Реферат: Психологические аспекты влияния СМИ
Реферат: Психологические аспекты влияния СМИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
КАФЕДРА ПСИХОЛОГО -
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ
Курсовая работа
по социальной психологии
Выполнила:
Студентка 2 курса
Заочной формы обучения
Александрова Татьяна
Научный руководитель:
доцент Сивицкий В.Г
Минск,2003
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
|
3
|
ГЛАВА
I
ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ
|
4
|
1.1
ВЛИЯНИЕ
|
4
|
1.2
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
|
10
|
ГЛАВА
II
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
|
13
|
2.1. ВЛИЯНИЕ ПРЕССЫ
|
14
|
2.2
ВЛИЯНИЕ РАДИО
|
15
|
2.3
ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
|
17
|
2.4 ВЛИЯНИЕ
ИНТЕРНЕТА
|
19
|
2.5 ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ
|
22
|
ГЛАВА
III
НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
|
25
|
3.1 ВЛИЯНИЕ РАДИО
|
28
|
3.2 ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
|
29
|
3.3 ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА
|
34
|
3.4 ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ
|
38
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
40
|
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
|
41
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
43
|
ВВЕДЕНИЕ
Бурно развивающиеся процессы в современном обществе затрагивают все
стороны жизни, что приводит к осознанию значимости особенностей развития
общественного сознания людей, их общения, взаимодействия и взаимоотношений на
все стороны деятельности.
В наше время огромное психологическое влияние на
сознание и подсознание человека оказывают средства массовой информации (СМИ).
Та реальность, которую нам предлагают сегодняшние СМИ, безусловно
опосредствована чьим-то мнением, она упрощена и не предлагает размышления,
анализа. В некоторых случаях эта информация может быть опасна, так как человек
принимает её готовой, не задумываясь и ему можно внушить очень многое. Поэтому
нам часто легче окунуться в поток информации, чем критично её воспринимать.
СМИ сегодня- это мощный фактор влияния на психическое состояние людей.
За последнее десятилетие было поведено множество исследований по данному
вопросу в совершенно различных сферах (печать, радио, телевидение, реклама,
интернет). Ведь отличительными чертами СМИ является публичность и неоднозначный,
противоречивый характер самих СМИ, что стимулирует новый рост исследований.
Объектом данного
исследования выступают психологические объекты влияния.
Предметом
СМИ как инструмент воздействия на психику человека.
Цель:
изучить положительное и негативное влияние СМИ (печать, радио, телевидение,
реклама, интернет) на жизнь людей.
Выдвинутая нами цель достигается последовательным решением задач:
1.
Найти источники в которых
рассматривается данная проблема.
2.
Подвести итог психологического
влияния СМИ.
Гипотеза – СМИ
оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на жизнь людей.
Психологические аспекты влияния СМИ рассматривались различными
авторами, но так как в нашей курсовой работе мы не сможем охватить весь спектр
мнений, то попробуем представить наиболее распространённые мнения.
ГЛАВА I
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1 ВЛИЯНИЕ
«Если одно – два приветливых слова
могут сделать человека счастливым,
надо быть негодяем, чтобы отказать
ему в этом»
(Т.Пэн английский публицист)[17, 122].
Влияние –
процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека (объекта
влияния), его установок, намерений, представлений и оценок в ходе
взаимодействия с ним.
Психологическое влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и
действия другого человека с помощью исключительно психологических средств,
спредоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.
Противостояние чужому влиянию – это сопротивление воздействию другого человека с
помощью психологических средств.
Инициатор влияния – тот, кто первым предпринимает попытку влияния.
Адресат влияния – тот, к кому обращена первая попытка влияния. В
дальнейшем взаимодействии инициатива может переходить от одного субъекта к
другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию
взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым
испытал его влияние, - адресатом. Однако, в процессе
межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние субъектов друг на
друга, так что в большинстве случаев субъект может являться одновременно как и
инициатором, так и адресатом влияния.
Открытое психологическое
взаимодействие – взаимное влияние,
цели которого заранее объявляются или не скрываются.
Скрытое психологическое
взаимодействие – взаимное влияние,
цели которого не объявляются или маскируются под цели открытого взаимодействия.
К исключительно психологическим
средствам влияния относятся вербальные, паралингвистические и
невербальные.
Вербальные сигналы – слова, и прежде всего их смысл, но также и характер
используемых слов, подбор выражений, правильность речи либо разные виды её
неправильности.
Паралингвистические сигналы – особенности произнесения речи, отдельных слов и
звуков.
Невербальные сигналы – взаимное расположение субъектов в пространстве, позы,
жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи
[20].
Психологическое влияние осуществляется
для достижения трёх целей:
1.
Для удовлетворения своих
потребностей с помощью других субъектов или через их посредство;
2.
Для подтверждения факта своего
существования и значимости этого факта;
3.
Для преодоления пространственно –
временных ограничений собственного существования.
В сущности, первая из этих целей
включает и две остальные, если считать потребностями стремление
утвердить факт своего существования и стремление к преодолению пространственно
– временных ограничений. Однако различия между тремя целями всё же достаточно
существенны.
В первом случае психологическое влияние используется
для того, чтобы добиться удовлетворения иных потребностей, а не собственно потребностей
влияния.
Во втором случае влияние служит
знаком, индикатором, доказательством факта существования влияющего и
значимости этого существования.
