рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Проблемы совершенствования борьбы с терроризмом в современных условиях рефераты

     3. Деяния,  предусмотренные  частями  первой  или  второй  настоящей статьи, совершенные лицом с использованием  своего  служебного  положения либо руководителем общественного  объединения,  - наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет  с конфискацией имущества или без таковой.

Здесь раскрываются понятия террористической группы и террористической организации. По смыслу указанного закона эти понятия отличаются друг от друга лишь тем, что организация предполагает наличие структурных подразделений и руководящих органов. Представляется необходимым соотнести эти определения с уголовно-правовыми понятиями форм соучастия, уточнив, что террористическая группа и террористическая организация – это разновидность преступной группы и преступной организации.

Субъективная сторона терроризма, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, характеризуется двойной формой вины: прямым умыслом по отношению к террористическим действиям и неосторожностью (по самонадеянности или небрежности) по отношению к указанным в  ст. 233. ч.3  п. «б»  последствиям.

В примечании ст. 233 УК РК указано, что лицо, «принимавшее участие в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом содействовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления». То есть, имеются в виду активные позитивные действия человека, который готовил террористический акт или участвовал в его подготовке, но затем решил не допустить его путем своевременного предупреждения органов власти или иным способом. Такие действия могут быть добровольными даже в том случае, если он действовал в страхе перед разоблачением, в силу религиозных мотивов, указания священника в ходе исповеди и т.д.

          Подводя итоги, хотелось бы обратить внимание на еще один, на мой взгляд, существенный недостаток действующего уголовного законодательства. Исключительная общественная опасность терроризма состоит в том, что при этом деянии совершается массовое уничтожение людей, поэтому нельзя признать справедливым положение о том, что самые распространенные и опасные формы терроризма по строгости наказания даже не приравниваются к убийству при отягчающих обстоятельствах. Получается, что, например, убийство с целью сокрыть другое преступление (ст.96 ч.2 п. «к» УК РК) влечет по закону наказание до 20 лет лишения свободы а взрыв пассажирского состава, повлекший гибель сотен людей до 15 лет лишения свободы. Для устранения указанного недостатка можно было бы установить за совершение террористических актов, связанных с убийством людей, наказание до тридцати лет лишения свободы. По действующему уголовному законодательству такое наказание может быть назначено только по совокупности приговоров (ст.60 ч.3 УК РК), но такое исключение было бы вполне оправданным в отношении террористов.

     

   

  3.2 Правовые аспекты борьбы с терроризмом в Республики Казахстан.

         В течении длительного времени предпринимаются попытки найти международное универсальное определение терроризму, приемлемое для национальных законодательств, однако в едином понимании политического, религиозного, этнического и общеуголовного терроризма сформировать такое определение не удалось. Вместе с тем, в целом ряде международных правовых актов ООН (резолюциях, конвенциях) достигнуто единое понимание по целом ряду конкретных террористических преступлений. К таковым соглашениям относятся Конвенции, принятые в отношении преступлений, совершенных на борту воздушных судов, о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, о предупреждении и наказании преступлений, против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, о борьбе с захватом заложников, о физической защите ядерных материалов и так далее.

       Исходя из общих представлений о терроризме национальное уголовно-правовое законодательство должно быть максимально приближено к международно-правовому уровню понимания этого явления. Такое стремление прослеживается в действующем УК РК, а также в Законе Республики Казахстан "О борьбе с терроризмом". Вместе с тем как уголовно-правовые меры по борьбе с терроризмом, заложенные в действующий УК, так и Закон имеют существенные изъяны, вызывают ряд замечаний принципиального характера, что в итого приводит к необходимости существенной доработки и Закона и действующего уголовного законодательства.

       Авторы упомянутого Закона дали понятие террористической деятельности, как направленной на совершение преступлений террористического характера и включающей в себя, надо полагать, исчерпывающий перечень деяний. К ним отнесены:

- организация, планирование, подготовка и совершение террористических акций;

- подстрекательство к проведению террористических акций, призывы к насилию в террористических целях;

- организацию незаконных военизированных формирований или преступных организаций с целью совершения террористических акций, а равно участие в них;

-вербовку, вооружение или использование террористов в террористических акциях, а так же обучение их террористическим навыкам;

- финансирование террористических организаций и террористов.

- пособничество в подготовке и совершении террористических акций.

