Реферат: Русская и советская социология
Реферат: Русская и советская социология
Контрольная работа
По социологии
Тема:
«Русская и советская социология»
План:
1.Основные направления российской социологической мысли
и социологи России конца XIX-начала ХХ века.
2. Советская социология 20-30
г.
3. Возрождение и парадоксы
советской социологии (50-80 г.)
Литература:
1.Социология ,Учебное
пособие.
2.Основы социологии.Курс
лекций.
3.Кукушкина Е.И.Русская
социология XIX-начала ХХ века.-М.1993г.
I. Российскую
социологию необходимо рассматривать как ответ на потребности социальной
жизни.Речь идет о применении методологии ,рассматривающий результа мыслительной
деятельности.,как активный элемент общественной среды..Данный подход особенно
важен для анализа российской социологическрй мысли в силу ее постоянной
вовлеченности в общественную практику,в основном в оппозиционно-критической
фнкции.
Как и в мировой
социологии ,здесь действовала закономерность движения социальной мысли от
социальной философии через социальную теорию к теории собственно
социалогической.Российская мысль формируется первоначально как философия
истории,особенно в первой половине XIX в..К середине
столетия на передний план выдвигаются социальные теории,где переплетаются
элементы социально-философские и социологические.И только в начале ХХ века появляется
уже чисто социалогические теории .Но и в последнем случае мы видим постоянное
взаимодействие социальной философии и социологии.
Понимание
особенностей развития социологии России,ее неповторимости требует также учета
своеобразия русского национального характера,его духовных ориентаций , «духа
народа».Мыслители традиционно подчеркивали внутреннюю противоречивость руского
национального характера,существование в нем взаимоисключающих начал,слабость
формы и чувства срединности,стремление к крацностям ,культурный нигилизм.Это
сочеталось с серьезным влиянием географического фактора и геополитического
положения страны как важных условий утверждения деспотической формы
правления.Историческое своеобразие привело к ситуации неактуализированности сил
русского народа,социальной необустроенности общества.В то же время в обществе
ощущалось наличие некоего особого «задания» России,что и вылилось в концепцию
мессианской «русской идеи».
Важнейшей и
исходной особенностью российской социальной мысли явился органический подход к
обществу.Органический подход заключался в стремлении представить мир как некое
иерархическое целое,где общество и человек хотя и своеобразные,но только
элементы.Столь большое внимание исследователи уделяли русской общине
,усматривая в ней органическое начало,опора на которое позволит реализовать
самобытный русский путь социальной эволюции.
Особое значение
приобрели проблемы объекта эволюции,совмещая эволюции со структурным единством
системы и ее стремлением к функциональному равновесию и др. Одновременно
нарастал протест против плоского эволюционизма,начиная от самых ранних форм в
теории культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского (1822-1885) и вплоть до
снятия вопроса о социальной эволюции как научной проблеме у П.А.Сорокина.
Внимание к
проблеме эволюции свидетельствует о такой важной черте социальной мысли России
,как ее прагматическая напрвленность, «служебное отношение к истине»
Ради спасения общества.В этом проявляется если не в
явной ,то в скрытой форме религиозный характер руского социального мышления.Не
случайно поэтому в русской культуре столь сильна тенденция к
тоталитарности,целостности мышления и действия. Этим определялось и своебразие
гносеологических посылок российской мысли.
В итоге сложились две противоположные
тенденции социальной мысли-утопизм и реализм.Утопическая линия характери
Зовалась одномернотью социального мышления,исходила из
представления об обществе как механическом агрегате и принципа социального конструктивизма.
Реалистическая же линия утверждала многофакторный подход,понимание общества как
сложного динамического равновесия ,обосновывала необходимость соразмерной
эволюции субъекта и социальных форм. Именно реалистическая линия оказалась
созвучной действительно научной социологии.
Вторая половина XIXв.-время стремительного перехода России на рельсы
новой ,индустриальной цивилизации.
Становление и эволюция социологов в России сопровождались непрерывными
дискуссиями о ее предметной области.В контексте эволюции понимания предмета
социологической науки достаточно четко просматриваются три исторических этапа
развития российской социологии.
1 этап- 1860-1890 г. г. XIXв.Социология в России возникает в лоне позитивистской
доктрины.В 1859 г. выходят в свет две работы П.Л.Лаврова
(1823-1900)(«Механическая теория мира» и «Очерки теории личности») ,написанные
в позитивистском духе..В 1865 г. появились статьи о Конте и его философии в
«Современнике», «Русском слове», «Отечественных записках»(статьи В.В.Лесевича,
Д.И.Писарева,П.Л.Лаврова.
