Реферат: Международная миграция рабочей силы
Реферат: Международная миграция рабочей силы
1.МЕЖСТРАНОВОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.
Одним из проявлений интернационализации и
демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а
также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений
между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения
и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся
правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и
международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и
вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением
обстоятельств. Масштабы потоков и драматизм положения таких мигрантов в
отдельные исторические периоды, и годы превращаются в глобальные проблемы. Их
разрешение требует широкого международного сотрудничества.
Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеров,
особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне,
столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению
острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.
Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы
регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других
организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном
(в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому
сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции
населения и нормализовать миграционные потоки. Последнее десятилетие нашего
столетия характеризуется тем, что страны-импортеры и страны-экспортеры трудовых
ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.
Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в
уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического
прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами
иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада,
Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими
доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия,
Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).
Внешняя трудовая миграция относится к
одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением
рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые
страны на временную работу с последующим возвращением на родину.
Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные
преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но
она способна породить и острые социально-экономические проблемы.
Сегодня признаются и используются следующие положительные последствия трудовой
миграции.
Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению
условий безработицы, появлению для страны—экспортера рабочей силы
дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а
также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило,
пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное
дело, создавая дополнительные рабочие места.
К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста
потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы,
«утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.
Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта,
получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства
государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики
вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и
последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области
особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость
косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и
правительств.
2.МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖСТРАНОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ.
Правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и
цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих
процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым
условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в
документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции,
страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным
законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки
зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за
рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.
Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что
регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами,
воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую
несовпадающие интересы. Если страна—импортер рабочей силы в большей степени
отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны—экспортера
рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов
мигрантов за рубежом.
Во многих аспектах интересы стран—экспортеров и импортеров рабочей силы
оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной
заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется
в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам
миграции.
В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в
рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами,
связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.
Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть
которого используется на субсидирование национальных программ в области
миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает
регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ
(Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые
касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО
имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и
членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM),
целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной
миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В
Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав
трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам
ми-фации (СИМЕ).
Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание
государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении
мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии,
пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий,
при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего
государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов
обеспечивается:
• организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их
необходимой информацией (ст. 2);
• принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении
вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);
• принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием
мигрантов (ст. 4);
• организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);
• разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов
(ст. 9).
Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда
мигрантов, еще одно — вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих
инструментов и оборудования. Посреднической деятельностью по трудоустройству
мигрантов могут заниматься:
• наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени,
при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;
• частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных
властей территории, на которой данные операции будут производиться, при
соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо
законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными
органами принимающей и направляющей стран.
В данной Конвенции также указывается, что лицо или организация, способствующие
незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию. В ней подчеркивается
также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения
права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков
найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.
Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания
также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено
национальными законодательствами, — возможность участвовать в процедурах по
установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная
плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.
Международными стандартами предусматривается также возможность для
трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране
пребывания.
Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран
пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального
обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать
по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную
Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в
стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут
предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание,
пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное
обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и
т.п.
Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории
нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция
содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в
образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих
гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории
государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов
их семей.
Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций,
регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для
их осуществления.
3.МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ИМПОРТЁРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.
Страны—импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в
привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего
на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.
В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной
квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере.
О высоких требованиях к
качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения
процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или
профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности.
Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов.
Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.
К числу требований,
предъявляемых к качеству рабочей силы, относят:
•
требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта;
• дополнительные
профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий
(в США, например, иностранный программист должен владеть принятыми в стране
программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными
системами);
• ограничения личностного и
психологического плана. Так, например, претендент на получение гражданства ЮАР
должен иметь «добрый характер». В США издавна ограничен въезд для
представителей любой из партий тоталитарного типа.
Значение того или иного
качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может
меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших
характеристик, таких, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата,
обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования
достаточно устойчивы во времени.
Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в
предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в
страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются
бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.
Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка
труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для осуществления
этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или
предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в
стране пребывания.
4.ЭМИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ЭКСПОРТЁРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.
Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики
стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать
сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств,
которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций;
эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень;
требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением
последними в зарубежных странах профессий и образования.
Современная международная трудовая миграция характеризуется активизацией и
ростом влияния стран — экспортеров рабочей силы, которые применяют различные
методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:
• методы и средства защиты интересов государства-экспортера трудовых ресурсов
путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов,
выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной
политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые
страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении
высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей
силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;
• методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики
страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в
национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую
процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных
средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд
государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну
происхождения значительную, долю полученной за границей заработной платы.
