задача социальной работы в этом плане - устранение отрицательных факторов, влияющих на проживание пожилых в доме-интернате, таких как: стрессы, малая информированность о внешнем мире, гиподинамия, скученность (при норме 7 кв. м. на человека часто в наличии 4 - 5 кв. м.). Этих целей можно достичь следующим образом: CМИ, беседы, читки, стенды; создание комфортной среды, сохранение одежды, взятой из дому. Нужно дать вновь поступившему психологическую установку на новый образ жизни, особенно важно как можно больше активизировать старых людей, выявлять среди них лидеров, которые могут помочь в деле. 

В домах-интернатах для престарелых и инвалидов предусмотрено медицинское обслуживание, осуществляется целый комплекс мероприятий реабилитационного характера: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга. Трудовая занятость реализуется в лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах.

Необходимо отметить, что пожилой человек, даже являясь клиентом социальной службы, - субъект, то есть лицо, принимающее решение. Поэтому право престарелых людей на полноценную жизнь реализуется, только если они сами принимают участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся. В этом плане стремление взять на себя ответственность за решение проблем пожилого человека – своеобразная форма эгоцентризма, недопустимая с профессиональной точки зрения.[24]

Важную роль в решении подобного рода задач в настоящее время играют группы самопомощи. Группы самопомощи – это небольшие, привязанные к определенному месту группы, члены которых, имея общие проблемы, помогают друг другу. Такие группы, как свидетельствует практика, состоят из 5-7 человек, живущих поблизости и имеющих периодические контакты. Возникают они иногда спонтанно, но чаще их организует один из наиболее активных будущих ее членов или (реже) социальный работник, оказывающий им бытовую помощь. Каждый участник такой группы не только принимает участие в ее деятельности, но и помогает другим участникам. Цель работы в такой группе – смягчение влияния негативных явлений, а не их полное преодоление (что невозможно), поддержка человека, а не формирование нового стиля жизни, постепенное научение позитивным жизненным навыкам, а не полным отрицание прошлых норм жизни.

Причины создания групп самопомощи:

·          самореализация и развитие личности,

·          кризисная ситуация или горе,

·          плохие социальные условия, состояние здоровья, инвалидность,

·          принадлежность к группе «изгоев», меньшинствам и др.

Социальные работники должны быть осведомлены о наличии подобных учреждений в своем регионе и поддерживать с ними связь, знакомясь с принципами их работы и направляя туда нуждающихся.

На разных этапах жизни человека может доминировать объективное или субъективное начало. Человек становится клиентом социальных служб, как правило, в ситуации доминирования объективного начала, то есть доминирования пассивности, неизменности, стабильности, одномерности существования и т. д. Становясь пенсионерами, стареющие люди лишаются значимого для них общения, поддержки, даже смысла жизни и нуждаются в помощи. Задача социального работника – приложить максимум усилий для стимулирования, актуализации субъективного начала в человеке. Необходимо оказывать таким людям помощь в освоении новых и актуализации старых социальных ролей – порой организуя группы самопомощи, клубы пожилых людей, издавая специализированные газеты, журналы и т. д.[25]

С этой точки зрения, клубная работа, получившая широкое распространение, - один из методов социально-психологической помощи стареющим людям. Клуб – своеобразное объединение людей, имеющих одинаковые социальное положение, политические или религиозные взгляды. Его задачей является удовлетворение разнообразных духовных потребностей его участников. Программа занятий в клубе для пожилых людей спланирована и приспособлена к их потребностям. Наиболее популярные формы занятий – просветительские лекции, встречи с интересными людьми, чтение книг и журналов, работа различных кружков.

В ряде клубов создается секция социальной помощи, задача которой – выявление причин бедственного положения отдельных членов клуба. Устанавливается опека над больными и одинокими, организуются консультации в специализированных учреждениях. Именно клубы пожилых людей могут стать эффективным средством возрождения групп самопомощи. Вовлечение пожилых людей в деятельность клуба, которая осуществляется под воздействием социального работника, может принести оздоровительный эффект, поскольку в процессе общения восстанавливаются навыки и интерес, создается определенная социальная среда, изменяются личностные установки, возникает более оптимистичное восприятие себя и других. Иначе говоря, в данном случае имеет место «эффект группы».[26]

С вопросом социальной помощи престарелым тесно связана проблема поддержки инвалидов, поскольку эти группы наиболее схожи в плане однотипности проблем сохранности физических возможностей и способности к самообслуживанию (одевание, соблюдение личной гигиены, приготовление и прием пищи, передвижение по квартире, лестнице, улице, покупки, посещение учреждений).