На
рубеже 60-70 годов появляются первые собственно социологические работы
П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского (1842-1904),написанные в русле методологии
позитивизма..С этого времени, по словам Н.И. Кареева (1850-1931) и началась в
России по-настоящему социологическая литература.
В позитивизме русских социологов
привлекало стремление к научному методу,синтезу знаний ,к созданию науки об
обществе, он рассматривался как логика современной науки.
Складывался ряд школ и направлений социологических исследований
:натуралистическая социология в различных формах
(Н.Я.
Данилевский ,А.И.Стронин (1826-1889),Л.И.Мечников(1838-1888),психологическое
направление(П.Л,Лавров,Н.К.Михайловский ,Н.К.Кареев,Е.В. Де Роберти (1843-1915)
и др.,),школа М.М.Ковалевского (1851-1916).Заявляет о себе экономический
материализм (Г.В.Плеханов (1856-1918)).
2 этап-1890-1900 г.г.Утверждается
позиция ,что социология есть одна из многих социологических наук ,имеет
собственный предмет исследований и своеобразные задачи.В таком
пониманиииСоциология все более положительно принимается в научных и
общественных кругах,проникает а академическую среду.
Для данного этапа характерна острая
критика позитивистской методологии.Ведущей социологической школой становится
неокантианство (Б.А.Кистявский (1868-1920),А.П.Петражицкий
(1867-1931),П.И.Новгородцев (1866-1924)и др..).Предстватели старых школ (Н.И.Кареев,М.М.Ковалев-ский
и др.) во многом уточняют свои позиции.Утверждается экономический
материализм(или марксистская социология),причем в двух вариантах:
ортодоксальный марксизм (Г.В.Плеханов,В.И.Ульянов-Ленин(1870-1924)и
неортодоксальный «легальный марксизм»(П.Б.Струве(1870-1944),Н.А.Бердяев
(1874-1948),С.Н.Бумаков (1871-1944),М.И.Туган-Барановский(1865-1919)),
Весьма
близкий с точкой зрения методолгии к неокантианству.
В этот же период начинается эпизодическое преподавание социологии.Примечательно,что
русская социология ,особенно благодаря деятельности М.М,Ковалевского,выходит на
международную арену на равных,.Российские социологи активно учавствуют в работе
Международного института социологии,конгрессы которого собирались раз в три года.Три
русских социолога –П.Ф..Лилиенфельд,М,М.Ковалевский,,
П.А.Сорокин
избирались президентами института,что говорит о международном признании русской
социологии.В 1901 году М.М.Ковалевский и Е.В.Де Роберти создали в Париже
«Русскую школу общественных наук»,где обязательным предметом была
социология.Школа по праву была тогда оценена как первая модель русского
социологического факультета,причем не имеющая аналогов в мире. Однако по
требованию правительства России школа была закрыта.После длительной борьбы начала
решаться проблема институционализации российской социологии.В Петербурге в 1908
году был открыт частный Психоневрологический институт во главе с академиком
В.М.Бехтеревым с первой русской социологической кафедрой ,возглавленной
М.М.Ковалевским,Е.В.Де Роберти,позднее-П.А.Сорокиным и К.М.Тахтаревым
(1872-1925).Кафедра провела большую работу по организации обучения
социологии,подготовила четыре выпуска сборника «Новые идеи в социологии».
Начало ХХ века- 3 этап в
развитии русской социологии,насильственно прерванной в 1922 г..Это время
четкого предметного самоопределения социологии как общей теории социального
(П.А.Сорокин).Такая интерпретация предмета снамала две предыдущие трактовки.
Ведущей школой становится неопозитивизм
(П.А.Сорокин,К.М.Тахтареев).Одновременно оформляется своеобразная «Хритианская
социология» в русле религиозной философии (Н.А.Бердяев,С.Н.Булгаков,С.Л.Франк
(1877-1950)),во многом близкая к отмеченной трактовке предмета социологии,но не
приемлющая неопозитивизма и бихевиоризма.В рамках ордоксаного марксизма.,с
одной стороны,усиливается вульгаризация и политизация социальной теории
(в.и.Ульянов-Ленин),с другой –выделяется направление ,стремящее соединить
марксистские идеи современной наукой (А.А.Богданов(1873-1928)).