 Можно согласиться с тем, что каждое из этих деяний, как отдельно так и в совокупности может образовать объективную сторону состава преступления террористического характера. Однако перечисленные деяния, отнесенные проектом к террористической деятельности выходят далеко за рамки определения терроризма, данного в ст. 233 действующего УК и продублированного авторами проекта. Не охватываются они и другими преступлениями, отнесенными проектом к террористическим (к таковым авторами отнесено четыре статьи действующего УК (163, 164, 233 и 234).

Например, по такой статье действующего УК можно привлечь к уголовной ответственности лиц занимающихся разработкой и распространением террористических актов  преступной деятельностью террористической группы или организации, по ст. 233-1.

Как применить уголовный закон к организаторам незаконных воинских формирований или преступных организаций, созданных для совершения террористических актов, если ст. 235 и 236 УК не отнесены авторами к преступлениям террористического характера и не имеют таких квалифицирующих признаков.

Может ли, например, вербовка лиц для террористической деятельности образовывать самостоятельный состав преступления. Единственный состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность за вербовку регламентирован в ст. 162 УК (наемничество) и относится лишь к вопросам вербовки, обучения и финансирования наемников для использования их в вооруженном конфликте или военных действиях. К террористическим преступлениям этот состав не отнесен. Аналогичные вопросы можно ставить и далее.

Непонятно, из каких критериев исходили авторы Закона, выделив четыре статьи уголовного кодекса, в качестве исчерпывающего перечня преступлений террористического характера (ст. 233 УК - терроризм; ст. 233-1 УК – пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма; ст. 233-2 УК – создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности.; ст. 234 УК РК - захват заложника). Есть полное основание говорить о таких преступлениях террористического характера, как захват воздушного или водного суда либо железнодорожного подвижного состава (ст. 239 УК) захват заданий, сооружений, средств сообщения и связи (ст. 238 УК) и так далее. Здесь нужно отметить, что авторы Закона пошли в разрез с международной практикой: такие преступления, как захват воздушного судна, признаны международными конвенциями в Токио (1963 г.), Гааге (1970 г.) и Монреале (1971 г.). Возникает вопрос вообще о правомерности перечисления в проекте террористических составов. К примеру, и захват заложника, и возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды могут и не содержать признаков преступления террористического характера.       

Эти и другие многочисленные недостатки проекта обнажают его внутреннюю разбалансированность, а также явное несоответствие действующему уголовному кодексу. С другой стороны, анализ уголовного кодекса, применительно к теме борьбы с терроризмом, обнаруживает отсутствие строго выверенной концепции, выявляет немало правовых тупиков. В рамках данного сообщения позволительно будет обратить внимание лишь на отдельные, явно бросающиеся в глаза дефекты УК.

       Прежде всего, о диспозиции ст. 233 УК, раскрывающей состав терроризма. Скопированная почти дословно из УК Российской Федерации эта норма рассматривает терроризм в виде формального состава преступления, в котором реальное наступление последствий, заключающихся в гибели людей, не является признаками этого состава преступления, за исключением неосторожного отношения к последствиям в виде смерти человека. Между тем, неизбирательная гибель людей, как показывает международная практика, далеко не всегда является вспомогательной задачей или побочным последствием достижения поставленной цели. Как раз цель посеять страх и ужас среди населения наиболее эффективно достигается в случаях массовой гибели людей. Заранее рассчитанный и спрогнозированный результат в виде массовой гибели людей становится все более неотъемлемой частью терроризма. Как иначе можно рассматривать взрыв самолета в воздухе, поезда в пути или организацию взрыва, поджога в местах массового скопления людей. Наконец, именно большое количество неизбирательных жертв при террористических актах, придает терроризму наивысшую степень общественной опасности.

      Повышенную общественную опасность могут представлять хищение оружия, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств, радиоактивных материалов для террористических целей, однако квалифицирующие признаки в соответствующих статьях уголовного кодекса нашей республики также отсутствуют.

      В действующем уголовном кодексе не прослеживается органичной взаимосвязи терроризма и организованной преступности. Между тем террористические аспекты - это, как правило, результат четко спланированных, скоординированных и осуществленных действий, требующих высокого уровня организации и осуществленных действий, требующих высокого уровня организации преступной деятельности. К примеру ст.236 УК РК "Организация незаконного воинского формирования". Если мы намерены отнести организацию незаконного воинского формирования с целью совершения террористических акций к террористической деятельности, то и в упомянутой статье должны быть соответствующие квалифицирующие признаки.