         Следует сказать, что инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травмы или дефектами. Сказанное предполагает, что в комплексе мероприятий по социальной заботе о трудоустройстве и быте человека с ограниченными возможностями значительное место отводится медико-социальному направлению.[27]

Особая роль при оказании помощи инвалидам отводится социальному работнику в учреждениях здравоохранения. В задачу медико-социального специалиста, обладающего знаниями психофизиологических особенностей инвалидов соответственно причине, приведшей человека к такому состоянию, входит определение степени возможности его участия в трудовой деятельности, помощи в адаптации к новым условиям, определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни.

При оказании медико-социальной помощи инвалидам социальный работник руководствуется  как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и пребывания пациента (в доме-интернате, в других учреждениях). Большое значение имеет заинтересованность самого инвалида в проведении социальных программ.


Заключение


Завершая работу, подведем некоторые итоги. Прежде всего, на основе актуального для социальной работы понятия личности мы проанализировали содержание основных этапов социализации. Отсюда появилась возможность построить адекватную задачам работы систему возрастной периодизации развития личности, которая стала основой для выделения основных возрастных периодов, наиболее ярко выражающих специфику необходимой им социальной помощи. Наиболее подробно были рассмотрены социальные проблемы детского, молодежного, среднего, зрелого и пожилого возрастов и пути их решения.

Далее. Поэтапное изучение деятельности учреждений, оказывающих социальную помощь личности, показало различия в конкретных методах этой помощи, обусловленные возрастом и степенью развития клиента социальной службы. Сказанное касается деятельности детских домов, центров реабилитации молодежи, домов-интернатов и т. д.

Так, социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой. Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников. Воспитание дошкольников решает задачи их социализации.

Система социальной защиты школьников органически включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование  социальной защищенности школьников, а также эффективная социализация.

Дальнейшее исследование показало, что наиболее адекватной технологией решения данных задач социальной работы с трудновоспитуемыми детьми и детьми, имеющими нервно-психические расстройства, в том числе невротиками можно считать аналитико-преобразующий метод – перевоспитывающая корректировка личности ребенка.

Что касается особенностей психического развития детей в детском доме, то критическим фактором, определяющим трудности их обучения и воспитания, выступает отсутствие положительного влияния семьи. Иногда педагоги и воспитатели детских домов пытаются построить свои отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель, непосредственно заменить детям мать или отца. Однако нельзя забывать, что связи воспитателей и воспитанников закрытых детских учреждений не должны имитировать семейных.  

Изучение социальных проблем молодежи показало, что она нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефона доверия» и далее – в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии – приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома.

Технологии, применяемые в социальной помощи женщинам (как наиболее незащищенной группе в рамках среднего возраста) включает все адекватные виды социально-психологической, социально-экономической, медицинской реабилитации и поддержки женщин в трудной жизненной ситуации. Например, консультации или иная правовая помощь могут содействовать защите прав женщин в случае семейных конфликтов или имущественных споров. Эффективной технологией является также создание терапевтических групп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которых наилучшим образом могут поддержать друг друга, достичь более высоких результатов под руководством специалиста в социальной работе в коррекции своей личности, защите своих социальных интересов.

Система социального обслуживания пожилых людей охватывает, в частности, медицинскую гериатрическую помощь, как стационарную, так и поликлиническую; содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе; трудоустройство желающих продолжать пассивную трудовую деятельность.

Важно отметить, что основные мероприятия при медико-социальной реабилитации пожилых направлены на максимально возможное сохранение жизнедеятельности пожилого человека в условиях семьи.  Этому, в частности, способствует создание групп самопомощи – небольших, привязанных к определенному месту групп, члены которых, имея общие проблемы, помогают друг другу.

Наконец, особая роль при оказании помощи инвалидам (наиболее близкой к престарелым по характеру присущих им социальных проблем группе) отводится социальному работнику в учреждениях здравоохранения. В задачу медико-социального специалиста, обладающего знаниями психофизиологических особенностей инвалидов соответственно причине, приведшей человека к такому состоянию, входит определение степени возможности его участия в трудовой деятельности, помощи в адаптации к новым условиям, определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни.

 

Список использованной литературы

1.   Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1994.

2.   Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

3.   Бабкин Н.И. Хрестоматия и комментарий по социальной педагогике. – М., 1999.

4.   Вакулина О.С. Семейное консультирование и семейная терапия в рамках социальной работы с семьей // Российский журнал социальной работы. – 1998. - №2/8.