В третьем случае влияние само является
потребностью и выступает как одна из форм стремления всего живого –
преодоление пространственно – временных ограничений своего существования.
Субъект может предпринимать попытки
влияния, чтобы разрядить свои агрессивные импульсы и попытки противостояния
влиянию, чтобы защититься от нового. Цели, связанные с иными потребностями,
зачастую не осознаются или тщательно скрываются.
С другой стороны, сопротивляясь чужому
влиянию, мы также подтверждаем факт своего отдельного от других существования,
свою идентичность самому себе.
Первый шаг на пути цивилизованного влияния – осознание
своих истинных целей. Осознав свои
цели, можно решить, насколько они достойны того, чтобы мы стремились их
реализовать, а затем найти цивилизованные способы получения помощи и поддержки
других субъектов для их осуществления [3].
Под цивилизованным влиянием в настоящем контексте мы понимаем влияние:
- соответствующее правилам этикета;
- соответствующее этическим нормам, принятым самим субъектом.
«Нормы этикета – это способы оказания уважения, знаков внимания,
почтения… Этикет приобретает нравственную ценностькак совокупность знаков
признания, которые удовлетворяют потребность людей в социальных
«поглаживаниях». Поэтому даже формальное, условное проявление чувств имеет
моральное значение…» [3,с 16, 19].
Итак, цивилизованное влияние – это влияние одновременно и правильно
выполняемое, и благородное достойное человека.
В качестве операциональных критериев цивилизованного влияния можно
выделить на рисунке 1:
Дела
Цивилизованное = Влияние, способствующее
Деловых
влияние сохранению и
развитию отношений
Личностной
целостности
Рис.1 Критерии цивилизованного влияния.
В табл.1 даны определения различных
видов влияния, в табл.2 – определения различных видов противостояния влиянию.
Таблица 1. Виды психологического влияния
Вид влияния
|
Определение
|
Аргументация
|
Высказывание и обсуждение доводов в пользу
определённого решения или позиции с целью формирования или изменения
отношения собеседника к данному решению или позиции |
Самопродви-жение
|
Объявление своих целей и предъявление свидетельств
своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оценённым по
достоинству и благодаря этому получить преимущество на выборах, при
назначении на должность и др. |
Продолжение таблицы 1.
Вид влияния
|
Определение
|
Манипуляция
|
Скрытое побуждение адресата к переживанию
определённых состояний, принятию решений и/или выполнению действий,
необходимых для достижения инициатором своих собственных целей |
Заражение
|
Передача своего состояния или отношения другому
человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшем
объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние
может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться – также непроизвольно
или произвольно |
Пробуждение
импульса к подражанию
|
Способность вызывать стремление быть подобным себе.
Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно
использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого
поведения и образа мыслей) также может быть произвольным и непроизвольным |
Формирование
благосклоннос-ти
|
Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата
путём проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности,
высказывание благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания
ему услуги |
Просьба
|
Обращение к адресату с призывом удовлетворить
потребности или желание инициатора воздействия |
Игнорирование
|
Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к
партнёру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как
признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях выступает как
тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнёром |
Принуждение
|
Приневоливанье (синоним слова «принуждение»)
человека к выполнению определённых действий с помощью угроз и лишений. В
наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической
расправы, ограничения свободы и физические воздействия. В последних двух
случаях принуждение перестаёт быть собственно психологическим средством
влияния |
Продолжение таблицы 1.
Вид влияния
|
Определение
|
Нападение
|
Внезапная атака на чужую психику, совершаемая с
сознательным намерением или без такового и являющаяся формой разрядки
эмоционального напряжения. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных
суждений о личности человека; грубое агрессивное суждение, поношение или
осмеяние его дел и поступков; напоминание о постыдных или оскорбительных
фактах его биографии; безапелляционное навязывание своих советов и др. |
Внушение
|
Сознательное неаргументированное воздействие на
человека или группу людей, имеющее своей целью изменение состояния, отношения
к чему-либо и создание предрасположенности к определённым действиям |
Таблица 2. Виды психологического противостояния влиянию.
Вид противостояния
влиянию
|
Определение
|
Контраргументация
|
Сознательный
аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий
доводы инициатора воздействия |
Психологическая
самооборона
|
Применение
речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие
духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации
деструктивной критики, принуждения или манипуляции |
Информационный
диалог
|
Прояснение
позиции партнёра и собственной позиции путём обмена вопросами и ответами,
сообщениями и предложениями |
Конструктивная
критика
|
Подкреплённое
фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и
обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата |
Продолжение таблицы 2.
Вид противостояния
влиянию
|
Определение
|
Конфронтация
|
Открытое
и последовательно противопоставление адресатом своей позиции и своих
требований инициатору воздействия |
Энергетическая
мобилизация
|
Намеренная
активизация фактов, производящих, питающих, восстанавливающих и усиливающих
индивидуальную энергию; в частности, преобразование любых отрицательных или
амбивалентных эмоций в гнев |
Творчество
|
Создание
нового, пренебрегающее влиянием образца, примера или моды, либо
преодолевающее его |
Уклонение
|
Стремление
избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе
случайных личных встреч или столкновений |
Отказ
|
Выражение
адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия |
Процесс взаимного влияния – это столкновение двух или нескольких воль,
сознательная или бессознательная борьба человека за уподобление других людей
себе, своим планам, замыслам желаниям. При этом симметрия уподобления здесь
отнюдь не обязательна[20].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|