Государство привлекает также средства частных посреднических организаций,
занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязательных
вкладов и страховок;
• методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования
двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за
границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные
гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному
обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.), а также путем организации
учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и
т.п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой
миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения
их основных прав.
В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются
атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов,
в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение переговоров
с работодателями.
Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых помимо
контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит
накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского
обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т.п.
возвращающихся на родину мигрантов;
• меры, способствующие как защите государственных интересов, так и прав и
свобод трудящихся-мигрантов.
Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции,
который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его граждан.
Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка
обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан
для работы за границей. Цель лицензирования — наделение правом посредничества
при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают
достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными
связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за
результаты своей деятельности;
• меры, направленные на взаимную защиту интересов стран—экспортеров и стран -
импортеров трудовых ресурсов.
5.МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Россия не осталась в
стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям,
экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения
и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 90-х
годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из
стран СНГ и Балтии, не прекращаются.
Рост безработицы
подтолкнул сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных
специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов
населения в последние десятилетия нынешнего столетия. На Конференции стран
СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная
необходимость международной помощи. На территории России оказались сотни тысяч
перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов.
Правительство Российской Федерации вынуждено в этих
условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать
поддержки — материальной и финансовой — у международных организаций, развивать
сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по
проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.
Выход
России на внешние рынки труда предполагает формирование полноценной,
обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база
регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской
Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ,
определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских
граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.
Разработана федеральная миграционная программа. Правительство РФ наметило меры
по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из
которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных
последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий
для беспрепятственной реализации прав мигрантов.
Практическому претворению в
жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских
граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные
соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом
других стран.
Федеральной миграционной службой
России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением
трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования
позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и
агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов,
требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и
организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.
Наиболее важные аспекты
российской миграционной политики:
•
реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;
•
гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;
• обеспечение
беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.
Поскольку Россия в
международной миграции является одновременно принимающей и направляющей
стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться
на реализацию многоцелевых направлений.
В области импорта рабочей силы
наиболее важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных
стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного
притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и
качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального
использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических
интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров,
имеет выбор концепции иммиграционной политики.
В области экспорта рабочей
силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание
уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы;
привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов
трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки
российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий,
предпринимательского опыта и образования.
Принципиальное значение для
РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для
инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную
структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением
возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также
предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в
большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно
ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.
С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных
мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту
зарубежных стран, принятие ряда мер, например:
• введение специальных депозитных счетов;
• продажа земельных участков под строительство;
• выдача
на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в
строго определенных банках;
• создание альтернативного
жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;
• открытие валютного счета
для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;
• создание специального пенсионного фонда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подвижность населения и трудовых ресурсов — одна из важных особенностей
современных МЭО.
Страны—экспортеры и страны — импортеры трудовых ресурсов, международные
организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования
миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и
демократии с учетом национальных интересов.
Международная организация труда являете уникальной среди всемирных организаций
в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей
обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одна из ее
наиболее важных функций состоит в принятие конвенций и рекомендаций,
устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода
ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование,
оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция.
Конвенции налагают обязательства — для
государств-членов, которые их ратифицировали, рекомендации обеспечивают
ориентир для национальной политики, законодательства, практики. Со времени
основания МОТ принято более 300 конвенций и рекомендаций. МОТ контролирует
применение конвенций ратифицировавшими их государствами.
В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции
трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены
двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых
ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество
должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы
трудовой миграции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мировой рынок
труда. — М.: Наука, 1994, гл. 1—3.
2.
МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятые Международной конференцией
труда. 1919—1986. — Женева, 1988. - С. 1428-1446.
3.
Неисповедимы пути иммиграции// «Российская газета», 8 октября 1996.,
с.3.
4.
Федеральная миграционная программа //«Российская газета», 20 августа
1996., с. 4—6.
5.
Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996// «Российская
газета», 16 августа 1996 г.
ПЛАН
1.Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов.
2.Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции.
3.Миграционная политика стран – импортёров трудовых ресурсов.
4.Эмиграционная политика стран – экспортёров трудовых ресурсов.
5.Миграционная политика Российской Федерации.
Заключение.
Список
используемой литературы.
|