5.   Кузнецова В.А. О практике и перспективах социальной помощи престарелым и инвалидам // Социальная работа. – 1992. – Вып. 1.

6.   Куган Б.А. и др. Социально-психологческие требования к воспитанникам и воспитателям детских домов. – Курган, 1997.

7.   Настольная книга специалиста: Социальная работа с пожилыми людьми / Отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: Ин-т соц. Работы, 1995.

8.   Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д.  Павленок. – 2-е изд., испр. и доп.  – М.: ИНФРА-М, 2001. – 395с.

9.   Обухова. Л.Д. Возрастная психология. Учебник;

    Изд. «Роспедагенство». - М., 1996

10.      Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480с.

11.      Павленок П.Д. Девиантное поведение: сущность, содержание, виды и меры по преодолению // Российский журнал социальной работы: 1998. - №2/8.

12.      Петровский В.А. и др. Построение развивающейся среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.

13.      Ржаницына Л. Работающие женщины в России в конце 90-х // Вопросы экономики. – 2000. - №3.

14.      Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

15.      Самарина О. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России // Вопросы экономики. – 2000. - №3.

16.      Социальные службы для подростков и молодежи. – М., 1993.

17.      Социальная работа / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. – Ростов н / Д.: Феникс, 1999.

18.      Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. Обзорная информация. – М., 1994. Вып. 1.

19.      Семейный детский дом: Реальность, проблемы и перспективы в современной России. – М.,1995.

20.      Социальная психология: Учебник для вузов / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003.

21.      Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях. М., 1996.

22.      Теория и методика социальной работы / под ред. П.Д. Павленка. – М.: ГАБСУ, 1993. – Вып. 1.

23.       Теория и методика социальной работы / Под ред. акад. В.И. Жукова. – М.: Союз, 1994.

24.      Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.:ИНФРА-М, 2002. – 400с.

25.      Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. – М., 1999.

26.      Янкова З.А. Создание групп взаимопомощи – важнейшее направление социальной работы / Социальная работа с семьей. - М., 1995.


[1] Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990. С. 121.

[2] Социальная психология: Учебник для вузов/Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 167.

[3] См.: там же, с. 192-205.

[4] Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.:ИНФРА-М, 2002. – 400с.

[5] Обухова. Л.Д. Возрастная психология. Учебник;    Изд. «Роспедагенство». - М., 1996. С. 39-45.

 

[6] Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987. С. 52.

[7] Павленок П.Д. Девиантное поведение: сущность, содержание, виды и меры по преодолению // Российский журнал социальной работы: 1998. - №2/8.

[8] Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. С 87-88.

[9] См.: Теория и методика социальной работы / Под ред. акад. В.И. Жукова. – М.: Союз, 1994.

[10] Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях. М., 1996. С. 93.

[11] Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987. С. 57.

[12] См.: Семейный детский дом: Реальность, проблемы и перспективы в современной России. – М.,1995.

[13] Куган Б.А. и др. Социально-психологческие требования к воспитанникам и воспитателям детских домов. – Курган, 1997.

[14] Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д.  Павленок. – 2-е изд., испр. и доп.  – М.: ИНФРА-М, 2001. С. 95.

[15] Социальные службы для подростков и молодежи. – М., 1993. С. 25-27.

[16] Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. С.82.

[17] Ржаницына Л. Работающие женщины в России в конце 90-х // Вопросы экономики. – 2000. - №3.

[18] Вакулина О.С. Семейное консультирование и семейная терапия в рамках социальной работы с семьей // Российский журнал социальной работы. – 1998. - №2/8. С. 14.

[19] Самарина О. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России // Вопросы экономики.- 2000. - №3.

[20] Теория и методика социальной работы / под ред. П.Д. Павленка. – М.: ГАБСУ, 1993. – Вып. 1.

[21] См.: Янкова З.А. Создание групп взаимопомощи – важнейшее направление социальной работы / Социальная работа с семьей. - М., 1995.

[22] Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. – М., 1999. С. 96.

[23] Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. Обзорная информация. – М., 1994. Вып. 1. С. 54.

[24] Настольная книга специалиста: Социальная работа с пожилыми людьми / Отв. ред. Е.И. Холостова. –М.: Ин-т соц. Работы, 1995. С.34.

[25] Там же. С. 49-51.

[26] Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д.  Павленок. – 2-е изд., испр. и доп.  – М.: ИНФРА-М, 2001. С. 95.

[27] См.: Кузнецова В.А. О практике и перспективах социальной помощи престарелым и инвалидам // Социальная работа. – 1992. – Вып. 1.


Страницы: 1, 2, 3