       Одним словом, однозначно можно утверждать, что, не изменив уголовно-правовой основы борьбы с терроризмом, не устранив недостатки уголовного кодекса РК в этом вопросе, невозможного создать качественную нормативную базу для борьбы с терроризмом.

       Уголовно-правовая регламентация является одной из важнейших составляющих всего спектра мер по борьбе с терроризмом, она должна иметь четкую концепцию, быть ясной и понятой, способной к эффективному применению на практике, наконец, она должна иметь превентивное значение и служить гарантией от правоохранительного произвола.

         В этой связи, закон "О борьбе с терроризмом" должен содержать, помимо изложения понятийного аппарата, мер организационного характера так же и блок изменений и дополнений в Уголовный кодекс республики.

     Должны быть взаимоувязаны, Закон "О борьбе с терроризмом" и действующее уголовное законодательство в части борьбы с терроризмом.

Одновременно следовало бы рассмотреть возможные изменения в Уголовно-процессуальном кодекс РК и Законе "Об оперативно-розыскной деятельности", которые позволят расширить возможности правоохранительных органов по выявлению, пересечению, раскрытию и расследованию преступлений связанных с террористической деятельностью.

В нынешнем виде закон имеет явный оттенок декларативности, он содержит много норм уже урегулированных другими законами и имеет терминологические неточности, требующие коррекции.

    

     

  

3.3 Национальные организации, осуществляющие борьбу с    международным терроризмом и их компетенция.

Борьба с терроризмом ведется во всем мире. Во многих странах, таких как Израиль и Великобритания – на протяжении десятилетий. За долгие годы антитеррористической деятельности спецслужбы этих стран сумели накопить большой опыт, который могли бы взять на вооружение российские спецслужбы.

Израиль вот уже более 50 лет является объектом экстремистских действий. Теракты в отношении израильтян совершают в основном активисты палестинского движения «ХАМАС» и «Исламский джихад». Именно на их счет отнесены четыре взрыва, совершенные в стране в период с 25 февраля по 4 марта 1996 года. В результате терактов погибли 59 человек, еще 100 были ранены. Современный этап борьбы с терроризмом начался в Израиле в 1972 году, когда группа арабских экстремистов из организации «Черный сентябрь» захватила в олимпийской деревне в Мюнхене нескольких израильских спортсменов. Операция по освобождению заложников, проводившаяся  западногерманской полицией, закончилась неудачей: несколько спортсменов погибли, часть террористов скрылась. С этого момента, как в Израиле, так и в ряде других стран начали создаваться специальные антитеррористические подразделения. Правительство Израиля, возглавляемое Голдой Меир, приняло принципиально важное решение, которое со временем стало основным принципом антитеррористической деятельности – ни в коем случае не идти на уступки террористам. В 70-е годы израильские подразделения по борьбе с терроризмом проводят ряд успешных операций. 1973 год – в Бейруте уничтожена штаб-квартира организации «Черный сентябрь» и завод по изготовлению взрывных устройств. В течение нескольких лет от рук членов израильских антитеррористического подразделения «Божья Кара» гибнут все участники мюнхенских событий. [7 с.112]. В настоящее время борьбу с терроризмом в Израиле возглавляет оперативный штаб, в который включены представители вооруженных сил, полиции и спецслужб, включая представителей разведки «Моссад».

США. Толчком к активизации антитеррористической деятельности послужили события 1997 года, когда 69-летний палестинец Али Абу Камаль открыл стрельбу на смотровой площадке манхэттенского Эмпайр-Стейт-Билдинг. От пуль палестинца погибли 8 человек, в том числе он сам. Расстреляв обойму 38-калиберного «беретта-чита», Камаль выстрелил себе в голову. За этим терактом вскоре последовали новые. В течение трех лет арабские террористы устроили взрыв в подземном гараже Всемирного торгового центра, эмигрант из Ливана Рашад Баз расстрелял из автоматического оружия автобус с еврейскими детьми, было взорвано административное здание в Оклахома-Сити, американские посольства в Кении и Танзании. В ответ на усилившуюся активность террористов активизировали свою деятельность и соответствующие структуры безопасности. В каждом из 59 управлений ФБР было создано, по крайней мере, одно боевое подразделение по борьбе с терроризмом (SWAT), созданы многочисленные группы по исследованию и предотвращению террористических взрывов. В 1988 году была подписана «Международная конвенция по борьбе с террористическими взрывами». Государства—участники Конвенции взяли на себя обязанность рассматривать акты терроризма, совершенные на территории других стран в качестве преступлений, влекущих за собой выдачу преступников стране, на территории которой было совершено преступление.