Нарастает процесс институционализации социологии: 1912-открыта социологическая
секция при историческом факультете Петербургского
университета,1916-утверждается русское социологическое общество
им.М.Ковалевского,1917-вводиться научная степень по социологии,образуются
кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах,1920-в
Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных
наук с социологическим отделением во главе с П.А. Сорокиным.
Однако,в стране после октябрьского переворота 1917г. утверждалась тоталитарная
диктатура ,не нуждавшая в социологической науке,тем более «буржуазной».С
«критикой» П.А.Сорокина выступил лидер нового режима В.И. Ленин.Итогом стала
высылка ведущих ученых-обществоведов за пределы страны и полный разгром русской
социологии как науки.
Изучение истории отечественной социологии показывает ,что в ее эволюции можно
выделить три фазы,совпадающие хронологически с описанными выше
историческими этапами:ситетическая,аналитическая ,анлитико-синтетическая.
Синтетическая :Характерная черта
исследований-оптимизм,утверждающий возможность глобального познания общества и
его законов на основе синтеза естественнонвучных и социальных
знаний.Господствующий тип исследований –позитивистские модели
общества,дополняемые в той или иной форме элементами натурализма.В
онтологическом плане общество трактовалось либо в духе холизма как
надындивидуальный организм (органицизм,географический или экономический
детерминизм),либо в духе монадологии ,исходящей из первичности индивидуального
субъекта (личности) и сочетания естественных социальных законов с моральной
санкцией,реальности и идеала(психологическое направление).
Широкое увлечение в России марксистскими идеями имело те же причины,что и
увлечение позитивизмом. В целом,по словам Н.А Бердяева,чтобы понять судьбу
марксизма на русской почве,причины возникновения из него ряда новых
течений,нужно видеть его изначальную двойственность.С одной стороны ,марксизм
выступает как доктрина социологического детерминизма,обосновывающая ведущую
роль экономики и социальных структур в обществе – в этом и есть социолгическая
значимость марксизма.С другой стороны,как и большиство ранних социологических
теорий ,марксизм попытался стать теорией не только сущего, но и должного ,в
этическом духе описать идеальное общество,где человек освобождается от пут
экономической детерминациии становится в полном смысле слова свободным.При этом
утверждается абсолютная возможность создания такого общества в реальности и
обосновываются пути его достидения.Эти две стороны марксизма вступили в
неразрешимое притиворечие.Попытки разрешить и определили эволюцию русского
марксизма.
В итоге выявились три течения:1.ортодоксаное по форме и
содержанию,обосновывающее в духе экономического детерминизма пути естественной
социальной эволюции России (Г.В.Плеханов); 2.ортодоксальное по форме,но
стремящееся к неортодоксальному содержанию посредством попыток логически
соединить теорию сущего и теорию должного (В.И.Ульянов-Ленин).Фактически же
произошло соединение экономического материализма с устаревшими тезисами русской
субъективной социологии,что привело при внешней научности к воссозданию
субъективизма в единстве с политическим тоталитаризмом,к дегуманизации
социальной теории;3.неортодоксаное,критическое направление,первоначально
пытавшееся соединить марксизм с иными методологическими принципами,а затем
полностью отошедшее от него и создавшее собственное социологическое видение
мира.(Н.А.Бердяев,С.Н.Булгаков).
Аналитическая :К концу XIX
века в российской социологии усиливается критика натуралистических и
позитивистских моделей,жесткого редукционизма,не позволяющих выявить специфику
социального.На передний план выходит антипозитивистская ориентация,лидером
которой становится неокантианство.Весьма близко к неокантианству начинается
обоснование социологических идей в рамках русской религиозной
философии.Выдвигается лозунг восстановления идеализма.В целом аналитическую
фазу можно назвать стадией теоретико-методологической критики.Господствующий
тип исследований-ценностные модели общества,социокультурный анализ
.Неокантианство рассматривает общество не как организм,а как организацию
духовно-нормативного типа,закономерности которой носят характер целевой
необходимости.Реализация последней зависит от основанного на определенных
ценностях выбора людей.Различного рода социальные структуры и институты есть
только типы поведения людей.В гносеологическом плане подчеркивалась
специфичность социального познания и наличие границ рационализации
социальности.Утверждаются принципы
индетерминизм,интроспеции,нормативизма.Основные проблемы:
индивид-норма-культура,реальное и едеальное в социуме,мотивация действия.