Великобритания. Многочисленные террористические группировки, базирующиеся в основном в Северной Ирландии, уже три десятилетия ведут войну против Лондона за независимость Ольстера от Великобритании. Пальма первенства по числу учиненных терактов досталась экстремистам из Ирландской республиканской армии. Среди совершенных ИРА терактов особо выделяется  взрыв, произошедший в августе 1998 года на улице североирландского города Бенбридж. 500-килограммовая бомба, начиненная гвоздями, была заложена в автомобиль, припаркованный вблизи торгового центра в оживленном районе города. Массовую гибель людей удалось предотвратить лишь чудом: полицию предупредили о готовящейся акции за 20 минут до взрыва и посетителей центра удалось эвакуировать. Пострадали только 35 человек, которые получили различные ранения,

Франция. Французское правительство вынуждено тратить много сил и средств на борьбу с террористами, главным образом алжирскими экстремистами. Созданная в 1991 году правительственная антитеррористическая программа Vigipirate действует и по сей день. Летом 1995 года этот план был эффективно использован против исламских террористов, которые совершили серию взрывов в Париже и других городах Франции. И хотя жертв избежать не удалось, их число все же могло быть гораздо больше, если бы не были приняты меры безопасности. Тогда взрывы в метро, на рынках, у школ унесли жизни более десяти человек. План Vigipirate входит в список 40 возможных мер, предусмотренных французским правительством на случай различного рода критических ситуаций. Каждая из мер определяется степенью опасности, которую представляет террористическая группа.

С середины века в вооруженных силах разных стран стали появляться специальные антитеррористические подразделения особого назначения. Сегодня они существуют более чем в 50 странах. Рассмотрим некоторые из них:

Великобритания

“22-я специальная воздушная служба” (SAS-22). Образована во время второй мировой войны. По боевой подготовке сравнима лишь с израильскими контртеррористическими отрядами, но превосходит их по вооружению. Пленных английские боевики не берут. По некоторым данным в рамках подразделения служит 500 человек. Несмотря на строгую секретность, много внимания уделяет созданию паблисити. Самые успешные операции – акции против ИРА в Ирландии, Голландии, Германии. Участвовала в тысячах операций от Сахары до Малайзии. Самая известная операция – освобождение заложников в иранском посольстве в Лондоне. За всю историю существования несколько десятков сотрудников погибли в Северной Ирландии и в Ираке во время операции “Буря в пустыне”.

Германия

“Федеральная группа по защите границы” (GSG-9). Создана после мюнхенской трагедии во время Олимпиады в 1976 году. Это была первая операция группы. Сегодня эта группа не только борется с террористами, но и обеспечивает охрану немецких дипломатов во время поездок по Ближнему и Среднему Востоку. Помогает немецкой контрразведке, организуя слежку за террористами. Численность – около 200 человек. Женщин в подразделении нет, но иногда группа используют сотрудниц немецкой контрразведки. За все время существования проведено более 5 тыс. операций. Десять членов погибли от рук террористов. Самая известная операция – октябрь 1977 года Могадишу (Сомали), освобождение самолета, захваченного арабскими террористами с более чем 100 заложниками. Немецкую службу пригласили для ликвидации террористов еще и потому, что террористы требовали выпустить из немецких тюрем лидеров “Фракции Красной Армии”, немецкой леворадикальной группировки, войну с которой “GSG” считала своим главным делом в 70-е годы. Провалы – 1994 год убийство члена “Фракции Красной армии” Вольфганга Грамса. Во время захвата на платформе метро лидеров РАФ Грамса и Бригит Хогефельд в перестрелке был убит один из сотрудников спецотряда. А затем выстрелом в упор был застрелен Грамс. Причем, прохожие показали следующее: когда перестрелка закончилась, двое офицеров “GSG” склонились над раненым Грамсом и застрелили его из его же пистолета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7