Аналитическо-синтетическая: Уже
на предыдущей фазе конкретные школы явно ощущали необходимость
взаимодополне-ния.Лидирующими являются две ориентации-неопозитивизм и
«христианская социология»,которые ,внешне не принимая друг друга,идут
фактически к одной цели.
В социальной онтологии проебладает тенденция к синтезу холизма и монадологии,к
описанию общества как целостного организма,элементы которого связаны
функционально.В социальной гносеологии утверждается стремление к
методологическому объективизму на основе умеренного эволюционизма,синтеза
реализма номинализма,мягкого редукционизма.Основная проблематика :теория
социального взаимодействия ,его факторы и способы объяснения.При этом в отличие
от предыдущих этапов проблема социально должного снимается как научная
проблема,таковой является только социально сущее.
За период с 60-х годов XIX века по 20-е годы ХХ века социология достигла высокой
степени зрелости,развитой культуры анализа ,сформировала необходимые
институты.Четко осознана не обходимость другими, а на основе принципа их
дополнительности.Формы реализации такой интеграции были обоснованы русскими
мыслителями уже в эмиграции(П.А.Сорокин,С.Л.Франк).Социология приобрела твердую
собственную основу для перехода в качественно новый этап.Важно иметь в виду,что
российская социология ни укого не ходила в ученицах и находилась в равноправном
диалоге с западной мыслью.
II.К началу 20-х годов немарксистская социология в
Советской России располагала значительной институциональной базой,и ее влияние
ощущалось на протяжении всех 20-х годов.Уже в первые годы Советской власти
социологи немарксисткой ориентации (П.А.Сорокин,Н.И.Кареев,В.М.Хвостов) издали
ряд монографий и учебных пособий.Важным событием стал выход в свет сочинения
П.А.Сорокина «Система социологии».Интенсивный процесс развития немарксистской
социологии был остановлен прямыми репрессиями.Осенью 1922 глда многие ведущие
професора-обществоведы были высланы во всех из страны.В конце 1922 года
закрываются кафедры общей социологии во всех центральных университетах,журналы
«Мысль», «Экономист», а к концу 1924 года-все оппозиционные журналы.
В принципиально иной ситуации оказалась после Октябрьской революции
марксистская социология.Уже в мае 1918 года ,готовя проект постановления
Совнаркома «О социалистической Академии общественных наук»,В.И.Ленин записал:
«Одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований»
[33.Т.27.С.368].С середины 20-х годов стали создаваться кафедры
марксизма-ленинизма во всех вузах страны.В конце первого послеоктябрьского
десятилетия прекратили деятельность Филосовское общество ,Большая академия
духовной культуры,Социологическое общество и другие независимые объединения
обществоведов.
Приобретая академическую респектабельность и государственную
поддержку,марксистская социология приспосабливалась к сложившемуся разделению
научного труда в обществознании.Именно в начале 20-х годов в марксистской
литературе прочно утвердился термин “социология”,стали появляться первые монографические
и учебные курсы.Это был период острых дискуссий по поводу социологического
наследия Маркса-Энгельса-Ленина,содержания основных теортических концепций
максизма и категорий исторического материализма.Многие социологи марксистской
ориентации отличались европейской образованностью,хорошим знанием трудов своих
западных коллег,научной терпимостью и недогматическим отношением к
социологическим идеям Маркса.Поэтому дискуссии часто носили творческий
характер.
В марксистской и немарксистской литературе 20-х годов широкое
распространение получили позитивистские и натуралистические трактовки
общественных явлений.Их теоретической базой стали различные направления
“поведенческой психологии”: “коллективная рефлексология” В.М.Бехтерева, “биолого-исторический
материализм”Н.А.Гредескула, “психологический
бихевиоризм”А.М.Боровского,К.Н.Корнилова и др.Поскулат единства законов природы
и общества был очень популярен.Открытое влияние позитивизма было подавлено к
началу 30-х годов,хотя в неявной форме его воздействие всегла присутствовало.
Особенно популярны в 20-е годы были различные варианты биологизации
общественных процессов,попытки соединить дарвинизм с марксизмом,идеи Фрейда и
Маркса.Биологизация общественных явлений часто сочеталась с
психофизиологизацией поведения человека (В.М.Бехтерев,А.Иванов-Смоленский и
др.).Сторонники психофизиологического редукционизма (В.М.Бехтерев и др.)
сводили любые ,даже самые сложные формы человеческой деятельности к простым
актам рефлекторного поведения.
Страницы: 1, 2
|